Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о с/с. Различные подходы к с/с в русском синтаксисе




Тема 2. Словосочетание как синтаксическая единица

План:

1. Понятие о словосочетании (с/с). Различные подходы к с/с в русском синтаксисе.

2. Признаки с/с. Отличие с/с от слова и предложения.

3. Типы с/с по лексико-морфологической природе главного и зависимого слова и по структуре.

4. Грамматическое значение с/с. Типы с/с по характеру синтаксических отношений.

5. Виды подчинительной связи слов в с/с.

6. Типы с/с по степени спаянности компонентов.

 

Термин «словосочетание» ввел А.Х.Востоков (1831 г.). С/с – это непредикативное сочетание двух и больше знаменательных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

В современной науке существуют три направления в понимании с/с.

Первая концепция (широкий подход к с/с) характерна для представителей формальной школы в грамматике (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон, А.М. Пешковский). С/с понимается как основная единица синтаксиса, представляющая любое грамматическое соединение пары полнозначных слов, выделяемых из предложения. Так, например, для Фортунатова с/с являются такие сочетания слов, как летит большая птица, летит птица, большая птица,причем первые два из них являются законченными, а последнее (большая птица) – незаконченным. По словам Ф.Ф. Фортунатова, «законченное словосочетание представляет собой полное предложение». Профессор Пешковский допускал наличие с/с, состоящих из одного слова (Пожар! Воды! Куда?). Широкий подход к с/с (с некоторыми коррективами) представлен и в современной учебной литературе: Скобликова Е.С. Современный русский язык. – М., 2006.

Вторая концепция с вязана с сужением понятия с/с. В ее основе лежит идея А.А.Шахматова о соотнесенности двух единиц – с/с и предложения. Эта идея была обоснована в трудах А.В.Виноградова, противопоставившего две синтаксические единицы – с/с и предложение. Главное различие между ними он видел в наличии у предложения предикативности – отнесенности содержания высказывания к действительности, что грамматически выражается категориями модальности, синтаксического времени и синтаксического лица. Понятие с/с Виноградов употреблял в узком смысле: «С/с – исторически сложившиеся в языке формы грамматического объединения двух и более знаменательных слов, лишенные основных признаков предложения, но создающие расчлененное обозначение единого понятия».

В академических грамматиках русского языка, большинстве школьных и вузовских учебников отражено узкое понимание с/с.

По Виноградову, к словосочетаниям не относятся:

1) предикативные сочетания подлежащего и сказуемого (Дети играют.);

2) ряд однородных членов (пел и плясал, яблоко и груша);

3) полупредикативные сочетания с обособленными членами (Грибники, уставшие от длительной ходьбы, присели отдохнуть (грибники, уставшие));

4) сочетание знаменательного слова с производным предлогом (вследствие болезни, в течение дня);

5) аналитические формы слов (буду ждать, самый хитрый, помолчал бы);

6) фразеологические сочетания (бить баклуши = бездельничать).

Третья концепция принадлежит В.А.Белошапковой (Современный русский язык: учебник / под ред. В.А. Белошапковой. — М., 2003). Признавая мысль Виноградова о наличии в системе языка двух синтаксических единиц– с/с и предложения, она считает, что в основе их противопоставления должен лежать только критерий наличия или отсутствия предикативности. В соответствии с этим словосочетанием признаются любые непредикативные конструкции, основанные на синтаксической связи – как сочинительной (например, удобный стул), так и подчинительной (стол и стул). Таким образом, Белошапкова расширяет понятие с/с. Данную концепцию в учебнике «Синтаксис современного русского языка» (СПб., 2008) называют «расширенная версия узкого подхода».

В 1976 году вышла работа Д.Н. Шмелева «Синтаксическая членимость высказывания в СРЯ», в которой он утверждает, что от с/с как единицы синтаксиса следует отказаться, поскольку мы строим предложения сразу, без посредства с/с и лишь искусственно выделяем их из предложений. В противоположность точке зрения В.В. Виноградова, он считает, что это скорее строительный мусор, нежели строительный материал.

В современной синтаксической литературе наблюдается стремление придать с/с все более низкий статус, вплоть до исключения его из числа синтаксических единиц (Распопов, Фоменко). Ученые вводят новые единицы, которые противопоставляются с/с: синтаксическая форма слова (Шведова), синтаксема (Золотова), знаменательное слово, или синтаксическая словоформа (Бабайцева) – это минимальные синтаксические единицы, которые являются структурно-смысловым компонентом предложения, это единица, которая, благодаря лексико-семантическим и грамматическим свойствам, способна подчинять себе другое слово или само подчиняется.

Синтаксемы, или синтаксические словоформы, с одной стороны, – это морфологическая форма слова (иногда со служебным словом – предлогом), а с другой – единица, обладающая достаточно выраженным грамматическим (синтаксическим) значением. Важной стороной характеристики синтаксической словоформы является степень свободы ее сочетаемости. Так, словоформа может выполнять предложенческую функцию (детерминанты) В воздухе пахло скошенным сеном и функцию присловного распространителя В воздухе пахло скошенным сеном. Таким образом, синтаксические словоформы участвуют в формировании с/с и предложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.