Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводные слова и предложения относятся к таким компонентам предложения, которые не вступают в подчинительную и сочинительную связь с его членами




Показателем грамматического значения является в составном именном сказуемом глагол-связка. Связка служит и средством связи сказуемого с подлежащим. Она чаще всего лишена лексического значения полностью или частично.

Кроме контекстуально неполных, ситуативно неполных и диалогически неполных предложений, в некоторых вузовских учебниках выделяются также структурно неполные и семантически неполные предложения.

С т р у к т у р н о неполными называются такие предложения, в которых оказывается незамещенной позиция главного члена, на его отсутствие указывает другие имеющиеся в предложении члены. Например: Я выехала на дачу днем. Отдохнула чудесно. - Второе предложение является структурно неполным, так как форма глагола - сказуемого (ед. ч. прош. вр.) предполагает наличие подлежащего.

Обратите внимание: Предложение Отдохнули чудесно, если ему предшествовало предложение Мы выехали на дачу днем, где использовалась форма глагола во мн.ч. прош.вр., характерная для односоставных неопределенно-личных предложений, является тем не менее двусоставным, но структурнонеполным, так как в нем идет речь оконкретномлице (мы), названном в предшествующем предложении.

Структурно неполными могут быть предложения с опущенным сказуемым, когда пропуск его в смысловом отношении не ощущается, но на него указывают имеющиеся члены предложения: Везде друзья. Впереди жизнь.

С е м а н т и ч е с к и неполными предложениями называют, как правило, предложения с неопределенно-личными местоимениями, которые замещают позицию подлежащего, но не содержат полной, исчерпывающей информации: Вдали что-то блеснуло. Кто-то тихо постучался.

Семантически полными, но структурно неполными предложениями считают эллиптические предложения. Особенностью этих конструкций является то, что при нулевом сказуемом, значимом и семантически и структурно (так как второстепенные члены, употребленные в предложении, относятся именно к сказуемому), они обладают семантической полнотой, то есть понятны и вне контекста, в отрыве от конкретной ситуации. Например: Татьяна в лес, медведь за ней. Вы ко мне? Все - на выборы! Скорее доктора! Их нельзя рассматривать как предложения с пропущенным сказуемым, т.к. каждое эллиптическое предложение нужно сопоставлять не с одним, а с группой глагольных предложений, включающих всю семантическую группу глаголов. Например: Скорее доктора! (пригласите, приведите, привезите, позовите и т.п.). Безглагольные эллиптические предложения характеризуются экспрессивностью.

Неполные предложения с отсутствующим сказуемым следует отличать от односоставных номинативных предложений.

Образец выполнения задания

Глухая полночь! (Тютчев) - номинативное восклицательное распространенное предложение, главный член в форме подлежащего выражен существительным в им. пад.

Грустный вид и грустный час (Тютчев) – номинативное повествовательное распространенное предложение, главный член в форме подлежащего выражен существительным в им. пад.

О, этот Юг! О, эта Ницца!.. (Тютчев) – оценочно-бытийное распространенное предложение, осложненное междометием.

И ты стоял, - перед тобойРоссия! (Тютчев). Второе предложение является неполным с опущенным сказуемым. На отсутствие сказуемого указывает обстоятельство места, второстепенный член, который относится к группе сказуемого. Предложение можно считать эллиптическим, так как сказуемое не восстанавливается из контекста или ситуации, предложение можно сопоставлять не с одним, а с группой глагольных предложений, включающих всю семантическую группу глаголов (находится, лежит, распростерлась и т.п.).

На небемесяц … (Тютчев). Данное предложение не является односоставным номинативным, так как в нем присутствует группа сказуемого – обстоятельство места. Это неполное двусоставное предложение с опущенным сказуемым.

Но знайте, гости дорогие, Вы здесь не гости, высвои! (Тютчев). Третье предложение в составе сложного является контекстуально неполным с отсутствующим обстоятельством места, которое восстанавливается из предшествующего предложения.

 

ЗАДАНИЕ 4

 

1. Выпишите из текста три предложения с различными составными именными сказуемыми. Охарактеризуйте подробно каждую часть составного сказуемого (связку и именную часть).

2. Выпишите из текста три предложения с различными составными глагольными сказуемыми. Укажите, какое значение имеет каждая часть составного глагольного сказуемого.

В вузовских пособиях представлена точка зрения на сказуемое, выраженное тем или иным именем, как на сказуемое составное, даже тогда, когда оно представлено одной словоформой - существительным, прилагательным, причастием и т. д. Как всякое сказуемое, составное именное имеет предикативный признак, включающий вещественное значение (конкретное наименование признака) и грамматическое значение (отнесенность признака к предмету и модально-временная оценка признака).

Наиболее распространенной является незнаменательная связка быть. Как известно, в настоящем времени эта связка опускается, но сказуемое при нулевой связке все равно составное именное, так как нулевая связка тоже обладает грамматическим значением - значением

изъявительного наклонения настоящего времени. Связка есть и суть употребляется в научном и книжном стиле, а также в предложениях, выражающих тождество: Мысль изреченная есть ложь (Тютчев).

В составном именном сказуемом могут употребляться полузнаменательные связки бывать, стать, становиться, делаться, являться, представляться, казаться, считаться и др.: Будущее представляется нам безоблачным.

Знаменательными связками являются глаголы с конкретным значением (преимущественно со значением движения или пребывания в состоянии), обладающие свойством присоединять к себе либо прилагательное в им. или тв. п., либо существительное с качественно-характеризующим значением в тв. п. К знаменательным связкам относятся такие: работать, идти, ходить, родиться, жить, расти. Например: Отец пришел усталый. Он живет бобылем. Я работаю волшебником.

Лексическое (вещественное) значение имеет присвязочный член - именная часть сказуемого. В роли присвязочного члена могут выступать:

1. Краткая форма прилагательного (в современном русском языке употребляется только в этой функции: Солнце величественно; Океан мудр.

2. Полное прилагательное без связки и со связкой: Душа русского человека отзывчивая, щедрая.

3. Форма сравнительной степени прилагательного (реже форма превосходной степени): Дни становятся длиннее, а ночи короче; Он считается самым красивым.

4. Краткая форма причастия: Девушка подготовлена к работе в школе.

5. Полная форма причастия (встречается реже, чем краткая): Девушка казалась подготовленной к работе в школе.

6. Существительное в им., твор., род. п.: Рыбалка - его страсть; Жизнь как песня; Он был нашим любимцем; Юноша был высокого роста; Письмо было от матери; Эта песня без слов.

7. Числительное: Пять, умноженное на пять, - двадцать пять; На фотографии наша дочь третья с краю; Она здесь лет пяти.

8. Местоимение: Я уже не тот; Кто он? Вишневый сад теперь мой!

9. Наречие: Студентка замужем.

10. Категория состояния: Под липой было прохладно и спокойно.

11. Междометие: Характер у нее ой-ой!

12. Фразеологические сочетания: Мы были не разлей вода.

Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов: инфинитива, обозначающего признак подлежащего, и вспомогательного глагола, имеющего значение времени и модальности. Основное лексическое значение несет инфинитив, который грамматически не связан с подлежащим. Его отнесенность к подлежащему устанавливается через вспомогательный глагол (или другие слова, носящие характер вспомогательного компонента).

Вспомогательные глаголы делятся на фазовые, модальные и эмоциональные. Фазовые глаголы указывают на начало, продолжение или конец действия (состояния): начать, стать, продолжать, остаться, перестать, прекратить, кончить и др.: Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять …(Тютчев). Модальные глаголы обозначают возможность, желательность, решимость, старание, умение совершения действия (состояния): мочь, хотеть, желать, намереваться, решать, предполагать, рассчитывать: Лишь жизнь бессмертную ключа Сковать всесильный хлад не может (Тютчев). Эмоциональные глаголы обозначают различные чувства: любить, бояться, страшиться и т.д.: Порой мой взор, движенья, чувства, речи Твоей не смеют радоваться встрече... (Тютчев). В роли вспомогательного компонента могут использовать краткие прилагательные и слова категории состояния: Скажи заветное он слово - И миром новым естество Всегда откликнуться готово На голос родственный его (Тютчев). И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен наконец проснуться человек (Тютчев). Не пора ль очнуться нам И подать друг другу руки…(Тютчев).

При выделении составного глагольного сказуемого следует учитывать следующее:

1. В составном глагольном сказуемом инфинитив обозначает действие той же субстанции, что и спрягаемая форма глагола: Душа хотела б ей молиться …(Тютчев) - Составное глагольное сказуемое, так как используется субъектный инфинитив. Но: Тебя он прядать научил, играть, скакать на воле! (Тютчев) - простое глагольное сказуемое, так как используется объектный инфинитив (в роли однородных косвенных дополнений).

2. В составное глагольное сказуемое не входит инфинитив, имеющий конкретное значение цели: Я пришелдать вам волю. - Субъектный инфинитив имеет значение обстоятельства цели действия, поэтому не входит в состав сказуемого, является обстоятельством цели. Хозяин послалотыскать подходящий малахит. - Объектный инфинитив имеет значение обстоятельства целидействия, поэтому не входит в состав сказуемого, является обстоятельством цели.

3. Не является составным глагольным сказуемым аналитическая форма будущего времени: И снова розы будут цвесть (Тютчев). - Простое глагольное сказуемое, выраженное сложной (аналитической) формой будущего времени.

Образец выполнения задания

Его погубит роковое слово: «Свобода совести есть бред!» (Тютчев).

Есть бред - составное именное сказуемое, выраженное незнаменательной глагольной связкой быть, в форме изъявительного наклонения, настоящего времени 3 л. ед. ч.; именная часть, имеющая лексическое значение сказуемого, выражена существительным в им. п.

Не жить, не чувствовать – удел завидный … (Тютчев).

Удел завидный - составное именное сказуемое, выраженное нулевой незнаменательной глагольной связкой быть, имеющей грамматическое значение изъявительного наклонения, настоящего времени; именная часть, имеющая лексическое значение сказуемого, выражена синтаксически неделимым словосочетанием имени существительного с качественный прилагательным в им.п.

Где вы, о древние народы! Ваш мир был храмом всех богов… (Тютчев).

Был храмом составное именное сказуемое, выраженное незнаменательной связкой быть в форме изъявит. накл. прош. вр. ед. ч. м. р.; именная часть выражена именем существительным в твор. пад.

Песок сыпучий по колени … (Тютчев).

По колени - составное именное сказуемое, выраженное нулевой незнаменательной связкой быть, имеющей грамматическое значение изъявит. накл. наст. вр. ед. ч., именная часть выражена именем существительным в форме вин. пад.

День вечерел; мы были двое … (Тютчев).

Были двое - составное именное сказуемое, выраженное незнаменательной связкой быть в форме изъявит.накл. прош. вр. мн. ч.; именная часть выражена собирательным числительным в им. п.

Еще земли печален вид…(Тютчев).

Печален составное именное сказуемое, выраженное незнаменательной связкой быть, имеющей грамматическое значение изъявит. наклонения, наст. вр. ед. ч., в качестве именной части, несущей основное лексическое значение, выступают качественное прилагательное в краткой форме.

Все бешеней буря…(Тютчев).

Бешеней - составное именное сказуемое, выраженное нулевой незнаменательной глагольной связкой быть, имеющей грамматическое значение изъявительного наклонения, настоящего времени; именная часть, имеющая лексическое значение сказуемого, выражена прилагательным в сравнительной степени.

Земная жизнь объята снами…(Тютчев).

Объята - составное именное сказуемое с нулевой незнаменательной связкой в форме изъявит. накл.наст. вр. ед. ч., именная часть выражена кратким причастием в форме ед. ч. ж. р.

Да, горе ей – и чем простосердечней, Тем кажется виновнее она… (Тютчев).

Кажется виновнее - составное именное сказуемое, полузнаменательная связка, имеющая ослабленное лексическое значение, стоит в форме изъявит. накл. наст. вр. ед. ч. 3 л. Именная часть, имеющая основное лексическое значение, выражена именем прилагательным в форме сравнительной степени.

Весь день стоит как бы хрустальный … (Тютчев).

Стоит как бы хрустальный - составное именное сказуемые, знаменательная связка, способная свободно употребляться в качестве самостоятельного сказуемого, сохраняющая лексическое значение, имеет грамматическое значение изъявит. накл. наст. вр. ед. ч. 3 л. Именная часть, имеющая основное лексическое значение, выражена именем прилагательным в полной форме в им.п.

Влетел мотылек, и с цветка на другой, Притворно-беспечный, он начал порхать (Тютчев).

Начал порхать составное глагольное сказуемое. В роли вспомогательного глагола выступает фазовый глагол со значением начала действия, основная часть – инфинитив порхать.

Минувшее, как призрак друга, Прижать к груди своей хотим (Тютчев).

Хотим прижать - составное глагольное сказуемое. В роли вспомогательного глагола выступает модальный глагол со значением желательности действия в форме изъяв. накл. наст. вр. мн. ч. 1 л., основная часть выражена инфинитивом глагола прижать.

И мы должны, как старожилы, Пришельцам новым место дать … (Тютчев).

Должны дать - составное глагольное сказуемое. В роли вспомогательного компонента выступает краткое прилагательное в форме мн. ч., основная часть выражена инфинитивом глагола дать.

Стоял я молча в стороне И пасть готов был на колени… (Тютчев).

Готов был пасть – составное глагольное сказуемое включает в себя вспомогательный компонент, выраженный кратким прилагательным, в сочетании с незнаменательной связкой быть в форме изъявит накл пр. вр. ед. ч. м. р., и инфинитив глагола пасть.

Люблю смотреть, когда созданье Как бы погружено в весне… (Тютчев).

Люблю смотреть - составное глагольное сказуемое. В роли вспомогательного глагола выступает эмоциональный глагол в форме изъяв. накл. наст. вр. ед. ч. 1 л. Основная часть – инфинитив смотреть.

Погружено составное именное сказуемое. Незнаменательная связка быть в нулевой форме, имеет грамматическое значение изъявит. накл. наст. вр. Именная часть выражена кратким страдательным причастием.

Лишь жить в себе самом умей … (Тютчев).

Умей жить - составное глагольное сказуемое. Роль вспомогательной части выполняет модальный глагол, имеющий грамматическое значение повел.накл. ед.ч. Основная часть – инфинитив жить.

 

ЗАДАНИЕ 5

 

1. Выпишите из текста предложения с однородными определениями. Объясните, почему эти определения являются однородными. Найдите и объясните случаи неоднородности определений в тексте.

 

Определения являются однородными, если они перечисляют отличительные признаки разных предметов либо характеризуют один и тот же предмет с какой-то одной стороны, по одному признаку, называя понятия одного логического плана. Как правило, ряд однородных определений состоит либо из качественных, либо из относительных прилагательных. Каждое из однородных определений непосредственно связано с определяемым словом. Между ними возможна вставка соединительного союза и. Например: Нежное, справедливое, хорошее чувство вливалось в ее сердце.

Однако следует помнить, что в ряду однородных определений допускается перечисление неодноплановых признаков. При этом постпозитивные определения грамматически всегда однородны: Блеск луны, голубой, ослепительный, завораживал нас. Ср.: Нас завораживал голубой ослепительный блеск луны.

Определения однородны, если они обозначают разновидности предметов, различающиеся в каком-либо одном отношении: по цвету, назначению, материалу, географическому положению и т.д.: Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой… (Тютчев).

Определения могут быть однородными, если даже характеризуют предмет с разных сторон, но при этом контекст создает условия для сближения выражаемых ими признаков или для их синонимичности (объединяющим признаком может служить отдаленное общее понятие, сходство производимого признаками впечатления, внешний вид, причинная связь и т.д.): И жизнь твоя пройдет незрима, В краю безлюдном, безымянном (Тютчев). - Определения создают общую картину неприютного края. Весь день в бездействии глубоком Весенний, теплый воздух пить… (Тютчев). – Определения однородны, они связаны причинными отношениями: теплый, потому что весенний. Но над хаосом звуков носился мой сон. Болезненно-яркий, волшебно-немой…(Тютчев) (определения объединены общим понятием - "необычный").

Однородными являются художественные определения (эпитеты), употребляемые в переносном значении: Ты ли, утра гость прекрасный, в этот поздний, мертвый час?.. (Тютчев).

Однородными обычно являются определения, выраженные прилагательным и следующим за ним причастным оборотом: Здесь некогда, могучий и прекрасный, Шумел и зеленел волшебный лес, - Не лес, а целый мир разнообразный, Исполненный видений и чудес (Тютчев)..

Неоднородные определения называют признаки, которые относятся к разным родовым понятиям, характеризуют предмет с разных сторон. Чаще всего неоднородность наблюдается при одновременном употреблении определений, выраженных качественными и относительными прилагательными: Ложатся сумрачные тени Октябрьских ранних вечеров (Тютчев) (относительное прилагательное октябрьских относится не столько к имени существительному, сколько к словосочетанию существительного с относительным прилагательным ранних вечеров).

Следует отличать однородные определения от рядов однородных составных именных сказуемых, где в качестве именной части выступают прилагательные. Ср.: Вдруг ветр подует, теплый и сырой (Тютчев) - Предложение осложнено обособленными однородными определениями. - Ветер был теплый и сырой. - Предложение осложнено однородными составными именными сказуемыми.

Образец выполнения задания

 

1. И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле

(Тютчев).

Чистая и теплая - однородные определения, так как

определяют один и тот же предмет с одной стороны (положительные качества), определения выражены качественными прилагательными, каждое из ним связано с определяемым словом, между определениямистоит сочинительный соединительный союз и.

Сумрак тихий, сумрак сонный, Лейся в глубь моей души, Тихий, сонный, благовонный, Все залей и утиши (Тютчев).

Тихий, сонный, благовонный обособленные однородные согласованные определения, выраженные качественными прилагательными, дополняют друг друга.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом (Тютчев).

Весенний, первый однородные определения, выраженные относительным прилагательным и порядковым числительным. Второе определение имеет уточняющий характер.

И умною, пристойной речью Толпа различна занята… (Тютчев).

Умною, пристойной – однородные определения,

выраженные качественными прилагательными. Это определения-синонимы.

Раздастся благовест всемирный Победных солнечных

лучей… (Тютчев).

Победных солнечных - неоднородные определения, так как определяют один и тот же предмет с разных сторон, определение победных относится к словосочетанию солнечных лучей. Определения выражены качественным и относительным прилагательными.

 

2. Приведите из текста два - три словосочетания с

несогласованными определениями, выраженными именами существительными в косвенных падежах (с предлогом и без предлога); укажите их значения. Приведите примеры других несогласованных определений.

Несогласованные определения - это определения, выраженные существительными, простой формой сравнительной степени прилагательных, инфинитивом или наречием, то есть такими грамматическими разрядами слов, которые не способны к согласованию. Основной разряд несогласованных определений представляют определения, выраженные существительными. Они могут обозначать принадлежность предмета: рисунок Леонардо, студент литфака, главы романа, купола церквей; качественную характеристику: цветы редкой красоты, мальчик крепкого телосложения, материал необыкновенной прочности; сопутствующий предметный признак: девочка с бантиками, мальчик в свитере, туфли без застежки, характеристикупо материалу, назначению, количественному признаку: платье из шелка, браслет из серебра, нож для рыбы, дистанция в пять километров. Выделяют обстоятельственные определения: дорога на Берлин, дача под Москвой, выезды на природу, путешествие в Крым.

Образец выполнения задания

Чудный перстень воеводы Их вязал и чаровал… (Тютчев).

Воеводы - несогласованное определение, выраженное существительным в род. п. без предлога, имеет значениепринадлежности.

В волнах забвенья Сколько брошено колец!..

Забвенья - несогласованное определение, выраженное существительным в род. п. без предлога, имеет значение качественной характеристики.

От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог… (Тютчев).

Их - несогласованное определение, выраженное лично-притяжательным местоимением, имеет значение принадлежности.

О рьяный конь, о конь морской, С бледно-зеленой гривой … (Тютчев).

С гривой – несогласованное определение, выраженное существительным в тв. пад с предлогом, имеет значение сопутствующего предметного признака.

Есть и в моем страдальческом застое Часы и дни ужаснее других … (Тютчев).

Ужаснее других - несогласованное определение, выраженное прилагательным в сравнительной степени в сочетании с определительным местоимением в род. пад.

 

 

ЗАДАНИЕ 6

 

1. Выпишите из текста три – четыре примера с

приглагольным дополнением (прямым и косвенным); укажите падежную форму и данное падежное значение дополнение.

 

Дополнение - второстепенный член предложения, который служит в основном для выражения объектных отношений (иногда дополнения выражают субъект действия или состояния). Чаще всего с помощью дополнения обозначается объект, на который направлено действие,
реже - объект, на который распространяется качественный признак. В роли дополнений используются почти исключительно существительные и их заместители. Только изредка, при некоторых группах глаголов, "процессуальный" объект (желаемое, достигаемое и подобное действие) может выражаться формой инфинитива. Обычно дополнение стоит после распространяемого слова; связано с ним способом управления. В русском языке к управлению способны слова всех знаменательных частей речи, но в наибольшей степени эта связь присуща глаголу, поэтому приглагольные дополнения составляют центральную группу дополнений.

Прямые дополнения - это дополнения, употребляющиеся при переходных глаголах и выраженные а) винительным падежом без предлога или б) замещающим его при отрицании и при выражении "частичного объекта" родительным падежом. Например: а) вырастили цветы, почувствовал радость; б) купили цветов - купили цветы, не купили цветов - не купили цветы.

Основные значения прямых дополнений:

1) объект, на который направлено действие (чистить обувь);

2) объект, создаваемый в процессе действия (строить дачу);

3) объект, раскрывающий содержание процессов, обозначенных глаголами со значением речи, мысли (прочитать доклад, вспоминать прошлое);

4) объект чувства, восприятия (любить брата, слушать симфонию);

Косвенные дополнения - это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе - винительный с предлогами. Например: избегал разговоров (род. п.), помог другу, привык к нам (дат. п.), смотрел на рисунок, вдумывался в прочитанное (вин. п.); занимался музыкой, гулял с сыном (твор. п.), заботился о друзьях, разбирался в вопросе (пр. п.).

Косвенные дополнения могут обозначать:

1) адресата действия (докладывать командиру);

2) тему речи или мысли (сообщил о мероприятии, говорить о любви);

3) материал для изготовления предмета (лепить из пластилина, высечь из мрамора);

4) конечный продукт (измельчить в порошок, разорвать на кусочки);

5) субъект действия (подписано деканом, организовано детским фондом);

6) субъект состояния (мне не спалось, ему взгрустнулось);

7) объект удаления, лишения (избегать друзей, бояться равнодушия);

8) объект достижения (добиться желаемого, бороться за правду);

9) орудие или средство действия (рисовать красками, пилить пилой);

10) объект, служащий для сравнения (красивее сестры, подобный солнцу) и др.

Образец выполнения задания

Крылом своим меня одень, Волненья сердца утиши…(Тютчев)

(Утиши что?) волненья - прямое дополнение, выраженное сущ. в вин. п., имеет значение объекта, на который направлено действие.

(Одень чем?) крылом – косвенное дополнение, выраженное сущ. в твор. п. с предлогом, имеет значение орудия действия.

И благодатна будет тень Для очарованной души (Тютчев).

(Благодатна для чего?) для души – косвенное дополнение, выраженное сущ. в род. п. с предлогом, имеет значение адресата действия.

Вам одним лишь удалось Дойти до нас с брегов другого света (Тютчев).

(Удалось дойти до кого?) до нас - косвенное дополнение, выраженное сущ. с предлогом род. пад, имеет значение объекта достижения.

 

2. Выпишите из текста вводные слова и вводные

предложения; укажите их значение и объясните знаки препинания при них.

Вводные слова составляют несколько функционально-семантических разрядов слов и словосочетаний, которые выражают модальную, логическую и эмоциональную оценку содержания предложения, а также выполняют контактоустанавливающую функцию. Основные разряды вводных слов:

1. Слова и словосочетания, выражающие модальную оценку содержания высказывания: конечно, безусловно, разумеется, несомненно, действительно, правда, оказывается, наверное, должно быть, может быть, кажется, пожалуй, очевидно, видимо, по-видимому, вероятно, по всей вероятности и под.

2. Слова и словосочетания, с помощью которых говорящий подчеркивает логические отношения между частями предложения или между самостоятельными предложениями: таким образом, словом, итак, следовательно, значит, прежде всего, во-первых, наконец и под.

3. Слова и словосочетания, выражающие эмоциональное отношение к сообщаемому: к счастью, по счастью, на наше счастье, к нашему удовольствию, к сожалению, к общей радости, хорошо, ладно (еще), спасибо и под.

4. Слова и словосочетания, указывающие на источник определенного мнения, определенных сведений: по-моему, по-твоему, по сообщения прессы, по мнению очевидцев, по их словам, по рассказам друзей, по выражению Н. и т.д.

5. Контактоустанавливающие слова и словосочетания, используемые при непосредственном обращении к собеседнику с целью привлечь его внимание, внушить определенное отношение к сообщаемому: слушай(те), послушай(те), пожалуйста, будьте добры, видите ли, знаете, поверьте, понимаете и под.

Те же функции выполняют вводные предложения. Они отличаются от вводных слов и сочетаний лишь структурно, так как воспроизводят те или иные схемы простого предложения, как двусоставного, так и, чаще, односоставного: насколько я помню, как уже говорилось, как известно, что главное, если говорить откровенно и др.

Образец выполнения задания:

 

Но, может быть, под зноем лета Ты вспомнишь о своей весне… (Тютчев).

Может быть - вводное словосочетание, выражающее модальную оценку высказывания (предположение).

Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство – И

как, спрошу, далось вам это Так ни с того и ни с сего?.. (Тютчев).

Спрошу - вводное слово (или вводное предложение, так как

его можно рассматривать как односоставное определенно-личное предложение), используется с целью привлечь внимание собеседника.

Вся жизнь ее тогда была Так совершенна, так цела, И так среде земной чужда, Что, мнится, и она ушла И скрылась в небе, как звезда (Тютчев).

Мнится – вводное слово-предложение, выражающее модальную оценку (предположение).

 

ЗАДАНИЕ 7

 

Выпишите из текста одно достаточно распространенное простое предложение и произведите полный синтаксический разбор его в следующем порядке:

а) определите, каким является оно по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), эмоциональной окрашенности (восклицательное / невосклицательное) и характеру отношения к действительности (утвердительное / отрицательное);

б) укажите, к какому типу по наличию главных членов относится предложение (двусоставное или односоставное, укажите тип односоставного);

в) найдите грамматическую основу и укажите форму выражения главных членов предложения;

г) найдите второстепенные члены, укажите форму их выражения и способ синтаксической связи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.17 сек.