Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции




Лекция 6. Общественно-культурное развитие стран Центральной, Восточной Европы

  1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы. Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен
  2. Современное состояние национального телевидения и кинематографа в постсоциалистических странах.

1. Постсоциалистические страны центральной и восточной Европы.
Учреждения культуры и система ценностей в процессе перемен

В бывших социалистических странах Восточной Европы телевидение, кинематограф, пресса, продукция массовой культуры находились под жестким контролем государства. После распада СССР в странах Восточной Европы произошли значительные изменения в области массовой культуры и СМИ.

Наиболее существенные изменения в культуре постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы произошли не в институциональной сфере, они коснулись, прежде всего, системы ценностей. Существенно изменились принципиальные характеристики ценностной ориентации: монизм и иерархичность ценностей социалистического периода сменились плюрализмом и свободой выбора, макросоциальные ценности уступили место микросоциалъным и, наконец, в результате деидеологизации и демифологизации системы ценностей, материальное в ней стало превалировать над идеальным. Трансформация основных параметров системы ценностей - это начало нового этапа социокультурного развития стран Центральной и Восточной Европы, отмеченного доминированием таких приоритетов, как законность, семья, свобода, общение. Результатом либерализации во всех постсоциалистических странах, в частности, явились деидеологизация культуры, освобождение творческих союзов и отдельных деятелей культуры от жесткого государственного контроля, полная свобода творчества, плюрализм художественных форм, проникновение рыночных отношений в культурную индустрию.

Однако столь же неизбежным следствием либерализации, типичным. для всех посттоталитарных обществ, является и проблема массовой культуры, которая выразилась, прежде всего, в широкомасштабной инвазии западной, особенно американской, культурной продукции. Так, в ситуации, когда объемы легальной дистрибуции растут с каждым годом, а нелегальные копии голливудской продукции расходятся в огромных количествах, перспективы национального кинопроизводства весьма печальны. Кроме того, развлекательное кино (детективы, эротика, триллеры) вытесняют с экранов интеллектуальные фильмы.

Другой важной проблемой является падение потребительского спроса на культуру и культурную продукцию. Это, прежде всего, выражается в падении посещаемости музеев, театров, художественных галерей и т.п. Социологические исследования и статистические данные показывают, что при общем увеличении количества музеев и театров в странах Центральной и Восточной Европы, все меньше людей переступает их порог. Если неизменный рост числа музеев и театров является следствием возросшей свободы творческого самовыражения, падение интереса к ним - это не только результат трансформации традиционной системы ценностей, но и показатель падения жизненного уровня населения.

Каждая из стран региона столкнулась со специфическими проблемами, но есть и нечто, что их объединяет. Это, прежде всего, изменение отношений между государством и отдельной личностью. Речь идет о еще имеющем место стремлении совместить несовместимое: сохранить государственный патернализм в условиях буржуазной демократии.

Согласно Институту мировых экономических исследований в Будапеште, страны Центральной и Восточной Европы представляется возможным разделить на 3 группы.

Первая группа включает Польшу, Венгрию, Чехию и Словению. В этих странах реформы имеют значительное развитие.

Вторая группа: Словакия, Россия, Болгария, Хорватия, Румыния, Литва, Латвия, Эстония. Несмотря на радикальный характер реформ, эти страны имеют значительно меньший прогресс в рыночной экономике, чем первая группа. Значительные экономические и социокультурные трудности перед вступлением в Европейский Союз испытывают Словакия, Болгария и Румыния. Словакия заплатила слишком большую цену за независимость от Чехии. Её пока что нерентабельная экономика в новых рыночных условиях постоянно дает сбои. Проблемы Болгарии напрямую связаны с внезапным разрывом экономических связей с бывшим СССР, торговый оборот, с которым составлял 60% от общего числа внешнеторгового баланса страны. Доля частного сектора в болгарской промышленности по-прежнему невелика. Падение национального валового продукта идет на фоне инфляции (более 100% в 1996 г.). Во многом сходная ситуация отмечалась и в Румынии, где инфляция была еще выше (150% в 1995 г.).

Третья.группа включает Беларусь, Украину, Молдову, которые только начинают реформировать свою плановую экономику в сторону рыночной.

Одна из серьезнейших проблем в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы сегодня - борьба с пиратством в сфере звуко- и видеозаписи и телевидения.

Еще одна проблема, притягивающая внимание специалистов, - быстрое распространение западной массовой культуры. Культурологи называют несколько причин этого явления, среди них - недифференцированность потребления в сфере культуры, интерес потребителя к до сих пор недоступным неизвестным формам культуры, столь непохожим на такие знакомые идеологические клише социалистического реализма, и, наконец, доступность формы и содержания такого рода культурной продукции для широкой публики. Если раньше массовая культура в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы была представлена главным образом зарубежными образцами, то теперь их все чаще замещают национальные аналоги. Это объясняется, с одной стороны, заинтересованностью такого рода продукцией продюсеров и дистрибьюторов, а с другой, - компенсаторной функцией массовой культуры. Она как ничто другое помогает обывателю забыть о безрадостной действительности времен социального и экономического кризиса.

Трудности в развитии культуры постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы обусловлены следующими причинами:

- отсутствие надлежащего законодательства;

- отсутствие рабочей стратегии развития индустрии культуры;

- недостаточное инвестирование;

- колебания все еще ограниченного рынка;

-негативное влияние рыночных отношений на качество культурной продукции;

- недостаточный контроль за инвазией низкопробных, зарубежных культурных стереотипов;

- ограниченный национальный культурный рынок. В ситуации свободного проникновения на рынок всемирных масс-медиа, а также продуктов культурной индустрии, постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы с их ограниченными финансовыми ресурсами и неразвитым рынком должны постараться найти специфическую нишу на мировом рынке. Эта ниша может быть занята самобытным национальным фольклором, всемирно известными музыкантами, деятелями театра и т.п.

Прогнозируя развитие культуры в постсоциалистических странах Центральной и Восточной Европы, можно сказать, что оно неразрывно связано с экономической ситуацией в этих странах.

В условиях, когда дальнейшие сокращения ассигнований на культуру вполне реальны, ее будущее целиком зависит от:

- наличия или отсутствия общественного мнения в поддержку культуры;

- сроков создания надлежащей инфраструктуры и экономических условий для развития подлинного рынка культуры;

- характера будущей государственной культурной политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.