Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коротко о самом важном




1.
Информатика - это научная, техническая и технологиче­ская дисциплина; занимается вопросами сбора, хранения, обработки, передачи данных, в том числе с помощью ком­пьютерной техники. А.П. Ершов: «... как название фунда­ментальной естественной науки, изучающей процессы пе­редачи и обработки информации».

2.
В основе информатики лежит математическая логика и кибернетика.

3.
Общим для кибернетики и информатики является кон­цепция управления.

4.
В структуре информатики выделяют 4 раздела: теорети­ческая информатика, средства информатизации, инфор­мационные технологии, социальная информатика.

5.
Школьная информатика является ветвью информатики, занимающейся исследованием и разработкой программ­ного, технического, учебно-методического и организаци­онного обеспечения применения компьютеров в учебном процессе в школе, использования в обучении современ­ных информационно-коммуникационных технологий.

6.
В структуре школьной информатики выделяют 4 разде­ла: программное или математическое обеспечение; техни­ческое обеспечение; учебно-методическое обеспечение; организационное обеспечение.

7.
Информатика была введена как обязательный учебный предмет в школе с 1 сентября 1985 года под названием «Основы информатики и вычислительной техники», а с 2004 года называется «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».

8.
История отечественного образования по информатике включает этапы: первый - с начала постройки первых со­ветских ЭВМ и до введения учебного предмета ОИВТ в 1985 году; второй - с 1985 г. по 1990 г. до начала массово­го поступления в школы компьютерных классов; третий - с 1991 г. и по настоящее время.

9.
Академик А.П. Ершов - инициатор введения информа­тики в школу.

 

10.
Цели и задачи курса информатики изложены в обра­зовательном стандарте и группируются в три основные: образовательная, практическая и воспитательная.

11.
Трехэтапная структура курса информатики: первый этап (1-6 кл.) - пропедевтический; второй (7-9 кл.) - базо­вый курс; третий (10-11 кл.) - профильное обучение.

12.
Образовательный стандарт по информатике является нормативным документом, определяющим требования:

 


  • к месту курса информатики;

  • к содержанию курса информатики в виде обязатель­ного минимума;

  • к уровню подготовки учащихся;

  • к технологии и средствам проверки и оценки дости­жения требований стандарта.


13. В стандарте выделяются два аспекта - теоретическая
информатика и информационные технологии и две со-
держательные линии: линия информационных процессов и линия представления информации.

14. Стандарт по информатике содержит:


  • обязательный минимум содержания основных обра­зовательных программ для основного общего и для среднего общего образования на базовом и про­фильном уровнях;

  • требования к уровню подготовки выпускников.


15. Базисный учебный план 2004 года определяет место
«Информатики и ИКТ:


  • в 3-4 классах как учебный модуль предмета «Техно­логия»;

  • в 1-2 классах можно изучать за счёт часов «Техноло­гия» и школьного компонента;

  • в 5-7 классах - за счёт регионального и школьного компонентов;

  • в 8-9 классах - за счёт федерального компонента;

  • в 10-11 классах - как профильное обучение на базо­вом или профильном уровнях.

 

16.
Метод обучения - это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения.

17.
Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Они выполняют функции процесса обучения: мотивационную, органи­зующую, обучающую, развивающую и воспитывающую.

18.
Выбор метода обучения определяется:

 


  • дидактическими целями;

  • содержанием обучения;

  • уровнем развития учащихся и развития их учебных навыков;

  • опытом и уровнем подготовленности учителя.

19.
Методы обучения классифицируют: по характеру по­знавательной деятельности; по дидактическим целям; ки­бернетический подход по Ю. К. Бабанскому.

20.
По характеру познавательной деятельности методы обучения делят на: объяснительно - иллюстративные; ре-продук-тивные; проблемный; эвристический; исследова­тельский.

21.
По дидактическим целям методы обучения делятся на методы: приобретения новых знаний; формирования уме­ний, навыков и применения знаний на практике; контроля и оценки знаний, умений и навыков.

22.
Проблемное обучение состоит в создании на занятиях специально организуемых проблемных (противоречивых) ситуаций, в основе которых лежит противоречие. Разре­шение противоречий и является путем познания. Про­блемное обучение приближает методы обучения к мето­дам научного познания. В основе проблемных ситуаций лежат противоречия, которые могут быть обусловлены особенностями восприятия учебного материала, формаль­ным его усвоением, неправомерным сужением или рас­ширением рамок применяемых формул, законов и т.д.


Проблемное обучение стимулирует познавательную деятельность, развивает творчество, способствует «высво-бож-дению» творческих способностей, развивает интел­лект, является развивающим обучением.

23. Блочно-модульное - это метод обучения, когда учеб-
ный материал и его изучение оформляется в виде само-
стоятельных законченных блоков или модулей, подлежа-
щих изучению за определенное время. Обычно применя-
ют в вузах вместе с рейтинговой системой контроля зна-
ний.

24.
Программированное - это обучение по составленной программе, которая записана в программированном учеб­нике или в компьютере. Обучение идет по схеме: матери­ал делится на порции (дозы), составляющие последова­тельные шаги (этапы обучения); в конце шага проводится контроль усвоения; при правильном ответе выдается но­вая порция материала; при неправильном ответе обучае­мый получает указание или помощь.

25.
Методы обучения информатике имеет свою специфи­ку: широко применяются репродуктивные методы; кол­лективная деятельность учащихся с применением локаль­ной компьютерной сети; метод проектов.

26.
Метод проектов основан на концепции Дж. Дьюи «обу­чение путем делания», когда учащиеся приобретают зна­ния, умения и навыки в ходе выбора, планирования и вы­полнения практических заданий, называемых проектами. Метод проектов обычно применяют при обучении компь­ютерным технологиям.

27.
Проектом может быть: компьютерный курс изучения определенной темы; логическая игра; макет лабораторно­го оборудования, смоделированного на компьютере; те­матическое общение по электронной почте и др. В про­стейших случаях - это проектирование рисунков животных, растений, строений, симметричных узоров и т.п.

28.
Условия использования метода проектов:

 


  • широкий самостоятельный выбор проектов, индиви­дуальных и коллективных;

  • снабжение инструкцией по работе над проектом с учётом индивидуальных способностей работы на компьютере;

  • практическая значимость проекта, целостность и возможность законченности работы, а завершённый проект следует представлять в виде презентации;

  • создавать условия для обсуждения хода работы, ус­пехов и неудач, что способствует взаимообучению;

  • гибкое распределение времени на выполнение про­екта, как на занятиях, так и во внеурочное время.

  • метод проектов ориентирован, в основном, на ос­воение приемов работы на компьютере и освоение информационных технологий.


29. В структуре учебного проекта выделяют элементы:


  • формулировка темы и постановка проблемы;

  • анализ исходной ситуации;

  • перечень решаемых задач: организационных, учеб­ных, мотивационных;

  • этапы реализации проекта;

  • критерии оценки реализации проекта.

 

30.
Контроль - необходимый компонент процесса обуче­ния, обеспечивает обратную связь, выполняет воспита­тельную, обучающую, развивающую и диагностическую функции. Непрерывный контроль обеспечивает замкнутую схему управления процессом обучения.

31.
Виды контроля: предварительный, текущий, периоди­ческий и итоговый. Методы контроля - способы действий для получения диагностической информации об эффек­тивности обучения. К ним относят: устный и письменный опрос, контрольная работа, проверка домашнего задания, тестирование, наблюдение за работой учащихся, защита проекта и др.

32.
Итоговая аттестация в 11 кл. проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ. Тест состоит из 4 час­тей: три теоретические части с заданиями базового и по­вышенного уровней; одна практическая часть по выполне­нию задания на компьютере.

33.
Оценка - это процесс сравнения знаний, умений и на­выков учащихся с эталонными. Оценка происходит в ходе контроля.

34.
Отметка - это условная количественная мера оценки, выраженная в баллах.

 

35.
Функции оценки: ориентация ученика об уровне его знаний и соответствия их нормативу; информирование об успехах и неудачах; выражение мнения учителя; стиму­лирование учебы.

36.
Способы оценки: нормативный (исходя из стандар­та и программы), сопоставительный (сравнивания с други­ми), личностный (сравнивая с прошлыми достижениями ученика). Личностный - наиболее гуманный и позволяет контролировать продвижение в индивидуальном разви­тии.


37. При оценивании и выставлении отметок следует со-
блюдать психолого-педагогические требования: учитывать
возможные последствия для дальнейшей учёбы, усили-
вать положительные мотивы, укреплять уверенность в
своих силах и успехах в учёбе, вербальные оценки делать
развернутыми и личностными.

38. Правила выставления оценок и отметок: оценивать
систематически и всеохватывающе, сочетать личностный и
нормативный способы оценки, гласно, контроль постепен-
но заменять взаимо- и самоконтролем, сочетать разные
методы и формы.

39.
При использовании контролирующих программ следу­ет с осторожностью пользоваться отметкой, выставляемой компьютером.

40.
Основная форма обучения по информатике - это урок.


Также проводят экскурсии: на вычислительный центр, из­дательство, диспетчерские залы, центры управления и т.п.

41.
Внеклассные формы учебной работы: кружки, экскур­сии, факультативы, олимпиады, домашняя работа и др.

42.
Урок - основная форма обучения, имеет следующие признаки: точная продолжительность; твердое расписа­ние; четкое планирование и структура; использование разнообразных методов и средств обучения.

43.
Урок обеспечивает достижение цели обучения, имеет свою логическую структуру, определяемую дидактической целью. В структуре урока выделяют компоненты: цель, со­держание, методы и средства обучения, структуру учебной деятельности, элементы организации и управления.

44.
Обычно уроки классифицируют по дидактическим це­лям: урок изучения нового материала; формирования умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; практического применения знаний; контроля и коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок.

45.
Комбинированный урок, что позволяет гибко планиро­вать его структуру, решать несколько дидактических задач, учитывать ограничения на длительность работы учащихся на компьютере.

46.
Урок-лабораторная работа обычно имеет дидактиче­скую цель - формирование и закрепление навыков работы на компьютере с программными средствами. При этом ученики должны снабжаться подробной инструкцией.

47.
В ходе практикума учащиеся на нескольких уроках вы­полняют индивидуальные задания или проекты.

48.
Кабинет информатики используется для проведения: демонстраций, фронтальных лабораторных работ, практи­кума, внеклассной работы.

49.
Успех или неудача урока во многом зависят от его под­готовки и планирования. Важна подготовка аппаратных и программных средств.

50.
План-конспект урока есть опора и руководство к дейст­вию. Его оформляют так, чтобы им легко можно было вос­пользоваться на уроке.

51.
Начинающему учителю следует пользоваться рекомен­дациями по проведению уроков.

52.
После проведения урока следует провести его само­анализ в соответствии с принятой схемой и записать выво­ды.

53.
Использование компьютеров позволяет эффективно реализовать деятельностный подход к обучению.

54.
Деятельностный подход к обучению означает, что ко­нечной целью обучения является не получение знаний, а формирование способов деятельности. Знаниям можно научиться только в процессе их использования, в приме­нении, т.е. в процессе деятельности. Знать что-либо озна­чает умение выполнять определенную деятельность, свя­занную с этим знанием. Содержанием обучения должна быть система действий, а также знания, необходимые для освоения этой системы действий.

55.
К средствам обучения относятся: учебники, учебные пособия, методические материалы, классные доски и эк­раны, демонстрационное оборудование, демонстрацион­ные дисплеи и электронные проекторы, компьютеры и компьютерные сети, периферийное оборудование, про­граммное обеспечение.

56.
Выбор средств обучения определяется задачами урока, содержанием учебного материала, методами обучения.

57.
Имеется Перечень учебного и компьютерного обору­дования для школ.

58.
Средства обучения нового поколения: электронные проекторы, интерактивные доски, оборудование для орга­низации персональной компьютерной лаборатории, учеб­ные роботы и обрабатывающие комплексы для профес­сионального обучения. Они позволяют использовать ком­пьютеры при проведении лабораторных работ по физике, химии, информатике и другим предметам, демонстрируют возможности компьютерных технологий.

59.
Компьютерный класс или КУВТ - это набор из рабочих мест учащихся, рабочего места преподавателя и перифе­рийных устройств, связанных локальной вычислительной сетью для совместного использования данных, техниче­ских средств, программ и средств обмена данными в про­цессе обучения.

60.
Кабинет вычислительной техники и организация обу­чения в нём должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.

61.
Время непрерывной работы учащихся за компьютера­ми не должно превышать:

 


  • для учащихся 1 класса (возраст 6 лет) - 10 минут;

  • для учащихся 2-5 классов - 15 минут;

  • для учащихся 6-7 классов - 20 минут;

  • для учащихся 8-9 классов - 25 минут;

  • для учащихся 10-11 классов на первом часе занятий -


30 минут, на втором - 20 минут.

62.
Расстояние между рабочими столами с видеомонито­рами (в направлении тыла поверхности одного видеомо­нитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а между боковыми поверхностями видеомо­ниторов - не менее 1,2 м.

63.
Расстояние от глаз до экрана монитора должно состав­лять 60-70 см. Учащиеся с близорукостью или дальнозор­костью средней степени (более 3 диоптрий), должны ра­ботать за мониторами в корректирующих очках.

64.
Площадь рабочего места с компьютером на базе элект­роннолучевой трубки должна составлять не менее 6 кв. м, а при использовании плоских жидкокристаллических и плазменных мониторов - не менее 4,5 кв. м.

65.
Учитель проводит вводный и периодический инструк­таж учащихся по ТБ, учащиеся должны сдать зачет по ТБ и правилам работы в кабинете. Сведения о них заносятся в специальный журнал по ТБ и в классный журнал.

66.
Программное обеспечение курса информатики вклю­чает в себя: системное, обеспечения базовых информаци­онных технологий, инструментальное, учебное, для изда­тельской деятельности школы.

67.
Следует пользоваться учебниками и пособиями из Пе­речня, рекомендованного Минобразом.

68.
Учебно-методические комплекты включают в себя:

 


  • учебник (обычно с компьютерным практикумом);

  • задачник;

  • рабочая тетрадь для учащихся;

  • методическое пособие для учителя;

  • компакт-диск с программно-методическим обеспе­чением;

  • комплект плакатов (обычно на компакт-диске).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.