1. Информатика - это научная, техническая и технологическая дисциплина; занимается вопросами сбора, хранения, обработки, передачи данных, в том числе с помощью компьютерной техники. А.П. Ершов: «... как название фундаментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации».
2. В основе информатики лежит математическая логика и кибернетика.
3. Общим для кибернетики и информатики является концепция управления.
4. В структуре информатики выделяют 4 раздела: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика.
5. Школьная информатика является ветвью информатики, занимающейся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения компьютеров в учебном процессе в школе, использования в обучении современных информационно-коммуникационных технологий.
6. В структуре школьной информатики выделяют 4 раздела: программное или математическое обеспечение; техническое обеспечение; учебно-методическое обеспечение; организационное обеспечение.
7. Информатика была введена как обязательный учебный предмет в школе с 1 сентября 1985 года под названием «Основы информатики и вычислительной техники», а с 2004 года называется «Информатика и информационно-коммуникационные технологии».
8. История отечественного образования по информатике включает этапы: первый - с начала постройки первых советских ЭВМ и до введения учебного предмета ОИВТ в 1985 году; второй - с 1985 г. по 1990 г. до начала массового поступления в школы компьютерных классов; третий - с 1991 г. и по настоящее время.
9. Академик А.П. Ершов - инициатор введения информатики в школу.
10. Цели и задачи курса информатики изложены в образовательном стандарте и группируются в три основные: образовательная, практическая и воспитательная.
11. Трехэтапная структура курса информатики: первый этап (1-6 кл.) - пропедевтический; второй (7-9 кл.) - базовый курс; третий (10-11 кл.) - профильное обучение.
12. Образовательный стандарт по информатике является нормативным документом, определяющим требования:
к месту курса информатики;
к содержанию курса информатики в виде обязательного минимума;
к уровню подготовки учащихся;
к технологии и средствам проверки и оценки достижения требований стандарта.
13. В стандарте выделяются два аспекта - теоретическая информатика и информационные технологии и две со- держательные линии: линия информационных процессов и линия представления информации.
14. Стандарт по информатике содержит:
обязательный минимум содержания основных образовательных программ для основного общего и для среднего общего образования на базовом и профильном уровнях;
требования к уровню подготовки выпускников.
15. Базисный учебный план 2004 года определяет место «Информатики и ИКТ:
в 3-4 классах как учебный модуль предмета «Технология»;
в 1-2 классах можно изучать за счёт часов «Технология» и школьного компонента;
в 5-7 классах - за счёт регионального и школьного компонентов;
в 8-9 классах - за счёт федерального компонента;
в 10-11 классах - как профильное обучение на базовом или профильном уровнях.
16. Метод обучения - это способ организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению целей обучения.
17. Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Они выполняют функции процесса обучения: мотивационную, организующую, обучающую, развивающую и воспитывающую.
18. Выбор метода обучения определяется:
дидактическими целями;
содержанием обучения;
уровнем развития учащихся и развития их учебных навыков;
опытом и уровнем подготовленности учителя.
19. Методы обучения классифицируют: по характеру познавательной деятельности; по дидактическим целям; кибернетический подход по Ю. К. Бабанскому.
20. По характеру познавательной деятельности методы обучения делят на: объяснительно - иллюстративные; ре-продук-тивные; проблемный; эвристический; исследовательский.
21. По дидактическим целям методы обучения делятся на методы: приобретения новых знаний; формирования умений, навыков и применения знаний на практике; контроля и оценки знаний, умений и навыков.
22. Проблемное обучение состоит в создании на занятиях специально организуемых проблемных (противоречивых) ситуаций, в основе которых лежит противоречие. Разрешение противоречий и является путем познания. Проблемное обучение приближает методы обучения к методам научного познания. В основе проблемных ситуаций лежат противоречия, которые могут быть обусловлены особенностями восприятия учебного материала, формальным его усвоением, неправомерным сужением или расширением рамок применяемых формул, законов и т.д.
Проблемное обучение стимулирует познавательную деятельность, развивает творчество, способствует «высво-бож-дению» творческих способностей, развивает интеллект, является развивающим обучением.
23. Блочно-модульное - это метод обучения, когда учеб- ный материал и его изучение оформляется в виде само- стоятельных законченных блоков или модулей, подлежа- щих изучению за определенное время. Обычно применя- ют в вузах вместе с рейтинговой системой контроля зна- ний.
24. Программированное - это обучение по составленной программе, которая записана в программированном учебнике или в компьютере. Обучение идет по схеме: материал делится на порции (дозы), составляющие последовательные шаги (этапы обучения); в конце шага проводится контроль усвоения; при правильном ответе выдается новая порция материала; при неправильном ответе обучаемый получает указание или помощь.
25. Методы обучения информатике имеет свою специфику: широко применяются репродуктивные методы; коллективная деятельность учащихся с применением локальной компьютерной сети; метод проектов.
26. Метод проектов основан на концепции Дж. Дьюи «обучение путем делания», когда учащиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбора, планирования и выполнения практических заданий, называемых проектами. Метод проектов обычно применяют при обучении компьютерным технологиям.
27. Проектом может быть: компьютерный курс изучения определенной темы; логическая игра; макет лабораторного оборудования, смоделированного на компьютере; тематическое общение по электронной почте и др. В простейших случаях - это проектирование рисунков животных, растений, строений, симметричных узоров и т.п.
28. Условия использования метода проектов:
широкий самостоятельный выбор проектов, индивидуальных и коллективных;
снабжение инструкцией по работе над проектом с учётом индивидуальных способностей работы на компьютере;
практическая значимость проекта, целостность и возможность законченности работы, а завершённый проект следует представлять в виде презентации;
создавать условия для обсуждения хода работы, успехов и неудач, что способствует взаимообучению;
гибкое распределение времени на выполнение проекта, как на занятиях, так и во внеурочное время.
метод проектов ориентирован, в основном, на освоение приемов работы на компьютере и освоение информационных технологий.
29. В структуре учебного проекта выделяют элементы:
30. Контроль - необходимый компонент процесса обучения, обеспечивает обратную связь, выполняет воспитательную, обучающую, развивающую и диагностическую функции. Непрерывный контроль обеспечивает замкнутую схему управления процессом обучения.
31. Виды контроля: предварительный, текущий, периодический и итоговый. Методы контроля - способы действий для получения диагностической информации об эффективности обучения. К ним относят: устный и письменный опрос, контрольная работа, проверка домашнего задания, тестирование, наблюдение за работой учащихся, защита проекта и др.
32. Итоговая аттестация в 11 кл. проводится в форме теста в соответствии с требованиями ЕГЭ. Тест состоит из 4 частей: три теоретические части с заданиями базового и повышенного уровней; одна практическая часть по выполнению задания на компьютере.
33. Оценка - это процесс сравнения знаний, умений и навыков учащихся с эталонными. Оценка происходит в ходе контроля.
34. Отметка - это условная количественная мера оценки, выраженная в баллах.
35. Функции оценки: ориентация ученика об уровне его знаний и соответствия их нормативу; информирование об успехах и неудачах; выражение мнения учителя; стимулирование учебы.
36. Способы оценки: нормативный (исходя из стандарта и программы), сопоставительный (сравнивания с другими), личностный (сравнивая с прошлыми достижениями ученика). Личностный - наиболее гуманный и позволяет контролировать продвижение в индивидуальном развитии.
37. При оценивании и выставлении отметок следует со- блюдать психолого-педагогические требования: учитывать возможные последствия для дальнейшей учёбы, усили- вать положительные мотивы, укреплять уверенность в своих силах и успехах в учёбе, вербальные оценки делать развернутыми и личностными.
38. Правила выставления оценок и отметок: оценивать систематически и всеохватывающе, сочетать личностный и нормативный способы оценки, гласно, контроль постепен- но заменять взаимо- и самоконтролем, сочетать разные методы и формы.
39. При использовании контролирующих программ следует с осторожностью пользоваться отметкой, выставляемой компьютером.
40. Основная форма обучения по информатике - это урок.
Также проводят экскурсии: на вычислительный центр, издательство, диспетчерские залы, центры управления и т.п.
41. Внеклассные формы учебной работы: кружки, экскурсии, факультативы, олимпиады, домашняя работа и др.
42. Урок - основная форма обучения, имеет следующие признаки: точная продолжительность; твердое расписание; четкое планирование и структура; использование разнообразных методов и средств обучения.
43. Урок обеспечивает достижение цели обучения, имеет свою логическую структуру, определяемую дидактической целью. В структуре урока выделяют компоненты: цель, содержание, методы и средства обучения, структуру учебной деятельности, элементы организации и управления.
44. Обычно уроки классифицируют по дидактическим целям: урок изучения нового материала; формирования умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; практического применения знаний; контроля и коррекции знаний, умений и навыков; комбинированный урок.
45. Комбинированный урок, что позволяет гибко планировать его структуру, решать несколько дидактических задач, учитывать ограничения на длительность работы учащихся на компьютере.
46. Урок-лабораторная работа обычно имеет дидактическую цель - формирование и закрепление навыков работы на компьютере с программными средствами. При этом ученики должны снабжаться подробной инструкцией.
47. В ходе практикума учащиеся на нескольких уроках выполняют индивидуальные задания или проекты.
48. Кабинет информатики используется для проведения: демонстраций, фронтальных лабораторных работ, практикума, внеклассной работы.
49. Успех или неудача урока во многом зависят от его подготовки и планирования. Важна подготовка аппаратных и программных средств.
50. План-конспект урока есть опора и руководство к действию. Его оформляют так, чтобы им легко можно было воспользоваться на уроке.
51. Начинающему учителю следует пользоваться рекомендациями по проведению уроков.
52. После проведения урока следует провести его самоанализ в соответствии с принятой схемой и записать выводы.
53. Использование компьютеров позволяет эффективно реализовать деятельностный подход к обучению.
54. Деятельностный подход к обучению означает, что конечной целью обучения является не получение знаний, а формирование способов деятельности. Знаниям можно научиться только в процессе их использования, в применении, т.е. в процессе деятельности. Знать что-либо означает умение выполнять определенную деятельность, связанную с этим знанием. Содержанием обучения должна быть система действий, а также знания, необходимые для освоения этой системы действий.
55. К средствам обучения относятся: учебники, учебные пособия, методические материалы, классные доски и экраны, демонстрационное оборудование, демонстрационные дисплеи и электронные проекторы, компьютеры и компьютерные сети, периферийное оборудование, программное обеспечение.
56. Выбор средств обучения определяется задачами урока, содержанием учебного материала, методами обучения.
57. Имеется Перечень учебного и компьютерного оборудования для школ.
58. Средства обучения нового поколения: электронные проекторы, интерактивные доски, оборудование для организации персональной компьютерной лаборатории, учебные роботы и обрабатывающие комплексы для профессионального обучения. Они позволяют использовать компьютеры при проведении лабораторных работ по физике, химии, информатике и другим предметам, демонстрируют возможности компьютерных технологий.
59. Компьютерный класс или КУВТ - это набор из рабочих мест учащихся, рабочего места преподавателя и периферийных устройств, связанных локальной вычислительной сетью для совместного использования данных, технических средств, программ и средств обмена данными в процессе обучения.
60. Кабинет вычислительной техники и организация обучения в нём должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
61. Время непрерывной работы учащихся за компьютерами не должно превышать:
для учащихся 1 класса (возраст 6 лет) - 10 минут;
для учащихся 2-5 классов - 15 минут;
для учащихся 6-7 классов - 20 минут;
для учащихся 8-9 классов - 25 минут;
для учащихся 10-11 классов на первом часе занятий -
30 минут, на втором - 20 минут.
62. Расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
63. Расстояние от глаз до экрана монитора должно составлять 60-70 см. Учащиеся с близорукостью или дальнозоркостью средней степени (более 3 диоптрий), должны работать за мониторами в корректирующих очках.
64. Площадь рабочего места с компьютером на базе электроннолучевой трубки должна составлять не менее 6 кв. м, а при использовании плоских жидкокристаллических и плазменных мониторов - не менее 4,5 кв. м.
65. Учитель проводит вводный и периодический инструктаж учащихся по ТБ, учащиеся должны сдать зачет по ТБ и правилам работы в кабинете. Сведения о них заносятся в специальный журнал по ТБ и в классный журнал.
66. Программное обеспечение курса информатики включает в себя: системное, обеспечения базовых информационных технологий, инструментальное, учебное, для издательской деятельности школы.
67. Следует пользоваться учебниками и пособиями из Перечня, рекомендованного Минобразом.
68. Учебно-методические комплекты включают в себя:
учебник (обычно с компьютерным практикумом);
задачник;
рабочая тетрадь для учащихся;
методическое пособие для учителя;
компакт-диск с программно-методическим обеспечением;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление