Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игорь Сергеев, маршал РФ




Губернатор Красноярского края Александр Лебедь, генерал-лейтенант

Павел Грачев активно противодействовал созданию альтернативных вооруженных формирований (например — Национальной гвардии по проекту Александра Лебедя), призванных отчасти подменить собой армию. Главным же достижением «эпохи Грачева» можно считать сохранение высокой боеспособности Стратегических ядерных сил как последнего аргумента России в качестве мировой державы.

Победа «военной» линии в строительстве аппарата управления ВС привела к тому, что образцом для формирования российского МО и Генштаба послужили структуры бывшего СССР, эффективно решавшего вопросы управления военным механизмом тоталитарного государства, но совершенно не приспособленного к эффективной реформаторской деятельности в новых социально-экономических условиях.

1996–1999 годы. Военная реформа «Ельцина — Сергеева»

Прозрение по поводу реального положения дел в армии пришло к президенту лишь весной 1996 года. Стало ясно, что военная составляющая государственного механизма России стремительно деградирует, грозя выйти из-под контроля Верховного Главнокомандующего.

Накануне президентских выборов общественная критика военной политики государства достигла наивысшего накала. 16 мая 1996 года увидел свет «эпохальный» Указ Президента РФ № 722 «О переходе к комплектованию должностей рядового и сержантского состава ВС и других войск РФ на профессиональной основе», одновременно президент начал активную пропагандистскую обработку людей в погонах.

17 июня Павел Грачев был отправлен в отставку.18 июля 1996 года на выездном заседании Коллегии МО РФ в подмосковном санатории «Барвиха», представляя назначенного днем ранее нового министра обороны Игоря Родионова, Борис Ельцин заявил присутствующим военачальникам: «...Нужна глубокая военная реформа. Военная реформа — это государственная задача, а не дело лишь одного военного ведомства. Именно поэтому принял решение образовать Совет обороны».

Рисунок 1 Санаторий "Барвиха"

На первом заседании Совета обороны, прошедшем 4 октября 1996 года под председательством премьер-министра Виктора Черномырдина, были сформулированы общие предложения по реорганизации ВС.

В целом, предложения Совета обороны сводились к приведению состава, структуры и численности ВС в соответствие с реальной военно-политической обстановкой и экономическими возможностями государства, созданию небольших по численности, хорошо оснащенных профессиональных ВС, полностью обеспеченных финансовыми и материально-техническими ресурсами. Также СО принял решение об упорядочении военной организации страны, сокращении управленческих структур, расформировании не боеготовых частей и подразделений.

Предлагалось создать в Сухопутных войсках боеспособное ядро из 10–12 полностью укомплектованных мотострелковых и танковых дивизий и 2–3 воздушно-десантных бригад (Командование мобильных сил). 10–15 дивизий сокращенного состава (укомплектованность — 30 процентов) должны обеспечить подготовку мобилизационного резерва (Командование подготовки резервов). Остальные соединения после инвентаризации переводятся на штат баз хранения вооружения и техники со своей структурой управления центрального подчинения (Командование баз хранения).

В ВМФ намечалось оставить в составе каждого из четырех флотов по одной активно действующей эскадре (флотилии) разнородных сил, основные же средства направить на консервацию. Морские стратегические ядерные силы планировалось сохранить в прежнем составе.

В ВВС основные усилия предлагалось направить на сохранение летного состава как в физическом, так и в профессиональном плане. Намечалось довести средний ежегодный налет до 100 часов, для чего планировалось провести переформирование строевых частей и соединений. Войска ПВО и РВСН на переходный период (3–5 лет) предлагалось сохранить в прежней структуре.

С конца ноября работа в этой области была переведена в практическую плоскость. 25 ноября 1996 года Б. Н. Ельцин подписал указ «О мерах по обеспечению военного строительства в РФ». В указе отмечалось, что решение задач в области военного строительства осуществляется крайне медленно, и ставилась задача до 1 января 1997 года разработать «Концепцию военного строительства в РФ до2005 года».

Разработка проекта Концепции одновременно велась группами в аппарате СО и в МО РФ. В результате к концу декабря на рассмотрение президенту и правительству были представлены два диаметрально противоположных по своей сути проекта Концепции военного строительства. Принципиальные расхождения касались вопросов определения источников угроз для безопасности России, разграничения функций МО и ГШ ВС РФ, необходимости сокращения личного состава ВС до 1,2 миллиона человек, проблем финансирования военной реформы, поиска альтернативных финансовых источников и способов привлечения средств на ее проведение.

Представители аппарата СО полагали, что в настоящее время для России отсутствует угроза широкомасштабной внешней агрессии и, исходя из этого положения, следует перестроить структуру российских ВС и пересмотреть их задачи.

Генералы из Минобороны и Генштаба стояли на совершенно противоположных позициях. Квинтэссенцией взглядов высшего генералитета по этому вопросу может служить ряд заявлений главы военного ведомства Игоря Родионова. Выступая 25 декабря 1996 года на международной конференции «Развитие стратегического партнерства и военно-политической интеграции государств — участников СНГ», российский министр обороны доверительно сообщил собравшимся, что все постсоветское пространство пребывает в окружении потенциальных агрессоров. К самым серьезным угрозам для стран СНГ Родионов отнес расширение блока НАТО и резкое усиление геополитического влияния США.

В отличие от военных, члены СО, получив негласное одобрение президента, выступали за немедленное начало военной реформы, исходя из фактически имеющихся бюджетных ресурсов. Аппарат СО разработал схему реформирования ВС и других войск на период до 2005 года. Этот проект в дальнейшем и стал основой для проведения комплекса мероприятий по перестройке военной системы России.

Согласно проекту СО, военную реформу предполагалось провести в два этапа, имея конечной целью приведение в соответствие боевых возможностей ВС и других войск как существующим, так и потенциальным угрозам и вызовам безопасности России и ее союзников, а также и экономическим возможностям страны.

Первый этап (1997–2000 годы): учитывая ограниченные экономические возможности государства в этот период, основные усилия направляются на оптимизацию существующей структуры органов военного управления, объединений, соединений, частей и учреждений видов и родов ВС и других войск, сокращение их состава и численности за счет комплексирования задач, решаемых в области обороны и военной безопасности России и ее союзников. Одновременно создается целостная система управления всеми вооруженными формированиями в стране с единым планированием подготовки и ведения военных действий ВС и другими войсками.

Второй этап (2001–2005 годы): с учетом прогнозных оценок развития экономики государства предусматривается проведение глубоких структурных изменений в ВС и других войсках, перевод их полностью на комплектование только военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, с созданием системы подготовки обученных резервистов. В этот период завершается формирование единой системы подготовки военных кадров и комплектования ими ВС и других войск, а также реорганизация военно-промышленного комплекса, обеспечивающего выпуск в необходимом количестве современных вооружений и военной техники для нужд обороны РФ и ее союзников.

Оптимизация структуры видов и родов ВС осуществляется за счет объединения (интеграции) родственных по решаемым задачам, вооружению и способам боевого применения видов и родов войск с сокращением прежде всего органов управления. Предусматривается создание Ракетно-космических войск на базе объединения ракетных войск стратегического назначения, военно-космических сил, войск ракетно-космической обороны, а также Войск воздушной обороны путем объединения ВВС и войск ПВО. При этом в интересах эффективности применения сокращаемых сил и средств стратегического назначения в структуре ГШ ВС РФ создается Оперативное командование стратегических сил (при сохранении административного управления за главкомами соответствующих видов ВС). Для управления в комплексе всеми составляющими стратегических сил создается единая система боевого управления.

Единство военно-административного деления территории РФ обеспечивалось созданием территориальных командований. При этом оперативное управление этими территориальными объединениями войск осуществляется непосредственно Генеральным штабом. При реализации этого направления военного строительства в РФ упраздняется Главкомат сухопутных войск, с передачей его функций по подготовке мобилизационных резервов Генеральному штабу.

К концу первого этапа военной реформы предусматривается сокращение численности ВС до 1,2 миллиона военнослужащих, а других войск — в общей сложности на 30 процентов. При этом максимально сокращается количество военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а из состава ВС и других войск выводятся все воинские формирования, выполняющие не свойственные ВС функции.

К концу второго этапа военной реформы при сохранении благоприятных военно-политических условий для РФ предполагалось иметь общую численность ВС и других войск до 1,7 миллиона военнослужащих. При этом общее количество генералов (адмиралов) не должно было превышать 0,1 процента от суммарной численности военнослужащих.

В проекте также были определены меры по социальной защите военнослужащих, созданию системы подготовки обученных резервов, совершенствованию военно-технической политики, военного и военно-технического сотрудничества России со странами СНГ и военными партнерами, в том числе с государствами, входящими в НАТО, военного строительства и мобилизационной подготовки экономики России.

Особо подчеркивалась необходимость осуществлять реформирование ВС и других войск при сохранении способности осуществлять ядерное сдерживание от любого вида масштабной агрессии против России и союзных с нею государств. При этом указывалось, что в случае перерастания агрессии из фазы регионального вооруженного конфликта в широкомасштабную войну Россия может использовать ядерное оружие первой для нанесения обезоруживающего удара по военным объектам.

В результате исторического заседания СО министр обороны и начальник Генштаба были отправлены в отставку.

Новым министром обороны неожиданно для всех был назначен главком РВСН Игорь Сергеев, начальником Генштаба — командующий войсками Северо-Кавказского военного округа Анатолий Квашнин.

Основательно проржавевшая телега военной реформы со скрипом тронулась с места. 6 июня 1997 года в соответствии с Указом Президента РФ № 522 «Вопросы Совета обороны Российской Федерации» при СО РФ была образована Комиссия по военному строительству под председательством премьер-министра Виктора Черномырдина. На Комиссию была возложена подготовка предложений, направленных на осуществление первоочередных мер по реформированию ВС РФ, других войск и воинских формирований и органов, а также разработка проекта Концепции военного строительства в РФ (до 2001 года и 2005 года). Этим же указом при СО РФ была образована Комиссия по финансовому и экономическому обеспечению военной реформы под председательством первого вице-премьера — министра финансов Анатолия Чубайса.

Создание специализированных рабочих комиссий при СО РФ свидетельствовало о том, что российское руководство полностью определилось в основных параметрах военного реформирования и перешло к реализации намеченной программы действий в соответствии с предложениями СО. Одновременно сторонникам отставного министра обороны Игоря Родионова, подозреваемым в саботаже, да и всему высшему генералитету страны недвусмысленно давали понять, что время теоретических споров и дискуссий закончилось, от них требуется лишь четкое и безоговорочное исполнение принятых решений.

9 июня 1997 года министр обороны представил главе государства свои предложения по подготовке концепции строительства ВС, согласованные с руководством комиссий при СО.

На первом этапе Сергеев предложил провести мероприятия по упорядочению и оптимизации организационно-штатной структуры ВС. Новый министр был намерен привлечь для решения этой задачи внутренние ресурсы ВС: сократить разбухший аппарат управления военной торговли; продать с аукционов некоторые объекты МО; акционировать большинство военно-строительных предприятий и снять их с баланса военного ведомства; вывести из состава ВС Железнодорожные войска и некоторые другие структуры, освободив Минобороны от не свойственных ему функций.

Министр также предложил передать командование Военно-космическими силами в Главкомат РВСН при одновременном сокращении управленческого аппарата и урезании штатов Государственной приемки. Расходы на содержание штата МО РФ предполагалось установить в размере одного процента расходов на содержание аппарата управления ВС, что означало двукратное сокращение населения «Арбатского военного округа». Хотя президент называл минимальный уровень численности ВС в 1,2 миллиона человек, по планам Игоря Сергеева прорабатывался порог сокращения армии до 840 тысяч человек к концу 1998 года.

«План Сергеева» был одобрен президентом, обещавшим министру обороны всяческую поддержку и свое личное покровительство в борьбе с противниками реформирования.

Основные направления военной реформы «Ельцина–Сергеева» были конкретизированы 16 июля 1997 года в Указе Президента РФ № 725с «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федерации исовершенствованию их структуры».

Угроза массовых сокращений, урезание социальных льгот для военнослужащих грозили резко обострить и без того накаленную обстановку в войсках. Более 90 процентов средств, направляемых на военные нужды, буквально проедались, долги государства армии и флоту неуклонно росли, ставя офицерский корпус на грань социального взрыва и открытого неподчинения московскому руководству. Несмотря на усилия реформаторов, гипертрофированный аппарат центральных органов военного управления продолжал расти, тогда как в строевых частях каждая третья должность командира взвода или роты оставалась вакантной. Очевидной становилась неэффективность системы военного образования — каждый третий курсант не заканчивал военного училища, предпочитая уйти на гражданку.

В этих критических условиях срочно требовалось усилить систему контроля президентских структур за ходом военного строительства. Указом Президента РФ№ 946 от 28 августа 1997 года «О мерах по усилению государственного управления военным строительством в Российской Федерации» в составе Администрации Президента РФ на правах главного управления была образована Государственная военная инспекция Президента РФ, возглавляемая государственным военным инспектором — секретарем Совета обороны РФ. Теоретика Юрия Батурина сменил практик Андрей Кокошин, с 1992 года в должности первого заместителя министра обороны исполнявший в военном ведомстве роль «государева ока».

С осени 1997 года в войсках начались реальные организационно-штатные мероприятия, предусмотренные президентским указом № 725с. Однако концептуально-теоретическое обоснование военной реформы явно отставало от ее практической реализации. Преобразования в ВС начались, опираясь лишь на рамочный проект СО и предложения военного министра. Только 29 ноября1997года под председательством Виктора Черномырдина состоялось закрытое заседание Комиссии по военному строительству при СО РФ, на котором был рассмотрен предварительный вариант документа под странным названием — «Замысел военного строительства в РФ». Сей «замысел» был разработан в недрах ГШ с учетом предложений СО и силовых ведомств, однако генштабовское происхождение наложило заметный отпечаток на его содержании.

Так, четко разделялись задачи обороны страны от внешней агрессии и вопросы внутренней безопасности, при этом главенствующая роль в оборонных вопросах отводилась МО и ГШ. При оценке внешних угроз авторы проекта делали вывод, что в течение ближайших 10 лет России не грозит участие в широкомасштабном военном конфликте. Такая точка зрения полностью совпадала с мнением президента и гарантировала ему поддержку и одобрение. 7 августа 1998 года президент утвердил «Основы (концепцию) государственной политики по военному строительству России на период до 2005 года». «Основы» стали первым документом в российской истории, в котором системно излагались принципиальные положения политики государства по вопросам военного строительства. Концепция военного строительства исходила из положения, что «крупномасштабные войны против России маловероятны», тем не менее, в документе подчеркивалось, что предметом особого внимания военно-политического руководства являются локальные войны и конфликты, особенно по периметру границ России и стран СНГ. Утверждалось неотъемлемое право РФ отстаивать свою территориальную целостность всеми возможными, в том числе и военными, методами. Сохранение ядерного потенциала объявлялось фактором сдерживания любого агрессора.

В соответствии с задачами обеспечения военной безопасности пересматривалась и структура ВС РФ. Интегрированный подход заключался в исключении дублирования оперативных функций различных силовых ведомств, координации деятельности МО, ФСБ, МВД, СВР, ФПС, ФАПСИ и других силовых структур. Предполагалось упразднить воинские формирования, не использующиеся непосредственно в целях обеспечения обороны государства.

Концепцией устанавливалась единая система военно-административного деления территории РФ на стратегических направлениях: Северо-Западное — в границах Ленинградского ВО, Западное — в границах Московского ВО, Юго-Западное — в границах Северо-Кавказского ВО, Сибирское — в границах Сибирского ВО, Дальневосточное — в границах Дальневосточного ВО. Подобная реорганизация предпринималась с целью позволить силовым ведомствам наиболее полно использовать военную инфраструктуру страны, избежать распыления сил.

Существенно возрастала роль Генерального штаба, который определялся как координатор всех видов обеспечения ВС. Минобороны получило исключительное право заказа военной техники и вооружений, в том числе и для других силовых структур, а также руководящие функции в отношении системы тылового обеспечения силового блока.

Проведение конкретных преобразований в каждом из силовых ведомств намечалось провести в два этапа. В целом ВС РФ на первом этапе (до 2001 года) должны были закончить переход к четырехвидовой структуре, а на втором (до2005 года) — к трехвидовой.

«Основами» предполагалась реорганизация видов ВС по сферам применения — суша, воздух-космос, море. В сухопутных войсках намечалось формирование 10 дивизий постоянной готовности, среди которых одна предназначена для решения миротворческих задач. В последующем число дивизий могло быть увеличено.

Специальный раздел был посвящен вопросам мобилизационной готовности— подготовке обученного резерва для всех силовых структур, разработке соответствующих законов, нормативных документов, систем учета, планов мобилизационного развертывания промышленных предприятий, накоплению необходимых вооружений и материальных средств, поддержанию мобилизационных мощностей.

Российское руководство так и не решилось пойти на принятие полномасштабной Военной доктрины страны, ограничившись принятием 33-страничных «Основ военного строительства». При всей важности этого документа необходимо признать, что он представлял собой лишь директивную основу для проведения военной реформы. В «Основах» совершенно не было представлено финансово-экономическое обоснование намеченных мероприятий, нет координационных планов, необходимых при реформировании всех составляющих оборонной системы, отсутствуют детализация и конкретизация преобразований в военной сфере.

 

Тем не менее, военное ведомство, возглавляемое первым российским маршалом Игорем Сергеевым, в 1998–1999 годах добилось заметных результатов в перекраивании организационной структуры ВС РФ, полностью уложившись в график мероприятий, намеченных на первый этап военной реформы.

Был создан качественно новый вид ВС — Ракетные войска стратегического назначения за счет интеграции собственно РВСН, Военно-космических сил и Войск ракетно-космической обороны. Военно-воздушные силы и войска ПВО были объединены в новый по сути вид Воздушных Сил.

В 1998 году ВС перешли на четырехвидовую структуру (РВСН, СВ, ВВС и ВМФ). В марте 1998 году было принято принципиальное решение начать в1999году проработку вопросов объединения ВВС и РВСН.

В тесной связи с другими задачами реформы проведено коренное преобразование систем военного образования и военной науки. Число военных учебных заведений и научно-исследовательских учреждений сокращено практически вдвое с одновременным созданием укрупненных научно-исследовательских центров.

В рамках первого этапа реформы штатная численность ВС уменьшилась до 1 миллиона 200 тысяч человек, на 30–40 процентов были сокращены управленческие структуры ВС. В военных округах развернулась работа по созданию объединенных территориальных командований, началось формирование частей постоянной готовности, укомплектованных по штатам военного времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.