Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительная характеристика двух учебников. (12.2004 г.). Гриневич Светлана, студентка группы ОЭИ 9304 РЭА




Гриневич С.

Гриневич Светлана, студентка группы ОЭИ 9304 РЭА

 

Сейчас существует множество различных учебников по любому предмету, в том числе и по философии. В своей работе я рассмотрю учебники «Философия» Л. Е. Балашова и «Основы философии» А.Г. Спиркина и сделаю их краткое сравнение.

Открывая любую книгу, на одной из первых страниц, как правило, можно прочитать кратко об этой книге. И что же мы видим в данном случае? В учебнике Спиркина: ”Книга представляет собой учебное пособие по марксистско-ленинской философии. В ней дается систематизированное изложение основ диалектического и исторического материализма, истории философии, критика современной буржуазной философской и социологической мысли. Рассчитана на студентов высших учебных заведений, слушателей системы партийной учебы, а также на тех, кто самостоятельно изучает марксистско-ленинскую философию.”

Надо отметить что данная книга вышла в 1988 году. Скорее всего в то время она была весьма актуальна, но на данный момент времени я бы назвала эту книгу “однобокой”, так как все мысли, написанные в данной книги, подбирались исходя из того, вписываются ли они в марксистско-ленинскую философию. Я считаю это абсолютно неправильным. Ведь философия — это такая наука, где допускается множество взглядов на одну и ту же проблему. Исходя из этого мне намного ближе учебник “ Философия” Л. Е. Балашова.

На одной из первых страниц учебника Л.Е. Балашова дается такая характеристика: “ Учебник соответствуют программным требованиям Государственного образовательного стандарта по философии. В нем даются задачи и упражнения по философии. Он снабжен именным указателем. Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, а также для учащихся и учителей старших классов средних учебных заведений. Этот учебник может быть полезен всем, кто интересуется философией, кто ценит мысль, понимает ее значение для жизни.” И эта характеристика полностью соответствует содержанию учебника. Здесь уже не найдешь “однобокости”, здесь представлено множество различных точек зрения и, что примечательно, точка зрения автора, которая часто, на мой взгляд, является наиболее гармоничной. Учебник выпущен в 2004 году и, думаю, частично этим объясняется его безусловно большая полнота.

Аудитория, на которую рассчитано учебное пособие шире у Л.Е. Балашова, чем у А.Г. Спиркина, не только потому что он рассчитан еще и на средние учебные заведения, а потому, круг тех, кто интересуется различными взглядами на философские категории, несравненно шире круга тех, кто разделяет и интересуется взглядами исключительно марксистско-ленинской философии.

Удачным решением в учебнике Балашова стало представление схем для большей наглядности. Многим учащимся это безусловно очень пригодиться, поскольку таким образом легче понять и, что немаловажно, запомнить то или иное размышление. В учебнике Спиркина же мне не встретилось ни одной схемы и графического разъяснения.

На мой взгляд, задачей философии, как предмета, является не только ознакомить учащегося с воззрениями различных философов, но и научить их самих мыслить философски. Ведь философия — предмет призванный расширять кругозор, избавляться от ограниченности не только в плане знаний, но и в плане мышления. Этому очень поспособствует учебник Балашова Л.Е., поскольку в нем предоставлено более восьмидесяти задач и упражнений по философии. В учебнике А.Г. Спиркина я, к сожалению, опять же ничего подобного не обнаружила.

Если обратиться к учебнику Спиркина, то определение познания формулируется так: ”Познание — это процесс избирательно-активного действования, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации.” В учебнике Л. Е. Балашова это же определение сформулировано намного проще, яснее и доступнее, а именно:” Познание — движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию или от заблуждения к знанию.” Излишне сложный язык не помогает, а препятствует получению знаний, восприятию материала. На собственном опыте могу сказать, что при прочтении приблизительно страницы текста, написанного трудно воспринимаемым языком, большая часть мыслительной деятельности концентрируется не на сути написанного, а на том, чтоб просто понять что написано. В итоге это очень негативно сказывается на обучении. Так что доступность в понимании учебника “Философия” Л.Е. Балашова делает благое дело.

Также стоит отметить, что шрифт и интервал между строк в учебнике Балашова намного лучше для чтения и восприятия, чем в учебнике Спиркина. Такой шрифт значительно понижает утомляемость и способствует большему сохранению работоспособности.

В учебнике «Основы философии» Спиркина все написано как некие постулаты, не подвергаемые сомнению, как данность. Читая этот учебник не возникает никакого желания размышлять. В учебнике «Философия» Балашова написано так, что не оказывается никакого давления на мысли читающего, ничто не мешает составить собственное мнение, скорее размышления автора этому способствуют.

Безусловно положительным фактором оказывающим влияние на понятность являются примеры, которые раскрывают позицию, делают ее более доступной для понимания. Учебник Балашова Л.Е. снабжен примерами из жизни, что является очень удобным. При размышлении о психике человека и животного дается пример: ”Жизнь и судьба (в том числе психика, душа, дух) пианиста неизмеримо больше зависят от состояния, особенностей формы рук, чем жизнь, психика высшего животного от состояния и формы его конечностей” Благодаря таким примерам становится сразу ясно, что скрывается под более глубокой обобщающей философской фразой. В учебнике Спиркина ничего подобного мною обнаружено не было.

Несмотря на то, что в учебнике Спиркина на рассмотрение взглядов конкретного философа отводится больше места, ясности от этого больше не становится. Учебник Л.Е. Балашова в этом смысле намного удобнее, так как воззрения какого- либо философа отражаются здесь более емко.

Очень удобным является наличие именного указателя в учебнике Балашова, поскольку можно быстро обнаружить по каким конкретно вопросам высказывался тот или иной философ. Здесь мне бы хотелось высказать пожелание о том, чтобы в именной указатель были бы внесены не только философы, но и различные философские категории. Это бы несколько ускорило работу с учебным пособием. В то же время в учебнике Спиркина “ Основы философии” такого не имеется вовсе.

Недостатком учебника Спиркина является то, что понятие либерализма не рассматривается. Наиболее близким к данной теме являются подразделы “Демократия и дисциплина” и “развитие демократии”, да и то через социалистическую призму.

Как я уже упоминала учебник Л. е. Балашова представляет интерес еще и тем, что в нем высказаны и мысли самого автора по широкому кругу философских проблем. Иногда не достаточно четко обозначено, что они принадлежат автору учебного пособия. Желательно. чтобы они выделялись особо.

В заключение хотелось бы сказать, что я бы рекомендовала для преподавателей и студентов высших и средних учебных заведений учебник Льва Евдокимовича Балашова “Философия”, а учебное пособие “Основы философии” Спиркина А.Г. советовала бы как вспомогательную литературу.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 645; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.