Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Педагогическая технология




ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Лекция 21.

I. Педагогическая технология.

II. Сущность педагогического мастерства.

 

Слово «технология» происходит от греческого techne – искусство, мастерство и logos – наука, закон. Долгое время данный термин оставался за пределами понятийного аппарата педагогики, но в настоящее время он активно используется в педагогической науке.

Педагогическая технология – это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности. Другими словами, это последовательно взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач.

Следует отличать педагогическую технологию от методики. Понятие «методика» выражает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения, воспитания безотносительно к деятелю, их осуществлявшему, то педагогическая технология предполагает внесение в нее профессионально-личностных характеристик педагога.

Признаки педагогической технологии:

  1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел автора.
  2. Цепочка педагогических действий выстраивается в соответствии с целью, ожидаемым результатом.
  3. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и ученика.
  4. Элементы педагогической технологии должны быть доступны для воспроизведения любому учителю, и гарантировать достижение результатов любому ученику.
  5. В любой технологии должны быть предусмотрены диагностические процедуры, т.е. критерии оценки результатов деятельности.

В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, т.к. каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Можно выделить следующие, наиболее распространенные педагогические технологии:

1. Традиционная (репродуктивная) технология обучения. Она ориентирована на передачу знаний, умений и навыков, обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

2. Технология развивающего обучения. Суть данной технологии заключается в обучении детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности.

3. Технология поэтапного формирования умственных действий. Она строится в соответствии с ориентировочной основой выполнения действия, которое должно быть усвоено учащимися.

4. Технология коллективного взаимодействия. Суть технологии заключается в организации работы учащихся в парах сменного состава, организации диалога, использовании коллективного способа работы.

5. Технология разноуровневого обучения. Она предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую его развитию.

6. Технология программированного обучения. Это технология самостоятельного индивидуального обучения по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств.

7. Технология проблемного обучения. Она предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности.

8. Технология дистанционного обучения – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных систем телекоммуникаций.

 

II. Сущность педагогического мастерства.

Педагогическое мастерство – это высший уровень владения педагогической технологией. Это синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, в то же время отражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Оно складывается из педагогических знаний, а также умений в области педагогической техники, позволяющих педагогу с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.

Педагогическое мастерство формируется на основе психолого-педагогической эрудиции, развитых профессиональных способностей (профессиональная зоркость, оптимистическое прогнозирование, организаторские умения, мобильность, адекватность реакции, педагогическая интуиция), владении педагогической техникой (система приемов личного воздействия преподавателя на учащегося).

Основными элементами педагогического мастерства являются:

  1. мастерство организации коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  2. мастерство убеждения;
  3. мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  4. мастерство владения педагогической техникой.

В реальной педагогической деятельности эти элементы мастерства связаны, переплетаются и усиливают друг друга.

Структура педагогического мастерства сложна и определяется содержанием педагогической деятельности. Центральным компонентом педагогического мастерства считается развитое психолого-педагогическое мышление, обуславливающее творчество в педагогической деятельности. Итак, главным в педагогическом мастерстве является творчество. Чаще всего оно проявляется в способности с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять различные методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в создании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Дайте определение понятию «педагогическая технология». Что такое методика? В чем состоит коренное отличие технологии от методики?
  2. Назовите признаки педагогической технологии. Приведите примеры технологии реализации педагогического процесса.
  3. В чем сущность педагогического мастерства? Каковы сферы его проявления?
  4. Что входит в содержание педагогического мастерства? Назовите его элементы. Охарактеризуйте творчество как компонент педагогического мастерства.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.