Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговое право РФ, его источники




СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ

 

Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится разнообразить вводимые налоги. Обращаясь к истории дореволюционной (до 1917г.) России, встречаем немалое число налогов. Население уплачивало, например, личный налог, подушную подать, несколько имущественно-подоходных налогов — поземельный, подомовый (на доходы с дома), квартирный (уплачиваемый содержателем квартиры), промысловый, с наследства и др.

Немалое число налогов установлено и законодательством Российской Федерации, принятым в 1990-х гг. Следует заметить, что Закон РСФСР от 27 декабря 1991г., который установил новую налоговую систему в стране, включил в нее перечень не только налогов в собственном смысле слова, но и других платежей, подлежащих в обязательном порядке внесению в бюджет или внебюджетные фонды.

При этом они объединены введенным этим Законом понятием «налоговая система», которое определено как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов), взимаемых в установленном порядке» (ст.2). Соответственно названному Закону в налоговую систему вошли, помимо налогов, государственная и таможенная пошлины, различные сборы — целевые, лицензионные и др. Упомянутые платежи отличаются от налогов в собственном смысле слова. В определенной мере часть из них носит возмездный характер: они являются или платой за услуги (например, государственная пошлина) или платой за разрешение на какую-то деятельность и т.д., предоставляемые компетентными государственными органами и органами местного самоуправления. Такие платежи носят обычно разовый характер. Налогам же в отличие от них свойственна регулярность уплаты: при наличии у налогоплательщика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т.п.), налоги подлежат систематическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

С налогами данные платежи объединяют такие общие черты как; обязательность уплаты при наличии указанных законодательством фактов; внесение в бюджет или внебюджетный фонд определенного государственного или местного уровня; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой налогов, на одну и ту же систему государственных органов — налоговую службу, а в соответствующих случаях — на таможенные органы с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздействия. При этом законодатель не делает различий в общих правах и обязанностях субъектов, касающихся всех этих платежей, в том числе налогов.

Учитывая общие черты с налогами рассматриваемых платежей, законодатель условно и их именует налогами.

Более четкими в этом отношении являются положения НК РФ. Прежде всего, удачнее стало наименование самой системы данных платежей в целом: вместо условного термина «налоговая система» (который может толковаться и более широко, чем совокупность платежей, или вообще в другом аспекте — например, как система налоговых органов) применено выражение «система налогов и сборов». В последнем случае ясно, что речь идет, во-первых, именно о платежах, и во-вторых, о различающихся между собою платежах. К достоинствам Кодекса относится, как уже отмечалось, и обособленное формулирование понятий налога и сбора с указанием их характерных особенностей. Вместе с тем все эти платежи, как и ранее принятым законом, объединены в одну систему. В соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации» они составляют группу налоговых доходов.

Первоначально Закон РФ от 27 декабря 1991г. включил в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их новыми видами и составило с учетом изменений и дополнений на 8 июля 1999г. более 50. Налоговый кодекс РФ (ч.1) внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее число их видов до 28. Однако до введения в действие части второй Налогового кодекса установлено применение платежей, предусмотренных ст.ст.19, 20 и 21 Закона РФ о налоговой системе от 27 декабря 1991г.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. Оснований для классификации может быть несколько.

По субъектам (плательщикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уровня. К первой группе относятся налоги на добавленную стоимость, на прибыль, акцизы и др. Ко второй — подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и ряд других. Они будут рассмотрены особо. Выявление круга платежей по субъектам имеет важное практическое значение для характеристики правового статуса соответствующего юридического или физического лица, определении перспектив их деятельности, организации контроля за уплатой налогов.

Вместе с тем, как уже отмечалось, для настоящего времени характерно появление в России группы налогов, общих для юридических и физических лиц. Они регулируются общими для тех и других субъектов нормативными актами, по своему основному содержанию данные налоги в отношении них совпадают.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значения, а они в большей части таковыми и являются, зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд соответствующей территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Целевые налоги зачисляются во внебюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования (как, в частности, земельный налог).

В зависимости от формы возложения налогового бремени налоги могут быть прямыми и косвенными. Этот вопрос в настоящее время относится к числу актуальных. Российская Федерация переходит к активному использованию косвенных налогов.

Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплательщику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпадают в одном лице.

Исторически прямые налоги — наиболее ранняя форма налогообложения. Возникли, например, подушный, поземельный, подомовый налоги. В настоящее время в Российской Федерации прямыми налогами являются подоходный, земельный налоги, налоги с имущества и др., составляющие большую часть среди всех налогов действующей системы. При такой форме взимания ясно видно, кто сколько платит в казну.

Косвенное налогообложение отличается от этой формы своей замаскированностью. Налог в этом случае устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юридическую обязанность внесения суммы налога в казну на предприятие, производящее или реализующее товары, оказывающее услуги, за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. Такими косвенными налогами являются введенные в стране с 1992г. акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, действовавший в течение 1991г. и вновь введенный в 1998г.

Экономисты и политики считают, что косвенные налоги несправедливы, поскольку чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.

Однако в западных странах косвенные налоги по сей день находят широкое применение. Чем объясняется предпочтение, отдаваемое такой форме налогообложения? Прежде всего, это наиболее удобная для мобилизации доходов в казну форма, позволяющая оперативно и регулярно получать крупные суммы. Помимо того, в ней заложены и возможности воздействия на экономику, стимулирования или сдерживания производства по тем или иным направлениям, возможности регулирования потребления, при этом — быстрого реагирования на экономические процессы. Важен при использовании этого механизма комплексный анализ последствий его применения, учет особенностей экономики страны. Не случайно в развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.

Помимо рассмотренной классификации Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» подразделил налоги на три вида в зависимости от их территориального уровня: федеральные налоги; налоги субъектов Российской Федерации; местные налоги. Налоговый кодекс (гл.2) в качестве равнозначного выражению «налоги и сборы субъектов Российской Федерации» ввел в отношении этих платежей термин «региональные». Хотя последний и не отличается четкостью, закрепление в законодательстве дает основание пользоваться им при характеристике соответствующих платежей.

К федеральным налогам действующие нормы Закона РФ «Об основах налоговой системы» (ст.19) отнесены:

ü налог на добавленную стоимость;

ü акцизы на отдельные группы и виды товаров;

ü налог на доходы банков;

ü налог на доходы от страховой деятельности;

ü налог с биржевой деятельности (биржевой налог);

ü налог на операции с ценными бумагами;

ü подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий;

ü подоходный налог с физических лиц;

ü налоги, зачисляемые в дорожные фонды (это налог с владельцев транспортных средств, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на приобретение автотранспортных средств);

ü налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

ü налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

ü налог на игорный бизнеса;

ü налог на отдельные виды транспортных средств.

Кроме налогов к федеральным отнесены несколько сборов и иных платежей:

ü государственная пошлина;

ü таможенная пошлина;

ü гербовый сбор;

ü платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в бюджеты разных уровней в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации о недрах;

ü отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный Федеральный (бюджетный) фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

ü сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

ü сбор за пограничное оформление;

ü плата за пользование водными объектами;

ü сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Часть платежей из приведенного перечня зачисляются в федеральный бюджет: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина и др. (с возможными отчислениями в нижестоящие бюджеты).

Подоходный налог с физических лиц закон предписывает использовать для регулирования бюджетов субъектов РФ и местные бюджеты, которым его поступления передаются в виде отчислений.

Другая часть налогов, иных платежей (государственная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения) предназначена для зачисления в местные бюджеты, или в бюджеты разных уровней в соответствии с установленным законодательными актами РФ порядком (налог на покупку иностранных денежных знаков, налог на игорный бизнес).

Таким образом, федеральные налоги отличают следующие особенности: они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд определяются законами Российской Федерации. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня.

К налогам субъектов Федерации отнесены:

ü налог на имущество предприятий, который закон обязывает зачислять равными долями в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по месту нахождения плательщика;

ü лесной доход;

ü сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц и используемый через бюджет целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений.

В 1998г. этот перечень дополнен еще двумя налогами:

ü налог с продаж;

ü единый налог для определенных видов деятельности.

Часть платежей данной группы (налог на имущество предприятий, лесной доход), как и федеральные налоги, устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Однако их конкретные ставки определяются органами государственной власти субъектов Федерации, если иное не будет установлено законом Российской Федерации. Они зачисляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.

В отношении иных платежей (сбор на нужды образовательных учреждений, налог с продаж и единый налог на вмененный доход) предусмотрен другой порядок. Они устанавливаются и вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. При этом в случае введения налога с продаж не взимается налог на нужды образовательных учреждений. При введении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности не взимается ряд платежей федерального и местного уровня.

Самая многочисленная группа — местные налоги и сборы. В числе налогов:

ü налог на имущество физических лиц;

ü земельный налог;

ü налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

ü налог на рекламу;

ü налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

ü налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Помимо них в данную группу входит значительное число всевозможных сборов.

Платежи данной группы различаются между собой по порядку установления и взимания.

Так, налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории. При этом их конкретные ставки определяются законодательством субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законами РФ.

Налог на содержание жилищного фонда и объектов жилищно-культурной сферы имеет соответствующее целевое назначение.

Налог на строительство промышленных объектов и курортный сбор могут быть введены органами местного самоуправления, на территории которых находится курортная местность.

Кроме того, по решению представительных органов местного самоуправления могут устанавливаться следующие платежи:

ü налог на рекламу с юридических и физических лиц;

ü налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров с юридических и физических лиц;

ü целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;

ü сбор с владельцев собак, уплачиваемый физическими лицами;

ü лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями с юридических и физических лиц;

ü лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

ü сбор за выдачу ордера на квартиру;

ü сбор за парковку автотранспорта с юридических и физических лиц;

ü сбор за право использования местной символики, вносимый производителями продукции;

ü сбор за участие в бегах и на ипподромах с юридических и физических лиц;

ü сбор за выигрыш на бегах;

ü сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

ü сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами;

ü сбор за право проведения кино- и телесъемок;

ü сбор за уборку территорий населенных пунктов;

ü сбор за открытие игорного бизнеса с юридических и физических лиц;

ü сбор за право торговли.

С введением законодательным органом власти субъекта РФ налога с продаж не должны взиматься многие из перечисленных местных налогов и сборов: налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне, сбор за право торговли, налог на перепродажу автомобилей и др., в общем количестве 16 платежей.

Перечисленные платежи относятся к источникам доходов местных бюджетов.

Необходимо подчеркнуть, что законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Дополнения к Закону «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. особо подчеркивают эту характеристику налоговой системы РФ. В соответствии с ними органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. По смыслу данной нормы и упомянутого Закона в целом это ограничение, помимо органов государственной власти, распространяется и на органы местного самоуправления. Следовательно, на территории Российской Федерации действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ. Такая позиция закреплена и в НК РФ, согласно которому не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные им (п.5 ст.12).

Таким образом, законодательство РФ закрепило порядок установления налогов и сборов и других платежей, исходящий из принципа единства их системы и прерогативы представительных органов государственной власти и местного самоуправления на установление всех этих платежей независимо от их уровня.

Установление налогов означает принятие компетентным органом власти решения о порядке введения данного платежа в пределах определенной территории в качестве источника доходов государственной или муниципальной казны с указанием круга плательщиков, объектов налогообложения, размеров и сроков уплаты.

Органы власти того или иного уровня в соответствии с законодательством решают все перечисленные вопросы, или отдельные из них. С установлением налогов связан и вопрос о предоставлении льгот. При этом органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления могут предоставлять дополнительные льготы по налогообложению, помимо установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, только в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствующие бюджеты.

После введения в действие части второй НК РФ систему налогов и сборов составят следующие платежи, предусмотренные ст.ст.13,14 и 15 части первой Налогового кодекса.

Федеральные налоги и сборы:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы. Региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4)транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местные налоги и сборы:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

4) местные лицензионные сборы.

 

 

Общественные отношения, возникающие в связи с установлением и взиманием налогов, регулируются нормами финансового права, которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налоговое право. Эти отношения являются предметом налогового права.

Таким образом, налоговое право — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению и взиманию налогов в бюджетную систему и в предусмотренных случаях — внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды с организаций и физических лиц. Естественно, что налоговое право существует и как соответствующая категория правовой науки.

Вместе с тем термин «налоговое право» применяется и в других аспектах:

а) как отрасли законодательства, включающей в себя не только упомянутые нормы финансового права, но и других отраслей права (административного, гражданского, уголовного и др.), касающиеся системы налогообложения, контроля и ответственности в этой сфере;

б) как соответствующей учебной дисциплины, изучаемой обособленно от финансового права, например в рамках спецкурса. Такой подход в современных условиях возросшей роли налогов и налоговой деятельности также имеет полезные стороны, поскольку способствует углубленному комплексному изучению данных вопросов.

Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.

Главными источниками налогового права являются федеральные законы, принятые на их основе законы субъектов Российской Федерации, акты представительных органов местного самоуправления. Все они базируются на конституционных нормах, закрепивших исходные положения налогового права. Конституция РФ относит установление общих принципов налогообложения на территории страны к сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов (п.«и» ч.1 ст.72). Вопросы федеральных налогов и сборов относятся к ведению федеральных органов государственной власти. В пределах, предусмотренных федеральным законодательством, вопросы налогообложения на своей территории регулируются субъектами РФ. Акты органов местного самоуправления, принимаемые на основе законодательства РФ и субъектов РФ, действуют на территории соответствующего муниципального образования.

Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются международные нормы и правила (ч.4 ст.15 Конституции РФ).

Исключительно важную роль в формировании источников налогового права сыграл Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г. Законодательный акт подобного содержания появился в истории СССР и Российской Федерации впервые. Его особенность состоит в том, что он комплексно урегулировал налоговые отношения, определил общие, наиболее существенные положения налогового права в едином нормативном акте, а именно: принципы построения налоговой системы РФ и ее содержание, т.е. перечень налогов, их классификацию, порядок установления налогов; обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность; полномочия налоговых органов и их должностных лиц; обязанности банков и ответственность их должностных лиц в области налогообложения. Таким образом, он явился предшественником принятого в 1998г. Налогового кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 1999г. (за исключением части статей, установивших новую систему налогов и сборов).

В зависимости от способа взимания дохода налоги и сборы подразделяются на прямые и косвенные. Основным критерием деления налогов, таким образом, является определение окончательного плательщика налогов. Прямым считается налог в том случае, если его окончательным плательщиком является владелец обложенной собственности или обложенного дохода. В этот момент одно лицо выступает в качестве юридического и фактического плательщика налогов (сборов).

В зависимости от объекта обложения прямыми налогами могут быть подоходные налоги, налоги с имущества и др. Система подоходных налогов включает: общий подоходный налог с населения, налоги на отдельные виды доходов (в дополнение к общему налогу существуют налоги от таких доходов, как заработная плата, предпринимательская прибыль, процент на ссудный капитал, земельную ренту и др.). В последнее время в связи с появлением новой формы предпринимательской деятельности — акционерных обществ (компаний), имеющих огромные суммы нераспределенной прибыли, во многих странах введен налог на прибыль корпораций (иногда дополнительный налог на сверхприбыль). Правила налогообложения корпораций сложны, запутаны и характеризуются большим количеством исключений, скидок, вычетов и льгот. Однако удельный вес налогов от корпораций в доходах бюджетов развитых капиталистических стран весьма значителен.

В системе налогов, взимаемых в федеральный бюджет нашей страны, в п.3 ст.13 «Федеральные налоги и сборы» установлен налог на прибыль (доход) с организаций (НК РФ, часть первая). В п.2 ст.11 дано понятие «организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации)». По нашему мнению, в НК РФ, основания налогообложения применительно к корпорациям использованы недостаточно. Поэтому взимание должным образом части прибыли этих корпораций не представляется возможным. Данная проблема в настоящее время относится к числу наиболее актуальных.

Налоги на имущество имеют незначительный удельный вес в общем объеме федеральных доходов. Основным из них является налог на недвижимое имущество, которым облагаются земельные участки и строения. Эти налоги относят к категории региональных налогов («Налог на имущество организации» — п.1 ст.14 НК РФ, часть первая) или местных налогов и сборов («Налог на имущество физических лиц» — п.2 ст.15 НК РФ, часть первая). Ставки этих налогов невысокие и находятся в пределах 1—3% от стоимости имущества. В налоги с имущества включен специфический вид налога — налог с наследования или дарения (п.4 ст.15 НК РФ, часть первая), который весьма своеобразен. Он не имеет регулярного характера и взимается не с имущества, а со стоимости сделки безвозмездного отчуждения собственности, которая указана в акте передачи имущества.

Специфическим видом прямого налога является земельный налог — налог за использование земли в Российской Федерации. Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, предоставленные физическим лицам и организациям. Земельная площадь, предоставляемая в установленном порядке гражданам и организациям, облагается налогом, который взимается в расчете на год. Основанием для установления и взимания налогов является документ, удостоверяющий право собственности владения земельным участком.

Косвенное налогообложение — это замаскированная форма взимания доходов граждан в федеральный бюджет. Косвенные налоги — это надбавка к цене реализуемых товаров (услуг), оплачиваемая, в конечном счете, потребителем. Косвенный налог не связан непосредственно с доходом или имуществом плательщика — потребителя продукции (услуги). Уклониться от налога невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления облагается косвенным налогом. Таким образом, окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель продукции (услуги), на которого налог перекладывается через надбавку в цене. Закон возлагает юридическую обязанность уплаты налога (надбавку к цене) на предприятие после реализации продукции (услуги).

Различают следующие виды косвенных налогов (сборов): таможенная пошлина, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и другие налоги на потребителя продукции (услуг), налог на сделки, взносы в государственные и социальные внебюджетные фонды.

Таможенная пошлина и таможенные сборы — это косвенные платежи, взимаемые с импорта, экспорта и транзита продукции.

В прошлом основной функцией таможенных пошлин и сборов была фискальная, цель которой — получение доходов для государственной казны. В настоящее время основной экономической функцией этих платежей является уравнительная. Сбор таможенных пошлин (сборов) направлен не на получение дохода, а на охрану внутреннего рынка страны, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Поэтому в развитых капиталистических странах Запада применяются лишь импортные таможенные пошлины (сборы). Инструментом государственной экономической политики в данном случае является метод выравнивания цен на импортную и отечественную продукцию. Среди остальных экономических функций таможенных пошлин следует выделить: стимулирующую — в целях повышения импорта продукции из определенных стран или регионов; статистическую — позволяющую более точно учитывать внешнеторговый оборот и ряд других.

Таможенные пошлины взимаются с цены товара. Но существуют и специфические пошлины — твердая ставка с единицы товара.

Основной формой косвенного налога являются акцизы, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной цены высокорентабельной продукции, реализуемой предпринимателям производителями.

Акцизы — это косвенные налоги, представляющие собой надбавки к ценам основных потребительских товаров. К таким товарам, в частности, относятся: спирт, спиртные напитки, пиво, табачные изделия, деликатесная продукция, автомобили и другие товары, а также нефть и нефтепродукты.

Организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, реализующие подакцизные товары, являются плательщиками акцизов. Но окончательным плательщиком налога является потребитель продукции (услуги).

Различают индивидуальные и универсальные акцизы. Универсальный акциз — это налог, которым дополнительно облагается вся продажа товаров (услуг) на территории данной страны.

Разновидностью универсального акциза является налог на добавленную стоимость (НДС). Этот налог действует почти во всех странах Западной Европы и США. НДС — специфическая форма взимания в государственный бюджет части добавленной стоимости.

Добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью реализованной продукции (услуг) и стоимостью материальных затрат, учтенных в издержках производства и обращения.

В настоящее время ставки НДС установлены в размере 10— 20% по всему перечню продукции (услуг), утвержденному ПравительствомРФ. Порядок взимания НДС предусматривает, что налог начисляется по установленным ставкам на каждой стадии производства и реализации продукции (услуги), вплоть до конечного потребителя. Реальному обложению налогом подлежит добавленная на каждом этапе стоимость. В итоге вся тяжесть налогового бремени перекладывается на конечного потребителя.

Налог с продаж по своим признакам является целевым налогом. Денежные средства от его сбора должны направляться на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Суммы поступлений от этого налога зачисляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в размере 40 и 60% соответственно. Объектом налогообложения выступает стоимость продукции (товаров, работ и услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Ставка налога установлена в размере до 5% стоимости подлежащей налогообложению продукции. Исчисленная по этой ставке сумма налога включается налогоплательщиком (продавцом) в цену товаров, работ и услуг, а фактическим плательщиком налога является покупатель. Следовательно, данный налог следует считать косвенным'.

Платежи на сделки — это особая форма косвенных сборов, представляющая собой вид пошлины, которая взимается в государственный бюджет со сделок, подлежащих регистрации в установленном порядке. Наиболее распространенным видом платежей на сделки является гербовый сбор. Гербовый сбор начисляется или по твердым ставкам, или в процентах к сумме сделки. Этим сбором облагается регистрация актов о передаче имущества, долговых обязательств, доверенность на владение или опеку имущества, квитанций и др.

Взносы в государственные и социальные внебюджетные фонды имеют обязательный характер и взимаются с физических лиц и организаций. Взносы организаций относят к косвенным налогам; они учитываются в текущих затратах на производство и реализацию продукции и составляют 38—41% от суммы основной и дополнительной заработной платы. При реализации продукции эта сумма учитывается в цене и в итоге перекладывается на потребителя.

Анализ информации косвенного налогообложения свидетельствует о том, что окончательным плательщиком косвенного налога является потребитель продукции, т.е. гражданин Российской Федерации. Специалисты в области экономической политики считают, что косвенные налоги в отношении к разным категориям населения страны несправедливы. Практически это означает, что чем беднее человек, тем большую долю своего дохода (зарплаты, пенсии) он отдает государству в виде таких налогов.

Правовые отношения, возникающие между государственными организациями, плательщиками налогов и налоговыми представителями, являются властными. Согласно НК РФ «законодательство о налогах и сборах регулируют властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Система налогов в нашей стране преследует единую цель — формирование бюджетных средств и должна обеспечивать каждому гражданину Российской Федерации независимо от места его проживания гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ (ст.39). Законодательство предусматривает и единую базу налогообложения — доходы и имущество организаций и физических лиц.

Сбор налогов и других платежей необходимо организовывать таким образом, чтобы «каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить» (п.6 ст.3 НК РФ, часть первая). Только в этом случае налоговые платежи обеспечивают необходимую долю валовой национальной продукции (ВНП), предназначенную для распределения. Однако взимание части доходов (прибыли) у организаций и физических лиц не должно превышать «налогового предела», чтобы не вызвать обострения социально-экономических противоречий в стране.

Взаимозависимость всех факторов налогообложения, обусловленная единством цели и базы, требует централизованного управления всеми аспектами этой проблемы (в частности, установления оптимального состава налогов и сборов, величины ставок, порядка налогообложения).

Исходя из этого, в основных началах налогообложения законодатель в первую очередь определил условия последующего нормотворчества в направлении ограничения иных налоговых притязаний самого государства. С этой целью впервые было дано понятие «налоговой системы», которое определено как «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее налогов), взимаемых в установленном порядке» (ст.2 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г.).

По нашему мнению, следует согласиться с автором книги «Российское налоговое право», который пишет, что указанное понятие не соответствует содержанию налоговой системы. Оно подходит к понятию системы налогов. А налоговая система является более емким и общим понятием. В его состав следует включить: налоговое законодательство, состоящее из законов и подзаконных нормативных актов; налоговые органы, осуществляющие налоговый контроль; налоговых представителей, занимающихся расчетом и удерживанием в бюджет налогов с доходов налогоплательщиков; налоговую полицию, обеспечивающую экономическую безопасность государства; результаты научных исследований в сфере налогового обложения.

Указанное мнение автора книги в дальнейшем подтвердилось в ст.2 НК РФ, в которой определено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, «определяет виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации». Объединение налогов в систему связано с необходимостью их классификации по различным основаниям, а также проведения исследований системы налогов с анализом по факторам. Основные из них: удельный вес каждого вида налогов в общей сумме поступлений, степень централизации управления налогообложением в стране, индекс эффективности функционирования органов власти соответствующего уровня и др. В соответствии со ст.12 Налогового кодекса РФ все налоги в зависимости от их территориального уровня (уровня подчиненности) разделены на три вида: федеральные, субъектов РФ и местные.

Федеральные налоги устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти и взимаются на территории всей страны. Федеральные налоги имеют следующие отличительные особенности; они устанавливаются законодательными актами Российской Федерации; взимаются на всей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налогов, порядок зачисления в бюджет (или во внебюджетный фонд) определяется законами Российской Федерации. Сумма этих платежей может поступить в федеральный бюджет или в бюджеты другого уровня.

После введения в действие части второй НК РФ систему федеральных налогов и сборов составят следующие платежи, предусмотренные в ст.13 части первой Налогового кодекса:

1) налог на добавленную стоимость,

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья,

3) налог на прибыль (доход) организаций,

4) налог на доходы от капитала,

5) подоходный налог с физических лиц,

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды,

7) государственная пошлина,

8) таможенная пошлина и таможенные сборы,

9) налог на пользование недрами,

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы,

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов,

12) сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,

13) лесной налог,

14) водный налог,

15) экологический налог,

16) федеральные лицензионные сборы. Налоги субъектовРФ (региональные) — это налоги республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, являющиеся для них обязательными. В зависимости от их особенностей эти платежи разделяются на три группы. Первая группа устанавливается федеральными законами и имеет практически всю атрибутику федеральных налогов. Но конкретный порядок и сроки взимания этих налогов, форма отчетности на территории региона могут отличаться от общепринятых. Органы власти регионов самостоятельно определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, порядок уплаты налогов, налоговую ставку в пределах, установленных НКРФ.

Вторая группа платежей называется факультативными налогами, которые устанавливаются федеральными законами. Однако вводятся они органом представительной власти региона по его усмотрению и только после этого приобретают обязательную силу.

В третью группу включаются налоги, устанавливаемые органами представительной власти региона по собственному усмотрению, но в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.14 Н К РФ существуют следующие региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество организаций,

2) налог на недвижимость,

3) дорожный налог,

4) транспортный налог,

5) налог с продаж,

6) налог на игорный бизнес,

7) региональные лицензионные сборы.

Местные налоги — это налоги, которые в основном поступают в местный бюджет. По отношению к вышеуказанным налогам (федеральным и региональным) они имеют некоторые особенности. Часть этих налогов устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Другая часть, не предусмотренная законодательными актами Российской Федерации, определяется законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. Все элементы налогообложения устанавливаются в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, в частности с НК РФ, частью первой.

Местные налоги и сборы — самая многочисленная группа. Исчерпывающий перечень различного уровня налогов, сборов и других платежей закреплен законодательством РФ (их более 24 наименований). Некоторые из них: земельный налог, налог на имущество физических лиц и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, установлены законами РФ и взимаются в обязательном порядке на территории всей страны. Остальные факультативные налоги получают обязательную силу лишь после принятия соответствующего решения представительными органами местного управления.

В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 24 декабря 1991г. и дополнений к нему органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные российским законодательством, как и повышать ставки установленных налогов, сборов и иных платежей. Это положение закреплено в части первой НК РФ, где в п.5 ст.12 сказано, что «не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом». Таким образом, на территории Российской Федерации действует единая система налогов и сборов, основанная на принципе единства налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст.1 НК РФ, часть первая). С введением законодательством РФ дополнительных налогов для субъектов РФ — налог с продаж и единый налог для определенных видов деятельности — не должны взиматься многие местные налоги и сборы, в общем количестве 16 платежей.

В НК РФ предусмотрены следующие местные налоги и сборы (ст.15):

1) земельный налог,

2) налог на имущество физических лиц,

3) налог на рекламу,

4) налог на наследование или дарение,

5) местные лицензионные сборы.

Налоговая система России сформировалась в начале 1992г. За эти годы появились новые виды налогов, изменены ранее установленные. Совокупность всех установленных законным способом налогов, сборов и пошлин, действующих в единстве и взаимосвязи, является налоговой системой.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.811 сек.