Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкально-физиологический и музыкально-психологический аспекты




Музыкальная физиология рассматривает то, как воздействует созвучие на воспринимающий аппарат нервной системы человека. По Гельмгольцу, восприятие консонансов есть «приятный род неж­ного и равномерного возбуждения слуховых нервов».* Консонанс как слитное звучание представляется как бы «гладким», а диссо­нанс — «шероховатым», и различие в их физиологическом сенсор­ном воздействии можно уподобить аналогичному явлению в области других чувств, например зрению, осязанию: ровный спокойный свет вызывает ощущение, подобное консонансу, а неровный, прерыви­стый — сходное с диссонансом.

В результате различий в музыкально-физиологическом (сенсор­ном) ощущении созвучия делятся на следующие группы и подгруп­пы (см. табл. 3).

С музыкально-психологической точки зрения, консонанс и дис­сонанс — не ощущения, а представления о тех или иных созвучиях как носителях музыкально-смысловых значений, функций музыкаль­ной динамики. Консонанс в его сопряжении с диссонансом представ­ляется выражением покоя, устойчивости, отсутствия стремлений, тя­готений, а диссонанс — носитель напряженности, неустойчивости, устремленности, движения, тяготения. Важнейшая музыкально-психо­логическая сторона соотношения консонансов и диссонансов — установление (пусть пока еще и на крайне элементарном уровне)

* Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки. СПб., 1875. С. 469; см. также гл. IX-XII, XV, XVII.

Таблица 3

Консонансы № n/n Диссонансы
Совер­шен­ные Унисон октава абсолютные      
    Квинта кварта твердые      
Несовершенные большая секста        
    большая терция малая терция мягкие      
  малая секста        
        Мягкие, неопре­делен­ные тритоны (умень­шенная квинта, увеличенная кварта)
               
        Мягкие малая септима большая секунда
        Острые большая септима малая секунда

музыкально-логических значений тонов. Звуки унисона и октавы на­деляются смысловыми значениями логического тождества; квинты и кварты — отношениями логического соподчинения при максималь­ном (для звуков различного качества) звуковом слиянии; терций и секст — также логического соподчинения (один звук всегда воспри­нимается как опорный, главный, как основной тон созвучия, а дру­гой — как подчиненное ему дополнение) при среднем звуковом (аку­стическом) слиянии; звуки септим и секунд получают логические значения противоречия разной степени интенсивности.

Музыкально-психологические различия между консонансом и диссонансом — не количественные, а качественные — могут стано­виться средствами поляризации музыкальной экспрессии. В контек­сте европейской мажорно-минорной системы контраст консонанса и диссонанса достигает острой противоположности и обладает самостоя­тельной эстетической ценностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.