КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивация: Почему Мы Делаем То, Что Мы Делаем?
Многие люди ужасно обеспокоены, не понимая своего собственного поведения. Почему мы делаем то, что мы делаем? Павел выразил агонизирующее недоумение по вопросу своего собственного поведение в главе 7 послания к Римлянам. Он говорит, что регулярно осознавал, что поступал себя делающим как раз противоположно тому, что он искренне хотел делать. По мере того, как он наблюдал это досадное и непонятное поведение, он мог только лишь прийти к выводу, что существовал какого-то рода закон, который действовал внутри структуры его личности и полностью противостоял его осознанным и искренним намерениям. Большинство из нас могут легко соотнести себя с этой дилеммой Павла.
- Горячий, вспыльчивый мужчина честно намеревается больше не терять самоконтроля. Но не проходит и минуты, как он уже кричит на свою жену и иногда даже бьет ее. (Кстати, по данным статистики, количество случаев избиения жен повышается, и не только в домах и семьях с низким уровнем дохода, но также в “солидных” домах, где живут представители среднего и высшего класса).
- Двое молодых людей с глубоким искренним чувством обещают любить, уважать и заботиться друг о друге, пока смерть не разлучит их. Через несколько лет они лежат в постели спиной друг к другу и задают вопрос, почему их брак умер.
- Жена принимает решение не позволять поведению ее мужа доводить ее до видимого раздражения, но в тот же вечер она злобно выражает свое недовольство.
- Накричав на своего ребенка, мать обещает больше никогда не повышать голоса. Младший сын упрямо отказывается собирать за собой игрушки, ее сын-подросток нахально передразнивает ее – и ее клятва нарушена: она срывается до крика.
- Мужчина средних лет, находящийся под воздействием извращенных сексуальных фантазий, чувствует себя виновным каждый раз, предаваясь наслаждению в мире своих эротических фантазий. Определенные фильмы и журналы предлагают такие сильные искушения, что он поддается им. Затем, полностью разбитый угрызениями совести, он обещает Богу, что никогда больше не позволит своему разуму снова погружаться в сексуальные грезы. Но в тот же вечер, лежа в постели, он прокручивает в своем мозгу очередную фантазию со всеми возбуждающими деталями.
Почему? Почему, несмотря на наши наилучшие намерения, мы, тем не менее, терпим неудачу, когда пытаемся выполнить наши искренне принятые решения? Когда мы задаем этот вопрос, то очень велика вероятность того, что в ответ мы услышим какую-либо фразу из большого набора абсолютно бесполезных евангельских клише типа: “Ты не уповаешь на силу Господа, а надеешься на свои силы”, или “Успокойся, оставь это, а Бог разберется”, или “Ты не рассматриваешь свою старую природу, как мертвую”, или “Более искренно молись за избавление, а затем повторяй фразы, в которых есть слова “Кровь Христа” – и твоя проблема исчезнет”. Но проблемы не исчезают, они продолжают существовать. Многие люди, сознательно пытающиеся измениться к лучшему, испытывают серьезные проблемы с чувством вины, которое только усиливает их трудности с самоконтролем. Что же является ответом на проблему? Почему мы делаем то, что мы делаем, даже когда мы сознательно не желаем этого делать? Ответ нелегко выразить несколькими словами. Люди, которые ищут простой подходящий ответ или авторитарную жесткую систему принципов, возможно, будут разочарованы моим ответом, но я считаю, что только хорошо продуманный ответ будет полезным. В этой и следующей главах я хочу описать то, что, на мой взгляд, является теорией человеческой мотивации, совпадающей с библейским взглядом Писания на человека. В качестве отправной точки позвольте мне перечислить пять основных предпосылок относительно мотивации. Прочтите их медленно и внимательно, так как дальнейшее обсуждение будет предполагать знание этих принципов.
Предпосылка 1: мотивация обычно зависит от состояния потребности, или, выражаясь простыми словами, мы мотивированы необходимостью восполнить наши потребности.
Предпосылка 2: мотивация – это слово, обозначающее энергию или силу, которая порождает определенное поведение. Перед тем, как стать определенным поведением, мотивационная энергия пропускается через разум. Именно там энергия получает направление. Я мотивирован удовлетворить потребность, и я делаю что-то, что, по моему мнению, восполнит ее.
Предпосылка 3: мотивированное поведение всегда направлено к цели. Я верю, что что-то восполнит мою потребность. Это что-то и становится моей целью.
Предпосылка 4: когда цель не может быть достигнута (или когда человек считает, что ее невозможно достигнуть), тогда возникает состояние неравновесия (которое субъективно ощущается как беспокойство). Потребность, которой отказано в удовлетворении, становится источником негативных эмоций. Скажем это простыми словами: когда я не могу иметь то, что, на мой взгляд, мне необходимо, чтобы быть значимым и чувствовать себя уверенно, я чувствую себя никчемным, бесполезным. Следовательно, я мотивирован защитить от дальнейших посягательств мою потребность в том, чтобы чувствовать себя стоящим, и я делаю это, сводя к минимуму чувство незначительности или неуверенности.
Предпосылка 5: всякое поведение является мотивированным. Не существует такого понятия, как немотивированная личность. Лень, медлительность, замкнутость часто мотивированы желанием оградить свое “Я” от нарастающего чувства никчемности. В процессе анализа поведения никогда нельзя говорить: “Я не вижу для этого никакой причины. Это полностью бессмысленно”. Всякое поведение имеет смысл. Поведение может быть греховным, неправильным или просто странным, но, тем не менее, оно имеет смысл. Для того, чтобы понять любую деталь поведения, вы должны знать, какая потребность лежит в основе мотивации этого поведения, каковы мысли человека по поводу того, что удовлетворит эту потребность, какую цель он в своем мышлении наметит как желаемую, а также степень успеха или неудачи человека в достижении этой цели. Позвольте мне попробовать объяснить эти предпосылки, показав, как они могут объяснить определенные виды поведения. Я нуждаюсь в том, чтобы чувствовать себя значимым, и я мотивирован каким-то образом восполнить эту потребность (предпосылка 1). Ложная система ценностей этого мира сформировала во мне убеждение: для того, чтобы быть важным, я должен иметь деньги. Следовательно, я полагаю, что деньги, богатство делают человека значимым (предпосылка 2). В результате, моей целью становится заработать так много денег, как только я смогу (предпосылка 3). Я слушаю проповедника, который говорит, что любовь к деньгам – это корень всех зол, что я не могу служить Богу и деньгам, что я должен искать прежде Его Царства, собирать себе сокровища на небесах и отказаться от моей цели стать богатым. Так как я – христианин, и так как я верю, что Библия является богодухновенным Словом, я полностью согласен с тем, что мне говорит проповедник, но, тем не менее, я все еще чувствую, как внутреннее желание побуждает и подталкивает меня к зарабатыванию денег. Я пытаюсь избавиться от него, но не могу. Молитва, покаяние, посвящение, все это на какое-то время приносит мне облегчение, но любовь к деньгам остается сильной. Моя реальная проблема заключается не в любви к деньгам, а скорее в неправильном приобретенном представлении о том, что личная значимость зависит от того, имею ли я деньги. Пока эта идея не будет намеренно, сознательно отвергнута, я всегда буду искать богатства, независимо от того, сколько раз я исповедуюсь Богу в моем грехе сребролюбия. Если я зарабатываю деньги, я могу чувствовать себя виновным, так как знаю, что мое желание неправильно, но в то же время внутри я буду чувствовать себя довольно-таки хорошо. В соответствии с моим неверным представлением, которого я, тем не менее, придерживаюсь, я обрету некую меру значимости. Если я не зарабатываю деньги, то чувствую себя никчемным, бесполезным (предпосылка 4). Возможно, я откажусь от привлекательной работы для того, чтобы посвятить себя христианскому служению, но я не обрету чувства настоящей полноты до тех пор, пока я не изменю свое понимание того, что делает человека значимым. Если я буду продолжать свои усилия по зарабатыванию больших денег, но испытаю финансовые неудачи, я, возможно, удвою свои усилия, чтобы избавиться от этого пожирающего желания иметь деньги. Но снова, пока я неосознанно буду считать, что деньги дают значимость, я никогда не прекращу желать денег, потому что я всегда буду мотивирован восполнить мои потребности (предпосылка 1). Павел говорит, что преображение зависит от обновления нашего ума. Другими словами, это можно выразить так: наша мотивационная энергия может быть пущена в различных направлениях, если мы изменим наше мышление относительно того, что восполняет мои потребности. Мои старания измениться должны концентрироваться не на моем поведении, но скорее на моем неправильном мышлении. Если я не достигаю своей цели (денег) и не исправляю свое мышление, то я могу обратиться к неэтичным стратегиям для достижения моей цели. Я буду знать, что поступаю неправильно, и буду ненавидеть себя за свое греховное поведение, но я все равно буду это делать. Мотивация удовлетворить личные потребности ошеломляюще сильна. Возможно, моя совесть станет сожженной, чтобы я смог позволить себе какое-то чувство покоя, либо я начну создавать серии маневров, рассчитанные на то, чтобы уберечь поврежденное чувство достоинства (предпосылка 4). Возможно, следствием будет психосоматическая усталость, головокружение или головные боли. Возможно, результатом будут такие психологические проблемы, как депрессия, приступы беспокойства или бессонница. Эти проблемы будут исполнять полезную функцию, притупляя боль от чувства никчемности. Я смогу утешать себя, веря в то, что если бы не эта возникшая так некстати проблема, то, вполне возможно, что я бы добился успеха. Следовательно, перед лицом финансовых неудач я обеспечил своему достоинству хорошую защиту. Хотя симптомы, развивающиеся у меня, могут не быть сознательно созданными или намеренно предназначенными для того, чтобы нести полезную психологическую функцию, тем не менее, они эффективны в том, чтобы предотвратить худший возможный ущерб: сознательное признание того, что я никчемен, бесполезен (предпосылка 5). Пока я не достиг этой точки, всякие намерения покончить с жизнью, которые у меня есть, будут в основном манипулятивными, направленными на то, чтобы каким-либо образом обеспечить безопасность моего чувства достоинства. Когда я больше не могу избегать признания того, что я никчемен, что я бесполезен, тогда в моем разуме самоубийство становится реальной альтернативой (хотелось бы отметить, что всякая суицидальная динамика может выразиться в совершении самоубийства). Позвольте мне рассмотреть вопрос мотивации в несколько иной перспективе. Классическая иерархия потребностей Авраама Маслоу предполагает, что у людей есть пять основных потребностей. Потребность, занимающая низшую ступеньку в этой иерархии, должна быть восполнена прежде, чем человек будет мотивирован удовлетворить вторую потребность и так далее, вверх по иерархии. Пять потребностей в списке Маслоу, начиная с низшей или самой основной, таковы (см. ниже): 1. Физические (пища, вода и т.д. – элементы, необходимые для того, чтобы поддерживать физическую жизнь). 2. Безопасность (Маслоу подразумевает физическое спокойствие – некую резонную уверенность в том, что физические потребности будут удовлетворены завтра). 3. Любовь (то, что я называю уверенностью). 4. Цель (то, что я называю значимостью). 5. Самоактуализация (выражение высших качеств человека – развитие себя в полную творческую личность, которая способна выразить себя).
Основное свойство теории Маслоу заключается в том, что люди не мотивированы к тому, чтобы обеспечить “высшие” нужды, пока не обеспечены “низшие”, или более основные. Если в данный момент у меня нет еды, то я буду менее волноваться о завтрашней трапезе, чем о сегодняшней. Если я глубоко озабочен тем, что я завтра могу умереть от голода, то я вряд ли буду заинтересован в посещении лекции на тему “Ваша цель в жизни”. Вышеприведенный список Маслоу также предполагает (и я склонен соглашаться с этим), что уверенность или любовь является более насущной потребностью, чем цель или. Однако, прежде чем я буду мотивирован к тому, чтобы по-настоящему выразить себя, требуется обеспечение обеих этих нужд, так как пока я не буду испытывать уверенность и значимость, я не буду верить, что вообще кем-то являюсь. Так как Бог является бесконечным и имеет черты личности, то, следовательно, человек, который созданный по Его образу, является конечным и личностным существом. Как конечное, ограниченное существо, он зависит в обеспечении своих нужд от внешних ресурсов; он не является независимым существом. Его нужды как физического ограниченного создания, соответствуют первым двум нуждам списка Маслоу: физические нужды, которые обеспечены сегодня, и уверенность в том, что они будут обеспечены завтра. Третья и четвертая потребности из списка Маслоу (любовь и цель) соответствуют тому, что я называю личными потребностями человека: уверенность и значимость. Самореализация, окончательная и самая высшая потребность в системе Маслоу, приближается к библейской концепции возрастания во Христе и развития в себе тех качеств, характерных для Господа, а затем выражение нашего Богом данного достоинства в свободном поклонении Богу и служении окружающим путем применения наших духовных даров. Отметьте, что первые четыре потребности в своей сути эгоцентричны. Они включают в себя скорее принятие, нежели даяние. “Я нуждаюсь в том, чтобы черпать из внешних источников, чтобы обеспечить мои физические нужды и обрести любовь и цель”. Мотивация по обеспечению всякой из этих первых четырех нужд, следовательно, может быть названа Мотивацией Дефицита. Это желание, которое вызвано ощутимым недостатком и направлено на то, чтобы восполнить недостающее. Только последняя потребность в самореализации допускает существование не эгоцентричной и направленной на других людей мотивации скорее давать, чем получать. Интересно отметить, что Адлер измерял умственное здоровье, пользуясь понятиями развития того, что он называл “социальный интерес”, т.е. активная забота о нуждах других людей. Подобным образом президент Американской Психологической Ассоциации недавно подверг сомнению модель умственного здоровья, которая делает особое ударение на удовлетворение желаний своего “Я”. Он указал на то, что наше сильное ударение на индивидуализме привело к возникновению следующего предположения: свобода от конфликта зависит от получения того, что мы хотим и тогда, когда мы этого хотим. В своем обращении на большой психологической конвенции он предположил, что, возможно, важным элементом в регуляции человеческого поведения является не то, что мы получаем, но скорее то, что мы даем: забота о благе общества измеряется самоотверженным ответственным следованием моральным стандартам. Этот взгляд, похоже, совпадает с учением Христа: “Если вы хотите сохранить свою жизнь, потеряйте ее”. Психическое здоровье лучше всего можно определить, ориентируясь на степень искренней заинтересованности человека в том, чтобы выразить себя на благо других людей. Если достижение этой стадии, этого уровня самореализации невозможно до тех пор, пока не будут удовлетворены первые четыре эгоцентричные потребности, тогда у тех из нас, кто серьезно относится к Писанию, возникают некоторые довольно впечатляющие предположения. В моей первой книге я объясняю, почему личные потребности в значительности и уверенности могут быть полностью удовлетворены только в личных взаимоотношениях с Богом. Отсюда вытекает, что только христианин имеет все необходимое для того, чтобы стать по-настоящему самореализоваться. Позвольте мне представить это утверждение в логической форме: 1. Для того, чтобы быть хорошо подготовленным, вы должны достичь уровня самореализации; 2. Для того, чтобы достичь этого уровня, сперва вы должны пройти через другие четыре уровня; ваши физические и личные потребности должны быть удовлетворены прежде, чем вы сможете занять позицию для самореализации; 3. Если личные нужды могут быть восполнены только в процессе взаимоотношений с личным Богом, тогда только христианин имеет необходимые ресурсы для достижения пятого уровня, т.е. для того, чтобы самореализовать себя и, следовательно, быть по-настоящему хорошо подготовленным и приспособленным. Нехристиане, конечно, могут восполнить свои физические нужды в данный момент времени, не полагаясь осознанно на Господа. Но потребность в том, чтобы быть уверенным в завтрашнем обеспечении физических нужд никогда не может быть по-настоящему удовлетворена, особенно принимая во внимание всю неопределенность физического и экономического благосостояния. Но если со здоровьем все в порядке, на счету в банке достаточно денег, то люди, очевидно, могут двигаться дальше и быть мотивированными потребностями значимости и уверенности. Нехристиане застревают именно на этих уровнях. Без Господа можно достичь близкого подобия уверенности, которое выражается в любви супруга или друзей и испытывать определенное чувство значимости, посвящая себя какой-либо цели, о которой многие люди сказали бы, что она важна. На основе ложных, но субъективно удовлетворяющих источников значимости и уверенности некоторые люди действительно продвигаются к тому, что большинство наблюдателей согласились бы назвать здоровым уровнем самоактуализации, самовыражения. Но если утверждение о том, что всякая попытка удовлетворения личных нужд, не включающая в себя взаимоотношения с Христом, не должна по логике вещей достигать своей цели, тогда всякий нехристианин должен каким-то образом застрять, остановиться на уровнях 3 и 4. Так как его основные личные нужды не удовлетворены и никогда не смогут быть полностью удовлетворены, то во всем его поведении всегда будет присутствовать глубинная мотивация к тому, чтобы обрести значимость и уверенность. Он обречен на эгоцентричность до тех пор, пока он не сможет выйти за пределы уровня 3 и 4, а это он не сможет сделать, не став христианином. Многие нехристиане проявляют похвальный человеческий интерес к другим людям. Не является ли это действительно проявлением актуализации личности? Нет, так как какой бы достойной и осознанной ни была внешняя мотивация, на более глубоком уровне всегда будут находиться неудовлетворенные и требующие удовлетворения нужды в значимости и уверенности. Если эта неудовлетворенность отсутствует, тогда становится возможным стать истинно целостной личностью без Бога. Если это правда, то тогда ад становится довольно-таки приятным местом, где люди, которые нашли любовь и смысл жизни без Бога, могут наслаждаться общением друг с другом. Но Бог является абсолютно незаменимым в удовлетворении потребностей. Следовательно, независимо от того, насколько актуализированным, или дающим, или любящим выглядит не христианин, он все еще действует на основании дефицита. В мотивационном ядре его поведения находится желание удовлетворить свои собственные нужды. Он все еще в основном остается эгоцентричным и побуждаемым мотивацией дефицита восполнить в самом себе то, чего ему не хватает. Бог, Который проникает в самые глубины наших сердец, не может похвалить или принять эгоистичное поведение. Если мои рассуждения правильны, тогда христиане должны быть самыми самоактуализированными людьми среди всех, самыми заботливыми, неравнодушными, сострадательными, самыми свободными от эгоцентричности и от пустячных ссор и обид, которые являются результатом эгоистичной заботы о том, чтобы удовлетворить только лишь свои собственные потребности. Теоретически, христиане находятся в таком положении, что они должны быть свободными от мотивации дефицита. Мы можем жить, последовательно проходя с первого по четвертый уровни и продвигаясь дальше на уровень 5, используя наши жизни как инструменты Божьи для блага других людей. Тем не менее, мы часто ничем не отличаемся от людей этого мира, которые ищут своего и которые заняты только тем, чтобы удовлетворить свои собственные нужды. Павел упрекал христиан зато, что они жили как обычные люди. Причина такого плотского поведения не требует особых поисков. В нескольких словах, проблема заключается в неверии (или, как я предпочитаю думать об этом, неверных убеждениях и верованиях). Сядьте со своей Библией и найдите в ней места, где говорится о том, что Бог пообещал восполнить всякую нужду, которая приведена в списке Маслоу. То, что нам остается делать – это “овладеть тем, что нам принадлежит”, агрессивно и настойчиво верить в то, что Он совершенно заботится о покрытии наших нужд и, следовательно, жить на пятом уровне. Вера христианина должна провести его через уровни 1 – 4. Задумайтесь над этими хорошо знакомыми стихами из Писания, как над основой вашей веры. И, несомненно, кроме этих стихов, существует еще много других. Бог удовлетворил наши физические нужды. “Ищите же прежде Царства Божия и праведности Его, и все остальное (имеется в виду еда, одежда, кров) приложится вам” (Мтф. 6:33). Бог восполнил нашу нужду в том, чтобы знать, что завтра наши физические нужды будут обеспеченны. “Итак, не заботьтесь (не волнуйтесь) о завтрашнем дне” (Мтф. 6:34). “Не заботьтесь ни о чем, но всегда (во всем)... открывайте свои желания пред Богом...Бог мой да восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему в славе Христом Иисусом” (Фил. 4:6,19). Бог удовлетворил нашу потребность в уверенности (любви). “Кто отлучит нас от любви Божией?...Я уверен, что... (ничего) не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (Рим. 8:35-39). “Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (в нашем самом худшем состоянии, без всякого прикрытия, такие, как мы есть на самом деле)” (Рим. 5:8). Бог удовлетворил нашу потребность в значимости (цели). “Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Фил. 1:21). “Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять” (Еф. 2:10). “(Бог) избавляет от могилы (от растраты, бесполезного использования) жизнь твою” (Пс. 102:4). В зависимости от того, насколько христианин верит этим словам, он находит освобождение от жизни, полной эгоцентричных забот о том, будут ли восполнены его собственные потребности, и получает возможность продвигаться к настоящему самовыражению, уверенно зная (хотя не всегда обязательно “чувствуя”), что его физические нужды будут обеспечены согласно Божьим целям, и что его личные потребности полностью удовлетворены в настоящее время и навечно. Для того, чтобы верить в это, несмотря на огромное давление ложной системы ценностей этого мира, которая пропагандирует жизнь ради денег, удовольствий или славы, требуется стойкая преданность и посвящение себя авторитету Писания. Меня огорчает, когда я слышу, что некоторые мои коллеги по христианской психологии обращаются с Библией как с чем-то полезным, но не авторитетным. Некоторые считают Писание аккуратным и точным в духовных вопросах, но, возможно, неточным и некорректным в области, которая касается науки. Евангельские христиане, если они хотят оставаться евангельскими христианами в любом возможном смысле этого слова, должны догматично настаивать, на непогрешимом авторитете Писания во всех сферах. Если Библия говорит, что мои психологические потребности восполнены, значит, они удовлетворены. Если все мое естество начнет бунтовать и кричать внутри меня: “Я не чувствую себя ни уверенным, ни значимым, я просто никчемен и бесполезен”, я тем не менее силой воли должен преклониться перед Словом и признать, что где-то я неправильно воспринимаю вещи. Психотерапия в своей самой сложной форме имеет дело с неверными, неточными моментами восприятия, и помогает человеку изменить их так, чтобы они стали соответствовать Писанию. Христиане никогда не действуют на основании дефицита, но скорее на основании полноты. Наши жизни должны быть выражением этой полноты через поклонение и служение. Поэтому я называю мотивацию соответствующим образом реализовавшегося человека Мотивацией Выражения. Тем не менее, большинство из нас чувствуют дефицит и действуют так, чтобы заполнить эту пустоту. Одно дело говорить, что мы можем провозгласить верой восполнение наших нужд в Боге уже сейчас и, следовательно, жить на уровне 5 с Мотивацией Выражения, и совсем другое дело – успешно выпутаться из липкой паутины мотивации дефицита. В следующей главе я буду говорить о том, что может сделать человек в стремлении достичь стратегии прогресса от мотивации дефицита к мотивации выражения и, следовательно, достижения цели христианской зрелости.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |