КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровень 2: увещевание как метол душепопечения
Книга Судей заканчивается предложением, объясняющим то множество проблем, которые имели Израильтяне: “Каждый делал то, что ему казалось справедливым” (Суд. 21:25). Сегодня очень важно заметить, что эти люди на самом деле считали, что принцип, которым они руководствовались при решении своих проблем, был правильным. Комментарий Господа относительно их поведения был следующим: “Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа” (Суд. 13:1). Они искренне верили, что они были правы. Бог же рассудил, что они делали зло. Так часто люди реагируют на проблемные обстоятельства таким образом, который, кажется, кажется, имеет для них смысл. Так как человеческое сердце лукаво, то можно будучи искренним находиться в абсолютном заблуждении. Роджерс учит, что непогрешимым руководство к правильному поведению является для человека его собственный набор “внутренних оценок организма”. Выражаясь более просто, Роджерс советует людям делать то, что выглядит правильным в их собственных глазах, доверять своим глубочайшим внутренним чувствам и реакциям и воспринимать их как компас для определения курса своего поведения. Если ты чувствуешь это, тогда делай это. Насколько же это не по-библейски! Христиане не должны возлагать свое упование на переживание любого вида, напротив мы должны полагаться на те утверждения, которые выражены в откровении Писания. Один мой подопечный христианин, раздумывал над вопросом: уходить ли ему от его жены. Наша с ним беседа проходила следующим образом:
Подопечный: На самом деле я даже не уверен в своих ощущениях по поводу этого. Может быть, я должен уйти от нее, может быть, я буду более счастлив, я даже не знаю”. Душепопечитель: Похоже, что вы действительно в серьезном замешательстве относительно ваших чувств. Что, по вашему мнению, Бог говорит вам делать? Подопечный: Вот это трудно определить. Иногда я чувствую, что Он говорит мне: “Зачем тебе продолжать жить этой жалкой, ничтожной жизнью? Выберись из этого и наслаждайся настоящей жизнью”, но бывают моменты, когда я не знаю. Душепопечитель: По этому вопросу Бог очень конкретно высказался в Библии. Он говорит Вам, чтобы Вы не разлучали то, что сочетал Бог. Он запрещает развод и единственным исключением является случай прелюбодеяния или ухода жены, но Ваш случай не подпадает ни под одно из этих исключений. Подопечный: Но я просто не знаю, как я себя чувствую. Душепопечитель: Разве вы не замечаете, что, если Вы христианин, то, Ваши ощущения, на самом деле не имеют отношения к вашему решению? Бог открыл Вам Своею волею. Вопрос теперь заключается лишь в том, изберете ли Вы повиноваться Богу или нет. Если вы изберете повиноваться Ему, тогда я помогу Вам вести себя по-библейски по отношению к Вашей жене и Ваши чувства скорее пребудут в соответствие с поведением. Подопечный: (громко выражая свой гнев) Минуточку, почему я должен делать то, что говорит мне какая-то книга, которая была написана 2000 лет назад?
Его реакция довольно типична и выражает отношения многих людей к Писанию. Френсис Шеффер выразил мнение о том, что сейчас в евангельских кругах основное сражение разгорелось вокруг авторитета Писания. Библейское душепопечение должно быть именно библейским. Нам необходимо авторитетное направление решений множества проблем, которые случаются каждый день нашей жизни. Когда мы сталкиваемся с проблемной ситуацией и должны определить направление действий, мы можем обратиться за помощью к различным источникам.
1. “Совет эксперта” - это один из доступных вариантов. Специалисты по семейной жизни и решению проблем, которые иногда сами безуспешно борются со своими собственными проблемами, часто расходятся во мнениях. И что самое главное, их совет основан на том, что никогда не станет чем-то большим, чем просто лишь мнение людей, которые склонны ошибаться и могут поступать неправильно. 2. “Здравый смысл” может быть руководством, но вся это интуитивная мудрость, которую называют “здравый смысл”, опять-таки представляет собой не что иное, как просто лишь мнение людей, склонных ошибаться. 3. Мы можем слепо уповать на наш “внутренний голос”, надеясь на то, что наше стремление жить счастливо вкупе с природным чувством мудрости поведут нас успешным и мирным путем. Здесь напрашивается следующий комментарий: следовать вашим собственным склонностям или “инстинктам” равносильно тому, чтобы следовать за ограниченным, склонном к ошибкам падшем человекам. Эта мысль ясна и понятна. Любое руководство, кроме Слова Божьего, сомнительно. Христиане имеют прекрасную возможность строить свои жизни согласно программе, которая имеет гарантию. Душепопечение 2-го уровня в самой своей сути является из определением библейской стратегии, направленной на решение данной проблемы. Всякий, кто пытался дать библейский совет несчастным людям, с болью в сердце отмечал, что многие люди упрямо не желают слушать указаний Писания. Однажды одна женщина обратилась ко мне, жалуясь на своего мужа-алкоголика (позвольте мне еще раз сказать, что я не имею в виду никого конкретно, когда речь идет об описаниях бесед, взятых в качестве примера. Всякий раз я привожу достаточно замаскированные примеры, чтобы предотвратить опознание человека). Много лет она пыталась заставить своего мужа измениться, используя все методы и все женские хитрости, которые она только могла изобрести. Когда эта женщина обратилась ко мне, она хотела уйти от своего мужа. Когда я смотрел на нее, озлобленную, в депрессии, отчаявшуюся, жалкую и ничтожную, я думал о богодухновенном совете апостола Петра женам подчиняться своим неверующим мужьям. Затем я подумал о том, как псалмопевец выражает свою любовь к Божьим словам: “Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим” (Пс. 118:103). Я не мог представить себе, что на Божье Слово, высказанное через апостола Петра: “Жены, повинуйтесь мужьям своим”, она отреагировала бы так: “О, какая милая, чудесная идея, мне так по сердцу этот прекрасный совет. Я с радостью приму этого пьяницу, который развалился на диване у меня дома”. Как же тогда библейский совет может быть расценен как сладкий, сладостный? Позвольте мне привести пример.
Некоторое время тому назад я купил моему сыну “Рамблер”. Для тех из вас, кто не знает, что это такое, “Рамблер” - это спортивное транспортное средство для маленьких детей. Мой сын показал мне фотографию в газете, и я согласился купить ему такую вещь. Когда мы отправились в магазин, мне дали не то, что я видел в рекламе, но большую картонную коробку, которая, как я позже обнаружил, открыв ее и высыпав все содержимое на пол в нашем гараже, содержала в себе более десяти тысяч составных частей. Посреди всего этого множества различных частей я обнаружил буклет с завораживающе обманчивым названием “Простая сборка - необходимые шаги”. Я пролистал девять страниц и просмотрел 54 простых шага, каждый из которых советовал мне соединить какую-то часть, о которой я ни разу в жизни не слышал и не мог ее обнаружить, с другой частью, о которой я так же ни разу в жизни не слышал и также не мог обнаружить. Вы должны, конечно, понять, что я не благословлен способностями механика. Когда ломается наша стиральная машина, я возлагаю на нее руки и молюсь, а затем звоню в мастерскую. Стоя там в моем гараже и размышляя над огромной кучей металла, резины и пластика, держа в руках руководство по сборке, предназначенное для выпускников технических вузов, я чувствовал себя потерянным, одиноким и абсолютно не имеющим никакого побуждения к действию. Именно в этот момент мой сын пришел из школы домой. Он заглянул в дверь, широко улыбаясь, и спросил: “Эй, папа, ты собрал мой “Рамблер”?”, а затем заметил эту кучу. Тогда он понял, в каком затруднительном положении я нахожусь, улыбка исчезла с его лица, он понимающе промычал что-то и медленно вышел.
Я люблю моих мальчиков. Ничто не приносит мне больше радости, чем видеть их счастливыми. Я подумал об этом руководстве по сборке и понял, что на самом деле оно не было моим врагом, оно было моим другом. Следуя тому, что там было сказано, я мог бы сделать то, что было бы приятно моему сыну. Это руководство нелегко было понять, ему нелегко было следовать, но теперь у меня появилась мотивация. Каждый из этих 54-х шагов стал “медом в моих устах”, когда я думал о том удовольствии, которое я смогу принести моему сыну, если я разберусь во всех этих шагах и сделаю их один за другим. После двух дней работы и множества разочарований я подарил собранный новенький “Рамблер” моему сыну. Он был в восторге! Понятна ли моя мысль? Библия является нашим руководством по эксплуатации. Наши жизни часто представляют собой те же самые десять тысяч составных частей, которые разбросаны в беспорядке и между ними очень трудно найти какое-либо соответствие. Книга, в которой записаны все правила, Библия, не всегда легка для понимания и иногда Ей очень трудно следовать. Очень часто нам приходится обращаться к специалистам, чтобы нам помогли и истолковали, что же Она имеет в виду. Бог предусмотрел это и дал поместной церкви дар учителя. Мое видение включает в себя подготовку учителей к душепопечению 2-го уровня и оснащение их всем необходимым для четкого определения правильных шагов, чтобы принести порядок жизни людей. Существует лишь одна мотивация для того, чтобы следовать своду правил: я хочу угодить Господу, я люблю Его, Он умер за меня. По мере того, как я внимательно буду придерживаться инструкций и указаний Библии, моя жизнь будет становиться для Него источником наслаждения. Только с этой точки зрения библейские указания всегда могут быть рассмотрены как сладостные, как мед на моих устах. Душепопечение 2-го уровня более всего требует знания Библии. Методы и способы душепопечения важны. Способность устанавливать обратную связь, тактично воспринимать человека с его чувствами (уровень 1) и чутко реагировать на потребности человека имеет решающее значение. Но без знания библейских принципов жизни человек просто не может заниматься душепопечением 2-го на уровня. Билл Готард в своих семинарах и Джей Адамс в своих книгах предлагают самое полезное и самое полное утверждение многих библейских принципов, касающихся решения проблемных ситуаций. Подготовка на 2-м уровне включает в себя обзор многих ситуаций и обсуждение применяемых библейских принципов, подобных тем, которые преподаются Готардом и Адамсом. Душепопечитель 2-го уровня, например, будет способен продумать, мысленно проанализировать ситуацию подобного рода: мистер А совершил прелюбодеяние, его жена об этом не знает. Он говорит вам, что его жена уйдет от него, если об этом узнает. Он покаялся в своем грехе и хочет улучшить взаимоотношения со своей женой. Что вы посоветуете ему сделать? Должен ли он рассказать об этом своей жене? Существуют же библейские принципы, которые можно применить в данной ситуации? Или мы в данной ситуации можем опираться только лишь на освященный Писанием здравый смысл? Папа девочки-подростка является дьяконом церкви. Она приходит к пастору и рассказывает ему о том, что ее папа и мама имеют серьезные проблемы в браке. Что должен делать пастор? Дочь не желает, чтобы ее родители узнали, что она рассказала пастору об их личных конфликтах. Она сделала это потому, что очень обеспокоена и желает получить помощь. Должен ли пастор предать ее доверие? Или проигнорировать ситуацию? А может быть, он должен встретиться с ее папой, пригласить его на обед, и во время обеда конкретно поговорить с ним об этом? Примеры такого типа должны показать, что к успешному душепопечителю 2-го уровня предъявляется больше требований, чем только лишь арсенал хорошо определенных принципов. Он должен быть способен “думать по-библейски”. В дополнение к знанию основных библейских принципов брака, взаимоотношений, воспитания детей, сексуального поведения, развода, всяческих пристрастий, решений проблем, связанных с искушениями, отношения к гневу и т.п., он должен позволить “Слову Христову вселяться и жить... обильно, со всякою премудростью” (Кол. 3:16). Он должен уметь продумывать и мысленно прорабатывать сложные ситуации, выбирая при этом из всего разнообразия подходов тот, который наиболее соответствует библейскому учению. Прежде чем предложить несколько конкретных жизненных принципов в Кол.3:18-22, апостол Павел наставляет своих читателей делать все во имя Господа Иисуса (Кол. 3:17). Затем он идет дальше, давая примеры такого поведения, а после этого снова повторяет: “И все, что делаете, делайте от души, как для Господа” (Кол. 3:23). Таким образом, возможными кандидатами для подготовки в качестве душепопечителей 2-го уровня будут христиане, которые хорошо знают Писание и активно расширяют свои познания. Подготовка будет сосредоточена: 1) на основных принципах жизни христианина в отдельных ключевых областях жизни; 2) на том, как мысленно прорабатывать проблемную ситуацию и в результате находить библейскую стратегию действий в этой ситуации и 3) на основных умениях и навыках ведения беседы. Пасторы и другие лидеры церкви являются кандидатами для такого рода подготовки. Позвольте мне предложить краткий образец беседы с душепопечителем на 2-ом уровне. В нашем примере беседы 1-го уровня Катя посоветовала Лене обратиться к Павлу - человеку в церкви, который является душепопечителем 2-го уровня.
Павел: Лена, Катя рассказала мне о твоей ситуации. Я понимаю, в каком замешательстве ты сейчас находишься. Это, конечно, серьезная проблема. Лена: Я даже не знаю, что мне теперь делать. Павел: Расскажи мне, пожалуйста, о твоей проблеме еще раз, так, как ты ее себе представляешь, чтобы я мог убедиться, что все правильно понял. Лена еще раз описывает ситуацию: сын, принимает наркотики, с ним у нее нет почти никакого контакта, муж уходит от решения проблемы. Павел: А какие способы ты испробовала, чтобы решить эту проблему?” Лена: Я уже ничего не могу сделать. Павел: “Лена, я уверен, что ты испытываешь сейчас ужасное давление со всех сторон, но, тем не менее, я хочу сказать тебе, что, согласно Библии, существует способ решить любую проблему. Результаты, возможно, не всегда окажутся такими, как хочешь ты, но ты сможешь обрести полный мир и знать, что твое поведение угодно Богу и что Он действует через тебя, достигая Своих целей. Я могу тебе гарантировать это. Лена: Все, что меня сейчас беспокоит - это чтобы с моим сыном ничего не случилось. (Лена подвержена Основному Беспокойству, принимая на себя ответственность за то, чем она не в силах управлять. Всякое препятствие на пути достижения ее цели (а именно, чтобы ее сын стал хорошим) непременно вызовет обиду. Неудивительно, что она так злится на своего мужа. Она рассматривает его как препятствие на пути к исправлению сына.) Павел: Все это вполне обычно и понятно, Лена, но твое отношение не является библейским. Ты не можешь полностью управлять и контролировать то, каким вырастет твой сын. Конечно, ты можешь влиять на это, но, тем не менее, ты не можешь управлять этим. Лена: Так что же, это плохо, если я хочу, чтобы мой мальчик был хорошим христианином? Павел: (Ой-ой - она немного враждебно настроена. Конечно, не хочется идти с ней на конфронтацию, но, тем не менее, я должен помочь ей увидеть, что у нее неверная цель.) “Конечно же, нет. И я хочу сделать все, что в моих силах, чтобы помочь тебе вернуть твоего сына на Божьи пути. Тем не менее, меня беспокоят твои цели. Цель христианина в любой ситуации должна заключаться в следующем: “Господь, что я могу сделать, чтобы угодить Тебе?” А мне кажется, что твоя цель сейчас такова: “Что я могу сделать, чтобы изменить моего сына?” Ты видишь это? Лена: Да, наверно так. Павел: Хорошо. Предположим, что твоя цель угождать Господу тем, как ты реагируешь на поведение твоих сына и мужа. Как ты думаешь, что бы ты сделала, чтобы принести славу Господу? Лена: Ну, для начала, я думаю, мне нужно перестать “пилить” моего мужа. Павел: А так хочется это сделать, правда? Но ты права. Апостол Петр говорит, чтобы жены имели кроткий и молчаливый дух. Знаешь ли ты, что это означает? Лена: Ну, я думаю, быть как тряпка, о которую можно вытирать ноги. Павел: Ну, Лена, разве ты можешь представить себе Бога, Который хочет, чтобы ты была половой тряпкой? На самом деле это означает, что ты должна сохранять Божий мир в сердце, который приходит от сознания того, что Бог все держит под контролем. Лена: Но я что, вообще теперь должна молчать? Если я ничего не буду говорить, то я позволю злу продолжаться. Павел: Нет, почему же, говори что-нибудь. Христиане должны твердо стоять противостоять всякому злу, но при этом они никогда не должны нарушать библейские принципы. Ты можешь прямо сказать Гене о том, как ты себя чувствуешь, но твое отношение должно измениться с “Я злюсь на тебя, потому что ты это игнорируешь”, на “Мне нужно с тобой поделиться и поговорить о некоторых вещах, меня это очень сильно волнует, но я знаю, что Бог все держит под контролем”. Лена: Это не получится, это не сработает. Павел: Все зависит от того, что ты подразумеваешь под словом “получится”. Принесет ли это славу Богу? Да. Если твоя цель заключается в этом, тогда этот план сработает. Но ты права, Гена может и не измениться в результате этого. Давай посмотрим на другие сферы вашего брака и постараемся разобраться, насколько хорошо тебе удается по-настоящему принимать его и относиться к нему с любовью и уважением. Затем беседа коснется таких вещей, как ее уход за домом, их с Геной половая жизнь, то, как она приветствует его, когда он приходит с работы домой, т.е. того, что может противоречить ее обязанностям жены. Кроме того потребуется рассмотреть ее подход к отношениям с сыном. Если ее муж будет по-прежнему упрямо игнорировать происходящее, тогда душепопечитель может порекомендовать: 1) чтобы она выразила свою озабоченность, но принимая своего мужа, хорошо относилась к нему; 2) чтобы она заняла жесткую позицию во взаимоотношениях со своим сыном. Когда Моисей не взял на себя ответственность отца, Сепфора стала на его место и обрезала их ребенка. Бог, очевидно, почтил ее поведение, не наказав Моисея, что намеревался сделать ранее. Писание также учит нас, что родители ответственны за воспитание и дисциплину детей. И если женщина будет праздно сидеть, в то время как ее муж не следует Писанию, то она проявит непослушание. Библейское подчинение мужу никогда не включает в себя греховное поведение, противоречащее другим библейским принципам. Душепопечение 2-го уровня иногда может не иметь успеха. Многие люди говорят: “Я знаю, что я должен сделать, но я просто не могу это сделать”. Если авторитарно настаивать на том, что они могут это сделать, это может вызвать дальнейшее сопротивление, расстройство, а иногда глубокое отчаяние. Недавно мне довелось работать с богобоязненной женщиной, проблемой которой, по всей видимости, был ее темперамент. Она знала, как христианин должен проявлять гнев, но, тем не менее, постоянно проигрывала в этой битве. Она годами молилась о помощи, но результатом были лишь минимальные изменения. Ее вера давала трещины, но, тем не менее, она отчаянно держалась, будучи уверена в том, что Бог любит ее и имеет план для ее жизни, которому она смогла бы следовать благодаря Божьей силе. Но как взяться, как ухватиться за эту силу? В данном случае требовалось душепопечение 3-го уровня. В течении нескольких месяцев мы размышляли над ее основным представлением о способе достижения уверенности в себе. Надо сказать, что свою семью она рассматривала как препятствие на пути к достижению того, что, как она полагала дало бы ей эту уверенность. В результате был выработан рациональный план решения проблемы. Основанный на идеях, представленных в этой книге, подход к душепопечению помог ей открыть в своей жизни чудесную истину, что ее уверенность уже гарантирована Христом. По мере того, как она понимала, что для обретения чувства уверенности в себе она не нуждалась в том, чтобы ее семья изменилась, она могла все больше принимать членов ее семьи и прекратила обижаться на них. Когда ушла ее обида, была решена и проблема ее темперамента и вспышек гнева. Так как большая часть этой книги посвящена с модели душепопечения 3-го уровня, то в этой главе я лишь вкратце скажу об этом.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |