Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уро­вень 3: просвещение как метод душепопечения




Для то­го, что­бы быть душепопечителем 3-го уров­ня, тре­бу­ет­ся не­что боль­шее, чем не­сколь­ко се­ми­нар­ских за­ня­тий по вы­ход­ным дням. Я пред­по­ла­гаю (и на­ме­ре­ва­юсь про­ве­рить мое пред­по­ло­же­ние с помощью про­грам­мы под­го­тов­ки), что для то­го, чтобы обес­пе­чить зре­ло­го хри­стиа­ни­на не­об­хо­ди­мыми зна­ниями и опы­том для не­за­ви­си­мо­го функ­цио­ни­ро­ва­ния в ка­че­ст­ве душепопечителя 3-го уров­ня, тре­бу­ет­ся ми­ни­мум шесть ме­ся­цев и мак­си­мум один год под­го­тов­ки с еже­не­дель­ны­ми за­ня­тия­ми про­дол­жи­тель­но­стью от двух с по­ло­ви­ной до трех ча­сов.

Оп­ре­де­лив про­блем­ны­е чув­ст­ва че­ло­ве­ка (уро­вень 1) и оцен­ив какие об­раз­цы по­ве­де­ния на­ру­ша­ют биб­лей­ские прин­ци­пы (уровень 2), душепопечитель 3-го уров­ня установит, что кроется за не­пра­виль­ным по­ве­де­нием, заглянет в мир мыс­лей подопечного, ожи­дая най­ти не­пра­виль­ное убеждение о том, как стать зна­чи­мым и об­рес­ти уве­рен­ность. Эти не­вер­ные убе­ж­де­ния яв­ля­ют­ся отправной точкой. Они стимулировали не­пра­виль­ное по­ве­де­ние, ко­то­рое, в свою оче­редь, породило не­пра­виль­ные чув­ст­ва. Пи­са­ние сно­ва и сно­ва акцентирует вни­ма­ние на том, что мышление - то, как че­ло­век ду­ма­ет и во что он ве­рит – играет в его жизни решающую роль, являясь основой его поведения и самочувствия. Ес­ли мы хо­тим коренным об­ра­зом из­ме­нить поведение человека, то­гда мы долж­ны по­мочь ему из­ме­нить его убеждения. Кар­ди­наль­ная, ре­во­лю­ци­он­ная пе­ре­ме­на установок, про­ис­хо­дящая при рождении свыше, само но­вое ро­ж­де­ние за­ви­сит от из­ме­нения ве­ро­ва­ний и убе­ж­де­ний. Ко­гда я сво­им ра­зу­мом по­ни­маю, что яв­ля­юсь по­те­рян­ным греш­ни­ком, бес­по­мощ­ным, без­на­деж­ным и за­слу­жи­ваю­щим пра­вед­но­го на­ка­за­ния от Свя­то­го Бо­га, ко­гда я сво­им ра­зу­мом по­ни­маю, что Ии­сус есть Бог, что Он про­жил без­греш­ную жизнь, и что Он уми­рая на кре­сте, за­нял мое ме­сто и взял на Се­бя то на­ка­за­ние, ко­то­ро­го за­слу­жи­вал я, ко­гда я сво­им ра­зу­мом по­ни­маю, что Бог даст мне дар жиз­ни вечной вме­сте с Ним, что Он по­да­рит мне веч­ную жизнь, ес­ли я бу­ду упо­вать на то, что Ии­сус сде­лал для ме­ня, а не на то, что я мо­гу сде­лать для се­бя, ко­гда я бу­ду ве­рить в Гос­по­да Ии­су­са Хри­ста, тогда я бу­ду спа­сен (Де­ян. 16:31). По­свя­ще­ние се­бя Хри­сту за­ви­сит от не­ко­то­ро­го уров­ня по­ни­ма­ния Еван­ге­лия. За­тем, так как я оп­рав­дан, в мою жизнь при­хо­дит Дух Свя­той. Им я запечатан как печатью. Он приходит, что­бы жить внут­ри ме­ня, что­бы по­мочь мне боль­ше и боль­ше по­сти­гать ис­ти­ну о Хри­сте (“Он на­ста­вит вас на вся­кую ис­ти­ну”, “Вы по­знае­те ис­ти­ну и ис­ти­на ос­во­бо­дит вас”), что­бы я все боль­ше и боль­ше ста­но­вил­ся по­хо­жим на Не­го.

Я преображен че­рез об­нов­ле­ние мое­го ума. Ко­гда я сво­им ра­зу­мом по­сти­гаю, что мои потребности (зна­чи­мость и уве­рен­ность) пол­но­стью удовлетворены во Хри­сте, то­гда я ста­нов­люсь спо­соб­ным в своем поведении луч­ше следовать при­ме­ру Хри­ста и на­сла­ж­дать­ся полным ми­ром рас­ту­щей зре­ло­сти. И оп­рав­да­ние, ко­гда раз и навсе­гда Бог объ­я­вил, что те­перь я счи­та­юсь праведным, и ос­вя­ще­ние, про­цесс, во вре­мя ко­то­ро­го мой ха­рак­тер ста­но­вит­ся все боль­ше и боль­ше по­хо­жим на Хри­стов, вра­ща­ют­ся во­круг со­дер­жимого мое­го ра­зу­ма. Бо­жья задача за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы про­све­тить не­воз­ро­ж­ден­ный ра­зум и про­дол­жать про­све­щать уже воз­ро­ж­ден­ный. Задачей душепопечителя является быть ин­ст­ру­ментом, с помощью ко­то­ро­го Свя­той Дух просвещает умы, яв­ляя ис­ти­ну о зна­чи­мости и уве­рен­но­сти во Хри­сте. Имен­но с этим и свя­за­но душепопечение 3-го уров­ня, т.е. с про­ник­но­ве­ни­ем в глу­бо­ко скры­тые об­лас­ти ра­зу­ма, где лю­ди упрямо ­дер­жаться за оп­ре­де­лен­ные пред­ставления, оно связано с об­на­ру­же­нием тех убе­ж­де­ний, ко­то­рые от­вер­га­ют дос­та­точ­ность Хри­ста для удовлетворения на­ших лич­ных потреб­ностей в зна­чи­мо­сти и безо­пас­но­сти, с уче­ни­ем о том, что Хри­стос яв­ля­ет­ся дос­та­точ­ным и с даль­ней­шим обод­ре­ни­ем и по­ощ­ре­ни­ем но­вых об­раз­цов по­ве­де­ния, ос­но­ван­ных на той ис­ти­не, что на­ши потребности восполнены Христом.

Работа душепопечения стро­ит­ся по мо­де­ли, ко­то­рая бы­ла пред­став­ле­на в гла­ве 9: 1) понять ущемленные, раненые чувства подопечного; 2) выявить гре­хов­ные об­раз­цы по­ве­де­ния, ко­то­рые служат при­чи­ной не­га­тив­ных эмо­ций; 3) вс­крыть не­пра­виль­ное мыш­ле­ние, при­ве­дшее к не­пра­виль­но­му по­ве­де­нию; 4) про­све­тить че­ло­ве­ка, предоставив ему биб­лей­скую точку зрения на личные потребности; 5) взять с человека обя­за­тель­ст­во вес­ти се­бя в со­от­вет­ст­вии с ис­ти­ной; 6) за­пла­ни­ро­вать из­ме­не­ния в поведении, ко­то­рые бу­дут свидетельствовать об этом обя­за­тель­ст­ве; и 7) на­сла­ж­дать­ся при­хо­дя­щи­ми в ре­зуль­та­те чув­ст­ва­ми люб­ви, ра­до­сти и ми­ра.

Мы по­пы­та­ем­ся по­ка­зать на при­ме­ре, как вы­гля­дит реальная бе­се­да, по­сле­до­ва­тель­но про­хо­дя­щая все эти этапы. Для это­го да­вай­те вер­нем­ся к во­про­су Лены. Пред­по­ло­жим, что по­сле пя­ти встреч с душепопечителем 2-го уров­ня она все еще про­дол­жа­ла беспокоиться о своем сыне Пете, про­дол­жа­ла злить­ся на сво­его му­жа Геннадия за то, что он, ка­за­лось, был аб­со­лют­но без­раз­ли­чен, и считала прак­ти­че­ски не­воз­мож­ным для се­бя мол­чать о пассивной позиции Геннадия как отца. Во вре­мя сво­ей пя­той встре­чи с Павлом Сидоровым Лена го­во­рит, что она уже мяг­ко разговаривает с Геннадием, го­то­вит ему хо­ро­шие обе­ды, встре­ча­ет его у две­рей по­це­лу­ем, в крот­ости го­во­рит с ним о про­бле­мах с сы­ном Петей, в об­щем, ис­пол­ня­ет все те до­маш­ние за­да­ния, ко­то­рые Павел ей дал. Но, тем не менее, внут­ри она про­сто вс­ки­па­ет, гнев душит ее в то время как она усилием воли за­став­ля­ет себя говорить кра­си­вые сло­ва. Когда она ви­дит Петю, то может толь­ко беспокоиться. Она про­бо­ва­ла жесткий подход к нему, следуя советам душепопечителя, но внут­ри она чув­ст­ву­ет се­бя, как вул­ка­н, ко­то­рый пы­шет жа­ром и в лю­бую ми­ну­ту го­тов взо­рвать­ся. Тран­кви­ли­за­то­ры, мо­лит­ва, за­по­ми­на­ние мест из Пи­са­ния, бе­се­ды с друзь­я­ми, за­пре­ты дья­во­лу - все это уже испробовано. Что же теперь?

Те, кто от­вер­га­ет необходимость бо­лее глу­бо­кого уров­ня душепопечения, воз­мож­но, по­ка­ча­ли бы го­ло­вой и по­мо­ли­лись бы о том, что­бы Лена на­ко­нец-то покончила со сво­им уп­ря­мым бун­тар­ст­вом. Бед­ная Лена, она-то­ ду­ма­ла, что уже справилась с этим. Она ис­по­ве­до­ва­ла это как грех и по­мо­ли­лась о по­мо­щи. А что еще она мог­ла сде­лать? В этот мо­мент она мо­жет ут­вер­дить­ся в убе­ж­де­нии, что она ум­ст­вен­но нездо­ро­ва, или, мо­жет быть, она уже “сы­та” Бо­гом, или, мо­жет быть, она обратится за по­мо­щью к мир­ско­му психологу, не­со­мнен­но ис­пы­ты­вая чув­ст­во ви­ны по по­во­ду то­го, что не смог­ла решить проблему по-христиански. Я ду­маю, что Лену не следует вы­черк­ивать, как уп­ря­мую и не под­даю­щую­ся из­ме­не­нию, до тех пор, по­ка она не про­шла душепопечение 3-го уров­ня. И здесь, по­жа­луй­ста, пой­ми­те ход моих мыс­лей. Она на са­мом де­ле мо­жет быть аб­со­лют­но уп­ря­мым бун­та­рем, вверг­ну­тым из-за сво­ей гре­хов­ной во­ли в не­ве­рие и не­по­слу­ша­ние. Но ее душепопечитель не в праве ре­шать, так это или нет, до тех пор, по­ка он не по­про­бо­вал рас­смот­реть ее представления об уве­рен­но­сти, вс­кры­вая вся­кое не­пра­виль­ное убеждение, про­све­щая ее (уро­вень 3) и научая ис­ти­не об уве­рен­но­сти во Хри­сте. Ес­ли она, тем не менее, от­ка­зы­ва­ет­ся вес­ти се­бя по ве­ре, имея соз­на­тель­ное по­ни­ма­ние, что ее потребности удовлетворены в Гос­по­де, то­гда в ка­кой-то мо­мент душепопечитель мо­жет оп­рав­дать се­бя, по­счи­тав, что она не желает ве­рить Бо­гу и грешит.

Пред­по­ло­жим, что Павел ска­зал ей, что ее про­бле­мы не­сколь­ко слож­ны для уровня его подготовки, и за­тем до­го­во­рил­ся для нее о встре­че с душепопечителем 3-го уров­ня в церк­ви. Ес­ли бы Лена от­ка­за­лась со­труд­ни­чать с Павлом и сле­до­вать его ин­ст­рук­ци­ям о том, как поступать по-христиански, то­гда даль­ней­шее на­прав­ле­ние к дру­гим душепопечителям бы­ло бы не­уме­ст­но. Бо­лее глу­бо­кое душепопечение не должно быть от­ве­том на не­дос­та­ток со­труд­ни­че­ст­ва, хо­тя ино­гда оно яв­ля­ет­ся от­ве­том на не­дос­та­точный ус­пе­х работы с подопечным, готовым со­труд­ни­чать.

Беседа 3-го уров­ня мог­ла бы протекать сле­дую­щим об­ра­зом (мы про­дол­жа­ем эту бе­се­ду по­сле то­го, как они уже поговорили о проблеме и уз­на­ли, как об­сто­ят де­ла):

 

Душепопечитель: (Во-пер­вых, мне нуж­но чет­ко оп­ре­де­лить про­блем­ные эмо­ции. Я ищу бес­по­кой­ст­во, оби­ду, чув­ст­во ви­ны, не­ясное чув­ст­во пус­то­ты или от­чая­ние. Ка­жет­ся, до­воль­но яс­но, что Лена оби­же­на на Геннадия и бес­по­ко­ит­ся за Петю, по­это­му я от­кры­то пред­ло­жу это.)

Лена, ты все еще злишься на Гену и расстраиваешься из-за Пети.

Лена: Я так ста­ра­лась де­лать все то, что го­во­рил Павел. Я дей­ст­ви­тель­но ста­ра­лась, но это не по­мог­ло. Я чув­ст­вую се­бя про­сто не­удач­ни­цей.

Душепопечитель: (Ее рас­строй­ство не очень по­хо­же на жа­лость к са­мой се­бе и бо­лее на­по­ми­на­ет ре­аль­ный от­вет на то, что про­изош­ло с ней за вре­мя душепопечения. Она ну­ж­да­ет­ся в под­держ­ке и ободрении.)

Лена, я знаю, что ты очень ста­ра­лась. Павел рас­ска­зал мне, что ты от­кры­та и го­то­ва со­труд­ни­чать. Я бы не со­гла­сил­ся встре­тить­ся с то­бой, ес­ли бы ты не выполняла все то, что те­бе го­во­рил Павел. Но ино­гда бы­ва­ет так, что да­же ес­ли ты все де­ла­ешь пра­виль­но, это­го не дос­та­точ­но, что­бы из­ме­нить ситуацию. Ко­гда так про­ис­хо­дит, это обыч­но оз­на­ча­ет, что нам нуж­но коп­нуть не­мно­го глуб­же, что­бы най­ти и ис­пра­вить на­стоя­щую про­бле­му. Имен­но этим мы вме­сте и зай­мем­ся.

Лена: Только, пожалуйста, не нуж­но мне боль­ше ни­ка­ких за­да­ний, из-за них я толь­ко лишь рас­страи­ва­юсь.

Душепопечитель: (В дан­ный мо­мент я мо­гу при­нять ее рас­строй­ство как ре­аль­ное, и не как про­яв­ле­ние бун­та или про­тив­ле­ния, по­это­му я бу­ду стараться понять ее и бу­ду про­дви­гать на­шу бе­се­ду даль­ше к рас­смот­ре­нию ее потребности в уве­рен­но­сти. Я мо­гу пред­по­ло­жить, что, будучи жен­щи­ной, она вероятно имеет неудовлетворенную потребность в уве­рен­но­сти. По­про­бу­ем дви­гать­ся в этом на­прав­ле­нии.)

Не вол­нуй­ся, по­ка не бу­дет ни­ка­ких за­да­ний. Ме­ня бо­льше ин­те­ре­су­ет вот что. О чем ты ду­ма­ешь, ко­гда ис­пы­ты­ва­ешь та­кой гнев и злобу на Геннадия? Пред­по­ло­жим, что он занимался бы Петей так, как ты ожидаешь от не­го. По­че­му ты счи­та­ешь, что то­гда ты бу­дешь чув­ст­во­вать се­бя хо­ро­шо? Как бы ты то­гда оце­ни­ва­ла про­ис­хо­дя­щие со­бы­тия?

(Здесь я ищу ту цель, ко­то­рая по ее мне­нию при­не­сет ей уве­рен­ность).

Лена: Ко­гда я занимаюсь Петей, то чув­ст­вую се­бя та­кой оди­но­кой... Я про­сто не мо­гу с ним спра­вить­ся. Я бы чув­ст­во­ва­ла се­бя на­мно­го луч­ше, ес­ли бы зна­ла, что у ме­ня есть по­мощ­ни­к.

Душепопечитель: Сле­до­ва­тель­но, твоя цель за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы ря­дом был силь­ный че­ло­век, ко­то­рый по­может те­бе спра­вить­ся с труд­ными обя­зан­но­стями. Ты думаешь, что без его по­мо­щи ты мо­жешь все ис­пор­тить.

Лена: Да, на­вер­ное, так я се­бя и чув­ст­вую.

Душепопечитель: Это бы­ло бы, на­вер­ное, ужасно - все ис­пор­тить.

Лена: Ну, ко­неч­но же. Мы ведь го­во­рим о мо­ем сы­не. Я же не хо­чу, что­бы он стал по­те­рян­ным че­ло­ве­ком”.

Душепопечитель: Но Павел объ­яс­нил те­бе, и ты согласилась, что ты долж­на брать от­вет­ст­вен­ность толь­ко лишь за то, что ты мо­жешь кон­тро­ли­ро­вать, и ве­рить Бо­гу, что Он по­за­бо­тит­ся обо всем ос­таль­ном. Ес­ли ты ве­ришь в это, то­гда твоими эмо­циями из-за со­стоя­ния сы­на долж­ны быть глу­бо­кая пе­ча­ль и мо­ти­ви­ро­ван­ное стремление де­лать все то, что Бог го­во­рит те­бе де­лать. А ты все это уже сде­ла­ла. Но, тем не менее, ты про­дол­жа­ешь бес­по­ко­ить­ся. Это го­во­рит мне о том, что здесь кроется не­что боль­шее, чем только лишь за­бо­та о тво­ем сы­не.

Лена: Но я не мо­гу да­же пред­ста­вить се­бе, что это мо­жет быть.

Душепопечитель: Лена, по­зволь мне за­дать те­бе один не свя­зан­ный с на­шей бе­се­дой во­прос. Вспом­ни свое дет­ст­во. Ка­кое са­мое ран­нее происшествие из твоей жиз­ни ты мо­жешь вспом­нить? Ну, вот, на­при­мер, “од­на­ж­ды я...” можешь ли ты за­кон­чить это пред­ло­же­ние тем, что про­ис­хо­ди­ло с то­бой мно­го лет на­зад?

Лена: Самое первое, что я вспоминаю? На­до по­ду­мать... Ну, я пом­ню, что од­на­ж­ды ма­ма по­про­си­ла ме­ня по­мочь ей при­го­то­вить наш дом для гос­тей. Мне, на­вер­ное, бы­ло лет пять или шесть. Она попросила меня навести по­ря­док в ван­ной ком­на­те.

Душепопечитель: (Ин­те­рес­но, за­ви­сит ли ее уве­рен­ность в се­бе от со­от­вет­ст­вия стан­дар­там дру­гих лю­дей. Мо­жет быть, она чув­ст­ву­ет, что ее уве­рен­ность за­ви­сит от то­го, на­сколь­ко хо­ро­шей ма­те­рью она яв­ля­ет­ся, а это зависит от того, на­сколь­ко хо­ро­шим вы­рас­та­ет ее сын. Без по­мо­щи Геннадия она не мо­жет дос­тичь сво­ей це­ли, сле­до­ва­тель­но, воз­ни­ка­ет уг­ро­за ее уве­рен­но­сти и по­это­му она оби­жа­ет­ся на пре­пят­ст­вие, т.е. на Геннадия. По­смот­рим, под­твер­жда­ет ли эту тео­рию ее ран­нее вос­по­ми­на­ние.)

Ну, и как ты спра­ви­лась с ра­бо­той?

Лена: Да не очень-то хо­ро­шо. Я не зна­ла, как раз­ве­сить по­ло­тен­ца, и в ра­ко­ви­не я уст­рои­ла пол­ней­ший бес­по­ря­док, вы­лив ту­да все чис­тя­щие сред­ст­ва, какие толь­ко бы­ли.

Душепопечитель: (Боль­шин­ст­во де­тей в сво­ей уве­рен­но­сти за­ви­сят от ре­ак­ции ро­ди­те­лей. Ин­те­рес­но, как отреа­ги­ро­ва­ла ее мать?)

А что ска­за­ла твоя ма­ма, ко­гда она уви­де­ла ван­ную ком­на­ту?

Лена: Ой, у ме­ня до сих пор в ушах звенит. Она кри­ча­ла, а за­тем по­пы­та­лась ус­по­ко­ить­ся, но, наверное, она бы­ла очень расстроена. Она да­же ска­за­ла мне, что от ме­ня нет ни­ка­ко­го тол­ку и прика­за­ла мне уб­рать­ся прочь.

Душепопечитель: (Я хо­чу ус­та­но­вить, что эмоциональная проблема не­уве­рен­но­сти связана с критикой и от­вер­же­нием.)

Ну, и как ты се­бя чув­ст­во­ва­ла?

Лена: Ужас­но, про­сто ужас­но. Я не зна­ла, не­на­ви­жу ли я ее или я не­на­ви­жу са­му се­бя, но я бы­ла очень расстроена, я по­шла к се­бе в ком­на­ту и пла­ка­ла.

Душепопечитель: Как ты ду­ма­ешь, из твоих потребностей в тот момент остро нуждалась в удовлетворении?

Лена: Я не знаю, наверное, потребность в положительной оценке.

Душепопечитель: “Мо­гу ли я не­множ­ко рас­ши­рить твое ут­вер­жде­ние и выразить это сле­дую­щим об­ра­зом: ну­ж­да в том, что­бы быть уве­рен­ной, что­ те­бя лю­бят не­за­ви­си­мо ни от че­го?”

Лена: Да, похоже, что так.

 

Да­лее в про­цес­се бе­се­ды об­су­ж­да­ют­ся пе­ре­жи­ва­ния дет­ст­ва, взаимоотношения с ро­ди­те­ля­ми, чув­ст­ва по от­но­ше­нию к са­мой се­бе и т.д.

 

Душепопечитель: Хо­ро­шо, Лена. Те­перь, если ты по­зволишь, я по­ста­ра­юсь все это обобщить. У те­бя, как у вся­ко­го нор­маль­но­го че­ло­ве­ка, есть естественная потребность в чувстве уверенности. Но те­бе до­ве­лось ис­пы­тать до­воль­но мно­го кри­ти­ки, и ино­гда это бы­ло до­воль­но болезненно, как в тот раз, ко­гда ты за­ни­ма­лась убор­кой в ван­ной ком­на­те. Это вызвало в те­бе чув­ст­во не­уве­рен­но­сти. Ты об­на­ру­жи­ла, что для то­го, что­бы чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но, те­бе не­об­хо­ди­мо быть при­ня­той, из­бе­гать кри­ти­ки. Сле­до­ва­тель­но, для то­го, что­бы из­бе­жать кри­ти­ки, те­бе нуж­но бы­ло хо­ро­шо де­лать свое де­ло. По­это­му хо­ро­шее ис­пол­не­ние ста­ло для те­бя очень важ­ным. Те­бе бы­ло не­об­хо­ди­мо все де­лать хо­ро­шо, что­бы из­бе­жать кри­ти­ки и, в результате, чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но. Сле­ду­ешь за мо­ей мыс­лью?

Лена: Да.

Душепопечитель: Хо­ро­шо. Ты упо­мя­ну­ла, что не­ко­то­рые лю­ди го­во­рят, как пло­хо ве­дет се­бя Петя. Те­бе про­сто не­вы­но­си­мо это слы­шать, так как это уг­ро­жа­ет тво­ей уве­рен­но­сти. Ты по­па­да­ешь под огонь кри­ти­ки. По­это­му для то­го, что­бы из­бе­жать этой кри­ти­ки, те­бе нуж­но до­бить­ся того, что­бы Петя ис­пра­вил­ся. А те­перь не­множ­ко по­ду­май. Ко­гда ты хо­чешь, что­бы Пи­тер ис­пра­вил­ся, чью потребность ты пы­та­ешь­ся удовлетворить - его или свою?

Лена: Мне про­сто не ве­рит­ся, но это моя потребность. Я хо­чу, что­бы с ним бы­ло все в по­ряд­ке для то­го, что­бы не под­вер­гать­ся кри­ти­ке.

Душепопечитель: И в ре­зуль­та­те чув­ст­во­вать се­бя бо­лее уве­рен­но. Дви­га­ем­ся даль­ше. Ты счи­та­ешь, что для то­го, что­бы ис­пра­вить­ся, Пете ну­жны луч­шие взаи­мо­от­но­ше­ни­я с его отцом. Те­бе нуж­но за­ста­вить Геннадия вы­пол­нять его обязанности, что­бы по­мочь Пете стать луч­ше. Все для того, что­бы ты мог­ла чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но. Но Геннадий про­сто иг­но­ри­ру­ет про­бле­му. Он яв­ля­ет­ся пре­пят­ст­ви­ем, ко­то­рое сто­ит на пу­ти к дос­ти­же­нию тво­ей це­ли, а цель за­клю­ча­ет­ся в том, что­бы Петя ис­пра­вил­ся, т.к. ты благодаря этому бу­дешь чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­но. Со­вер­шен­но ес­те­ст­вен­но, что ты на­чи­на­ешь оби­жать­ся на Геннадия, по­то­му что ты на са­мом де­ле считаешь его препятствием к достиже­нию чувства уве­рен­ности.

Лена: Хо­ро­шо, что же мне те­перь де­лать?

Душепопечитель: Лена, по­жа­луй­ста, за­кон­чи сле­дую­щее пред­ло­же­ние: “Я бу­ду счи­тать се­бя уве­рен­ной жен­щи­ной, ес­ли...”.

Лена: Ес­ли ни­кто не бу­дет ме­ня от­вер­гать.

Душепопечитель: Да, это то, во что ты ве­ри­ла мно­гие го­ды. А как ты ду­ма­ешь, как Гос­подь за­вер­шил бы это пред­ло­же­ние за те­бя?

Лена: Я не знаю. Мо­жет быть, вы хо­ти­те, что­бы я ска­за­ла, что я должна чув­ст­вовать се­бя уве­рен­но, по­то­му что Хри­стос лю­бит ме­ня?

Душепопечитель: Да. Но, по­жа­луй­ста, не го­во­ри это лег­ко­мыс­лен­но, об­ду­май это хо­ро­шо. Ес­ли сам Бог, ви­дя те­бя в твоем са­мом худ­шем со­стоя­нии, тем не менее, на­веч­но при­нял те­бя, то­гда за­дай се­бе во­прос: “Дей­ст­ви­тель­но ли я ну­ж­да­юсь в том, что­бы все лю­ди при­ни­ма­ли ме­ня? Ста­но­вит­ся ли их критика уг­ро­зой мо­ей уве­рен­но­сти или моя уве­рен­ность со­вер­шен­но не за­ви­сит от это­го?”

Лена: То есть вы хотите сказать, что для то­го, что­бы чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­ной, мне не нуж­но, что­бы Петя ис­пра­вил­ся, по­то­му что моя уве­рен­ность не за­ви­сит от то­го, кри­ти­ку­ют ме­ня или нет?

Душепопечитель: Да, со­вер­шен­но пра­виль­но.

Лена: Мне ка­жет­ся, я по­ни­маю, о чем вы го­во­ри­те, но, тем не менее, это не по­мо­га­ет. Я все еще чув­ст­вую зло­бу.

Душепопечитель: Ко­неч­но. Ты по­ка еще соз­на­тель­но не прак­ти­ко­ва­ла эту ис­ти­ну. Ты ве­ла се­бя ми­ло по от­но­ше­нию к Геннадию, ко­гда Павел кон­суль­ти­ро­вал те­бя, но, тем не менее, ты про­дол­жа­ла говорить са­ма се­бе, мо­жет быть подсознательно, что ну­ж­да­ешься в том, что­бы Геннадий из­ме­нил­ся, ес­ли толь­ко ты хо­чешь ко­гда-ли­бо быть уве­рен­ной. Мо­жешь ли ты взять на се­бя обя­за­тель­ст­во сле­до­вать биб­лей­ской ис­ти­не о том, что твое дос­то­ин­ст­во как лич­но­сти, удовлетворение твоей потребности в без­ус­лов­ной лю­бви, пол­но­стью за­ви­сит от люб­ви Ии­су­са? Ве­ришь ли ты в это?

Лена: Да, я ве­рю.

Душепопечитель: Хо­ро­шо. То­гда я хо­чу, что­бы ты сде­ла­ла сле­дую­щую вещь. Возь­ми лис­точ­ки бу­ма­ги для за­пи­сей или ма­лень­кие кар­точ­ки и на­пи­ши на одной из них сле­дую­щую фразу: “ Что­бы быть уве­рен­ной, я не ну­ж­да­юсь в том, что­бы Петя ис­пра­вил­ся. Сле­до­ва­тель­но, что­бы быть уве­рен­ной, мне не нужно, что­бы Геннадий по­мо­гал мне ис­пра­вить поведение Пети. Я имею уве­рен­ность, я лю­би­ма и я яв­ля­юсь достойным уважения и любви че­ло­ве­ком неза­ви­си­мо от то­го, что де­лают Геннадий или Петя, и неза­ви­си­мо от то­го, кри­ти­ку­ют ли ме­ня дру­гие лю­ди или нет”. Те­перь я хо­чу, что­бы ты пред­ста­ви­ла свой ра­зум как маг­ни­то­фон. На­чи­ная с пя­ти лет, ты по­сто­ян­но слу­ша­ла в сво­ем моз­гу не ту кас­се­ту, и на той кас­се­те, на­вер­ное, бы­ло за­пи­са­но: “Для то­го, что­бы чув­ст­во­вать се­бя уве­рен­ной, я долж­на из­бе­гать вся­кой кри­ти­ки”. На­пи­ши эту фра­зу на дру­гой кар­точ­ке. За­тем, на этой не­де­ле возь­ми обе кар­точ­ки и везде но­си их с со­бой. Вся­кий раз, ко­гда ты по­чув­ст­ву­ешь обиду на Геннадия или беспокойство за Петю, вы­та­щи эти две кар­точ­ки, про­чти и ту и дру­гую, за­тем от­верг­ни не­пра­виль­ную “кас­се­ту”, а пра­виль­ную по­вто­ри 10 или 12 раз. Хо­ро­шо?

Лена: Хо­ро­шо.

Душепопечитель: (На сле­дую­щей не­де­ле я по­про­шу ее вер­нуть­ся ко всем тем хо­ро­шим мо­де­лям по­ве­де­ния, ко­то­рые Павел по­со­ве­то­вал ей ра­нее. Но именно “из­ме­не­ние мыш­ле­ния” долж­но стать при­выч­кой в пер­вую оче­редь.)

Хо­ро­шо. И не ожи­дай то­го, что ты по­чув­ст­ву­ешь се­бя совершенно по-дру­го­му. Сна­ча­ла ты мо­жешь да­же чув­ст­во­вать се­бя ху­же, но ты на­пол­ня­ешь свой ра­зум ис­ти­ной точ­но так же, как ска­зал об этом апо­стол Па­вел в 4-ой гла­ве по­сла­ния к Фи­лип­пий­цам: “Что толь­ко ис­тин­но, о том по­мыш­ляй­те”. Мы уви­дим­ся с то­бой на сле­дую­щей не­де­ле.

 

На дан­ный мо­мент душепопечение прошло 1-ую стадию (оп­ре­де­ли­ть не­га­тив­ные чув­ст­ва - оби­ду и бес­по­кой­ст­во), 2-ую стадию (оп­ре­де­ли­ть не­га­тив­ное по­ве­де­ние - это уже бы­ло сде­ла­но с Павлом), 3-ую стадию (оп­ре­де­ли­ть не­пра­виль­ное убеждение - “Для то­го, что­бы быть уве­рен­ной, мне не­об­хо­ди­мо из­бе­гать кри­ти­ки”), и 4-ую стадию (нау­чи­ть пра­виль­но­му мыш­ле­нию - “Моя уве­рен­ность за­ви­сит от люб­ви Христа по от­но­ше­нию ко мне”). Душепопечение час­тич­но про­дви­ну­лось на 5-ую стадию, так как с Лены бы­ло взя­то обя­за­тель­ст­во сле­до­вать ис­ти­не, ус­та­нов­лен­ной на 4-ой стадии.

Ос­тав­шие­ся стадии вклю­ча­ют в се­бя взя­тие обя­за­тель­ст­ва применять ис­ти­ну (5-ая стадия) и программирование пра­виль­ной мо­де­ли по­ве­де­ния, ко­то­рая со­от­вет­ст­ву­ет пра­виль­но­му мыш­ле­нию (6-ая стадия), ко­то­рое в дан­ном слу­чае по­вто­рит 2-ой уровень (этим занимался Павел), но к это­му бу­дет до­бав­ле­но ИЗ­МЕ­НЕН­НОЕ МЫШ­ЛЕ­НИЕ. За­тем 7-ая стадия бу­дет вклю­чать в се­бя ра­дость и на­сла­ж­де­ние раз­ви­ти­ем люб­ви к Геннадию и тер­пе­ния по от­но­ше­нию к Пете. По­сле бе­се­ды, о ко­то­рой толь­ко что шла речь (в жизни это мо­жет потребовать двух или трех встреч), душепопечение мо­жет про­дол­жать­ся при­мер­но от 5 до 15 встреч, пока и душепопечитель и подопечный по­чув­ст­ву­ют, что дос­тиг­ну­то зна­чи­тель­ное и прочное улуч­ше­ние.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.226 сек.