КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровень 3: просвещение как метод душепопечения
Для того, чтобы быть душепопечителем 3-го уровня, требуется нечто большее, чем несколько семинарских занятий по выходным дням. Я предполагаю (и намереваюсь проверить мое предположение с помощью программы подготовки), что для того, чтобы обеспечить зрелого христианина необходимыми знаниями и опытом для независимого функционирования в качестве душепопечителя 3-го уровня, требуется минимум шесть месяцев и максимум один год подготовки с еженедельными занятиями продолжительностью от двух с половиной до трех часов. Определив проблемные чувства человека (уровень 1) и оценив какие образцы поведения нарушают библейские принципы (уровень 2), душепопечитель 3-го уровня установит, что кроется за неправильным поведением, заглянет в мир мыслей подопечного, ожидая найти неправильное убеждение о том, как стать значимым и обрести уверенность. Эти неверные убеждения являются отправной точкой. Они стимулировали неправильное поведение, которое, в свою очередь, породило неправильные чувства. Писание снова и снова акцентирует внимание на том, что мышление - то, как человек думает и во что он верит – играет в его жизни решающую роль, являясь основой его поведения и самочувствия. Если мы хотим коренным образом изменить поведение человека, тогда мы должны помочь ему изменить его убеждения. Кардинальная, революционная перемена установок, происходящая при рождении свыше, само новое рождение зависит от изменения верований и убеждений. Когда я своим разумом понимаю, что являюсь потерянным грешником, беспомощным, безнадежным и заслуживающим праведного наказания от Святого Бога, когда я своим разумом понимаю, что Иисус есть Бог, что Он прожил безгрешную жизнь, и что Он умирая на кресте, занял мое место и взял на Себя то наказание, которого заслуживал я, когда я своим разумом понимаю, что Бог даст мне дар жизни вечной вместе с Ним, что Он подарит мне вечную жизнь, если я буду уповать на то, что Иисус сделал для меня, а не на то, что я могу сделать для себя, когда я буду верить в Господа Иисуса Христа, тогда я буду спасен (Деян. 16:31). Посвящение себя Христу зависит от некоторого уровня понимания Евангелия. Затем, так как я оправдан, в мою жизнь приходит Дух Святой. Им я запечатан как печатью. Он приходит, чтобы жить внутри меня, чтобы помочь мне больше и больше постигать истину о Христе (“Он наставит вас на всякую истину”, “Вы познаете истину и истина освободит вас”), чтобы я все больше и больше становился похожим на Него.
Я преображен через обновление моего ума. Когда я своим разумом постигаю, что мои потребности (значимость и уверенность) полностью удовлетворены во Христе, тогда я становлюсь способным в своем поведении лучше следовать примеру Христа и наслаждаться полным миром растущей зрелости. И оправдание, когда раз и навсегда Бог объявил, что теперь я считаюсь праведным, и освящение, процесс, во время которого мой характер становится все больше и больше похожим на Христов, вращаются вокруг содержимого моего разума. Божья задача заключается в том, чтобы просветить невозрожденный разум и продолжать просвещать уже возрожденный. Задачей душепопечителя является быть инструментом, с помощью которого Святой Дух просвещает умы, являя истину о значимости и уверенности во Христе. Именно с этим и связано душепопечение 3-го уровня, т.е. с проникновением в глубоко скрытые области разума, где люди упрямо держаться за определенные представления, оно связано с обнаружением тех убеждений, которые отвергают достаточность Христа для удовлетворения наших личных потребностей в значимости и безопасности, с учением о том, что Христос является достаточным и с дальнейшим ободрением и поощрением новых образцов поведения, основанных на той истине, что наши потребности восполнены Христом.
Работа душепопечения строится по модели, которая была представлена в главе 9: 1) понять ущемленные, раненые чувства подопечного; 2) выявить греховные образцы поведения, которые служат причиной негативных эмоций; 3) вскрыть неправильное мышление, приведшее к неправильному поведению; 4) просветить человека, предоставив ему библейскую точку зрения на личные потребности; 5) взять с человека обязательство вести себя в соответствии с истиной; 6) запланировать изменения в поведении, которые будут свидетельствовать об этом обязательстве; и 7) наслаждаться приходящими в результате чувствами любви, радости и мира. Мы попытаемся показать на примере, как выглядит реальная беседа, последовательно проходящая все эти этапы. Для этого давайте вернемся к вопросу Лены. Предположим, что после пяти встреч с душепопечителем 2-го уровня она все еще продолжала беспокоиться о своем сыне Пете, продолжала злиться на своего мужа Геннадия за то, что он, казалось, был абсолютно безразличен, и считала практически невозможным для себя молчать о пассивной позиции Геннадия как отца. Во время своей пятой встречи с Павлом Сидоровым Лена говорит, что она уже мягко разговаривает с Геннадием, готовит ему хорошие обеды, встречает его у дверей поцелуем, в кротости говорит с ним о проблемах с сыном Петей, в общем, исполняет все те домашние задания, которые Павел ей дал. Но, тем не менее, внутри она просто вскипает, гнев душит ее в то время как она усилием воли заставляет себя говорить красивые слова. Когда она видит Петю, то может только беспокоиться. Она пробовала жесткий подход к нему, следуя советам душепопечителя, но внутри она чувствует себя, как вулкан, который пышет жаром и в любую минуту готов взорваться. Транквилизаторы, молитва, запоминание мест из Писания, беседы с друзьями, запреты дьяволу - все это уже испробовано. Что же теперь?
Те, кто отвергает необходимость более глубокого уровня душепопечения, возможно, покачали бы головой и помолились бы о том, чтобы Лена наконец-то покончила со своим упрямым бунтарством. Бедная Лена, она-то думала, что уже справилась с этим. Она исповедовала это как грех и помолилась о помощи. А что еще она могла сделать? В этот момент она может утвердиться в убеждении, что она умственно нездорова, или, может быть, она уже “сыта” Богом, или, может быть, она обратится за помощью к мирскому психологу, несомненно испытывая чувство вины по поводу того, что не смогла решить проблему по-христиански. Я думаю, что Лену не следует вычеркивать, как упрямую и не поддающуюся изменению, до тех пор, пока она не прошла душепопечение 3-го уровня. И здесь, пожалуйста, поймите ход моих мыслей. Она на самом деле может быть абсолютно упрямым бунтарем, ввергнутым из-за своей греховной воли в неверие и непослушание. Но ее душепопечитель не в праве решать, так это или нет, до тех пор, пока он не попробовал рассмотреть ее представления об уверенности, вскрывая всякое неправильное убеждение, просвещая ее (уровень 3) и научая истине об уверенности во Христе. Если она, тем не менее, отказывается вести себя по вере, имея сознательное понимание, что ее потребности удовлетворены в Господе, тогда в какой-то момент душепопечитель может оправдать себя, посчитав, что она не желает верить Богу и грешит.
Предположим, что Павел сказал ей, что ее проблемы несколько сложны для уровня его подготовки, и затем договорился для нее о встрече с душепопечителем 3-го уровня в церкви. Если бы Лена отказалась сотрудничать с Павлом и следовать его инструкциям о том, как поступать по-христиански, тогда дальнейшее направление к другим душепопечителям было бы неуместно. Более глубокое душепопечение не должно быть ответом на недостаток сотрудничества, хотя иногда оно является ответом на недостаточный успех работы с подопечным, готовым сотрудничать. Беседа 3-го уровня могла бы протекать следующим образом (мы продолжаем эту беседу после того, как они уже поговорили о проблеме и узнали, как обстоят дела):
Душепопечитель: (Во-первых, мне нужно четко определить проблемные эмоции. Я ищу беспокойство, обиду, чувство вины, неясное чувство пустоты или отчаяние. Кажется, довольно ясно, что Лена обижена на Геннадия и беспокоится за Петю, поэтому я открыто предложу это.) Лена, ты все еще злишься на Гену и расстраиваешься из-за Пети. Лена: Я так старалась делать все то, что говорил Павел. Я действительно старалась, но это не помогло. Я чувствую себя просто неудачницей. Душепопечитель: (Ее расстройство не очень похоже на жалость к самой себе и более напоминает реальный ответ на то, что произошло с ней за время душепопечения. Она нуждается в поддержке и ободрении.) Лена, я знаю, что ты очень старалась. Павел рассказал мне, что ты открыта и готова сотрудничать. Я бы не согласился встретиться с тобой, если бы ты не выполняла все то, что тебе говорил Павел. Но иногда бывает так, что даже если ты все делаешь правильно, этого не достаточно, чтобы изменить ситуацию. Когда так происходит, это обычно означает, что нам нужно копнуть немного глубже, чтобы найти и исправить настоящую проблему. Именно этим мы вместе и займемся. Лена: Только, пожалуйста, не нужно мне больше никаких заданий, из-за них я только лишь расстраиваюсь. Душепопечитель: (В данный момент я могу принять ее расстройство как реальное, и не как проявление бунта или противления, поэтому я буду стараться понять ее и буду продвигать нашу беседу дальше к рассмотрению ее потребности в уверенности. Я могу предположить, что, будучи женщиной, она вероятно имеет неудовлетворенную потребность в уверенности. Попробуем двигаться в этом направлении.) Не волнуйся, пока не будет никаких заданий. Меня больше интересует вот что. О чем ты думаешь, когда испытываешь такой гнев и злобу на Геннадия? Предположим, что он занимался бы Петей так, как ты ожидаешь от него. Почему ты считаешь, что тогда ты будешь чувствовать себя хорошо? Как бы ты тогда оценивала происходящие события? (Здесь я ищу ту цель, которая по ее мнению принесет ей уверенность). Лена: Когда я занимаюсь Петей, то чувствую себя такой одинокой... Я просто не могу с ним справиться. Я бы чувствовала себя намного лучше, если бы знала, что у меня есть помощник. Душепопечитель: Следовательно, твоя цель заключается в том, чтобы рядом был сильный человек, который поможет тебе справиться с трудными обязанностями. Ты думаешь, что без его помощи ты можешь все испортить. Лена: Да, наверное, так я себя и чувствую. Душепопечитель: Это было бы, наверное, ужасно - все испортить. Лена: Ну, конечно же. Мы ведь говорим о моем сыне. Я же не хочу, чтобы он стал потерянным человеком”. Душепопечитель: Но Павел объяснил тебе, и ты согласилась, что ты должна брать ответственность только лишь за то, что ты можешь контролировать, и верить Богу, что Он позаботится обо всем остальном. Если ты веришь в это, тогда твоими эмоциями из-за состояния сына должны быть глубокая печаль и мотивированное стремление делать все то, что Бог говорит тебе делать. А ты все это уже сделала. Но, тем не менее, ты продолжаешь беспокоиться. Это говорит мне о том, что здесь кроется нечто большее, чем только лишь забота о твоем сыне. Лена: Но я не могу даже представить себе, что это может быть. Душепопечитель: Лена, позволь мне задать тебе один не связанный с нашей беседой вопрос. Вспомни свое детство. Какое самое раннее происшествие из твоей жизни ты можешь вспомнить? Ну, вот, например, “однажды я...” можешь ли ты закончить это предложение тем, что происходило с тобой много лет назад? Лена: Самое первое, что я вспоминаю? Надо подумать... Ну, я помню, что однажды мама попросила меня помочь ей приготовить наш дом для гостей. Мне, наверное, было лет пять или шесть. Она попросила меня навести порядок в ванной комнате. Душепопечитель: (Интересно, зависит ли ее уверенность в себе от соответствия стандартам других людей. Может быть, она чувствует, что ее уверенность зависит от того, насколько хорошей матерью она является, а это зависит от того, насколько хорошим вырастает ее сын. Без помощи Геннадия она не может достичь своей цели, следовательно, возникает угроза ее уверенности и поэтому она обижается на препятствие, т.е. на Геннадия. Посмотрим, подтверждает ли эту теорию ее раннее воспоминание.) Ну, и как ты справилась с работой? Лена: Да не очень-то хорошо. Я не знала, как развесить полотенца, и в раковине я устроила полнейший беспорядок, вылив туда все чистящие средства, какие только были. Душепопечитель: (Большинство детей в своей уверенности зависят от реакции родителей. Интересно, как отреагировала ее мать?) А что сказала твоя мама, когда она увидела ванную комнату? Лена: Ой, у меня до сих пор в ушах звенит. Она кричала, а затем попыталась успокоиться, но, наверное, она была очень расстроена. Она даже сказала мне, что от меня нет никакого толку и приказала мне убраться прочь. Душепопечитель: (Я хочу установить, что эмоциональная проблема неуверенности связана с критикой и отвержением.) Ну, и как ты себя чувствовала? Лена: Ужасно, просто ужасно. Я не знала, ненавижу ли я ее или я ненавижу саму себя, но я была очень расстроена, я пошла к себе в комнату и плакала. Душепопечитель: Как ты думаешь, из твоих потребностей в тот момент остро нуждалась в удовлетворении? Лена: Я не знаю, наверное, потребность в положительной оценке. Душепопечитель: “Могу ли я немножко расширить твое утверждение и выразить это следующим образом: нужда в том, чтобы быть уверенной, что тебя любят независимо ни от чего?” Лена: Да, похоже, что так.
Далее в процессе беседы обсуждаются переживания детства, взаимоотношения с родителями, чувства по отношению к самой себе и т.д.
Душепопечитель: Хорошо, Лена. Теперь, если ты позволишь, я постараюсь все это обобщить. У тебя, как у всякого нормального человека, есть естественная потребность в чувстве уверенности. Но тебе довелось испытать довольно много критики, и иногда это было довольно болезненно, как в тот раз, когда ты занималась уборкой в ванной комнате. Это вызвало в тебе чувство неуверенности. Ты обнаружила, что для того, чтобы чувствовать себя уверенно, тебе необходимо быть принятой, избегать критики. Следовательно, для того, чтобы избежать критики, тебе нужно было хорошо делать свое дело. Поэтому хорошее исполнение стало для тебя очень важным. Тебе было необходимо все делать хорошо, чтобы избежать критики и, в результате, чувствовать себя уверенно. Следуешь за моей мыслью? Лена: Да. Душепопечитель: Хорошо. Ты упомянула, что некоторые люди говорят, как плохо ведет себя Петя. Тебе просто невыносимо это слышать, так как это угрожает твоей уверенности. Ты попадаешь под огонь критики. Поэтому для того, чтобы избежать этой критики, тебе нужно добиться того, чтобы Петя исправился. А теперь немножко подумай. Когда ты хочешь, чтобы Питер исправился, чью потребность ты пытаешься удовлетворить - его или свою? Лена: Мне просто не верится, но это моя потребность. Я хочу, чтобы с ним было все в порядке для того, чтобы не подвергаться критике. Душепопечитель: И в результате чувствовать себя более уверенно. Двигаемся дальше. Ты считаешь, что для того, чтобы исправиться, Пете нужны лучшие взаимоотношения с его отцом. Тебе нужно заставить Геннадия выполнять его обязанности, чтобы помочь Пете стать лучше. Все для того, чтобы ты могла чувствовать себя уверенно. Но Геннадий просто игнорирует проблему. Он является препятствием, которое стоит на пути к достижению твоей цели, а цель заключается в том, чтобы Петя исправился, т.к. ты благодаря этому будешь чувствовать себя уверенно. Совершенно естественно, что ты начинаешь обижаться на Геннадия, потому что ты на самом деле считаешь его препятствием к достижению чувства уверенности. Лена: Хорошо, что же мне теперь делать? Душепопечитель: Лена, пожалуйста, закончи следующее предложение: “Я буду считать себя уверенной женщиной, если...”. Лена: Если никто не будет меня отвергать. Душепопечитель: Да, это то, во что ты верила многие годы. А как ты думаешь, как Господь завершил бы это предложение за тебя? Лена: Я не знаю. Может быть, вы хотите, чтобы я сказала, что я должна чувствовать себя уверенно, потому что Христос любит меня? Душепопечитель: Да. Но, пожалуйста, не говори это легкомысленно, обдумай это хорошо. Если сам Бог, видя тебя в твоем самом худшем состоянии, тем не менее, навечно принял тебя, тогда задай себе вопрос: “Действительно ли я нуждаюсь в том, чтобы все люди принимали меня? Становится ли их критика угрозой моей уверенности или моя уверенность совершенно не зависит от этого?” Лена: То есть вы хотите сказать, что для того, чтобы чувствовать себя уверенной, мне не нужно, чтобы Петя исправился, потому что моя уверенность не зависит от того, критикуют меня или нет? Душепопечитель: Да, совершенно правильно. Лена: Мне кажется, я понимаю, о чем вы говорите, но, тем не менее, это не помогает. Я все еще чувствую злобу. Душепопечитель: Конечно. Ты пока еще сознательно не практиковала эту истину. Ты вела себя мило по отношению к Геннадию, когда Павел консультировал тебя, но, тем не менее, ты продолжала говорить сама себе, может быть подсознательно, что нуждаешься в том, чтобы Геннадий изменился, если только ты хочешь когда-либо быть уверенной. Можешь ли ты взять на себя обязательство следовать библейской истине о том, что твое достоинство как личности, удовлетворение твоей потребности в безусловной любви, полностью зависит от любви Иисуса? Веришь ли ты в это? Лена: Да, я верю. Душепопечитель: Хорошо. Тогда я хочу, чтобы ты сделала следующую вещь. Возьми листочки бумаги для записей или маленькие карточки и напиши на одной из них следующую фразу: “ Чтобы быть уверенной, я не нуждаюсь в том, чтобы Петя исправился. Следовательно, чтобы быть уверенной, мне не нужно, чтобы Геннадий помогал мне исправить поведение Пети. Я имею уверенность, я любима и я являюсь достойным уважения и любви человеком независимо от того, что делают Геннадий или Петя, и независимо от того, критикуют ли меня другие люди или нет”. Теперь я хочу, чтобы ты представила свой разум как магнитофон. Начиная с пяти лет, ты постоянно слушала в своем мозгу не ту кассету, и на той кассете, наверное, было записано: “Для того, чтобы чувствовать себя уверенной, я должна избегать всякой критики”. Напиши эту фразу на другой карточке. Затем, на этой неделе возьми обе карточки и везде носи их с собой. Всякий раз, когда ты почувствуешь обиду на Геннадия или беспокойство за Петю, вытащи эти две карточки, прочти и ту и другую, затем отвергни неправильную “кассету”, а правильную повтори 10 или 12 раз. Хорошо? Лена: Хорошо. Душепопечитель: (На следующей неделе я попрошу ее вернуться ко всем тем хорошим моделям поведения, которые Павел посоветовал ей ранее. Но именно “изменение мышления” должно стать привычкой в первую очередь.) Хорошо. И не ожидай того, что ты почувствуешь себя совершенно по-другому. Сначала ты можешь даже чувствовать себя хуже, но ты наполняешь свой разум истиной точно так же, как сказал об этом апостол Павел в 4-ой главе послания к Филиппийцам: “Что только истинно, о том помышляйте”. Мы увидимся с тобой на следующей неделе.
На данный момент душепопечение прошло 1-ую стадию (определить негативные чувства - обиду и беспокойство), 2-ую стадию (определить негативное поведение - это уже было сделано с Павлом), 3-ую стадию (определить неправильное убеждение - “Для того, чтобы быть уверенной, мне необходимо избегать критики”), и 4-ую стадию (научить правильному мышлению - “Моя уверенность зависит от любви Христа по отношению ко мне”). Душепопечение частично продвинулось на 5-ую стадию, так как с Лены было взято обязательство следовать истине, установленной на 4-ой стадии. Оставшиеся стадии включают в себя взятие обязательства применять истину (5-ая стадия) и программирование правильной модели поведения, которая соответствует правильному мышлению (6-ая стадия), которое в данном случае повторит 2-ой уровень (этим занимался Павел), но к этому будет добавлено ИЗМЕНЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ. Затем 7-ая стадия будет включать в себя радость и наслаждение развитием любви к Геннадию и терпения по отношению к Пете. После беседы, о которой только что шла речь (в жизни это может потребовать двух или трех встреч), душепопечение может продолжаться примерно от 5 до 15 встреч, пока и душепопечитель и подопечный почувствуют, что достигнуто значительное и прочное улучшение.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |