Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как строить отношения с учениками, которых мы не любим, или Еще немного о мстительном поведении




Как ученики реагируют на санкции

Многие ученики с властной и мстительной мотивацией выдают определенную защитную реакцию на санкции. Это поза «А мне наплевать», демонстрирующая, что вам не удалось задеть их. Свои «послания» они адресуют и вам, и сверстникам, пытаясь тем самым убедить вас в бесполезности продолжения санкции.

Не надо обманываться этой маской безразличия. На самом деле правильно выбранные санкции оказывают огромный эффект на ученика, хочет он того или нет.

Таблица 6. Техники экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с учеником, цель которого — власть или месть

 

Стратегии Техники
Ищите изящный уход Признайте силу ученика Уберите зрителей Перенесите обсуждение вопроса Назначьте специальное время для обсуждения вопроса Озадачивайте ученика
Используйте удаление Удаление в пределах классной комнаты Удаление в другой класс Удаление в специальное помещение Изоляция в кабинете школьной администрации Удаление с применением силы
Устанавливайте санкции Лишение ученика права свободно распоряжаться своим временем Лишение права пользования предметами Лишение права доступа в различные помещения школы Встреча с администрацией школы Информирование родителей Починка, ремонт предметов, вещей. Возмещение учеником убытков

Личное задание читающему эту книгу

1. Подберите приемы экстренного педагогического воздействия на ученика, целью поведения которого является власть или месть. Учитывайте при выборе три основных фактора:

· возраст ученика,

· его индивидуальные особенности (что будет для него самым впечатляющим?),

· ваши собственные индивидуальные особенности (что больше всего подходит вам как человеку, обладающему культурой справедливости?).

Планируя этот шаг, имейте в виду, что педагогическое воздействие не равно наказанию. Отнеситесь к нему как к мере, которая преследует прежде всего две цели: прекратить нарушающее правила поведение и повлиять на выбор учеником в будущем более подходящего поведения.

Этот тип поведения — самый тяжелый для учителя. Часто выходки учеников столь возмутительны, что педагогу просто не хватает самообладания, чтобы применить какую-то дисциплинарную технику. В ходе постоянного общения с мстительными учениками у учителя формируется такое отношение к ним, что он «уже просто не может видеть» Петрова, Иванова, Сидорова и, уж конечно, не может эффективно строить взаимоотношения с ними.

Мы не можем любить учеников с мстительным поведением, но мы можем научиться мирно сосуществовать с ними. Они имеют право, как и все остальные ученики, на то, чтобы с ними обходились достойно и уважительно. Описанные ниже стратегии помогут вам добиться этого. Они потребуют сил и времени, но результат окупит ваши затраты. Эти стратегии учительского поведения направлены на вас, а не на учеников, ибо любые изменения в классе (как позитивные, так и негативные) начинаются с нас, профессионалов, а не с учеников.

Стратегия 1. Измените восприятие

Найти хоть что-то хорошее в мстительных учениках — все равно что найти жемчужину в куче навоза. Один из способов облегчить эту трудную задачу — начать воспринимать слабости как сильные стороны. Используйте для этого позитивный язык вместо негативного. Например, можно думать о Сергее как об «упрямом осле», но можно попробовать думать о нем как о твердом, неколебимом, устойчивом, и ваше видение изменится к лучшему. В итоге про себя вы начнете называть его «гранитным утесом» или «уральской скалой». С помощью позитивной терминологии мы сможем сами себе облегчить общение с мстительными учениками.

Допустим, вы просите Дашу Иванову перестать постукивать ручкой по крышке парты, а она кладет ручку и стучит карандашом. Вы просите положить карандаш, и Даша послушно кладет его, но начинает стучать линейкой. Затем используется фломастер, затем пальцы. Конечно, можно рассердиться на Дашу, но можно сказать и так: «Даша, твои творческие возможности впечатляют меня. Но я не могу подумать обо всем, что лежит у тебя в портфеле. Не могла бы ты не стучать вообще?» Дашины действия представлены в позитивном свете, поэтому она скорее всего подчинится, «не потеряв лицо».

Стратегия 2. Оказывайте ученикам поддержку

В главе 5 мы будем знакомиться с пятью составляющими поддержки: принятием, вниманием, уважением (признанием), одобрением, теплыми чувствами. И я уже слышу вопросы недоверчивых читателей: «Как я смогу проявлять все это по отношению к ученику, которого я еле терплю?»

Да, вначале, первый раз, эта процедура будет напоминать прием горького лекарства, но если вы хотите что-то сделать с надоевшей вам самим неприязнью, нужно продолжать поддерживающую стратегию. И вы увидите, что уже через считанные дни отношения между вами и нелюбимыми учениками изменятся к лучшему. Ученики станут воспринимать вас по-другому, чувствовать благодарность от осознания своей принадлежности к тому, что происходит в классе, и, возможно, возникнет более подходящее поведение в вашем присутствии. И вы в ответ почувствуете к ним что-то новое и хорошее.

Стратегия 3. Действуйте уверенно

Как собака нападает на того, кто ее боится, так и юные мстители атакуют тех, в ком они замечают какую-либо слабину или растерянность. Поэтому необходимо вести себя уверенно. Даже когда вы не чувствуете уверенности в себе, хотя бы делайте вид, что вы держите под контролем конфликтную ситуацию. Делая это постоянно, мы можем начать в какой-то момент действительно чувствовать уверенность.

Стратегия 4. Показывайте ученикам, что вы заботитесь о них

Опытные педагоги говорят, что мстительные ученики нуждаются не столько в нашей любви, сколько в постоянной заботе. Мы не можем любить всех, но показать им всем, что нам не безразлично то, что с ними случается, мы можем. Забота — это действие, а не чувства. Действия в отличие от чувств можно контролировать, даже если мы испытываем в это время что-то несоответствующее. Мы можем демонстрировать нашу заботу, чтобы помочь мстительным учащимся почувствовать себя достойными участниками школьного процесса.

Стратегия 5. Учите детей управлять эмоциями

Вы очень поможете ученикам-мстителям, если научите их выражать эмоции безопасным способом. Тогда их разрушительные выходки начнут сходить на нет.

Стратегия 6. Говорите вслух о чувствах учеников

В ходе вспышки мстительного поведения спросите ученика, что он сейчас чувствует. Если он не хочет отвечать прямо, попробуйте угадать: «На мой взгляд, ты чувствуешь сегодня раздражение и злость. Не так ли?» Если ваша догадка окажется ошибочной, ученик обязательно поправит вас. Если он согласится, что вы правы, можно продолжить, попросив его рассказать о своих чувствах.

Если мы находимся в ситуации, где обсуждение чувств не уместно, можно вспомнить о чувствах ученика позже, попросить его описать, что он тогда чувствовал.

Разговаривая с учеником о его чувствах, мы должны просто слушать и отмечать, что мы слышим, что именно он говорит. Избегайте советов и указаний на то, что ученик должен или не должен чувствовать, и не оценивайте его чувства как хорошие или плохие. Слушать без оценок и советов очень трудно. Но у нас ведь только один рот и два уха, значит, мы должны слушать вдвое больше, чем говорить.

Итак, услышав, какие чувства испытывает ученик во время агрессивной вспышки, спросите его «Почему это так?»

Если вы уверенно ощущаете себя в ситуации, можете задать вопрос: «Что я делаю такого, что заставляет тебя чувствовать это?». Если ученик захочет отвечать, вы узнаете о себе, своем стиле общения и обучения много нового и интересного. Если нет — ничего страшного не случится. Не нужно обсуждать услышанные комментарии с учеником. Все, что мы можем сделать, это поблагодарить ученика за искренность и сказать, что подумаете над услышанным.

Стратегия 7. Создавайте условия для физического проявления эмоций

Некоторым ученикам очень полезно научиться канализировать энергию эмоций в физические действия. Хорошо, когда в школе есть специальное место, где можно успокоиться, разминая руками глину или пластилин, или нанося серию ударов по боксерской груше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.