Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание. Как помочь ученикам установить нормальные отношения с вами и почувствовать свою коммуникативную состоятельность




Принятие

Как помочь ученикам установить нормальные отношения с вами и почувствовать свою коммуникативную состоятельность

Мы можем помочь ученикам общаться с нами приемлемым способом, если наше отношение к ним будет включать принятие, внимание, признание (уважение), одобрение, теплые чувства. Моделируя свое отношение в соответствии с пятью указанными принципами, мы научим своих учеников устанавливать отношения с ровесниками и другими людьми по тем же принципам. Вопросы дисциплины станут лишь поводом для утверждения этих принципов.

Детей надо любить безусловно, а не за то, что они делают или должны делать. Мы должны принимать ребенка, невзирая на все его глупости, недостатки и проступки, таким, каков он есть прямо сейчас. И это — фундамент для всех остальных составляющих. Если не будет принятия, не будет эффективно действовать ни один из других принципов. Не «Ты мне нравишься за то-то и то-то» и не «Я стану к тебе относиться лучше, когда ты…», а «Ты мне нравишься, потому что это — ты». И только так.

Принимать того, кто делает, а не то, что сделано. Ученик должен быть уверен: что бы он ни сделал, он — достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем. Эта уверенность помогает детям сохранить достаточно самоуважения, чтобы изменить поведение на более приемлемое. Тот же закон действует и при взаимодействии взрослых.

Принимать личностные особенности ученика. Когда ученики начинают «выделываться», украшая себя сережками, кольцами, или красят волосы в розовый цвет и стригутся наголо, это, возможно, оскорбляет ваш личный вкус. Но вы должны допустить, что ваш строгий костюм может, в свою очередь, оскорблять их эстетический вкус. Вообще нетерпимость в вопросах одежды и привычек очень пагубна в отношениях с учениками. Ценности меняются от поколения к поколению. Проблема типа «В наше время этого не было» — это скорее личная проблема учителя, и не следует перекладывать ее на плечи учеников.

Дарить позитивное внимание ученикам — дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от учителя. Об этом можно сказать лишь одно: чем больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют у него на уроке нарушители поведения.

Как уделить внимание каждому ученику, если в классе их 30—40 человек?

К счастью, здесь важно не количество, а качество. Качественное внимание требует нескольких мгновений, а результаты его помнят и чувствуются часы и дни. Вот несколько таких приемов.

Приветствия. Самый быстрый и легкий путь одарить каждого ученика вашим вниманием — использовать несколько минут перед уроком или после него, чтобы сказать одно-два слова каждому индивидуально. Это означает, что вы должны быть организованными и лаконичными, чтобы не затянуть, но эффект стоит усилий. Что это за результат? Вот пример.

Шурик, семи лет, был бука. Ничего из сделанного или сказанного ему не нравилось. Он ворчал и дулся. Его учительница решила попробовать просто оказывать Шурику каждое утро знаки внимания. Она не смогла сразу увидеть ничего привлекательного в его характере, поэтому похвалила его рубашку — первое, что попалось на глаза.
Через неделю она заметила, что эффект ее попыток огромен. Шурик стал улыбаться и очень гордился тем, что заметили и одобрили его рубашку, которую он в результате не снимал всю неделю.

Приветствия, знаки внимания весьма эффективны и для старшеклассников, хотя эффект может выглядеть по-другому.

Учитель истории Валерий Павлович, пройдя курс обучения, попробовал такую технику. Встав в дверях после своего последнего урока, он каждому говорил «до свидания» и добавлял одно-два слова, специально адресованных конкретному ученику. Через неделю он не заметил никакого внешнего эффекта и прекратил свою практику. На следующий день после этого к нему подошли несколько учеников и спросили, за что он на них всех рассердился? Когда учитель сказал, что не обиделся и не рассердился, ученики спросили: «Тогда почему вы вчера и сегодня не говорили нам "до свидания", как делали это обычно?»

Выслушивайте учеников. Это самый сильный прием, чтобы улучшить отношения «учитель—ученик». Выслушайте то, о чем хочет сказать ученик. Темы могут быть самыми разными: от классной обстановки и отношений с одноклассниками до семейных проблем. Слушание требует большего времени, чем краткое приветствие, но меньшего времени, чем вам кажется, если правильно слушать. К тому же такие 15-минутные беседы могут укрепить нормальные отношения между учителем и учеником на долгие годы. Беседуя с учеником, не следует думать, что вы должны решить его проблемы, дать совет или консультацию. Вы должны прежде всего его выслушать. Вот основы правильного слушания:

1. Ведите себя спокойно. Если не знаете, что сказать, не говорите ничего. Если вы знаете, что сказать, — не торопитесь говорить. Реагируйте, только когда это необходимо и только давая понять, что вы поняли, что было сказано.

2. Используйте невербальные сигналы, чтобы показать свой интерес: контакт глазами, наклон корпуса в сторону говорящего.

3. Вербализируйте интерес без слов, используя «м-м» и другие междометия.

4. Используйте парафраз: «Если я тебя правильно поняла…» (и далее повторите мысль ученика, но своими словами).

5. Отражайте чувства.

Научите учеников просить внимания. Не правда ли, будет замечательно, если ученики просто попросят вас о внимании, вместо того чтобы нарушать поведение. Конечно, мы не всегда готовы сразу же оказать внимание в тот самый момент, когда ученик чувствует потребность, но тогда можно просто извиниться и пообещать оказать внимание в ближайшем будущем.

Заведите книгу-ежедневник и записывайте «дату уделения внимания». Если однажды ученики узнают, что получат от вас то, что им нужно, они наверняка согласятся подождать. Ниже приводится попурри идей, как оказывать внимание. Эти идеи были предложены участниками семинаров и тренингов по проблемам дисциплины.

· Поболтайте о чем-нибудь с учениками в классе после уроков.

· Поинтересуйтесь у учеников, как они живут за стенами школы.

· Запоминайте то, что рассказывают вам ученики, и используйте это в беседе с учеником в подходящий момент.

· Ешьте иногда вместе с учениками за их столом в столовой или буфете.

· Пригласите учеников на обед к себе домой хотя бы несколько раз.

· Посещайте спортивные соревнования и музыкальные мероприятия, в которых участвуют ваши ученики.

· Участвуйте в коллективных замыслах ваших учеников.

· Организуйте со своими учениками конференцию по какой- то всех волнующей проблеме.

· Иногда присоединяйтесь к групповым играм своих учеников в спортзале или на спортплощадке.

· Отмечайте дни рождения своих учеников хотя бы каким- то вниманием.

· Посылайте открытки и домашние задания ученикам, которые болеют, с парой строк, написанных своей рукой.

· Выражайте искренний интерес к работе и хобби своих учеников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.