Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прочитайте правильно, обратив внимание на сочетания выделенных согласных и буквы е




Образуйте формы кратких прилагательных, обозначьте в них ударение. С помощью орфоэпического словаря уточните, какие формы могут иметь произносительные варианты.

Чьи башмачки?

Домик – ракушка.

Как в капюшоне он смешон!

Кукушка кукушонку сшила капюшон.

На зелёной ножке

В тесной избушке

Кошке игрушки, мышке слёзки.

Шила в мешке не утаишь.

6. Отгадайте загадки:

Ткут холсты старушки. (Пчёлы)

Белые горошки. (Ландыши)

 

7. Выучите скороговорку «Кукушонок»:

 

8. Прослушайте и перескажите рассказы.

 

Шёл я по бережку и камушки искал. На земле увидел ракушку. В ней был рак – отшельник. Он шевелил клешнями. Эту ракушку он превратил в свой домик. Раньше там жила улитка. Я поднял ракушку и решил выгнать рака. Рак зашевелил клешнями, я мешаю ему двигаться. Рак решил уйти и отдать ракушку. Пошёл он в море, ножки его в панцире, а брюшко совсем мягкое. Нахлынула вода, скрылся рак – отшельник в море. Шёл я домой и всё думал, нашёл ли рак себе другую ракушку? (По Г. Снегирёву)

 

Наши башмачки стоят на окошке. Прыгнула на окошко кошка. Нюхает наши башмачки.

- Кыш, кыш, кошка! Не нюхай наши башмачки! Кыш, кыш!

Кошка испугалась, толкнула башмачки. Башмачки упали во двор. Лежат башмачки на земле и плачут: «Где же наши ножки? Кто же побежит по дорожке?». Подошла к башмачкам девочка. Вот где наши ножки! Вот где теперь башмачки! (По Н. Павловой)

 

Упражнение 4.

1. Обозначьте ударение. Укажите значения приведенных слов. За справками обращайтесь к словарю Кроить атлас - открыть атлас, броня на билет - непробиваемая броня, бронированные места - бронированная техника, положить продукты в ледник - подниматься на ледник, развитая страна - развитая веревка, раскрыть заговор - заговор от боли, есть ирис - расцвел ирис, злая острота - острота лезвия, характерный поступок - характерный человек, языковая политика - языковая колбаса.

2. Поставьте ударение в следующих словах. За справками обращайтесь к словарю. Агентство, баловать, дефис, договоренность, демократия, квартал, взаймы, километр, красивейший, кухонный, ножны, невылазный, недоимка, отщепенец, отличить, облегчить, обострить, одолжить, осведомиться, премировать, принудить, приобретение, приговор, плесневеть, побудить, портфель, статуя, случай, тренер, упрочение, фарфор, форзац, ходатайствовать.

Грубый, глупый, глубокий, жёлтый, жирный, кислый, плотный, прочный.

Ко ф е, диспан с ер, шос с е, сви т ер, ка ф е, пар т ер, т еннис, мо д ель, р ельсы, т ермин, каш н е, а т елье, т екст, ти р е, д ефис, ин т ерьер, ака д емия, д екада, д ефект, му з ей, кон т екст, пио н ер, р ейд, шимпан з е, т ермин, р емень, с ессия, д е т ектор, спортс м ен, фа н ера, р ейс, д е-факто.

Упражнение 5.

1. Установите соответствие между фразеологизмами и их значениями.

1. Сгущать краски А. очень сильно надоедать, приедаться
2. Прятать концы в воду Б. намеренно вносить неясность в дело
3. Прижимать хвост В. сильно преувеличивать
4. Набивать оскомину Г. уничтожать улики преступления
5. Д. ограничивать свободу действий

2. Установите соответствие между фразеологизмом и его источником.

1. Библия А. в подмётки не годится
2. Профессиональная терминология Б. скелет в шкафу
3. Исторические события В. блудный сын
  Г. вот тебе, бабушка, и Юрьев день

3. Объясните, почему не следует употреблять в литературной речи данные словосочетания: коренной абориген, передовой авангард, моя автобиография.

4. Запишите предложения. Укажите фразеологизмы. Для чего они использованы в данных предложениях?

Не мудрствуя лукаво приведу цитату из отчёта. Мы трудимся в поте лица. Хотя был он и не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться. Каша в голове от такого количества вариантов! Смотрите во все глаза, да так, чтобы искры из глаз посыпались! Держи нос по ветру, мой друг. Желаю Вам жить на широкую ногу и плечом к плечу с удачей!

5.Решите тест

 

Задание #1

Вопрос:

Какой синоним соответствует фразеологизму "на один зуб"?

 

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) невнятно

2) обманывать

3) надоесть

4) мало

 

Задание #2

Вопрос:

Какие фразеологизмы используются для характеристики неопределённого состояния?

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) между небом и землёй

2) ни рыба ни мясо

3) в час по чайной ложке

4) как рыба об лёд

 

Задание #3

Вопрос:

Какие фразеологизмы употреблены правильно?

 

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) поднять занавес над этой историей

2) красной нитью проходит мысль

3) пока суд да дело

4) пускать туман в глаза

 

 

Упражнение 6.

1) излишество

излиш+еств (о)? излишний; излишество — ‘что-то излишнее’;

способ словообразования — суффиксальный,

 

2) заметались — форма глагола заметаться

за + метаться? метаться; заметаться — ‘начать метаться’,

способ словообразования — приставочный.

 

3) ухода

ухода — форма существительного уход

уход? уходить; уход — ‘когда уходят, то же, что уходить’,

способ словообразования — бессуффиксный,

 

4) снегокаты — форма существительного снегокат

снег + о + кат? снег + кататься, снегокат — ‘то, на чем катаются по снегу’,

способ словообразования — сложение с помощью соединительной гласной.

Выборочный диктант (7 слов)

(Заполнить табличку, используя ВСЕ слова)

Приставка Корень Суффикс Окончание
       

Переделка, домики, красный, подлодка, суперкнига, научить, провальный

Упражнение 7.

1) Выделите формы субъективной оценки и определите их стилистические функции в контексте

1. Приехал этот мальчишечка… Парнишечку того звали Ванькой. Такой шшербатенький, так, невысокого росточка (Шукш.). 2. Появилась песенная старушка. - Сашенька такой бледненький, такой слабенький, такой нежненький (Сол.). 3. Прочитав в глазах Смурого… мелкий, собачий страшок… она ответила (Гриф.). 4. Значит, клубишко имеется? - Имеется, Паша (Шукш.). 5. Там дома коровушка да заботушка (Лих.). 6. А вот другая популярная розовая сказочка (Я. Боровой). 7. Зачастили к Иванову разные посетители; не отпустите ли досочек, а красочки? (Голов.) 8. Ружьишком забавляется, а мы жди (Абр.). 9. В кинцо проветрился (Лихон.) 10. Ну и бородищу ты отрастил, жуть! 11. Вот такой миллионище можно выиграть в «Лотто-миллион»! 12. Я взялась вести две иностранные фирмашки, всю документацию им готовлю (из разг. речи).

 

2) С помощью различных аффиксов образуйте формы экспрессивных глаголов; укажите их функционально-стилевую принадлежность и эмоциональные оттенки значений. Придумайте с ними словосочетания, предложения.

 

Образец. Бегать - добегаться (разг.), избегаться (разг.), забегаться (разг.), выбегаться (прост.), убегаться (разг.), отбегать (разг.).

 

Болтать, верить, говорить, гулять, ездить, звать, искать, курить, лежать, работать, смеяться, стоять, хохотать, шутить.

 

3) С помощью приставок воз- (вос-), пре-, пред-, со- образуйте от приведенных глаголов синонимы, относящиеся к высокому стилю (за справками обращайтесь к толковым словарям). Употребите их в контексте.

 

Образец. Оглашать-возглашать: Все их громко величают и царевича венчают княжей шапкой, и главой возглашают над собой (П.).

 

Гореть, жечь, известить, исполнить, любить, начертать, переживать, пылать, сиять, скрыть, соединить, терпеть, уведомить.

 

4) Приведите примеры книжных слов, образованных при помощи приставок а-, анти-, архи-, вне-, гипер-, де-, интер-, квази-, пост-, псевдо-, сверх-, со-, транс-, экстра-; суффиксов -аж, -иад(а), -иан(а), -изирова-(ть), -изм, -ин, -ирова-(ть), -ит, -ол, -ом(а); а также в результате словосложения. Покажите на этих примерах функционально-стилевую прикрепленность словообразовательных средств в русском языке.

 

5) Определите функционально-стилевую закрепленность аффиксов в словах.

Автол, акклиматизация, акцентировать, алогизм, ангинома, астмантол, бронхит, валидол, востребовать, вредничать, воссиять, гиперзвуковой, гречиха, дакать, дарвинизм, задарма, задаром, коммуникабельный, мамкать, металлоид, мультяшка, насмешничать, номенклатура, аденома, отсебятина, подзаработать, писанина, попривыкнуть, пошив, пошлятина, пятнол, сверхприбыль, совладелец, толстовство, тоннаж, уськать, фотогеничный, Чаплиниада, экстразональный, якать.

 

6) Определите функционально-стилевую принадлежность слов по особенностям их словообразования, разграничивая книжные, разговорные, просторечные, специальные.

 

Асимметричный, алеться, вечерка, внештатный, газировка, грозиться, гипертрофированный, жилетка, закаливание, ирреальный, культяпка, запропаститься, заворот, злобствовать, злобиться, квазинаучный, киношный, курячий, летучка, надпил, настой, откармливание, обмундировка, обкрутить, окрутить, обогрев, отжим, планшетка, переплав, псевдонаучный, разлюбезный, разруб, рубануть, самообслуживание, складировать, тазобедренный, транслунный, трудоустроить, тормознуть, унифицировать, ультрамодный, шлюзовать, шоферить.

 

7). Укажите семантические и стилистические различия в следующих словах. За справками обращайтесь к словарям трудностей.

 

Распечатывание - распечатка, перемонтирование - перемонтировка, непропечатывание - непропечатка, обтравливание - обтравка, обрезание - обрезка - обрез (книжного блока), перепроектирование - перепроектировка, переснимание - пересъемка, перестраивание - перестройка, формование - формовка, прицепление - прицепка - прицеп, периодические издания - периодика.

 

8) Укажите экспрессивные функции словообразования. Выделите продуктивные словообразовательные модели, которые получают в художественной речи стилистическое применение. Дайте оценку стилистическому использованию словообразования как источника речевой экспрессии.

 

1. Это что же предлагает нам товарищ Ольховатский? Кустарщину, самовольщину (Сол.). 2. Пришли двое с телефонного узла и стали смотреть, откуда и как тянуть в дом воздушку (Триф.). 3. Наивно думал, что приобрел модернягу… Не транзистор, летопись (Бон.). 4. Он пушил и клял этих разнесчастных дурех на чем свет стоит (Абр.). 5. Пижон, стиляга, интеллигентный хлюпик обошел меня и идет впереди (Сол.). 6. Скоро нас, шоферяг, автошофером заменят (Корол.). 7. В день своего рождения, каждый год, он вел задушевные беседы с окружающими людьми, валял дурака, представлялся симпатягой, обаяшкой, умницей (Лих.). 8. Пооткормили меня, поотлежался, да и вдругорядь на фронт (В. Бел.). 9. - Да что «Ванька», что «Ванька»! - воскликнул Иван. - Чего ванькать-то! (Шукш.) 10. Прообъяснялись мы с тобой достаточно (Сим.). 11. Срезанными ветками хлестануло по лицу, будто кнутом (Бон.). 12. Война подзатихла было с продразверсткой, да опять вспыхнула (Тендр.). 13. Зачем изводился, рисковал, настырничал? (Расп.) 14. Набеззаконничают да еще и петушатся (Тендр.). 15. За четыре дня он успед переухаживать за всеми самойловскими девчатами (Сол.). 16. С чего он в такую пору курортничает? (Тендр.) 17. Иван-то ей говорил: не ходи, поотдохни, - нет, побежала (В. Бел.). 18. - Да построже сверяй с контрольными замерами, - предупреждает ее Булкин. - А то они понаписывают (Мож.). 19. Ну и Смурый стал всячески вредить, зажимать, или, как говорят на театре, устраивать Ляле затир (Триф.). 20. Сейчас мы им раздолб устроим (Бон.). 21. Лукашин поздоровался, вытащил новую пачку «Звездочки» - мигом ополовинили (Абр.).

 

9). Укажите окказионализмы, выделив слова, построенные по моделям книжного словообразования, и такие, которые включают разговорные и просторные аффиксы. Дайте стилистическую оценку окказиональному словообразованию как источнику речевой экспрессии, отмечая авторские находки и неудачи. В случае отрицательной оценки окказионального словообразования предложите вариант стилистической правки текста.

 

1. Глаза у него были светлые, улыбчивые, с прищуринкой (Кон.). 2. Старик невыезжабельный, круглый год живет на даче. (Из газ.). 3. Левизна и правизна во всех возможных оттенках (Ант.). 4. Позже я не раз испытывал опустошительность гнева, обездушивание яростью (Ворон.). 5. Едва раздался слабый треньк, дверь распахнулась (Наг.). 6. Небо вокруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на белую кипень цветов трепетно-дымным, голубым светопадом (Нос.). 7. Рассветно и холодно клубилась туманом Десна (Нос.). 8. Онега, предзимне темнея, валко ходила меж островами (Нос.) 9. Прокурор после молчания, длившегося секунды две, во время коих он грознел лицом и как-то напыживался, объявил… (Триф.) 10. Мать не то чтобы обиделась, а посушела во взгляде (Хар.). 11. Весь каменный громозд вокруг и внизу был непрочным, зыбким, в скрытом внутреннем напряжении, стремящемся к пределу (Наг.). 12. «Мое! Мое! Мое!» И так все замоекали - хоть караул кричи (Перм.). 13. Идиотизм… тупость вселенская! Пнизм и только! (Бон.) 14. Про Амфитеатрова говорили, что из-за огромного количества материала, который он печатал в газете, газета заболела «перефельетонитом» (Андр.). 15. Есть у вас такое лекарство-антивлюблин? (Из газ.) 16. Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и все время подмигивало (Ал.). 17. Это уже не просто деликатность, а нечто сверх, супер, экстра («ЛГ»). 18. За каждой строкой, фразой -омная начитанность, «насмотренность» («ЛГ»). 19. Кто ты в самом деле? - Натуралист, - отвечает Андрон добродушно. - Как, как? - не понимает Сережа. - Ну на жизнь смотрю натурально. Без всяких прикрас (А. Л.). 20. Были в цехе «писатели» - все время куда-то о чем-то писали (Салуц.). 21. Александр понимал, что, возможно, и не смысл его слов, а само их звучание вдруг и окажется, как это говорят, «звукотерапией». Да и все это - «делотерапия» для него самого (Фил.).. Неужели в наш век возможно рукоприкладство, палкоприкладство, зонтикоприкладство? (Шефн.) 23. Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне (Шукш.). 24. Это не для юношества, а для старчества («ЛГ»).

 

10) Сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Укажите стилистическую правку; при необходимости внесите свои коррективы

 

1. Поначалу Матвей жил в вагончике, потом - в деревянном сборном домушке.

 

1. Сначала Матвей жил в вагончике, потом - в деревянном сборном домишке.

 

2. У птицы узкие надвисающие над крылом перья белесого цвета.

 

2. Над крылом птицы нависают узкие белые перья.

 

3. Этот ароматический мед особенно пользителен с чаем.

 

3. Этот душистый мед особенно полезен с чаем.

 

4. В Швецию на соревнования уже выехала команда лыжебежцев.

 

4. В Швецию на соревнования уже выехала команда лыжников.

 

5. В нашем городе уже в прошлом было около 170 легковушек.

 

5. В нашем городе уже в прошлом году было около 170 легковых автомобилей.

 

6. От этого удорожает себестоимость ремонта, занизится прибыль предприятия.

 

6. Это повысит себестоимость ремонта, снизит прибыль предприятия.

 

7. Скотоприемный пункт производит закуп крупного рогатого скота и свиней.

 

7. Скотоприемный пункт покупает у населения свиней и крупный рогатый скот.

 

11) Укажите стилистические недочеты в использовании словообразовательных ресурсов русского языка и другие речевые ошибки; отредактируйте тексты.

 

1. Произведение слабое, но эта псевдоглубокая пьеса изобилует квазибезвыходными положениями. 2. Чем больше юный автор упорствует в неповторяемости тем, тем неотвратимей он эпигонствует. 3. Фельетонисты стремятся усмешнить сухой, малокровный материал. 4. Можно охудожествить и нехудожественный факт, но для этого автору потребуется приложить титановы усилия. 5. Все, что можно было «дожать», «уярчить», было сделано целесообразно в рамках сценария. 6. - Нечего принципиальничать на ерунде, - подумал худрук и внес такое предложение… 7. Каждая линия связи в нашей системе была задублирована. 8. При громадной усидчивости, трудоотдаче он может дописаться до прозы, которая будет почти точной копией хорошей… 9. За это время наши фигуристы и фигуристки успели хорошенько опробовать лед, «прискользиться». 10. Но разве не искусительно было облачить его в светлые одежды безобидного человечишки, чтобы приукрасить положение вещей?

Упражнение 8.

Тест

1. Укажите, в каких рядах все предлоги являются

производными.

1 вариант

а) в течение, в продолжение, вокруг

б) на, в заключение, из-за

в) из-под, насчет, вместо

г) по-за, в отличие, ввиду

2 вариант

а) несмотря на, к, по

б) насчет, вследствие, сверх

в) вроде, на, о

г) в связи с тем что, взамен, от

3 вариант

а) во время, в отличие, согласно

б) за, со, насчет

в) рядом, от, с

г) до, на, о

2. Укажите, в каких рядах все предлоги являются непроизводными.

1 вариант

а) поперек, обо, от

б) навстречу, об, во

в) рядом, согласно, около

г) из-за, от, о

2 вариант

а) для, к, на

б) впереди, несмотря на, за

в) после, до, к

г) вдоль, в течение, ввиду

3 вариант

а) накануне, с, в

б) от, для, об

в) со стороны, наподобие, из-под

г) спустя, через, за

3. Укажите предложения, в которых встречается предлог:

1 вариант вокруг.

а) Мы гуляли вокруг дома.

б) Ничего не было видно вокруг.

в) Куда ни взглянешь – вокруг непроходимые леса.

г) Не хотелось смотреть вокруг.

2 вариант ввиду.

а) Ввиду плохой погоды поход пришлось отменить.

б) Ввиду обвала дорога была затруднена.

в) Имейте в виду: вам придется затратить много усилий для достижения желаемого результата.

г) Непонятно, что он имел в виду.

3 вариант мимо.

а) Мимо окон поезда мелькали скошенные поля.

б) Мы шли мимо распахнутых окон.

в) Машины стремительно проносились мимо.

г) Все выпущенные снаряды просвистели мимо.

4. Укажите ряды, в которых перечислены только подчинительные союзы.

1 вариант

а) потому что, когда, какой

б) не только… но и, разве, как

в) как… так и, когда, с тех пор как

г) оттого что, едва, так как

2 вариант

а) коли, пока, так что

б) как… так и, но, хотя

в) чтобы, будто, да

г) или, вследствие того что, если

3 вариант

а) лишь, или, не столько… сколько

б) то… то, едва, точно

в) точно, ввиду того что, с тем чтобы

г) как будто, зато, с тех пор как

5. Укажите ряды, в которых перечислены только сочинительные союзы.

1 вариант

а) ли, едва, почти

б) сколько, что, однако

в) как, сколько, где

г) как… так и, ни… ни, также

2 вариант

а) или, либо, будто

б) да, а, и

в) точно, так как, но

г) зато, пусть, если не

3 вариант

а) а, ни… ни, не только… но и

б) иль, будто, лишь

в) как только, не только… но и, же

г) то… то, и, хотя

6. Укажите предложения, в которых ЧТО является союзом.

1 вариант

а) Я знаю, что меня ожидает.

б) «Что за выстрелы!» – в испуге закричал Горелов. (Н. Трунов)

в) Я знаю, что мне не на что надеяться.

г) Мы подходили к дому, что виднелся из-за деревьев.

2 вариант

а) Трудно сказать, что именно вам понравится.

б) Не знаю, что ты думаешь обо мне.

в) Ребята решили, что поездку придется перенести.

г) Что в имени тебе моем!.. (А.С. Пушкин)

3 вариант

а) Я поняла, что таилось под ее загадочной улыбкой.

б) Оля никак не могла решить, что надеть завтра.

в) Олеся в припадке ужаса так стремительно бросилась на свою мучительницу, что сбила ее с ног. (А.И. Куприн)

г) Что мне за дело до сплетен!

4 вариант

а) Нужно решить, что взять с собой в поездку.

б) Что же мне предпринять!?

в) Берись только за то, что тебе по душе.

г) Не думай, что это будет так легко выполнить.

5 вариант

а) Ты слышишь, что я тебе говорю!..

б) Я не была уверена, что поезд придет точно по расписанию.

в) Не берись за то, что не можешь сделать. г) Мне казалось, что собака гонит влево от меня. (А.И. Куприн)

7. Укажите предложения, в которых ПРИТОМ является союзом.

1 вариант

а) Шел дождь, притом еще дул сильный ветер.

б) При том доме культуры было много интересных секций.

в) Он привлекательный внешне, притом еще и интересный внутренне.

г) Он прекрасный музыкант и притом талантливый художник.

2 вариант

а) При том монастыре была часовня.

б) При том оздоровительном центре был неважный бассейн.

в) Работа будет выполнена в точные сроки при том условии, что все условия будут соблюдены.

г) Это неинтересно и притом скучно.

3 вариант

а) При том доме отдыха были лодочная станция и тренажерный зал.

б) Ты поздно пришел, притом не принес с собой необходимые книги.

в) Ты не выполнил домашнее задание, притом не работаешь и в классе.

г) При том разговоре не было свидетелей.

4 вариант

а) При том рассказе было предисловие.

б) Он неаккуратен и притом необязателен.

в) На работу все пришли без опозданий, притом и трудились без устали.

г) При том дворе была уютная детская площадка.

5 вариант

а) Все устали после длительного перехода, притом и погода ухудшилась.

б) При том письме была пояснительная записка.

в) Изменились обстоятельства, притом изменилась и я сама.

г) Он был грубый человек, притом и недалекий.

8. Укажите предложения, в которых А является частицей.

1 вариант

а) А вот ты где!

б) А как мы ждали твоего возвращения!

в) Этот человек не высокий, а низкий.

г) Это было не спонтанное, а продуманное решение.

2 вариант

а) Ведь ты пойдешь с нами, а?

б) Все решилось не вчера, а сегодня.

в) А снег все шел и шел.

г) Все говорили наперебой, а Коля упорно молчал.

3 вариант

а) А как мне хотелось догнать вас!

б) Успех дела зависит не от нас, а от вас.

в) А, это ты пришел!

г) Он оказался не строгим, а легкомысленным человеком.

9. Укажите ряды, в которых встречаются только модальные частицы.

1 вариант

а) бы, не, все-таки

б) давай, пускай, ли

в) же, только, неужели

г) вон, как раз, ни

2 вариант

а) точно, пусть, не

б) а, да, разве

в) вот, именно, лишь

г) исключительно, пусть, нет

3 вариант

а) все же, как раз, почти

б) ровно, именно, словно

в) что за, ну и, даже

г) все-таки, ни, давай

10. Укажите предложения, в которых ЖЕ является частицей.

1 вариант

а) Что (же) молчит мой озлобленный ум? (Н. Некрасов)

б) Ты то (же) не захочешь остаться дома.

в) Я то (же) сдала экзамены.

г) Делай (же), что тебе говорят.

2 вариант

а) Я то (же) ничего не знала об итогах собеседования.

б) Мой одноклассник то (же) поступил в этот институт.

в) То (же) самое и я тебе говорила.

г) Он сделал то (же) самое, что и я.

3 вариант

а) Мне то (же) нравится эта музыка.

б) Ты то (же) так думаешь?

в) Я (же) ничего не знала о его трудностях.

г) Ты жил – я так (же) мог бы жить. (М. Лермонтов)

11. Укажите ошибки, допущенные при морфологической характеристике служебных частей речи.

1 вариант

а) однако – союз сочинительный, противительный

б) в течение – предлог непроизводный

в) ли – частица модальная

г) и – союз сочинительный, соединительный

2 вариант

а) потому что – союз сочинительный

б) если – союз подчинительный

в) неужели – частица модальная

г) около – предлог производный

3 вариант

а) разве – частица модальная

б) мимо – предлог непроизводный

в) пусть – частица формообразующая

г) но – союз сочинительный, противительный

12. Укажите, в каких рядах все части речи являются служебными.

1 вариант

а) иной, когда, причем

б) неужели, разве, в продолжение

в) несмотря на, у, пускай

г) давай, в заключение, или

2 вариант

а) ввиду, то… то, а

б) однажды, неужели, однако

в) зато, поэтому, в продолжении (книги)

г) в течение, то же (окно), ли

3 вариант

а) иль, ни, пускай

б) чтобы, при том (здании), не

в) если, как будто, тотчас

г) иной, оттого, неужели

Упражнение 9.

В предложении допущена орфографическая ошибка. Выпишите слово с орфографической ошибкой, исправив его написание (в той форме, в которой оно употреблено в предложении).

1.По-видимому, важное сведение действительно произвело на путешественника неизгладимое впечатление, потому что он испуганно поднял глаза в верх и заговорил.

2.Едва дыша от усталости и разочарования, мы ввалились в полупустой вагон, и в этом полусонном вагоне как вознаграждение за недавнее отчаяние сама фортуна предстала перед нами в образе длинноногой юной мадонны с ослепительной распологающей улыбкой в серых глазах.

3.Он смотрел на комнаты, на портреты, на мебель, и на весело глядевшую в комнаты зелень сада; видел везде чистоту, чопорность, порядок; слушал, как во всех комнатах попеременно пробили с пол дюжины стенных бронзовых и малахитовых часов.

4.Из утешительных слов тети яствовало, что все это несметное множество люден, изъятых из жизни и осужденных на прозябание в тюрьмах и лагерях, что все они в чем-то виноваты, и только с мамой произошла роковая ошибка, которая вот-вот раскроется.

5.Во флигеле, в жарко натопленной плюшевой гостинной, Иван поставил на стол аршинную елку в глиняном горшке и как раз подвязывал к ее крестообразной макушке свечу, когда Слепцов, озябший, заплаканный, пришел из большого дома, неся темный ящик под мышкой.

6.При виде флигеля с крашенной зеленой краской крышей, освещенной закатным лучом, он тот час пустил коня вскачь, и вскоре уже стучался в одну из приотворенных ставен.

7.Драмматического писателя должно судить по законам, им самим над собой признанным, следовательно, я не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова.

8.Ему приятно было видеть перед собой пожилую интеллигентную женщину, тонко чуствующую, иронически поглядывавшую на безмерно суетных и суетливых бывших комсомольцев, самонадеянных и наглых, вывалившихся из свинцовых облаков конъюнктуры.

9.Пристально посмотрел на Игната тот бледно-голубой лицом, беловолосый, длинноголовый пастушонок, шею которого обвевал старый выгоревший шарф.

10.И вот они сидели за столом - дети XX съезда, как их назовут впоследствие, и касались друг друга плечами, словно возрождали утраченное былое искусство различать, понимать друг друга, наслаждаться лихой откровенностью, презирать страх и верить в чудеса.

11.Появлявшееся по временам на горизонте ввиде полукруга красноватое солнце по-прежнему указывало путешественникам путь, и снег на равнине загорался металлическими искрами.

12.Агенство предлагало на выбор нескольких актрис, среди которых была и примадонна местного театра оперетты, вальяжная и томная женщина с профессиональным обаянием, но я никем не соблазнился.

13.К концу дня уже не поражала нас ни развесистость крон, ни причудливость листьев, ни необыкновенный колорит экзотических растений с мудренными названиями.

14.В продолжение всего обеда он пытался возобновив свою безыскусную речь, но непристанный разговор не только не позволял ему высказаться, но даже не давал открыть рот.

15.Был он сын полуграмотного сельского дьякона, учился в семинарии, но курса не кончил и потому будто-бы не мог претендовать, на мало-мальски приличное место.

16.Миновав приднестровские болота, мы вышли на равнину и пересекли не большую, но глубокую речонку, которую без риска не перейдешь вброд, вскоре мы очутились в зарослях тростника, и нам пришлось идти медленно, чтобы не пораниться об острые стебли.

17.Этапы пути, которые прошел Блок за двенадцать лет своей сознательной жизни, а так же и после этих лет, намечены в его поэзии очень определенно, можно сказать, обведены черными контурами.

18.И сколько бы Андрей ни глядел на мать, всякий раз он мысленно видел бьющую ее руку надзирателя и маленькие раскаленные карие глазки, направленные на нее, и ее лицо в уродливой гриммасе боли, ужаса и отчаяния.

19.Поэзия Блока с годами разрастается в ширь, расцвечивается новыми красками, но одновременно с тем в ней над ранними светлыми гимнами постепенно получают преобладание настроения мрачные, порою близкие к безнадежности.

20.Воспитанный в патриархальных традициях старинного дворянского рода, он всегда стоял за бесприкословное подчинение воле старших, что бы они ни приказали.

Упражнение 10.

1.Многое и ещё он говорил, потому(что) (не)сколько как бы тщеславен и очень любит, что(б) его слушали но ведь это почти (не)порок. 2. Дуня объяснила мне, что он человек хотя и (не)большого образования, но умный и кажется добрый. 3. Она теперь (ни)чего тебе (не)приписывает, а велела только мне написать, что ей так много надо говорить (с)тобой. 4. (Не)хочу я вашей жертвы Дунечка (не)хочу. 5. Впрочем, все эти вопросы были (не)новые, (не)внезапные, а старые, наболевшие, давившие. 6. Сер_це и ум (не)отразимо требовали ответа. 7. Ясно, что теперь надо (не)страдать, (не)тосковать пассивно, а (не)пременно что(то) сделать. 8. (Не)бывать тому, пока я жив, (не)бывать, (не)принимаю!

 

2.

 

1. Этот факт мне (не)знаком, первый раз вижу; он её то(же) отметил, пьяную, себя(то) (не)помнящую. 2. Уж поверьте, что я (не)ошибаюсь. 3. Этакая (не)мудрёная, а уже пьяная. 4. Впрочем, с Разумихиным (не)возможно было быть в других отношениях. 5. (Не)то чтобы руки его так дрожали, но он всё ошибался: и видит, например, что ключ (не)тот, (не)подходит, а всё суёт. 6. Красное, а на красном кровь (не)приметнее рассудилось ему. 7. (Ни)мало (не)медля, он стал набивать ими к_рманы панталон и пальто, (не)разбирая и (не)раскрывая свёртков и футляров; но он (не)успел много набрать. 8. Кончив всё он пр_таился (не)дыша; (не)званый гость был уже то(же) у дверей.

 

3.

1. (в)воротах они (на)ткнулись на запр_ж_(н,нн)ую арбу. 2. Обвяза(н,нн) до глаз белым платком, в б_шмете сверх рубах_, в с_погахи с дли(н,нн)ою хворостиной в руках, Марьяна т_щила быковза пр_вяза(н,нн)ую к их рогам верёвку. 3. Покуда соб_рался Оленин он слыш_л повелительный голос хорунжего о_дававш_го приказания домашним. 4. А через (не)сколько минут Оленин видел как хорунжий в засуче(н,нн)ых до колен штанах и в оборва(н,нн)ом б_шмете, с сетью на плече прош_л мимоего окна. 5. Так на прида(н,нн)ое и копит сказал Оленин. 6. Муж_кое нас_ление станицы живёт в походахи на кордонах или постах как называют казаки. 7. Обл_котившись на п_рильца вышки Лукашка щурясь поглядывал то на даль за Тереком то на товарищей(казаков). 8. Солнце уже пр_бл_жалось к сн_говому хребту б_левш_му над курчавыми облаками.

 

4.

1. Обл_ка волнуясь у его подошвы пр_н_мали более и более тёмные тени. 2. (Из)заросшего дикого леса т_нуло свеж_стью но около поста ещё было жарко. 3. К_ричневый быстрый Терек отч_тливей отделялся от (не)подвижных берегов всею своею подв_гающ_юся ма(с, сс)ой. 4. Всё было пусто только низкие бе_конечные и пусты(н,нн)ые камыши т_нулись до самых гор. 5. (Не)много в стороне в_днелись на ни_ком берегу глиня(н,нн)ые плоские крыши и воронкообразные трубы ч_ченского аула. 6. (Не)смотря на то что казаки каждый час ож_дали п_р_правы и нап_дения абрековс татарской стороны на кордон (не)соблюдалось особе(н, нн)ой осторожности.

 

5.

1. Казаки как дома без осёдла(н, нн)ых лошадей без оружия зан_мались кто рыбной ловлей кто п_янством кто _хотой. 2. (Не)смотря на то что он (не)давно был собран в строевые по широкому выр_жению его лица и спокойной увере(н, нн)ости позы видно было что он уже успел пр_нять свойстве(н, нн)ую казакам воинстве(н, нн)ую и (не)сколько гордую осанку. 3. Широкая черкеска была (кое)где порва(н, нн)а шапка была заломле(н, нн)а назад (по)чеченски ноговицы спуще(н, нн)ы ниже колен. 4. Одёжа его была (не)богатая но она с_дела на нём с тою особою каза_кою щ_голеватостью которая состоит в подражании_ чеченским джигитам. 5. Но надето подпояса(н, нн)о и пригна(н, нн)о это оборва(н, нн)ое платье и оружие одним известным образом который даётся (не)каждому. 6. Порознь ч_рты лица его были (не)хороши но взгл_нув на его статное сл_жение и черн_бровое умное лицо всякий (не)вольно сказал бы Молодец малый! 7. Назарка л_жавший внизу (не)торопливо поднял голову.

 

6.

1. Со_нце уже скрылось и ночные тени быстро надв_гались со стороны леса. 2. Только ст_рик всё ещё ож_дая ястреба и подёрг_вая привяза(н, нн)ого за ногу кобчика оставался под чинарой. 3. Ястреб с_дел на дереве но (не)спускался на курочку. 4. Лукашка (не)торопливо уклад_вал петли для ловли ф_занов и пел одну песню за другою. 5. Он был малый (не)красивый худенький мозглявый с в_згливым голосом который так и зв_нел в ушах. 6. Лукашка встал и посм_трел пойма(н, нн)ого ф_зана. 7. (По)гладив рукой по голове которую петух испуга(н, нн)о вытяг_вал закат_вая глаза он взял его в руки. 8. То(то) прутом. ш_мпол будет сказал он св_стя в воздухе




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 4586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.776 сек.