Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бизонья церемония




Согласно прежним воззрениям и обычаям Оглала, воздействия, которые окружали девушку во время ее первой менструации, окажут влияние на всю ее последующую жизнь, хорошее или плохое соответственно тому, что преобладало в это время — хорошее или плохое. Бизонья церемония обеспечивала особенно благоприятную заботу Бизоньего Бога, покровителя целомудрия, плодородия, трудолюбия и гостеприимства — качеств очень желательных для женщины. Поэтому церемония проводилась для девушки вскоре после ее первой менструации, в расчете помочь благоприятным влиянием, которые окружают ее в то время, и объявить, что она достигла положения женщины. Те, для кого эта церемония выполнялась, назывались "бизоньими женщинами" и имели некоторый престиж в церемониальных и общественных делах. Та, которая становилась "бизоньей женщиной" посредством этой церемонии весьма отличалась от Бизоньей Женщины, той мифической личности, которая обитала в подземных областях.

Бизонья церемония сейчас почти забыта среди Оглала, но некоторые обряды ее иногда практикуются. Это был веселый праздник, во многом сходный с церемонией Хунка и отличающийся в том, что проводился вне лагерного круга и обряды выполнялись не руководителем. Отец девушки или, если он не мог, то ее ближайший родственник, наблюдал за подготовкой и выбирал кого-нибудь проводить церемонию. Если он имел право красить свои руки в красный цвет, он мог действовать как Руководитель, однако предпочтительнее, чтобы это был Шаман, так как престиж девушки был пропорционален значительности церемонии и пиров. Это могла быть или очень простая или отчень тщательно подготовленная церемония, в зависимости от способности и наклонностей тех, кто ее делал.

Сущность церемонии состоит в том, чтобы взывать о помощи к духу бизона и этим обеспечить воздействие Бизоньего Бога на девушку, чтобы внушить ей важность сопротивления похотливости и важность обычаев гостеприимства. Церемония должна также прививать такое качество как щедрость. Автор наблюдал проведение такой церемонии; в нескольких случаях он был допущен на нее вместе с переводчиком и большей частью делал тщательные заметки. Последующее описание церемонии дается так, как она проводилась в тот раз, с объявлением некоторых обрядов, сделанных переводчиком[3].

У девушки ее первая менструация была на четвертый день июня, и церемония для нее была проведена на 14-й день этого же месяца. Для пира были сделаны обильные заготовки и пригласительные жезлы разосланы многим людям. В день, накануне церемонии, прибыло много гостей и расположилось беспорядочным лагерем, другие продолжали прибывать до глубокой ночи. Все были в веселом настроении, они наносили визиты, играли, пели и танцевали до тех пор, пока не наступила ночь. Девушка находилась в одиночестве в большом новом типи. Для церемонии были приготовлены следующие принадлежности:

— бизоний череп с рогами;

— новая деревянная чашка;

— переносчик огня (щипцы);

— барабан;

— две погремушки;

— запас сушеных вишен;

— запас сушеного мяса;

— душистая трава;

— запас сухого тополя;

— старое и новое платье для девушки;

— орлиное перо, завернутое в кожу с головы дикой утки (селезня), имеющую зеленые перышки.

На рассвете следующего дня люди пришли в движение, и как только восточный край неба покраснел, Шаман, который контролировал церемонию, вышел из своего типи и, повернувшись к востоку, запел такую песню:

Голос Anpeo, слушай его.
Говори тихо, Слушай его.

Согласно объяснению переводчика, Anpeo — это красная заря, предвестница солнца, то есть Бога, которого просили этой песней даровать хороший день, а песня была таким обращением.

Сразу же после этого люди занялись подготовкой к церемонии. Перед восходом солнца мать и другие женщины сняли типи, занятое девушкой, и тут же поставили его снова. Это делалось потому, что типи будет использоваться как церемониальная палатка, а церемония не будет эффективной, если женщина находилась там во время менструации или если там остались воздействия, окружавшие ее в то время. Такие воздействия остаются в типи, которое женщина занимала в течение ее периода до тех пор, пока типи не снято и снова не поставлено. Поэтому типи сняли, вредные воздействия были удалены из него и оно было поставлено снова для использования в церемонии.

Когда мать начала снимать типи, девушка взяла узелок, в который она завернула свои остатки, и вышла. Она положила узелок на сливовое дерево. Это делалось как жертвоприношение Бизоньему Богу, который должен был быть помещен в сливовое дерево потому, что оно является эмблемой плодородия и гостеприимства, которым покровительствует Бизоний Бог. Так же, если кто-либо завладеет хоть частью остатков первой женской менструации, то этим они получат влияние над женщиной и могут употребить его, чтобы заставить женщину сделать какую-нибудь глупую или постыдную вещь. Узелок поэтому должен быть помещен на сливовое дерево так, чтобы койоты не могли его достать, так как они часто являются эмиссарами Iktomi и могут попытаться добыть такой узелок для него, чтобы он, получив власть над женщиной, мог осмеять ее. С другой стороны, такие узелки имеют силу их хозяев и, если их беспокоить, они могут вызвать болезнь: сыпь на коже или выпадение волос. Тогда люди видят юношей с прыщавыми лицами или множество койотов без волос.

Положив свой узелок, девушка вернулась в палатку отца и оставалась там до тех пор, пока не вышла для участия в церемонии. Женщины поставили типи с дверью, направленной на восток, а отец девушки подготовил " catku " почетное место и алтарь между ним и очагом. Затем он положил на алтарь бизоний череп, постелил вокруг него ветки шалфея и ими же устелил " catku ". Женщины развели огонь из тополиных сучьев с северной стороны от типи. Этот огонь поддерживался до завершения церемонии. Тополь для дров использовался потому, что это дерево отвратительно для Anog Ite, Двуликой Женщины, которая возбуждает ссоры и распущенность. Огонь разводился с северной стороны, чтобы предохранить от приближения Wazi, Колдуна, который может сделать церемонию не действенной. Пока разводился огонь, мать пела такую песню:

Дух, сухого дерева.
Их приход благоприятен.

Дух, сухого дерева.
Wazi отогнан прочь.

Переводчик так объяснил смысл этой песни:

— Дух огня из сухих тополиных дров приятен Богам. Дух такого огня будет отгонять колдуна Wazi. Эта песня, как призыв к свершению благоприятных перемен.

Как только небо покраснело перед восходом солнца, Шаман, обращаясь к востоку, говорит:

Anpeo, я твой друг. Я приготовил красную краску, которую ты любишь. Я смешал ее с костным жиром. Расскажи об этом Wi (Солнцу). Он будет доволен. Дай свою силу этой краске.

Когда солнце взошло, он сказал:

— Дедушка, посмотри на нас благосклонно. Вели Богам сделать так, как мы их просим. Мы ничем не огорчили Тебя сегодня. Скажи Западному Ветру, что я Его друг и чтобы он не пускал Крылатого Бога на небо.

Отец девушки приносил в палатку трубку и курительные принадлежности, деревянную чашку, подавленные вишни, душистую траву, шалфей, орлиное перо и щипцы для огня. Затем он объявлял Шаману, что палатка готова для церемонии. Шаман заходил в его типи и надевал свои регалии для этой церемонии. Это был головной убор, состоящий из шапки, сделанной из бизоньей кожи с длинными лохматыми волосами и с маленькими рожками, прикрепленными на боках так, чтобы они торчали на голове, как у бизона. С каждой стороны были подвешены подвески, сделанные из белых шкурок ласки и ястребиных перьев. Сзади была подвешена полоска бизоньей кожи с мехом, а к ней прикреплен бизоний волос так, чтобы он доставал до колен, когда Шаман встает. Этот убор был традиционной регалией для бизоньего знахаря. Одет он был только в набедренную повязку, леггины и мокасины. Его руки, тело и лицо были окрашены красной краской, символизирующей его священные силы, как Шамана. Там были три перпендикулярные черные полоски, нарисованные на правой щеке и бывшие знаком его значительности в данном случае. Когда он вышел из типи, он поднял в правой руке свой Талисман и два маленьких жезла с небольшими свертками из мягкой дубленой оленьей кожи, прикрепленными к тонкому концу. В левой руке он нес свою церемониальную трубку и посох, сделанный из вишневого дерева (chokecherry). Он повернулся к солнцу и запел:

Солнце приходит.
Солнце приходит.
Они идут, путешествуя.

Мои родственники приходят.
Мои родственники приходят.
Я делаю это.

Объяснение этой песни таково, что Солнце в Его ежедневном путешествии разгоняет вредные начала, скрывающиеся в ночи и, что в этом путешествии Он утверждает мистическую силу Шамана и его действия. Когда Шаман поет, люди собираются и стоят в почтительном молчании. Затем он обращается к ним с речью, восхваляя девушку, ее отца и свои способности Шамана. Он объявляет, что церемония вскоре начнется.

Люди собираются в палатке и возле нее. Отец девушки садится слева от почетного места, а все мужчины располагаются вдоль стены палатки левее него до самой двери. Мать садится слева от двери, а присутствующие женщины садятся вдоль стены палатки левее ее, до самого почетного места. Те, кто не поместился в палатке, садятся в круг перед дверью, мужчины вместе на северной стороне, а женщины на южной.

Когда люди разместились, Шаман медленно подходит к огню на северной стороне палатки, проверив его, сыплет на него душистую траву. Этим он соединяет силу душистой травы и огня из тополиных сучьев и делает их еще более приятными для Богов.

Затем он входит в палатку и, медленно продвигаясь вдоль южной стороны, внимательно изучает каждую женщину, чтобы выяснить, нет ли у какой-нибудь из них менструации. Если он обнаруживает такую, то он должен распорядиться, чтобы она удалилась из палатки. Он возвращается к двери, как бы выходя из палатки, так как нельзя проходить между алтарем и почетным местом, ибо это кощунство — пройти между " catku " и алтарем в палатке. Затем он внимательно осматривает мужчин на северной стороне и если найдет кого-нибудь недостойного, он велит ему уйти из палатки. Потом он садится на почетное место и дает отцу девушки щипцы для огня. Тот приносит из костра (из тополиных сучьев) горящие угли и кладет их с северной стороны на алтарь, помещая там таким образом дух огня.

Пока он это делает, Шаман приводит в порядок стебли шалфея, лежащие вокруг почетного места и алтаря, напевая при этом что-то низким голосом. Этим он оберегается от вредных начал и влияний. Затем он набивает свою церемониальную трубку установленным образом и зажигает ее угольком из одухотворенного огня. Он выпускает дым из трубки в носовые отверстия бизоньего черепа и передает трубку отцу девушки, который курит ее и передает дальше. Трубка передается до тех пор, пока все в палатке не покурят ее. Пока люди курят, Шаман окрашивает правую сторону лба бизоньего черепа красным и затем рисует на нем красную полоску от затылка до середины лба. Это символ Бизоньей церемонии. Он помещает череп на алтарь, носовыми отверстиями в направлении к очагу и с каждой стороны от него втыкает небольшие жезлы, которые он принес. Затем он делает воскурение, посыпая душистую траву на одухотворенный огонь и в традиционной манере снова набивает свою церемониальную трубку, зажигая ее угольком из этого огня. Он взывает к Богу Четырех Ветров, поворачивая чубук трубки сначала по направлению на запад, держа его горизонтально и останавливаясь на мгновение на западе, на севере, юге и снова на западе. Это делалось потому, что в любой церемонии, относящейся к Богам, после совместного курения и воскурения душистой травы, Четыре Ветра имеют преимущество перед всеми другими Богами и они должны призываться прежде них.

Затем Шаман сказал:

— Друзья мои, мы курили с духом бизона и воздействие Бизоньего Бога будет в этой палатке.

Он запел такую песню:

Бизон мычит на западе.
Бизон мычит на западе.
Мычанием он говорит.

Объяснение этой песни таково. Лакота определяют время течки у бизонов таким термином: "Бык бизона, мычащий на западе", — а церемония представляет бизона во время этого периода.

Шаман затем положил кусочек одежды девушки на череп и сказал:

— Моя старшая сестра, я жертвую тебе этот плащ.

Он распорядился, чтобы девушку препроводили в палатку. Мать привела ее и усадила между алтарем и очагом. Девушка села, скрестив ноги, как сидят мужчины и дети. Руководитель, точнее Шаман, посыпал шалфей на одухотворенный огонь и сказал:

Iya, уходи отсюда, чтобы она не стала ленивой женщиной.

Посыпая на одухотворенный огонь еще шалфея, он продолжал:

Iktomy, уходи отсюда, чтобы эта девушка не делала глупых вещей.

Снова посыпав шалфей на огонь, он сказал:

Anog Ite, уходи отсюда, чтобы эта девушка не делала позорных вещей.

В четвертый раз посыпав шалфей на огонь, он сказал:

Hohnogica, уходи отсюда, чтобы эта девушка не оказалась в горе, когда станет матерью.

Затем, сделав на одухотворенном огне воскурение душистой травой, он сказал:

— Бык бизона, я раскрасил лоб твоей женщины и дал ей красный плащ. Ее сила в ее рогах. Вели ей повлиять на эту девушку так, чтобы она могла стать настоящей бизоньей женщиной и родила много детей.

Он обратился к девушке:

— Ты пребывала в одиночестве сначала. Воздействие Богов опустилось и овладело тобой. Теперь ты женщина и должна стыдиться сидеть как ребенок. Ты должна сидеть так, как сидят женщины.

Мать девушки подошла и устроила ее так, чтобы она села, сложив ноги вместе и вбок, как сидят женщины.

Шаман снова обратился к ней:

— Ты должна всегда сидеть так, как сидят женщины. Если ты сядешь как мужчина, твоей матери будет стыдно за тебя. Юноши будут говорить, что койот утащил твой узелок.

Объяснение, данное этому обращению таково: если женщина Оглала сидит со скрещенными ногами, как мужчина, это указывает на то, что она развратная женщина. А если женщине говорили, что койот утащил ее узелок, то это то же самое, что сказать ей, что она развратная женщина.

Руководитель поднялся и четыре раза медленно обошел вокруг девушки, внимательно оглядывая ее. Затем он сел на почетное место и сказал:

— Я искал видение и видел вестника, белую корову бизона.

Я пел такую песню:

Вестник бизона на западе.
Вестник бизона на западе.
Я дам тебе плащ.

Вестник сказал мне:

— Паук, черепаха, голос жаворонка, храбрец, дети, дымок над типи. Я говорил с Богами и я объясню тебе, что означают эти вещи.

— Паук, это трудолюбивая женщина. Она ставит типи для своих детей. Она дает им много еды.

— Черепаха, это мудрая женщина. Она слышит многое, но не говорит ничего. Ее кожа как щит. Стрела не может ранить ее.

— Жаворонок — это веселая женщина. Она приносит хорошую погоду. Она не ругается. Она всегда счастлива. Если храбрец берет ее своей женщиной, ты будешь петь его скальповую песню и танцевать его танец скальпа. Он добудет много дичи. У тебя будет достаточно мяса и шкур. Ты родишь ему много детей и будешь счастлива. Всегда будет гореть огонь в твоем типи и у тебя всегда будет еда для всех. Если ты трудолюбива, как паук, если ты мудра, как черепаха, если ты весела, как жаворонок, тогда тебя выберет достойный мужчина, у тебя будет достаточно всего и тебе нечего будет стыдиться.

— Такие вещи я видел в видении: койот, изношенные мокасины. И утром я услышал голос: "Бизоний Бог посылает этого вестника тебе. Если ты слушаешь Iktomi или Iya, или Anog Ite, то ты будешь ленивой и развратной, бедной и несчастной. Храбрец или хороший охотник не будет ходить за тобой по пятам. Твой плащ будет старым и оборванным. Твои мокасины будут изношенными и без украшений на них.

— Бизоньи рога на моей голове и я говорю словами Бизоньего Бога. У меня сзади бизоний хвост и это делает мои слова священными. Я сейчас, как бизон, а ты как молодая корова. Я покажу тебе, что могут сделать тебе дурные воздействия. И я покажу тебе, что могут сделать тебе хорошие воздействия.

Затем он традиционно набил свою церемониальную трубку и зажег ее угольком из одухотворенного огня. В то время, пока он курил, люди без слов напевали песню в такт с барабаном и погремушками. Руководитель по обычаю вычистил из трубки остатки в одухотворенный огонь и запел такую песню:

Человек с севера, дай мне тростник.
Я рассказал это девушке.

Она будет жить до старости.
Ее племя будет жить.

Объяснение, данное этой песни таково: человек с севера — это Wazi, Колдун, который появляется как глубокий старик. Когда Оглала говорят о человеке, что он человек с севера, то они подразумевают, что он очень стар и нуждается в помощи. Дать человеку тростник, это указывает на готовность оказать необходимую помощь. Выражение "я рассказал это девушке" — означает, что Шаман традиционно изложил ей правила, которыми она должна руководствоваться в жизни.

Вторая строфа подразумевает, что если она будет соблюдать объясненные ей правила, то она и ее потомки будут жить долго.

Итак, барабан и погремушки играли, а люди без слов, в унисон, подпевали им. Руководитель подошел к двери, на мгновение остановился, глядя наружу и, повернувшись, начал танцевать по направлению к девушке, двигаясь в такт барабану и неоднократно издавая гортанный выкрик, наподобие "Ух-ху-ху-ах!" Он дотанцевал до девушки и вернулся к двери. Затем он так же дотанцевал до нее с другой стороны. Он повторил это с каждой стороны, с каждым разом музыка и его шаги становились все более энергичными, так что в конце это был уже бешенный, неистовый танец. Затем он выскочил за дверь и, встав на руки и колени, замычал и взрыл землю, как это делают быки. Он поднял голову и понюхал воздух в разных направлениях, как бы стараясь определить кого-то по запаху. Затем, мыча, он на четвереньках вошел в палатку. Таким образом он сбоку подошел к девушке и тогда ее мать положила пучок шалфея ей на колени. Руководитель, такой же манерой приблизился к девушке снова с другого бока, и ее мать снова, как и раньше, дала ей в руки с этой стороны пучок шалфея и бросила немного ей на колени.

Руководитель сел на почетное место и сказал девушке:

— Вот таким образом Бешенный Бизон будет пытаться соблазнить тебя сделать вещи, которые опозорят тебя или твоих близких. Твоя мать показала тебе, как ты можешь отогнать злые и вредные вещи прочь, чтобы они не повредили тебе. Она научит тебя, как это сделать. Если ты запомнишь это и будешь так поступать, то люди воздадут тебе должное, мужчина заплатит за тебя выкуп и ты будешь гордиться своими детьми.

Согласно объяснению, выкуп за женщину равнялся шести хорошим бизоньим плащам, и это было почетным и желанным отличием для молодой девушки. Если мужчина выбрал ее, то он отдает этот приз ей, а она впоследствии может гордо хвастаться, что ее мужчина отдал за нее выкуп.

Затем Руководитель взял деревянную чашку и, положив в нее ягоды вишни и налив воды, размешал их, напевая низким голосом песню. Он поставил чашку на землю и сказал девушке:

— Мы, бизоны на равнинах, а это яма с водой. Вода в ней красная, так как она священна и сделана таковой Бизоньим Богом, для бизоньих женщин. Попей ее.

Девушка встала, попила из чащки так, как пьет бизон. Руководитель встал на четвереньки, попил из чашки точно так же. Затем он взял чашку в руки и сказал:

— Друзья, эта девушка дает вам эту красную воду, чтобы вы могли выпить ее и быть ее друзьями. Пусть все, кто являются ее друзьями, попьют.

Он передал чашку присутствующим, и она передавалась от одного к другому до тех пор, пока все не сделали из нее по глотку.

Затем Руководитель велел девушке встать и снять платье. Она сделала это и отдала платье ему. Он расстелил платье на бизоний череп, напевая речитативом:

— Эта девушка дает свое платье бизоньим женщинам. Тот, кто нуждается в нем, может его взять.

После небольшой паузы, женщина, сидевшая вне палатки, вошла и взяла платье. Руководитель дал девушке кусочек шалфея и велел съесть его. Когда она жевала его, он сказал:

— Шалфей горький, но твоя мать покажет тебе, как его употреблять.

Затем он дал ей немного душистой травы и велел съесть ее. Пока она жевала, он сказал:

— Душистая трава хороша. Она приятна Богам. Ты должна помнить это.

Он вытащил жезлы, воткнутые по бокам бизоньего черепа и, отдавая их девушке, сказал:

— Это твои Бизоньи чары. Они владеют силой Бизоньего Бога и духом бизона. Они оградят тебя от двуликой женщины Anog Ite. Они принесут тебе много детей.

Затем Шаман велел матери привести в порядок волосы девушки. Она аккуратно разделила их посередине и заплела в две косы так, чтобы они опускались по щекам и могли висеть спереди так, как носят свои волосы женщины, вместо того, чтобы висеть сзади, как носят волосы девочки.

Руководитель покрасил красной краской правую сторону лба девушки и пробор, делящий пополам ее волосы. Раскрашивая ее, он сказал:

— На алтаре ты видишь свою старшую сестру. Ее лоб выкрашен красным. Это показывает всем, что она священна. Красный — священный цвет. Твоя первая менструация была красной. После нее ты стала священной. Сегодня ты пила красную воду. Это показало всем, что ты сродни Бизоньему Богу и являешься Его женщиной. Бизоньему Богу приятна трудолюбивая женщина. Он доволен теми, кто дает пищу тем, кто голоден. Он заставит храбреца выбрать тебя, так что он заплатит за тебя выкуп. Ты сможешь выбрать человека, которого захочешь. Если у него есть другие жены, то ты будешь сидеть возле " catku ", почетного места. Они будут носить дрова, пока ты чинишь мокасины. Ты теперь бизонья женщина. Ты имеешь право раскрашивать свое лицо таким образом.

Затем он привязал орлиное перо на макушку ее головы и сказал:

— Дух орла и утки будет с тобой. Они передадут тебе воздействие Солнца и Четырех Ветров. Они дадут тебе много детей.

Он дал ей посох из вишни и продолжал:

— Этот посох из священного вишневого дерева. Он будет помогать тебе в поисках слив и вишни, так что ты сможешь делать много пеммикана.

Затем он велел матери взять у девушки ее одежду. Она отдала ее Руководителю, а тот передал отцу девушки и сказал:

— Ты теперь женщина. Бизонья Женщина — это твоя старшая сестра. Выйди из палатки.

Он начал напевать песню без слов, а девушка встала, посмотрела смущенно, так как она была раздета, и вышла из палатки. После того, как она вышла за дверь, все находившиеся в палатке, за исключением Руководителя, поднялись и тоже вышли. Люди, собравшиеся возле палатки, также ушли. Тогда Руководитель взял бизоний череп с алтаря и перевернул его вверх дном, а алтарь разрушил. Он забрал свои принадлежности и ушел в свое типи, снял головной убор и присоединился к людям. Отец девушки произнес перед народом речь и подарим Руководителю лошадь. После этого была большая раздача подарков. Подарки были сложены на землю, а люди стояли вокруг них. Каждый, кто делал подарок другому, произносил речь или нанимать кого-нибудь сказать за него. Называлось имя того, кому дарится подарок, он выходил и забирал его. Речи произносились, люди кричали, пели и веселились, стоял веселый шум.

После этого был пир, главным блюдом на котором было собачье мясо. Пир продолжался до глубокой ночи. На следующее утро гости начали разъезжаться, но считалось неприличным уходить сразу же после пира и поэтому некоторые задерживались на день или два.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.