Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипноз. Новейший справочник. Любая психотерапия всегда начинается с формулировки результатов или целей, которых хотят достигнуть психотерапевт и пациент




ФОРМИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА

Любая психотерапия всегда начинается с формулировки результатов или целей, которых хотят достигнуть психотерапевт и пациент. Чем более точно и позитивно они смогут определить то, чего хотят, и тем самым лучше запрограммируют мозг на то, чтобы искать и замечать возможности, тем с большей вероятностью они получат то, к чему стремились. Благоприятные возможности возникают тогда и только тогда, когда в них узнают благоприятные возможности.

Чтобы прожить свою жизнь так, как человеку хочется, ему следует в первую очередь знать, чего он желает, причем желает «на самом деле». С этих позиций «быть эффективным» в психотерапии означает прежде всего помогать пациенту достигнуть тех результатов, которые он выбрал. Таким образом, первый шаг

в любой терапевтической сессии состоит в том, чтобы совершить выбор, причем если пациент не в силах сделать это самостоятельно, то, весьма вероятно, быстро найдется масса людей, желающих сделать это за него (к сожалению, это часто совершают сами психотерапевты).

Нейролингвистическое программирование базируется на следующих источниках: изучение и анализ практики М. Эрик-сона, В. Сатир, Ф. Перлса, Р. Бендлера, Дж. Гриндера и других психотерапевтов; современные данные о межполушарной асимметрии - различиях в переработке информации правым и левым полушарием; работы Г. Бейтсона, посвященные «экологии разума» со ссылкой на зоопсихологические данные о формировании нестандартных «творческих» стереотипов поведения дельфинов при определенных условиях дрессировки; трансформационная грамматика Н. Хомского, выделяющая глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; исследования кибернетики 50-60-х гг. XX в., стирающие границы между естественным и искусственным интеллектом; теория логических типов Б. Рассела.

Исходя из позиций «быть эффективным» в психотерапии, нейролингвистическое программирование предлагает следующие критерии хорошо сформированного результата.

Во-первых, пациент должен быть настроен позитивно. Легче двигаться по направлению к тому, чего человек хочет, нежели уходить прочь от того, что ему не нравится. Однако мы не в состоянии двигаться по направлению к чему-то, если не знаем, что это такое. Наш мозг так устроен, что может понять негатив, лишь заменив его позитивом. Чтобы избежать чего-то, людям необходимо знать, что представляет собой то, чего они сторонятся, и удерживать свое внимание на нем. Это аналогично тому, как при вождении автомобиля необходимо держать объект в поле зрения, чтобы избежать столкновения с ним. Поэтому чему бы человек ни сопротивлялся, это всегда становится навязчивым. Например, в этом состоит одна из причин, почему так трудно самостоятельно прекратить курить: человек вынужден постоянно думать о курении, чтобы бросить это делать.

Во-вторых, пациент должен играть активную роль и держать результат в разумных пределах под своим контролем. Результаты, которые изначально зависят от того, что предпримут другие

Глава 3. Феномены гипноза. Понятийный аппарат 135

люди, не являются хорошо сформированными, ибо если люди не реагируют так, как хотелось бы пациенту (а именно так время от времени происходит), он автоматически терпит неудачу. Поэтому, формулируя результат, желательно сосредоточиваться на том, что необходимо сделать, чтобы вызывать эти реакции. Например, застенчивому подростку можно порекомендовать вместо того, чтобы ждать, когда у него появятся друзья, подумать о том, как самому с кем-нибудь подружиться.

В-третьих, пациент должен представлять свой результат настолько конкретно, насколько это возможно. Что он видит, слышит и ощущает, представляя себе конечные цели? Попросите описать его это, прямо или косвенно ответив на вопросы: кто, что, где, когда и как? Чем более точным является представление о том, чего хочет пациент, тем лучше и он, и вы сможете проанализировать ситуацию и наметить возможности достижения этого. В каком контексте он хочет получить результат? Существуют ли контексты, в которых он не хочет его получать?

В-четвертых, пациент должен иметь подтверждения: логические, эмоциональные и телесные критерии того, что он достиг желаемого. Пусть он вообразит, что именно сигнализирует ему о том, что он достиг своего результата. Что он подумает, увидит, услышит, почувствует, когда достигнет его? Постарайтесь также установить временные ограничения на достижение желаемого результата, ибо некоторые цели бывают настолько грандиозны и неопределенны, что на их достижение ушло бы несколько жизней.

В-пятых, пациент должен осознавать собственные ресурсы, необходимые для того, чтобы получить результат. Эти ресурсы могут быть внутренними (особые знания или умения) или внешними. Если пациент нуждается во внешних ресурсах, то, возможно, появится необходимость обозначить вспомогательный результат, чтобы получить их.

И наконец, величина результата должна быть реальной. Он может быть слишком большим, и тогда его нужно разбить на несколько более мелких, легко достижимых результатов. Если это следует сделать, спросите: «Что препятствует достижению данной цели?» При постановке больших целей пациенту, возможно, придется несколько раз пройти через процесс «формулирования», пока он не придет к тому, что его первый шаг будет в пределах разумного и станет поэтому достижимым. С другой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.