Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ XV. Инновационные педагогические системы и технологии обучения и развития дошкольников 3 страница




В работах К.В.Тарасовой, Е.А.Дубровской, Л.П.Стрелковой, И.Л.Дзержинской, Л.Н.Комиссаровой, Л.А.Парамоновой и др. показатели художественно-эстетического воспитания конкретизированы на основе различных видов деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-продуктивной, театрализованной и т.п.).

В работах Л.А.Парамоновой обращается внимание на творческое конструирование, даны психолого-педагогические основы его формирования, показатели творчества детей в конструировании (см. Л.А.Парамонова «Творческое конструирование» - М., 2000 или «Дошкольное воспитание» 2000. №11; 2001, №3). Интерес представляет также статья О.Дроновой, И.Левищевой «Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте» (см. «Дошкольное воспитание», 1996. №6).

Для осуществления художественно-эстетической воспитанности и формирования определенного уровня готовности, педагоги систематически и

целенаправленно работают над развитием художественных способностей и практических навыков детей. Для этого знакомят детей с произведениями искусства, изобразительными материалами, выразительными средствами; задействуют разнообразные формы осуществления эстетического воспитания (занятия, развлечения, кружки, секции и т.п.). Усилия педагогов направлены на решение всех задач эстетического воспитания.

Общая (всесторонняя) готовность тесно связана с мотивационной, составной частью психологической (личностной) готовностью. В исследованиях Л.И.Божович, Н.Г.Морозовой, Л.С.Славиной,

Я.Л.Коломинского и др. подчеркивается, что потребностно-мотивационная сфера зачастую определяет характер отношения к учебной деятельности, её содержательные характеристики. Показатели мотивационной готовности: желание идти в школу, детская компетентность знаний о школе как социальном институте, ярко выраженный познавательный интерес - отношение к школе, учителю, к будущей деятельности. В исследованиях Л.И.Божович раскрыты особенности мотивов детей. Мотивы внутренние, связанные с содержанием, назначением учебной деятельности и мотивы внешние, связанные с интересом к школьной атрибутике, потребностью в общении с другими людьми вне детского сада, в их оценке и одобрении. При этом желание учиться, узнать новое, независимость от других в средствах получения знаний - основной мотив, а поступление в школу — условие его реализации. Мотивационная сторона отражает подготовленность, отношение будущего школьника к учению (больше узнать, научиться писать и читать, хорошо все запоминать и т.п.).

В работах Г.И.Щукиной, Т.А.Куликовой, Е.Е.Кравцовой и др. формирование мотивов связано с развитием устойчивых, содержательных познавательных интересов, формированием усилий при выполнении задания, подкрепленным положительной оценкой взрослых, созданием общего психологического пространства взрослых и детей. Педагогические условия предполагают поддержание и развитие детской любознательности, компетентности детей о школе, школьном учителе, учебной деятельности, направление интереса детей к самостоятельной деятельности, близкой к учебной: рассматривание книг, введение дидактических игр. Предметно-развивающая среда содержит атрибуты, связанные со школьной тематикой (создавая условия для организации «предучебной деятельности» (Л.А.Венгер. В статье Н.Мизиной «Готовность кшколе и децентрация «Я»» (см. «Обруч», 1999, №3) мотивы связываются с умением критически оценивать свои знания, умения, навыки, личностные качества, с формированием позиции «Я - школьник».

Таким образом, подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.

Готовность к школе - понятие динамичное, результат усилий всех сотрудников ДОУ, семьи.

При диагностике достижений детей главной функцией должна быть функция определения условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию ребенка. Контроль за уровнями подготовленности предполагает разработку программ обучения и развития детей, педагогическую коррекцию обнаруженных недочетов. Важны не различия в имеющихся уровнях готовности, а поиск путей более эффективного их развития.

В работе В.В.Дощициной раскрывается сущностная характеристика дифференцированной диагностики как средства создания оптимальных возможностей и условия для «выравнивания» детей до определенного уровня. Особое внимание уделено одаренным детям.(см.В.В. Дощицина «Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации» - М.,1994).

Различают так же диагностику индивидуально направленную, в центре которой находится отдельный ребенок и сравнительную, помогающую выявить эффективность той или иной технологии обучения и воспитания.

Существует много пособий для проведения диагностики детей. Рекомендуем ознакомиться со следующей литературой:

-Т.Г.Богданова., Т.В.Корнилова. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М. 1994;

-А.Л.Венгер., Г.А.Цукерман. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. - Томск, 1993;

-Н.И.Гуткина Психологическая готовность детей к школе.- М., 1993;

-Диагностика умственного развития дошкольника. / Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовских. - М., 1978;

-А.К.Маркова., А.Г.Дидерс, Е.Л.Яковлева. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - М., 1997;

- Г.А.Урунтаева. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М., 1996;

- Г.А.Урунтаева.. Ю.А.Афонькина. Практикум по детской психологии. - М., 1995.

В этих книгах содержание диагностики определяется общей теорией психического развития ребенка из которой исходят различные авторы.

Осуществление успешной реализации системы «детский сад - школа» способствует принцип преемственности, как особой формы связи между двумя социальными институтами. В книге «Подготовительная к школе группа» (под. ред. М.В.Залужской 1975г.) преемственность рассматривается с позиции школы и детского сада. С точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения, навыки, которые имеются у ребенка, а так же на те качества личности, которые у ребенка сформированы в дошкольном периоде. Основные задачи преемственности детского сада и школы:

• обеспечить безболезненный переход детей к школе, должный уровень готовности детей к обучению в школе;

• воспитание у ребенка-дошкольника эмоционально положительного отношения к школе;

• способствовать непрерывности в развитии способностей, компетентности, возможностей ребенка.

Защитная функция преемственности обеспечивает успешную адаптацию ребенка к школе. В книге В.С.Мухиной «Шестилетний ребенок в школе» - М.: Просвещение. 1986, раскрываются этапы адаптации ребенка. Исследователь Н.Чуткина апробировала и содержательно описала уровни адаптации:

• первый - от 1.5 до 2 месяцев - привыкание к школьному зданию, требованиям учителя, наличие «школьного синдрома» (боязни, тревоги);

• второй - до 6 месяцев - ребенок адаптируется к внутреннему распорядку жизни школы, к режиму, учебной деятельности, к внешней атрибутике (звонки, перемены и т.п.);

• третий - от 1,5 до 2 лет - дети привыкают к позиции школьника, осознают учебную деятельность как социально значимую, у детей повышается самостоятельность в выполнении - заданий, наблюдается эмоционально-положительное, устойчивое отношение к учителю.

Успешность адаптации зависит от правильной профессионально-педагогической позиции учителя, от уровня оптимальной подготовки детей в условиях ДОУ, от взаимодействия детского сада со школой и семьей. В книге Г.И.Бабаевой «У школьного порога» - М.: Просвещение, 1993 даны правила, которые помогают формировать личность будущего школьника, способствуют его безболезненной адаптации: верить в лучшее в ребенке, подходить к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой», уметь общаться с ребенком и т.д.

В методическом письме МОРФ от 25.03.94 «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» называются следующие основания преемственности, обеспечивающие общую готовность детей: Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; познавательная активность выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

Развитие способностей ребенка как способ самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формирование способностей - обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, предметов-заместителей.

Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

Развитие коммуникативности - умение общаться со взрослыми и сверстниками, является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в тоже время важнейшим направлением социально-личностного развития. Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольного - начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности). При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфических для этого возраста видах деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и других), в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности к 6-7 годам.

На сегодняшний день в практике определились различные варианты взаимодействия ДОУ и общеобразовательных учреждений:

I вариант - Общеобразовательное учреждение реализует несколько общеобразовательных программ: дошкольного образования и начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, получив на это соответствующую лицензию. В своей деятельности такое образовательное учреждение руководствуется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в РФ» и «Типовым положением об образовательном учреждении в РФ».

Такой опыт в России имеет место с 1984г, когда, преимущественно в сельской местности, стали создаваться учебно-воспитательные учреждения «школа - детский сад». Их возникновение было обусловлено отсутствием необходимого для открытия ДОУ компонента - детей дошкольного возраста или отсутствием ДОУ и наличием свободных площадей в общеобразовательном учреждении. В последние годы в связи с изменением с оциально-экономической ситуации, сокращением контингента детей в ДОУ высвобожден нем площадей в них и необходимостью улучшения условий обучения школьников, которые учатся в 2-3 смены, чаще стали открываться классы начального общего образования в ДОУ.

Многолетняя практика работы учебно-воспитательных учреждений «школа - детский сад» позволяет сделать вывод, что реализация образовательным учреждением нескольких общеобразовательных программ, включая и программу дошкольного образования, оправдана только в случае наличия в нем соответствующих условий для воспитания и обучения детей как дошкольного, так и школьного возраста. Поэтому при создании экспертной комиссии на этапе лицензирования такого ОУ необходимо включать в ее состав на паритетных началах специалистов в области дошкольного и общего образования.

II вариант - Начальные классы общеобразовательного учреждения размещаются в ДОУ, которое выделяет помещения, необходимые для организации обучения и отдыха обучающихся. Между образовательными учреждениями заключается соответствующий договор.

III вариант - Взаимодействие общеобразовательных учреждений осуществляется на основе объединения их в комплексы. Комплекс имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании своего Устава.

IV вариант - Взаимодействие ОУ осуществляется на основе заключаемы, между ними договоров о сотрудничестве по различным направлениям и, образовательной деятельности, о реализации совместной образовательной программы эстетического развития,

В соответствии со статьей 12 Закона РФ «Об образовании» общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования должны быть взаимосвязаны.

Несмотря на то, что общее образование строится на предметной логике, неправомерно осуществлять преемственные связи на основе классно-урочной системы (преемственность по предметам). На этапе дошкольного образования основной акцент делается на интеграцию предметных областей знаний. Не поможет осуществляться преемственность отдельно по «математике», по «русскому языку» и т.п. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности (базиса личностной культуры). Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

В литературе раскрыты основные линии преемственности. При различных вариантах взаимодействия ДОУ и общеобразовательных учреждений основные линии преемственности образовательных программ. стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей. В книге Л.С.Буре «Готовим детей к школе» - М.,1987 указывается на необходимость формирования нравственно-волевых качеств долговременного значения (активность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, произвольность поведения, выдержка). В педагогическом процессе для этого используются занятия, игры. продуктивные виды деятельности. Ш.А.Амонашвили в книге «Здравствуйте дети» - М.: Просвещение. 1985г. обращается внимание на то, что суть дисциплины заключается не в подавлении шалостей, а в преобразовании их. Нельзя искусственно приостанавливать тягу детей к игре, необходимо осуществлять «экологический подход к детям».

В условиях модернизации образования, перехода на 12-летний срок обучения еще острее встал вопрос об особенностях 6-лстннх детей. Содержательная характеристика данного возраста дана в работах Л.С.Выготского, А. В. Запорожца, Л.А.Венгера, Л.И.Ьожович, Ш.А.Амонашвили, В,С.Мухиной, Я.Л.Коломенского, Е.Панько.

К психологическим закономерностям можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически «дошкольными» способами их удовлетворения, при этом интеллектуальная сфера ребенка уже не только в определенной мере готова к систематическому обучению, но и требует его.

Это противоречие распространяется и на другие сферы личности. В этом возрасте ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку.

Иными словами, ребенок не только готов принять новую социальную позицию школьника, но и стремится к ней. Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чувствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственно-психологических норм и правил поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обучения. Можно сказать, что в этот период у ребенка возникает состояние, которое можно назвать обучаемостью.

Социальная ситуация развития (ССР) характеризуется изменениями в системе отношений взрослого к ребенку и ребенка к самому себе. Ребенок стремится к новым формам общения, в этом возрасте появляется новая форма коммуникативной деятельности - внеситуативно-личностное общение. Происходят дальнейшие становления образа «Я» и общей самооценки. Все ярче проявляется «Я - потенциальное»: представления и оценки ребенка отражают не его реальные качества, а желания, ожидаемые им. Высокого уровня достигает способность к оперированию обобщенными, систематизированными образами, появляется умение оперировать схемами, моделями, чертежами.

Психологи возраст семи лет называют кризисным. В работах Е.Е.Кравцовой, Г.Г.Кравцова (см. «Шестилетний ребенок: Психолого-педагогическая готовность к школе» сер. «Педагогика и психология» - М.,1987, №5) обращается внимание на то, что кризис «помолодел», он может наступить в возрасте 6,6 - 6,7 лет.

В книге «Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста» /Под ред. Д.Б.Эльконина и Л.А.Венгера - М.,1988, в пособии Я..Коломинского, Е.А.Панько «Учителю о психологии детей шестилетнего возраста» - М.,1988 отмечается, что ориентация на социальные нормы не порождает у детей острых конфликтов с окружающими, поэтому негативные проявления кризиса 7 лет выражены слабо (нарочитость, застенчивость, манерность, кривляние, полная потеря детской непосредственности). Если у ребенка 7 лет при высоком уровне ориентации на социальные нормы недостаточно развиты способы их достижения, это приводит к уходу от деятельности, ребенок становится пассивным, самореализуется в фантазиях.

Во время протекания кризиса на первый план выступают игры с правилами, где можно реализовать направленность на общепринятые нормы. Е.Е.Кравцова советует развивать организаторские качества детей при использовании игр с правилами, практиковать формирование лидерских качеств в играх с правилами. К концу кризиса начинает складываться ориентация на идеальный предмет-норму. Норма усваивается не только в играх, но и на учебных занятиях. Разрушается прежняя ССР (социальная ситуация развития) и складывается новая. Ребенок становится учеником.

Итак, ребенок в системе «детский сад - школа» характеризуется определенными психологическими особенностями, изменением ССР. Безболезненное разрешение кризиса 7 лет - это результат того, как развивался весь дошкольный период. Большую роль имеет готовность детей к школьному обучению. Готовность к школе - это целостное, многогранное образование, результатом которого является взаимосвязь и интеграция всех компонентов готовности. Готовность - это динамичная и развивающаяся система, где происходит появление, возникновение новых качеств, свойств, черт. Готовность к школе рассматривается не как конечный результат, а как постоянно развивающийся процесс. Диагностика должна представлять динамику изменений в развитии всех компонентов.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова сущностная характеристика готовности детей к школе?

2. В чем заключаются педагогические условия формирования у детей готовности к школе?

3. Почему основания преемственности все более становятся психологическими?

4. Какой вид взаимосвязи ДОУ с общеобразовательными учреждениями Вам кажется более эффективным?

5. В чем проявляются психологические особенности 6-летних детей?

 

ЛЕКЦИЯ XVII. Ребенок в системе «детский сад - семья»

Семья в дошкольной педагогике рассматривается как одна из сфер жизненного пространства ребенка. Специальные научные исследования подтверждают, что в первые годы жизни ребенка семья оказывает самое сильное влияние на его развитие. В связи с этим дошкольная педагогика вводит термин «семья - социокультурная среда», т.е. среда, которая формирует в ребенке уверенность в себе, эмоциональную стабильность, доверие к окружающим, гуманное отношение к миру в целом, способствует соииализациии (В.П.Арнаутова.,А.В. Добрович.,В.К. Котырло, С.А.Ладывир и др.)

Факторы, от которых зависит воздействие семьи на ребенка различные, это: статус данной семьи в обществе, уровень социальной культуры общества, типология семьи, семейный микроклимат и т.п.

В литературе факторы жизнедеятельности семьи подразделяются на следующие виды: - социально-культурный (социальное положение родителей, культурный уровень семьи, характер семейных отношений, образовательный уровень семьи, пед. уровень культуры; см. А.В.Мудрик Социализация в смутное время- М.,1991.

- социально-экономические (материальное положение семьи);

- технике гигиенический (районирование, зонирование проживания семьи и т.д.);

- демографический (состав семьи, количество детей, наличие родственников, опекунов, возрастной, половой и т.д.). В литературе различают следующие разновидности семей:

I.полная сложная семья (3-х поколенная)

2.полная измененная семья (один из родителей не родной по крови)

3.неполная семья

4.полная простая семья (родители и дети)

Современная дошкольная педагогика изучает семью как уникальное явление. Уникальность современной семьи связана с понятием социокультурное окружение - т.е. характеристика бытового, предметного мира семьи, типология семьи, характеристика обычаев, традиций, социально-этическая характеристика семьи. Социокультурная семья от поколения к поколению воспроизводит общечеловеческие ценности и от этого зависит в целом жизнеспособность общества.

С появлением детей в семье родители должны быть готовы психологически к изменению обязанностей и к изменениям в социокультурной среде. Современным родителям нужны психолого-педагогические знания, необходимо, чтобы каждая семья стремилась к объединению усилий вне и внутри ее. В зарубежной и отечественной литературе указывается, что характер таких совместных усилий зависит от модели семейного воспитания (см. Д.В.Винникот. Разговор с родителями: пер. с анг. - М.,1994; Х.Дж.Джайнотт. Родители и дети. - М, 1992; Л.И.Маленкова. Педагоги, родители и дети. - М.,1994, И.А.Хоменко. Философско-психологические модели взаимодействия детей и родителей. - СПБ, 1998.

Различают три модели семейного воспитания:

1. латино-европейская модель;

2. скандинавская модель;

3. англо-саксонская модель:

Первые две модели период дошкольного детства рассматривают как предмет педагогической опеки; со стороны близких возлагаются определенные ожидания успеха ребенка; т.е. взрослые направляют, планируют всю детскую жизнь, отдают детей к специалистам, педагогам. Поэтому при этих двух моделях ребенок кратковременно пребывает в родительском окружении. Воспитание приспосабливается не к потребностям ребенка, а к потребностям взрослых членов семьи. Эти модели распространены во Франции, Италии, Финляндии. Швеции.

Третья модель семейного воспитания рассматривают ребенка-дошкольника как независимую развивающую личность. Ребенок с рождения имеет права и обязанности, право на полноценную реализацию своих индивидуальных возможностей. Родители понимают, что природа дошкольного детства не приемлет излишней опеки, ребенка стараются воспитывать в семье, где ему обеспечивают комфортные психологические условия, предоставляют позитивную свободу. В доступных формах используется помощь квалифицированных специалистов, ребенок находится 2-3 часа в общественных дошкольных учреждениях. Модель характерна для современной Англии, Канады. США, Германии.

Как видно из описания, модели семейного воспитания строятся на различном характере взаимодействия взрослых и детей. Первые две модели предполагают авторитарность мира взрослых, их главенствующее начало. Третья модель строится на педагогике сотрудничества, признает равенство мира детей и мира взрослых. Модели отличаются стилем воспитания, характеризующим определенный взгляд общества на ребенка

Замечено, что и в старшем дошкольном возрасте у этих детей не проявляются самостоятельность, инициатива, начала творчества. Факты говорят о том, что к подростковому возрасту именно в семьях с авторитарным стилем дети чаще вступают в конфликты с родителями, отдаляются от семьи, (см. Торре Делла А. «Ошибки родителей» перевод с итал. И послесловие Ю. Азарова, М., 1993; «Детский сад и семья»/Под ред. Т.А. Марковой-М., 1981).

При демократичном стиле семейного воспитания родители являются организаторами жизни и деятельности всего семейного коллектива. Взаимоотношения мужа и жены, а также других членов семьи (если семья многопоколенная), характеризуются взаимной любовью и уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях демократического типа деятельными участниками жизни семьи, её труда, отдыха очень рано становятся и дети. Уже с детьми 4-5 лет, а тем более с детьми старшего возраста, отец и мать обсуждают вопросы, доступные детскому пониманию. Так дошкольник приобщается к жизни семьи, к её нуждам и заботам. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Давая задания, предъявляя требования, взрослые обращаются к чувствам и сознанию ребенка, поощряют инициативу. Вместе с тем, дети знают слова «можно», «надо», «нельзя».

Демократический стиль семейного воспитания дает наибольший эффект в формировании у детей активного послушания и сознательной дисциплины, нравственной, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей общественной жизни. У детей формируется инициатива, находчивость, начала творческого подхода при выполнении порученного дела, в игре. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в этих семьях обычно не применяются - достаточно порицания или огорчения родителей. Однако замечено и следующее: в семье, как будто бы демократический стиль воспитания, но он не дает нужного эффекта, т.к. родители нарушают важные педагогические принципы. Например, стиль демократических отношений с детьми, уважение личности ребенка имеют место в семье, но родителям не удается при этом определить меру требовательности, организовать режим дня. Родители бывают непоследовательны в требованиях, их подходы не едины.

Особенности семьи как воспитательного фактора раскрыть в работах Т.А.Марковой, О.Л.Зверевой, Г.Н.Ганичевой, Л.В.Загик, Т.А. Куликовой и другие. Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. Влияние семьи на ребенка специфично и имеет ряд особенностей:

• По своей природе влияние семьи основано на особых чувствах. Эти чувства дают интимно-личностную связь, единство с родителями. В идеальном плане эти чувства представляются как чувства нежности, ласки, заботы, чувства великодушия, умения прощать. Эти чувства дают ребенку ощущение радости, счастья существования. Они определяют приоритетную ценность дома и семьи.

• Семья представляет собой разновозрастную группу, поэтому в семье существуют разные ценности и идеалы, но в хорошей счастливой семье они гармонизируются на основе создания семейных традиций.

• В семье создается естественная среда для включения ребенка в различные виды деятельности.

• Семья создает широкий диапазон своего воздействия на ребенка. В семье возникает постоянное воспитательное воздействие. Воспитывает быт семьи, уклад жизни, взаимоотношения взрослых, традиции.

Выражение «дети — зеркало семьи» удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывают не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения.

Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает способами поведения, общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб воспитателей типа «дрался на занятии». Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание - это прежде всего самовоспитание родителей, т.к. очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют (А.С.Макаренко, Н.К.Крупская).

Важный фактор становления личности - осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представляются различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама - учительница, папа - шофер).

Таким образом, современная дошкольная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.