Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень основных эмпирических характеристик 21 страница




морфизма от сенсорного сигнала к сигналу перцептивному совер-

шается в направлении роста коэффициента константности, кото-

рый на уровне интегрального метрического инварианта, отвечаю-

щего максимально развернутой перцептивной структуре, достигает

равенства единице. На этой верхней границе перцептивного уровня

общий фон сенсорного пространства, составляющий универсальную

<сцену> для отдельных объектов и событий, наполняется макси-

мально индивидуализированным содержанием, которое реализует

изображение конкретных объектов-участников перцептивного

<спектакля> в предельно реалистическом жанре, доведенном до

конгруэнтности.

Произведенный анализ приводит к выводу, что сенсорно-пер-

цептивная граница представляет собой не жесткую демаркацион-

ную линию, а многоуровневую полосу иерархического информаци-

онного спектра частных форм изоморфизма. Этот вывод относится,

однако, к процессу поэтапного преобразования сенсорного сигна-

ла в перцептивный входе актуального перцептогенеза, т. е. в ди-

намике становления каждого отдельного акта восприятия.

Дальнейший анализ структурных взаимоотношений между ощу-

щением и восприятием и тех границ, которые одновременно и раз-

деляют и соединяют эти соседние формы первичных образов, тре-

бует соотнести выявленную закономерность поэтапной динамики

перцептогенеза с закономерностью онтогенеза сенсорно-перцептив-

ных процессов. Такое соотнесение может выявить меру общности

сделанного вывода.

Поскольку иерархия уровней изоморфизма как общего прин-

ципа организации сигналов является главным фактором, детерми-

нирующим фазовое становление отдельного перцепта, есть основа-

ния ожидать, что стадиальная динамика онтогенетического разви-

тия пространственных компонентов восприятия также, по крайней

мере в ее основных чертах, должна определяться теми же иерар-

хическими отношениями внутри информационного спектра.

 

 

 

Результаты обширного и длительного экспериментального исследования онто-

генеза пространственных восприятии и представлений, произведенного Ж. Пиаже,

дают возможность произвести прямое сопоставление фаз динамики перцепто-

генеза с выявленной динамикой онтогенеза пространственного восприятия и по-

лучить достаточно четкий ответ на вопрос об их соотношении.

Констатируя тот.факт, что исторически процесс развития математических

знаний о пространстве продвигался от метрической геометрии через геометрию

проективную к топологии, и указывая, что логический порядок отношений общ-

ности пространственных свойств является обратным (т. е. топологические свой-

ства пространства как наиболее общие лежат в основании всех остальных,

 

а метрические свойства являются самыми частными), Пиаже ставит вопрос

о том, какой из этих двух последовательностей соответствует онтогенетический

порядок формирования соответствующих компонентов восприятия. Результаты

исследований, предпринятых для получения ответа на этот вопрос, вполне опре-

деленно свидетельствуют, что онтогенетическая стадиальность развития простран-

ственных компонентов восприятия отвечает не исторической последовательности

развития геометрических знаний, а логической иерархии отношений общности

пространственных свойств.

Так, эксперименты показали, что в возрасте около 3-4 лет ребенок разли-

чает предметы на базе топологических признаков, дифференцируя замкнутую фи-

гуру от открытой, предмет, обладающий отверстием, от предмета сплошного.

Отличить же криволинейные фигуры от прямолинейных и разные фигуры каж-

дого из этих типов ребенок в этом возрасте, как правило, не может." Тот са-

мый ребенок, который легко отличает открытый круг от замкнутого, не способен

отличить замкнутый круг от замкнутых же, но прямолинейных фигур, например

квадратов или ромбов.

Бросается в глаза структурная общность этой стадии онтогенеза пространст-

венного восприятия с той фазой перцептогенеза, которая характеризуется неопре-

деленностью (аморфностью) формы и ее мерцанием, когда круг, квадрат, ромб

и другие замкнутые фигуры переходят друг в друга.

Поскольку круг, квадрат и ромб - топологически инвариантные фигуры,

а частные формы топологических инвариантов как на рассматриваемой стадии

онтогенеза, так и на соответствующей ей фазе перцептогенеза адекватно не

воспроизводятся в образе, есть, по-видимому, достаточные основания заклю-

чить, что феноменологическое структурно-пространственное родство эквивалент-

ных друг другу этапов онтогенеза восприятия и перцептогенеза детерминируется

их совместной принадлежностью к уровню топологического изоморфизма.

Отсутствующая на этой стадии онтогенеза способность четко отличать прямо-

линейные фигуры от криволинейных проявляется значительно позднее - в возрас-

те примерно после 7 лет. Экспериментальные данные Пиаже показывают, что до

перехода на эту стадию ребенок не может выполнить такого, казалось бы, про-

стого задания, как расстановка вертикально стоящих столбиков в виде линии те-

леграфных столбов, стоящих вдоль прямой дороти.

Появляющееся на послетопологической стадии онтогенеза инвариантное вос-

произведение прямолинейности, как и дифференциация резких сдвигов кривизны

и выделение прямых линий на соответствующей фазе перцептогенеза, обнаружи-

вая структурную эквивалентность. по самому составу пространственных пара-

метров, адекватно отражаемых в образах, также, по-видимому, детерминируется

их принадлежностью к уровню проективного изоморфизма.

Хотя Пиаже, указывая на постепенность и стадиальность развития форм

пространственных восприятий и представлений, не определяет четких временных

границ между проекционной стадией онтогенеза и его дальнейшими, более част-

ными этапами, самый ход его экспериментального анализа и полученный фак-

тический материал выявляют глубокое родство между стадиями онтогенеза и фа-

зами перцептогенеза и на следующих этапах обоих процессов, имеющих общую

логику развития, но различный масштаб временной развернутости.

Так, вслед за экспериментальным анализом перцептивного отображения про-

ективных отношений, наиболее полно выраженного в восприятии ребенком пер-

спективы, Пиаже переходит к исследованию той стадии пространственно-перцеп-

тивного развития, на которой в восприятии сохраняются отношения параллель-

ности линий при изменениях их длин и углов между ними. В этих "эксперимен-

тах ребенку предъявлялось устройство, представляющее собой совокупность

взаимосвязанных ромбов, форма которых меняется при раздвигании концов кон-

струкции (по типу ножниц), но параллельность сторон которых сохраняется.

Испытуемый должен фиксировать пространственно-структурные изменения этой

конструкции по мере раздвижения концов, т. е. воспроизвести сохранность па-

раллельности сторон- ромбов при изменении углов между ними. Эту стадию вос-

 

" См.: Ф л е и в ел л Д. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967, с. 428.

См. там же, с. 430.

" См. там же.

 

 

приятия Пиаже описывает как промежуточную между проективной и метриче-

ской и рассматривает ее как проявление аффинного преобразования.

На следующем этапе исследования ребенок решал перцептивную задачу по-

строения четырехугольников и треугольников, имеющих ту же форму, что

и предъявляемая ему модель, но разных по размерам. Этот уровень восприя-

тия Пиаже, естественно, относит к геометрическому подобию. В результате

исследования этих двух форм Пиаже приходит к выводу, что воспроизведение

параллельности, углов и форм постепенно приобретается в среднем, детском воз-

расте.

Поскольку Пиаже, опираясь на логику геометрических отношений, прямо

относит эти две стадии к уровням аффинных преобразований и преобразований

подобия, легко видеть, насколько близко эти стадии онтогенеза восприятия про-

странства соответствуют описанным выше фазам перцептогенеза, реализующим

сначала грубое воспроизведение общей формы при возможных нарушениях углов

и пропорций (аффинный уровень), а затем и адекватное воспроизведение формы

(уровень изоморфизма подобия).

И наконец, последний этап исследований Пиаже относится к той стадии он-

тогенеза восприятия, на которой осуществляется перцептивное сохранение длин,

площадей, объемов. Поскольку во всех этих вариантах требуется воспроизведе-

ние расстояний, это есть уровень сохранения метрических отношений, которые

у Пиаже фигурируют под термином <евклидова геометрия>."

Анализируя и обобщая результаты своих исследований, Пиаже многократно

подчеркивает, что вопреки непосредственному впечатлению об исходном харак-

тере отражения таких, как бы лежащих на поверхности и поэтому <знакомых>

пространственных свойств, как углы, форма, совокупность расстояний между ее

отдельными элементами, инвариантное воспроизведение этих свойств является

не начальным, а заключительным пунктом онтогенеза знаний о пространстве.

 

Таким образом, экспериментальный анализ онтогенеза прост-

ранственных компонентов перцепции, произведенный Пиаже со-

вершенно безотносительно к психологической задаче соотнесения

с фазовой динамикой перцептогенеза и к общетеоретической задаче

соотнесения с иерархией форм изоморфизма, привел к выявлению

стадиальности, продвигающейся от топологии через проективные

и аффинные свойства к отношениям подобия и метрическим отно-

шениям.

Такое совпадение независимо друг от друга полученных экс-

периментальных результатов, обнаруживающее единую направлен-

ность становления пространственных компонентов в фазах акту-

ального перцептогенеза и в стадиях онтогенеза, дает надежное

основание для заключительного вывода о том, что обе эмпириче-

ские закономерности генезиса восприятия (и в отдельном его акте,

и в онтогенезе) имеют единую детерминацию- Ее сущность состоит

в том, что переход от сенсорных сигналов к сигналам перцептив-

ным и пограничные линии между отдельными этапами этого пере-

хода как в стадиях онтогенеза, так и в фазах перцептогенеза опре-

деляются иерархическими отношениями пространственных компо-

нентов в информационном спектре частных форм изоморфизма как

 

" Этот термин Пиаже здесь употребляет неудачно, поскольку уровни подо-

бия, аффинный, проективный и топологический уже в исходном случае отно-

сятся к пространству с нулевой кривизной, т. е. основаны на евклидовой гео-

метрии.

" См.: Флейвелл Д. Указ. соч., с. 432.

 

общего принципа упорядоченности сигнала относительно его ис-

точника.

В обоих генетических рядах совершается поэтапное продви-

жение от структуры сенсорного сигнала как парциального метри-

ческого инварианта, сохраняющего лишь внешнюю метрику

(т. е. метрику пространственного фона), через всю многоуровневую

матрицу форм изоморфизма, которые определяют стадиальность

развертывания внутренней метрики, вплоть до максимально адек-

ватной собственно перцептивной структуры, представляющей инте-

гральный метрический инвариант.

Однако все промежуточные этапы этого сенсорно-перцептив-

ного перехода, как и заключительный этап интегральной метриче-

ской инвариантности, проанализированы в обоих генетических ря-

дах лишь частично. Как фазы перцептогенеза, так и стадии онто-

генеза пространственных компонентов восприятия представлены

в этом анализе не как самостоятельные и специальные объекты

рассмотрения, которые требуют учета всего перечня основных па-

раметров и их взаимосвязей на каждой из стадий, а лишь как эта-

пы развертывания образа. Исходя из этого, каждая фаза охарак-

теризована по существу именно как этап развития, и в ней выде-

лены из общего перечня параметров только те, которые воплощают

ее специфику и переход от предшествующего этапа к последую-

щему.

Дальнейший анализ требует тщательно рассмотреть каждый

из этапов в отдельности. Для такого анализа необходимо выделить

критерии полноты набора основных характеристик каждой из ста-

дий. Однако нестабильность, вытекающая именно из переходного

характера промежуточных этапов сенсорно-перцептивного генезиса,

вызывает трудности в определении таких критериев.

Стабильность, определяемая максимальной инвариантностью,

достигается на заключительном этапе становления перцепта.

Устойчивость доведена здесь <до упора> самим фактом полной

конгруэнтности интегрального метрического инварианта своему

объекту. Но интегральность инвариантного воспроизведения струк-

туры объекта содержит в себе вместе с тем искомые критерии пол-

ноты набора основных эмпирических параметров перцепта: соот-

ношение всех основных параметров образа на каждой из стадий

его генезиса и характеристики пограничных линий сенсорно-перцеп-

тивного перехода смогут выступить в своей полноте, взятые не

только со стороны их отношения к нижнему, сенсорному уровню,

но и ко всей структуре того верхнего, собственно перцептивного

уровня, на котором развертывание образа достигает максимальной

завершенности. Заключительный этап генезиса дает ключ к понима-

нию его промежуточных стадий, подобно тому как, согласно

К. Марксу, ключ к анатомии обезьяны-в анатомии человека.

Исходя из этой логики произведенный анализ переходных форм

сенсорно-перцептивного диапазона составляет необходимую пред-

посылку рассмотрения собственно перцептивных первичных обра-

зов. Однако более полно переходные этапы и пограничные линии

 

 

между ними могут быть рассмотрены после того, как будет про-

анализирована структура максимально точной, адекватной объ-

екту формы восприятия, заведомо находящейся выше сенсорно-пер-

цептивной границы. Эмпирическое описание и теоретический ана-

лиз перцептивного образа внутри диапазона метрической инвари-

антности составляет содержание следующего этапа анализа.

 

ГЛАВА IV

 

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ОБРАЗЫ В ДИАПАЗОНЕ ИХ

МАКСИМАЛЬНОЙ АДЕКВАТНОСТИ

 

1. Основные эмпирические характеристики перцеп-

тивного образа в диапазоне его максимальной

адекватности.

 

Исходным пунктом анализа максимально адекватных образов

восприятия, заведомо относящихся к собственно перцептивной сто-

роне сенсорно-перцептивной границы, как и при рассмотрении всех

более элементарных видов сигналов, является составление перечня

их основных эмпирических характеристик.

Из-за отсутствия единой теории перцептивных процессов свой-

ства и параметры восприятия до недавнего времени исследовались

в экспериментальной психологии под углом зрения самых разных

теоретических и прикладных задач. Поэтому имеющийся в этой

области обширный фактический материал очень фрагментарен

и разрознен. Систематизировать этот материал и выделить в нем

фундаментальные, определяющие характеристики очень трудно,

так как нет чётких критериев отбора искомых основных феноменов

и параметров.

В контексте настоящего исследования образы восприятия, отно-

сящиеся к диапазону максимальной полноты и адекватности, рас-

генеза сенсорно-перцептивных актов. Поскольку проанализирован-

ные в предшествующей главе этапы и структурные уровни этого

генеза являются в собственном смысле переходными, сопоставление

с ними не может обеспечить определенности и надежности крите-

риев отбора основных характеристик стабильных и предельно аде-

кватных перцептивных образов. Поэтому составление исходного

перечня основных свойств и параметров образов, относящихся кэто-

му диапазону, целесообразно произвести на основе сопоставления

с характеристиками элементарных сенсорных образов, которые

в силу их расположения у границы, отделяющей сигналы с мини-

мумом психической организации от нервных сигналов, обладают

достаточной структурной определенностью. Такое сопоставление,

опускающее все промежуточные формы, именно в силу расположе-

ния сравниваемых форм у противоположных краев сенсорно-пер-

 

 

цептивного диапазона, обещает, по-видимому, выделение четких

критериев в различении структурных характеристик исходных сен-

сорных и собственно перцептивных форм первичных образов.

Во второй главе данной части был приведен перечень основных

эмпирических характеристик простейших сигналов-ощущений (см.

схему 3). Поскольку элементарные ощущения входят как компо-

ненты в структуру интегральных перцептивных образов, описанные

во второй главе пространственно-временные, модальные и интен-

сивностные характеристики сохраняются в качестве базальных и в

наборе основных свойств образов восприятия.

-Составляя перечень основных эмпирических характеристик

перцептивного образа, нужно -выяснить, какими характеристиками

необходимо дополнить исходный перечень, чтобы получить набор

свойств, достаточно полно описывающих перцептивные образы

в диапазоне их максимальной адекватности объекту. Решение это-

го вопроса отчетливо разбивается на два этапа. Первый из них -

необходимые уточнения и дополнения тех характеристик, которые

уже содержатся в списке основных свойств ощущений. Второй -

выяснение тех свойств и параметров, которые не входили в список

- основных характеристик ощущения, но, будучи исследованными

именно в связи со спецификой перцептивных образов, должны быть

введены в составляемый перечень на данном этапе анализа.

 

Пространственно-временная структура восприятия

 

Первой суммарной характеристикой ощущения, как было по-

казано,.является его простр.анственно-временная структура, кото-

рая, будучи наиболее общим -свойством любого сигнала, сохраняет

свое исходное месТой в настоящем перечне. На уровне ощущений

эта структуравключаёт в качестве своего корневого единого про-

странственно-временного компонента воспроизведение перемещения

(изменейГия координаты объекта с течением времени). В ее собст-

венно пространственную ветку входит отображение стабильной ко-

ординаты, расстояния и направления (проекция), а в ее собственно

временную ветку входит отображение одновременности, последо-

вательности и длительности (см. схему 2).

При анализе характеристик элементарного ощущения было

показано, что адекватное воспроизведение меняющейся во време-

ни и, в частном случае, стабильной координаты воспринимаемого

объекта представляет собой инвариантное отображение его внеш-

ней метрики, т. е. метрики того трехмерного пространственного фо-

на или поля, в котором данный объект занимает определенное по-

ложение. На уровне элементарного, лишь выступающего над поро-

гом сенсорного сигнала его объект-источник представлен в адек-

ватно воспроизведенным трехмерном пространстве по существу как

материальная точка, имеющая в этом поле в пределе одну общую

координату. Тем самым на простейшем сенсорном уровне <прост-

ранственность> ощущения, как ее называл П. Мюллер, поскольку

 

 

она не затрагивает внутренней метрики объекта, не воспроизводит

и его собственной трехмерности.

Весь процесс стадиального перехода от сенсорного образа к пер-

цептивному, как было показано в главе третьей данной части, пред-

ставляет собой поэтапное развертывание образа внутренней струк-

туры объекта, которое на собственно перцептивном уровне дово-

дится, по-видимому, до максимальной адекватности.

Исходя из этого, естественно ожидать, что экспериментальный

материал исследований максимально адекватных перцептивных

образов содержит факты, характеризующие воспроизведение соб-

ственной пространственной трехмерности воспринимаемого объек-

та. Такие факты в экспериментальной психологии обоих основных

видов собственно перцепции-зрения и осязания-действительно

имеются. Поскольку отображение трехмерной внутренней струк-

туры воспринимаемого объекта непосредственно примыкает к вос-

произведению трехмерности внешнего пространства, представляя

его продолжение и более частную форму, целесообразно привести

ее характеристики как первое дополнение к приведенному перечню

компонентов пространственно-временной структуры в качестве вто-

рого параметра его пространственной ветви.

В области зрительной перцепции таким хорошо известным фе-

номеном, воплощающим в себе воспроизведение в образе трехмер-

ной пространственной структуры видимого объекта или его релье-

фа, является стереоэффект. Обобщая большой экспериментальный

материал исследований пространственных характеристик зрения,

А, И. Коган прямо указывает, что кроме восприятия удаленности

данного объекта относительно других <стереоэффект включает ощу-

щение объемности предмета>. В экспериментальной психофизио-

логий описаны как монокулярный (менее известный), так и широ-

ко известный бинокулярный стереоэффекты.

При анализе пространственной структуры ощущений мы пыта-

лись показать, что пространственная схема сенсорного поля, ото-

бражающая внешнюю метрику объекта, является производной по

отношению к отражению движения, воспроизведение траектории

которого неизбежно включает и образ пространства. Поскольку

образ рельефа, или трехмерности самого объекта, представляет

собой частную форму трехмерности всего пространственного поля,

естественно ожидать, что и эмпирическая феноменология стерео-

эффекта содержит факты, характеризующие эту первичную роль

отображения движения.

Действительно, при монокулярном стереоэффекте <основным

фактором восприятия относительной удаленности считается парал-

лакс движения (монокулярный параллакс в отличие от диспарант-

ности--бинокулярного параллакса)>. Феномен этот состоит в том,

 

Коган А.

 

Коган А. И. Бинокулярная система и восприятие трехмерного прост-

ранства.- В кн.: Физиология сенсорных систем. 1. Физиология зрения. Л.,

1971. с 983

с. 294. (Курсив наш.-Л. В.)

 

1971, с. 283.

" Там же,

 

что при перемещении объектов относительно наблюдателя воспри-

нимаемые смещения точек, расположенных ближе и дальше фик-

сируемой, противоположны по направлениям. Тем самым относи-

тельная удаленность разных точек, формирующая образ объемно-

сти, оказывается производной по отношению к образу направления

перемещения.

Такая же исходная роль восприятия движения в формирова-

нии монокулярного сгереообраза отчетливо проявляется в так на-

зываемом кинетическом эффекте глубины, который после Метцгера

воспроизведен Уоллахом и 0Коннелом. Поскольку феномен этот

состоит в переходе двухмерного восприятия теневых фигур при их

мгновенном изображении к отображению их трехмерности при их

вращении с определенной скоростью, в данном случае мы явно име-

ем дело с тем частным случаем стереоэффекта, который относится

к восприятию трехмерности не общей структуры пространствен-

ного фона, а именно внутренней структуры объекта, относительной

удаленности разных его компоненгов.

Бинокулярный стереоэффект определяется диспаратностью,

или пространственным рассогласованием, обоих сетчаточных изо-

бражений. Определяющая роль бинокулярной диспаратности

в стереоскопическом зрении привела классическую психофизиоло-

гию зрения к выводу о первичности этого фактора и замаскировала

исходную роль двигательных и временных компонентов в построе-

нии образа объемности или рельефности объекта. Между тем, как

показывают данные П. Колерса, эффект глубины или рельефности

объекта формируется и при замене бинокулярного пространствен-

ного рассогласования сетчаточных изображений их монокулярным

временным рассогласованием. Последовательная смена временных

компонентов раздражения приводит здесь к структурированию та-

кого заведомо пространственного компонента образа, как отобра-

жение рельефности. Этот эффект по существу аналогичен кинети-

ческому эффекту глубины Уоллаха и 0Коннела, поскольку в обо-

их случаях имеет место последовательная <змена изображений. Во

всяком случае кинетический эффект глубины и эффект временной

диспаратности, взаимно подкрепляя друг друга, ясно свидетель-

ствуют о факте преобразования двигательно-временных компонен-

тов образа в его собственно пространственную характерно гику,

воспроизводящую трехмерную структуру воспринимаемого объ-

екта.

Если к этому добавить, что, по данным Огле, в восприятии

движения главную роль играют монокулярные факторы, а в них,

как об этом свидетельствуют приведенные выше феномены, опре-

деляющее значение имеют двигательные и временные компоненты,

 

э Wallach Н., OConnel D. N. The kinetic depth effect-J. Exp. Psy-

chology, 1953, No 45.

Колере П. Некоторые психологические аспекты распознавания обра-

зов.-В кн.: Распознавание образов. М., 1970.

° Ogle К. N. Researches in binocular vision. Philadelphia, 1950.

 

 

то производный характер рассматриваемой собственно пространст-

венной характеристики образа-отражения трехмерной внутренней

метрики объекта, как и внешней метрики трехмерного фона, при-

обретает серьезную эмпирическую обоснованность.

 

Существенной характеристикой стереоэффекта являются его пороговые ве-

личины. По данным Огле, зависимость линейного порога стереоэффекта опре-

деляется соотношением:

 

20 /

Ь-Ь --

 

где 2а - межзрачковое расстояние; 6 - расстояние до точки фиксации; Д6 -

линейный порог стереовосприятия; е - угол конвергенции; г\ - диспаратность,

Несколько преобразуя эту формулу Огле, легко установить, что дистальный

линейный порог стереоэффекта быстро растет с увеличением расстояния от точ-

ки фиксации." Из этой зависимости порога от расстояния прямо следует, что на

. больших дистанциях, соответствующих начальным фазам перцептогенеза, прост-

ранственное рассогласование сетчаточных изображений становится подпороговым,

и трехмерность, как и другие характеристики собственной пространственной

структуры объекта, оказывается за пределами внутреннего стереоэффекта, в то

время как внешний стереоэффект - <пространственность> и проекция, т. е. от-

несенность объекта как <материальной точки> к определенной координате трех-

мерного сенсорного фона, уже здесь имеют место. И лишь вхождение образа

в надпороговую фазу, а затем и в зону максимально развернутого отображения

внутренней метрики объекта приводит к адекватному воспроизведению рельефа,

завершая этим постепенный переход от точки к двухмерной и далее к трехмер-

ной внутрнпредметной пространственной структуре перцепта.

Важным фактическим указанием на связь собственно пространйтвенной ха-

рактристики стереоэффекта с временно-двигательными компонентами построе-

ния образа является зависимость порога стереовосприятия от времени экс-

позиции: если при экспозиции 3-4 сек этот порог является постоянным, то

с уменьшением экспозиции от 3 до 0,1 сек он быстро растет и перестает из-

меняться при экспозиции менее 0,1 сек (Огле).

С точки зрения анализируемой в данной работе взаимосвязи информационных

и энергетических компонентов психических сигналов существенно подчеркнуть

и факт зависимости порогов стереовосприятия от энергетических характеристик

стимула: порог стереоэффекта снижается с увеличением яркости экспонируемого

объекта.

 

Таковы самые основные характерно гики зрительного восприя-

тия трехмерности внутренней пространственной структуры объекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.