КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перечень основных эмпирических характеристик 34 страница
рактеристиками действия, а теми структурными компонентами об- раза, которые задаются и детерминируются прямым воздействием стимула. Если сам объект движется по какому-то Маршруту, то взгляд следует за ним независимо от того, очерчивает ли этот маршрут контур другого объекта. Если внешняя метрика объекта воспроизводится при опоре на его перемещение, а внутренняя мет- рика, для отображения которой необходимы собственно операци-
"См.: Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П" Руз- ская А. Г. Воояятае и действие, гл. IV. М., 1969. " См. там же, с. 135.
онные компоненты процесса, еще не воспроизводится в образе, то такое соотношение компонентов образа соответствует элементарно- му сенсорному уровню, имеющемуся уже на начальных этапах сен- сорно-перцептивного перехода. Что же касается собственно операционных компонентов, реа- лизующих движение органа по маршрутам, относящимся к внут- ренней метрике объекта, в частности к его контуру, то материалы тех же исследований показывают, что эти компоненты претерпевают последовательное возрастное развертывание, завершающееся адек- ватным воспроизведением контура (примерно к шести годам). Основная тенденция развертывания моторных компонентов как зри- тельного, так и осязательного восприятий состоит в увеличении числа движений, при помощи которых обследуется все большая часть поверхности и контура тест-объекта. Бросается в глаза, что развертывание операций, идущее от аморфной совокупности мало векторизованных движений по по- верхности объекта (рис. 27а и 276) через их постепенное упорядо- чение к последовательному охвату всей формы и ее контура (рис. 28а и 286), прямо соответствует этапам становления перцептивного
образа от <аморфного> пятна и <мерцания формы> к адекватному отображению формы и величины. Эти данные подтверждают выска- занное выше предположение о соответствии структурных и опера- ционных компонентов образа, совместно детерминируемых иерар- хией уровней изоморфизма. Очень существенно, что, как показывают данные В. П. Зинчен- ко (рис. 29а и 296), аналогичная последовательность возрастного развертывания операционных компонентов имеет место и в области вторичных образов (представлений). Все это дает основания полагать, что становление структурных компонентов образа или операндов, прямо определяемое уровнями общности пространственно-временных свойств его объекта, ведет за собой развитие состава соответствующих операций, а последние, в свою очередь, обеспечивают возрастание полноты и адекватности операндов, или <оперативных единиц> (В. П. Зинченко). Можно думать, что аналогичная логика фактов и общих зако- номерностей привела авторов исследования, специально предпри- нятого для выяснения дискуссионного вопроса о соотношениях опе- рационных (моторных) и структурных компонентов зрительного восприятия, к заключительному выводу о том, что <не движения
Рис. 27 а. Траектория движений глаза ребенка 3 лет при рассматривании тест-объекта (по В. П. Зин- ченко).
Рис. 276. Траектория движений пальцев ребенка 3- 4 лет при ощупывании тест-объекта (по В. П. Зинченко).
Черные кружки обозначают.фиксации пальцев правой руки, светлые - левой руки. Линии изображают траекторию движе- ния. пальцев: сплошная - мизинца, штрих-пунктирная -указа- тельного; штриховая - среднего, пунктирная - безымянного.
Рис, 28 а. Траектория движений глаза ребенка 6 лет при рассматривании (20 сек) фигуры (по В. П. Зин- ченко).
Рис. 28 б. Траектория движений пальцев ребенка
6-7 лет при ощупывании фигуры (по В. П. Зин- ченко). Обозначения те же, что на рис. 276.
Рис. 29 а. Траектория движений глаза ребенка 3 лет при пред- ставлении (15 сек) фигуры (по В. П. Зинченко).
Рис. 296. Траектория, движений глаза ребенка 6 лет при представлении (20 сек.) фигуры (по В. П. Зинченко).
глйз являются условиями видения> а, напротив, видение является условием их организации>. Нет, по-видимому, оснований считать, что этот вывод относится только к области зрительного восприятия-по своему существу он носит принципиальный, общий характер и с соответствующими мо- дификациями распространяется на построение образов всех мо- дальностей. Поскольку же выше было показано, что структурные компоненты сенсорно-перцептивных образов разных модальностей занимают свое определенное место в иерархическом спектре уровней изоморфизма, есть основания заключить, что динамика операцион- ных (моторных) компонентов образа охватывается рамками тех же общих информационных закономерностей, которые детермини- руют рассмотренные выше соотношения его структурных, статисти- ческих и энергетических характеристик.
5. О функциональных характеристиках образа
Рассмотренные выше структурные, статистические, энергети- ческие и операционные характеристики образа находятся в различ- ных отношениях к психофизиологическому парадоксу. Это разли- чие выражается в том, что в разных характеристиках вышерассмот- ренного ряда по-разному представлены соотношения компонентов, детерминированных субстратом образа и его объектом. Если в структурных и статистических, т. е. собственно инфор- мационных, характеристиках образа, являющихся главным носите- лем его психологической специфичности, предельно выражена отне- сенность к объекту и замаскированность субстрата, то в энергети- ческих и операционных характеристиках-в каждой по-своему- выражены проявления внутренней динамики тех процессов в суб- страте образа, которые реализуют его формирование. Поэтому энергетические и операционные характеристики, в отличие от собст- венно информационных, поддаются формулированию в терминах, относящихся к внутренней динамике процессов в субстрате образа.
Энергетические эквиваленты становления образа формулируются в общефизических терминах энергетики, а его операционные ком- поненты-.в физиологических терминах организации моторных ак- тов (тонус, двигательный состав, траектория, скорость, ускоре- ние и т. д.). В информационных компонентах, с одной стороны, и в энергетических и операционных-с другой, полярно представ- лена отнесенность, соответственно, к объекту и к субстрату. Запутаннее и противоречивее эти соотношения с объектом
Андреева Б. А., Вергилес Н. Ю., Ломов Б. Ф. К вопросу о функциях движений глаз.-<Вопросы психологии>, 1972, № 1. " Под термином <функциональные характеристики> здесь понимаются ие вообще функции первичных или вторичных образов по отношению к действиям, т. е. к исволнительным поведенческим эффектам, а тот аспект этого термина, по которому понятие <сенсорно-перцептивные функции> противостоит понятию <сенсорно-перцептивные процессы>.
и субстратом образа представлены вего-функциональных комво- нентах. ГГо каким критериям и показателям сенсорно-перцептивные (или вообще психические) функции, как они представлены, напри- мер, в работах С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева, противостоят сенсорно-перцептивным (или вообще психическим) процессам? Вполне однозначно ответить на этот вопрос чрезвычайно труд- но. С одной стороны, в понятии психической функцииуже С. Л. Ру- бинштейн выделяет тот исходныйего_смысл, в котором выражено функционированияГ субстрата или органсоответствующёгопсихи- чёского процесса; Для сенсорно-перцёптивных психических актов наиболее явным нужно признать именно такой смысл, ибо в поня- тии <сенсорные функции> обычно объединяют такие параметры, как интенсивностные и пространственно-временные пороги, объем сенсорного поля, глазомер и т. д. Очевидно, что эти параметры опре- деляются не объектом-раздражителем, а именно субстратом (ана- J лизатором). Здесь понятие <сенсорная функция> непосредственно f примыкает к понятию <механизм работы анализатора>. В этом
/ смысле в функциональных характеристиках образа, как и в энерге- i тических и операционных, выражена прежде всего отнесенность L.K субстрату. С другой же стороны, и это уже в отличие от энергетических и операционных компонентов образа, его функциональные харак- тер,ибтики все же необособимы от взаимодействия с объектом-раз- дражителем и включают в себя парадоксальную специфику отне- сенности к объекту и формулируемости в терминах свойств послед- него. Так, пороговое ощущение, будучи именно ощущением, явля- ется уже не просто нервным, а нервно-психическим сигналом со всей психологической специфичностью парциального метрического инварианта. Тем самым его параметры формулируются в терминах свойств внешнего пространства, а также качественных и количест- венных характеристик объекта (локализация, модальность, интен- сивность). Еще более очевидно эта отнесенность к внешнему объек- ту и прямая представленность его характеристик проявляется в структуре сенсорного или сенсорно-перцептивного поля (которое также обычно трактуется как сенсорно-перцептивная функция). Таким образом, по сравнению с полярной представленностью свойств объекта в информационных характеристиках образа и свойств субстрата-в его энергетических и моторных компонен- тах, в функциональных характеристиках образа нет такой ясно вы- раженной полярности. Здесь отчетливо просматривается представ- ленность как субстрата, так и объекта. Поэтому сенсорно-перцеп- тивные (как и вообще психические) функции, в отличие от обще- физиологических, все же не поддаются формулированию только в терминах внутрисубстратных изменений. По этому основному критерию психические функции, несмот- ря на их особую специфичность по сравнению с психическими про- цессами, все же объединяются с последними в общий класс психи- ческих явлений. А это с необходимостью влечет за собой вывод
о том, что функциональные характеристики образа при всей их спе- цифике все жене выходят за общие рамки информационных харак- теристик. Поскольку же они обладают явной спецификой по срав- нению с общими закономерностями информационных характери- стик, эта специфика по необходмости должна быть теоретически представлена как особый частный случай общих информационных закономерностей психических процессов. Это заключение ставит ясную задачу дальнейшего теоретиче- ского, а затем и экспериментального анализа-вывести данный частный случай из общих принципов. Общая стратегия анализа, реализуемая в Данном исследовании, ойределяет характер и после- довательность ближайших ходов в постановке указанной задачи. Первый возникающий здесь вопрос состоит в том, можно ли теоретически выделить те компоненты сигнала, по отношению к ко- торым общие принципы организации информационных процессов допускают детерминированность их параметров не объектом-источ- ником информации, а свойствами ее носителя. Второй шаг анализа этой проблемы потребует соотнести эти теоретически прогнозируе- мые функциональные компоненты сигнала (т. е. компоненты или параметры, детерминированные особенностями функционирования носителя) с теми параметрами образа, которые обычно относят к категории сенсорно-перцептивных функций. Такое соотнесение должно показать,. служат ли эти эмпирически установленные функциональные компоненты образа в качестве частных случаев общих принципов организации образа как психического сигнала. При таком движении анализа есть основания ожидать, что указанная детерминированность особенностями носителя больше всего может быть выражена в тех компонентах сигнала, на которые общие принципы его организации не накладывают никаких ограни- чений и тем самым допускают прямую зависимость этих компонен- тов не от параметров источника ииформгации.аот особенностей ее носителя. Общие условия изоморфизма как основного принципа органи- зации сигнала не накладывают никаких ограничений на характери- стики его физического алфавита, т. е. на качественные особенносй элементов того множества состояний носителя, которое составляет данный сигнал. Поэтому можно предполагать, что прямая детерми- нированность особенностйми субстрата прежде всего выражена в свойствах сигнала, воплощающих в себе параметры его физиче- ского алфавита,,т. е. качественные особенности тех состояний суб- страта, в которых кодируются соответствующие свойства источни- ка. (Напомним, что в одном и том же физическом алфавите можно кодировать разные качества источника -_на_магнитнойлентеможно? записать и звук и телеизображение. Поэтому параметры этого ал-. фавига, т. е- фйзиедскйЭТбённости состояний намагниченности, определяются не источником, а свойствами самого носителя.) Первичные и вторичные образы-<первые сигналы> представ- ляют, однако, не общую, а частную форму кода, которая, соот- ветственно, детерминируется не только общими условиями изомор-
физма, но рядом дополнительных ограничений. Дополнительное ог- раничение наложено здесь и на первое условие изоморфизма, ка- сающееся взаимно-однозначного соответствия качественных харак- теристик элементов множества состояний носителя, формирующих сигнал,и множества состояний источника этого сигнала. Это огра- ничение требует сохранить в сигнале-образе качественные различия между раздражителями, которые адресуются разным органам чувств, т. е. различия между образами разных модальностей. Но / в своем общем виде это дополнительное ограничение не требует ин-. вариантного воспроизведения в сигнале качественных или модаль- ных особенностей источника.
Не требуя инвариантного воспроизведения качественных харак- теристик источника, а предопределяя лишь сохранение в сигнале различий между модификациями в рамках общего качества и, глав- ное, сохранение модальных различий между разными общими качествами (звук, свет, механическое воздействие), это ограни- чение все же допускает общекодовый характер воспроизведения общих признаков данного вида раздражений в отличие от общих признаков другого вида раздражений (например, звуковых и световых раздражений). По отношению же к общекодовой форме воспризведения было показано, что в силу индифферентности первого условия изомор- <д физма к качественным характеристикам физического алфавита код допускает и предполагает детерминацию физических особенностей алфавита сигнала не свойствами его источника, а параметрами его носителя. Так, анализ общих принципом организации сигнала и тех их частных форм, которые соответствуют упорядоченности психиче- к его источнику, приводит к заключению о том, что в области мо- дальных характеристик первичных и вторичных образов могут быть ясно выражены их функциональные компоненты, т. е. компо- ненты, отчетливо воплощающие в себе прямую детерминированность особенностями носителя сигнала, а не его объекта. Спецификой функционирования субстрата здесь, по-видимому, может опреде- ляться общая характеристика образов данной модальности и ее диапазон.
Сопоставим теперь это теоретически полученное заключение с фактическим положением вещей в области психофизиологической эмпирии, касающейся модальных характеристик образов. Хорошо известно, что вопрос о различных соотношениях объ- ективных и субъективных компонентов в разных чувственных качествах и о зависимости специфики их субъективных компонен- тов от особенностей их субстрата философски интерпретировался Галилеем, Декартом, Гоббсом, Локком и др. в их концепции <пер- вичных> и <вторичных> качеств, которая имеет, как это в настоящее время вполне ясно, свои основания не только в гносеологических доктринах, но и в эмпирических фактах. Затем трактовка субъектив- ной детерминированности модальных компонентов образа (цвет,
запах, вкус и т. д.) получила свое дальнейшее развитие уже в сфере психофизиологии в концепции <специфических энергий органов чувств> у И. Мюллера, в теории иероглифов Г. Гельмгольца и, что особенно показательно, во взглядах И. М. Сеченова, который не только исходил из безусловно материалистических философских оснований, но и сам впервые раскрыл предпосылки общих психо- физиологических принципов материальной организации и объектив- ной детерминации психических процессов. Основные положения современной общей теории сигналов по- зволяют ясно увидеть, что в контексте конкретных психофизиологи- ческих учений за дифференциацией субъективных и объективных компонентов чувственных качеств и положением о внутрисубстрат- ной детерминированности многих модальных характеристик стоят реальные различия в формах и уровнях организации нервно-психи- ческого сигнала относительно его источника. Квантово-волновые характеристики светового процесса действительно не воспроизво- дятся в цветотоновом ощущении инвариантно, как и физико-химиче- ская структура молекул в ощущении запаха. В то же время образ пространственной структуры именно как метрический инвариант (парциальный или интегральный) обладает полнотой конгруэнтности и адекватности. Тактильные и кинестетические ощущения также ин- вариантно воспроизводят в своих модальных характеристиках со- ответствующие объективные свойства-упругость, твердость, элас- тичность, механическое напряжение, гладкость, шероховатость и т.д. Именно в силу этого инвариантного (в определенных пределах) вос- произведения мы описываем модальные характеристики этих ощу- щений в тех же терминах, в каких физика описывает соответствую- щие свойства объектов. За этими различиями в соотношениях субъективных и объек- тивных компонентов образа в разных модальностях стоит не субъ- ективистский произвол и абсолютная условность отношений образа и объекта, а разные формы взаимной упорядоченности сигнала и источника, которые на общекодовом уровне изоморфизма опреде- ляют возможности кодирования разнокачественных источников в одном алфавите и тем самым допускают детерминированность мо- дальных характеристик сигнала особенностями его носителя, пре- вращая эти модальные характеристики образа в его функциональ- ные компоненты. Эти компоненты оказываются, таким образом, не вне, а внутри рамок общих принципов организации информаци- онных процессов. То, что И. Мюллер считал проявлением специфи- ческой энергии, а Г. Гельмгольц--выражением иероглифической условности, обнаруживает строгую закономерность общекодового уровня организации сигналов, из которого такой фактически имею- щий место характер детерминации модальных характеристик обра- за вытекает как следствие. Если общая качественная характеристика образов данной мо- дальности определяется спецификой того алфавита сенсорно-пер- цептивных рефлекторных эффектов, в который перекодируются сиг-
налы нервного возбуждения в данном анализаторе, то границы диапазонов соответствующих модальностей получают свое выра- жение в таких явно функциональных параметрах образа, как поро- говые характеристики данной модальности. Эти границы могут на- ходиться на краях диапазона данной модальности (16-20000 гц для слуха и 300-750 ммк для зрения) и внутри него, между разны- ми участками спектра, объединенного общностью основной модаль- ной характеристики (например, границы между соседними цветами видимой части спектра или звуками разной высоты тона). Границы того и другого рода получают свое воплощение как в абсолютных, так и в разностных порогах диапазона образов дан- ной модальности. Каково же отношение количественных пороговых характери- стик образов данной модальности к их общекачественной модаль- ной характеристике? Поскольку пороговые характеристики являют- ся количественным выражением границ между разнокачественными интервалами диапазона данной модальности или между разномо- дальными диапазонами, их конкретные величины определяются те- ми пределами, которые конструкция данного анализатора ставит элементарным структурным единицам образов данной модально- сти." Тогда пороговый сенсорный эффект в его предельно элемен- тарной выраженности есть конструктивно детерминированный <квант> образа данной модальности. Кроме того, такой пороговый сенсорный эффект может обла- дать разной степенью адекватности и точности воспроизведения со- ответствующей ему объективной характеристики раздражителя (так, например, цветотоновое ощущение может обладать разной степенью константности). Степень адекватности данной модальной характеристики порогового сенсорного эффекта тоже является вы- ражением пределов, обусловленных функционированием анализа- тора. На основании эмпирических фактов формирования, например константности цветовосприятия, можно полагать, что в рамках жестких ограничений, поставленных конструкцией рецепторно-эф- фекторных и центральных аппаратов анализатора, мера точности воспроизведения модальной характеристики определяется теми пределами, которые ставит формированию образа расходуемый на него энергетический резерв. Функционально ограниченного энерге- тического потенциала может не хватить для достижения конструк- тивно доступной степени адекватности сенсорного образа его объ- екту. Итак, пороговые величины модальных характеристик-это, с указанной точки зрения, те пределы, которые поставлены форми-
См.: Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования, гл. IV, 2. Л., 1964. " Аналогичную интерпретацию психических функций как предельных ха- рактеристик дает Б. Ф. Ломов (см.: Ломов В. Ф. Состояние и перспекти- вы развития психологии в СССР.-<Вопросы психологии>, 1971, № 5).
рованию образа данной модальности конструкцией и энергетиче- ским потенциалом его носителя. Но если общекачественная харак- теристика диапазона данной модальности, детерминируемая спе- цификой алфавита периферических и центральных состояний ана- лизатора, остается в рамках основных принципов упорядоченности сигнала, то границы этого диапазона, строго заданные конструк- цией и энергетическим потенциалом, в меру обоснованности сформу- лированной позиции автоматически оказываются предельными, т. е. частными, случаями тех Же общеинформационных закономерностей. Так в контексте данной постановки проблемы в самых общих чертах можно истолковать те функциональные компоненты образа, которые относятся к его модальным характеристикам и границам их диапазонов. Аналогичное истолкование можно дать функциональным ком- понентам интенсивностных характеристик. Мера инвариантности воспроизведения в образе интенсивностных характеристик его объ- екта дается психофизическими законами, определяющими соотно- шение интенсивности образа и интенсивности раздражения. Ука- занная мера инвариантности, как об этом говорилось выше, получа- ет точное выражение в степенном законе Стивенса. Поскольку полному сохранению в образе интенсивностных ха- рактеристик раздражения в степенной функции Стивенса соответ- ствовал бы показатель степени, равный единице, чего фактически в общем случае не бывает, отклонение от полноты инвариантности выражается дробными значениями этого показателя. Если инвари- антные компоненты сигнала-образа детерминированы объектом- источником, то выраженное степенной функцией отклонение от ин- вариантности детерминировано спецификой функционирования суб- страта и поэтому явно представляет собой функциональный компо- нент образа. Если общая, структура этого функционального компонента об- раза, выраженная мерой отклонения от инвариантности воспроиз- ведения интенсивности источника, дается психофизическим зако- ном, то граничные характеристики воспроизведения интенсивности получают свое воплощение в интенсивностных порогах. Разностный порог,, представляющий собой <сенсорный квант> (по Стивенсу и Бекеши), "egJjb минимальная дискретная единица, или дифферен- циал интегрального образца интенсивности, а верхние и нижние аб- солютные пороги суть границы всего диапазона отображения ин- тенсивности. В обоих случаях эти микро- и макрограницы диапазона опять- таки, по-видимому, детерминированы теми пределами, которые кон- струкция носителя сигнала и связанный с ней энергетический по- тенциал ставят воспроизведению интенсивностных характеристик источника. И мер а инвариантности воспроизведения в сигнале интенсивно- стных характеристик источника, и пределы, поставленные этому воспроизведению конструкцией и энергетикой, в принципе, по-види- мому, могут быть представлены как частные случаи общих зако-
нов организаций сигнала относительно источника, ибо понятия уровня и меры инвариантности органически входят в состав понятия информации как взаимной упорядоченности множества состояний носителя и множества состояний источника; предельные же случаи этой упорядоченности по самому своему существу являются ее част- ными вариантами и при этом как раз теми, которые определены спе- цификой элементов и структуры множества состояний не источника информации, а именно ее носителя. Оставляя такие частные случаи в рамках общих принципов организации информационных парамет- ров образа, эта конструктивная и энергетическая специфика носи- теля делает рассматриваемые параметры, интенсивностных характе- ристик образа именно его функциональными компонентами. В области пространственно-временных характеристик образа соотношение функциональных и собственно информационных ком- понентов носит более определенный характер благодаря тому, что пространственно-временная структура образа представляет собой иерархию форм изоморфизма, каждая из которых содержит соот- ветствующий уровень инвариантного воспроизведения пространст- венно-временных свойств объекта-источника информации. Компо- ненты образа, инвариантно воспроизводящие пространственную структуру объекта, даже когда она выходит за пределы пространст- ва носителя-<экрана>, явно детерминированы не характеристи- ками носителя, а именно свойствами объекта. Отсюда прямо следует, что собственные характеристики и воз- можности носителя здесь детерминируют лишь границы и меру полноты инвариантного воспроизведения структуры объекта. Диа- пазон этого воспроизведения совпадает с объемом сенсорно-пер- цептивного поля. Микрограницы возможного воспроизведения минимальных сен- сорных элементов, или <квантов>, пространственной или временной структуры выражаются в пространственных и временных порого- вых величинах. Достаточно ясно, что и те и другие детерминиро- ваны макро- и микроконструкцией воспринимающих аппаратов, которая самой своей геометрией ставит пределы ширине и глубине инвариантного воспроизведения пространственно-временной струк- туры объекта. Понятно, что сама эта геометрия воспринимающих субстратов в свою очередь эволюционно адаптирована к физико- геометричееким характеристикам воздействующих раздражителей. Так, ограничения угловых размеров зрительного поля обусловлены прямолинейностью распространения световых волн, а отсутствие
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |