КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Допонятийного и понятийного мышления 1 страница
I
Эгоцентризм допонятийного мышления
Перецентрация и интеллек- туальная децентрация в по- нятийном мышлении
II
Несогласованность объема и содержания в предпонятийных Понятийные структуры как собственно логические классы, структурах в которых согласованы содержание и объем
III
Трансдуктнвный характер свя- Индуктивно-дедуктивный ха- зи нредпоиятийных структур рактер связи понятийных структур
Синкретизм и господство со- единительных конструкций в допонятийном мышлении
Иерархизованность и господ- ство конструкций подчинения в понятийном мышлении
v
Несогласованность инвариант- Адекватное соотношение ин- ных и вариативных компонен- вариантных я зариатнвных тов в предпонятийных струк- компонентов в понятийных турах структурах
VI
Неполнота обратимости one- Сформированность ансамблей раций в допонятийном мыш- обратимых операций в поня- ленин тийном мышлении
VII
Нечувствительность к логиче- Высший уровень и полнота скому противоречию _ и к пере- понимания в понятийном ин- носному смыслу как выраже- теллекте ние дефектов понимания
Прив7едем в последовательном порядке некоторые дополне- ния, обоснования и в отдельных случаях необходимую мини- мальную конкретизацию характеристик, входящих в этот пере- чень, лежащий в основании дальнейшего теоретического поиска.
I. Эгоцентризм в паре с интеллектуальной децентрацией не случайно занимают первое место в этом списке. Хорошо изве- стно, что Ж. Пиаже считал именно эгоцентризм тем основным свойством допонятийного интеллекта, из которого как следст- вия вытекают все другие его основные особенности. II это имеет свои серьезные основания, поскольку эгоцентризм воплощает в себе все те главные не преодоленные еще мыслью дефициты и проявления субъективности, которые обусловлены ограниче- ниями в такой исходной характеристике мышления, как его пространственно-временная структура, выраженная здесь отно- сительно жесткой фиксированностью системы отсчета. Эго- центризм допонятийного мышления заключается именно в есте- ственной и неизбежной на этой ступени развития органической связи отображаемых мыслью отношений с той координатной системой, начало которой фиксировано в самом субъекте. Пре- образование системы отсчета, составляющее самую сущность отображения разных возможных координатных систем, здесь еще отсутствует. Именно поэтому сам субъект, как носитель (а в некоторых случаях и партнер) отображаемых отношений, находясь в нулевой точке системы отсчета, по существу не попадает в сферу отражения. Эгоцентризм, вопреки его рас- пространенной чисто житейской оценке, состоит не в обращен- ности мысли на ее носителя, а, наоборот, в выпадении послед- него из сферы отображения. Отсюда вытекают кажущиеся
202.
парадоксальными ответы ребенка на известный тест Бине о числе братьев в семье. Именно себя, как известно, в это число ребенок, находящийся на стадии допонятийного интеллекта, как раз и не включает. И здесь, в эгоцентризме детской мысли, эта фиксированность начала координат и вытекающие отсюда жесткость <своей> точки зрения и невозможность адекватно оценить себя как носителя и партнера отношений с вещами и людьми в силу элементарности самих этих отражаемых отно- шений проступают совершенно прозрачно.
Однако, как учит уже не только собственно научный, но и широкий жизненный опыт, такой не до конца преодоленный эгоцентризм, выраженный неумением преобразовывать систему координат и вносить поправочные коэффициенты на специфику своей исходной позиции, к сожалению, часто составляет осно- вание серьезных коллизий уже не только детской, но и зрелой мысли взрослого человека. Суть таких коллизий, которые могут далеко выходить за пределы только сферы мышления и интеллекта и служить причиной личностных жизненных тра- гедий, состоит в несформированности объективной системы отсчета, более общей, чем та система пространственных коор- динат, началом которой является субъект-носитель мысли- тельного отображения. Именно в таком отсутствии более общей и тем самым более объективой системы координат состоит глу- бинное существо эгоцентризма допонятийного интеллекта.
<...Интуитивное мышление,10-пишет Ж. Пиаже,-всегда свидетельствует о деформирующем эгоцентризме, ибо отноше- ние, принимаемое субъектом, всецело связывается с его дейст- вием и не децентрируется в объективной системе>.11 И несколь- ко далее Ж. Пиаже заключает: <...интуитивная центрация (про- тивоположная операциональной децентрации) подкрепляется неосознанным и в силу этого постоянным преобладанием соб- ственной точки зрения. Этот интеллектуальный эгоцентризм в любом случае скрывает за собой не что иное, как недостаток координации, отсутствие группировки отношений с другими
индивидами и вещами>.12
Так рассмотрение природы эгоцентризма подводит к сущест- ву интеллектуальной децентрации, которая достигается на уров- не понятийного мышления.
Интеллектуальная децентрация, как это следует из всего
сказанного выше, воплощая в себе преодоление ограничений эгоцентризма, осуществляется за счет преобразований коорди- нат, позволяющих выйти за пределы индивидуальной эгоцент- рической системы отсчета, неизбежно связанной с элементами
10 Интуитивным Ж. Пиаже называет наглядное мышление, не достигшее еще понятийного уровня.
" Пиаже Ж. Избранные психологические трды, с 214 (курсив наш.-Л.В.). - !2 Там же. с. 215.
деформирующей субъективности, к более общей и более объек- тивной координатной системе, по отношению к которой индиви- дуальные точки отсчета, в том числе и собственная, понижая свой ранг общности, оказываются лишь на положении различ- ных частных вариантов. Именно в связи с вопросом о соотно- шении высших форм децентрации с эгоцентризмом Ж. Пиаже пишет: <...умение различать точки зрения и координировать их предполагает целостную деятельность интеллекта>.13 Естест- венно, что в эту целостную деятельность интеллекта с необхо- димостью включается его высший, понятийный уровень и обрат- ное регулирующее влияние последнего на все нижележащие пласты.
Последнее обстоятельство, на которое в этом кратком допол- нении к паре <эгоцентризм-децентрация> необходимо указать как на эмпирический факт, абстрагируясь от связанной с ним теоретической дискуссии, заключается в том, что в экспери- ментальной психологии анализ эгоцентризма и децентрации как свойств мышления шел совместно с рассмотрением этих харак- теристик как свойств речи, что указывает на двуединую или - как можно было бы сказать, опираясь на весь предшествующий анализ общих закономерностей мышления,- на двуязычную структуру мыслительных процессов.
II. Характеристики мышления, связанные с соотношением объема и содержания мыслительных структур, занимают фун- даментальное место во всем обширном эмпирическом материа- ле, накопленном школой Ж. Пиаже, и поэтому они непосред- ственно примыкают в перечне к исходной паре <эгоцентризм - децентрация>, с которой органически связаны различия в коор- динации объема и содержания в допонятийном и понятийном мышлении.
Типичным проявлением особенностей предпонятийных струк- тур является отсутствие адекватной согласованности объема и содержания, выражаемое чрезвычайно демонстративными ошибками в содержании операндов мысли и в неадекватном оперировании их объемами, что обусловлено неправильным применением кванторов общности, таких как <все>, <некоторые>, <один>, <ни один>. Приведем два очень простых и потому очень убедительных примера такой явной несогласованности объема и содержания предпоиятийыых структур (эти примеры относят- ся к категории экспериментальных фактов, справедливо обозна- чаемых в психологической литературе как <феномены Пиаже>).
<Пяти-шестлетним детям дают несколько рисунков, изобра- жающих цветы (например, 7 примул, 2 розы и 1 гвоздику), и за- дают следующие вопросы: "Все примулы цветы?"-"Да, конеч- но."-"Все эти цветы являются примулами?"-"Нет, здесь есть и розы и одна гвоздика".-"Так в букете больше примул или
13 Там же.
цветов?" И, как правило, ребенок отвечает: "Больше примул, потому что здесь всего три цветка".-,,Но если убрать цветы, оста- нутся примулы?"-"Нет, это тоже цветы".-"Ну так как же все-таки, здесь больше цветов или примул?"-"Больше примул,
потому что у нас только три цветка">.14
Ребенку предъявляют картинку, на которой изображены 2 лошади, 2 совы и 2 цыпленка и задают вопросы: <Если напи- сать, что здесь есть, как нужно было бы это назвать?>. В ответ на этот вопрос разворачивается следующий диалог: <б живот- ных (она пытается написать "б цыплят", но отказывается от этого), <потому что они все животные и здесь нет 6 цыплят>.- <А чего больше, животных или цыплят?>-<Больше животных, потому что... Нет! Больше цыплят!>- <Почему?>-<Потому что здесь 3 птицы (забывает сову), да, это тоже (следовательно, 4)>.-<Тогда больше цыплят или больше животных?>-<Больше
цыплят>.15
Легко увидеть, что основа этих ошибок заключается не про- сто в неадекватном употреблении словесных символов, при котором, как иногда эти феномены интерпретируются логика- ми, ребенок просто называет цветами только примулы, а живот- ными-только птиц. Если бы это было так, ошибка была бы действительно только языковой (т. е. символической) и ничего сама по себе не говорила бы о когнитивных структурах, состав- ляющих значение этих словесных символов. Но все дело в том, что ребенок в ситуации этого эксперимента называет словом <цветы> не только примулы, но и розы, и гвоздики, а словом <животные>- не только цыплят или вообще птиц, но и лоша- дей. Он говорит, что розы и гвоздики-<это тоже цветы>, а про лошадей и птиц-что <они все животные>. Но если <все пти- цы - животные> и если <не все животные - птицы>, то живот- ных не может не быть больше, чем птиц. Между тем ребенок делает ошибки. Из этих прозрачных в своей простоте соотно- шений следует, что эмпирическое существо описываемого фено- мена состоит не просто в ошибочном употреблении словесных наименований, а в неправильном употреблении кванторов общ- ности <все>, <некоторые> и т. д., за которым стоит, по-видимому, специфический дефицит организации предпонятийных структур.
Поскольку эти данные относятся к детскому мышлению, целесообразно, вероятно, здесь указать и на то, что, по нашим данным, аналогичные ошибки делают и взрослые люди (студен- ты и научные сотрудники), которые ситуацией такого экспери- мента ставятся в условия дефицита времени, ведущего к несра- батыванию собственно понятийных структур. Так, если в спнс-
14 П и а ж с Ж. Роль действий в формировании мышления. - <Вопросы психологии>, 1965, № 6, с. 45.
"Пиаже Ж. II И и ель дер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963, с. 89.
ке имеется два камня, три ведра, семь собак и две лошади, то на вопрос <чего здесь больше - живых существ или физиче- ских тел?> взрослые люди, заведомо знающие, что живые суще- ства тоже остаются физическими телами, тем не менее в боль- шом числе случаев отвечают, что живых существ в списке больше, чем физических тел.
Исходя из этого есть основания заключить, что за всеми подобными фактами стоит закономерность, относящаяся не только к словесному языку, являющемуся вторым, символиче- ским языком мышления, но и к первому его языку, воплощен- ному в симультанно-пространственных психических структу- рах, содержащих в себе значения словесных знаков. Посколь- ку основные ошибки в согласовании объема и содержания свя- заны с неправильным соотнесением общих и частных признаков (цветы - примулы, животные - птицы, физические тела - жи- вые существа) и тем самым с несогласованностью символиче- ских кванторов общности, есть основания полагать, что диско- ординация содержания и объема имеет своим источником осо- бенности психических структур, воплощающих в себе специ- фику предпонятийного обобщения.
Описанные выше эмпирические данные, взятые сами по себе, не дают возможности вскрыть принцип организации этих -струк- тур в отличие от психических структур, расположенных по другую сторону границы и являющихся носителями собственно понятийных обобщений. Однако экспериментальные материалы Выготского и Пиаже ясно показывают, что специфика структур предпонятийных обобщений связана с ограниченностью объемов предпонятийных классов. Предпонятийные психические структу- ры, воплощенные в форму фигурных совокупностей, связанных пространственной близостью, и совокупностей нефигурных, пред- ставляющих собой <небольшие агрегаты, основанные на одних отношениях сходства>, и сохраняющих статус <наглядных ансамблей>,16 остаются все же не свободными от ограничений пространственных конфигураций и пространственного поля мыс- ли. <Класс как таковой,-пишет Пиаже,-никогда не является перцептивным, поскольку он, как правило, обладает бесконеч- ным объемом; когда же класс обладает ограниченным объемом, то воспринимается не как класс, а как совокупность определен- ной пространственной конфигурации, образованная объедине- нием каких-либо элементов>.17
Легко понять, что ограничения эгоцентрической системы про- странственных координат, характеризующей все допонятийное, в том числе предпонятийное, мышление, неизбежно влекут за собой ограничения объемов предпонятийных структур. Послед-
:6 См. там же. 17 Там же, с. 22.
ние остаются тем самым на уровне фигурных и нефигурныл совокупностей, воплощенных в <наглядных ансамблях>, имеющих пространственные ограничения разного рода, и поэтому, нахо- дясь по ту сторону границы понятийного интеллекта, никогда не достигают формы организации собственно логических клас- сов. Это и составляет эмпирическое существо феномена несогла- сованности содержания и объема предпонятийных структур.
По ею сторону границы понятийного мышления располага- ется характеристика, составляющая второй полюс рассматри- ваемой пары и соответственно заключающаяся в полной сфор- мированности собственно логических классов. С точки зрения Пиаже, <можно говорить о классах, начиная с того момента (и только с того момента), когда субъект способен: 1) опреде- лить их по содержанию через род и видовое отличие и 2) ма- нипулировать с ними по объему согласно отношениям включе- ния или включающей принадлежности, предполагающей согла- сование интенсивных кванторов "все",,,некоторые", "один" и "ни один">.18 Однако, как было показано выше, такое адек- ватное манипулирование объемом класса требует освобожде- ния от ограничений, вытекающих из неизбежной неполноты и субъективности эгоцентрической системы пространственно- временных координат. Поэтому сформированность логических классов с их согласованностью содержания и объема необхо- димым образом опирается на интеллектуальную децентрацию. <Мысль, рождающаяся из действия, является эгоцентрической в самой своей исходной точке....Поэтому построение транзитив- ных, ассоциативных и обратимых операций должно предпола- гать конверсию этого начального эгоцентризма в систему отно- шений и классов, децентрированных по отношению к собствен- ному "я", и эта интеллектуальная децентрация занимает прак- тически все раннее детство>.19
Основная суть собственно понятийных координации, в их
отличии от более элементарных мыслительных структур, заклю- чается, согласно Пиаже, в <широте поля> умственных действий, лишь на этом уровне достигающей предела своего развития, Как раз за счет формирующейся здесь собственно интеллек- туальной децентрации, <именно в этом бесконечном расширении пространственных расстояний между субъектом и объектом и состоит основное новшество, создающее собственно понятий- ный интеллект, и то особое могущество, которое делает этот понятийный- интеллект способным порождать операции>.20
В этой верхней точке развития познавательных структур до- стигает своего максимума тот процесс развития симультанчо- пространственного психического поля, который начинается
18 Там же, с. 19.
19 Пиаже Ж. Избранные психологические труды, с. 17/.
2Ї Там же, с. 175.
с парциальной метрической инвариантности сенсорного поля, проходит через интегральную метрическую инвариантность перцептивного поля, претерпевает существенное расширение в панорамности представлений, затем, при переходе в сферу мысли, делает резкий скачок снятия макро- и микропороговых лимитов, но лишь внутри эгоцентрической системы отсчета, и, наконец, только на уровне понятийного интеллекта освобож- дается от последних ограничений индивидуальной, эгоцентриче- ской системы координат.
Это максимальное расширение, обобщение и объективация системы отсчета и освобождает понятийные структуры от огра- ничений объемов соответствующих им классов за счет преодо- ления <фигуративной видимости>, неизбежно вытекающей из жесткости исходного начала отсчета. И здесь получает еще одно свое важнейшее эмпирическое подкрепление многократно упо- минавшаяся выше, но именно здесь достигающая своего пре- дела иллюзия беспространственности психики. Уж абстрактное- то понятие, во всяком случае феноменологически, представляет- ся свободным от каких бы то ни было пространственных ком- понентов. Действительно, собственно логический понятийный класс отличается от фигурных и даже нефигурных, но сохра- няющих пространственный характер, совокупностей именно тем, как считает Пиаже, что <в определение класса, которое будет распространяться на классификации, осуществляемые детьми, начиная с определенного возраста, не входит никакое свойство или отношение, связанное с пространственной конфигурацией>.-21 И несколько далее Пиаже заключает: <...для полного описания классов нет никакой необходимости обращаться к простран- ству>.22 И это остается важнейшим эмпирическим фактом, дей- ствительно резко усиливающим видимость беспространственно- сти мысли.
Острая парадоксальность и противоречивость этой эмпирико- теоретической ситуации состоит, однако, в том, что, как сви- детельствуют эмпирические обобщения самого Ж. Пиаже, освобождение от конкретных признаков пространственной струк- турированности создается не ликвидацией пространственного поля понятийной мысли, а его упоминавшимся выше потенци- ально бесконечным расширением, вытекающим из универсали- зации и объективации системы координат за счет преобразова- ний ее начала. Учет полного объема класса достигается, таким образом, не беспространственностью соответствующей ему пси- хической понятийной структуры, а такой ее симультанно-цело- стной пространственной организацией, которая обеспечивает отображение любого экземпляра, входящего в класс, т. е. эк-
21 П и а ж е Ж. и Ине.чьдср Б. Генезис элементарных логических структур, с. 33.
22 Там же.
земпляра, находящегося в любой точке пространственного поля, независимо от начала индивидуальной эгоцентрической системы отсчета данного субъекта. Но именно это и дается децентрацией, которая тем самым лежит в основании согласованности объема и содержания собственно понятийных структур, обеспечивая адекватное употребление кванторов общности.
Такова парадоксальная феноменология этой пары характе- ристик, с особой остротой ставящая теоретический вопрос о принципе пространственно-временной организации той иско- мой психической понятийной структуры, которая является носи- телем всей парадоксальной специфичности понятийных обоб- щений.
III. Если мера согласованности содержания и объема явля- ется характеристикой внутренней структуры предпонятийных (или, соответственно, собственно понятийных) единиц мысли- тельного процесса и мысли как его результата, то следующая характеристика относится к способу связи между этими едини- цами, вытекающему из их внутренней структуры. Внутренней структуре предпонятий здесь соответствует тот тип связи меж- ду ними, который Пиаже называет допонятийным рассуждением, или <трансдукцией>, как обозначил этот тип связи между еди- ницами детской мысли В. Штерн.23 (Термин <трансдукция> образован В. Штерном по аналогии с <индукцией> и <дедук- цией>, которым он противостоит, выражая отсутствие последних в предпонятийном мышлении.)
Отсутствие адекватной координации кванторов общности (<все>, <некоторые>, <один из>) при формировании предпоня- тийных классов в их соотношении с подклассами, т. е. при соот- несении родовых и видовых признаков в структуре каждой от- дельной единицы, влечет за собой такой тип связи между этими единицами, в котором, так же как и в их внутренней структуре, отсутствует правильная координация кванторов общности. По- этому суть предпонятийного, или трансдуктивного, рассуждения состоит в оперировании единичными случаями. <Например, ре- бенок 7 лет, у которого спрашивают, живое ли солнце, отве- чает: "Да".-,,Почему?"-"Потому что оно двигается (идет впе- ред)">.24 И далее Ж. Пиаже, приводящий этот пример транс- дукции, продолжает: <Но никогда не случается ему сказать:
"Все вещи, которые движутся,-живые". Это обращение к об- щему предложению еще не существует. Ребенок не старается ни установить такое предложение путем последовательных ин- дукций, пп постулировать его в силу необходимости сделать вывод>
23 См.: Стерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пг" 1915.
м См.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М. - Л., 1932, с. 393. " Там же.
В более поздних своих работах Ж. Пиаже, анализируя трансдукцию, уже не только в ее феноменологическом описании, но и в эмпирическом обобщении связывает трансдуктивное включения, вытекающей из несогласованности кванторов общ- ности. <...Допонятийное рассуждение-трансдукция,-пишет Ж. Пиаже,- покоится лишь на неполных включениях и, следо- вательно, обречено на провал при переходе к обратимой опе- рациональной структуре>.26 Вместе с тем эта неполнота вклю- чений и соответствующее ей в содержании трансдуктивных рассуждений неадекватное соотнесение общих и частных при- знаков объектов, отображаемых предпонятийной мыслью, неиз- бежно лишает трансдукцию необходимой связи между предпо- нятийными единицами, следовательно,-и логической доказа- тельности соответствующих умозаключений. Это отсутствие необходимой связи и доказательности в предпонятийном рас- суждении неизбежно обрекает его на субъективность, которая, как и вся специфика внутренней структуры самих предпонятий и внешних связей между ними, в свою очередь, определяется жесткой фиксированностью субъективной точки отсчета в эго- центрической системе координат. Поэтому Ж. Пиаже уже в ра- боте <Речь и мышление ребенка> связывает трансдукцшо
с эгоцентризмом допонятийного интеллекта.
Поскольку по ею сторону границы между допонятийным и понятийным мышлением интеллектуальная децентрация вме- сте с расширением и объективацией поля мысли влечет за собой адекватную координацию содержания и объема понятий- ных структур, выраженную согласованностью кванторов общ- ности, трансдуктивнып тип связи предпонятийных единиц сме- няется индуктивно-дедуктивным типом связи собственно поня- тийных структур. Понятийное рассуждение тем самым приобре- тает необходимую связность и логическую доказательность.
IV. Из этою же фундаментального факта отсутствия общей объективной системы координат вытекает и следующая харак- теристика, обозначенная Клапаредом как <синкретизм> и за- ключающаяся, по его определению, в <осмысливании предмета по одной несущественной его части>. Существенность призна- ка органически связана со степенью его общности. Поэтому определяемые ограниченностью эгоцентрической системы коор- динат и неполнотой объемов классов ошибки смешения- более общих и более частных признаков неизбежно влекут за собой смешение существенных свойств отображаемых мыслью объек- тов с их случайными особенностями.
Анализируя синкретизм детской допонятийной мысли, Пиа- же пишет: <...когда задают детям 5-6 лет такой вопрос: "По- чему Луна или почему Солнце не падают?",-то ответ часто
26 Пиаже Ж. Избранные психологические труды, с. 182.
ограничивается ссылкой на другие признаки Луны и Солнца. потому что этих признаков, воспринятых вместе с признаком, подлежащим объяснению, достаточно для ребенка, чтобы объ- яснить этот последний. Подобные ответы были бы бессмыслен- ны, если бы они как раз не свидетельствовали о взаимной связи черт, воспринятых вместе,- связи, гораздо более сильной, чем в уме несинкретическом. Вот примеры: "Солнце не падает, по- тому что жарко, оно держится.-Как?-Потому, что оно жел- тое (Лео, 6 лет).-А Луна? Как она держится?-То же самое, как Солнце, потому что оно лежит в небе... потому что это очень высоко, потому что нет (больше нет) Солнца, потому что это очень высоко и т. д.">.27
Эти примеры действительно очень отчетливо демонстрируют диффузную слитность общего с частным и вместе с тем суще ственного и устойчивого со случайным и вариативным (не па- дает, потому что желтое, и не падает, потому что жарко).
Такое отождествление существенного с вариативным и слу- чайным неизбежно влечет за собой искажение объективных связей. Поэтому синкретизм органически связан с субъекти- визмом допонятийного интеллекта. <Синкретизм и есть,-пи-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |