КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Допонятийного и понятийного мышления 6 страница
зоны допустимости этих преобразований уровня обобщенности как внутри эгоцентрической системы отсчета, так и при преоб- разовании самой системы координат. Адекватность операции оценивается мерой инвариантности результата. Операции пре- образования уровня обобщенности приводят к выделению их инвариантного соотношения, но критерий инвариантности опре- деляет направление и состав этих операций и управляет их динамикой.
Такова гипотеза, полученная в значительной мере индук- тивным путем. Она подсказана как наиболее информативными характеристиками понятийного мышления, приведенными в эм- пирическом перечне, так и сформулированными выше общими критериями оценки ее вероятности, а также подводящими к ней родственными теоретическими положениями психологических концепций Пиаже, Брунера, Выготского, Рубинштейна, Гальпе- рина и т. д. Все это вместе составляет психологическое обосно- вание данного вывода. Имеет он и свои логические подкреп- ления.
Прежде всего бросается в глаза его близость к давно и хо- рошо известному еще с времен Аристотеля положению логики о родо-видовой структуре понятия, определение которого вклю- чает ближайший род и видовое отличие. Таким образом, здесь также идет речь о наличии двух уровней обобщенности в ло- гической структуре понятия и об определенности соотношения между ними. Близость этих известных положений к содержа- нию гипотезы может даже создать иллюзию их тождественно- сти, но именно иллюзию. Дело в том, что категория <уровень обобщенности> имеет в логике и психологии мышления раз- ное содержание. Логика заведомо имеет дело лишь с одним из языков мышления-языком логико-символическим. Поэто-
му, как справедливо указывает Пиаже, она <линеаризует структуру>, совершенно абстрагируя ее от тех симультанно- пространственных психических гештальтов, которые воплощают в себе второй из языков мышления. Эти гештальты просто не являются объектом исследований логики. Тем самым родовые и видовые признаки, т. е. разные уровни обобщенности, входя- щие в определение понятия, представлены здесь лишь симво- лами, имеющими разные ранги общности и взятыми в их пря- мом отношении к объектам мысли, минуя те предметные психические структуры, которыми эти объекты прежде всего воспроизводятся носителем психики. Именно потому, что логика не имеет дела с предметными симультанно-пространственными психическими структурами, входящими в каждый из уровней обобщенности, из поля ее специального рассмотрения выпадает как вопрос о психологической структуре уровней обобщенности, так и вопрос об инвариантности соотношения между ними.
Таким образом, можно заключить, что логическое определе- ние понятия воплощает в себе проекцию этой двуязычной двух-
уровневой структуры, составляющей психическую реальность понятийной мысли, на один из ее языков; и тогда соответствие этой символической проекции ее предполагаемому оригиналу, выраженное включенностью символов родового и видового уровней, подкрепляет гипотезу об иерархической структуре логически проецируемого двуязычного психологического ори- гинала. Отождествление же логического определения понятия с тем соотношением уровней обобщенности, инвариантность кото- рого составляет содержание гипотезы, равносильно отождест- влению символической проекции с ее двуязычным оригиналом. Исходя из всего этого факт родовидовой логической структу- ры понятия, не будучи тождественным приведенной гипотезе о его психологической организации, может быть истолкован как
одно из ее логических оснований.
Другим таким свидетельством является природа так назы- ваемых логических парадоксов и сущность способов избежать или устранить их. Так, например, парадокс Рассела-Церме- ло состоит в том, что множество всех нормальных множеств является нормальным, поскольку не содержит себя в качестве своего элемента. Но, будучи нормальным множеством, оно должно быть включено в состав всех нормальных множеств и, таким образом, становится элементом самого себя, т. е. явля- ется ненормальным. <Логическая ловушка> (М. С. Козлова) этого парадокса, как это достаточно очевидно, состоит в про- тиворечивости умозаключения: если множество является нор- мальным, то оно является ненормальным.
Рассел показал, что общей основой всех парадоксов такого типа является отождествление разных уровней обобщенности или уровней абстрагированности от единичного объекта. Исходя из положения о том, что отождествление уровней обобщенности неизбежно влечет за собой противоречия и вместе с тем создает основу для <понижения чувствительности> к ним, Б. Рассел в качестве средства для устранения подобных парадоксов раз- вивает свою логическую теорию типов, которую многие круп- ные логики и философы оценивали как одно из важнейших до- стижений в области современной логики. Суть способа пре- дотвращения такого отождествления уровней обобщенности и вытекающих из него парадоксов и противоречий, как ее ясно и лаконично формулирует М. С. Козлова, заключается в чет- ком прочерчивании <различия между классами понятий по сте- пени их общности. Это достигается строгим разграничением символов (объектов) разных логических уровней: индивидуумы, классы, классы классов и т. д. Им соответствует классификация предикатов и отношений (предикаты индивидов, предикаты классов, предикаты классов классов и т. д.)>.24
2 Козлова М. С. Философия.и язык. М., 1972, с. 38-39.
Обращает на себя внимание явная аналогия и, может быть, даже общность источника ошибок и противоречий в области логических парадоксов, т. е. в сфере абстрактно-теоретической понятийной мысли, и в области детской предпонятийной мысли,
характеризующейся рассогласованностью объема и содержания ее операндов и рядом других родственных особенностей, полу- чающих свое выражение в феноменах Пиаже. В обоих случаях общим источником противоречий оказывается отождествление уровней обобщенности соответствующих операндов мысли. Ана- логия эта продолжается и дальше в том, что общим способом преодоления таких противоречий и парадоксальных умозаклю- чений является, во-первых, четкое разведение уровней обобщен- ности, достигаемое средствами строгой дифференциации сим- волов, относящихся к различным уровням, и, во-вторых, адекватное соотнесение этих уровней, достигаемое наложе- нием ограничений на <слишком свободное обращение с клас- сами>.25
Эта явная аналогия дает основания предположить, что в обоих случаях конкретный способ уменьшить число степеней свободы обращения с различными уровнями обобщенности со- стоит в сохранении инвариантности соотношения между ними, поскольку такая инвариантность исключает отождествление разных уровней.
Бросается в глаза еще один признак данной аналогии. Рас- селовская теория типов предусматривает такое соотношение субъектов и предикатов, при котором предикаты га-го уровня характеризуют" субъекты не только этого же п-го уровня, но и уровня п-1. Таким образом, и здесь учитывается необхо- димость включать два уровня обобщенности в структуру одного и того же суждения, определяющего данный класс (поскольку субъект и предикат оказываются отнесенными к разным уров- ням обобщенности-уровню га и уровню п-1).
Рассматриваемая аналогия простирается, очевидно, доста- точно глубоко и может поэтому составить второе логическое основание сформулированной гипотезы.
Третье ее основание, относящееся также к области логико- лингвистического анализа мышления, относится к еще одной аналогии между соотношением предпонятийной и понятийной структур детского мышления, с одной стороны, и закономер- ными соотношениями между логическими теориями разной ши-
роты и глубины охвата - с другой.
Решающая роль адекватного соотношения уровней обоб- щенности как фактора перехода от предпонятийного мышления ребенка к собственно понятийному демонстративно выражается
25 Там же, с. 39.
в характере использования кванторов <все>, <некоторые>, <один из,> и т. д. Переход к понятийному мышлению связан с пере- стройкой, обеспечивающей возникновение адекватности исполь- зования этих квантифицирующих символов.
Аналогичным образом, переход от системы логики выска- зываний, не проникающей во внутреннюю структуру отдель- ного суждения, к системе логики предикатов, вскрывающей со- отношение субъекта и предиката в этой структуре, также свя- зан с введением кванторов общности. Но кванторы общности по самой своей природе квантифицируют или вносят кванти- фнцирующую координацию именно в соотношение уровней об- общенности и этим приводят к повышению меры адекватности как понятийного мышления ребенка по сравнению с предпоня- тийным, так и системы логики предикатов по сравнению с си- стемой логики высказываний. Логика абстрагируется от одного из двух языков мышления, и поэтому уровни обобщенности и их квантификация представлены здесь в системе только одно- го символически-операторного языка.
Таким образом, эта аналогия, как и общность соотношения психологических и логических аспектов понятийной мысли в предшествующих двух логических основаниях рассматриваемой гипотезы, воплощает в себе проекцию двуязычной разноуровнево- сти на один из языков мышления, в котором значение этой раз- ноуровневой обобщенности воплощено в символических кванто- рах общности.
Приведенный ряд психологических и логических оснований рассматриваемой гипотезы может быть дополнен еще и ее историко-научным обоснованием. Нарушение инвариантности соотношения уровней обобщенности (составляющей суть пред- полагаемого основного принципа организации понятийной мыс- ли), вытекающее отсюда отождествление родовых и видовых компонентов научного концепта и следующее из этого неизбеж- ное рассогласование его объема и содержания приводят к про- тиворечиям и ошибочным заключениям не только в области логики, но в различных сферах конкретно-научного знания. В силу специфичности предмета логического исследования, прямо анализирующего структуру символических форм самих концептуальных мыслительных образований, эти противоречия доведены здесь до предела и приобретают прозрачный характер явных парадоксов мысли. В области же конкретно-предметного научного знания результаты такого отождествления уровней обобщенности, вытекающего из нарушения инвариантности их соотношения, замаскированы предметным содержанием соот- ветствующих концептов. Поэтому парадоксальность вытекаю- щих из такого отождествления ошибочных заключений в ряде случаев не столь очевидна, хотя их логико-психологическая сущность имеет те же корни, что и логические парадоксы. Та- кова, например, сущность более чем столетних острейших на-
учно-философских коллизий, связанных с понятием <реф- лекс>.
Как было показано в первом томе, подлинная сущность и радикальное новаторство сеченовского обобщения заключа- лись в изменении ранга общности понятия <рефлекс> и в при- дании ему характера родового принципа работы нервной систе- мы, не допускающего обособления центральных мозговых звеньев этой работы от ее исходных и конечных эффектов и по- этому исключающего возможность выведения специфики пред- метной структуры психических актов лишь из их среднего, моз- гового звена. Такое недопущение базируется на тех же салых основаниях, по которым это невозможно сделать и по отноше- нию к любому другому рефлекторному акту, например двига- тельному или секреторному.
Однако речь здесь идет именно о родовой общности, не толь- ко не поглощающей у Сеченова видовой специфичности психи- ческих актов по сравнению с двигательными или секреторными эффектами, но, наоборот, открывающей пути к ее объясне- нию. Здесь, таким образом, Сеченов именно развел уровни обобщенности, расчленил родовые и видовые компоненты кон- цепта <рефлекс>, сохранение инвариантности соотношения между которыми составляло одну из задач последующего раз- вития науки. Вопреки этому, но в силу консервативной тен- денции к уравниванию уровней, полемика с рефлекторной тео- рией до сих пор достаточно часто ведется с позиций отождесг- вления родового принципа с его видовыми модификациями и вытекающих отсюда адресованных Сеченову и Павлову упре- ков в том, что рефлекторная теория якобы игнорирует специ- фические качественные особенности предметных психических структур.
Легко показать, что даже такой крупный и проницатель- ный теоретик, каким был Н. А. Бернштейн, в этом пункте допу- стил ошибку именно такого отождествления уровней обобщенно- сти, входящих в состав понятия.<рефлекс>, что привело к ряду противоречий с рефлекторной теорией, причем некоторые из них явно являются мнимыми, поскольку следуют из такого отождествления уровней обобщенности, которого не допускали в общей логике своих концепций- ни Сеченов, ни Павлов. Од- нако основания для такой трактовки этого принципа, которая, уравнивая уровни обобщенности, допускает отождествление психических актов с другими рефлекторными эффектами, со- держатся в работах некоторых более поздних представителей рефлекторной теории, например у А. Г. Иванова-Смоленского. Таким образом, Н. А. Бернштейн и А. Г. Иванов-Смоленский, занимая противоположные позиции в оценке эвристических кон- цептуальных возможностей рефлекторного принципа, допуска- ют в этом пункте общую ошибку отождествления уровней об- общенности, вытекающую из нарушения инвариантности
соотношения родовых и видовых компонентов той когнитивной концептуальной структуры, которая воплощает в себе понятие <рефлекс>.
Очень близкая к этому концептуальная ситуация, отличаю- щаяся лишь иной последовательностью идейных событий, сло- жилась в области того фундаментального научного концепта, который, будучи результатом дальнейших обобщений основных принципов рефлекторной теории, вышел, однако, далеко за ее рамки, а именно в области понятия <информация> или <сигнал>.
Как уже было показано в ряде предшествующих разделов монографии, главная сущность кибернетического синтеза со- стояла в раскрытии общего принципа организации любого информационного процесса или любого сигнала как формы пере- дачи и как структурной единицы информации.
Как и в случае сеченовского обобщения, основной смысл, объективная логика и даже сама архитектоника <Киберне- тики> Винера предполагают наличие разных уровней общности этого принципа организации сигнала-кода, воплощенных, в иерархической матрице форм инвариантного воспроизведения его источника.26 Вопреки этому и опять-таки в силу наблюдаю- щейся явной тенденции к, уравниванию уровней обобщенности, кибернетическая <экспансия> первого периода заключалась в фактическом игнорировании специфичности различных _част- ных, в том числе и психических, форм сигналов, вытекающем из отождествления этих разных по уровню обобщенности сигналь- ных структур с одним и тем же общекодовым уровнем их орга- низации, подчиняющимся лишь самым общим условиям изо- морфизма. Именно отсюда следует, в частности, интерпрета- ция мышления и восприятия (и вообще всяких когнитивных структур) как переработки информации <на уровне элементар- ных информационных процессов>. Такая интерпретация пред- ставляет типичную форму неразведенности уровней обобщенно- сти, демонстративно подчеркнутую здесь самим фактом наличия явной иерархии этих уровней.27
Такое стягивание разных форм информации к самому обще- му уровню ее организации неизбежно влечет за собой невоз- можность объяснить специфику психических, в частности мыс- лительных, процессов, исходя лишь из этого самого общего принципа организации сигналов; отсюда-парадоксальное, но логически необходимое при такой интерпретации исключение психических когнитивных структур-перцептивных и мыслитель- ных-из общих рамок информационных процессов.28
26 См.: В е к к ер Л. М. Психические процессы, т. 1, ч. 1, гл. IV. Л., 1974
27 См., напр.: Рептман У. Познание и мышление. М., 1968.
28 См., напр.: Б р у HI л и и с к и и А. В. Психология мышления нетика. М., 1970; Тихомиров О. К. Структура мыслительной . ностн человека. М., 1969.
Эти противоположные полюса теоретической интерпретации психических структур имеют, однако, общий <концептуальный радикал>-отождествление разных уровней общности инфор- мационных процессов, воплощающее в себе-если верна обосновываемая гипотеза-неразведенность родовых и вида- вых уровней обобщенности соответствующего научного по- нятия.
Аналогичные основы имеет, по-видимому, научно-философ- ская полемика по поводу соотношения биологических г физи- ческих законов, с одной стороны, и биологических и социаль- ных закономерностей-с другой.
Парадоксальное утверждение о неподчиняемости живых си- стем физическим законам и неподчиняемости социальных общ- ностей законам живых систем, частным случаем которых эти общности по всей совокупности свидетельств человеческого опыта несомненно являются, базируется на презумпции отожде- ствления разных конкретных форм физических законов с их самым универсальным общефизическим уровнем и всех кон- кретных форм биологических закономерностей с самым уни- версальным общебиологическим уровнем, например с общими для всего живого законами обмена веществ и размножения. Здесь те же самые концептуальные основания, по которым пси- хические процессы исключаются из категории рефлекторных актов и информационных явлений.
Если отождествляются разные уровни обобщенности закона, имеющего более высокий ранг общности и соответственно более широкий объем распространения, чем сфера рассматриваемого конкретного явления, то это делает неизбежной альтернативу, на одном полюсе которой отождествление специфических закономерностей с более общими, т. е. игнорирование этой специфики, а на другом-ее отрыв от этих более общих законо- мерностей. Оба варианта альтернативы исключают действи- тельное объяснение этой специфики, поскольку здесь нару- шается та обсуждаемая инвариантность соотношения уровней обобщенности внутри концепта, которая только и может, по- видимому, обеспечить выведение специфики более сложных частных форм из более общих законов их организации.30 Именно с такой альтернативой игнорирования специфики выс- ших психических структур по сравнению с более общими и эле- ментарными или отрыва этой их специфики от более общих закономерностей наш анализ столкнулся как на всех предшест- вующих пограничных рубежах, начиная с <психофизиологиче- ского порога>, так и на рассматриваемом сечении, разделяю-
29 См., напр.: Соотношение биологического и социального г, раз- витии человека. Материалы симпозиума. М., 1974.
30 Об этой закономерности более подробно см.: Веккер Л. М. О ка- тегориальном аппарате в психологии.- В кн.: Методология исторнко-чсихо- логического исследования. М., 1974.
щем предпоиятийные и собственно понятийные мыслительные структуры.
В той мере, в какой верна обсуждаемая закономерность инвариантности соотношения уровней обобщенности как прин- цип организации психической структуры понятийной единицы, все эти альтернативы <сведений> и <отрывов> являются мни- мыми, и все они имеют своим генетическим гомологом рассо- гласование содержания и объема предпонятийных структур, подробно исследованное Пиаже и описанное выше, а своим пря- мым аналогом-упомянутую выше область логических парадок- сов, коренящихся в отождествлении уровней обобщенности.
Рассмотренные аналогии и гомологии, охватывающие как генетически ранние уровни мышления, так и высоты теоретико- научных абстракций, могут, по-видимому, быть истолкованы как предварительные основания обсуждаемой гипотезы о том, что специфика психической структуры понятийной единицы мыс- ли заключается в инвариантности межъязыкового перевода информации, производимого минимум на двух уровнях об- общенности. При этом инвариантность обратимого межъязыко- вого перевода является здесь родовым признаком мысли, а ин- вариантность соотношения уровней обобщенности есть специ- фический видовой или, точнее, уровневый признак собственно понятийной мыслительной структуры. Естественная последова- тельность ходов анализа ведет от обоснования сформулиро- ванной гипотезы к проверке ее объяснительного потенциала по отношению к приведенному выше перечню основных эмпири- ческих характеристик, прочерчивающих своим фактическим содержанием границу между допонятийной и понятийной мыслью.
3. Теоретический анализ уровневых эмпирических характеристик допонятийной и понятийной мысли
В этом пункте завершается последовательность индуктив- ных ходов исследования, реализующих поиск закономерностей когнитивных психических структур в процессе подъема от общих и элементарных ко все более частным и сложным уров- ням их организации, высшим из которых является понятийная мысль. Чтобы завершить весь процесс такого исследователь- ского подъема от элементарных сенсорных психических струк- тур к высшим когнитивным структурам концептов, включаю- щий не только индуктивные ходы поиска гипотез, но и дедук- тивные ходы их проверки, необходимо сопоставить следствия из последней гипотезы, относящейся к высшему, пиковому уров- ню, с эмпирическими характеристиками этой высшей формы мысли. Промежуточным звеном между проверяемым общим принципом организации понятийной структуры и его вопло- щением в конкретных эмпирических характеристиках этой
структуры являются приведенные выше основные критерии адек- ватности гипотезы. Эту промежуточную ступень, хотя бы в ее обобщенно-схематизированном виде, целесообразно использо- вать при дедуктивном <спуске>, так же как при индуктивном <подъеме>. Это тем более оправдано, что первые два из основ- ных критериев связаны с исходной парой пограничных эмпи- рических характеристик.
Такой общей <вершиной> или <точкой пересечения> перечня основных критериев с перечнем эмпирических характеристик является соотношение эгоцентризма с интеллектуальной децент- рацией, определяющей переход к понятийным структурам и поэтому составившей исходный критерий оценки вероятно- сти искомой гипотезы. Если в процессе индуктивного поиска гипотезы анализ продвигался в соответствии с генетической последовательностью уровней от предпонятийных структур к по- нятийным, то здесь, в процессе дедуктивного спуска, реализую- щего проверку гипотезы, столь же естественно пойти в обрат- ном направлении, т. е. начать с характеристик понятийной мысли, тем более, что проверяемый принцип организации отно- сится именно к этому высшему уровню. Если гипотеза окажется верной, свидетельством чего должно быть совпадение ее следст- вий (хотя бы в первом приближении) с эмпирическими факта- ми, то дефициты предпонятийной мысли должны автоматически оказаться следствием отсутствия инвариантности соотношения уровней обобщенности, составляющей предполагаемую специ- фику организации собственно понятия по сравнению с предпо- нятием.
Децентрация. Поскольку проверяемая гипотеза была из- брана именно по критерию независимости соотношения уровней обобщенности от исходной системы координат, специально про- верять гипотезу по этому же критерию и тем самым по ее соответствию первой эмпирической характеристике понятийной мысли, т. е. по ее децентрированности (или независимости от смены эгоцентрических систем координат) нет ни необходимо- сти, ни даже просто смысла. Естественно, что возможности пре- одоления эгоцентризма обеспечиваются именно этой инвариант- ностью соотношения уровней обобщенности как по отношению к преобразованиям направления ходов мысли внутри индиви- дуальной системы отсчета (от видового признака к родовому или наоборот), так и по отношению к переходу от одной инди- видуальной системы координат к другой и вообще к смене начала отсчета. Поэтому по отношению к эмпирической харак- теристике децентрации как следствию инвариантности соотно- шения уровней обобщенности здесь нужна не специальная про- верка их совпадения, а лишь некоторое эмпирико-теоретическое дополнение.
Уже при описании самых общих эмпирических характери- стик психических процессов было вкользь упомянуто о том, что
понятийная децентрация завершает собой тот ряд преобразо- ваний парадоксальной специфичности пространственной струк- туры когнитивных психических актов, который начинается свой- ством проекции, или объективированности, ощущения, выра- женной инвариантным (в определенных пределах) отображе- нием метрики пространства независимо от собственной метрики носителя ощущения.
Парциальная метрическая инвариантность отображения локализации объекта в ощущении заключает в себе первый па- радоксальный скачок к <десубъективизации> пространственной структуры в психическом акте. При переходе к перцептивным образам в меру их интегральной метрической инвариантности (или полной константности) совершается дальнейшее освобож- дение уже не только образа пространственного фона, но и предметной фигуры от субъективных ограничений со стороны собственной метрики носителя психики.
Вторичные образы (представления), преодолевая естест- венные ограничения перцептивного поля, расширяют его грани- цы, совершая тем самым следующий шаг по пути десубъекти- визации познавательных психических структур.
Дальнейший радикальный скачок в преодолении этих субъ- ективных ограничений пространственно-временной структуры психического акта совершается при переходе от образного отображения к мыслительному. За счет включения символиче- ски-операторного языка и реализации межъязыкового перевода здесь, как было показано, границы пространственно-временно- го поля психического отображения уже не просто расширяются, а снимаются благодаря устранению абсолютных, разностных и дифференциальных порогов. Кроме того, здесь повышается инвариантность отображения, охватывающая тот класс отно- шений, адекватное отображение которого может быть достиг- нуто без преобразования систем отсчета и выхода в более об- щую систему координат, а только за счет того, что эти отноше-
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |