Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Главные характеристик произвольности




ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

О РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Развитие произвольности у дошкольников предполагает формирование направленности

ребёнка на собственные внешние и внутренние действия, в результате чего рождается способность управлять собой.(А.Н.Леонтьев)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ДВИЖЕНИЙ.

Интенсивно формируется после трёх лет.(А. В.Запорожец).

У преддошкольников усвоение двигательных навыков является побочными продуктом предметной деятельности.

У дошкольника овладение движениями становится целью деятельности. На основе сенсомоторного образа движения постепенно превращаются в управляемые, подконтрольные ребёнку.

Механизм управления собой строится по типу управления внешними предметными действиями и движениями.

ЗАДАЧА СОХРАНИТЬ НЕПОДВИЖНУЮ ПОЗУ исследовалась Мануйленко В.В.

· В 3-4 года недоступна.

· В 4-5 лет управление поведением строится под контролем зрения, поэтому ребёнок

отвлекается на внешние факторы.

· В 5-6 лет дети применяют некоторые приёмы, чтобы не отвлекаться. Управление поведением происходит под контролем двигательных ощущений, управление собой приобретает черты автоматически протекающего процесса.

· В 6-7 лет сохраняет неподвижную позу долго и это уже не требует непрерывного усилия (В.В.Мануйленко)

 

Они начинают протекать во внутреннем плане- память, мышление, воображение, восприятие.

(З.М.Истомина, А.В.Запорожец).

Произоьность в сфере ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ наблюдается к 6-7 годам (иссл. Кравцова)

ПОКАЗАТЕЛИ ПОИЗВОЛЬНОСТИ ОБЩЕНИЯ

· Отношения с просьбам и заданиям, умение их принять и выполнить.

· Умение удерживать контекст общения.

· Понимание двойственной позиции взрослого как участника общей деятельности и

источника правил.

1.осознанность 2. опосредованность

РАЗВИТИЕ ОПОСРЕДОВАННОСТИ - к двум годам посредниками поведения малыша являются речь взрослого и речь самого ребёнка.

*слово помогает выполнить сложное указание

(вызывает или тормозит реакцию),

*ребёнок фиксирует своё действие в слове, а значит осознаёт его,

*речь связывает во времени текущие события с прошлым и будущим.

РАЗВИТИЕ ОСОЗНАННОСТИ ИЛИ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ.

Развитие осознанности собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолевать импульсивность.

Для развития осознанности ребёнку нужно отойти от себя, предвидеть (увидеть) что, как и зачем он делает, то есть нужны точки опоры, выходящие за пределы конкретно воспринимаемой ситуации.

ВОЗМОЖНЫЕ ТОЧКИ ОПОРЫ, КОТОРЫМИ МОЖЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕБЁНОК.

· точка опоры может быть в будущем (Что будет, если он что-то сделает);

· ……в прошлом (хочу сделать так, как уже делал);

· ……в правиле или образце действия. Такие точки опоры используются для сравнения своих действий с ними (нужно быть хорошим, делать именно так;

· ………в игровой роли - в играх правила адресуются к дошкольнику не прямо, а через роль. Роль (взрослого) мотивирует (определяет) действия ребёнка и помогает их осознать, поэтому правила в игре достаточно легко выполняются.(Пример со знаменем).

Осознание своего личностного поведения в правилах происходит с 4-ёх лет в играх с правилами (если не будут выполнять правила, то игра не получиться.

· У старших дошкольников опорой является образ себя о времени (что хотел сделать, что сделал и т. д.)

Постепенно растёт осознанность ребёнком отдельных компонентов деятельности, что повышает степень произвольности.

· В 4-е года ребёнок выделяет объект деятельность и цель его преобразования.

· В 5-ть лет просматривается взаимосвязь между разными компонентами деятельности: выделяется цель, объект и даже способы деятельности с ним.

· В 6 лет опыт построения деятельности начинает становиться обобщённым. (пример планирования любой деятельности Мизинец-цель…..)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.