Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности самоконтроля женщин, детей младшего школьного возраста и подростков




 

Содержание и оценка данных самоконтроля будут различными для мужчин и женщин, для различных возрастных групп, для спортсменов разной специализации. Организм женщины значительно отличается от мужского.

Занятия физической культурой и спортом на женщин влияют положительно, но при их проведении необходимы ограничения.

Женщинам противопоказаны занятия борьбой, боксом, тяжелой атлетикой, футболом, хоккеем, водным поло, регби, прыжками на лыжах и с шестом, современным пятиборьем, а также участие в соревнованиях на длинные дистанции пo легкой атлетике и другим видам спорта.[12, С.139 ]

Женщины тяжелее переносят силовые и скоростные нагрузки. Спортивные результаты на одинаковые дистанции в беге, плавании, лыжном и конькобежном спорте, в метаниях, прыжках у женщин ниже, чем у мужчин. Различно строятся и проводятся спортивные занятия.

С девушками 15-17 лет и женщинами рекомендуется проводить занятия в отдельных группах. Это объясняется тем, что женский организм по морфологическим и функциональным показателям отличается от мужского.

Особенности женщин имеют значение как при определении физических нагрузок, так и при анализе показателей самоконтроля.

Физическое развитие женщин отличается от мужчин более низкими показателями роста (на 9-11 сантиметров), весом (на 10-12 килограммов), жизненной емкости легких (на 1000-1500 миллилитров), силы кисти (на 15-20 килограммов), становой силы (на 70-100 килограммов). Мышечная ткань у женщин составляет 30-35 процентов веса тела, у мужчин - 40-45 процентов, а у отдельных спортсменов может достигать 50 процентов. Жировой ткани у женщин на 10-12 процентов больше, чем у мужчин.

Имеются некоторые особенности женского организма в развитии и функции аппарата кровообращения, дыхания и др. Например частота пульса на 10-15 ударов в минуту больше, а артериальное давление на 10-15 миллиметров выше и т. д.

При планировании, построении учебно-тренировочных занятий, а также самоконтроле имеет существенное значение возраст занимающихся, особенно детей и подростков.

Детям следует начинать спортивные занятия в младшем школьном возрасте. Этот возраст характерен совершенствованием высшей нервной деятельности, но у детей преобладает повышенная возбудимость. Наблюдается высокая реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Происходит урежение пульса с 84 ударов в минуту в возрасте 7 лет до 78 ударов в минуту в возрасте 11 -12 лет. Артериальное давление повышается: в возрасте 7 лет максимальное равно 88 миллиметрам, минимальное - 55 миллиметрам, а в возрасте 12 лет - соответственно 103 и 62 миллиметрам ртутного столба. Число дыханий уменьшается до 20-22 в минуту. Жизненная емкость легких увеличивается с 1100 миллилитров у детей в возрасте 7 лет до 1900 миллилитров у детей в возрасте 12 лет. У этих детей еще слабо развит косно-связочный аппарат, что при неправильном сидении за партой, ношении портфеля в одной руке может вызвать нарушение осанки, искривление позвоночника, возникновение неправильной формы грудной клетки, спины, ног, стоп. Предупреждение и исправление этих нарушений - задача преподавателя физического воспитания, родителей и самого школьника.

Детям в этом возрасте надо начинать вести самоконтроль так, чтобы он стал привычкой на всю жизнь.[6, с.78]

Подростковый возраст - период значительных сдвигов в жизнедеятельности организма, период полового созревания, спортивных увлечений, успехов и неудач. Поведение подростка в этом возрасте изменяется значительно. Это уже не ребенок, но и не взрослый. Гормоны половых, щитовидной желез и передней доли гипофиза вызывают значительные изменения в морфологии и функции организма подростка. Хотя у него совершенствуется высшая нервная деятельность, но возбуждение продолжает преобладать над торможением. Происходит усиленное развитие сердечно-сосудистой системы - к 15 годам сердце подростка увеличивается по сравнению с новорожденным в 15 раз, пульс урежается до 72-74 ударов в минуту, артериальное давление повышается: максимальное до ПО, а минимальное до 70 миллиметров ртутного столба. Происходит урежение дыханий до 18-20 раз в минуту, увеличение жизненной емкости легких до 2700 миллилитров. Из-за преобладания симпатических влияний возможны сердцебиения, аритмии и другие расстройства сердечной деятельности. Это может сопровождаться появлением у детей бледности, покраснения или синюшности кожи лица. Все это возможно и при нарушениях тренировочного режима и должно быть отражено в дневнике самоконтроля.

Наибольшие изменения у подростков происходят в физическом развитии. Годичный прирост веса может в среднем доходить до 8 килограммов, роста - до 8-10 сантиметров, а в отдельных случаях до 18-20 сантиметров. Увеличивается в объеме и грудная клетка. Мышечная сила кисти в возрасте 15 лет у мальчиков достигает 36 килограммов, у девочек - 27, а становая у мальчиков - 29, у девочек - 57 килограммов. Необходимо отметить, что силовые упражнения, применяемые в большом объеме, могут привести к задержке роста костей в длину, искривлению позвоночника, спины, ног.

В стремлении достичь в короткий срок успехов в силе подростки могут переоценивать свои возможности, нарушать основные принципы тренировки, применять максимальные напряжения наперекор чувству самосохранения.

Необходимо отметить, что в период полового созревания происходит ухудшение приспособляемости организма к физическим нагрузкам, поэтому нельзя увеличивать физические напряжения, чтобы повысить спортивные результаты: это может привести к еще большему ухудшению здоровья и, конечно, к снижению спортивных достижений. В ряде случаев, посоветовавшись с врачом, надо временно, на 2-3 месяца, заменить спортивные тренировки активным отдыхом.

При систематическом самоконтроле можно будет наблюдать за изменением показателей самонаблюдения, а это позволит вовремя принять меры к предупреждению и исправлению выявленных отклонений.

К окончанию подросткового возраста завершается анатомическое и функциональное формирование организма юноши и девушки. Высшая нервная деятельность все более совершенствуется. Характер юноши и девушки изменяется. Они не всегда владеют собой, переоценивают свои силы, а это может привести к неблагоприятным последствиям.[1, С.69]

Функции сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и органов у юношей совершенствуются, и по показателям в покое они приближаются к средним данным для взрослых. Преобладание возбудительных процессов над тормозными сказывается на силе реакций на физические нагрузки. Например, при беге на 100 метров пульс у юношей увеличивался с 67 до 150, а у девушек - с 72 до 148 уд/мин. В этом возрасте возможны, при нарушениях бытового и тренировочного режимов, например, такие отклонения в сердечно-сосудистой системе, как «юношеская гипертония» с увеличением размеров сердца, сердцебиение, шумы и т. д. Эти отклонения будут сказываться на показателях самоконтроля - они ухудшатся, что даст возможность вовремя обратить внимание на них и предупредить или исправить нарушения в физическом состоянии организма, изменив по совету врача или тренера режим тренировки.

Выводы по 2 главе

 

Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности.

Самочувствие - является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Обычно самочувствие и настроение бывают одинаковыми, но возможно и несоответствие между ними.

Сон имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека. Если после занятий трудно заснуть и сон беспокойный (и это повторяется после каждого занятия), то следует считать, что применяемые нагрузки не соответствуют физической подготовленности и возрасту.

Необходимо постоянно следить за весом тела при занятиях физкультурой: показатели массы тела являются одним из признаков тренированности.

Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления после производственной, спортивной работы накануне. Поэтому следует отмечать количество и содержание производственной, общественной работы, учебы и учитывать нагрузку на спортивных тренировках. Работоспособность определяется как обычная, хорошая, пониженная.

О воздействии нагрузки на тренировке можно судить по частоте пульса до занятия, после разминки и после самого интенсивного физического упражнения, на высоте нагрузки, по окончании тренировки, а также после 2-3 часов отдыха.

Содержание и оценка данных самоконтроля будут различными для мужчин и женщин, и для различных возрастных групп.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса. Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вести систематический учет по двум наиболее важным направлениям: степень усвоения техники двигательных действий; уровень развития физических качеств.

Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.

Текущий самоконтроль и периодический врачебный контроль повышают эффективность и обеспечивают безопасность занятий оздоровительной физической культурой.

Подготовка спортсменов высокого класса заставляет тренеров планировать спортивные нагрузки большой интенсивности и в этом случае только комплексные врачебно-педагогические наблюдения в естественных условиях тренировочной работы могут в достаточной мере оценить функциональные возможности организма спортсмена, а также своевременно обнаружить в нем патологические сдвиги.

Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности.

Самочувствие - является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки.

Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями - настроение. Настроение - внутреннее душевное состояние.

Обычно самочувствие и настроение бывают одинаковыми, но возможно и несоответствие между ними.

Сон имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека.

Сон при систематических занятиях физическими упражнениями, как правило, хороший, с быстрым засыпанием и бодрым состоянием после него. Если же после занятий трудно заснуть и сон беспокойный (и это повторяется после каждого занятия), то следует считать, что применяемые нагрузки не соответствуют физической подготовленности и возрасту. В дневник записывают число часов сна и его качество: крепкий, просыпался один раз, часто, сновидения, кошмары, бессонница и др.

Вес тела находится в прямой зависимости от роста, окружности грудной клетки, возраста, пола, профессии, особенностей питания. С возрастом он увеличивается за счет отложения жира в области живота, груди, шеи. Постоянно следить за весом тела при занятиях физкультурой так же необходимо, как и за состоянием пульса и артериального давления: показатели массы тела являются одним из признаков тренированности.

Работоспособность - потенциальная способность человека выполнять максимально возможное количество работы на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью.

Работоспособность зависит от многих причин: от самочувствия, настроения, утомления после производственной, спортивной работы накануне. Поэтому следует отмечать количество и содержание производственной, общественной работы, учебы и учитывать нагрузку на спортивных тренировках. Работоспособность определяется как обычная, хорошая, пониженная.

О воздействии нагрузки на тренировке можно судить по частоте пульса до занятия, после разминки и после самого интенсивного физического упражнения, на высоте нагрузки, по окончании тренировки, а также после 2-3 часов отдыха. Для того чтобы знать, как повлияла физическая нагрузка во время тренировки, надо проделать ортостатическую пробу дважды: утром в день тренировки и на следующий день. Показатели ортостатической пробы, как правило, на следующий день приходят к исходным величинам, взятым накануне, если нагрузка на тренировке не была чрезмерной. Можно считать, что работоспособность организма восстановилась.

Содержание и оценка данных самоконтроля будут различными для мужчин и женщин, и для различных возрастных групп.

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка). - М.: «Академия», 2007. – 416 с.

2. Бирюков А.Л., Кафаров К.А. Средства восстановления работоспособности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 134 с.

3. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса.- М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.

4. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 140 с.

5. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 112 с.

6. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. - М.: издательский центр «Академия» 2002г. – 240с.

7. Верхошанский Ю.В. Проблемы развития выносливости// Научно-спортивный вестник. - 1984. - №3. - С.47-51.

8. Верхошанский Ю.В. Выносливость как фактор, определяющий скорость движений// Научно-спортивный вестник. - 1988. - №1. - С.67-73.

9. Герасимов Ю.Н., Корнеев А.С., Лазо В.В. Педагогический контроль соревновательной надежности дзюдоистов - М.: ВДКИФК, 1984. - 42 с.

10. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие для педагогических вузов. - М.: «Академия», 2004. – 224 с.

11. Городилин С.К. Физическое воспитание студентов. - Гродно: ГрГУ, 2002.

12. Друзь В.А. Моделирование процесса спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 83с.

13. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно–методической деятельности в физической культуре и спорте.- М.: издательский центр «Академия» 2001г. –264с.

 

14. Зациорский В.М. Физические качества спортсменов.- 2-е изд.- М.: Физкультура и спорт, 1970. - 199 с.

15. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1980. - 224 с.

16. Космолинский Ф.П. Физическая культура и работоспособность - М.: Медицина, 1983.

17. Лечебная физкультура и врачебный контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова, Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.

18. Лечебная физическая культура: учеб. Для вузов / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Варасеева и др.; под ред. С.Н. Попова. – Гриф МО. – М.: Академия, 2004. – 413 с.:

19. Мякинченко Е.Б. Принципиальная схема планирования макроцикла и многолетней подготовки в циклических видах спорта при воспитании локальной выносливости// Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК.- Т.1.- М.: Физкультура, образование и наука, 1997. - С.9-14.

20. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. М.: Дрофа, 2000. - С. 114

21. Набатникова М. Я. Проблемы совершенствования специальной выносливости спортсменов при циклической работе субмаксимальной и большой мощности.: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. – М.,1974

22. Настольная книга учителя физической культуры: Справ. – метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2003. – 626 с.

23. Начинская С.В. - Спортивная метрология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: Академия, 2012.

24. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. - М.: АСТ, Астрель, 2002.

25. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. / под ред. Ю.Д. Железняка. М., Академия, 2002.

26. Попов Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающихся по направлению "Физическая культура" / Г.И. Попов, А.В. Самсонова. - М: Академия, 2011. - 314

27. Спортивная медицина /Под ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Медицина, 1984.

28. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учебное пособие. М.: «Академия», 2001.- С. 189-190; 346.

29. Тронин Н.И. Соотношение средств ОФП и СФП при совершенствовании специальной выносливости// Спортивная борьба. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - с.13.

30. Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В.А. Головина, В.А. Масляка, А.В. Коробкова и др. - М.: Высш. школа, 1993.

31. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980.

32. Холодов М.К., Кузнецов В.С. Теория и методы физического воспитания и спорта. - М.: издательский центр «Академия», 2000г.

33. Хохлов И.Н. Методические детерминанты совершенствования тренировочного процесса в видах спорта с преимущественным проявлением выносливости: Автореф.дис. канд.пед.наук. - СПб.: СПГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.