Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кузнецы меди




Слово «кузнец» — производное от «кузнь», что означало всякую поделку из металлов, в том числе меди, бронзы и серебра. Мастера Рязани владели разнообразными приемами литья сплавов на медной и оловянной основе. В XI— начале XII в. преобладал способ литья по восковой модели как с потерей, так и с сохранением формы. При изготовлении плоских вещей — височных колец, подвесок к ожерелью, поясных накладок — вырезали их модели из воска, на которые наносили сложные узоры. Восковую модель заливали глиняным тестом. Когда глина высыхала, ее обжигали, после чего воск вытапливали и выливали через особый каналец-литок. В хрупкую глиняную форму, пригодную для двух-трех десятков отливок, лили металл. В двусторонних формах изготовляли бубенчики.

Сложные объемные вещи любых размеров и назначения отливали в «утрачиваемой форме», которую неизбежно ломали при извлечении изделия. Путем скульптурной лепки восковой модели делали часть перстней и амулетов-оберегов, но чаще крупные и массивные предметы: боевые гири к кистеням, булавы, подсвечники, «кружевные» паникадила-хоросы — церковные «люстры», смонтированные из шести десятков частей. Обломки хоросов с ажурным плетеным орнаментом — частая находка на городище.

С XII в. вместе с растущим рыночным спросом русское бронзолитейное дело совершенствуется. Широкое распространение получают, каменные формы, позволившие перейти к массовому выпуску украшений для рядовых горожан. Эти грубоватые цельнолитые вещи нередко подражали {148} украшениям знати, тисненным из драгоценных металлов. При исследовании Старорязанского городища встречены каменные формочки для отливки нательных крестиков, перстней, треугольных и круглых «монетовидных» привесок. Их узоры часто подражают зерни — напаянным мелким шарикам из серебра. К числу так называемых имитационных относятся формочки для изготовления звездчатой привески-колта и трехбусинных височных колец с ложно-зерневым орнаментом. Похожие тщательно вырезанные формы обнаружены при раскопках в Киеве: возможно, среди рязанских литейщиков работали киевские мастера. Подражая богатому княжеско-боярскому убору, они наладили ускоренное и дешевое производство для населения города и его округи.

Для отливки объемных украшений в жестких формах, например — колтов, применяли технику литья «навыплеск». Она позволяла делать тонкостенные вещи из бронзы, латуни или сплавов на серебряной основе. Через воронкообразный канал-литник (литок) в форму наливали металл, который начинал застывать прежде всего в местах соприкосновения с ее стенками. Через другой, более короткий литник успевали выплеснуть излишки металла, еще не успевшего затвердеть. Литье «навыплеск» давало возможность получать легкие полые вещи.

Некоторые литейные формы — образцы камнерезного искусства. Тонкая работа свидетельствует о верном глазе, уверенной, твердой руке мастера. Ремесленник, погибший в тайнике под Десятинной церковью во время штурма Киева монголами, захватил с собой, как главное богатство, целый набор каменных формочек.

Рязанские разъемные формы двусторонние или трехсоставные, с аккуратно пригнанными полированными плоскостями и гнездами для соединительных свинцовых штифтов. Их вырезали из мягких камней — мелкозернистого известняка или плотного сланца. В этих материалах резчик высокого класса легко добивался четких контуров углубленного рисунка, выполнял мельчайшие детали узоров.

В течение нескольких лет нами полностью раскопана усадьба ювелира-литейщика, изготовлявшего на продажу маленькие нательные крестики — «крестцы малы». На ее территории среди производственного брака найдены крестики с имитацией зерни, литые пряжки и другие вещи, не подвергнутые дополнительной отделке напильником и резцом. В наземном жилом доме ремесленник выполнял операции по холодной обработке цветных металлов. В нем много отходов производства: кусков медной проволоки, {149} обрезков бронзовых пластинок, бесформенных кусочков сплавов. Мастеру принадлежали два помещения с горнами, где он занимался операциями, связанными с литьем. Они представляют собой землянки площадью до 10 кв. м и глубиной до 1,5 м. Вертикальные стенки во избежание пожара поверх дощатой облицовки обмазаны глиной. От горнов сохранились лишь развалы прокаленной глины. На полу мастерских в мощном слое угля и золы обнаружены обломки тиглей-сосудов для получения расплавленного металла с прикипевшими частицами меди на дне, а также глиняные льячки (от глагола «лить») для разливания металла из тиглей. Льячки ложковидные, с втульчатыми ручками. Поверхность тиглей от сильного нагрева в горне застеклована. В мастерских найдены маленькие серебряные и медные слитки — сырье ювелира, застывшие брызги металла, шлаки.

Ювелирные инструменты: фигурная наковальня, молотки, клещи-кусачки, ножницы по металлу, зубила, резец по металлу, напильник, пинцеты, паяльник, наковальня. Из книги: Колчин Б. А. Черная металлургия и металлообработка...

С помощью спектрального анализа металла из усадьбы, ювелира определен его химический состав: чистая медь при {150} ничтожных — до тысячных долей процента — примесях висмута, мышьяка, золота. Сплавы для изготовления украшений насыщены оловом, свинцом, цинком, серебром, золотом, сурьмой, что предполагает знание специальных рецептов составления смесей.

Рязанские «кузнецы меди» были универсальными мастерами, владеющими тиснением, штамповкой, чеканкой, гравировкой. Их инструментарий включал простую и фигурную наковальню, молоточки, чеканы, клещи, пинцеты, сверла, резцы, доски для волочения проволоки, ножницы по металлу. Судя по археологическим находкам, умельцы Рязани ничуть не уступали ювелирам крупнейших городов Руси.

«НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ»

Среди археологических находок наиболее многочисленны черепки керамической посуды. Их огромное количество, исчисляемое сотнями тысяч, поражает неспециалиста, но ведь изделия из обожженной глины, пусть даже и в обломках, практически сохраняются вечно. От деревянной же утвари уцелели до нашего времени только металлические части, например железные дужки от ведер.

Успехи земледелия и скотоводства дали толчок к выделению гончарного ремесла. Потребность населения в дешевой глиняной посуде для хранения и приготовления масла, сметаны, творога, молока, мяса и продуктов землепашества многократно возросла. Грубой лепной керамики, сделанной только для своих нужд, уже нет в Рязани. Вся посуда выполнена на ручном гончарном круге, устройство которого восстанавливается по этнографическим наблюдениям. В скамье из толстой доски, стоящей на двух плахах, прорезали отверстие для основания оси. На верхний конец оси наглухо насаживали деревянный круг диаметром 15—20 см. Во время работы мастер сидел верхом на скамье, вращая круг левой рукой, правой формовал сосуд из жгутов глины, налепляемых по спирали. С изобретением круга появились искусные профессионалы: отныне мастерство передается от отца к сыну, от деда к внуку.

Гончарный круг рассчитан на массовое производство посуды. Чем же торговали гончары Рязани, снабжавшие своим товаром и город, и ближайшую сельскую округу?

В связи со словом «горнец»—горшок—ремесленник, изготовлявший глиняную посуду, назывался в древности {151} «горньчар». Горшки разных размеров и пропорций, некоторые с крышками, служили и для приготовления пищи, и для хранения запасов, и как столовая посуда. Кухонные горшки сохраняют следы нагара. Любопытно, что универсальный древнерусский горнец известен не только археологически, но дошел до нас в живой народной традиции. Как повседневную бытовую посуду, горшки, украшенные горизонтальными или волнообразными линиями, до сих пор вывозят на базары в разных местностях России. В рязанских погребениях XI—XII вв. обнаружены только горшки. И в дальнейшем они оставались самыми распространенными сосудами, приспособленными для варки в печи.

С середины XII в. ассортимент керамических изделий обогащается. Городские гончары создают десятки форм кухонной, столовой и тарной посуды. Без нее невозможно представить ни интерьера жилища, ни общей трапезы. Часть сосудов, найденных в постройках и ямах, удалось склеить реставраторам, часть графически реконструировать по уцелевшим частям. Низкие широкогорлые миски («мисы», «плоскы» — плошки), иногда с одной ручкой, были приспособлены и для жидкой и для густой пищи. Крупные мисы предназначались для коллективных застолий, небольшие находились в личном пользовании. Маленькие плошки употребляли в качестве масляных светильников, в которые опускали фитиль. Специальные миски и горшки с отверстиями в нижней части для стекания сыворотки служили для приготовления творога. Глиняные сосуды-«латки» типа противня, сковороды, применявшиеся для жарения или выпечки хлеба, даже попали в поговорки: «От мила куманька черепок да латка, и то подарочек». В глиняную втулку сбоку сковороды вставляли деревянную рукоятку, чтобы ставить и вынимать сосуд из печи. Жидкости и сыпучие продукты, например зерно, хранили не только в привезенных из Крыма амфорах, но и в местных «корчагах» — сосудах с шаровидным туловом и низким цилиндрическим горлом до 50 см высотой. Найдены двухъярусные светильники из расположенных друг над другом чаш. В верхнюю, приподнятую на поддоне, наливали жир и вставляли фитилек. Горшочки очень маленьких размеров наполняли солью и специями.

Реконструкция гончарного горна для обжига посуды

Как показало исследование керамики, гончарное ремесло Рязани не оставалось без изменений, хотя формы и орнаментация посуды в целом устойчивы. Для точного определения времени горшков, помимо других признаков, осо-{152}бенно важна профилировка их венчиков, так как в различные периоды их формовали по-разному.

Наиболее ранняя керамика с Северного городища сделана из грубого глиняного теста с примесями крупных зерен кварцита, шамота — толченых черепков посуды, речного песка, слюды, кострики или рубленой соломы. Примеси позволяли изделиям сохранять форму при обжиге. Но нередко обжиг еще несовершенен: в изломе черепка заметно, что его середина сохранила непрокаленный серый цвет. Кроме излюбленного гончарами волнисто-линейного орнамента широко применяли штампованный или ямочный. Зубчато-гребенчатый или нанесенный колесиком узор на все тулово сосуда придавал ему нарядный вид. Такая посуда, украшенная рядами квадратных, ромбических, треугольных, овальных или скобковидных вдавлений, не предназначалась для рынка, так как за пределами Северного городища она отсутствует.

Со второй половины XII в. вместе с усовершенствованием гончарного круга и распространением керамических горнов улучшается качество изделий. Стандартную посуду для массового покупателя формуют из мелкозернистой глиняной массы без грубых примесей, она равномерно обожжена, тонкостенна и при ударе издает звон.

Клейма на днищах глиняных горшков. Начертание знаков говорит об их магическим смысле.

Неподалеку от гончарных горнов, открытых в Рязани, обнаружены ямы, где ремесленники хранили глину для {153} изготовления так называемой белой керамики. Сами горны двух типов. При двухъярусной конструкции внизу находилась топка, отделенная от верхней камеры для загрузки посуды горизонтальным подом с отверстиями для прохода горячего воздуха. В одноярусном горне открыт кирпичный под, топочная камера находилась сбоку. В нем обжигали сосуды, покрытые желтой и зеленой глазурью, {154} архитектурные декоративные плитки, глиняные яйца-писанки.

До сих пор среди ученых нет единого мнения о назначении рельефных клейм на днищах горшков. Это отпечатки знаков, вырезанных вглубь на деревянных подставках, укреплявшихся на гончарных кругах. У восточных и западных славян клейма близких начертаний получили широкое распространение с XI в. Давно высказана гипотеза, на мой взгляд самая убедительная, что они являются древними магическими символами-оберегами от болезней и злых духов. Если отвлечься от смысла рисунков и допустить, что это только знаки заказчиков или усложняющиеся меты наследственных династий гончаров, то трудно объяснить, почему метили незначительную часть посуды (в Рязани не более 1 проц.), почему большинство клейм, одинаковых на огромных территориях, совпадает с языческими символами, восходящими к бронзовому веку и универсальными для разноэтнических племен. Постепенное внедрение христианства не уничтожило традиционных суеверий. Естественно, что клейменой керамики гораздо больше в малых городках и сельских поселениях (хотя гончаров там было меньше), чем в таких центрах, как Киев, Чернигов, Новгород, Рязань, где архаические верования отступали на периферию культуры.

Возможно, в горшки, помеченные клеймами, наливали целительную жидкость, которую пили или умывались ею для избавления от хвори и предохранения от «дурного глаза». Обычай умывания с «громовой стрелки» сохранялся до недавнего времени, а среди рязанских клейм встречаем изображение стрел — атрибута бога-громовника Перуна, победителя бесовских сил. Бытовали поверья о лечении бесплодия «перуновой стрелой»: стрелы, нацеленные «в плоть», упоминаются в русских заговорах. Распространены в Рязани и клейма в виде ключей — символа изобилия, благополучия домашнего очага. В русских заговорных формулах замки-ключи призваны замкнуть, то есть обезвредить «колдуна и колдунью, ведуна и ведунью и упыря».

В основе большинства клейм лежат одинаковые фигуры в различных сочетаниях: крест, свастика, пятиконечная звезда-пентаграмма, розетка, круг, квадрат. С древнейших времен кресты и свастики служили знаками огня и солнца, приносящими благоденствие и счастье. Обычны клейма в виде колеса, связанные с идеей солнечной колесницы, катящейся по небосводу. Мифопоэтическое уподоб-{155}ление солнца колесу, восходящее к глубокой древности, характерно и для славян. Круг с двумя симметричными полукружиями внутри напоминает луну в разных фазах. В мотивах перекрещенного квадрата или ромба усматривают символ матери-земли, дарующей плодородие. Интересно, что некоторые знаки небесных светил представлены как бы во вращательном движении. Какие-то космологические представления отражены в спиралевидных клеймах.

Как и привески-амулеты, магические знаки на сосудах, «охранявшие» пищу, особенно многочисленны в пределах «старого города» — Северного городища. В ранний период истории Рязани даже христианские символы — кресты осмысляли как обереги, связанные с почитанием огненной стихии.

Единичные сосуды с клеймами в форме трезубца — «знака Рюриковичей» скорее всего изготовлены для князей.

ПРОЗРАЧНОСТЬ,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.