КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие положения о расходах бюджета
Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг. Анализ динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг Налоги играют большую роль в доходах бюджета, их доля составляет больше половины доходов федерального бюджета. В современных условиях преобладания частной собственности и рыночных отношений налоги являются главным методом привлечения доходов. Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, а также безвозвратные платежи в бюджет, они предусмотрены в Налоговом Кодексе РФ. К данному виду доходов федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, а также пени и штрафы, указанные в налоговом законодательстве. Таблица 1. Налоговые доходы федерального бюджета (млн. руб.)
Согласно таблице 1. доходы федерального бюджета в 2011 году составили 11 367 652,60 млн. руб., что на 3 062 238,20 млн. руб. (или на 36,87%), больше, чем в 2010 году. Налоговые доходы в 2011 году составили 5 985 160,0 млн. руб., что превышает показатель по 2010 году на 1 583 226,20 млн. руб. (или на 35,97%). В структуре налоговых доходов за 2011 год наибольший удельный вес составили доходы от: налога на добычу полезных ископаемых - 33,54%, налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые в РФ, - 29,29% и на товары, ввозимые на территорию РФ, - 25,01%. По сравнению с 2010 годом, в 2011 году доходы по НДПИ увеличились на 45,83%, или на 630 938,40 млн. руб., и составили 2 007 577,90 млн. руб.; доходы по НДС на товары, реализуемые в РФ, выросли с 1 328 749,40 млн. руб. до 1 753 240,50 млн. руб., или на 31,94%; доходы по НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличились на 28,02%, или на 327 656,90 млн. руб., и составили 1 497 171,40 млн. руб.. Благоприятное воздействие на уровень исполнения налоговых доходов федерального бюджета в 2011 году (по сравнению с 2010 годом) оказала улучшающаяся макроэкономическая ситуация и изменение законодательства РФ о налогах и сборах. Доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12 855 540,60 млн. руб., что превышает показатель по 2011 году на 1 487 888,00 млн. руб., или на 13,09%. Налоговые доходы в 2012 году составили 6 853 223,70 млн. руб., т.е. произошло увеличение на 868 063,70 млн. руб., или на 14,50%, по сравнению с 2011 годом. В структуре налоговых доходов за 2012 год наибольший удельный вес по-прежнему имеют следующие доходы от: налога на добычу полезных ископаемых - 35,32%, налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые в РФ, - 27,52% и на товары, ввозимые на территорию РФ,- 24,22%. В 2012 году (по сравнению с 2011 годом) доходы по НДПИ возросли на 20,56% (412 936,40 млн. руб.) и составили 2 420 514,30 млн. руб.; доходы по НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличились на 10,85%, т.е. на 162 489,10 млн. руб. и составили 1 659 660,50 млн. руб.; доходы по НДС на товары, реализуемые в РФ, увеличились с 1 753 240,50 млн. руб. до 1 886 135,40 млн. руб., т.е. выросли на 7,57%. На формирование налоговых доходов федерального бюджета в 2012 году повлияли следующие изменения налогового законодательства РФ: · специфические ставки акцизов по подакцизным товарам были индексированы; · ставка НДПИ на газ горючий природный для налогоплательщиков, которые являются собственниками объектов Единой системы газоснабжения, была также индексирована (с 01.01.2012 г. произошло увеличение по сравнению с 2011 годом на 272 рубля); · был установлен норматив зачисления в доходы федерального бюджета поступлений акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта выше 9% в размере 60%; · государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и другие юридически значимые действия, которые связаны с изменениями и выдачей документов на транспортные средства была зачислена в доходы федерального бюджета. Высшие органы законодательной власти и органы государственного управления РФ устанавливают неналоговые доходы. Они представляют собой составную часть доходов федерального бюджета. Неналоговые поступления отличаются от налоговых по следующим характеристикам: · порядок установления неналоговых поступлений, исчисления и взимания регулируются определенными нормативными документами, согласно которым неналоговые доходы носят как обязательный, так и необязательный характер, взимаются либо на добровольной, либо на принудительной основах; · для неналоговых поступлений ставки, сроки уплаты, льготы не установлены; · неналоговые поступления характеризуются большей целевой направленностью, которая закрепляется в НПА по порядку исчисления и взимания каждого платежа. Таблица 2. Неналоговые доходы федерального бюджета (млн. руб.)
В соответствии с таблицей 2. неналоговые доходы в 2011 году увеличились с 3 902 995,00 млн. руб. до 5 352 838,2 млн. руб. (или на 37,15%) по сравнению с 2010 годом. В структуре неналоговых доходов за 2011 год наибольший удельный вес составили доходы от: вывозных таможенных пошлин - 71%, по соглашениям между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза - 14,59%, ввозных таможенных пошлин - 12,95%. По сравнению с 2010 годом, доходы от вывозных таможенных пошлин выросли на 1 292 541,60 млн. рублей или на 51,53%; доходы по соглашениям между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза увеличились с 242 511,80 млн. руб. до 781 079,70 млн. руб., т.е. на 538 567,90 млн. руб.; доходы от ввозных таможенных пошлин составили в 2011 году 692 928,60 млн. руб., что на 17,94% больше, чем в 2010 году. Благоприятное воздействие на уровень исполнения налоговых доходов федерального бюджета в 2011 году (по сравнению с 2010 годом) оказала улучшающаяся макроэкономическая ситуация и изменение таможенного законодательства РФ. В 2012 году неналоговые доходы составили 5 937 667,20 млн. руб., что на 584 829,00 млн. руб. (или на 10,92%) больше, чем в 2011 году. В структуре неналоговых доходов за 2012 год наибольший удельный вес составили доходы от: вывозных таможенных пошлин - 71,05% и ввозных таможенных пошлин - 12,34%. По сравнению с 2011 годом, в 2012 году доходы от вывозных таможенных пошлин возросли с 3 800 643,70 млн. руб. до 4 218 798,80 млн. руб., т.е. увеличились на 418 155,10 млн. руб. (или на 11%), а доходы от ввозных таможенных пошлин возросли с 692 928,60 млн. руб. до 732 758,80 млн. руб., т.е. увеличились на 39 830,20 млн. руб. (или на 5,75%). Неналоговые доходы федерального бюджета за 2012 год были сформированы с учетом следующих изменений таможенного и бюджетного законодательства РФ: · снизился предельный коэффициент, который используется для расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть, с 65% до 60%; были установлены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, которые вырабатываются из нефти, в размере 66% ставок пошлин на нефть; · были отменены льготы по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири; · был введен новый порядок получения доходов от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», которые причитаются РФ в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых. Восстановление экономики России в 2011-2012 гг. в основном было связано с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, т.е. наблюдался рост мировых цен и основных показателей внешней торговли. Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из них поступают по своему назначению. рис 3 Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ. Статья 69 Бюджетного кодекса определила исчерпывающий перечень форм осуществления расходов бюджетов. К ним относятся: - ассигнования на содержание бюджетных учреждений; - средства на оплату товаров, производимых на основе гражданско-правовых договоров между органами власти, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой. В категорию бюджетных расходов также включены: - бюджетные кредиты юридическим лицам, включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей; - субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам; - инвестиции из бюджетов в уставные капиталы юридических лиц; - средства в виде дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, а также внебюджетным фондам; - кредиты иностранным государствам; - средства, связанные с отношениями кредита, предназначенные для погашения процентов по долгам, осуществления других расходов по обслуживанию и погашению долговых обязательств, в том числе долговых обязательств, возникших вследствие применения института гарантии по обеспечению долговых обязательств других субъектов. К расходам федерального бюджета относятся расходы на обеспечение деятельности федеральных органов власти, в том числе: Президента РФ, Федерального собрания, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, включая их территориальные структуры, а также финансирование учреждений, находящихся в федеральной собственности. В эту категорию входят расходы на федеральную судебную систему, оборону и обеспечение безопасности, финансирование фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение межгосударственных интересов, в том числе на международное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, и др. Финансированию из федерального бюджета подлежат расходы на организацию выборов и проведение референдумов Российской Федерации. Часть средств из расходов федерального бюджета разрешено использовать на формирование федеральной собственности, обеспечение федеральной инвестиционной программы. К категории расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, также относятся расходы на государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики, на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий общероссийского масштаба. Таблица 3. Динамика расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг, Структура расходов федерального бюджета на 2013 – 2016 годы по разделам классификации расходов бюджетов по отношению к общей сумме расходов представлена в следующей таблице 3. (млрд. руб.)
В структуре общего объема расходов федерального бюджета по-прежнему наибольший удельный вес составляют расходы, направляемые на социальную политику (2014 год – 25,3 %, 2015 год – 26,5 %, 2016 год – 26,7 %), затем – расходы на национальную оборону (17,8 %, 19,7 %, 20,6 %), расходы на национальную экономику (16,3 %, 13,8 %, 12,3 %), расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,8 %, 13,7 %, 12,8 % соответственно). ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одна из важнейших задач бюджета состоит в том, чтобы учесть все доходы и расходы государства. Тем самым решается проблема создания стабильной предсказуемой экономической политики государства. Эта политика в значительно большей степени привязывается к утвержденным законом параметрам бюджета на очередной год. Вводить какие-либо существенные новации в течение финансового года практически не допускается. Более того, устанавливается жесткий механизм внесения изменений в действующий порядок определения расходов по различным направлениям. Так, в ст. 83 БК РФ отмечается, что если каким-либо законом на федеральном уровне вводятся новые, неучтенные законом о бюджете на очередной год расходы, причем если они не финансируются и не финансировались также и другими уровнями бюджетов, то предписывается одновременно указывать в этом нормативном акте источники и порядок финансирования данных расходов. Одним из серьезных недостатков действующей бюджетной системы следует назвать неэффективный контроль за расходованием средств из бюджетов всех уровней. К числу недостатков в этой области относится и финансирование бюджетных расходов методом взаимозачетов, а также платежными средствами различной степени ликвидности, что приводит к недофинансированию отдельных получателей бюджетных средств. Негативно сказывается сохраняющаяся практика неэффективных расходов, по сути ненужных с точки зрения интересов общества и государства. Поэтому Правительство РФ ставит перед собой задачу инвентаризации и сокращения государственных расходов при условии полного выполнения бюджетных обязательств.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |