Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения о расходах бюджета




Анализ динамики и структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг.

Анализ динамики и структуры налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 гг

Налоги играют большую роль в доходах бюджета, их доля составляет больше половины доходов федерального бюджета. В современных условиях преобладания частной собственности и рыночных отношений налоги являются главным методом привлечения доходов.

Налоговые доходы - это обязательные, безвозмездные, а также безвозвратные платежи в бюджет, они предусмотрены в Налоговом Кодексе РФ. К данному виду доходов федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, а также пени и штрафы, указанные в налоговом законодательстве.

Таблица 1. Налоговые доходы федерального бюджета (млн. руб.)

 
Показатели 2010 год 2011 год 2012 год  
Доходы, всего 8 305 414,40 11 367 652,60 12 855 540,60  
Налоговые доходы 4 401 933,80 5 985 160,00 6 853 223,70  
В том числе:        
НДС на товары, которые реализуются на территории РФ 1 328 749,40 1 753 240,50 1 886 135,40  
НДС на товары, которые ввозятся на территорию РФ 1 169 514,50 1 497 171,40 1 659 660,50  
НДПИ 1 376 639,50 2 007 577,90 2 420 514,30  
Гос. пошлина 63 123,10 65 835,50 92 330,60  
         

Согласно таблице 1. доходы федерального бюджета в 2011 году составили 11 367 652,60 млн. руб., что на 3 062 238,20 млн. руб. (или на 36,87%), больше, чем в 2010 году.

Налоговые доходы в 2011 году составили 5 985 160,0 млн. руб., что превышает показатель по 2010 году на 1 583 226,20 млн. руб. (или на 35,97%).

В структуре налоговых доходов за 2011 год наибольший удельный вес составили доходы от: налога на добычу полезных ископаемых - 33,54%, налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые в РФ, - 29,29% и на товары, ввозимые на территорию РФ, - 25,01%.

По сравнению с 2010 годом, в 2011 году доходы по НДПИ увеличились на 45,83%, или на 630 938,40 млн. руб., и составили 2 007 577,90 млн. руб.; доходы по НДС на товары, реализуемые в РФ, выросли с 1 328 749,40 млн. руб. до 1 753 240,50 млн. руб., или на 31,94%; доходы по НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличились на 28,02%, или на 327 656,90 млн. руб., и составили 1 497 171,40 млн. руб..

Благоприятное воздействие на уровень исполнения налоговых доходов федерального бюджета в 2011 году (по сравнению с 2010 годом) оказала улучшающаяся макроэкономическая ситуация и изменение законодательства РФ о налогах и сборах.

Доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12 855 540,60 млн. руб., что превышает показатель по 2011 году на 1 487 888,00 млн. руб., или на 13,09%.

Налоговые доходы в 2012 году составили 6 853 223,70 млн. руб., т.е. произошло увеличение на 868 063,70 млн. руб., или на 14,50%, по сравнению с 2011 годом.

В структуре налоговых доходов за 2012 год наибольший удельный вес по-прежнему имеют следующие доходы от: налога на добычу полезных ископаемых - 35,32%, налога на добавленную стоимость на товары, реализуемые в РФ, - 27,52% и на товары, ввозимые на территорию РФ,- 24,22%.

В 2012 году (по сравнению с 2011 годом) доходы по НДПИ возросли на 20,56% (412 936,40 млн. руб.) и составили 2 420 514,30 млн. руб.; доходы по НДС на товары, ввозимые на территорию РФ, увеличились на 10,85%, т.е. на 162 489,10 млн. руб. и составили 1 659 660,50 млн. руб.; доходы по НДС на товары, реализуемые в РФ, увеличились с 1 753 240,50 млн. руб. до 1 886 135,40 млн. руб., т.е. выросли на 7,57%.

На формирование налоговых доходов федерального бюджета в 2012 году повлияли следующие изменения налогового законодательства РФ:

· специфические ставки акцизов по подакцизным товарам были индексированы;

· ставка НДПИ на газ горючий природный для налогоплательщиков, которые являются собственниками объектов Единой системы газоснабжения, была также индексирована (с 01.01.2012 г. произошло увеличение по сравнению с 2011 годом на 272 рубля);

· был установлен норматив зачисления в доходы федерального бюджета поступлений акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта выше 9% в размере 60%;

· государственная пошлина за государственную регистрацию транспортных средств и другие юридически значимые действия, которые связаны с изменениями и выдачей документов на транспортные средства была зачислена в доходы федерального бюджета.

Высшие органы законодательной власти и органы государственного управления РФ устанавливают неналоговые доходы. Они представляют собой составную часть доходов федерального бюджета.

Неналоговые поступления отличаются от налоговых по следующим характеристикам:

· порядок установления неналоговых поступлений, исчисления и взимания регулируются определенными нормативными документами, согласно которым неналоговые доходы носят как обязательный, так и необязательный характер, взимаются либо на добровольной, либо на принудительной основах;

· для неналоговых поступлений ставки, сроки уплаты, льготы не установлены;

· неналоговые поступления характеризуются большей целевой направленностью, которая закрепляется в НПА по порядку исчисления и взимания каждого платежа.

Таблица 2. Неналоговые доходы федерального бюджета (млн. руб.)

   
Показатели 2010 год 2011 год 2012 год  
Доходы, всего 8 305 414,40 11 367 652,60 12 855 540,60  
Неналоговые доходы 3 902 995,00 5 352 838,20 5 937 667,20  
В том числе:        
ввозные таможенные пошлины 587 502,70 692 928,60 732 758,80  
вывозные таможенные пошлины 2 508 102,10 3 800 643,70 4 218 798,80  
доходы по соглашениям между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза 242 511,80 781 079,70    
доходы от управления средствами Резервного фонда 52 109,80 15 726,50 15 501,00  
доходы от перечисления части прибыли ЦБ РФ 188 444,40 153 069,60 165 958,90  
         
           

В соответствии с таблицей 2. неналоговые доходы в 2011 году увеличились с 3 902 995,00 млн. руб. до 5 352 838,2 млн. руб. (или на 37,15%) по сравнению с 2010 годом.

В структуре неналоговых доходов за 2011 год наибольший удельный вес составили доходы от: вывозных таможенных пошлин - 71%, по соглашениям между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза - 14,59%, ввозных таможенных пошлин - 12,95%.

По сравнению с 2010 годом, доходы от вывозных таможенных пошлин выросли на 1 292 541,60 млн. рублей или на 51,53%; доходы по соглашениям между РФ, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в рамках Таможенного союза увеличились с 242 511,80 млн. руб. до 781 079,70 млн. руб., т.е. на 538 567,90 млн. руб.; доходы от ввозных таможенных пошлин составили в 2011 году 692 928,60 млн. руб., что на 17,94% больше, чем в 2010 году.

Благоприятное воздействие на уровень исполнения налоговых доходов федерального бюджета в 2011 году (по сравнению с 2010 годом) оказала улучшающаяся макроэкономическая ситуация и изменение таможенного законодательства РФ.

В 2012 году неналоговые доходы составили 5 937 667,20 млн. руб., что на 584 829,00 млн. руб. (или на 10,92%) больше, чем в 2011 году.

В структуре неналоговых доходов за 2012 год наибольший удельный вес составили доходы от: вывозных таможенных пошлин - 71,05% и ввозных таможенных пошлин - 12,34%.

По сравнению с 2011 годом, в 2012 году доходы от вывозных таможенных пошлин возросли с 3 800 643,70 млн. руб. до 4 218 798,80 млн. руб., т.е. увеличились на 418 155,10 млн. руб. (или на 11%), а доходы от ввозных таможенных пошлин возросли с 692 928,60 млн. руб. до 732 758,80 млн. руб., т.е. увеличились на 39 830,20 млн. руб. (или на 5,75%).

Неналоговые доходы федерального бюджета за 2012 год были сформированы с учетом следующих изменений таможенного и бюджетного законодательства РФ:

· снизился предельный коэффициент, который используется для расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть, с 65% до 60%; были установлены ставки вывозных таможенных пошлин на товары, которые вырабатываются из нефти, в размере 66% ставок пошлин на нефть;

· были отменены льготы по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения Восточной Сибири;

· был введен новый порядок получения доходов от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», которые причитаются РФ в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых.

Восстановление экономики России в 2011-2012 гг. в основном было связано с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, т.е. наблюдался рост мировых цен и основных показателей внешней торговли.

Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из них поступают по своему назначению.

рис 3

Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

Статья 69 Бюджетного кодекса определила исчерпывающий перечень форм осуществления расходов бюджетов. К ним относятся:

- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

- средства на оплату товаров, производимых на основе гражданско-правовых договоров между органами власти, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой.

В категорию бюджетных расходов также включены:

- бюджетные кредиты юридическим лицам, включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей;

- субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;

- инвестиции из бюджетов в уставные капиталы юридических лиц;

- средства в виде дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней, а также внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным государствам;

- средства, связанные с отношениями кредита, предназначенные для погашения процентов по долгам, осуществления других расходов по обслуживанию и погашению долговых обязательств, в том числе долговых обязательств, возникших вследствие применения института гарантии по обеспечению долговых обязательств других субъектов.

К расходам федерального бюджета относятся расходы на обеспечение деятельности федеральных органов власти, в том числе: Президента РФ, Федерального собрания, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, включая их территориальные структуры, а также финансирование учреждений, находящихся в федеральной собственности. В эту категорию входят расходы на федеральную судебную систему, оборону и обеспечение безопасности, финансирование фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение межгосударственных интересов, в том числе на международное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, и др. Финансированию из федерального бюджета подлежат расходы на организацию выборов и проведение референдумов Российской Федерации.

Часть средств из расходов федерального бюджета разрешено использовать на формирование федеральной собственности, обеспечение федеральной инвестиционной программы. К категории расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, также относятся расходы на государственную поддержку железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики, на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий общероссийского масштаба.

Таблица 3. Динамика расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг,

Структура расходов федерального бюджета на 2013 – 2016 годы по разделам классификации расходов бюджетов по отношению к общей сумме расходов представлена в следующей таблице 3. (млрд. руб.)

  2013 год 2014 год 2015 год 2016 год  
Закон в % к итогу проект в % к итогу проект в % к итогу проект в % к итогу  
ВСЕГО 13 387,3 100,0 13 960,1 100,0 15 361,5 100,0 16 392,2 100,0
Условно утверждаемые расходы         384,0 2,5 819,6 5,0
ВСЕГО (без учета условно утверждаемых) 13 387,3 100,0 13 960,1 100,0 14 977,5 97,5 15 572,6 95,0
в том числе:                
Общегосударственные вопросы 920,8 6,9 1 031,0 7,4 1 040,5 6,8 1 047,4 6,4
Национальная оборона 2 098,4 15,7 2 489,4 17,8 3 026,9 19,7 3 378,0 20,6
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 048,2 15,3 2 059,6 14,8 2 103,1 13,7 2 092,2 12,8
Национальная экономика 1 798,8 13,4 2 279,6 16,3 2 120,1 13,8 2 012,3 12,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 154,3 1,2 117,6 0,8 104,1 0,7 66,7 0,4
Охрана окружающей среды 24,5 0,2 29,6 0,2 30,6 0,2 32,0 0,2
Образование 681,5 5,1 593,4 4,3 623,5 4,1 639,2 3,9
Культура, кинематография 98,7 0,7 96,0 0,7 95,3 0,6 97,4 0,6
Здравоохранение 515,0 3,8 470,7 3,4 412,3 2,7 421,4 2,6
Социальная политика 3 864,4 28,9 3 536,8 25,3 4 075,9 26,5 4 374,0 26,7
Физическая культура и спорт 62,0 0,5 78,9 0,6 100,7 0,7 98,8 0,6
Средства массовой информации 75,3 0,6 68,8 0,5 53,8 0,4 49,5 0,3
Обслуживание государственного и муниципального долга 408,4 3,1 452,5 3,2 503,7 3,3 568,6 3,5
Межбюджетные трансферты общего характера 637,0 4,8 656,4 4,7 687,0 4,5 695,2 4,2

В структуре общего объема расходов федерального бюджета по-прежнему наибольший удельный вес составляют расходы, направляемые на социальную политику (2014 год – 25,3 %, 2015 год – 26,5 %, 2016 год – 26,7 %), затем – расходы на национальную оборону (17,8 %, 19,7 %, 20,6 %), расходы на национальную экономику (16,3 %, 13,8 %, 12,3 %), расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,8 %, 13,7 %, 12,8 % соответственно).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одна из важнейших задач бюджета состоит в том, чтобы учесть все доходы и расходы государства. Тем самым решается проблема создания стабильной предсказуемой экономической политики государства. Эта политика в значительно большей степени привязывается к утвержденным законом параметрам бюджета на очередной год. Вводить какие-либо существенные новации в течение финансового года практически не допускается. Более того, устанавливается жесткий механизм внесения изменений в действующий порядок определения расходов по различным направлениям. Так, в ст. 83 БК РФ отмечается, что если каким-либо законом на федеральном уровне вводятся новые, неучтенные законом о бюджете на очередной год расходы, причем если они не финансируются и не финансировались также и другими уровнями бюджетов, то предписывается одновременно указывать в этом нормативном акте источники и порядок финансирования данных расходов.

Одним из серьезных недостатков действующей бюджетной системы следует назвать неэффективный контроль за расходованием средств из бюджетов всех уровней. К числу недостатков в этой области относится и финансирование бюджетных расхо­дов методом взаимозачетов, а также платежными средствами различной степени ликвидности, что приводит к недофинанси­рованию отдельных получателей бюджетных средств. Негативно сказывается сохраняющаяся практика неэффективных расходов, по сути ненужных с точки зрения интересов общества и государства. Поэтому Правительство РФ ставит перед собой задачу инвентаризации и сокращения государственных расходов при условии полного выполнения бюджетных обязательств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.