Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест «С кем ваш ребенок?»




Рисуется стол, вокруг стола в два раза больше стульев, чем членов семьи ребенка. На стульях изображаются все члены семьи, кроме самого ребенка, таким образом, чтобы рядом с каждым членом семьи стоял один свободный стул и два стула стояли отдельно от стола. Предложить ребенку нарисовать себя самого там, где он хочет сидеть. Самые лучшие отношения у ребенка с тем из членов семьи, с кем он себя нарисует. Если ребенок нарисовал себя на одном из двух отдельно стоящих стульев, то взрослым надо задуматься — ребёнок чувствует себя в семье отчужденным, ему не хватает душевного тепла.

И. В. Фадеева разработала программу, которая предполагает диагностирование социально-психологического и педагогического компонента воспитательного потенциала семьи. Содержание программы представлено в пособии: Воспитательный потенциал семьи / сост. И. В. Фадеева. – Магнитогорск: МаГУ, 2000.

После того, как педагог ясно представит себе особенности семьи, он может профессионально отбирать формы взаимодействия с учетом типа семьи.

Так, например, совсем молодые семьи, где возраст родителей не превышает 30 лет и стаж супружеской жизни менее 5 лет. Основное во взаимодействии с такими семьями – учить понимать собственного ребенка.

Неполная семья – категория трудных семей, имеющих проблемы. Необходимо использовать исключительно индивидуальные формы взаимодействия, стремиться «достучаться» до сердца матери, изменить ее позицию, переключить ее внимание с собственных обид на интересы ребенка. Такие авторы, как И. Кутузова, В. Артаутова, О. Зверева, В. Добрович рекомендуют использовать плановый подход к взаимодействию с семьей. Данный подход включает 6 стадий:

- совместный поиск проблем развития и воспитания ребенка;

- совместное создание «портрета» ребенка;

- 3-5 стадии – сотрудничество и совместная деятельность по развитию и воспитанию ребенка;

- анализ совместных усилий.

Взаимодействие предлагается строить по трем направлениям: организационное, просветительское, коррекционное.

В основе взаимодействия дошкольных учреждений и семьи должны лежать следующие принципы:

- доверительность отношений. Этот принцип предлагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность воспитателя, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;

- личная заинтересованность родителей. Определяя этот принцип, мы исходим из постулата педагогической деятельности, согласно которому «никому ничему нельзя заставить научиться, человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться», т.е. в своем педагогическом образовании (просвещении) родители должны увидеть личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, подвижной и прогностичной;

- подход к родителям не как к объекту воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия. Во-первых, определяя содержание, формы работы с родителями, необходимо исходить из того факта, что именно последние для нас являются социальными заказчиками; во-вторых, они для нас не ученики, а партнеры, а мы им помогаем, а не учим воспитывать их собственных детей, и то, что мы предлагаем, должно быть интересно и полезно;

- утверждение их самоценности. Только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип, во-первых, предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, признание его индивидуальности и неповторимости, права на ошибки и заблуждения; во-вторых, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки; в-третьих, создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности;

- эмансипация родителей. Этот принцип предполагает, во-первых, освобождение родителей от прежних взглядов, установок на воспитание и самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить; во-вторых, пробуждение их желания познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

Формы взаимодействия дошкольных учреждений с семьей условно разделяют на традиционные и нетрадиционные. Данный материал представлен Т. А. Куликовой, Т. Н. Дроновой и др.

Традиционными формами взаимодействия с семьёй считаются: родительские собрания, конференции, консультации, беседы, родительские уголки, папки – передвижки, посещение ребенка на дому, день открытых дверей, выставки, совместные праздники, развлечения, работа родительских комитетов.

Нетрадиционные формы: клуб выходного дня; клуб бабушек, дедушек; группы кратковременного пребывания; психолого-педагогическая помощь семье; кружки для детей под руководством родителей; занятия – тренинги для родителей; конкурсы «Супербабушка», «На лучшую мягкую игрушку», конкурс – соревнование родителей и детей «Знатоки природы»; корзина проблем; совместные субботники с родителями; походы, поездки; переписка с родителями; деятельность попечительских советов; решение кроссвордов; дискуссии, круглый стол по формированию у родителей педагогической рефлексии; оказание помощи в воспитании на дому (детям – инвалидам); организация дня рождения в семье педагогами; выпуск газет, рукописных журналов, видеофильмов; обобщение опыта семейного воспитания; праздник «Моя родословная» и т.д.

Понятие «воспитательный потенциал семьи», или педагогический, появилось в научной литературе недавно и не имеет одного толкования. А. В. Мудрик под воспитательным потенциалом семьи понимает социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический, демографический факторы.

И. В. Фадеева рассматривает понятие «воспитательный потенциал семьи» с позиции системного подхода. По мнению автора, воспитательный потенциал семьи включает социально-психологический, культурно-ценностный, педагогический компоненты.

Социально-психологический компонент – это возможности семьи в формировании потребностей ребенка в общении; уровень самоутверждения. Культурно-ценностный компонент – возможности семьи по формированию общечеловеческих ценностей (идейный, философский, нравственный опыт ребенка). Педагогический компонент – возможности семьи осуществлять духовное воспитание ребенка, способность повышать собственную педагогическую культуру.

В образовательной программе для детей 4-10 лет «Из детства в отрочество» (под ред. Т. Н. Дороновой) сделаны попытки вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Целевой и содержательный компонент программы адресован как педагогам, так и родителям. Программа зримо поделена на части.

Авторы предлагают следующую систему форм взаимодействия с родителями: широкую рекламную деятельность дошкольного учреждения (буклеты, альбомы при первом посещении учреждения родителями); родительские собрания в начале учебного года с презентацией образовательной программы. Содержание каждого раздела программы представляет сотрудник дошкольного учреждения в роли литературного персонажа, даются рекомендации родителям по реализации задач раздела программы в условиях семьи. На последнем собрании родители, добившиеся значительных результатов по какому-то разделу программы, награждаются.

Как традиции в данной программе используются «театральные пятницы» - дети показывают спектакли родителям «на бис», проводятся презентации выставок детских работ по изодеятельности и т.д.

Агавелян М. Г. и др. предлагают создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи. Для этого они предлагают принять обеим сторонам общие цели и задачи, выработать единые требования к ребёнку, единый подход к решению проблем его воспитания. Авторы дополняют методы изучения семьи следующими методами:

· игра «Чем я могу порадовать, чем могу огорчить…». Используются контуры хмурого и улыбающегося лица и набор сюжетных картинок из семейной жизни. Ребёнок должен представить себя на месте героев картинок и разложить картинки соответственно;

· методика неоконченных предложений «Если я упаду и ударюсь, то мама…».

Авторы предлагают технологию общения педагогов с родителями: для установления доверительных отношений необходимо создать положительный образ ребёнка и транслировать его родителям, сообщать неожиданные интересные сведения о ребёнке родителям, использовать алгоритм разрешения конфликтных ситуаций (Я – высказывания, заинтересованное слушание). Формы взаимодействия авторы предлагают ежедневные, еженедельные, ежемесячные (информационные листки, информационные карусели, газеты, портфолио, фестивали и др.).

Таким образом, семья имеет огромнейшее значение в воспитании и развитии ребенка. Ребенок в системе «детский сад – семья» должен иметь благоприятные условия для полноценного развития. В настоящее время признается приоритет семейного воспитания, поэтому дошкольное учреждение должно оказывать громадную профессиональную помощь родителям. Взаимодействие дошкольных учреждений и семьи строится по принципу развивающего общения, диалога, открытости обеих сторон, делового сотрудничества. Используются в сочетании традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с учетом типов семей, обеспечивающие активность родителей как участников образовательного процесса дошкольного учреждения.

 

 

Задания:

Запомните:

Определение понятий «воспитательный потенциал семьи», «модели семейного воспитания».

Проверьте себя:

Семья – социокультурная среда:

- то есть часть общества;

- среда, с помощью которой ребёнок знакомится с обществом;

- быт, предметный мир, тип семьи, социальная и этническая характеристика, обычаи, традиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1035; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.