КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 1. Мир и мирoвой процесс 2 страница
Объективность мира есть, безусловно, его внутренняя определенность, которая "сильнее" его бесконечности, однако она еще не есть его качество. Качество - это "наличное бытие" (49), а оно в принципе может меняться, приобретать, оставаясь на "якоре" объективности, ту или иную специфичность, зависящую от того, какие предметы существуют, уже исчезли или еще не появились в мире. Например, мир, в котором есть жизнь, качественно отличается от еще или уже безжизненного мира. В силу единства конечного и бесконечного, диалектического тождества мира и отдельной вещи об интегративном качестве мира можно адекватно судить по самому сложному из существующих в нем объектов. Он является своеобразным маркером его интегративного качества потому, что он более всего подобен в этот момент субстанции-системе по богатству заключенного в нем низшего и высшего, потому, что при переходе к более простым ее составляющим это сходство становится все отдаленнее. По описанию элементарной частицы, например, нельзя сказать, устроен ли мир в целом так, что в нем где-то есть и жизнь, а из описания жизни это автоматически следует в отношении элементарных частиц. Если не подменять "качество" как достаточно простую мысль заведомо невыполнимым требованием знания всей структуры мира во время существования в нем, допустим, жизни как самого сложного на рассматриваемый момент предмета, можно сказать, что мир имеет некое жизненное качество, хотя в целом он, разумеется, не является живым. "Живой" мир в этом плане качественно отличается от "химического" или "мыслящего" миров. Интегративные качества таких миров являются, очевидно, функцией их сложности: "химический" проще "живого", а "живой" - "мыслящего". Если мир в целом мыслить как неизменный, - так, будто в нем всегда есть все, что в принципе может в нем быть, - признавая вместе с тем некоторую градацию его составляющих по сложности, эта логика остается в силе, и ему просто следует приписать какое-то неизменное интегративное качестве. В любом случае нужно иметь в виду, что и сложность, которую имеет мир как система, является единством конечного и бесконечного, и через его интегративное качество она выступает как "зараженная" конечным и в известном смысле односторонняя бесконечная сложность. Это аналогично пониманию Гегелем качества "субъективного духа", которое "обнаруживается в духе постольку, поскольку последний находится в несвободном, болезненном состоянии... в состоянии страсти, дошедшей до сумасшествия... когда сознание всецело проникнуто чувством ревности, страха и т.д." (50). В таком смысле и жизнь, продолжая пример, можно было бы назвать болезнью материи.
Последнее в нашем ряду системообразующее отношение мира - отношение его к самому себе - характеризует поведение субстанции-системы во времени и требует ответа на вопрос, меняется ли и как интегративное качество мира. Абсолютно неизменное бытие - теоретическое прошлое философии, однако глубина, направленность и закономерность его изменений оцениваются по-разному. Принципиальность расхождений особенно очевидна при ответе на острую постановку этого вопроса: является ли сознание атрибутом материи, всегда ли мир имеет качество мыслящего в только что рассмотренном плане? Положительный ответ дал, например, в свое время С.Т. Мелюхин - "возможность образования сложных химических соединений из элементарных частиц, появления жизни и разумных существ на различных мирах вытекает из всеобщих закономерностей взаимодействия и развития материальных объектов и поэтому где-то во Вселенной она должна быть в каждый данный момент реализована" (51). С этих позиций Вселенная, тем более мир в целом, никогда не претерпевает крупных качественных изменений, мир находится в некотором равном самому себе состоянии, не усложняясь и не упрощаясь радикальным образом, и в нем всегда представлены основные объекты всего возможного диапазона шкалы "низшее - высшее". Логическое завершение эта позиция получила в "Космологии духа" Э. В. Ильенков при попытке определить роль социального в так относящемся к самому себе мире. "В материи в целом развитие в каждый момент времени актуально завершено, в ней одновременно актуально осуществлены все ступени и формы ее необходимого развития. Взятая в целом, материя не развивается" и, таким образом, "постоянно обладает мышлением как одним из своих атрибутов" (52), но "по отношению к каждой отдельной конечной сфере ее существования верно то, что мышление возникает на основе и после других, более простых форм существования материи" (53). Мировой процесс - это совокупность соседствующих круговоротов, находящихся в разных фазах, так что "гели в одной точке бесконечного пространства материя губит... мыслящий мозг... она воспроизводит его в то же время в какой-то другой точке" (54). Однако по существу содержание и характер ее отношения к самой себе исчерпываются уже тем, что представляет собой только один из таких круговоротов. "Истинная бесконечность... имеет форму... круговорота", и "в рождении мыслящего мозга мировая материя достигает такой ступени, на которой исчерпываются все возможности развития «вверх»... Далее путь может идти только «вниз», по пути разложения этой организации" (55), но "признать абсолютно высшую форму невозможно, не приняв ее противоположность, абсолютно низшую, абсолютно простейшую форму материи" (56). Материю следует, таким образом, мыслить как принципиально конечное многообразие ее основных форм. Если не считать при этом человека случайным и побочным продуктом круговорота, приходится предположить, что "без его участия, без его помощи этот процесс невозможен", что "мышление оказывается необходимым опосредствующим звеном, благодаря которому только и делается возможным огненное «омоложение» мировой материи" (57), фактором который только и может открыть, пожертвовав собой, путь вниз. Сознание выступает в этой модели атрибутом материи, если, во-первых, она конечна и заперта в своих изменениях между наипростейшей (первоматерия) и наисложнейшей формами; если, во-вторых, соседние круговороты не связаны и не могут, подобно шестерням, вращать друг друга, поскольку в этом случае "жертва духа" перестает быть необходимым условием каждого круговорота и сознание из фактора, бег которого мировой процесс невозможен, превращается в теоретически побочный его продукт; если, в-третьих, круговороты находятся в разных фазах, что, однако, необъяснимо, если они не связаны и каждому нужен собственный дух.
Своеобразны взгляды В. И. Вернадского, считавшего, по-видимому, что не сознание, а жизнь является атрибутом, если и не материи в философском ее понимании, то нашего эмпирического мира - космоса. В основе этого "лежит представление о жизни как постоянном, необходимом и непроизводном свойстве мира... Жизнь вечна. Она признак космической реальности... Биологическое пространство-время - одно. Остальные времяподобные формы: геологическое, астрономическое, историческое, социальное - есть модификации биологического времени и протекает на его фоне" (58). "Путь материи в мире начинается не с атомов, а с вечных, никогда не создававшихся сложнейших соединений, штампуемых матрицами наследственности... За пределами организма эти соединения в виде кристаллов, минералов, горных пород постепенно... распадаются" вплоть до элементарных частиц, "которые снова организуются живым веществом. Круг замкнулся" (59). Вероятно, В.И.Вернадский был склонен гипостазировать геологическую вечность жизни, открыв фундаментальную роль живого в формировании этой оболочки Земли. Опыт атрибутирования материи сознания или жизни сопряжен с выводом, что мир находится в круговороте, посредством которого в масштабах бесконечного времени поддерживается его в принципе равное самому себе состояние. Он сопряжен также с идеей конечности многообразия воспроизводимых круговоротом низших и высших форм материи. Вместе с тем ему присуща идея их необходимого, а не случайного, присутствия в мире.
Представление, что сознание (как и жизнь) не является атрибутом материи, имеет два варианта. Во-первых, это взгляд, что их появление случайно и не коренится глубоко в системообразующих отношениях мира, который, образно говоря, не стремится к крупным изменениям своего качества, каково бы оно ни было. С наибольшей прямотой его выразил Ж.Моно, полагавший, что априорная вероятность осуществления любого из возможных во Вселенной событий стремится к нулю, что Вселенная никогда не была чревата жизнью, как и биосфера - человеком, и вплоть до самого появления их шансы были бесконечно малы (60). Эту позицию он считал противоположной позиции диалектического материализма. Вторым здесь является взгляд, что мир находится в бесконечном и внутренне необходимом ему процессе бесконечного восхождения от низших форм материи к высшим, закономерно меняя в таком направлении и свое интегративное качество, т.е. относится к себе во времени как высшее к низшему. Человек к сознание закономерно возникают в данном процессе как условие его продолжения путем преобразования человеком предшествовавших его появлению форм материи и сопряженного с этим социального прогресса, который потенциально может быть бесконечным, поскольку бесконечна последовательность форм материи, приведшая к человеку и подлежащая преобразованию с его стороны (61). Это - естественное следствие отказа от идеи существования наипростейшего уровня материи и следующего из нее положения о мировом круговороте при сохранении мысли о неслучайном характере человека и его важной вселенской миссии. Заслуживает гибели не все, что возникает. Отношение мира к самому себе - наиболее сложное из его системообразующих отношений, так как включает два других отношения - вещей друг к другу и вещи к миру. Вопрос о характере этого отношения, или вопрос о развитии как мировом процессе, является пограничным между материализмом в его оговоренном выше аспекте и диалектикой. Допускает ли логика философского материализма мысль с едином мировом процессе, а логика диалектики - его прогрессивную в целом направленность?
Глава 2. РАЗВИТИЕ: ЛОГИКА ПОНЯТИЯ И ДИСКУССИИ Современное состояние проблемы развития характеризуют принципиальные расхождения уже по коренным для нее вопросам об атрибутивности и направленности развития. Существует взгляд, что развитие не является атрибутом материи, ему противостоит признание развития таким атрибутом; имеется три взгляда на его направленность: развитие как круговорот, как необратимые качественные изменения, как восхождение от низшего к высшему. Тот или иной взгляд на атрибутивность развития предполагает и определенное понимание его направленности, что порождает довольно пеструю картину его трактовок, которые анализируются с разных авторских позиций во многих работах (62). Вместе с тем крепнет убеждение, что проблема развития - это прежде всего проблема развития систем, что развитие есть системно-целостный процесс, который сам имеет определенную структуру, является некоторой системой изменений (63), и это служит, очевидно, основой преодолении отмеченных расхождений в представлении о развитии как о едином мировом процессе. Любая трактовка развития имеет свои логические основания в понимании ряда универсальных сторон действительности и познания. Речь идет прежде всего о всеобщем (общем) и единичном, абстрактном и конкретном, абсолютном и относительном. Наделение соответствующих им категорий тем или иным смыслом существенно предопределяет направление трактовки развития, интерпретации частнонаучного материала. Однако в работах о развитии анализ и сопоставление этих смыслов редко выделяется в самостоятельную задачу, авторы чаше просто придерживаются одного из них или даже меняют их на протяжении работа Более глубокому пониманию развития, как и сути соответствующих разногласий, должно способствовать поэтому приведение к некоторому единству названных оснований, мы попытаемся при этом снять базирующиеся на них "идеологические" возражения против трактовки развития как единого мирового процесса восхождения от низшего к высшему. Первым основанием выступает "всеобщее".
1. Общее, единичное и проблема атрибутивности развития
В настоящее время в философской литературе наиболее распространены две обстоятельно рассмотренные недавно Г.Д. Левиным концепции всеобщего: общего-сходного и "конкретно-всеобщего" (64). В первой под общим понимается признак, сходный с признаками всех объектов некоторого класса. Отношения общего и единичного (особенного) в ней - это отношения признаков, а не самих предметов - их носителей, и в этом смысле "общее" и "единичное" являются здесь абстрактными понятиями. Общее в ней не включает в себя единичное. Обладающие сходным признаком предметы соотносятся как элементы соответствующего класса. Во второй общее рассматривается как целое, или его структура (закон связи), или его "зародышевая клетка", а единичное понимается в конечном счете как часть целого, как подлежащий связи отдельный, обособленный фрагмент бытия. Отношения общего и единичного рассматриваются в ней, таким образом, как отношения уже не признаков, а самих предметов - целого и частей. Эта предметность делает "общее" и "единичное" конкретными, так или иначе отображающими предметы понятиями. "Конкретно-всеобщее" конкретно еще и в том плане, что включает соответствующим образом понятое единичное (особенное) (65). Очевидно, такое понимание общего предполагает, что между предметами, в частности, между частями целого имеется и отношения, фиксируемые концепцией общего-сходного. Взаимные претензии сторонников названных концепций сводятся к тому, что общее-сходное, будучи отвлеченным от особенного и единичного, не является их теоретическим выражением (66), так как их содержание остается внешним содержанию общего-сходного, с одной стороны, и что "конкретно-всеобщее" есть не общее, а целое, и соответствующая концепция лишь маскирует, не решая, проблему соотношения общего и единичного с целым и частью (67), с другой стороны. Эти возражения неравноценны. Первое ставит под сомнение диалектичность и, следовательно, глубину самого содержания концепции. Второе - главным образом его терминологическое оформление. Сторонники концепции общего-сходного по существу принимает (при условии "переименования") основные положения концепции "конкретно-всеобщего", поэтому проблема заключается в том, выразимы ли они и на языке "общего-сходного". Всеобщее интересует нас прежде всего в связи с вопросом об атрибутивности развития. Если развитие - атрибут материи, оно всеобще. "Достоинством" атрибута является, однако, не всеобщность сама по себе, а всеобщность абсолютного - абсолютного в смысле выражения какой-то стороны субстанциальности, самодостаточности первичного. Именно в этом смысле развитие, как и движение, атрибутируется материи, а не сознанию. Обращение к процессуальной стороне мира в концепции "конкретно-всеобщего" позволяет считать атрибутом материи процесс, который включает в себя, как система или целое, все многообразие изменений отдельных вещей, т. е. некий единый мировой процесс. Его носителем является вся, вместе взятая, объективная реальность, и он автоматически удовлетворяет поэтому условию абсолютности или самообусловленности: мировой процесс заведомо не вызван и не направлен никакими внешними ему процессами, условиями, обстоятельствами. Ничто с позиции данной концепции не мешает назвать такой процесс развитием, однако не все согласятся считать его всеобщим, поскольку существует концепция общего-сходного и ее возражение, что целое - это не общее. По ее логике атрибутом является признак, которым обладает всякая отдельная вещь. Признание развития атрибутом сталкивается при этом с двумя трудностями, связанными с условием абсолютности. Первая состоит в том, что изменение отдельной вещи не является саморазвитием (как и - заметим - самодвижением) в полном смысле этого "само-", поскольку зависит от некоторых внешних условий. Развитию часто отказывают в атрибутивности потому, что оно "реализуется не при всех, а лишь при вполне определенных условиях" (68), хотя для подобного отказа достаточно уже просто зависимости от условий как таковой. Последнее обстоятельство остается в тени, так как на всеобщность исследуют обычно не абсолютность, а направленность отдельных изменений. Вторая трудность является своего рода инверсией первой: полная самообусловленность, если бы она была присуща изменениям отдельных вещей, делает необъяснимыми имеющиеся различия как этих изменений, так и самих вещей. Что и как можно атрибутировать материи в качестве развития с позиции общего-сходного? Ответ нуждается в дополнительном соотнесении двух трактовок всеобщего и углублении в содержание общего-сходного. Очевидно, что абсолютность "конкретно-всеобщего" (целого) мирового процесса требует наличия всех частей или всего "единичного", которое он в себя включает, и возникает прежде всего вопрос, может ли и общее-сходное быть, подобно этому "общему-целому", конкретным, так сказать, через или за счет единичного, имеет ли принцип невключения единичного в общее-сходное исключения. Им является, вероятно, признак "быть частью целого" - частичность. Он свойственен всем отдельным изменениям, составляющим мировой процесс, но отличается от их других общих признаков моментом тождества единичному и особенному. Быть частью какого-то целого - значит обладать, наряду с признаками, "классически" повторяющимися и у других частей, такими и только такими особенными и единичными признаками, которые делает это целое возможным, и не иметь признаков, которые бы исключали его существование. Реальность частичности как свойства, приписываемого предмету или процессу, есть, следовательно, в существенной мере реальность неповторимой совокупности его особенных и единичных признаков (в чем легко убедиться, порвав на части лист бумаги, например). В этой мере формальные отношения общего-сходного и единичного сменяются их взаимопроникновением: общее оказывается единичным, единичное - общим в одном и том же отношении. В их тождестве частичность (общее) получает определенность богатства единичных (и особенных) признаков предмета или процесса и оказывается в данном смысле конкретно-общим признаком. Такое тождество имеет, конечно, диалектический, а не формальный, характер, сохраняющий момент невключения единичного в общее (ни одна часть не обладает единичными признаками других частей и, фигурально выражаясь, не знает, что они в этом отношении собой представляют) и, следовательно, момент несводимости общего к единичному, частичности – к отличию одной части от других, к единичному как таковому. Однако независимое изменение одной из частей автоматически разрушает весь класс, лишая частичности все входившие в него предметы (порвав лист бумаги, можно для наглядности заменить один кусочек из его середины на больший, исключив этим возможность совмещения всех обрывов в целый и сплошной лист), и это свидетельствует о том, что в единстве особенных к единичных признаков частей действительно заключен соответствующий общий признак. Общее-сходное, как видно, в данном случае оказывается конкретным через диалектическое тождество определенному богатству единичного, и утверждение, что содержание общего-сходного не может быть теоретическим выражением этого богатства, становится неверным. Концепция общего-сходного исходит не из "целого", а из "класса", поэтому далее встает вопрос, какую сторону отношений целостности могут выражать ее понятия. Ясно, что целое (мир как целое) является ареной, где развертываются отношения общих и единичных признаков входящих в него предметов и процессов. "Класс" логически отличается от "целого" произвольностью своих элементов - отсутствием между ними необходимых каждому функциональных или генетических связей, самостоятельным, независимым существованием каждого из них. Предметы образуют класс не путем взаимного порождения и воздействия друг на друга, ведущим к целому, а тем, что имеют сходные признаки. Признаки не могут физически непосредственно влиять друг на друга, они изменяются вследствие такого взаимодействия своих носителей. Концепция же общего-сходного, отвлекаясь от этого взаимодействия, имеет дело с признаками как "последней" реальностью, которую она не объясняет - не отвечает на вопрос, почему они таковы. Однако признаки в ней есть то, что определяет существование или несуществование класса. Таким образом концепция общего-сходного отражает присущий всякому целому момент суммативности. Целое не сводится к сумме частей также и потому, что содержит и их сумму или все части. На своем суммативном уровне оно существует как класс частей, не определяя их признаков и не влияя на них, тогда как существование этого специфического класса обязано всем признакам каждого его элемента, вместе взятым: формально-общим (от которых мы временно отвлеклись), особенным и единичным, т. е. частичности - конкретно-общему-сходному признаку, сходству через различие. Каким бы ни был механизм появления и трансформации частей целого и их свойств, на своем суммативном уровне целое, образно говоря, отдыхает от это грохота, полностью полагаясь на части, которые имеет, и на свойства, которые у них есть. Здесь господствует часть, здесь она делает его целым. Этот аспект отношений целостности и выражается, очевидно, концепцией общего-сходного, когда оно берется конкретно - с элементом диалектического тождества особенному и единичному, причем выражается в острой форме абсолютизации самостоятельности части по отношению к другим частям и к целому. Однако в "диалектике относительно (релятивно) и различие между релятивным и абсолютным. Дня объективной диалектики в релятивном есть абсолютное" (69). Абсолютность есть интегративный признак мирового процесса в целом, но она основана на частичности его составляющих и как бы распределена среди них. Наиболее явно эта распределенность представлена суммативным уровнем целостности мирового процесса и его отражением в понятиях концепции общего-сходного. Когда изменению отдельной вещи приписывается частичность в качестве понятого конкретно общего-сходного признака, ему атрибутируется, во-первых, момент абсолютности мирового процесса (который без одной из частей уже не является, так сказать, абсолютно абсолютным), и, во-вторых, элемент нетождествевности изменениям других вещей, определенная особенность и единичность. Потеря последних означала бы потерю им частичности (т.е. содержательно богатого, конкретного сходства с изменениями других вещей) и с ней - момента абсолютности. Отмеченные выше трудности концепции общего-сходного в трактовке развития снимаются, таким образом, в признаке частичности отдельных процессов и, следовательно, при теоретическом допущении единого мирового процесса. Говоря далее о развитии, нужно иметь в виду известную условность неизбежного в логике общего-сходного отождествления материи с отдельной вещью: атрибут материи в ней - это свойство, которым наделена каждая в отдельности вещь, каждый субстрат. Всякой вещи свойственно не просто изменение вообще (движение), а определенное, имевшее свою особенность и единичность изменение, которое схоже с превращениями других вещей не только в моменте движения, но и как часть мирового процесса. Ничто в концепции общего-сходного не мешает назвать эту частичность, в отличие от изменения вообще, развитием и считать его атрибутом материи. Тогда "изменение вообще" будет входить в содержание понятия развития в качестве формально-общего момента или стороны. В этом смысле развитие есть все, что происходит с предметом, и все, следовательно, развивается, даже ржавеющий на запасном пути паровоз. "Развитие может быть однолинейным и многолинейным, в том числе дивергированным; прямолинейным и зигзагообразным; восходящим и попятным, возвращающимся к прежним состояниям; общим и локальным; ускоренным и замедляющимся; гармоничным и дисгармоничным (даже конфликтным); индивидуальным и историческим (межвидовым, формационным) и т.п." (70) до бесконечности при условии, что существует некий единый мировой процесс. Это условие не всегда подразумевается в подобных приведенному дизъюнктивных определениях. Между тем оно прямо связано с идеей закономерного характера развития: изменение отдельной вещи не может быть каким угодно, оно подчинено определенным ограничениям, поскольку является частью целого - мирового процесса. Своеобразие понятий концепции общего-сходного, отражающих преимущественно суммативный уровень его целостности, состоит, однако, в том, что они схватывают не механизм ограничений, а фиксируют в "частичности" лишь результаты его действия, и это, конечно, не вся закономерность. Главный итог анализа смыслов, которыми наделяют "всеобщее", состоит в том, что его различные понимания позволяют выработать не только не исключающие друг друга, но хорошо согласующиеся по содержанию "полуфабрикаты" понятия развития как атрибута материи. Концепции "конкретно-всеобщего" соответствует трактовка развития как единого мирового процесса, как того, что происходит с объективной реальностью в целом. Концепции общего-сходного, если учесть, что и оно может быть конкретным за счет особенного и единичного, соответствует понимание развития как того, что происходит с отдельными предметами. Развила каждого отдельного предмета согласуется с мировым процессом как часть с целым и, естественно, предполагает существование этого целого. Даже если "конкретно-всеобщее" есть не общее, а целое, идея единого мирового процесса, тем не менее, остается основой атрибутирования развития материи в соответствии с логикой общего-сходного. Ответ на вопрос, что же в общем происходит с объективной реальностью в целом и с отдельными предметами в ней, требует конкретизации "развития" и во многом зависит уже от смысла, вкладываемого в "конкретное" и "абстрактное".
2. Абстрактное и конкретное. Что происходит в мире и с миром?
Прежде всего нужно иметь в виду упоминавшееся логическое деление понятий на абстрактные и конкретные. Абстрактное понятие отражает признак предмета, а конкретное - признак в единстве с его носителем, предметом. "Белизна", например, - абстрактное понятие, а "белила" - конкретное. Первый шаг формирования конкретного понятия - выделение тех или иных признаков предмета. Второй - отождествление этих признаков с самим предметом. Оно делает признаки "предметоподобными". Формирование абстрактного понятия также начинается с выделения признаков, но отличается отождествлением предмета с ними, что делает "признакоподобным" сам предмет. При формальной симметричности логические процедуры превращения признака в предмет (конкретное понятие) и предмета в признак (абстрактное понятие) различаются на содержательном уровне (71). Так, в "белизну" можно превратить и белила, и молоко, и снег, но превратить ее обратно в один из этих предметов, исходя из ее содержания, нельзя уже потому, что она не является признаком только одного из них. Очевидно, не всякий признак потенциально "предметоподобен" и может служить содержательной основой для выработки конкретного понятия, тогда как при выработке абстрактного понятия предмет может быть уподоблен любому из своих признаков. Требования к признаку, на котором базируется конкретное понятие, зависят от сферы его (понятия) применения. В производственной и бытовой сферах содержание такого признака должно выражать природу его носителя как объекта практического использования (белизна не делает снег красителем или белила - пищей). В науке это содержание должно, как минимум, представлять объект как предмет ее определенной отрасли (не белизна делает молоко предметом биохимического анализа или, скажем, гидродинамики). Разумеется, граница между признаками, ведущими к конкретным и абстрактным понятиям, относительна, и белизна, в частности, тоже может вести к конкретному понятию, делая своих носителей предметом оптики, например. В идеале же это содержание должно, вероятно, выражать сущность предмета. Мы будем пока "работать по минимуму". Развитие, с одной стороны, является признакам объективной реальности, с другой стороны, оно есть предмет (которым логически может выступать не только субстрат, но и процесс), обладающий в свою очередь какими-то признаками, о содержании которых спорят. Чтобы приписать материи развитие в качестве признака, его нужно определить как предмет, т.е. конкретно. Какой признак того, что происходит, может быть для этого взят за основу или - "по минимуму" - какой признак делает то, что происходит, предметом собственно философского исследования, что вообще является процессом с точки зрения философии? Всякий процесс имеет сменяющие друг друга стадии или ступени, составляющие некую последовательность состояний его носителя - того, что пребывает в процессе. В процессе вещь начинает отличаться от самой себя, и его ступени - это в конечном счете различные вещи. Условием выработки конкретного понятия процесса является отражение как их тождества, так и их различия. Без первого процесс теоретически лишается носителя, без второго - своих стадий, в обоих случаях ускользая от мысли. Каждая наука видит сами процессы постольку, поскольку они вывивают различия, природу которых, включая и отмоченный момент тождества, она может выразить своими понятиями. Вопрос, что является процессом для философии, упирается поэтому в вопрос, природу каких различий между вещами она способна выразить собственными средствами. Он обсуждался уже в предыдущей главе, где было показано, что это различие есть различие в сложности - богатстве содержания.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |