Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изобразительное искусство




Вход обрамлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели не только обычные жилые дома, но и храмы, которые рассматривались как жилища божеств.

Одним из известных древнейших храмов Греции был храм Артемиды Орфии в Спарте (ΙХ-VΙΙΙ вв. до н.э.), он имел прямоугольную форму и делился внутри одним рядом деревянных столбов на две параллельные галереи. Членения святилища (целы) на две галереи, называемые нефами, встречается и в других древних храмах (храм в Дреросе на острове Крит).

Сохранившаяся в Аргосе терракотовая модель расширяет представление о внешнем облике храмовых сооружений. Это были прямоугольные постройки с двухколонными портиками на главном фасаде; здание завершалось двухскатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны. Именно эта простейшая архитектурная форма стала исходной для образования других типов греческих храмов, получивших распространение в следующий период.

Первые шаги греческого искусства яснее всего видны на расписных вазах (амфорах, кратерах, кубках), терракотовых и бронзовых статуэтках. Художественный стиль этого периода принято называть геометрическим, потому что орнаменты на вазах представляют собой комбинации из геометрических элементов; треугольников, зигзагов, кругов, свастика – магический знак, символизирующий страны света. Особое место занял узор меандр, прочно державшийся во все времена античного искусства. Узоры исполнены черно-коричневой краской на светлом оранжевом фоне глины, расписывались на вазах поясами, заполняя всю поверхность сосуда.

С конца ХΙ в. до н.э. на вазах, кроме орнаментальных рисунков, изображаются животные: кони, козы, водоплавающие птицы, и, наконец, человек. Новые образы не могли быть сразу выражены в реалистической форме. Перед мастерами, искусными в составлении орнаментов, появилась новая и трудная задача – изображение человека, фигуру которого поначалу составляют из привычных геометрических элементов. Голова рисуется в виде круга, корпус – треугольника, руки – тонкие палочки. Только бедра и голени имеют некоторую округлость. Одежда практически не изображается. Из таких примитивных силуэтных фигур мастера VΙΙΙ в. до н.э. создают многофигурные сцены, представляющие собой похоронный обряд, соблюдаемый в сфере греческой аристократии.

Сюжетная композиция сначала несколько теряется среди орнаментов, опоясывающих вазу, но постепенно, в течении VΙΙΙ в. до н. э. сцена начинает занимать все большее пространство на тулове сосуда и представляет собой уже целую самостоятельную картину, только обрамленную орнаментом. Такие сюжеты были изображены на высоких до 1,5 м. амфорах и кратерах.

К концу VΙΙΙ века до н. э. отчетливо выступает главная черта греческого искусства, а именно, стремление к правдивому изображению человека и животного. На вазах мастер преодолевая схематичность, рисует фигуру более округлой; обозначает не только нос, но и подбородок, большой глаз (лицо всегда только в профиль), прическу в виде отдельных прядей. Начинает появляться одежда: сначала юбки у женщин, позже длинный подпоясанный хитон.

С усложнением тематических росписей все большее значение в гончарной мастерской должен был приобретать художник. Для создания многофигурных композиций для изображения различных движений человека, многих видов животных требуются уже определенные навыки специального мастера-рисовальщика.

Таким образом, можно говорить о появлении течении ХΙ-VΙΙΙ вв. до н. э. рисунка как самостоятельного вида искусства.

В геометрическом стиле также исполнены мелкие статуэтки из глины и бронзы. Модель для отливки создавалась так же, как и терракоты в мастерской мастера-гончара. Об этом свидетельствует раскраска терракоты, подобная рисункам на вазах и главная форма фигуры человека и животного. Как и в росписях, пластическая фигурка имеет шарообразную голову с большим носом, плоский треугольный корпус, тонкие палочки-руки. Лишь бедра приобретают более объемные формы. Также геометризированны и фигуры животных. Статуэтки изображают всадников, атлетов, может быть, героев или богов. Есть и группы, представляющие борьбу героя с кентавром.

Однако для культовых целей, для более выразительного воплощения образа, нужны были статуи богов значительных размеров, а уровень производительных сил в VΙΙ в до н.э. еще не давал возможности создавать монументальную скульптуру из камня и металла. Инструменты были несовершенны и не позволяли выплавлять достаточно большие листы металла (медь), из которых изготавливалась по частям фигура, как это было достигнуто в VΙΙ в. до н.э. В ΙХ-VΙΙΙ вв. до н. э. могли отливать только маленькие статуэтки. Лишь в VΙ в. до н.э. родилась техника литья более крупного размера.

О монументальной скульптуре VΙΙΙ в. до н.э. можно судить только по более поздним статуям, явно восходящим к древнейшим прототипам - «ксоанам». Деревянный столб «ксоан» со слегка обозначенными формами человеческого тела (плечи, голова) был символическим изображением божества, он раскашивался, убирался тканью и гирляндами цветов. Следует особо отметить, что в искусстве Х-VΙΙΙ вв. до н.э. утверждается главная тема искусства Древней Греции - человек.

Таким образом, в первые века первого тысячелетия до н.э. ведущее место в развитии искусства принадлежало художественному ремеслу – керамике. В живописи геометрического стиля, украшающей вазы, наиболее ярко сказалось присущее периоду перехода от первобытной культуры к классовому обществу условная система мировосприятия с ее отвлеченной символикой, которая знаменовала одну из первых попыток человека познать и осмыслить на языке искусства окружающую действительность.

Период греческой архаики.

Архаика – от гр.archaikos - старинный, древний. Это ранний этап в развитии какого-либо явления.

Период архаики (VΙΙ-VΙ вв. до н.э.) отмечен сложением классового общества, формированием городов-государств. Главным элементом их градостроительной структуры были святилища (целы) и торговый центр (агора), место, где проходили народные собрания, вокруг которых располагались жилые кварталы. Центральное место в застройке городов занимали храмы («жилища богов» со статуей внутри), которые сооружались сначала из кирпича-сырца и дерева, с конца VΙΙ в. до н.э. – из известняка, а с VΙ в. до н.э. – из мрамора.

В период греческой архаики вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в отношении частей здания, система сочетания декоративных и конструктивных частей, получивших название ордера. Ордер (от лат.ordo - порядок).

Самый простой и видимо, самый ранний тип храма – так называемый храм в «антах», («анты»- от лат. antae - выступы продольных стен здания, огораживающих вход), возникший из мегарона микенского времени.

Главный фасад в этом случае оформляется торцами боковых стен (т.е. антами), между которыми находятся две колонны. Например, сокровищница сикионцев в Олимпии (VΙΙΙ в. до н.э.)

Другой тип здания носит название простиль (греч.pro - впереди и stylos - колонна) имеет на фасаде колонны расположенные впереди антов; обычно таких колонн четыре.

Амфипростиль (греч. amphiprjstylos, от amphi - с обеих сторон и prostylos- имеющий колонны с передней стороны), содержит колонны и на переднем и на заднем фасадах.

Самый распространенный тип храма – периптер (гр. Peripteros - окруженный колоннами, peri - вокруг, pteron - крыло, боковая колоннада), в котором колонны располагались по всему периметру сооружения. Чаще всего на главном фасаде их бывает шесть. Такие храмы называют гексастильными периптерами.

Наиболее сложный тип храмового здания – диптер (гр.dipteros), который имеет два ряда колонн, окружающих храм. Например, храм Артемиды в Эфесе (одно из семи чудес света).

Наряду с храмами строили различные по функциям общественные сооружения: булевтерии (дома для собрания), стои (гр. stoia - длинная галерея), портики, театры, стадионы. С переходом к строительству из камня складываются главные разновидности архитектурного ордера.

Греческий архитектурный ордер состоит из следующих основных элементов:

а) трехступенчатый стилобат (гр. stylobates), каменные плиты под колоннами, это цокольная часть храма;

б) колонны, включающие базу, ствол (фуст) и капитель;

в) антаблемент – перекрывающая часть сооружения, делящаяся в свою очередь на архитрав (балку), фриз и карниз.

Выше антаблемента находится треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.

В процессе формирования греческой архитектуры возникли два основных стиля: дорический и ионический. На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура, на формы ионического – архитектура стран Передней Азии (Финикия, Иран).

Дорическая архитектура отличалась простотой и мужественностью своих форм, ионическая – легкостью, стройностью, изяществом и относительно большей декоративностью. Названные выше ордерные части применялись в обоих стилях и различались лишь в деталях. Так, в дорическом стиле колонны не имели баз, капители были очень просты и состояли из квадратной плиты (абака) и поддерживающей ее круглой подушки (эхина); фриз делился на прямоугольные слегка выступающие части (триглифы) и находившиеся между ними квадратные доски (метопы).

В ионическом стиле колонны имели профилированные базы; капитель включала спиралевидной формы валюту, фриз был гладким в виде ленты. Оба стиля возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, и позднее формы их были переведены в камень. Если в дорической архитектуре наиболее распространенный типом сооружения был периптер, то в ионическом зодчестве строились главным образом диптеры.

Постройками дорического ордера являются храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии, храмы в Селимунте.

Постройками ионического ордена являются храмы Артемиды в Эфесе, Геры на о. Самос и др.

Раскраска храмов усиливала декоративную нарядность здания: триглифы были окрашены синим, метопы – красным, фронтоны – синим. Расцвечивались и отдельные детали скульптур на фронтонах и метопах.

Скульптура периода архаики.

В начальном периоде архаики процесс сложения нового изобразительного искусства шел медленно.

Если, создавая новую литературу, культура архаика имела возможность отпираться на поэтический опыт накопленный В ХΙ - VΙΙΙ вв. до н.э, то в области пластических искусств дело обстояло значительно сложнее. Ни скульптура, ни живопись геометрического стиля не накопили значительного художественного опыта. В 7- 6 вв. до н. э. скульптура и монументальная живопись находились в зародышевом состоянии, и лишь вазопись, развивая достижения предшествующего периода, оказалась в преимущественном положении.

Статуарная архаическая скульптура представлена первоначально небольшими деревянными, позже бронзовыми статуэтками (Аполлон из Фив), затем изваянием обнаженных юношей - куросов («курос» греч. kuros – статуя юношей – атлетов.

Тип куроса связан с возникновением идеала физически совершенного героя, атлета и воина. Куросы отличаются строго фронтальной статичной композицией, обобщенной суммарной трактовкой форм человеческого тела. А так же стройных девушек - кор (“кора” гр. kore - девушка), в длинных одеждах.

Неподвижность и обобщенность форм дополняются условными обозначениями движений. Скульпторы, используя как средство психологической выразительности лишь крайне ограниченную мимику человеческого лица (т.н. архаическую улыбку), умели вместе с тем достигать богатства эмоционального строя образов. В архаической скульптуре проявляются местные различия. Ионические коры и куросы с их лиричностью и созерцательностью, плавной текучестью форм отличаются от суровых, резких по моделировке дорических статуй.

Скульптура эпохи архаики украшает храмы: рельефы фронтонов, фризов и метоп (это прямоугольные, почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера).

Искусство греческой классики V-ΙV вв. до н.э.

С первых десятилетий V века до н.э. культура Древней Эллады вступает в пору своего высшего рассвета, связанного с полной победой античной рабовладельческой демократии. Суровым историческим испытанием для греческого народа стали войны с могущественной Персией (500-449 гг. до н.э.). Разгром персов убедительно доказал преимущество общественного строя городов-государств Древней Греции. Изобразительное искусство периода классики воплотило типический обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое эстетическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая у них представления о том, каким должен быть человек. Созданные в V и ΙV веках до н.э. прославленные творения зодчих, скульпторов и художников в последствии стали образцом для подражания, их считали классическими, т.е. образцовыми. Искусство V-ΙV вв. до н.э. получило название греческой классики. Мастера V в. до н.э. успешно решили задачу органической взаимосвязи, синтеза архитектуры и скульптуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.