Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и методы исследования. Анализ результатов исследования




Психолого-педагогические условия успешной адаптации студентов к вузу

Адаптация студентов к условиям вуза

 

Прежде чем перейти к условиям успешной социально-психологической адаптации студентов-первокурсников, необходимо определиться к какому возрастному периоду жизни относится студенчество.

По С.В. Мухиной «юность - период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны - от 15-16 до 21-25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления». (420 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.) Из чего можно сделать вывод о том, что студенчество относится именно к периоду юности.

В ряде исследований отмечается, что юношеский возраст сензитивен, очень благоприятен для формирования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности, способствующего становлению мировоззрения. Отличительной особенностью возраста становится резкое усиление саморефлексии, т. е. стремления к самопознанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей, выбору своего пути в жизни.

С. Л. Рубинштейн утверждал, что в юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека; складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, окружающей действительности, других людях, самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности; формируется осознанное, обобщенное, итоговое отношение к жизни, позволяющее выйти на проблему смысла человеческой жизни. (Буравлева Н. А. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 6. С. 124–129.)

Именно начальная ступень студенчества характеризуется рядом проблем, одной из которых можно считать адаптацию вузу. К тому же проблема адаптации к условиям обучения, предполагающая принятие новой социальной роли, может стоять актуально на протяжении месяца, двух и даже до нескольких лет. (Пьянкова Л. А. ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 6. С. 102–107.)

Управление адаптационным и учебно-воспитательным процессом является реальной основой целенаправленной активизации резервных возможностей человека, его творческих способностей, а также преодоления трудностей и психологических барьеров, возникающих в процессе учебной деятельности. Из множества проблем высшей школы в настоящее время особо выделяется комплекс сложных вопросов, связанных с трудностями первых лет обучения, в частности с адаптацией студентов к учебному процессу в вузе. Включение студента в новую среду требует установления связей с ней, выполнения тех требований, что предъявляет к нему вузовская система обучения. Решение данной проблемы важно не только для того, чтобы ускорить процесс адаптации студента к образовательному процессу в вузе, но и для определения действительно посильной учебной нагрузки. Процесс адаптации связан с повышением активности личности, с формированием новых личностных качеств.

Проблема адаптации студентов в вузе - очень важное условие успешной педагогической деятельности. Согласно современным требованиям при подготовке специалистов высшей школы должна быть такая организация труда студентов, когда необходимо более глубоко учитывать их восприятию новой информации, средства и методы повышения умственной работоспособности. (Соловьев Виталий Николаевич. Адаптация студентов к учебному процессу в высшей школе: Дис.... д-ра пед. наук: 13.00.01: Ижевск, 2003 449 c.)

Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Большую роль в этом играет психологическая готовность к обучению, соответствие учебной программы имеющемуся образовательному уровню, количество часов, которые студент уделяет подготовке к занятиям и, наконец, как был принят студент в новом для него коллективе высшего учебного заведения.

А.Г. Маслова выделяет две стороны социальной адаптации студентов:

1) Профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебно-научной работе;

2) Социально-психическую адаптацию, под которой подразумевается приспособление индивида к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения (Маслова А.Г. Адаптация первокурсников в условиях вуза как педагогическая проблема [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.iktgio.mert.ru/rus/info.php?id=9784 ).

Безусловно, наиболее сложным является первый этап студенческой жизни. Он связан с коренной ломкой сложившихся представлений и привычек бывшего школьника, необходимостью менять и перестраивать свое поведение, адаптироваться к новым условиям. Основными задачами этого периода становятся овладение способами и приемами учебной деятельности, приобретение необходимой системы профессиональных знаний, овладение социальным статусом студента.

Новые условия жизни и учебы, в которые без предварительной подготовки входит первокурсник, достаточно противоречивы. С одной стороны, новые обстоятельства жизни, смена обстановки, новая социальная роль приводят к переживаниям духовного подъема, повышенного интереса, радости. С другой – эти же обстоятельства вызывают растерянность, неудовлетворенность, порой даже стресс. Для студента начинается сложный период социальной адаптации. (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ: СУЩНОСТЬ И ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ, Зайцева И.Н., Психология образования в поликультурном пространстве. 2010. Т. 4. № 4. С. 139-143., 140-141)

Т. А. Солостина выделяет ряд причин, затрудняющих адаптацию первокурсников:

– несформированность общеучебных умений (вести конспект лекций, самостоятельно изучать учебную литературу, работать над определением нового понятия, решением задачи, выступать перед аудиторией);

– сложность и абстрактность учебного материала;

– возрастание доли самостоятельной работы;

– психологические трудности перехода от школьной программы к вузовской;

– непонимание сущности изучаемого материала;

- несерьезное отношение к учебе, нерегулярная подготовка к занятиям. (Солостина Т. А. СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2014. Вып. 8. С. 29–32.)

Результатом успешного приспособления студентов к новым условиям, по мнению Д. Н. Дубровина, является адаптированность, складывающаяся из следующих компонентов:

1. «Адаптация». Индивид не только принимает нормы и ценности социальной среды, но и строит на их основе свою деятельность и отношения с людьми, главной целью становится полная самореализация, круг общения и интересов значительно расширяется. Дезадаптация характеризуется недифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, неприятием норм и ценностей социальной среды; принятие индивидом норм и ценностей по принципу «быть как все».

2. «Самоприятие». Отражает степень дружественности-враждебности по отношению к собственному «Я», которая выражается в способности личности оценивать сильные и слабые стороны. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных моментах, доверие к себе и позитивную самооценку. Низкий показатель приятия себя – видение в себе преимущественно недостаточной самооценки, готовность к самообвинению.

3. «Приятие других». Отражает уровень дружественности-враждебности к другим людям, на позитивном полюсе – это принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. Низкий показатель приятия других – критическое отношение к людям, раздражение, ожидание негативного отношения к себе.

4. «Эмоциональная комфортность». Отражает характер преобладающих эмоций в жизни испытуемого. Высокий показатель комфортности – это преобладание положительных эмоций, ощущение благополучия своей жизни; низкий показатель комфорта – наличие выраженных отрицательных эмоциональных состояний.

5. «Интернальность». Отражает, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой – пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств. Высокие показатели интернальности говорят о том, что человек воспринимает происходящие с ним события как результат собственной деятельности (вхождение в режим учебы, способность везде успевать, активность). Низкие показатели интернальности свидетельствуют о восприятии происходящих с человеком событий как результата действия внешних сил (случая, судьбы и др.). Предрасположенность личности к приписыванию ответственности за результаты своей деятельности внешним силам может проявляться в трудностях самоорганизации.

6. «Стремление к доминированию». Отражает степень стремления человека доминировать в межличностных отношениях. Высокие показатели говорят о склонности подавлять другого человека, чувствовать превосходство над другими. Низкие показатели свидетельствуют о склонности к подчинению, мягкости, покорности. (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Власова Т.А. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 13-22., 16-18)

Таким образом, студенчество относится к такому возрастному этапу в жизни человека как юность (15-25 лет). Поступая в ВУЗы, бывшие школьники сталкиваются с такой проблемой, как адаптация к новому социальному статусу студента и смена места обучения. В этот период жизни первокурсники испытывают довольно противоречивые чувства: от духовного подъема и радости до растерянности и стресса.

 

Студенческий возраст характеризуется рядом проблем, одной из которых выступает социально-психологическая адаптация к изменившимся жизненным условиям.

Огромное значение приобретает тип образовательной среды, в которой создаются возможности для адаптации. Современная педагогическая наука определяет этот тип среды как адаптивный – она стремится, с одной стороны, максимально приспособиться к личности с ее индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на собственные социокультурные изменения.

Существуют педагогические факторы, способствующие более быстрой и полной адаптации студентов к вузу. И.В. Григорьевская выделяет три таких фактора:

1) Применение образовательных технологий, способных интенсивно и эффективно влиять на развитие учебных и общих компетенций:

2) Преобладание практико-ориентированного обучения. Этот фактор включает организацию учебно-профессиональных практик (в том числе и зарубежных), различных лабораторных занятий, привлечение «приглашенных спикеров», выполнение проектов. Главной целью системы практико-ориентированного обучения студентов является максимальное приближение учебного процесса к реальной жизни;

3) Использование возможностей дополнительного образования.

Можно так же выделить и социально-психологические факторы адаптации студентов к вузу, например, такие как:

1) Культивирование рефлексии и развития рефлексивных способностей студента как субъекта деятельности. В мышлении – наличие проблемно-конфликтной ситуации, в деятельности – установка на кооперирование, а не на конкуренцию, в общении – на отношения, подразумевающие доступность собственного опыта человека для другого и открытость опыта другого для себя. На практике это процесс обязательного осмысления и обсуждения результата деятельности студента, причин удачных решений (ошибок), оценки собственной деятельности;

2) Демократический стиль общения с преподавателем создает условия для формирования хорошего микроклимата в группе, заботится о состоянии отношений в коллективе;

3) Наличие системы социально-психологических мероприятий (тренингов), направленных на различные сферы социального опыта студента (командные, коммуникативные, лидерские, самопознание, рефлексия, самопрезентация);

4) Формирование положительного отношения к образовательной среде, развитие корпоративной культуры, развитие познавательных и коммуникативных способностей, социального поведения в целом, повышение социальной активности, наиболее полное использование социально-культурных возможностей, предоставляемых адаптивной средой (посещение библиотеки, музейных выставок, участие в мероприятиях молодежного центра, посещение спортивных секций);

5) Аутентичная организация пространства. Все функциональные зоны или микросреды (учебные аудитории, спортивные залы, библиотека, столовые, жилые зоны) связаны: переход от одной функциональной зоны до другой не отнимает много времени и не доставляет участникам образовательного процесса физических и психологических неудобств;

6) Здоровьесбережение и личная безопасность студентов. (Григорьевская И. В. Факторы адаптации студентов в образовательной среде колледжа. // Вестник ТГПУ. - 2013. - № 11. - С. 124–127).

Для успешного прохождения процесса адаптации в вузе и для успешного обучения и развития студентов-первокурсников, им необходимо создавать такие условия, которые осуществляются путем реализации психологического сопровождения.

Социально-педагогическое сопровождение, осуществляемое в стенах образовательного учреждения, реализует социальную функцию образования, дает возможность наряду с освоением профессиональных знаний, умений и навыков овладеть и социально значимыми нормативами в виде заданных образцов и руководствоваться ими в собственном поведении.

Социально-педагогическое сопровождение – процесс помощи подростку в определении его собственных интересов, целей и возможностей, а также путей преодоления проблем, мешающих ему самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни. Цель социально-педагогического сопровождения – создание оптимальных условий для профессионального и индивидуального развития личности подростка.

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

1) исследовательское (изучение личности первокурсника и выявление проблем);

2) социально-правовое (осознание студентов своих прав и интересов);

3) коррекционно-развивающее (принятие первокурсниками осознанного восприятия определенных норм поведения);

4) личностно-развивающее (удовлетворение и развитие познавательных процессов, творческого потенциала, способствующего социализации и самореализации личности студента);

5) учебно-производственное (помощь студенту в освоении профессиональной деятельности);

6) учебно-воспитательное (активизация процессов профессионального и личностного самосознания первокурсников).

Система работы по социально-педагогическому сопровождению имеет целостный характер, ее реализация осуществляется в три этапа.

Первый этап «Первичное профессиональное самоопределение». Студент-первокурсник попадает в новое образовательное учреждение, где приспосабливается к новым условиям учебной деятельности. В аспекты социально-педагогического сопровождения входит: ознакомление с содержанием и условиями труда, профессионально важными качествами, требованиями профессии; изучение индивидуальных особенностей, склонностей студента для определения наиболее эффективных форм и методов освоения профессии; работа по самореализации обучающихся и приобщение их к проявлению активности в деятельности по интересам, склонностям, способностям.

Второй этап «Профессиональная адаптация». Адаптация к профессиональной деятельности и общение в трудовом коллективе. Содержанием социально-педагогического сопровождения на данном этапе являются: формирование профессиональных знаний, умений и навыков; проявление активности в творческой, социально значимой, проектной и производственной деятельности с целью расширения социального и профессионального опыта; формирование профессионально важных качеств, навыков совместной работы. Ориентация обучающихся на организацию деловых отношений, принятие социальных и профессиональных норм и правил; побуждение обучающихся к осмыслению себя, реального состояния жизни и учебы, имеющихся результатов и достижений, определение перспектив, принятие ответственности за свою жизнь.

Третий этап «Профессиональное становление» направлен на подготовку студентов к трудовой деятельности, определение перспектив трудоустройства, расширение профессиональных связей и возможностей, формирование профессиональных качеств, ознакомление с условиями труда на производстве, формирование трудовой культуры, навыков трудовой культуры, навыков делового общения в коллективе. (Журавель М. А. Социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков в процессе профессионального обучения. // Вестник ТГПУ. - 2012. - №11. - С. 163–165).

Таким образом, при поступлении в высшее учебное заведение студент проходит процесс адаптации к новым, изменившимся условиям. Первокурсники оказываются в новом, незнакомом им учебном учреждении, вступают в новые социальные отношения, из роли школьника они переходят в роль студента, и поэтому к ним предъявляются совершенно другие требования. Так же существенно изменяется привычный темп и ритм жизни. Поэтому, для успешной адаптации студентов-первокурсников к вузу, необходимо реализовывать социально-педагогическое сопровождение, а именно психологическое консультирование, коррекционно-развивающую работу, тренинговую работу.

 

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

 

Экспериментальное исследование социально-психологической адаптации студентов к условиям вуза проводилось на базе Лесосибирского педагогического института – филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» и Лесосибирского филиала Сибирского государственного технологического университета. Выборка представлена студентами первого курса факультета педагогики и психологии ЛПИ – филиала СФУ в количестве 14 человек и студенты первого курса Лесопромышленного факультета (направление – социальная работа) ЛФ СибГТУ в количестве 8 человек.

Экспериментальное исследование проводилось в два этапа:

1 этап (сентябрь 2014) – анализ психологической литературы по проблеме адаптации личности, подбор диагностического инструментария;

2 этап (октябрь-ноябрь 2014) – констатирующий эксперимент, направленный на изучение уровня социально-психологической адаптации студентов первого курса, обработка и анализ полученных результатов.

В качестве диагностического инструментария нами использовалась методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (авторы - К. Роджерс и Р. Даймонд, адаптирована Т.В. Снегиревой).

Ниже опишем данную методику.

Цель - изучение отношений человека с социальным окружением и с самим собой, реалистичной оценки себя и окружающих, способности отвечать за свое поведение.

Опросник состоит из 101 суждения. Из них 36 соответствуют критериям адаптивности (чувство собственного достоинства, умение уважать других, понимание своих проблем и стремление к их решению). Критерии дезадаптации (37 высказываний) же предполагают неприятие себя и других. В число оставшихся 28 высказываний включена шкала лжи, по которой можно определить, искренне ли отвечал тестируемый или нет. Все оставшиеся суждения сгруппированы по 6 шкалам:

1) принятие/неприятие себя;

2) принятие/неприятие других;

3) эмоциональный комфорт/дискомфорт;

4) внутренний/внешний контроль;

5) доминирование/ведомость;

6) эскапизм, т.е. уход от проблем.

В интерпретации результатов по каждому фактору определена норма, результаты выше и ниже нее оцениваются как «высокие» и «низкие» соответственно.

Проанализировав результаты диагностики мы пришли к выводу, что группа студентов первого курса ЛПИ – филиала СФУ и ЛФ СибГТУ достаточно хорошо приспособлены к условиям обучения в ВУЗе.

Результаты исследования студентов из ЛПИ – филиала СФУ по методике методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (авторы К. Роджерс и Р. Даймонд, адаптирована Т.В. Снегиревой) представлены в Приложении? (табл.?), студентов ЛФ СибГТУ – в Приложении? (табл.?).

Проанализировав результаты, полученные по шкале «адаптивность», можно отметить тот факт, что абсолютное число студентов ЛПИ – филиала СФУ обладают средним уровнем адаптивности, в то время как у студентов-первокурсников ЛФ СибГТУ средний уровень по той же шкале представлен у 87,5%. У остальных 12,5% выявлен высокий показатель по шкале «адаптивность». Результаты, полученные по показателю дезадаптивности, свидетельствуют о том, что у 64,3% студентов ЛПИ – филиала СФУ и у 25% первокурсников ЛФ СибГТУ преобладает средний уровень дезадаптивности, следовательно, у остальных 35,7% студентов ЛПИ – филиала СФУ и у 75% первокурсников ЛФ СибГТУ был выявлен низкий уровень по данному показателю.

Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что большинство студентов первого курса способны успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, взаимодействуя с окружающими их людьми, при этом сохраняя себя как личность.

Изучив результаты, полученные по показателю «принятие/неприятие себя», было обнаружено, что у 92,9% первокурсников ЛПИ – филиала СФУ и у 37,5% первокурсников ЛФ СибГТУ выявлен средний уровень принятия себя, в то время как высокий уровень был выявлен у 7,1% студентов ЛПИ – филиала СФУ и у 62,5% студентов ЛФ СибГТУ. При этом средние показатели по шкале «неприятие себя» были получены от 64,3% студентов-первокурсников ЛПИ – филиала СФУ и от 37,5% студентов ЛФ СибГТУ, и, соответственно, у 35,7% студентов ЛПИ – филиала СФУ и 62,5% студентов-первокурсников ЛФ СибГТУ отмечается низкий уровень по этому же показателю.

Таким образом, большинство студентов обеих групп принимают себя такими, какие они есть, верят в свои силы и адекватно оценивают себя.

Анализ результатов, полученных по шкале «принятие/неприятие других», свидетельствует о том, что у 92,9% первокурсников ЛПИ – филиала СФУ и у 75% первокурсников ЛФ СибГТУ преобладает средний уровень принятия себя, в то же время выявлен высокий уровень у 7,1% студентов ЛПИ – филиала СФУ и у 25% студентов первого курса ЛФ СибГТУ. Кроме того, средний уровень неприятия других был отмечен у 78,6% студентов ЛПИ – филиала СФУ и у 25% студентов ЛФ СибГТУ, тогда как у остальных 21,4% студентов-первокурсников ЛПИ – филиала СФУ и у 75% первокурсников ЛФ СибГТУ преобладает низкий уровень.

Данный факт говорит о том, что первокурсники легко принимают других, не пытаются их подстроить под себя, имеют достаточно высокий уровень эмпатии.

Результаты, полученные по показателю «эмоциональный комфорт/дискомфорт», показали, что абсолютное большинство (100%) студентов ЛПИ – филиала СФУ и 75% студентов первого курса ЛФ СибГТУ обладают средним уровнем эмоционального комфорта, при этом у 12,5% студентов ЛФ СибГТУ и у 12,5% студентов ЛФ СибГТУ был обнаружен высокий и низкий уровень эмоционального комфорта соответственно. Одновременно средний уровень эмоционального дискомфорта был представлен у 64,3% первокурсников ЛПИ – филиала СФУ и у 25% студентов-первокурсников ЛФ СибГТУ, а низкий уровень у 35,7% студентов первого курса ЛПИ – филиала СФУ и у 75% студентов ЛФ СибГТУ.

Названный факт может свидетельствовать о том, что большинство студентов обеих групп достаточно оптимистичны и уверенны в себе, а 12,5% тестируемых студентов ЛФ СибГТУ подвержены тревожности и неуверенности.

Проанализировав результаты, полученные по показателю «внутренний/внешний контроль», было обнаружено, что средний уровень внутреннего контроля имеется у 92,9% студентов первого курса ЛПИ – филиала СФУ и у 87,5% студентов ЛФ СибГТУ, тогда как высокий уровень был отмечен у остальных 7,1% студентов-первокурсников ЛПИ – филиала СФУ и у 12,5% первокурсников ЛФ СибГТУ. В то же время, у 64,3% студентов-первокурсников ЛПИ – филиала СФУ и у 37,5% студентов ЛФ СибГТУ был выявлен средний уровень внешнего контроля, а низкий уровень был отмечен у 35,7% первокурсников ЛПИ – филиала СФУ и у 62,5% студентов ЛФ СибГТУ.

Таким образом, можно сказать, что студенты обладают способностью контролировать свои эмоции, несут ответственность за свои поступки и обладают силой воли.

Анализ результатов, полученных по показателю «доминирование/ведомость», говорит о том, что у 51,7% студентов первого курса ЛПИ – филиала СФУ и у 87,5% студентов ЛФ СибГТУ был выявлен средний уровень доминирования, в то время как низкий уровень доминирования представлен у 42,9% первокурсников ЛПИ – филиала СФУ и у 12,5% студентов ЛФ СибГТУ. Кроме того, средний уровень ведомости отмечается у 78,6% студентов-первокурсников ЛПИ – филиала СФУ и у 62,5% студентов первого курса ЛФ СибГТУ, низкий – у 21,4% студентов ЛПИ – филиала СФУ и у 37,5% первокурсников ЛФ СибГТУ.

Рассмотренный факт позволяет говорить о том, что большинство студентов способны добиваться намеченной цели, обладают достаточно высоким уровнем притязаний, одновременно 42,9% студентов ЛПИ – филиала СФУ и 12,5% первокурсников ЛФ СибГТУ склонны к подчинению, способны «идти на поводу» у общества.

Результаты, полученные по показателю «эскапизм», свидетельствуют о том, что средний уровень преобладает у 85,7% студентов-первокурсников ЛПИ – филиала СФУ и у 50% студентов ЛФ СибГТУ, низкий уровень у остальных 14,3% студентов первого курса ЛПИ - филиала СФУ и у 50% первокурсников ЛФ СибГТУ.

Из данного факто можно сделать вывод о том, что студенты-первокурсники адекватно реагируют на возникающие проблемы, ищут пути выхода из них и не пытаются сбежать от действительности.

На основании результатов констатирующего эксперимента мы выделили три группы студентов ЛПИ - филиала СФУ и ЛФ СибГТУ с разным уровнем социально-психологической адаптации.

К первой группе, группе адаптированных, мы отнесли 8 студентов (57,1%) ЛПИ - филиала СФУ и 7 человек (87,5%) ЛФ СибГТУ.

Ко второй группе, группе с признаками дезадаптации (1-3 признака), мы отнесли 6 студентов (42,9%) ЛПИ - филиала СФУ и 1 студента (12,5%) ЛФ СибГТУ.

Рис. 1. Результаты исследования уровня социально-психологической адаптации студентов ЛПИ – филиала СФУ и ЛФ СибГТУ

 

К третьей, дезадаптированной группе, мы не отнести ни одного студента ЛПИ - филиала СФУ и ЛФ СибГТУ.

Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать следующий вывод: студенты-первокурсники достаточно успешно адаптировались к условиям обучения в ВУЗе, т.к. к третьей группе (группе дезадаптированных) мы не отнесли ни одного студента.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.