Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речь детей раннего, преддошкольного и дошкольного возраста. 3 страница




 

знании синонимов, лексической нормы. Условие В. с. – значительное богатство словаря школьника, а также знакомство с В. с. у мастеров языка – писателей. Слово должно быть выбрано точно по значению, в соответствии с задачей высказывания и стилистическим окружением. Выбираемое слово должно быть новым, не употребленным в предшествующем тексте. Основой хорошего В. с. у школьников является не только богатство словаря, но и его активность, его готовность – умение извлечь из памяти нужные слова быстро и правильно. В речи учащихся, особенно устной, наблюдается высокая повторяемость одних и тех же слов, как правило, стилистически нейтральных и маловыразительных, что может и не составлять речевой ошибки, но свидетельствует о низкой культуре речи. Типичные недочеты В. с.: смешение паронимов («Сгорел колхозный овчар» – нужно: Сгорела... овчарня); употребление слова не в его значении («В воскресенье была оттепель, было 10 градусов мороза»); лексические повторы и т. п.

Лит. В защиту живого слова / Сост. В. Я. Коровина – М., 1966; Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М.,1979; Новиков Л А. Искусство слова. – М., 1982.

выборочный диктант – вид слухового или зрительного диктанта; в отличие от других видов диктанта, предполагает запись не всего диктуемого текста, а лишь тех слов, словосочетаний, в которых есть орфограммы (или грамматические формы) на изучаемое правило. Проводится с целью развития внимания, умения обнаруживать изучаемые или повторяемые явления; позволяет экономить время на уроке. Пример: при изучении темы «Склонение

 

35 Выразительное чтение

имен прилагательных» в ходе В. д. учащиеся выписывают словосочетания «существительное + прилагательное», правильно согласуют второе с первым, пишут нужное окончание, подчеркивают его, в скобочках указывают падеж, число, род. В. д. допускает дополнительные задания в виде подчеркиваний, кратких примечаний и пр. Могут быть обзорные В. д.: все случаи употребления ь после шипящих, а также его отсутствия.

Лит.: см. статью Диктант.

выборочный пересказ, выборочное изложение – вид устного пересказа, письменного изложения как приемов развития речи. В В. п., в. и. воспроизводится какая-то одна из частных тем (микротем) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например пересказать все, что относится к характеристике действующего лица в рассказе; все, что характеризует картины природы в тексте. В. п., в. и. могут быть связаны с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием учителя, с желанием самого учащегося. Проводятся, как правило, не ранее II класса; служат основой подготовки к сочинениям типа характеристики героев литературных произведений, а в вариантах научного текста – основой обучения конспектированию и тезированию. В. п., в. и. связаны со сжатыми (краткими) пересказами, изложениями.

Лит.: см. статьи Изложение, Пересказ.

вывод (-ы) – структурный (-е) элемент (-ы) рассуждения (см.). В В. содержится обобщение приведенных в сочинении аргументов, доказывающих или опровергающих тезис (см.); В. прямо перекликаются с тезисом. Например, сочинение «Кем я буду» (V класс). Тезис: Нет лучше профессии моряка. Аргументы: описание красот моря; примеры отваги, героизма моряков и пр.; вывод: Когда вырасту, обязательно стану моряком. В. композиционно замыкает структуру сочинения-рассуждения. Однако вполне допустимо сочинение-рассуждение, в котором выводы не сформулированы, если они ясно подразумеваются и не вызывают сомнений.

выразительное чтение. 1. Одна из сторон навыка чтения. Под В. ч. в школе понимают устное чтение наизусть или по книге, правильно передающее идейное содержание произведения, его образы и предполагающее строгое соблюдение орфоэпической нормы. Признаки В. ч.: 1) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, их сочетаний, слов, достаточная громкость, темп, умение их регулировать; 2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора; 3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, отрицания, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски – радостную и грустную, восторженную и

 

Высказывание 36

ироническую и пр. Образцом В. ч. служит профессиональное художественное чтение, которое отличается от школьного В. ч. степенью глубины, полноты и яркости передачи идейного содержания и образов произведения. Методические средства развития В. ч. у учащихся: анализ содержания и образов, подготовка к В. ч., слушание образцового чтения, особенно – одного произведения разными чтецами, анализ этого чтения; различные формы инсценирования: от чтения по ролям – до подготовки спектакля; составление «партитур» предстоящего чтения; подготовка «словесного действия» (по К. С. Станиславскому); конкурсы на лучшего чтеца, литературные утренники и вечера, концерты. Основой В. ч. учащихся служит тренировка их речевого аппарата, развитие дикции (для этого используются специальные упражнения, скороговорки, «распевки» и пр.), а также изучение закономерностей русского произношения, ударения и интонаций.

2. Методический прием, применяемый при изучении грамматики, особенно синтаксиса (и пунктуации), орфоэпии, интонаций, при развитии речи. В. ч. формирует чувство языка, помогает глубже понять значение слов, словосочетаний, предложений, текста.

Лит.: 1. Станиславский К. С. Работа актера над собой. – М., 1954; Язовицкий Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания. – М., 1959; Найденов Б. С. Выразительность речи и чтение. – М., 1969; Чернышев В. И. Азбука выразительного чтения // Избр. труды: В 2 т. – М., 1970. – Т. 2, Соловьева Н. М. Практикум по выразительному чтению. – М, 1976.

2. Фирсов Г. П. Выразительное чтение на уроках русского языка. – М, 1955; Ломизов А. Ф. Выразительное чтение при изучении синтаксиса и пунктуации. – М., 1986; Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М., 1986.

высказывание – акт коммуникации, единица сообщения, обладающая смысловой цельностью и могущая быть воспринятой слушающим. В. бывают развернутые (преимущественно монологи) и свернутые, эллиптические (в диалоге). В разговорной речи используются ситуативные В., которые понятны только в данной речевой ситуации. Работа над В. в школе проводится во всех классах в форме составления предложений, ответов на вопросы учителя, развернутых ответов по теме урока, рассказов, докладов, сочинений и пр.

Лит.: Леонтьев А. А. Язык. Речь. Речевая деятельность. – М., 1971; Основы теории речевой деятельности / Под ред. А. А. Леонтьева. – М., 1974.

выставки в школе. Практикуются: 1) В. ученических тетрадей, рисунков, школьных стенгазет и журналов рукописных; 2) тематические В. книг, журналов и газет, а также В. книжных новинок; 3) В. картин и их репродукций, скульптуры, прикладного искус-

 

37 Газеты для детей

ства, театральные, киновыставки и пр., что может использоваться для бесед, докладов, сочинений; 4) методические В.: оборудование кабинетов русского языка, наглядные пособия, лучшие сочинения и другие творческие работы учащихся, доклады из опыта работы учителей, фотоснимки с уроков, портреты учителей, методистов, лингвистов.

выступление – вид самостоятельной, социально мотивированной связной устной речи. Виды В. учащихся: В. на комсомольском собрании, на пионерском сборе, на литературном вечере или утреннике, на читательской конференции, на диспуте, в полемике. Характеризуется актуальностью тематики, выраженной позицией выступающего, обычно – оригинальностью высказываний, яркостью формы, эмоциональностью, выразительностью. Стиль – публицистический, допустимы элементы научного и разговорного. Различаются В. подготовленные (обычно на читательских конференциях, литературных вечерах и пр.) и неподготовленные, экспромты: на диспутах, на собраниях. Первые характеризуются полнотой охвата темы, отработкой деталей; вторые – быстротой реакций, полемической заостренностью, весомостью аргументов в споре.

Лит.: Овчинникова И. Г. Учиться «сметь свое суждение иметь»// В защиту живого слова, – М., 1966; Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М., 1975.

 

 

газета школьная рукописная – периодическое издание, освещающее жизнь школьного коллектива, орган комитета ВЛКСМ, совета дружины, других организаций учащихся. В школе издаются Г. общешкольные, классные, кружковые. Выпускаются также устные или радиогазеты. Методические функции Г.: служит средством развития внеклассной работы по русскому языку, дает возможность мотивации сочинений публицистического стиля и устных выступлений, развивает языковую активность школьников. Статьи в Г. не только развивают речь учащихся, но повышают их самосознание, способствуют воспитанию личности.

газеты для детей – печатные периодические издания, средство воспитания, развития, сплочения школьников. Первые Г. для д. в СССР: «Школьная правда» в Москве, «Ленинские искры" в Ленинграде, «Юный ленинец» на Украине (1924 – 1925) «Пионерская правда» выходит с марта 1925 г. Вокруг газет создается актив деткоров, юнкоров, что способствует не только развитию их социальной активности, но и изучению родного языка и развитию речи учащихся, связывает предмет «русский язык»

 

Гигиена письма 38

с жизнью, дает мотивационную основу обучению. Г. для д. способствуют развитию внеклассного чтения учащихся. (См. статью Журналы для детей, подростков.)

гигиена письма – совокупность требований, выполнение которых в процессе обучения письму позволяет сохранить нормальную жизнедеятельность организма школьника, обеспечить его здоровье Основные требования Г. п. в I классе: правильная посадка за партой соответствующего размера, чтобы ноги имели упор, обе руки – тоже, спина не была искривлена, глаза находились на расстоянии 35 см от поверхности листа тетради, рука, держащая ручку (карандаш), не должна быть напряжена, освещенность – слева, 200 лк, температура воздуха в классе – 18 – 20 °С; бумага тетради – белая, гладкая, без глянца, чернила или паста шариковой ручки темного, контрастного цвета; обложка тетради – мягких тонов. Письмо на уроке не должно быть продолжительным, его следует чередовать с другими работами. Во II – X классах требования те же, с учетом взросления и изменений условий обучения.

гигиена чтения – совокупность требований, выполнение которых в процессе обучения чтению обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма школьника, его здоровье. Основные требования Г. ч.: правильная посадка за партой, ровное положение книги и прямой взгляд на читаемую строчку, расстояние от глаз до страницы 35 см, при громком чтении – отчетливое, ясное произношение. Остальные требования как в «Гигиене письма». Методика должна предупреждать утомляемость: чередование видов деятельности на уроке, в частности устных и письменных работ, физкультминутки, особенно в младших классах, проветривание классной комнаты, активное проведение перемен; соблюдение общего режима труда и отдыха учащихся.

глагол в курсе русского языка – одна из важнейших тем. Изучается: в I(II) классе – знакомство со словами, обозначающими действие; во II(III) классе – общее понятие о Г. и изменение по временам; в III(IV) классе – спряжение Г.; в IV(V) классе – не с Г., неопределенная форма, виды Г., спряжение, правописание окончаний I и II спряжений; в V(VI) классе – разноспрягаемые Г., переходные и непереходные Г., наклонения Г., безличные Г., словообразование. Г.; в VI (VII) классе – причастие и деепричастие; в VII (VIII) классе – синтаксическая роль глагола; в VIII (IX) классе – обобщающее повторение. Программа изучения Г. построена ступенчато. Трудности изучения в школе: виды Г., соотношение видовых пар в инфинитиве и в форме настоящего времени; основы Г.; не с Г.; правописание безударных личных окончаний I и II спряжений в настоящем и будущем временах; образование причастий, их склонение, правописание

 

39 Градация синонимов

суффиксов причастий; выделение запятыми причастных и деепричастных оборотов. Типичная речевая ошибка – несоотнесенность временных форм Г. в тексте (иногда – несоотнесенность видов). В речевом развитии ребенка Г. появляется рано, в возрасте до двух лет. В речи учащихся школы составляет: в III классе – около 22% всех словоупотреблений, в VII классе – 18%, в X классе – 16%; при этом заметен рост употребления причастий в старших классах.

говорение – один из четырех видов речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение; состоит в переводе внутренней речи в акустическую, в перекодировке мысли в звуковые сигналы. Результат Г. – это устное высказывание. Механизм построения устного высказывания: ситуация, мотив, потребность, внутренний план высказывания, отбор слов, их расположение и маркировка (связь слов с помощью окончаний, предлогов, союзов). Последние три элемента – этап семантико-грамматического структурирования. Трудность овладения Г. для учащихся в его быстроте и неподготовленности, невозможности обдумать, в необходимости за доли секунды оценить ситуацию, определить мотивы, осознать намерение сказать что-то, оцепить адресата – его возможности восприятия, определить план высказывания, выбрать наиболее точные слова, расположить их в необходимом порядке, связать их с помощью окончаний, предлогов и союзов (маркировать), включить в действие свой речевой аппарат и оформить высказывание акустически, т. е. произнести фразу, придав ей нужные интонации, ударения и пр. Методика развития устной речи обеспечивает наилучшие условия для всех названных элементарных действий, составляющих процесс Г.

Лит.: см. статью Речь.

градация синонимов – упражнение по лексике и стилистике (лексико-стилистическое упражнение). Состоит в расположении синонимов по возрастающей или убывающей степени какого-либо оттенка их значения или стилистической окраски, например: большой, огромный, гигантский; способность, одаренность, талант, гениальность; глаза (нейтр.), очи (приподн.), вежды и зеницы (трад.-поэт.) – Г. с. по стилистической окраске; маленький, крошечный, микроскопический – Г. с. по убывающему качеству. Г. с. способствует более точному пониманию значений синонимов, а также их активизации в речи учащихся. Г. с. называют также стилистическую фигуру, состоящую в использовании двух или нескольких синонимов, усиливающих друг друга:

 

Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно. (И. Суриков)

 

Грамматика школьная

 

грамматика школьная. В школьном курсе русского языка Г. занимает основное, ведущее положение как важнейшая теоретико-практическая учебная дисциплина, дающая школьникам систему понятий, понимание структуры языка и закономерностей его функционирования. Г. изучается в школах с древнейших времен (Древняя Индия, Древняя Греция, Рим) и в настоящее время составляет основной стержень синтетического курса «Русский язык» в средней школе. Г. в школе имеет самостоятельное и прикладное значение: первое состоит в том, что Г. дает учащимся определенную систему знаний о родном языке, о его строе и закономерностях; будучи построена на обобщениях и абстракциях, Г. обеспечивает умственное развитие учащихся. Прикладное значение Г. состоит в том, что на ее основе усваиваются орфография, пунктуация и культура речи, формируются понятия нормы языка, вырабатываются умения и навыки в области правописания, другие языковые умения и навыки. Г. в школе создает теоретический фундамент всех практических работ по языку. Г. изучается методами наблюдений над языком, языкового анализа, в том числе и грамматического разбора, а также языкового синтеза: учащиеся образуют грамматические формы, строят словосочетания и предложения. Термин «школьная грамматика» широко используется в методических трудах для ее отграничения от научной грамматики: Г. ш. должна быть научной по содержанию, но изложена простым, доступным языком, она невелика по объему, ее дидактическое построение носит практическую направленность. В ней не должно быть отступлений от принципа научности, упрощения понятий. В некоторых трудах по методике в объем термина «Г. ш.» включаются также фонетика, словообразование, графика, орфография, элементы фразеологии, лексикологии, стилистики. В современном толковании Г. ш. не выходит за рамки грамматики; связи Г. ш. с другими разделами курса «Русский язык» носят внутрипредметный характер. Нередко Г. ш. противопоставляется научной Г.: такое противопоставление неправомерно, так как та и другая имеют единый предмет, но разные задачи: у научной Г. – задачи исследовательские, у Г. ш. – учебные: она должна сформировать у учащихся основы знаний, умений и навыков по русскому языку.

Лит.: Пешковский А. М. Школьная и научная грамматика. – М., Пг, 1923; Палей И. Р. Очерки по методике русского языка. – М, 1963, Дудников А. В. Методика изучения грамматики в IV – VIII классах. – М., 1982.

грамматико-орфографические упражнения – решение орфографических задач на грамматической основе; к числу Г.-о. у. могут быть отнесены многие виды списывания с заданиями по грамматическому разбору и объяснению орфограмм; многие виды диктантов, например объяснительный и предупредительный, ком-

 

41 Грубые ошибки

монтируемое письмо, поскольку комментирование касается и грамматических основ орфограммы. В то же время не всякое орфографическое упражнение может быть квалифицировано как Г.-о. Так, упражнения в письме слов с традиционными написаниями, как правило, грамматическими не являются; употребление заглавных букв также обычно не опирается па грамматику.

Решение орфографических задач чаще всего носит комплексный характер; так, чтобы проверить правописание безударного гласного в корне слова казалось, нужны не только грамматические знания, но и фонетические умения, и знание чередований и пр.

грамматические игры – методические приемы, обеспечивающие занимательность обучения; применяются на уроках и во внеклассной работе. В пособиях по занимательной грамматике (занимательному языкознанию) под названием «Г. и.» обычно помещаются не только строго грамматические, но разные языковые игры: грамматическое (или лексическое) лото, «колесо приставок», «колесо суффиксов», «родословное дерево», «сквозные буквы», метаграммы, шарады, логогрифы, анаграммы, чайнворды, ребусы, загадки, «спрятанные слова» и пр. (См. статью Занимательная грамматика.)

грамматические ошибки – ошибки, обычно относимые к числу речевых, связанные с нарушением закономерностей и правил грамматики; ошибки в образовании форм слов – склонения или спряжения, в образовании сравнительной степени прилагательных, кратких форм прилагательных, в образовании и использовании видовых пар глаголов, причастий, в их употреблении и пр., а также в образовании словосочетаний или предложений. Нередко Г. о. возникают под влиянием просторечия и диалектов. Иногда Г. о. называют орфографические ошибки, связанные с грамматикой, например ошибки в написании безударных падежных окончаний: такое употребление термина неверно. (См. Морфологические ошибки учащихся и Синтаксические ошибки в речи учащихся.)

Лит.: Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.

грубые ошибки (по орфографии и пунктуации) – согласно «Нормам оценки знаний, умений и навыков по русскому языку», ошибки, имеющие особенно важное значение для характеристики грамотности: ошибки на безударные гласные в корне слова, в приставке, в окончании, на употребление звонких и глухих согласных в слабых позициях, на написание форм склонения имен и спряжения глаголов, на слитное и раздельное написание слов. Грубыми считаются те ошибки, которые свидетельствуют

 

Грамматические умения учащихся 42

о непонимании состава слова, о незнании форм изменения слов, правил графики, об отсутствии речевого слуха, о непонимании значения слов и их форм. В рамках одного типа ошибок степень грубости может быть разная: так, написание легко проверяемого, частотного слова сады с ошибкой считается более г. о., но ошибка на то же правило (безударные гласные в корне слова) в слове очаровательный менее груба, в младших классах негрубая ошибка. Степень грубости ошибки изменяется и по возрастному признаку: так, в начальных классах (I – II) грубыми ошибками считаются пропуски букв, тогда как в старших классах они квалифицируются как описки и за ошибки не считаются.

грамматические умения учащихся – см. статьи Морфологические умения учащихся и Синтаксические умения учащихся.

грамматические упражнения подразделяются на аналитические и синтетические. Первые: распознавание грамматических средств и форм в различных текстах, объяснение их значений и целесообразности употребления; устный и письменный грамматический разбор отдельных слов (по составу и по частям речи), словоформ, словосочетаний и предложений – разбор выборочный (тематический) и полный; анализ текста – сложного синтаксического целого; анализ предложений и текста ученических сочинений с целью его совершенствования. Вторые: образование грамматических форм слов – склонение имен существительных, прилагательных, местоимений, числительных, спряжение глаголов, образование причастий, деепричастий, склонение причастий и пр.; употребление образованных морфологических форм в собственных предложениях и текстах; построение словосочетаний различных типов и предложений простых и сложных, их перестройка в различных вариантах; исправление обнаруженных грамматических ошибок в текстах ученических сочинений. Черты системы Г. у.: обнаружение и усвоение грамматических средств и форм на основе образцовых текстов – теоретическое обобщение – самостоятельное конструирование форм – использование изученных средств в собственной речи (в сочинении) – совершенствование своей речи на основе грамматических знаний и умений. Г. у. сочетаются со стилистическими, словообразовательными, фонетическими, орфографическими, лексическими упражнениями. Проводятся на каждом уроке русского языка во всех классах.

грамматический разбор – один из видов языкового анализа, состоит в указании грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава, в общей характеристике разбираемого предложения, его частей, членов предложения, а также (отчасти) в комментировании орфограмм и знаков препинания. Используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления

 

43 Графика в школе

и повторения материала, с целью связи теории с практикой. Способствует быстрому распознаванию грамматических категорий и форм. Г. р. может использоваться и при изучении нового материала в ходе эвристической беседы. Виды Г. р.: разбор слов по составу; разбор по частям речи (морфологический) и синтаксический разбор; выборочный, тематический и полный разбор. При Г. р. используется определенный порядок, определенная последовательность действий – «схемы разбора». В школьной практике нередко в понятие «Г. р.» включают и фонетический, и словообразовательный, и орфографический, и другие виды анализа языка.

Лит.: см. статью Языковой анализ.

грамота – умение читать и писать (иногда: элементарная Г.). Обучение Г. – методически разработанный процесс обучения в I классе, по букварю, продолжительностью в три с половиной месяца; при обучении детей 6-летнего возраста период обучения грамоте продлевается до восьми месяцев. Овладение Г. – первое условие дальнейшего обучения в школе.

грамотность населения – знание основных законов и правил родного языка, умение ими пользоваться в практике чтения и речи – устной и письменной. Критерии грамотности в разное время в СССР и других странах неодинаковы: они зависят от уровня образованности населения. Во многих странах (и в дореволюционной России) критерием Г. считалось только простейшее умение читать. По определению ЮНЕСКО (1951), грамотным следует считать лицо, умеющее читать, понимать прочитанное и писать простой текст из повседневной жизни. В настоящее время критерий грамотности в СССР предполагает правильное и беглое (не менее 85 слов в минуту) чтение текста и умение письменно изложить свою мысль в соответствии с литературной нормой; устная речь и восприятие звучащей речи также входит в понятие Г. Уровень Г.: в царской России по переписи 1897 г. было грамотных в Европейской части 19%, на Кавказе 13,4%, в Сибири 9%. В Москве Г. составляла 56%, в Петербурге 63%. В 1917 г., по выборочным данным, Г. н. в Европейской части России составляла 33%; к 1930 году (году введения всеобщего обязательного начального обучения) в результате огромной работы Советского государства по ликвидации неграмотности населения Г. н. значительно повысилась. В настоящее время СССР стал страной сплошной грамотности населения при всеобщем обязательном десятилетнем (одиннадцатилетнем) образовании.

графика в школе. Графика – раздел науки о языке, ведающий средствами письменности, знаками, которые используются на письме, их соотношением со звуковой стороной языка. Учащиеся

 

Графические ошибки учащихся

 

овладевают Г. в основном в период обучения грамоте: учатся читать, т. е. восстанавливать звучащее, фонетическое слово по его графическому изображению, и писать – обозначать звуки буквами, придерживаясь правил графики. Наиболее трудные случаи русской Г.: обозначение звука [j]; роль букв е, я, ё, ю; обозначение мягкости согласных; употребление букв ь и ъ; обозначение звонких и глухих согласных на письме. Г. тесно связана в школьном курсе с орфографией, правила Г. и орфографии в совокупности обеспечивают безошибочное письмо. Согласно программе, теоретический материал по Г. изучается в IV(V) классе; темы: «Алфавит», «Буквы», «Обозначение согласных и гласных на письме» и др. Однако на практической основе важнейшие правила русской Г. уже изучались младшими школьниками: обозначение на письме звуков и сочетаний звуков буквами и сочетаниями букв. Работа по Г. в школе не отрывается от работы по фонетике. При разработке методики обучения Г. используются принципы Г. – фонематический принцип и слоговой принцип.

Лит.: Ветвицкий В. Г. и др. Современное русское письмо. – М., 1974; Касаткин Л. Л. Графика // Современный русский литературный язык. – М., 1982; Гребенкина Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка, – М., 1984; Моисеев А. И. Звуки и буквы, буквы и цифры. – М., 1987.

графические ошибки учащихся. Графика – совокупность всех средств письменности данного языка: буквы; отношения между звуками речи (точнее, фонемами) и обозначающими их буквами; знаки препинания и выделения, абзац, условные подчеркивания и шрифтовые выделения. Графика как отдельная тема курса в программе не выделена, но средства и правила графики усваиваются школьниками в I и последующих классах. Усвоение графики в связи с законами фонетики, умение во всех случаях правильно соотносить звук и букву служат основой развития орфографических умений и навыков. Графическими называются ошибки, допускаемые учащимися в письменных работах и обусловленные незнанием или неточным знанием графики. Ошибка типа «мойя» (вместо моя) может быть объяснена неумением употреблять правило обозначения звука [j] в русском языке. Нередко школьники не умеют пользоваться кавычками как средством выделения цитат и пр. К числу графических ошибок относят неправильные начертания букв, их пропуски, перестановки, замены, что нередко является следствием невнимательности, поспешности, а не незнания правил графики.

Лит.: Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960; Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1961; Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. – М.. 1978.

 

45 Дедукции в обучении русскому языку

группировка – упражнение, широко применялось в методике русского языка в XIX в. В современной школе используется в I классе наряду с классификацией. Состоит в распределении данных слов по группам на основе каких-либо определенных признаков: например, Г. данных слов по частям речи; по назначению или принадлежности (тарелка, кастрюля – в одну группу; сосна, береза, дуб – в другую). Рекомендуется группировать слова также по типу орфограмм: слова с безударными гласными в корне, слова с приставками.

 

 

двуязычие (билингвизм) – овладение и пользование двумя языками одновременно, например казахско-русское Д., русско-французское Д. Владение литературным языком и диалектом также признается Д. Виды Д.: близкородственное, например украинско-русское, и неблизкородственное, например узбекско-русское; прямое и косвенное; полное и неполное. Исследования Д. составляют основу методики обучения второму языку: русскому языку в национальной школе, иностранному языку. Как правило, при Д. один из языков усваивается ранее и полнее второго, что позволяет первый язык называть родным. При усвоении второго языка преодолевается перенесение особенностей родного языка на изучаемый (интерференция). Д. в СССР весьма распространено, особенно в союзных и автономных республиках, и имеет тенденцию усиления. Все чаще встречается трехъязычна, особенно на территории Дагестана, Грузии. Знание второго и третьего языков способствует более глубокому усвоению родного, а также пониманию общих закономерностей языка и речи и общему умственному развитию человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.