Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По законам Хаммурапи




Детское государство 2001 года

Детей в школу Щетинина везут с разных концов России и СНГ. От некоторых родители просто избавляются, ибо не справляются с их воспитанием. И дети обретают здесь и дом родной, и радость жизни. Но бывают и такие случаи. Приехала в школу Щетинина режиссер Наталья Бондарчук. Кстати, она уже сняла пять фильмов о жизни в школе. Привезла с собой двенадцатилетнюю дочь. Пока мама была занята съемками, девочка сдружилась с лицеистами, она поняла, что вернуться в свою обычную школу - то же самое, что и... в общем, не будем договаривать. Девочка наотрез отказалась вернуться домой: она занимается разными науками, сдает зачеты и экзамены, то есть готовится стать студенткой. В те же самые дни Михаил Петрович получил письмо от мальчика. "Дядя Миша, - писал тот, - я в пятом классе, в школе меня не любят, родители бросили. Живу у бабушки и дедушки. Дедушка пьет и избивает меня, бабушка выгоняет из дома. Бери меня к себе. Я буду учиться и слушаться, люблю гулять целый день". Но письмо было без всякого обратного адреса. "Я разыщу его, - сказал мне Михаил Петрович, - надо спасти мальчика".

Желающих открыть такие же школы в разных областях России много. Приезжают делегации с письмами президентов республик, губернаторов. Просят открыть филиалы или послать своих последователей-учеников, чтобы те возглавили создание таких образовательных комплексов. Но Михаил Петрович проявляет осторожность: он пережил так много, что отдавать своих людей и свои идеи на растерзание не желает. Президенты и губернаторы приходят и уходят, и доброжелательность одного может смениться враждебностью другого. Поэтому нужны не простые обещания, а гарантии в виде правительственных решений, выделение зданий и земельных участков, узаконенных прав свободной деятельности. И главное - не дергать, не оскорблять непониманием. Щетинин говорит: "Примите меня как художника, который работает в своей мастерской, и никто не нарушает его творческого вдохновения. В 2001 году я сам открою мастерскую, и пусть придут все, кто хочет созерцать мое изваяние, оценить его. Неужели это невозможно?" Может, тогда и появится где-то на карте мира истинное детское государство.

Шалва АМОНАШВИЛИ "Первое сентября" 31 июля 1999

План:

1. Характеристика основного источника.

2. Объединение Двуречья под властью Вавилона.

3. Экономика Вавилона:
а) сельское хозяйство;
б) ремесло;

в) торговля и ростовщичество.

4. Общественный строй Вавилона:

а) земельные отношения;

б) община и её роль в древневавилонском обществе;

в) сословия и прослойки свободного населения;

г) рабство;

д) семейные отношения.

Источники и литература:

1. Практикум по истории древнего мира /Под ред. Н. С. Свенцицкой. М., 1981. Вып.1. С. 8-14.

2. Хрестоматия по истории Древнего Востока. / Под ред. М.А.Коростовцева. М., 1980. Ч. 1. С. 151-185.

3. Дьяконов И.М. Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до сер. II тыс. до н.э. // ВДИ, 1968, №№ 5, 4.

4. Законы Вавилонии, Ассирии, Хеттского царства. / Под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории, 1952, № 3. С. 199-303.

5. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М, 1983. С. 361-391.

6. История Древнего Востока. Материалы по историографии. / Сост. А. А. Вигасин и др. М., 1991. Раздел П. Социальная структура старовавилонского общества.

7. Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. Смоленск, 2001.

8. Ламберт-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М, 1990.

9. Ллойд С. Археология Месопотамии. М., 1984.

10. Никольский Н. М. Культура древней Вавилонии. Мн., 1959.

11. Редер Д. Г. К вопросу о юридическом положении рабов по законам Хаммурапи // Древний восток. Сб. статей в честь акад. М. А. Коростовцева. М., 1975.

12. Якобсон В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. 1981. № 4.

13. Якобсон В. А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи // Древний Восток и мировая культура. М., 1985.

14. Якобсон В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии. // ВДИ, 1981, № 4.

15. Якобсон В. А. Правовое и имущественное положение воина-редума времени 1 вавилонской династии. // ВДИ, 1963, № 2.

16. Якобсон В. А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи. // Древний Восток и мировая культура. М., 1985.

Методические рекомендации:

Характеризуя важнейший источник по истории старовавилонского общества и государства в XVIII в. до н.э. - законы Хаммурапи следует уяснить цель создания кодекса, его сущность, разобраться в особенностях религиозно-политической фразеологии введения и заключения судебника. Затем необходимо проанализировать предпосылки и причины возвышения Вавилона, осветить ход борьбы Хаммурапи за гегемонию в Двуречье и его деятельность в качестве главы государства. Знакомясь с экономикой обратить внимание на развитие сельского хозяйства и его основных отраслей, ремесленного производства, ростовщичества, определить формы торговли, её характер и роль в хозяйственной жизни древневавилонского общества.

Не менее важно разобраться в специфике аграрных отношений, формах земельной собственности и землепользования, их соотношении; выяснить тип общины, ее функции, права и обязанности членов общины, причины устойчивости общинной организации, отношение к ней государства. Разбираясь с сословным делением населения необходимо познакомится с наиболее распространенными в науке точками зрения на проблему происхождения авелум и мушкенум, их социальным и имущественным положением, занятиями и пр. Характеризуя рабство следует определить источники и категории рабов, сферы применения их труда, положение, сделать вывод об уровне развития рабовладельческих отношений в Старовавилонском царстве. При изучении семейных отношений уделить внимание форме семьи, имущественным правам её главы, статусу рядовых членов, правам наследования и т.д.

 

ТЕМА 2. Египетская держава в эпоху Нового царства

План:

1. Характеристика источников.

2. Завоевания фараонов XVIII династии. Организация управления и эксплуатации
завоеванных территорий.

3. Социально-экономическое развитие Египта в период Нового царства.

4. Религиозно-политическая реформа Аменхотепа IV (Эхнатона).

5. Египет при правлении XIX и XX династий. Упадок Нового царства.

Источники и литература:

1. Хрестоматия по истории Древнего Востока. / Под ред. М. А. Коростовцева и др. 4.1. М., 1980. С. 58-115.

2. Авдиев В. П. Военная история Древнего Египта. М., 1962.

3. Алфеева В. А. Самый странный из фараонов // Вопросы истории, 1968, № 9.

4. Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. М., 1992.

5. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. М., 1988.

6. История Древнего Востока. Материалы по историографии. / Под ред. В. И. Кузищина, А. А. Вигасина. М., 1991. Раздел 1. Рабство в Египте Нового царства.

7. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

8. Кацнельсон И. О. Тутанхамон и сокровища его гробницы. М., 1979.

9. Кацнельсон И. С. Характер войн и рабовладение в Египте при фараонах-завоевателях XVIII-XX династий. // ВДИ, 1951, № 3.

10. Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. М, 1960.

11. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М, 1976.

12. Лурье И. М. Очерки древнеегипетского права ХУ1-Х вв. до н.э. Л., 1960.

13. Матье М. Э. Во времена Нефертити. М.; Л., 1963.

14. Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2001.

15. Монте П. Египет Рамсесов / Пер. с фр. Ф.Л. Мендельсона. Смоленск, 2000; или 2002.

16. Перепелкин Ю. А. Египетское общество во времена Нового царства // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ. Ч.И. М., 1988.

17. Перепелкин Ю. А. Переворот Аменхотепа IV. Ч. 1. М., 1967; Ч. 2. М., 1984.

18. Перепелкин Ю. А. Тайна золотого гроба. М., 1968.

19. Перепелкин Ю. Я. История древнего Египта. СП., 2000.

20. Пракопчык Н. Хатэпсут - валадарка Егшта // Алеся. 2001. № 4. С. 42.

21. Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001.

22. Стучевский И. А. Зависимое население Древнего Египта. М., 1966.

23. Стучевский И. А. Земледельцы государственного хозяйства древнего Египта эпохи
Рамсессидов. М., 1982.

24. Стучевский И. А. Колониальная политика Египта в эпоху XVIII династии. М., 1967.

25. Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор. М., 1984.

26. Стучевский И. А. Храмовая форма царского хозяйства Древнего Египта М., 1962.

27. Стучевский К. А. Рамсес II и Херихор. М., 1984.

28. Шмелев И. П. Феномен Древнего Египта. М., 1993.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.