Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гомер и Гесиод. Троянская война 1 страница




 

Когда обращаешься к прошлому, и уж тем более к очень далекому прошлому, очертания которого размыты временем, когда отзвуки былых событий (а скорее даже их блики) дошли до нас в трудах поэтов, мудрецов, историков, философов, художников, архитекторов, скульпторов, в глубине души все же надеешься, что тебе удастся составить более или менее точную картину того, что происходило в действительности. Понимая, как трудно отделить фантазии от реальности, тем не менее с поразительной настойчивостью и упорством стремимся представить себе повседневную жизнь греков. Не потому ли, что давно наградили титулом primum inter pares (первые среди равных). Их мифы мы брали за образцы. В них видели первых богов и героев. К их землям и городам (Микены, Троя, Фивы) привлечено внимание тех историков, географов, царей, полководцев (Плутарх, Фукидид, Страбон, Александр Македонский, Ксеркс, Цезарь, Константин, Диодор, проч.), что и сами уж пару тысячелетий являются историей. Иные из них «совершали паломничество в Троаду и бродили по полям ubi Troja fuit».

Герой Троады – Гектор

Прежде всего следует понимать: всякое истинное и великое произведение народа рождается на свет неслучайно. Источник его рождения сокрыт не только в душе художника, но и в самом этносе, который жаждет выразить свои сокровенные мысли, чаяния, надежды или разочарования. Нередко его мучает боль позора и унижения… Мифы гласят, что головная боль преследовала и самого Зевса, так что Гефест раскроил ему голову и лишь тогда из головы явилась во всем вооружении великая богиня Афина-Паллада.

Появление же произведений такого ранга, как труды Гомера, бесспорно являясь исключительным событием в жизни нации, знаменует и важный этап ее развития. Гомер делает в них попытку ответить на многие ключевые вопросы его времени. И хотя, скажем, об Афинах в поэмах упоминается редко и путанно, важнее другое: насколько ярко и точно удалось выразить автору время и кипевшие тогда в Греции страсти. Кто бы персонально ни был сей автор, к какой бы культурной среде или политической платформе он ни принадлежал, сам талант и масштаб его фигуры, но главное, уровень задач и характер рассматриваемых проблем сделали произведения Гомера явлением не только национального, но и общечеловеческого масштаба. Его поэмы – плод общегреческий, не только аттический. Близкое к ним место в жизни народов займут «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса, труды Пушкина, «Война и мир» Толстого или «Преступление и наказание» Достоевского, пьесы Шекспира.

Время обратиться к эпохе Гомера… Как бог Саваоф, Гомер соединил в одном лице историка, философа, писателя, географа. Вместе с Гесиодом они – родоначальники классической религии Древней Греции. Они «впервые и установили для эллинов родословную богов, дали имена и прозвища, разделили между ними почести и круг деятельности и описали их образцы» (Геродот). Поэмы Гомера стали для древних своего рода скрижалем веры. Гомера называли «бессмертным богом». К. Маркс считал, что Гомер выше всех его богов. Впоследствии поэмы сравнивали с Библией.

Описываемый им мир богов – это человеческое общество, только перенесенное на Олимп. В самом деле, а разве на земле власть предержащая, подобно Зевсу, часто не лишена ясных этических принципов? Разве не черпает из сокровищниц дары и не распределяет их в высшей степени неравномерно и несправедливо?! Богов Гомера и богов Гесиода можно было бы назвать аморальными. Им свойствен религиозный скепсис. Боги Гомера не добры и не злы. Но они вовсе и не «бескачественны», нет, они – равнодушны. А еще Бруно Ясенский сказал: бойся не злых или негодяев, но бойся равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия совершаются на земле все преступления! Почему-то не недостойное поведение людей вызывает гнев богов, не позорный общественный порядок, не полнейший хаос, царящий в том мире, что им подвластен (на это им наплевать), но «личные обиды и оскорбления».

Время создания Гомером «Илиады» и «Одиссеи» относят к X веку до н.э. Не приходится сомневаться и в том, что он был человеком из плоти и крови, а не мифической фигурой, хотя греки и говорили, что его отец – речное божество – Мелет, а мать – нимфа Крефеида. Слепой («не видящий») певец жил, по разным сведениям, в VIII—VII веках до н.э. или же на рубеже IX—VIII веков до н.э. Традиционный образ Гомера представляет собой старого певца, слепого, мудрого (по Овидию, еще и бедного), являвшегося странствующим рапсодом. Такие певцы бывали и у других народов. Ему приписывали не только «Илиаду» и «Одиссею», но и ряд других эпических произведений. За право называться родиной, давшей миру греческого сказителя, спорили семь городов (ныне известно девять его «биографий», как есть и девять различных «Трой»). По мнению критика Аристарха (II в.), «Одиссея» была написана Гомером в старости, «Илиада» – в молодости.

Девять различных поселений Трои (возможно, Троя VII – Троя Гомера)

Позже заговорили о коллективном и народном источнике работ. В 1795 году теорию о коллективном творчестве высказал немец Фр. – Авг. Вольф (в труде «Введение в Гомера»). Основания для этого были. В эпоху Гомера письменность отсутствовала, как и сама возможность записывать поэмы (так думали). Позже вновь вернулись к идее единого автора, хотя не отметали и идею рапсодов (таких как Демодок). Так, против теории аналитиков, по которой творения Гомера были результатом трудов его «редакторов», выступили Шиллер, Гёте, И. Фосс (переводчик Гомера). Сегодня уже склоняются к мысли, что поскольку начало греческой письменности древнее, чем ранее предполагалось, сам Гомер мог не только сочинить, но и записать поэмы. Это был язык особого рода. Филологи определяют его так: «Язык древнегреческого гомеровского эпоса, оформившегося в Ионии, представляет собой синхронную систему, «амальгаму» разнодиалектных и разновременных элементов. И несмотря на это, поэмы Гомера и их язык воспринимались как единое целое и становились мощным фактором интеграции, литературного и языкового развития Древней Греции». Филологический анализ эпоса позволяет вскрыть и следы наддиалектного койне, восходящего к более ранней, микенской эпохе. Носителями этого диалекта в «темные века» греческой истории были странствующие аэды, включая Гомера. Личность Гомера окутана тайной.

Гомер. Римская копия

В Грецию поэмы Гомера якобы впервые привез из малоазиатской Ионии Ликург. А. Лосев считает (видимо, справедливо), что такого рода поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения «только одного гениального писателя». Если даже они и были составлены одним поэтом, то, вероятно, составлялись на основе изучения и обработки многовекового народного творчества. Ведь современная наука точно установила, что в поэмах отражены самые различные периоды исторического развития греков. Впервые эти произведения были записаны только во второй половине VI века до н.э. Следовательно, народные материалы для этих поэм образовались еще раньше, «по крайней мере, за два или три века до этой первой записи, а, как показывает современная наука, гомеровские поэмы отражают еще более древние периоды греческой или, может быть, даже догреческой истории». Сие – труд ряда поколений. Одно из вероятных мест рождения поэм – Афины, где их официально исполняли.

Парис (античная статуя)

Нам же автор интересен не только как великий художник, но и как историк, философ и социолог. По словам Страбона, «Гомер превзошел всех людей древнего и нового времени не только высоким достоинством своей поэзии, но, как я думаю, и знанием условий общественной жизни. В силу этого он не только заботился об изображении событий, но, чтобы узнать как можно больше фактов и рассказать о них потомкам, стремился познакомить с географией как отдельных стран, так и всего обитаемого мира, как земли, так и моря». Поэмы Гомера и Гесиода – в первую очередь социально-эпические полотна. Как заметил российский историк, «Гомер для древнего грека любой эпохи был первой и последней книгой, учебником и энциклопедией жизни, в том числе религиозной; гомеровские боги и в классический период были отнюдь не мертвы». Будучи сторонниками и глашатаями «живой истории», считаем нужным привлечь внимание к общественно-исторической стороне его творчества.

Менелай и Елена. Изображение на зеркале. Британский музей

О чем же говорится в поэмах? Греки в поэмах Гомера выведены под именами аргивян (жители Аргоса), ахейцев (название одного из племен) или данайцев (Данай – их родоначальник, из того же племени аргивян). Cюжеты строятся вокруг Троянской войны, которая вызывала и вызывает многочисленные споры. Троя (ее найдет Шлиман) – область и город в Малой Азии, некогда заселенные фригийцами. Как бы предвидя будущие нападки, Г. Шлиман писал: «Но когда, взглянув на план Трои, вдруг испытываешь разочарование и видишь, что Троя слишком мала и не соответствует великим деяниям, воспетым в «Илиаде», и что Гомер с его поэтическим даром сильно преобразил ее в своих произведениях, необходимо, с другой стороны, обрести удовлетворение в осознании того, что (обнаруженная им, Шлиманом) Троя действительно существовала, что Троя эта открыта и что песни Гомера имели в основе действительные события» (курсив Г. Шлимана. – В. М.).

Похищение Елены

Поводом к войне послужило похищение Парисом, сыном царя Трои – Приама, прекрасной Елены, супруги спартанского царя Менелая, что возмутило греков. По крайней мере такова официальная причина войны (а точнее, ее предлог). История о Елене, похищенной и ставшей причиной 20-летней войны, выглядит неубедительно. Конечно, женщины могли стать (и становились) причиной серьезных конфликтов, но только в том случае, если они вовлечены в большую политику, как это было в Риме в известном случае с похищением сабинянок. Разумеется, женщин похищали и до и после этого события, на что указывал Геродот. Выражая свое мнение, как и взгляды персов, он писал: «Похищение женщин, правда, дело несправедливое, но стараться мстить за похищение безрассудно. Во всяком случае, мудрым является тот, кто не заботится о похищенных женщинах. Ясно ведь, что женщин не похитили бы, если бы они сами того не хотели». Однако по столь ничтожному поводу никто не вел долгих и кровопролитных войн. И здесь надобно согласиться с мнением все того же П. Фора, который считает, что подобное событие, если оно даже имело место, могло быть разве что предлогом к войне (casus belli).

Г. Гамильтон. Похищение Елены

Есть и другие причины схватки из-за Трои. Одна из них – проблема перенаселения Греции. По мнению Зелинского, опирающегося на отрывок из утерянного эпоса греческих колонистов с острова Кипр («Киприи»), население всей Эллады накануне Троянской войны якобы стало настолько многочисленным, что уже просто более не могло прокормиться плодами трудов на родной земле. И тогда оно решилось поискать удачу за морем, где и находилось могучее царство троянцев. Собрав большие силы, они двинулись на покорение этого богатого края. Грозное ополчение, возглавляемое Агамемноном, подошло к Трое. Войско ждет прибытия Ахилла и других героев. В отношении целей и намерений союзных войск под командованием Агамемнона нет никаких сомнений и у Страбона. Тот прекрасно понимал, что представляли собой античные народы – греки, римляне, финикийцы, проч. Говоря о творчестве Гомера, отмечая процветание народов запада, Страбон говорит о богатстве Иберии, из-за чего Геракл пошел на нее войной, а после него финикийцы, овладевшие большей частью страны в давние времена, затем ее захватили римляне. Так же было с Троей. К тому же, чтобы оправдать агрессию, греки выдумали и обманчивый сон Зевса.

Зевс посылает обманчивый сон Агамемнону

Нам представляется не менее интересной версия другого историка. Полемизируя с Зелинским, А. Абрашкин говорит так: «Что же, (это) очень красивое объяснение! Только ведь свободных земель в то время еще хватало, отчего же ахейцев так манила Троя? Наверное, все-таки их интересовали богатства знаменитого города и возможность контролировать черноморские проливы. Не следует забывать также, что Троянская война в корне изменила политическую ситуацию в Передней Азии, на Ближнем Востоке и на самих Балканах! Вслед за разрушением Трои прекратила существование Хеттская держава, под ударами северных племен – дорийцев – пала и Микенская Греция, и примерно в то же время подвергся нападению племен, известных под именем «народы моря», Египет. Все это, конечно же, не случайные совпадения, а самая настоящая «первая мировая» (война), бушевавшая в Средиземноморье на рубеже XIII и XII веков до н.э. Под таким углом она и будет рассматриваться в нашей книге».

Видимо, поход греков-ахейцев должен был иметь весьма основательную причину, что смогла объединить всех греков, которые, как мы вскоре убедимся, с огромным трудом приходили к согласию и по более мелким вопросам. Такой причиной могла стать необходимость ответного удара после нападения противника. Многие пришли к мысли, что в конце XIII – начале XII века до н.э. негреческие племена с севера Балканского полуострова ворвались на Пелопоннес и разорили его. Северяне, основательно ограбив греков и похитив сокровища не только одного Менелая, затем укрепились в Троаде. Они же посадили в Трое своего наместника – Бориса, который стал историческим Парисом. Верна ли версия о гиперборейце «царе Борисе», мы не знаем, но несомненно то, что между югом и севером Греции имелись давние и крайне серьезные противоречия.

П. Рубенс. Суд Париса. 1638—1639 гг.

Поход к Трое задумывался как ответная акция греков. Конечно же, вовсе не «из-за одного яблока ввергли Грецию вместе с Азией в море огня и крови». Атенор, советник царя Приама, откровенно признает, что троянцы первыми поступили вероломно, захватив у греков богатства и Елену, «нарушивши клятвы святые». Кстати говоря, и Монтень причину войны за Трою, возникшую якобы в результате спора трех богинь за яблоко, когда Парис должен был вручить оное самой красивой, назвал мифом. Подлинной причиной военной экспедиции к царству Приама была не прекрасная Елена, а самая божественная и пленительная из мировых красавиц – сила золота и богатства! Вспомним, когда Агамемнон, которого даже Ахиллес называет «беспредельно корыстолюбивым», собрал ахейских старейшин на пир и стал уговаривать их дать согласие на военный поход, ему стал возражать «благомысленный» Нестор, что и «прежде блистал превосходством советов». Старец в принципе не отвергал идеи грабительской акции – он лишь требовал умножить ряды захватчиков и намекал, что надо заплатить как полагается за опасное военное предприятие. Агамемнон даже и не спорит:

 

Но как уже погрешил, обуявшего

сердце послушав,

Сам я загладить хочу и несметные

выдать награды.

Здесь, перед вами, дары

знаменитые все я исчисляю:

Десять талантов золота,

двадцать лоханей блестящих;

Семь треножников новых,

не бывших в огне, и двенадцать

Коней могучих, победных,

стяжавших награды ристаний.

Истинно жил бы не беден

и в злате высоко ценимом

Тот не нуждался бы муж,

у которого было бы столько,

Сколько наград для меня

быстроногие вынесли кони!

Семь непорочных жен,

рукодельниц искусных, дарую,

Лесбосских, коих тогда, как

разрушил он Лесбос цветущий,

Сам я избрал, красотой

побеждающих жен земнородных.

Сих ему дам; и при них возвращу

я и ту, что похитил,

Брисову дочь; и притом

величайшею клятвой клянуся:

Нет, не всходил я на одр, никогда

не сближался я с нею,

Так, как мужам и женам

свойственно меж человеков.

Всё то получит он ныне; еще же,

когда аргивянам

Трою Приама великую боги дадут

ниспровергнуть,

Пусть он и медью и златом

корабль обильно наполнит,

Сам наблюдая, как будем делить

боевую добычу.

Пусть из троянских жен изберет

по желанию двадцать,

После аргивской Елены красой

превосходнейших в Трое…

 

Описание последующих событий ярко представлено в поэме «Илиада» Гомера. Труды Гомера заняли важное место в общественно-политической жизни афинян, где им придавалось не только общеэстетическое, но и важное идеологическое значение. Это и понятно, ибо, как очень верно заметил Дионисий Златоуст, «Гомер каждому – юноше, мужу, старцу – столько дает, сколько кто может (у него) взять». Показателем того, что даже правители понимали огромное значение личности Гомера, является пристальное внимание к его поэмам тирана Писистрата (ок. 600—528 гг. до н.э.). Просвещенный муж делал вставки в гомеровский текст, имея целью возвеличить роль и славу Афин («Я б и увидел мужей стародавних, каких мне хотелось, – славных потомков богов Пирифоя, владыку Тесея»). Как утверждает традиция, Писистрат не стеснялся вносить в тексты Гомера целые песни. Как видим, некоторым тиранам свойственен интерес к великим произведениям (не важно в данном случае, идет ли речь о Писистрате, установившем тиранию в 561 г. до н.э., или о Иосифе Сталине, жившем в XX в. н.э.). Гомер остается идеалом, которого потомки нарекут «отцом поэзии».

Р. Эстлейк. Парис и Елена в костюмах XVI в.

У Гомера хватало как восторженных почитателей, так и хулителей. Так, первый представитель элейской философии, мыслитель и рапсод Ксенофан, зло заметил: «Все, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман». А философ Гераклит даже сказал: «Гомер заслуживает изгнания из общественных собраний и наказания розгами». Философ Аристотель, напротив, был убежден, что Гомер заслуживает огромной похвалы, во-первых, потому, что среди поэтов «представляет лучших», во-вторых, уже в силу того, что он «единственный из поэтов прекрасно знает, что ему следует делать», в-третьих, с него начинается эпическая поэзия, и вообще в этой области Гомер, как во всем прочем, отличался дарованием и искусством перед другими. Так кто же из них более прав?

Лорд Дейтон. Елена на стенах Трои. 1880 г.

Л. Морган в «Древнем обществе» так оценил значение поэм: «Без литературных памятников не существовало бы, можно сказать, ни истории, ни цивилизации. Создание гомеровских поэм, передаваемых устно либо со временем записанных с достаточной точностью, датирует начало цивилизации у греков. Это вечно юные и чудесные поэмы имеют этнологическую ценность, весьма значительно увеличивающую остальные их достоинства. Это особенно относится к «Илиаде», содержащей самое подробное из ныне существующих повествований о прогрессе человечества в эпоху ее составления. Страбон величает Гомера отцом географической науки; но великий поэт дал, может быть невольно, нечто бесконечно более важное для последующих поколений, а именно замечательно полное описание производств, порядков, изобретений, открытий и образа жизни древних греков». Гомер – первый бытописец истории раннего греческого общества, вдумчивый хронист эпохи. Без него, как говорят многие, не было бы ни античной литературы, ни культуры.

Выезд Ахиллеса в Трою («…како Ахиллесъ вшедъ во градъ Трою»)

Гомера любили и в России… Массу восторгов вызывал перевод «Илиады» Гнедичем. Тот начал сей труд 20-летним юношей, а закончил в 40-летнем возрасте. Это был подвиг ученого-отшельника… Приступая к переводу «Илиады», он сказал: «Я прощаюсь с миром – Гомер им для меня будет». Вся культурная Россия была в ожидании. То было время, когда молодежь стремилась к подвигам, а не к наживе. Поэтому Гнедич, «мечтатель пламенный» (Козлов), «муж, дарованьями, душою превосходный, в стихах возвышенный и в сердце благородный, враг суетных утех и враг утех позорных» (Баратынский), стал подлинным героем в культурной жизни России. А. С. Пушкин в 1825 году скажет: «Гнедич в тишине кабинета совершает свой подвиг, посмотрим, как появится его Гомер». Великий поэт оценил его перевод «Илиады» как «первый классический, европейский подвиг в нашем отечестве». О значении труда высказывались тогда все заметные фигуры. Н. Полевой заявил, что никакой другой европейский народ не имеет столь близкого, столь верного духу подлинника Гомера (кроме, возможно, немцев). Н. Гнедич «в борьбе» с Гомером, «великаном древности», с большим искусством раскрыл все оттенки и переливы его поэзии, а заодно показал богатство и силу русского языка. Пушкин назвал труд Гнедича исключительным и сделал резюме: труд сей нужен для России – «Русская Илиада перед нами». Последнее в его устах означало то, что Гнедичу удалось дать своё особое, глубоко русское и не совпадающее целиком с западноевропейским, восприятие поэм Гомера. Одним словом, это античная героика в русских одеждах и с русской пламенной душой! Поэтому в дальнейшем великий поэт России будет называть Гнедича «пророком», «могучим властелином», «великим жрецом Гомера». И вообще Гомер «кажется современным» (и не только в сравнении с Пиндаром).

П. Ф. Мола. Гомер, диктующий свои поэмы. XVII в.

Новейшие исследования ученых лишь подтверждают факт существования Трои. События тех далеких лет – отголоски бурных столкновений и войн. Недавно Д. Пейдж привел веские доказательства того, что многие лингвистические особенности двух поэм фактически являются сохранившимся почти без изменения наследием ахейского или микенского диалекта эпохи микенской цивилизации: используемые эпитеты, характеристики людей и мест созданы странствующими певцами, собственными глазами видевшими все это, знакомыми с местами, культурой и основными персонажами, чьи славные подвиги они и воспевали. Во время войн и после войн они пели свои песни-поэмы во дворцах царей, участвовавших в военных походах. Более того, в качестве доказательства, подтверждающего эти его выводы, Пейдж привел археологические находки, относящиеся к микенской цивилизации, Троянской войне и к проблемам, нашедшим отражение у Гомера. На его взгляд, не подлежит сомнению, что Троянская война – реальный факт и что в ней принимала участие возглавляемая царем коалиция ахейцев (микенцев); что воевали они против жителей Трои и их союзников. Возможно, народная память кое-что впоследствии приукрасила или даже преувеличила, включив ряд вымышленных эпизодов в канву событий, но самой историчности описываемых Гомером событий она не отменяет.

Ш. Марилье. Троянцы атакуют греческий лагерь. 1786 г.

По мнению некоторых исследователей, довольно-таки обоснованному, троянская кампания, вероятно, могла иметь целью колонизацию соседних с греками областей Средиземноморья. То обстоятельство, что объектом нападения стала Троя, говорит о понимании огромной важности стратегического и торгового положения данного города-полиса. Один из сторонников «русской Трои» пишет, что, вероятно, арии проникли в Переднюю Азию и Средиземноморье в III—II тысячелетиях до н.э. Они создали ряд государств – Русена (Ханаан, Арсава) и Митанни. Один из основных путей проникновения ариев из Европы в Азию шел непосредственно через Трою.

Ш. Марилье. Греки отражают атаку троянцев

Говорится и о том, что во всех археологических слоях на холме Гиссарлык (месте раскопок, где археологами обнаружены следы Трои) найдено огромное количество изображений свастики – этого весьма известного и популярного символа арийского мира. «И надо окончательно признать и свыкнуться с мыслью, что предки русских проживали в Трое и стали последними ее защитниками». В обоснование этой точки зрения приводятся данные о том, что тут обитали арии и хетты, которые и владели огромными массивами земли «от моря до моря» (от Средиземного до Черного). И хотя Троя в середине XIII века до н.э. была разрушена землетрясением, царь Лаомедон (отец Приама) восстановил город. Тогда же этот город освободился и от хеттского контроля. Автор считает, что арии, составлявшие оплот Трои, стояли у истоков египетской, критской и шумерской цивилизаций. Они же выстроили цепь приморских городов, вскоре ставших центрами международной торговли, и были учителями семитов. Очевидно, Троя представляла собой цветущий древневосточный город. А посему полностью исключить этническую близость ее обитателей предкам славян нельзя.

Взятие Трои. Роспись килика

Разумеется, существуют и другие версии того, кем могли быть защитники Трои… К примеру, Страбон полагал, что перед Троянской войной фригийцы прибыли из Фракии и убили царя Трои. Альтхейм считал, что первопричиной дорийского и многих других переселений был толчок, данный иллирийцами примерно в 1500 году до н.э. Переселение имело огромный резонанс. «Троянская война стала своего рода столкновением между мощными этническими группами: греками и иллирийцами», – писал И. Таллон. Фрако-иллирийцы были союзники троянцев. Ф. Шапутье утверждал: «В самой древней Трое (относящейся к 3000 г. до н.э.) были жители, пришедшие, возможно, из Фракии». В послегомеровской Трое находили топоры, прибывшие с Дуная, медь, олово и золото – с Кавказа. С. Ллойд рассматривает Троянскую войну как эпизод «движения на Восток народов Фракии и Македонии, в результате которого через несколько веков фригийцы утвердились как хозяева Малой Азии». Остается еще много неясного.

Реконструкция столицы Атлантиды

Как это ни удивительно, некоторые связывают историю Троянской войны даже с историей Атлантиды. Достаточно хорошо известен миф, поведанный Платоном, содержащий чуть более тысячи строк. Платон ссылается на Солона, которому эту легенду якобы поведали египетские жрецы города Саис. Там он узнал про остров, что «превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые». С этого острова можно было даже перебраться на противолежащий материк, но он внезапно исчез, «погрузившись в пучину». Произошло это событие, видимо, где-то около 10 000 года до н.э. В его рассказе объясняется и причина гибели – земля разверзлась и «за одни ужасные сутки» поглотила Атлантиду. Но какое легенда имеет отношение к Трое? Дело в том, что Платон принял на веру то летоисчисление, которое ему назвали египетские жрецы, – 9000 лет назад. Но жрецы вели свой счет по лунным годам (лунный год длится чуть менее месяца). Если это так, то дата гибели Атлантиды – на исходе бронзового века, или около 1200 года до н.э. Но именно в эти годы всю ойкумену тогда и потрясли страшные войны. Культура бронзового века была полностью разрушена.

Диомед и Одиссей замышляют похищение Палладиума

Немецкий историк Э. Цанггер считает, что конец ей положила первая в истории человечества мировая война, которая разразилась из-за Трои. Катастрофа случилась примерно около 1200 года до н.э. Виной всему якобы стали изменения в климате. Гигантские приливные волны обрушились на побережье Северного моря, затопив низменности. Тогда же на территории Европы, где жили племена, кремировавшие своих покойников и помещавшие их прах в урны («культура полей погребальных урн»), воцарился голод (Англия, Германия, Голландия, Бретань). Согнанные с мест, они двинулись на юг. Воины, вооруженные бронзовыми мечами, круглыми щитами и копьями, в устрашающих рогатых шлемах ринулись на юг. Под натиском войск северян рушились крепости, гибли целые державы (их образы запечатлели старые фрески египтян и греков). Они пришли в Венгрию, Македонию, Грецию, Малую Азию, добрались даже до Египта. Только там в шестичасовой битве 1219 года до н.э. они были уничтожены фараоном Мернептахом. Но пройдет не так много времени, и новая волна воинственных переселенцев придет в Египет, не только посуху, но и по морю (их назовут «народами моря»). В 1170 году до н.э. пришельцев разбил Рамсес. Возможно, что они пришли с острова Гельголанд. Любители сенсаций (а они есть везде) заявляли, что Троя это и есть Атлантида. Цанггер, автор книги «Атлантида – разгадка легенды» (1992), уверяет: «Вероятность того, что Троя и есть Атлантида, равна 99 процентам, тогда как вероятность того, что город на Гиссарлыкском холме есть Троя, равна лишь 98 процентам». Видимо, все слухи об «Атлантиде» – это собирательное название, за ним скрывались представления древних о неизвестных им народах, что проживали где-то за Гибралтарским проливом (на Севере). К этой же тематике принадлежат и истории о гиперборейцах, что жили к северу от Альп.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.