Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфраструктура рынка




Тема 5: Сущность, функции, структура и

Семинар:

1. Сущность рынка и его функции.

2. Структура и виды рынков.

3. Инфраструктура рынка. Биржа.

Основные понятия:

Рынок, субъекты и объекты рынка, условие и причины возникновения рынка, принципы рынка, функции рынка, преимущества и недостатки рынка, структура рынка, виды рынков, инфраструктура рынка, функции инфраструктуры, элементы инфраструктуры, биржа, товарная биржа, фондовая биржа, биржа труда, универсальная и специализированная биржи, биржевой товар, ценные бумаги, аудиторская фирма, консалтинг, маркетинг, аукцион, торгово-промышленная палата, инвестиционные фонды, страховые компании, индекс курсов акций, хеджирование, деривативы, форвард, фьючерс.

Вопросы для контроля:

1. Раскройте сущность рынка и объясните его функции.

2. При каких условиях возникает рынок?

3. Раскройте содержание следующих признаков классического рынка: свобода предпринимательства; свобода конкуренции; свобода перелива капитала; полная информированность участников рынка; автономность принятия решений?

4. Что такое экономическая свобода? В каких формах она проявляется?

5. Перечислите объекты и субъектов рынка.

6. Какие функции в рыночной экономике выполняют домохозяйства, а какие - предприятия?

7. Назовите преимущества рынка и его недостатки, а также возможные пути их преодоления.

8. Назовите структуру рынка по следующим критериям: по экономическому назначению объектов рыночных отношений; по товарным группам; по пространственному признаку; по степени ограничения конкуренции; по видам собственности; по соответствию законности.

9. Раскройте сущность и назовите основные элементы рыночной инфраструктуры, а также охарактеризуйте ее социальную роль.

10. Для чего внедряется биржевая торговля?

Темы фиксированных выступлений:

1. Становление рынка в Украине: проблемы совершенствования.

2. Концепция «невидимой руки» А.Смита.

3. Структура рынков в Украине по степени конкуренции.

4. Исследование рынка: сущность, виды, методы и приемы.

5. Роль инфраструктуры рынка в повышении конкурентоспособности продукции.

6. Индекс Доу-Джонса: история, расчет, значение.

Тесты:

1. Рынок — это:

а) взаимодействие спроса и предложения;

б) взаимоотношения между продавцами и покупателями;

в) экономическая форма обмена, когда продукт существует в качестве товара;

г) все ответы верны.

2. Назовите тип рыночной структуры, когда на рынке функционирует множество предприятий, предлагается однородный продукт, каждый желающий может свободно войти и выйти с рынка, доступ к информации о рынке свободный:

а) чистая монополия;

б) монополистическая конкуренция;

в) олигополия;

г) совершенная конкуренция.

3. К недостаткам рынка можно отнести:

a) суверенитет субъектов рынка;

б) дифференциацию доходов в обществе;

в) эффективное распределение ресурсов;

г) производства разнообразных товаров и услуг.

4. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательского выбора.

5. По утверждению экономистов-классиков, рынок никто не создавал и не проектировал. Поэтому рыночной экономикой управляют:

а) стихийные и хаотичные импульсы экономических процессов;

б) отдельные наиболее удачные предприниматели;

в) потребители и производители товаров;

г) экономические законы, проявляющиеся в деятельности хозяйствующих субъектов.

6. Основными экономическими субъектами являются:

а) предприниматели, наемные работники, менеджеры;

б) домохозяйство, предприятия, государство;

в) фирмы, наемные работники, государство;

г) государство, менеджеры, наемные работники.

7. Регулирующая функция рынка заключается в том, что:

а) через рынок происходит стихийное приспособление структуры и объема производства к структуре и объему общественных потребностей;

б) рынок побуждает производителей товаров и услуг снижать индивидуальные расходы по сравнению с общественно необходимыми и повышать общественную полезность товаров и услуг и их качество;

в) рынок обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса (в частности, связь между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства;

г) на рынке происходить установление рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации.

8. Стимулирующая функция рынка заключается в том, что:

а) через рынок происходит стихийное приспособление структуры и объема производства к структуре и объему общественных потребностей;

б) рынок побуждает производителей товаров и услуг снижать индивидуальные расходы по сравнению с общественно необходимыми и повышать общественную полезность товаров и услуг и их качество;

в) рынок обеспечивает непрерывность воспроизводственного процесса (в частности, связь между производством и потреблением), формирование целостности национальной экономической системы и ее связей с другими национальными экономиками в масштабе мирового хозяйства;

г) на рынке происходить установление рыночной стоимости товаров и услуг и цен их реализации.

9. Что из перечисленного ниже не в состоянии решить рынок?

а) перераспределение доходов между богатыми и бедными;

б) эффективное распределение экономических ресурсов;

в) быстрая адаптация к изменяющимся условиям;

г) способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг.

10. Что не относится к функциям рынка:

а) санирующая;

б) ценообразующая;

в) регулирующая;

г) обеспечения социальных гарантий.

11. Рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта, не имеющего близких заменителей, и может диктовать цены, - это:

а) совершенная конкуренция;

б) олигополия;

в) монополистическая конкуренция;

г) монополия.

12. Когда на рынке существует единственный покупатель - это:

а) монополия;

б) монопсония;

в) дуополия;

г) монополистическая конкуренция.

13. Вид конкуренции, когда на рынке существует несколько крупных фирм, производящих как разнородную (автомобили, самолеты), так и однородную (металлопрокат) продукцию, вступление новых фирм в ту или иную отрасль рынка затруднено, имеет место взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию, - это:

а) совершенная конкуренция;

б) олигополия;

в) монополистическая конкуренция;

г) монополия.

14. Термин «несовершенный конкурент» в рыночной экономике относится к продавцу, который:

а) действует вне системы специализации и цен;

б) предлагает достаточный объем товаров, чтобы влиять на цены;

в) пытается разрушить существующий стандарт потребительских предпочтений;

г) сознательно или бессознательно использует неэффективные способы производства.

15. Инфраструктура выступает как:

а) совокупность организационно-правовых форм,обслуживающих
продвижение и реализацию экономических благ;б)совокупность бирж, рынков, институтов,обслуживающих
продвижение и реализацию товаров;в) совокупность субъектов хозяйствования,обслуживающих
продвижение и реализацию ценных бумаг;г) все ответы верны.

16. В качестве основных функцийинфраструктуры рынка выделя­ются:

а) организационное оформление рыночных отношений;

б) повышение оперативности сделок, обеспечение эффективнос­ти обмена, минимизация трансакционных расходов;

в) последовательное соблюдение экономических интересов учас­тников товарно-денежных отношений;

г) все ответы верны.

17. Биржа - это:

а) место встречи покупателей и продавцов;

б) место, где заключаются сделки;

в) место встречи брокеров и маклеров;

г) все ответы верны.

18. Хеджирование применяется:

а) для заключения сделок при покупке на бирже реального товара с поставкой его через несколько месяцев по биржевым ценам на момент поставки;

б) для страхования сделок при покупке на бирже реального товара с поставкой его через несколько месяцев по биржевым ценам на момент поставки;

в) для заключения сделок при покупке на бирже реального товара с поставкой его через год по биржевым ценам на момент поставки;

г) нет правильного ответа.

19. Операция с ценными бумагами производится:

а) на товарных биржах;

б) на фондовых биржах;

в) на аукционах;

г) в торгово-промышленных палатах.

20. Какой из рынков является одним из элементов рыночной структуры, определяемой по критерию насыщенности рынка товарами?

а) дефицитный рынок;

б) черный рынок;

в) мировой рынок;

г) рынок средств производства.

Задания:

Задание 1. Какие из названных понятий не являются элементами рыночной экономики:

а) производители и потребители;

б) экономическая обособленность;

в) цена;

г) дефицит;

д) спрос;

е) предложение;

ж) конкуренция;

з) рыночная инфраструктура;

и) централизованное снабжение и распределение.

Задание 2. Какие из перечисленных рынков не входят в структуру рынков по признаку

экономического назначения объектов рыночных отношений:

а) рынки благ и услуг;

б) рынки жилья;

в) рынки средств производства;

г) рынки научно-технических разработок;

д) рынки ценных бумаг;

е) рынки труда;

ж) рынки валюты;

з) рынки рабочей силы;

и) межотраслевые рынки.

Задание 3. Исправьте ошибки: к рыночной инфраструктуре относят:

а) аукционы;

б) торгово-промышленные палаты;

в) торговые дома;

г) ярмарки;

д) маркетинг;

е) биржи;

ж) транспорт;

з) здравоохранение;

и) аудиторские фирмы;

к) холдинговые компании;

л) телевидение;

м) образование;

н) таможня;

о) налоговая служба.

Задание 4. Заполните таблицу 9.

 

Таблица 9- Типы рынков по критерию ограниченности конкуренции

Характерные признаки Модели рынка
Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Количество фирм        
Тип продукции        
Условия входа на рынок и выхода из него        
Контроль по цене        
Ценовая конкуренция        
Неценовая конкуренция        

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.