Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие №2




Содержание практических занятий

Содержание лекционного материала.

 

Л. 1. Предмет, методы возрастной психологии. (2 часа).

Возрастная психология как отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики. Понимание объекта изучения возрастной психологии – развивающегося, изменяющегося в онтогенезе нормального, здорового человека. Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Теоретические задачи возрастной психологии. Практическое значение и практические задачи возрастной психологии. Методы возрастной психологии как способ научного познания психической реальности. Метод наблюдения как научный и объективный, его особенности как способа научного познания в возрастной психологии. Трудности использования метода объективного наблюдения, достоинства и недостатки метода дневниковых записей родителей. Эксперимент, виды эксперимента. Вспомогательные методы исследования: анализ продуктов деятельности, сравнительные методы исследования, кросс - культурный метод исследования, биографический метод, биографический метод, социометрические методики и т.д. Метод срезов в схеме организации эмпирического исследования. Особенности использования метода поперечных и метода продольных срезов.

 

Л. 2. Принципы, факторы, закономерности и механизмы, определяющие развитие на различных возрастных этапах. (2 часа).

Ведущие детерминанты развития человека. Наследственность как свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Понятие генотипа. Двоякое действие генотипа на развитие человека: типизация и индивидуализация. Среда как окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Понятие фенотипа. Активность как деятельное состояние организма и условие его существования и поведения. Активность – системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Принцип гетерохронности как основной в развитии человека. Необратимость развития и существующая в связи с этим опасность влияния неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Значение в психическом развитии человека принципа обязательного сочетания, включения элементов прогресса и регресса. Неравномерность и зигзагообразность как закономерные особенности человеческого развития. Особенности действия принципа перехода стадий развития в уровни в зависимости от условий деятельности и действий человека. Тенденция к устойчивости как необходимое условие успешности развития человека.

Развитие деятельности как условие и способ развития личности. Процесс интериоризации как механизм развития. Процесс развития деятельности человека определяет его развитие как личности. Выработка соответствующей позиции в мире людей через освоение действий, мотивами, целями и социальными нормами – условие развития личности.

 

Л. 3. Проблема возраста и возрастной периодизации (2 часа).

Отсутствие единой классификации, но наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях. Классификация возрастов Дж. Биррена. Критика Ананьева Б.Г. недостатков этой классификации. Классификация Бромеля, Э.Эриксона. Савнительный анализ периодизация различных авторов.

Категория возраста в психологии. Принципы и критерии возрастной периодиза­ции. Понятие кризиса, социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, новообразования. Разные подходы к проблеме периодизации психического развития человека. Основные ступени развития человека. Понятие о сензитивных периодах раз­вития психики.

Л. 4.. Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной и отечественной психологии. (2 часа).

Психоаналитический подход к пониманию психического развития. Психическое развитие как процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, развитие личности, усложнение ее структур и функций. Три уровня психики человека. Современный психоанализ о развитии и воспитании детей.

Бихевиоризм о закономерностях детского развития. Бихевиористская теория Дж.Уотсона. Три врожденных формы поведения «человеческих детенышей». Понятие оперантного научения. Четыре основных закона научения Торндайка. Радикальный бихевиоризм Скиннера. Зависимость периодизации развития от среды. Понятие функциональной периодизации.

Теория психосоциального развития личности Э. Эриксона. Отличие теории Э.Эриксона от психоаналитической теории З.Фрейда. Методы исследования в работах Э.Эриксона: кросскультурный, психоисторический и др. основные понятии теории Э.Эриксона: идентичность (личностная, групповая и эго-идентичность), ритуализация как важнейший механизм формирования идентичности, кризис как поворотный момент развития. Психосоциальные стадии развития личности и соответствующие им социальные требования.

Психическое развитие ребенка в теориях социального научения.

Понятие социализации как процесса постепенного превращения биологического существа, младенца, в полноценного члена семьи, группы, человеческого общества в целом. Задачи данного научного направления, сформулированные А. Бандурой. Эволюция теории социального научения. Понятие детства в теориях социального научения.

Концепция Ж. Пиаже. Становление интеллекта как стержневая линия психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Понятия эгоцентризма, анимизма, артификализма, синкретизма и др. Критический анализ представлений Ж.Пиаже Л.С. Выготским. Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже. Стадии развития интеллекта человека. Критика основных положений теории Ж.Пиаже Выготским Л.С., Недоспасовой В.А., Филипповой Е.В. и др.

Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Выготский Л.С. и его школа.

Понятие высших психических функций, их отличительные функции, происхождение и развитие. Модель опосредованной активности, характеризующая проявление и реализацию ВПФ. Проблема специфики психического развития человека в культурно-исторической концепции развития. Движущая сила психического развития – обучение. Морфофизиологические особенности мозга и общение как условия развития. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека. Соотношение обучения и развития и понятие «зона ближайшего развития». Четыре основные закономерности (особенности) детского развития в концепции Л.С. Выготского. Две парадигмы в исследовании психического развития.

 

Л. 5. Особенности психического развития в детстве (2 часа).

Стадия новорожденности. Предпосылки и условия психического развития новорож­денного. Комплекс оживления — основное новообразование периода новорожденности.

Младенчество. Основные особенности физического и психического развития и их взаимосвязь. Непосредственно-эмоциональное общение — ведущий вид деятельно­сти в младенческом возрасте. Кризис первого года жизни.

Раннее детство. Основные психические новообразования, характерные для этого периода. Предметно-орудийная деятельность — ведущий вид деятельности в раннем детстве. Умственное развитие ребенка в этот период. Предпосылки формирования лич­ности в раннем детстве. Кризис трех лет.

Дошкольный возраст. Особенности психического развития дошкольника. Игра как ведущая деятельность в этом возрасте. Продуктивные виды деятельности, элементы, тру­да и учения в дошкольном детстве. Развитие личности дошкольника: условия развития, формирование сознания и самосознания, формирование нравственных качеств, особен­ности развития воли и чувств. Умственное развитие дошкольника: развитие речи и мыш­ления, особенности сенсорного развития и основных психических функций (внимания, восприятия, памяти, воображения). Значение влияния взрослых и семейной микросреды на развитие его личности. Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности — основное новообразование дошкольного возраста.

Проблема кризиса шести—семи лет.

Психологическая готовность к систематическому обучению в школе — социаль­но-психологическая, интеллектуальная, волевая. Экспериментальные методы изучения школьной зрелости.

Л. 6. Особенности психического развития в младшем школьном возрасте (2 часа).

Общая психологическая характеристика младших школьников. Анатомо-физиологические данные о развитии мозга ребенка в 6—10 лет. Психологическая пере­стройка, связанная с поступлением ребенка в школу.

Учебная деятельность — ведущий тип деятельности в младшем школьном воз­расте. Психологические новообразования в процессе учебной деятельности (произвольность, внутренний план действий, само­контроль, рефлексия). Особенности познавательной деятельности младшего школьника. Особенности речевой деятельности, речевого развития и общения младших школьников.

Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника.

Психологические предпосылки перехода в подростковый возраст — развитие произвольности, внутреннего плана действий и рефлексии. Формирование адекватного отношения к учению и развитие познавательных интересов у младших школьников. Особенности взаимоотношений детей младшего школьного возраста в коллективе.

Л. 7. психологические особенности подростка. Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие. (2 часа).

Анатомо-физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте. Социальная ситуация развития подростка.

Особенности личности и межличностных отношений в подростковом возрасте. Специфика самосознания подростков. Общение со сверстниками как ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.

Межличностные отношения в классном коллективе и неформальных молодеж­ных объединениях. Характеристика учебной деятельности подростка. Особенности познавательной дея­тельности и развитие познавательных процессов в учебной деятельности. Тенденция к снижению интереса к учебе и развитие познавательных интересов в учебной и внеучебной деятельности.

Л. 8. Психологические особенности юношеского возраста (2 часа).

Анатомо-физиологическая перестройка организма в юношеском возрастах. Социальная ситуация развития старшего школьника. Кризис юности.

Особенности личности и межличностных отношений в юноше­ском возрасте. Учебно-профессиональная дея­тельность — ведущий вид деятельности в юношеском возрасте. Развитие самосознания. Формирующееся миро­воззрение, убеждения, потребность в личностном самоопределении, определение смы­сла жизни — центральные новообразования ранней юности.

Характеристика учебной деятельности старшего школьника. Развитие интересов старшеклассников к теоретическим пробле­мам, методам научного исследования, самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных (в том числе и коммерческих) задач — предпосылка к формирова­нию познавательных мотивов к учению.

Взаимосвязь познавательных и профессиональных интересов, особенностей по­ведения и учебной деятельности в юношеском возрасте. Психологические особенности профессионального самоопределения в период взросления.

Л. 9. Психологические основы работы с детьми с девиантным поведением (2 часа).

Понятие "трудные" дети в психологии. Классификация "трудных" детей. Педагогически запущенные дети. Дети с отклонениями в поведении, дети с социальной школьной дезадаптацией, дети с акцентуированным характером.

Дети, требующие медицинской помощи. Психические расстройства.

Неуспевающие дети. Дети с низкой учебной деятельностью. Дети с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. Основные поведенческие признаки.

Роль учителя в работе с различными категориями трудных детей.

Л.10. Предмет, задачи педагогической психологии. Субъекты образовательного процесса (2 часа).

Педагогическая психология среди других человековедческих наук. История становления педагогической психологии, этапы. Объект, предмет, задачи педагогической психологии.

Категории субъекта. Субъект и личность. Психолого-педагогическое представление субъектных характеристик. Специфические особенности субъектов образовательного процесса. Совокупный субъект образовательной деятельности. Развитие и саморазвитие субъектов. Субъект в системе отношений.

Педагогическая профессия. Педагогическая профессия среди других профессий. Выбор профессии. Субъективные свойства педагога.

Л.11. Педагогическая деятельность. Педагогические способности учителя (2 часа).

Общая характеристика педагогической деятельности (цель, мотив, предмет, структура, средства). Педагогические функции и умения. Стили деятельности. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Личность педагога. Совершенствование педагогической деятельности. Психологические особенности, структура, механизмы педагогической деятельности. Цели педагогической деятельности. Функции педагогической деятельности. Типология профессиональных позиций. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности. Разные подходы к определению педагогического общения. Междисциплинарный подход к общению. Цели и функции педагогического общения. Структура педагогического общения. Типы конфликтов в педагогической деятельности по К.М. Левитану. Характеристика основных видов конфликтов: деловой, межгрупповой, межличностный, ролевой, внутриличностный.

Соотношение общих и специальных педагогических способностей. Уровни педагогических способностей. Структура и динамика уровней результативной деятельности педагога.

Л. 12. Социально- психологические аспекты педагогического конфликта (2 часа).

Понятийная схема социально-психологического анализа педагогического конфликта. Конфликты в младшем школьном возрасте. Конфликтные ситуации в подростковом возрасте. Конфликтные ситуации в работе со старшими школьниками. Социально-психологические проблемы педагогического конфликта

Педагогический коллектив: психологическая структура и функции. Факторы влияния на психологический климат в педагогическом коллективе. Методы формирования положительного психологического климата.

Л. 13. Психология воспитания личности школьника (2 часа).

Понятие воспитание. Цели воспитания. Средства и методы воспитания. Психологические теории воспитания.

Л. 14. Психологические основы обучения (2 часа).

Понятие об обучении. Содержание обучения и психическое развитие. обучаемость и успеваемость, уровень развития ребенка. обратная связь в обучении

Л. 15. Психолого-педагогический анализ урока (2 часа)

Психологический анализ урока как единство проективно-рефлексивных умений педагога.Общая характеристика психологического анализа урока. Форма психологического анализа урока. Три плана психологического анализа урока. Уровни психологического анализа урока. Схема психологического анализа урока.

 

 

Практическое занятие №1. Предмет, методы возрастной психологии (2 часа).

Цель: рассмотреть содержание предмета, задач и методов возрастной психологии в системе наук.

Основные понятия: наука, объект и предмет исследования в возрастной психологии, теоретические и практические задачи, метод.

Теоретическая часть:

1. Понятие, объект и предмет возрастной психологии. А.В. Толстых считает, что предмет возрастной психологии – «личность через призму ее онтогенетического развития». Как вы понимаете это утверждение?

2. Структура современной возрастной психологии.

3. Сравнительный анализ особенностей взаимосвязи возрастной психологии и других наук.

4. Основные научные принципы возрастной психологии.

5. Основные методы возрастной психологии: основные и вспомогательные.

 

Задание для самостоятельной работы.

1. Составьте список проблем (вопросов), относящихся к области возрастной психологии, по вашему мнению, наиболее актуальных или наиболее интересных.

2. Сравните позиции ученого-исследователя в области возрастной психологии и практического возрастного психолога с точки зрения специфики их отношения (в постановке задач, выборе методов и пр.) к развивающемуся субъекту (ребенку, взрослому).

 

Результаты обсуждения оформить в таблице

Позиция ученого-исследователя Позиция практического возрастного психолога
Задачи (теоретические) Методы Задачи (практические) Методы
       

 

 

Заполнить таблицы «Методы возрастной психологии».

Метод Достоинства Недостатки Примерные области исследования
Наука Область взаимодействия Область специфики
Возрастной психологии Другой науки

Конспектировать:

1. Запорожец А.В. Предмет и значение детской психологии /Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие / Ред.-сост. Бурменская Г.В. – М.: МПСИ, 2005.-С.6-13

2. Эльконин Д.Б. Природа детства и предмет детской психологии /Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие / Ред.-сост. Бурменская Г.В. – М.: МПСИ, 2005.-С. 14-26.

Тема: Принципы, факторы, закономерности и механизмы, определяющие развитие на разных возрастных этапах (2 часа).

Цель: Закрепить знания об особенностях развития человека, рас­крыть основные понятия, связанные с вопросами развития лич­ности.

Основные понятия: р азвитие, необратимость, созревание, рост, наследственность, среда, веду­щая деятельность, социальная ситуация развития, новообразования возраста, возрастной кризис, сензитивный период, зона ближайшего развития, психоло­гический возраст, хронологический возраст.

Теоретическая часть:

1. Базовое определение развития.

2. Цели и факторы психического развития.

3. Понятие социальной ситуации развития.

4. Понятие и значение ведущей деятельности в психическом развитии человека.

5. Новообразования возраста как характеристики психического развития. Кризис развития.

6. Понятие сензитивного периода в психологии развития.

7. Показатели психического развития.

Задание для самостоятельной работы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.