КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Не капля ли это в море? 1 страница
- Нет, уже не капля. Уже несколько таких «капель» было, и мы положительно оцениваем этот опыт. Перед началом таких концертов нередко выступает самый известный православный публицист о. Андрей Кураев. Так что мы понимаем, что с молодежью нужно говорить на адекватном и понятном ей языке. Сегодня мы организуем летние православные лагеря. Референт Патриарха уполномочен заявить: // Честное слово. Новосибирск. 10.12.2003. http://www.chslovo.com/include/output_articles.asp?Id=23193
«Журнал Московской Патриархии» [774] Из выступления председателя Синодального отдела по делам молодежи архиепископа Костромского и Галичского Александра на Съезде православной молодежи Южного Федерального округа
…Некоторые из новых проектов достойны того, чтобы сказать о них вслух с этой трибуны. Оживленную дискуссию в прессе вызвал рождественский благотворительный концерт «Рок к Небу» с участием звезд русской рок-музыки, устроенный Петербургским отделом по делам молодежи. Споры об этом не утихают и по сей день. Мы с нетерпением ждем выхода фильма, посвященного этому событию, который многое прояснит. Однако по ряду моментов необходимо высказаться уже сейчас. Что общего между рок-музыкой как жанром современной культуры и Православием? Если воспринимать музыку как выражение духовной жизни православного христианина, то, конечно же, ничего общего. Невозможно молиться под аккорды этой музыки. Под такую музыку можно только протестовать. Рок — это протест. Но протестовать можно против разных явлений и по-разному. С точки зрения православной аскетики, протест — это проявление страсти гнева. Но, по мысли православных отцов-аскетов, гнев может быть направлен против разных явлений. Если против ближнего, то это грех, а если против своих недостатков и несовершенств, то это безусловное благо. На Западе в 1960-е годы рокеры протестовали против обмирщения христианской цивилизации. Сытое, самодовольное, уютное существование преподнoсилось подросткам как некое подобие христианского идеала. Отказ от этой идеологии комфорта и обусловил обращение ряда лидеров рок-групп к вне- и антихристианской темной религиозности, даже к открытому сатанизму. Совершенно иначе зарождалась рок-музыка в СССР. Это был протест против идеологического всевластия тоталитарной системы. В условиях партийно-комсомольского диктата рок-музыканты дружили. Не случайно знаменитый Ленинградский рок-клуб объединял таких разных людей, как Виктор Цой и Борис Гребенщиков, Константин Кинчев и Майк Науменко. После перестройки их пути разошлись. Кто-то примирился с действительностью. А вот точка зрения Константина Кинчева, которую он высказал в интервью журналу «Сретение»: «Нынешний строй страшнее того, который был, потому что мы попали из одного плена в другой. В войне идеологий Америка победила и продолжает навязывать нам свой образ жизни, свою систему отношений между людьми». Какие же образ жизни и систему отношений между людьми проповедует Константин Кинчев? Те, кто знаком с текстами песен, написанных им за несколько последних лет, хорошо знают: Кинчев говорит о духовных ценностях Православия. Я понимаю, что православный воспитатель, особенно если он уже не молод, попав на рок-концерт, немедленно возмутится духом. Но ведь терпеливо досидев до конца представления, он может обратиться к молодым людям, по крещению принадлежащим к Церкви, но по образу жизни сущим язычникам, с такими, например, словами: «Друзья мои! По всему вижу я, что вы как бы особенно любите свою родную землю. Ибо, присутствуя в этом зале, я с удивлением и радостью услышал, как вы дружно хором выкрикивали слова полюбившейся вам песни Константина Кинчева: “Испокон веков граничит с Богом моя светлая Русь...”. Этого Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Как пастыри и как миссионеры мы не имеем права равнодушно проходить мимо удивительных примеров обращения в Православие кумиров молодежи. Их авторитет необходимо использовать в деле христианской миссии. И то, что некоторые из этих людей свое искусство пытаются поставить на службу Церкви, можно только приветствовать. Можем ли мы им в этом помочь? И если да, то каким способом? Где проходит граница допустимости нашего участия в мероприятиях, подобных упоминавшемуся рок-концерту? Это вопрос для дискуссии. И пусть дискуссии на эту тему будут открытыми и доброжелательными. Завершая тему, хотел бы процитировать слова Святейшего Патриарха, которые прозвучали в зале церковных соборов главного храма России: «Сегодня во второй раз мы вручаем подвижникам православного молодежного движения премии “Обретенное поколение”. Примечательно, что в различных епархиях ведется активный поиск новых форм православной миссии в молодежной среде. Все чаще слышен смелый и убедительный голос православного пастыря на крупных молодежных мероприятиях. Мы убедились в том, что слово Церкви, вдохновенная христианская проповедь, если она разумно построена, изложена живым и понятным языком, уместна и в концертном зале, и на открытии спортивных состязаний». Как бы мы сегодня ни порицали молодых людей за их нынешние непонятные нам увлечения и страсти, как бы мы ни сетовали на распространяющиеся в молодежной среде нравственные пороки, мы понимаем: молодежь России — наша единственная надежда. Нравственное лицо общества будущего зависит от того, насколько сегодня проникнутся идеалами добра молодые сердца. У нас нет другой молодежи, а ту, которая есть, мы не должны разделять на «церковную» и «светскую», на «отличников» и «неформалов», на «рокеров» и «любителей популярной музыки». Вся молодежь — наша общая забота.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая цикл статей и интервью по более чем спорным темам (отношение к современному кино и рок-музыке, «Гарри Поттеру» и «дню святого Валентина»), я хотел бы в заключение заметить, что в этих моих суждениях нет модернизма. Модернизм — это призывы к перемене церковных преданий: начиная от догматического, вероучительного, и кончая литургическим, обрядовым. В моих суждениях нет поползновения хоть на йоту изменить вероучение и литургику нашей Церкви. Более того — я всегда подчеркиваю, что они-то должны оставаться неизменными. А вот «литургия после литургии», способы вне-храмового и вне-богослужебного свидетельства о нашей вере могут и должны меняться. Это и происходит в нашей жизни: появились православный Интернет и православные теле- и радиопроповеди, миссионерские поезда и пароходы. Разногласия по этим сюжетам естественны. Есть в Церкви люди, которые не способны объяснять свою веру — а тем более объяснять ее миссионерски, то есть на языке нецерковного мира. Среди этих людей не-миссионерского склада есть люди замечательные и просто святые (а есть и просто ленивые и погасшие). Но у них есть одни дары и нет другого дара — дара миссионерства. Эта собственная неспособность кажется им всеобщей. Из «я не могу объяснить» очень легко сделать вывод «они не хотят слушать». Частную неудачу своей не слишком-то настойчивой проповеди они склонны оценивать как апокалиптическую закрытость мира от Христовой проповеди. Мне же хотелось пояснить, что и материал современной молодежной культуры может предоставить материал для миссионерской работы Церкви. Что в этой ситуации делать? — Да просто быть терпимыми. Не обзывать церковных людей немиссионерского склада «обрядоверами» и «мракобесами». Понять и оценить их правду. Но и миссионерам разрешить работать, освободив их от подозрений и от необходимости постоянно оправдываться перед православными же людьми. Вот на этой не-миссионерской ноте и приходится заключать книгу об отношениях древнейшей христианской Церкви и современной молодежи. Миссионер должен быть честен. Он не должен заниматься пропагандой и рекламой. Трудно молодому человеку войти в современную церковную жизнь? — Да. Но тем, кто всюду ищет только легкость, не интересны ни Евангелие, ни Апокалипсис. И они не интересны нам. Тот юноша, что испугался наших «бабушек», уж точно не устоит перед «зверем из бездны»[775]. Так что для молодого человека это проверка его веры, его любви и его мужества: сможешь ли ради Христа встать в один строй с нашими бабульками? Тот, кто не может, уже стар, что бы ни было написано в его паспорте. Он стар, потому что не умеет ломать свои стереотипы. [1] Речь идет о рождении именно научного естествознания, а не гуманитарных наук, которые – в лице логики и филологии (грамматика плюс риторика) - родились много раньше. [2] Яки С. Спаситель науки. М., 1992, с. 113. [3] Захаров А. Причуды истории: восток на западе или запад на востоке? // Кризис современной цивилизации: выбор пути. Сборник обзоров. М., ИНИОН, 1992, c. 72. [4] Честертон Г. К. Вечный человек. М., 1991, с.139. [5] Вообще-то это слова, которые Галилею сказал кардинал Бароний еще в 1598 г. (см. Фантоли А. Галилей. В защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви. М., 1999, с. 145). А сама мысль обосновывается еще блаж. Августином (5 век): «В Евангелии мы не находим таких слов: «Я пошлю вам Утешителя, дабы он разъяснил вам движение Солнца и Луны. Ведь Он хотел сделать людей христианами, а не математиками» (Августин. О Деяниях Фелицию Манихею 1,2). Августин не советовал нападать на светскую науку с Библией наперевес: «Если же на основании несомненного довода будет доказано,что это мнение верно, то будет еще неизвестным, хотел ли писатель в приведенных словах св. книг, высказать это именно мнение, или же какое-нибудь другое не менее истинное… Если же контекст Писания не отвергнет того, что писатель имел в виду именно это мнение, то остается еще место для вопроса, не мог ли он иметь в виду другого какого-нибудь мнения… Ибо весьма часто случается, что и нехристианин знает кое-что о земле, небе и остальных элементах видимого мира, о движении и обращении, даже величине и расстояниях звезд, об известных затмениях солнца и луны, круговращении годов и времен, о природе животных растений, камней и тому подобном, - знает притом так, что защищает это знание и очевиднейшими доводами и опытом. Между тем, крайне позорно, даже гибельно и в высшйе степени опасно, что какой-нибудь неверный едва-едва удерживается от смеха, слыша, как христианин, говоря о подобных предметах яко бы на основании христианских писаний, несет такой вздор, что, как говорится, блуждает глазами по всему небу… Невозможно достаточно исчислить, сколько горести и печали причиняют благоразумным братьям эти дерзкие невежды, когда они, застигнутые и уличенные в нелепом и ложном мнении со стороны тех, корые не признают авторитета наших писаний, в защиту того, что сказали по легкомысленному безрассудству и с очевиднейшею ложью, стараются ссылаться на эти священные книги, оправдывая ими свое мнение» (О книге Бытия, буквально, 1,19). [6] Показательно, что даже в 14 веке в пражском университете изложению "Метафизики" Аристотеля отводилось всего 20-36 лекционных недель, в то время как естественнонаучным сочинениям Стагирита - 92 недели (см. В. Герольд. Философия и теология в европейской культурно-образовательной среде 14-начала 5 века. // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского Общества СССР. 1991. М., 1991, С. 70). [7] св. Григорий Палама. Цит. по: Успенский Л. Исихазм и гуманизм // Вестник Русского западно-европейского патриаршего экзархата. №.58. Париж, 1967. с.110. [8] Слово императора Юстиниана, посланное к патриарху Мине против нечестивого Оригена и непотребных его мнений // Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. Спб. 1996, С. 537. [9] Триодь Постная. 3 седмица, четверг, утреня, 9 песнь канона. [10] «В 17 в. наступила реакция против эзотерики и герметизма, сопровождавшаяся критикой натурфилософских спекуляций. Тут сказался дух Контрреформации, возродившей христианское неприятие оккультизма и магии, астрологии и алхимии. Характерно, что Кеплер, совсем не чуждый неоплатонизму, в последние годы жизни выступает против увлечения «туманными загадками вещей»; Р. Бойль весьма иронически относится к последователям Парацельса, противопоставляя им принципы научной химии. Отголоски той же борьбы с духом Ренессанса слышны и у Ньютона, изгонявшего из физики «скрытые качества»… Декарт получил образование в иезуитском колледже, цитадели антиоккультизма» (Гайденко П. П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М., 1997, сс. 59 и 61). «Прямой и позитивный вклад ренессансной магии в новую науку был практически равен нулю» (Ф. Йейтс. Цит. по: Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987, с. 11). [11] «Католическая церковь не то чтобы находилась в упадке – никто не доказал, что моральное состояние духовенства в 16 веке было хуже, чем в предыдущий период, - но не могла полностью соответствовать все возрастающим требованиям паствы» (Уваров П. Ю. Что стояло за религиозными войнами 16 века? // Французский ежегодник. 2004. Формы религиозности в 15 - начале 19 вв. М., 2004, с. 32). [12] Dedieu J.-P. L’Inquisition. Paris, 1987. pp. 47-48. [13] «Кульминация преследования за колдовство пришлась не на эпоху средневековья, а на период между 1560 и 1630 годами» (Делюмо Ж. История и его религия // Французский ежегодник. 2004. Формы религиозности в 15 - начале 19 вв. М., 2004, сс. 59-60). [14] Цит. по: Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового Времени. Философский аспект проблемы. М., 1989, с. 75. [15] Косарева Л. М. Социокультурный генезис науки Нового Времени. Философский аспект проблемы. М., 1989, с. 80. Отсюда: «Обнаружен самый важный для лютеран туалет. Немецкие археологи утверждают, что нашли туалет, в котором Мартин Лютер составил свои знаменитые 95 тезисов, приведших к протестантской Реформации, сообщает "Благовест-инфо" со ссылкой на "Ecclesia" и "Daily Telegraph". Лютер часто намекал, что страдает хроническими запорами, и по этой причине много времени проводил в уборной. Эксперты заявили, что они уже много лет убеждены, что 95 лютеровских тезисов были написаны в клозете, однако не знали, где находился этот объект, пока не нашли каменную конструкцию в остатках флигеля в доме Лютера в Виттенберге. "Это великое открытие, – заявил директор Мемориального фонда Лютера Стефан Рейн. – Отчасти потому, что речь идет о человеке, на чьих текстах мы очень сосредоточены, в то время как земному, стоящему за ними, уделяется мало внимания". "Это место, где родилась Реформация, – отметил далее Рейн. – Лютер сам говорил, что делал свои открытия в клоаке. Мы не имели понятия, где же находилась эта клоака. Теперь понятно, что имел в виду реформатор". 450-летний нужник, который для своего времени был очень совершенным, сделан из каменных блоков и имеет сиденье с отверстием. Внизу находится выгребная яма, соединенная с примитивной канализацией. Профессор Рейн сказал, что Фонд Лютера не будет позволять посетителям его дома, которых в год здесь бывает около 80 тысяч, сидеть в этом туалете. "Сам бы я никогда не решился сделать это", - говорит профессор» (Время новостей 29. окт. 2004; http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=28122&type=view). [16] Законы Хамураппи, 2 // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). М., 2001, с. 10. [17] Волков И. М. Законы вавилонского царя Хаммураби. М., 1914, с. 69. [18] http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm [19] Эльманович С. Д. Примечания // Законы Ману. М., 2002, с. 388. [20] Уголовный закон о мятеже, разбое и грабеже (Дзокуторицу) (702-718 гг.) // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). М., 2001, с. 548. [21] Административно-уголовный закон (Сикисэйрицу) (702-718) // Там же, с. 543 [22] Гольцман Е.Е. Дурной глаз и порча. М., 1996, с. 3. [23] Памятники Римского права. Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997, с. 11. [24] «Вы предали смертной казни колдунью Теориду с Лемноса и ее родственников за то, что они изготовляли магические снадобья» (Демосфен. Против Аристогитона, 1,79) [25] Об обвинении философа Апулея в магии см. его книгу «Апология или О магии». [26] Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. Ижевск, 2003, с. 172. [27] Цит. по: Фроянов И. Я. Начало христианства на Руси. Ижевск, 2003, с. 173. [28] Для сравнения: за убийство чужого раба пеня 30 солидов; если римлянин ограбит салического варвара, то штраф 63 сол., а если франк ограбит римлянина, то 35. За покушение на жизнь свободного человека – 63 сол. [29] О том, что германцы прибегают для установления истины к «испытанию водою» римляне, впрочем, знали и раньше. Императору Юлиану (в середине IV века) по крайней мере это было известно: «Рейн отнюдь не поступает с кельтами несправедливо, увлекая в свои стремнины незаконных детей и мстя таким образом за оскорбление супружеского ложа; а тех, кого он признает рожденными от чистого семени, он выносит на поверхность своих вод и возвращает в объятия трепещущей матери, давая этим спасением ребенка непреложное свидетельство чистоты и непорочности ее брачного союза» (Письмо 15, философу Максиму // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. II-V века. М., 1964, с. 159. [30] Золотов О. Инквизитор из Можайска // Труд. 27.3.2003. [31] Николаева И. Как распознать ведьму? // Аргументы и факты. 2003, 23 марта. [32] http://www.religare.ru/article5678.htm [33] Арнаутова Ю. А. Колдуны и святые. Антропология болезни в Средние века. Спб., 2004, с. 51. [34] Ли Г. История инквизиции в средние века. Спб., 1912, т. 2. с. 489 [35] Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом // Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом. Спб., 1992, с. 613. [36] Мейкок А. История инквизиции. М., 2002, сс. 194-196. [37] Русская Историческая библиотека. Т.36. Памятники древнерусского канонического права. Ч. 2. Вып.2. Петроград, 1920, стб. 331. [38] Грамота митр. Киевского и всея Руси Фотия в Псков о браках законных и незаконных… // Русская Историческая библиотека. Т.6. Памятники древнерусского канонического права (11-15 века). Ч. 1. Спб, 1908, стб. 283. [39] Русская Историческая библиотека. Т.6. Памятники древнерусского канонического права (11-15 века). Ч. 1. Спб, 1908, стб. 862. [40] Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916, с. 229 и 232. [41] Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1. Харьков, 1916, с. 234. [42] Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом // Амфитеатров А. В. Дьявол. Орлов М. Н. История сношений человека с дьяволом. – М., 1992, сс. 656-657. Примеры подобных епитимий см. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. – М., 1995, т. 3, сс. 295-296. [43] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. – М., 1995, т. 3, с. 296. [44] Лавров А. С. Колдовство и религия в России 1700-1740 гг. М., 2000, сс. 368-369 [45] Лавров А. С. Колдовство и религия в России 1700-1740 гг. М., 2000, с. 365. [46] Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII в.). Вып. 1. Спб., 1910, с. 90. [47] Государственные (а не церковные) законы Империи (XI век) предписывали следующее: «Колдуны и знахари, которые к вреду людей обращаются к демонам, подлежат казни мечом» (Эклога 17,43) [48] Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, с. 671. [49] «Когда я была в Барри (в Италии), учась у местной колдуньи…» (Блаватская Е.П. Письма А. П. Синнету. М., 1997, с. 307). [50] «Урусвати, любуюсь тобою. Я заглянул в школу. Я увидел чудесную колдунью» (Агни-Йога. Высокий Путь (часть 1: 1920-1928). М., 2002, с. 115). [51] Привалов Д. Увидеть Дубровник - и остаться // Труд. 10.7.98 [52] Я тебя напоила антиколдовскою водой // Труд. 10.7.98 [53] Арнаутова Ю. А. Колдуны и святые. Антропология болезни в Средние века. Спб., 2004, сс. 51-52 и 84. [54] Мелиоранский Б. М. Из лекций по истории и вероучению Древней христианской Церкви (I-VIII в.). Вып. 1. Спб., 1910, с. 87. [55] Арнаутова Ю. А. Колдуны и святые. Антропология болезни в Средние века. Спб., 2004, сс. 51-52 и 84. [56] Лозинский С. Г. История инквизиции в Испании. Спб., 1914, С. 287. [57] Мейкок А. История инквизиции. М., 2002, сс. 194-196. [58] Шапошникова Л. В. Подвижничество диакона Кураева // Защитим имя и наследие Рерихов. Т.1. Документы. Публикации в прессе. Очерки. М., 2001, сс. 345 и 405. [59] При ответе на этот вопрос стоит обратить внимание на апологию магии у Вергилия (Буколики 8,62-108). [60] Даже рериховский ученик А. Клизовский считал, что «заслуга Инквизиции заключалась в том, что сжегши на кострах около десяти миллионов ведьм и колдунов, она удержала многие миллионы от повального увлечения черной магией, от ночных оргий в честь сатаны» (Цит. по Рерих Е. И. Письма. Т.2. 1934. М., 2000, с. 279). Рерих, конечно, не согласна. А цифра Клизовского, конечно, невероятно преувеличена. [61] Интересно, что в России нормы преследований колдунов определялись не церковным правом («Духовным регламентом»), а военным. «Артикул воинский», изданный в 1715 г. в гл 1, ст. 3 гласил: «Кто имени Божия хуление приносит и оное презирает, и службу Божию поносит и ругается слову Божию и святым таинствам, а весьма в том он обличен будет, хотя сие в пьянстве или трезвом уме учинится, тогда ему язык раскаленным железом прожжен и потом отсечена глава да будет» Аналотичная норма постулировалась «Уставом морским», изданным в 1720 г.). Причем эта норма была взята из Ново-шведского военного артикула 1683 года. Как справедливо заметил Юрий Лотман - «через окно в Европу тянуло гарью» (Лотман Ю. М. Об «Оде, выбранной из Иова» Ломоносова // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. Т.42. 1983, № 3, май-июнь, с. 269). [62] «Не раз уже говорилось о том, что белая магия мало чем отличается от колдовской практики и что различие состоит, главным образом, в результатах, определяемых лежащими в основе всех наших действий дурными или добрыми мотивами» (Блаватская Е. П. Размышления об элементалах // Блаватская Е. П. Космический разум. М., 2001, с. 119). «Все ответвления магии – черной и белой, божественной и дьявольской, - имеют единый корень» (Блаватская Е. П. Черная магия в науке // Там же, с. 140). Здесь важно не только признание реальности магии и колдовства, но и признание того, что источники и даже методы «белой» и «черной» магии едины. А в общем нельзя не согласиться с мнением исследователя европейского оккульизма – «дурная магия для мага – это всегда чужая магия» (Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М., 2000, с с. 236). [63] «Гости выпивают всю энергию. К обеду не выхожу, чтобы не сидеть с ними… Вы вдохнули порченной энергии. Порча духа людского уявлена. Чую, много энергии забрали». (Страницы дневника // Рерих Е. И. У порога нового мира. М., 2000, с. 151). Рерихи верили, будто иезуиты предаются черной магии, колдуя над статуей (терафимом) Н. К. Рериха (Фуямы): «Можно наблюдать, как занятие иезуитов над терафимом Фуямы наполняет воздух стрелами. Теперь понимаете, почему прошу бережность… Добро, что иезуиты не могли достать предмета, принадлежащего Фуяме…. Иезуиты очень активны, но пока не могли существенно повредить… Для терафима нужны волосы, или ногти, или одежда, пропитанная потом или слюною, слезами или кровью, но эти соединения трудно достать в Париже» (Агни-Йога. Высокий Путь (часть 2: 1929-1944). М., 2002, сс. 352-353). [64] Агни-Йога. Откровение. 1920-1941, М., 2002, с. 400. [65] Рерих Е. И., Рерих Н. К., Асеев А. М. “Оккультизм и Йога”. Летопись сотрудничества. ТТ. 1-2. М., 1996, т. 1, с. 471. [66] Блаватская Е. П. Ключ к теософии. М., 1996, с.325. [67] Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003, сс. 90-91. [68] «От ужасной связи демона с Евой родился ужасный плод – Каин, а от него собаки… Большинство умеренных еретиков, исходя из мысли о происхождении греховных душ первой пары, не находило повода к оправданию брака, к этому умножению зла, и проповедовало его запрещение» (Осокин Н. История альбигойцев и их времени. М., 2000, сс. 155 и 158). [69] Осокин Н. История альбигойцев и их времени. М., 2000, с. 147. [70] Евреи по страницам истории. Сост. С. Асиновский. Э. Коффе. Минск, 1997, с. 101. [71] Цит. по: Еврейская Энциклопедия. Т.8. Спб., 1908, с. 176. [72] Причем учреждение инквизиции папой Павлом 3-м стало реакцией на рост протестантских симпатий в Риме: в 1541 году в Ратисбонне под давлением Карла Пятого даже была подписана декларация об общей вере, которая, впрочем, не была одобрена ни Лютером, ни папой. [73] До этого списки запрещенной литературы тоже ходили, но назывались они каталогами и издавались не папским престолом, а университетами: Лувенским университетом в 1546, Сорбонной в 1544 (см. Лебедев А. П. История запрещенных книг на Западе. Спб., 2005, с. 6). [74] Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003, сс. 84-85 и 99. [75] Французский же историк отмечает, что высший инквизиционный трибунал Испании (Supremo) никогда не верил в колдовские шабаши. Более того, «он систематически заставлял освобождать обвиняемых», оказывая ддля этого давление на местные суды (Dedieu J.-P. L’Inquisition. Paris, 1987. p. 48). [76] Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003, сс. 90-91и 94. [77] Монтер У. Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени. М., 2003, с. 95. [78] Плавский З. Испанская инквизиция: палачи и жертвы. Спб., 2000, с.58. [79] Dedieu J.-P. L’Inquisition. Paris, 1987. p. 78. [80] Dedieu J.-P. L’Inquisition. Paris, 1987, р. 79. [81] Ли Г. История инквизиции в средние века. Спб., 1912, т. 2. с.528. [82] Dedieu J.-P. L’Inquisition. Paris, 1987. p. 64 [83] см. Dedieu J.-P. L’Inquisition. Paris, 1987. p. 63. [84] Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. 3. М., 1995, сс. 300-301. [85] Впрочем, «привилегия, которая должна была бы превратить Академию в своего рода инквизиционный трибунал, так и осталась на бумаге, не оказав никакого влияния на судьбу реального учреждения» (Лавров А. С. Колдовство и религия в России 1700-1740 гг. М., 2000, с. 352). [86] В переводе с канцелярского на русский: «когда от духовных лиц и учреждений исследований (инквизиций) не проводилось….». [87] Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. Т.3. Спб., 1875, с. 9. [88] Muchemblet R. Culture populaire et culture des elites dans la France moderne (XVe-XVIIIe siecles). Paris, 1978, p. 288. [89] Гаспаров М. Л., Ярхо В. Н. Примечания // Еврипид. Трагедии. В 2-х тт., т. 1. М., 1999, с. 601. [90] Тронский И. М. Корнелий Тацит // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.2. История. Ленинград, 1970, сс. 240-241. [91] Ярхо В. Н. Примечания // Аристофан. Комедии. Фрагемнты. М., 2000, с. 961. [92] Стратановский Г. А. От переводчика // Фукидид. История. Ленинград, 1981, С. 404. [93] Борухович В. Г. Фролов Э. Д. Примечания // Ксенофонт. Киропедия. М., 1976, С. 289. [94] «Античные математики (Евклид, Птоломей) были транслитерированы одними из первых в 9-10 веках, когда только началось восстановление классического книжного наследия» (Каждан А. П. Никита Хониат и его время. Спб., 2005, с. 205) [95] Каждан А. П. Никита Хониат и его время. Спб., 2005, с. 183. [96] «На протяжении длительного периода времени - со второй половины 10 до 12 века – была переписана рукопись позднего языческого историка Зосимы, враждебно относившегося к христианству. Возможно, что она возникла в Студийском монастыре. Во всяком случае ее создание – показатель относительной терпимости к языческому образу мышления, утвердившееся в определенных кругах византийского общества 11-12 в.» (Каждан А. П. Никита Хониат и его время. Спб., 2005, с. 187). [97] В теософии, например, высшая полнота Бытия никак не намерена благотворить людям: миром правит "не Бог, но слепой закон, не обладающий ни сердцем, ни чувствами, которого ни упросить, ни умолить нельзя. Человек не может дать ничего закону, чтобы получить от него больше, он не может его любить и не может рассчитывать на ответную любовь со стороны закона. Челолвек может лишь исполнять закон или на исполнять его... Греческая Фемида говорила древнему греку то, чего не знает современный христианини, что воздаяние за дела производит не премудрый Господь, но слепой и вместе с тем разумный закон" (Клизовский А. Основы миропонимания новой эпохи. Рига, 1990. Т.1, сс. 205-206). Если действительно рериховская теософия возрождает "древнюю мудрость", то придется признать, что именно эта "древность" и была отменена Новым Заветом, и что именно в фантазиях "древнего эзотеризма" одна из причин отсутствия науки в дохристианском мире. Попробуйте, кстати, научно обосновать такие, например, утверждения агни-йоги: "Пчелы и муравьи были принесены Великим Учителем с Венеры в назидание человечеству. Пшеница была принесена Изидою с Венеры... На Венере совсем нет насекомых и хищников. Там настоящее царство полетов, летают люди, летают птицы, и даже рыбы. Причем птицы понимают человеческую речь" (Письма Елены Рерих. 1932-1955. Новосибирск, 1993, сс. 159 и 334).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |