Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логические операции мышления




I.

Основные виды мышления

 

Согласно различным основаниям выделяют виды мыслительной деятельности:

По форме:

- наглядно-действенное

- наглядно-образное

- абстрактно-логическое (словесно-логическое)

По характеру:

- теоретическое

- практическое

По степени развернутости:

- логическое (дискурсивное)

- интуитивное

По степени новизны:

- репродуктивное (нетворческое)

- продуктивное (творческое)

 

Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных видов мышления.

 

По характеру мышление подразделяют на теоретическое и практическое.

 

Теоретическим называется мышление, которое полностью совершается в уме, без обращения к опыту или практическим действиям с реальными материальными предметами.

Цель такого мышления:

1. выведение одних знаний из других

Например:

доказательство неочевидного путем умственного

преобразования уже известных положений – заданных условий задачи

 

2. определение понятий, формулирование и обоснование теорий,

объясняющих какие-либо явления действительности.

В теоретическом мышлении выделяют:

понятийное

и образное мышление,

 

Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия.

Пример:

Решая те или иные умственные задачи, человек использует готовые задания, полученные другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности.

 

Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы.

Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением.

 

В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими можно найти решение интересующей задачи.

 

Образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности.

Понятийное и образное мышление находятся в постоянном взаимодействии.

Они:

дополняют друг друга,

раскрывают перед нами различные стороны бытия,

обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

 

Чаще всего теоретическим мышлением занимаются ученые.

 

2. Практическим называетсямышление, целью которого является решение практической, жизненной задачи.

 

Практическим мышлением занимаются каждодневно все без исключения люди.

Практическое мышление может содержать в себе:

и умственные

и практические действия человека.

Например:

думая как лучше организовать свой рабочий день, мы занимаемся

именно практическим мышлением, хотя совершаем соответствующие

действия в уме.

 

В практическом мышлении выделяют:

наглядно-образное

и наглядно-действенное мышление.

(Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.)

 

II. По степени новизны

 

Психологи обратили внимание на то, что

в результате мышления одних людей рождается нечто новое,

а результатом мышления других людей являются решения, которые уже были найдены кем-то.

 

В связи с этим возникло деление видов мышления на:

продуктивное (творческое)

и на репродуктивное (нетворческое)

 

Продуктивным или творческим называют мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт.

Например:

ученый проводящий новое научное исследование и делающий в результате

его научное открытие

писатель создающий новое литературное произведение

художник пишущий новую картину

предприниматель в голове которого рождается новая экономическая идея

инженер изобретающий новую машину.

Репродуктивное мышление – это мышление имеющее дело с такими задачами, решение которых кем-то уже было найдено.

Например:

художник перерисовывающий картину другого художника, т.е. создающий

репродукцию

ученик, который в процессе обучения решает учебные задачи

люди, которые в реальной жизни, повторно решают типичные жизненные

задачи

 

В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем.

В результате такого мышления ничего нового не создаётся, поэтому его называют нетворческим.

 

Следующие виды мышления которые мы рассмотрим интуитивное и логическое:

 

III. По степени развернутости

1. Интуитивное мышление – это наличие у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства – интуиции.

Интуиция – это умение быстро находить правильные решения какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть уверенным, чувствовать его правильность не располагая вескими доказательствами.

Например:

человек рассуждает: я чувствую, что надо действовать так, но не могу

доказать почему или каким образом я пришёл к этому решению.

 

или человек занимаясь какой-либо задачей, на каком-то этапе вдруг

начинает чувствовать, что он на правильном пути и вот-вот найдет

правильное решение.

Интуитивное мышление, является неосознаваемым, человек не знает как он пришёл к решению, не может обосновать его логически.

2. Логическое мышление – это мышление, которое хорошо осознаётся как процесс и может быть доказано и проверенно с точки зрения его правильности.

Правильность такого решения всегда можно проверить, а истинность выводов убедительно доказать или опровергнуть.

 

IV. По форме:

Следующие виды мышления которые мы рассмотрим это

наглядно- действенное,

наглядно-образное и словесно-логическое мышление

1. Наглядно-действенное мышление – это особый вид мышления, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации.

В этом виде мышления внутренние, умственные действия практически минимальны или полностью отсутствуют.

 

А задача решается за счет практических манипуляций с предметами.

 

Это простейший вид мышления, свойственный многим животным, и доминирующий у первобытных людей.

 

Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с 6-8 месяца жизни.

Пример:

доставание удаленных предметов путем преодоления физических

препятствий на пути к ним

если ребенок хочет взять игрушку, но не может достать ее рукой, то он

может воспользоваться палкой

если предмет находится высоко мы берем стул

 

2. Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса при котором задачи человеком решаются путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов.

Осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.

 

Например:

когда мы хотим переставить мебель в комнате, мы не будем ее двигать, что

бы увидеть конечный результат, а мысленно представим конечную картину

 

Когда мы мыслим наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.

 

Данная форма мышления проявляется у детей в возрасте 3-4 года и является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

3. Словесно-логическое мышление – это высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельного человека, но и всего человечества.

Данный вид мышления характеризуется:

Мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями и их образами.

Этот вид мышления протекает полностью во внутреннем, умственном плане.

Для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию, а наоборот человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации.

Такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое соблюдение которых приводит к правильным решениям. (в качестве таких законов выступают правила логики мышления)

 

Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека.

И только после изучения интеллекта животных и маленьких детей, стали выделять другие, менее развитые виды мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.

 

Логические операции мышления – Это умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем – истинные.

 

Основные логические операции мышления:

сравнение

анализ

синтез

абстрагирование

обобщение

конкретизация

 

Сравнение – это логическая операция, в результате которой два или несколько

разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и

различное имеется в них.

 

Итогом сравнения является выделение общего и различного.

Например:

Ребенку поставлена задача на нахождение общего и различного во внешнем виде трех фруктов.

Решать эту задачу ребенок будет

- в наглядно-образном плане,

- применяя логическую операцию сравнения.

 

Анализ – это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит.

Иногда выясняются связи, существующие между частями или элементами,

для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект.

Например:

- Химический анализ с целью определить, из атомов каких простых веществ

состоит молекула воды.

В данном случае – водород и кислород.

 

Анализ может осуществляться и в уме путем сравнения различных понятий по их объему и содержанию.

Например:

- Учащийся решает задачу сравнения между собой понятий «квадрат» и

«треугольник».

Для этого ему понадобится разложить геометрические фигуры на элементы,

из которых они состоят: отрезки прямых линий и углы.

 

Синтез – это логическая операция объединения частей или элементов в

некоторое сложное целое.

Как и в случае с анализом, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит.

Например:

- При проведении химического опыта по соединению водорода и кислорода с целью получения воды.

 

Мы можем отметить что

В мышлении человека редко случается так, чтобы оно включало в себя только одну логическую операцию.

Чаще всего логические операции присутствуют комплексно и могут сопровождать друг друга.

Например:

- Если специалист-химик изучает химический состав воды и ставит перед собой задачу определить свойства, то он обращается к использованию всех 3-х логических операций мышления: анализа, синтеза и сравнения.

 

Абстрагирование – это логическая операция, в результате которой

выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или

нескольких разных объектов, причем такое свойство которое в

действительности как отдельное и независимое от существующих объектов

не существует.

Например:

- Мы можем выделять и отдельно изучать свойства многих физических объектов:

Как форма, величина или цвет.

Понятно, что форма, величина или цвет в природе не существует вне объектов.

 

Тем не менее в математике и в физике они выделяются путем операции абстрагирования, изучаются и рассматриваются самостоятельно, вне тех объектов, которым они реально присущи.

Обобщение – это логическая операция, в результате которой некоторое

частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких

объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный

конкретный, а обобщенный характер.

Например:

- Математик, изучивший общие свойства нескольких треугольников, может

утверждать, что такие же свойства присущи и всем другим треугольникам.

Это и будет логическая операция обобщения.

- или выйдя на улицу, мы ощущаем тепло или холод, то справедливо

предполагаем, что на расстоянии несколько сот метров тоже будет холодно

или тепло.

В этом случае мы также пользуемся для своих выводов логической операцией мышления.

Конкретизация – это логическая операция, противоположная обобщению.

Она заключается в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим предметам.

 

Например:

Мы знаем, что растения впитывают воду, и обнаружив новое растение, можем предполагать, что и оно впитывает воду.

 

Участвуя в целостном процессе мышления, логические операции

- взаимно дополняют друг друга

- и преобразуют информацию,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 7066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.