КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разлитие речи. Истоки
2* 19 ПОИСК ПУТЕЙ ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап — развитие мускульной памяти, второй — развитие тактильной памяти и третий — закрепление знании и умений с помощью вкладыша букв. Все этапы связаны между собой, сочетаются в одном уроке. Штриховка — развитие мускульной памяти В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Очень важно, как мы говорим, поставить руку, подготовить ее к работе. • Я считаю этот этап определяющим успех всего обучения. Дети штрихуют предметы, которые они нарисовали или построи-. ли при помощи фигурных линеек (трафаретов) с вырезанными на них геометрическими фигурами. Некоторые учителя удивляются: что же здесь особенного, мы всегда стараемся в первые недели учебы штриховать и рисовать с детьми. Особенного действительно ничего нет, но важно заниматься этим, имея перед собой определенную цель. Правила не трудно запомнить: штриховать только в заданном направлении, не заходить за контуры рисунков, соблюдать одинаковое расстояние между линиями (штрихами). Дети принимают условия быстро, легко, как в игре. По данным наблюдений ученых, известно, что мускульная память у детей от четырех до семи лет очень цепкая и наиболее возбудимая. Обучение же каллиграфии начинается тогда, когда все дефекты уже утвердились и физиологический период работы этого вида памяти уже миновал. При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое сильное и самое яркое. Так, обучаясь, например, писать букву у, ребенок начинает нервничать, так как у него не получается петля. Она у него искривленная, и он запоминает букву искаженной. А петля не получилась потому, что еще очень слабы мелкие мышцы его пальцев и кисти руки (это особенно относится к первоклассникам-шестилеткам).
Что же в этом случае может помочь? На мой взгляд, это упражнения, развивающие мелкие мышцы его пальцев и кисти руки. Поэтому на первом этапе особое место я отвела такому виду работы, как штриховка, она укрепляет не только мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Когда проводится штриховка? Штриховать дети начинают с первого урока и продолжают до конца периода обучения грамоте (для первоклассников-шестилеток штриховка проводится в течение всего учебного года). На уроке они штрихуют до знакомства с первой буквой и после знакомства с ней. Я заметила во многих случаях, что при первых попытках в штриховании ребенок не может долго сидеть за этим упражнением: мускулы его руки быстро утомляются. Все начинающие штриховать сильно нажимают на карандаш, причем он часто ломается и рука, его держащая, напрягается: мускулы пальцев еще слабы и в них нет необходимой для этой работы координации. Но работа сама по себе очень увлекательная, и ребенок возвращается к ней непрерывно по доброй воле. Наблюдая и сравнивая детские рисунки, мы видим, как расходящиеся во все стороны, выходящие за черту контура штрихи делаются все легче и определеннее, строго держатся в границах. По этим рисункам можно следить за совершенствованием мускульного аппарата и, если притронуться к руке ребенка через некоторый (большей частью очень короткий) промежуток после первых упражнений, мы не почувствуем уже напряжения мускулов.
Если бы сосчитать штрихи, проведенные ребенком, и перевести их на графические знаки, они заполнили бы множество тетрадей. Таким образом, овладевая механизмом письма, дети выраба-твдают такую уверенность штриха, которой нет даже в более старшем возрасте. Когда они берут впервые авторучку для того, чтобы приступить к письму в тетрадях, они владеют им так же хорошо, как человек, много писавший. Что необходимо для штриховки? Для штриховки каждому ученику надо иметь альбом (тетрадь для рисования), причем один альбом для выполнения работы в классе, другой для работы дома (его дети заводят по своему желанию; для первоклассника-шестилетки надо только один альбом — для работы в классе), альбомы для раскрашивания, книжки «Игры в картинках», выпускаемые издательством «Малыш», простой и цветные карандаши, фломастеры и ручки с цветными пастами (можно использовать со второго полугодия как семилеткам, так и шестилеткам), трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов, которые изготовлены из пластмассы, и набор разных лекал. В какой последовательности надо работать с линейками-трафаретами и лекалами? Вначале для штриховки дети используют трафарет с геометрическими фигурами. Некоторые фигуры им уже знакомы, так как они работали с ними еще в детском саду. После того как ученики научатся хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с другими трафаретами (с изображениями предметов и фигур животных), а также лекалами. Дети обводят фигуры, штрихуют их, составляют из них различные композиции. Начиная с октября, учащиеся уже штрихуют не только параллельными отрезками, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями. На втором месяце обучения учащиеся уже сами составляют свои рисунки из фигур трафарета и лекал. Штрихуют они в течение всего периода обучения грамоте, хотя в этом уже нет никакой необходимости. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомления.
Со второго полугодия учащимся предлагаются альбомы для раскрашивания, книжки «Игры в картинках». К этому времени дети уже знают все буквы и в свою штриховку активно включают элементы букв. Используя трафареты геометрических фигур, мы с ребятами составляем, чертим по ним целые смысловые композиции — для последующей штриховки. Как учащиеся работают с трафаретами и лекалами? При работе с трафаретом с геометрическими фигурами надо положить его на лист альбома и простым карандашом обвести знакомые фигуры. Дети часто настолько увлекаются этой работой, что обводят не только знакомые, но в незяакомые фигуры. Затем трафарет сашмает-ся с листа и каждая геометрическая фигура делите* ва аараллеаь-ные отрезки <штрихи). Здесь в первую очередь отрабатываются такие штрихи: параллельные отрезки сверху вниз, снизу вверх, слева направо (но не справа налево!). Расстояние между отрезками (штрихами) должно составлять ширину строчной буквы. Первоначально, чтобы было понятно направление отрезка, г. е. откуда и куда надо рисовать, необходимо указать «а еавлм из..них стрелку. Приведу фрагмент первого урока письма, на котором учащиеся знакомились с трафаретом, обводили фигуры и делили их затем на параллельные отрезки: — Ребята, откройте альбом. Возьмите трафареты я наложите — Отложите трафареты. Все врвввяьнв выполнили задание. А — Возьмите простой или любой цветной карандаш. Первую
Первое время я руковожу действиями детей, направляю их. Учащиеся постепенно разделили все фигуры «а отрезки, причем чертили не только сверху вииз, во я сииву вверх, слева направо. Некоторые дети в одной фигуре сумели провести штрихи в разных направлениях. На последующих уроках с помощью трафарета с геометрическими фигурами учащиеся строили разные предметы, заштриховывали их, составляли из фигур смысловые композиции. Например, на уроке чтения дети познакомились со звуками (х) и [x'J, буквами X х, а на уроке письма они «построили» электровоз, вагоны, потом отправились в путешествие, а вернее на экскурсию, в Киев, в Музей хлеба. Или, например, «сделали» комбайн для уборки урожая хлеба. В процессе такой работы у детей развивается познавательный интерес. Они узнают, что хлеб бывает трудным, горьким, вкусным, свежим, горячим, узнают цену хлебу. На этом же уроке решается и другая задача — обогащается речь младшего школьника. Дега знакомятся с такими словами, как хлеб, хлебный, хлебница, хлебопашец, наблюдают за расхождением произношения и написания слова хлеб. После того как дети научатся хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными отрезками, составлять из них простейшие предметы, они могут приступить к работе с дру-гям№.*рафаретами (предметами), а также с лекалами. Па образцу учителя дети составляют смысловые композиции. Например, на предметном трафарете есть изображение ели, машин и т. д. Обвели один ряд елочек, потом еще один ряд. Образовалась дорога, по ней пойдут машины навстречу друг другу. нь Вверху летит самолет, светит солнышко. А теперь к слову ель подберем родственные слова: елочка, еловая (шишка), ельник. (Ребята объяснили смысл каждого слова.) Составим рассказ но рисунку. «Был ясный день. Светило яркое солнце. В воздухе- кружился самолет. По дороге ехали машины. Вдоль дороги росли елочки». А теперь можно и поштриховать. Напоминаю: штрихи должны не выходить за пределы фигуры, штриховать можно сверху вниз, снизу вверх, слева направо. С помощью трафаретов с геометрическими фигурами и предметов можно составить композиции по темам: «От кареты до ракеты» (развитие вашей техники — технический прогресс), «Метро», «Стройка», «Природа», «Хлеб», «Космос» и т. д. Я использую в работе историческую, техническую литературу, уже не говоря о словарях, устном народном творчестве, сказках, стихах Маршака, Хармса. И, надо сказать, затраченный труд не пропадает даром. Дети, готовя свои сочинения, используют журналы «Костер», «Юный натуралист», «Вокруг света» и другие. Штриховка — это не только укрепление руки. На уроках решается и другая, не менее важная задача — развитие речи школьников, обогащение их словарного запаса. Именно в первые дни школьной жизни ребята начинают исподволь готовиться к творческим сочинениям. г Во втором классе, возвращаясь к уже знакомым темам, дети напишут: «Во все времена люди совершали подвиги во им? хлеба. В Ленинграде я видела военный паек хлеба жителей города. Трудно понять, как люди выжили. Старые люди никогда не выкинут хлеб в мусорное ведро. Нам нужно учиться у них ценить, беречь, уважать труд тех, кто творит хлеб». (Футоран Юля.) Катя Гельман напишет так: «Нельзя забывать о том, что нет цены хлебу. Богата наша страна, много в ней хлеба. Но она станет еще богаче, если мы бережно будем относиться к хлебу. Этим мы проявим уважение к труду хлебороба, сохраним доброе настроение людям, мир на Земле». Развитие тактильной памяти Известно, что понятие у ребенка образуется, когда сформировано ощущение. Понятию и образу буквы я решила учить через осязание. Еще до знакомства с книгой М. Монтессори «Дом ребенка» однажды я стала невольной свидетельницей того, как слепой отец одного моего ученика читал, ощупывая наколки букв на бумаге спе- циальной книги. Подвижность и чувствительность пальцев позволяла ему читать с завидной скоростью. Тогда и родилась идея — одновременно с развитием двигательных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка знакомить его с образом изображаемой буквы, т. е. создать в памяти малыша модель буквы, которую он будет писать. Но, как показали первые опыты (накалывание шилом по контуру букв), такое имитационное моделирование не давало ожидаемых результатов. Постепенно пришла к выводу, что эффективнее использовать метод ощупывания букв из наждачной бумаги в направлении письма. Формирование в сознании ребенка буквы происходит, следовательно, с помощью тактильных рецепторов детской руки. Этот этап начинается с изучения первой буквы и продолжается до конца изучения «Азбуки» («Букваря»). Из самой нежной (чтобы не оцарапать подушечки пальцев) наждачной бумаги родители вырезают буквы (заглавные и строчные) и наклеивают их на бумагу или картон. Что необходимо иметь ученику? Здесь есть два пути. Первый путь такой. Для каждого ученика заранее изготовляются 33 карточки с буквами (заглавной и строчной и соединение их). Буквы вырезаются из наждачной бумаги и наклеиваются на карточку (600Х Х700 мм и 350X300 мм). Карточки помещаются в конверт, который имеет каждый ученик. Второй путь — наклеивание наждачных букв в альбом. Это лучше использовать в работе с шестилетками. На одной стороне листа наклеивается буква, а на другой (оборотной) делается штриховка разных фигур. Альбом имеется у каждого ученика. Указательным пальцем правой руки (в дальнейшем дети могут работать и другими пальцами) ученик ощупывает их контуры, запоминает образы букв, их различие, элементы букв, направление письма. В этом большую помощь оказывает материал, из которого изготовлены буквы: шероховатая поверхность наждачной буквы. Прочному запоминанию буквы во многом способствуют игровые моменты. Они имеют большое значение, особенно при работе с первоклассниками-шестилетками. Создание игровых ситуаций очень характерно для второго этапа. Например, на уроке обучения грамоте дети познакомились со звуком [ч], с буквами (заглавной и строчной), обозначающими этот звук, научились читать слоги, слова, распознавать в них звук [ч]. На уроке письма работа была продолжена. Ученики работали с кассой букв и слогов, пальчиками ощупывали букву Ч н, запоминали написание буквы, соединений. Буквы они ощупывали, используя игровой момент. Предварительно детям прочитала отрывок из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино». За 10—15 минут до звонка, используя трафареты геометрических фигур и лекало, мы с ребятами составляем, чертим целые композиции для последующей штриховки. Проект обычно обсуждается (1—2 минуты): какие геометрические фигуры надо обвести, чтобы построить дом для Тыквы? (Ромб, квадрат, треугольник, круг и т. д.) — С чего обычно начинают строить дом? (С фундамента — значит, лучше выбрать прямоугольники.) К каждой букве мы придумываем рассказ-игру, оживляющий <' процесс ее запоминания и доводящий до автоматизма воспроизведение. Например, при знакомстве с буквой М м можно предложить ребятам помочь муравьишке найти тропинку к дому. Чтобы задание не наскучило, будем менять героев. Пусть муравья проводит белочка (она скачет, т. е. продвигается быстрее, чем муравьишка, зай- чяк передвигается с опаской, много раз повторяя свой путь сначала, лисичка крадется). Пока все персонажи пройдут по тропинке — пальчик ребенка и запомнил новый для него маршрут. Хорошо использовать при ощупывании букв и музыкальное сопровождение — это усиливает запоминание. Мой первый класс с удовольствием напевает песенку Красной Шапочки композитора А. Рыбникова на стихи Ю. Кима «Если долго-долго» при знакомстве с буквой Ш ш. При ее начертании мы как бы повторяем путь Красной Шапочки к бабушке. Ее выслеживает волк, она петляет по тропкам лесным (звучит отрывок из сказки). А в момент соединения заглавной и строчной букв наша героиня неожиданно заблудилась. Как быть? Дети охотно подсказывают: надо идти вверх по тропинке. Отрабатывается верхнее соединение. Используется в дальнейшем и прием «Угадай букву»: ну-ка, дети, закройте глазки и найдите начало буквы, назовите эту букву. На каждом уроке большое внимание уделяется звуко-буквен-ному анализу слов, с опорой на схему, что способствует развитию у детей графической зоркости. Главная цель двух этапов: научить делить сложные геометрические фигуры, композиции на параллельные отрезки — штрихи, развить мускульную память, с одной стороны, с другой — создать в памяти ребенка модель буквы. Общеизвестно, что человек с помощью зрения воспринимает 85—90% информации, а тактильные рецепторы воспринимают в порядке 1% информации, поэтому при непрерывной штриховке сложных композиций происходит тренировка пальцев при непосредственном и активном участии зрения (зрительной памяти), т. е. зрение является как бы обратной связью в этой замкнутой системе: пальцы ребенка с карандашом, зрение, сознание, двигательные функции — другими словами, в этом случае происходит автоматический процесс самоорганизации сознания для правильной штриховки сложных композиций, для запоминания образа буквы. На втором этапе происходит тот же самый процесс моделирования буквы в сознании ребенка, как бы автоматической системы с главной обратной связью по зрению. И поскольку эта обратная связь наиболее информативна, она активно помогает развиваться тактильным рецепторам, информационная возможность которой ограниченна. Как было сказано выше, такой метод позволяет формировать в сознании ребенка образ буквы и ее соединений. В процессе этого идет не только тренировка детской руки, но и, что самое главное, развитие мышления от абстрактного к конкретно- му — образами или целыми категориями образов. Хотелось бы отметить, что у детей, которые активно овладевают этим методом, быстрее развивается речь, их логика мышления, более того, даже маленькие дети — 3^-4 лет, которые владеют карандашам, умеЮт рисовать и, как правило, более активно развиваются. Таким- образом^, обучение письму путем формирования образа букв с непосредственным развитием тактильных рецепторов всегда приводит! к более интенсивному и интеллектуальному развитию ребенка. Обводя, ощупывая букву, ребенок уже «пишет» ее. Праздник письма Третий этап — письмо букв с помощью вкладыша. Этот этап длится 10—14 дней. В течение этого времени закрепляются навыки, отработанные на- первых двух этапах, т. е. с помощью вкладыша букв у детей вырабатывается правильный наклон букв и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, ее элементов. Приблизительно в середине октября я приступаю непосредственно к письму. Как правило,, сначала пишу какой'то интересный текст на доске, каллиграфически выписывая каждую букву. Слыша восхищенные возгласы детей. (Ой, как красиво!.. Прямо как в прописях!), спрашиваю: — Кто хочет быстро и так же красиво научиться писать? (Хотят, естественно, все. Потом каждый получает вкладыш, букв.) Ребята пишут первую букву почти до конца строчки, а одну-две —самостоятельно. Они вдруг замечают, что их буквы тоже получились изящными, с нужным наклоном, красивыми. Детской радости нет предела. Наступают дни, которые можно назвать «праздником письма:», т. е. возникает, как говорят ученые, «ситуация успеха». Постепенно количество букв, написанных без помощи вкладыша* увеличивается: В течение 10 дней слежу за тем, чтобы дети писали по вкладышу в заданном направлении, а не обводили буквы, как им вздумается. Несколько слов хочу сказать о недостатках применявшегося ранее трафарета (металлического или пластмассового) букв, которые были обнаружены в процессе обучения письму. Расположение букв в алфавитном порядке не соответствует тому, как они изучаются в «Азбуке» и «Букваре». Практика показала, что буквы в трафарете надо обязательно располагать так, как они даны в этих учебниках. Далее: в трафарете отсутствуют соединения букв, хотя на втором этапе этот момент является одним из основных и должен закрепляться на третьем этапе. В трафарете букв соединения отсутствуют потому, что на пластинке их очень трудно вырезать («ли вытравить) из-за маленьких размеров букв. Чем в этом случае можно заменить трафарет букв? Учителя-практики давно используют листы бумаги (вкладыши), на которых тушью написаны буквы, слоги и т. д. Подкладывая вкладыш под страницу, ученик обводит буквы, слоги, соблюдая лри этом наклон букв * -правильное направление письма. В будущем возможности современной ^компьютерной техники (персональных ЭВМ) позволят обойтись без трафарета.'Егороль возьмет на себя соответствующим образом составленная 'Программа ЭВМ. В этом случае -ученику не -надо будет выписывать буквы по трафарету, а специальным карандашом пясать 15уквы и получать изображение на экране. Тогда любое отклонение будет -сопровождаться цветным или звуковым сигналом. Но и здесь, по-видимому, потребуется корректировка: ведь специальный карандаш—это не ручка, поэтому здесь возникнут новые вопросы, которые.надо будет решать. В общем, надо думать, искать! Эмоциональное состояние жизнерадостного познания мира — это характернейший признак духовной жизни детской личности. Если бы ребенок не воспринимал гармонического единства окружающих вещей и явлений — цвета, звуков,.запахов, состояний, движений.как красоты, являющейся неисчерпаемым источником радости, полноты духовной жизни, -мир его.был Збы хмурым и неприветливым. Эти,слова в какой-то мере определили мое педагогическое кредо. Я всегда помню (вижу в своих воспитанниках), что детское сердце.в одинаковой мере чувствительно и к красоте природы, и к музыке, и к родному слову. Нельзя развивать.речь ребенка, не совершенствуя его восприятие мира, его чувств, не воспитывая кропотливо его ум. Любить поэзию природы В программе по русскому языку записано: «Чтение, подкрепленное наблюдениями природы, обогащает ж:расширяет.знания о виденном и способствует общему развитию ребят, учит.любить природу и понимать ее красоту, развивает художественный вкус, восли-.тывает эстетические чувства». Дети должны иметь конкретные представления о природе, о ее жизни, тогда им будет легче оценить красоту языка шиеателя или мастерство художника, сумевших нарисовать в своем произведении.живую картину. Большая часть рассказов, помещенных в «Родном слове» («Книге для чтения»), посвящена родной природе. Но как бы хорошо ни была описана природа, нельзя ограничиваться только произведением. Ведь самые лучшие из них лишь отчасти передают богатство и разнообразие окружающего мира. К- Д- Ушинский утверждал, нто воздействие природы на душу ребенка может соперничать с влиянием педагогики. Он писал: «А воля, а простор, природа, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а.розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?*
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 851; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |