Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология оптимального переживания 18 страница




Особенно сильные переживания, как пра­вило, возникают в контексте близкой друж­бы. Именно о таких отношениях Аристотель сказал: «Друзей не заменят никакие жизнен­ные блага». Чтобы получать от них удоволь­ствие, необходимы всё те же условия, что присутствуют в других потоковых занятиях. Нужно не только иметь общие цели и давать друг другу обратную связь — это позволяет и общение на вечеринках и в пивных, — но и находить во взаимодействии с другим но­вые задачи. Они могут заключаться в том, чтобы просто побольше узнать о своём друге, открыть новые грани его индивидуальности, а в процессе этого глубже изучить и самого себя. Мало что может принести больше ра­дости, чем возможность открыто рассказать другому о своих тайных мыслях и чуствах. Это кажется само собой разумеющимся, од­нако следует подчеркнуть, что такая дружба требует высочайшей концентрации внимания, открытости и чуткости. К сожалению, в жиз­ни нечасто встречаются люди, готовые на та­кие вложения психической энергии. Мало кто готов жертвовать ради этого временем и ду­шевными силами.

В самом деле, дружба позволяет нам рас­крыть ту часть нашей личности, которую сложно выразить каким-либо другим обра­зом. Навыки и умения, которыми облада­ют люди, можно разделить на две большие группы: инструментальные и экспрессив­ные. Инструментальные навыки мы осваи­ваем, чтобы эффективно справляться с за­дачами, которые ставит перед нами наше окружение. К ним относятся базовые уме­ния, необходимые для выживания, такие как быстрота охотника, мастерство ремесленника или интеллектуальные способности, без ко­торых нельзя существовать в современном обществе: чтение, письмо, специализирован­ные профессиональные знания. Те, кто не на­учился испытывать состояние потока во вре­мя большинства своих занятий, обычно вос­принимают инструментальные задачи как на­вязанные извне, поскольку их приходится ре­шать не по собственной воле. Экспрессивны­ми навыками мы называем действия, которые выражают наши субъективные переживания. Пение, танцы, рисование, понравившаяся нам шутка, даже поход в боулинг — всё это явля­ется формой экспрессии, если позволяет нам выразить наши чуства и настроение. Занима­ясь экспрессивной деятельностью, мы ощу­щаем связь с нашим подлинным Я. Человек, живущий одними лишь инструментальными действиями и пренебрегающий спонтанным самовыражением, в конце концов станет неот­личим от робота, запрограммированного на подражание человеческому поведению.

В ходе повседневной жизни человеку предоставляется немного возможностей по- чуствовать себя самим собой, выразив свои истинные эмоции. На работе он должен ве­сти себя в соответствии со своей ролью компе­тентного механика, строгого судьи или почти­тельного официанта. Дома нужно быть за­ботливой матерью или послушным сыном. В метро или в магазине люди обычно облача­ются в маску непроницаемости. И только с друзьями они могут расслабиться и стать са­мими собой. Мы выбираем друзей исходя из общности интересов, поэтому с ними мы мо­жем петь, танцевать, рассказывать анекдоты или ходить в боулинг. В их обществе мы осо­бенно ясно чуствуем свою свободу и понима­ем, кто мы на самом деле. Идеальный совре­менный брак — это когда партнёры становят­ся не только мужем и женой, но и друзья­ми. В прежние времена, когда в брак всту­пали, исходя из взаимного удобства двух се­мей, это было практически невозможно. Но теперь, когда внешних факторов, заставляю­щих людей жениться, стало намного меньше, многие утверждают, что их вторая половинка является одновременно их лучшим другом.

Дружба приносит радость только в том случае, если мы используем заложенные в ней возможности для самовыражения. Если человек окружает себя «друзьями», которые просто подкрепляют его общественный ста­тус, не интересуясь его истинными мыслями и мечтами и не вдохновляя на новые дела, он лишает себя полноты ощущений подлинной дружбы. С настоящим другом мы можем ино­гда подурачиться, он не ожидает от нас посто­янного соответствия общественным нормам поведения, разделяет наши способы самовы­ражения и готов принять ответственность за возрастающую сложность отношений.

Если задача семьи — обеспечивать базо­вую эмоциональную защиту, то дружба обыч­но связана с ощущениями волнующей новиз­ны. Когда людей просят рассказать о сво­их наиболее тёплых воспоминаниях, они, как правило, вспоминают о праздниках и отпус­ках, проведённых в кругу семьи. Друзей чаще упоминают в контексте приключений и инте­ресных открытий.

К сожалению, в наши дни мало кто спо­собен поддерживать дружбу на протяжении всей жизни. Для длительных отношений мы слишком часто переезжаем и слишком сосре­доточены на карьере. Хорошо, если удаётся сохранять семью, что уж говорить о друзьях. При этом нередко приходится слышать, как чрезвычайно успешные взрослые люди, осо­бенно мужчины, — крупные бизнесмены, бле­стящие юристы и врачи — жалуются на оди­ночество и со слезами на глазах вспоминают о своих друзьях из школы или университе­та. Дружеские отношения безвозвратно ушли в прошлое, и даже если бывшим однокаш­никам доведётся встретиться вновь, едва ли им удастся найти общие темы для разговора, кроме бередящих душу воспоминаний.

Как и в случае с семьёй, люди склонны считать, что дружеские отношения существу­ют сами собой, и если что-то в них разлади­лось, то можно только пожалеть себя. В под­ростковом возрасте, когда у сверстников так много общих интересов и достаточно време­ни, чтобы вложить его в отношения, друж­ба в самом деле может казаться спонтанным процессом. Но в дальнейшем дружеские отно­шения редко продолжаются сами по себе: их нужно развивать и работать над ними столь же усердно, как над карьерой или семейной жизнью.

Широкие социальные связи

Человека можно считать частью семьи или дружеской компании в той степени, в ка­кой он вкладывает психическую энергию в общие с другими людьми цели. Таким же об­разом он может принадлежать к более ши­роким межличностным системам, разделяя стремления общины, этнической группы, по­литической партии или нации. Отдельные личности вроде Махатмы Ганди или Матери Терезы всю свою психическую энергию на­правляют на разработку целей для всего че­ловечества.

Древние греки использовали слово «поли­тика» для обозначения любых дел, не каса­ющихся личного и семейного благополучия индивида. В этом широком смысле полити­ка может быть одним из самых приятных и самых сложных видов деятельности, до­ступных человеку, поскольку чем шире со­циальная арена, на которой ему приходит­ся действовать, тем масштабнее встают перед ним задачи. Индивид может в одиночку ре­шать чрезвычайно сложные проблемы; семья и друзья могут требовать очень много внима­ния. Но попытка оптимизировать цели никак не связанных между собой людей представля­ет собой значительно более сложную задачу.

К сожалению, множество людей, выдви­нувшихся на общественную арену, действуют не на слишком высоком уровне сложности. Политики рвутся к власти, филантропы — к славе, а кандидаты в святые хотят лишь до­казать свою благочестивость. Этих целей не так сложно достичь, если вложить в них до­статочно энергии. Существенно более слож­ная и достойная задача заключается в том, чтобы не только получить выгоду самому, но и помочь другим. Политик может в самом де­ле улучшить социальные условия, филантроп — помочь нуждающимся, а религиозный де­ятель — показать другим достойный пример для подражания. Это труднее, но приносит гораздо больше удовлетворения.

Если принимать во внимание лишь мате­риальные выгоды, то эгоистичных политиков можно счесть практичными, поскольку они стремятся заполучить в своё распоряжение богатство и власть. Но если согласиться с тем, что подлинную ценность в жизни имеют оп­тимальные переживания, то напрашивается вывод, что на самом деле умнее те полити­ки, готовые работать на благо общества, по­скольку они берутся за более сложные зада­чи и потому имеют больше шансов испытать подлинную радость.

Любое участие в общественной деятель­ности может приносить удовольствие, если структурировать свою активность в соответ­ствии с уже известными нам принципами. Не столь важно, чем именно занят человек: он может работать с детьми, посвятить се­бя благотворительности или защите окружа­ющей среды, поддерживать местный профсо­юз. Необходимо поставить себе цель, сконцен­трировать на ней свою психическую энергию, внимательно следить за обратной связью и за соответствием задач своим способностям. Рано или поздно деятельность увлечёт вас и возникнет состояние потока.

Разумеется, нельзя забывать, что количе­ство психической энергии у каждого индиви­да ограничено, и не стоит ожидать от всех активного участия в общественной жизни. Некоторым приходится тратить все свои ре­сурсы просто на то, чтобы выжить в неблаго­приятных условиях, а других настолько увле­кает один вид деятельности, например рисо­вание или математика, что они не в силах на­править своё внимание на что-либо другое. Однако надо сознавать, что мир был бы су­щественно более суровым, если бы не те, кто получает радость, вкладывая энергию в соци­альные цели и тем самым способствуя гармо­нии в обществе.

Полезность концепции потока заключает­ся не только в том, что она может помочь от­дельным индивидам улучшить свою жизнь, но и в том, что общество в целом получает с её помощью возможность по-новому взгля­нуть на стоящие перед ним цели и задачи. Возможно, главное её назначение в сфере об­щественной жизни состоит в том, чтобы за­дать направление реформирования социаль­ных институтов так, чтобы они делали оп­тимальный опыт доступным для большего количества граждан. В последние несколь­ко столетий в умах людей настолько утвер­дились принципы экономической рациональ­ности, что мы стали оценивать в долларах и центах любое человеческое усилие. Однако на самом деле чисто экономический подход к жизни правильно было бы считать ирра­циональным, поскольку истинный критерий ценности чего-либо заключается в качестве и сложности переживаемого опыта.

Общество может считаться соответствую­щим потребностям человека лишь тогда, ко­гда оно даёт людям максимум возможностей радоваться жизни и позволяет им реализовы- вать свой потенциал, предоставляя всё новые интересные задачи. Именно это, а не техноло­гическое развитие и не материальное благо­получие, является главным критерием оцен­ки. Точно так же и достоинства школы долж­ны заключаться не в её престижности или способности учителей научить выпускников противостоять превратностям жизни, а в уме­нии на всю жизнь привить детям радость по­знания. Хорошее предприятие — не то, кото­рое приносит наибольшую прибыль, а то, ко­торое сильнее способствует улучшению каче­ства жизни своих работников и клиентов. А подлинная цель политики заключается не в том, чтобы сделать кого-то богаче или могу­щественнее, а в том, чтобы как можно больше людей начали получать радость от жизни.

Однако следует помнить, что социальные перемены невозможны, пока не изменится со­знание людей. Когда Карлейля спросили, как можно улучшить мир, он ответил: «Начните с себя. Тогда в мире станет на одного хороше­го человека больше». Этот совет не утратил актуальности и в наши дни. Тому, кто пытает­ся добиться всеобщего блага, не научившись прежде контролировать свою жизнь, как пра­вило, удаётся только ухудшить ситуацию.


9. Как обмануть хаос

Несмотря на все приведённые выше сооб­ражения, многие люди по-прежнему убежде­ны, что, если кому-то повезло со здоровьем, богатством и красотой, счастье придёт к нему само собой. Но как улучшить качество жиз­ни, если судьба не щедра и не благосклон­на к нам? Легко рассуждать о разнице меж­ду развлечениями и настоящей радостью, ес-

ли не надо беспокоиться о том, как дотянуть до очередной получки. Для большинства лю­дей эти философствования относятся к недо­ступной роскоши. Имея интересную и хоро­шо оплачиваемую работу, можно рассуждать о новых задачах и усложнении деятельности, но как быть тому, чья работа по сути бессмыс­ленна и унизительна? Можно ли ожидать от больных, нищих и задавленных невзгодами людей, что они займутся изучением спосо­бов контроля над сознанием? Разумеется, им нужно сначала решить насущные материаль­ные проблемы, прежде чем они смогут оце­нить, как переживание состояния потока вли­яет на качество жизни. Иными словами, оп­тимальные переживания следует рассматри­вать как приятное дополнение к жизни, по­строенной на твёрдом фундаменте здоровья и материального благополучия. Только при наличии этих прочных основ можно полу­чать удовлетворение от субъективных аспек­тов жизни.

Нет необходимости говорить, что вся эта книга написана с целью опровергнуть подоб­ные представления. Субъективные пережива­ния представляют собой не просто один из ас­пектов жизни — это и есть сама жизнь. Мате­риальные условия вторичны, поскольку воз­действуют на нас опосредованно, через наше восприятие, в то время как состояние пото­ка и даже просто удовольствие влияют на ка­чество жизни напрямую. Здоровье, деньги и другие материальные блага могут улучшить нашу жизнь, но этого может и не произойти. Если человек не научился управлять своей психической энергией, весьма вероятно, что эти внешние преимущества будут для него бесполезны.

Можно найти немало примеров, когда лю­дям, попавшим в крайне тяжёлые условия, удавалось не только выжить, но и сделать свою жизнь радостной и приносящей насла­ждение. Каким образом они смогли достичь душевной гармонии и вырасти в личностном плане, если на них обрушились столь жесто­кие удары судьбы? На этот вопрос мы попы­таемся найти ответ в настоящей главе, а за­одно рассмотрим некоторые стратегии, при­меняемые людьми в борьбе со стрессом, и по­пробуем выяснить, как автотелической лич­ности удаётся превращать хаос в порядок.

Преобразование трагедии

Было бы наивно полагать, что человек, об­ладающий способностью контролировать соб­ственное сознание, будет счастлив всегда, что бы с ним ни случилось. У каждого свой пре­дел того, сколько он может терпеть боль, го­лод или лишения. И всё-таки, как весьма точ­но заметил доктор Франц Александер, «тот факт, что телом управляет разум, есть на­ше самое фундаментальное знание о жизни, несмотря на то что биология и медицина от­вергают его». В XX веке доминировал сугубо материалистический взгляд на здоровье, од­нако холистическая медицина и книги таких авторов, как Норман Казинс, описывающий свой опыт преодоления смертельной болезни, и доктор Берни Зигель, исследовавший слу­чаи самоисцеления, постепенно способствуют пересмотру отношения к этим вопросам. Для нас важно отметить, что человек, знающий, как вызвать у себя состояние потока, умеет получать радость даже в тех ситуациях, ко­торые, казалось бы, могут принести лишь от­чаяние.

Профессор Фаусто Массимини с психоло­гического факультета Миланского универси­тета исследовал, как удаётся достигать состо­яния потока людям, пострадавшим от серьёз­ных травм, и в ходе своей работы встретил немало невероятных случаев. Одна из групп испытуемых, которую изучала его команда, состояла из людей с парализованными нога­ми, утративших способность ходить в резуль­тате несчастного случая. Неожиданное от­крытие, сделанное в ходе этого исследования, заключалось в том, что значительное количе­ство испытуемых из этой группы назвало ава­рию, вызвавшую паралич, не только самым негативным, но и одним из наиболее пози­тивных событий своей жизни. Трагическое событие воспринималось ими как благопри­ятное потому, что благодаря ему в их жизни появились чёткие цели, а сами они избави­лись от необходимости совершать множество несущественных и неоднозначных выборов. Пациенты, научившиеся видеть новые зада­чи в своей ограниченной ситуации, ощутили, что их существование приобрело смысл, кото­рого им не хватало прежде. Они испытывали радость и гордость просто от того, что суме­ли снова начать жить. Несчастный случай из источника энтропии превратился для них в возможность добиться внутреннего порядка.

Лючио, один из членов этой группы, по­пал в аварию на мотоцикле, когда ему было двадцать. До этого происшествия он был без­заботным молодым человеком, работал на за­правочной станции, любил регби, с удоволь­ствием слушал музыку. Он вспоминает свою жизнь в целом как довольно бессмысленную и скучную. После аварии она удивительным образом обогатилась радостным опытом су­щественно более высокого порядка. Оправив­шись после трагедии, Лючио поступил в кол­ледж, изучил несколько иностранных языков и сейчас работает консультантом по вопро­сам налогообложения. И учёба, и работа ста­ли для него источником потоковых пережи­ваний; кроме того, он увлекается рыбалкой и стрельбой из лука, в которой преуспел на­столько, что стал чемпионом своей провин­ции — несмотря на инвалидную коляску.

Вот некоторые отрывки из его интервью: «Когда меня парализовало, я как будто ро­дился заново. Нужно было снова научиться всему, что я знал, но по-другому. Пришлось научиться самому одеваться, лучше думать головой. Мне предстояло стать частью мира и жить, не пытаясь контролировать его...Для этого требовалась решимость, сила воли и терпение. Что касается будущего, то я на­деюсь продолжать развиваться и становить­ся лучше, продолжать преодолевать ограни­чения моей инвалидности... У всех в жиз­ни должен быть какой-то смысл. После ава­рии смыслом моей жизни стало самосовер­шенствование».

Франко — ещё один участник опроса. Пять лет назад у него отнялись ноги, а кроме то­го, начались серьёзные урологические про­блемы, потребовавшие нескольких операций. До несчастного случая он был электриком, и работа нередко приносила ему радость. Но чаще всего ему случалось испытывать состо­яние потока во время занятий акробатиче­скими танцами, поэтому паралич ног стал для него особенно тяжёлым ударом. Сей­час Франко работает консультантом, помогая другим инвалидам справляться с проблема­ми. В его случае страшный удар судьбы так­же не сделал его жизнь беднее, а напротив, способствовал обогащению его опыта. Франко видит свою основную задачу в том, чтобы по­могать другим жертвам катастроф в физиче­ской реабилитации и преодолении отчаяния. По его словам, самая важная цель его жиз­ни заключается в том, чтобы «чуствовать, что я полезен другим, что я помогаю недав­но пострадавшим принять ситуацию, в кото­рой они оказались». Франко помолвлен с де­вушкой, которая также частично парализова­на после аварии. На первом свидании они от­правились на природу, Франко сам вёл свою приспособленную для инвалидов машину. К сожалению, она сломалась по дороге, и они оказались в довольно затруднительном поло­жении. Невеста Франко была готова впасть в панику, он тоже почти утратил самообла­дание. В конце концов им удалось вызвать помощь. После этой маленькой победы, как нередко случается, оба они стали чуствовать себя намного увереннее.

Другая группа, с которой работали наши коллеги из Милана, состояла из нескольких десятков людей, слепых от рождения или по­терявших зрение в раннем детстве. Среди них также нашлись те, кто в интервью назвал утрату зрения позитивным событием, обо­гатившим их жизнь. Такова, например, Пи- лар, 33-летняя женщина, у которой в воз­расте 12 лет отслоилась сетчатка на обоих глазах и которая с тех пор ничего не видит. Слепота вырвала её из семьи, где царствова­ли жестокость и нищета, и сделала её жизнь более полной и осмысленной, чем, вероятно, она была бы останься Пилар жить дома и со­храни она зрение. Как и многие другие сле­пые, она работает оператором на телефонной станции. В ответ на вопрос о занятиях, вы­зывающих у неё состояние потока, она пере­числяет работу, слушание музыки, мытьё ма­шин своих друзей — «любое дело, которым мне случится заняться». В работе наиболь­шую радость ей приносит сознание того, что ей удаётся устанавливать связь между або­нентами и давать им возможность разгова­ривать бесперебойно. В такие моменты она чуствует себя «чуть ли не Господом Богом, это приносит огромное удовлетворение». Пи- лар считает, что потеря зрения оказала на неё положительное влияние, потому что благода­ря этому она стала зрелой личностью: «Та­кую зрелость мне не дал бы даже диплом колледжа. Например, теперь я гораздо лег­че переживаю проблемы, которые раньше за­ставляли меня страдать, как и многих моих сверстников».

Паоло 30 лет, он полностью лишился зре­ния шесть лет назад. Он не считает это по­зитивным событием, однако называет четыре благоприятных последствия этой трагедии: «Во-первых, хотя я сознаю и принимаю огра­ниченность своих возможностей, я буду про­должать стараться преодолеть их. Во-вторых, я решил всегда пытаться изменить ситуации, которые мне не нравятся. В-третьих, я очень внимательно отношусь к своим ошибкам и стараюсь не повторять их. И наконец, теперь у меня нет иллюзий, но я пытаюсь терпимо относиться к себе и потому могу так же тер­пимо относиться и к другим». Для Паоло, как и для большинства инвалидов, установление контроля над сознанием стало самой главной целью, но это не означает, что он ставит себе задачи лишь в области психической жизни. Паоло является членом национальной шах­матной федерации; он участвует в атлетиче­ских соревнованиях для слепых; на жизнь он зарабатывает преподаванием музыки. Среди занятий, вызывающих у него состояние по­тока, он называет игру на гитаре, шахматы, спорт и слушание музыки. Недавно он стал седьмым в соревнованиях по плаванию для инвалидов, проходивших в Швеции, и выиг­рал шахматный турнир в Испании. Его же­на, тоже слепая, работает тренером по лёг­кой атлетике для незрячих. Паоло собирает­ся написать учебник по классической гитаре с помощью азбуки Брайля. При этом ни одно из этих поразительных достижений ничего не стоило бы, если бы Паоло не чуствовал, что сам контролирует свою психику.

А ещё есть Антонио, преподаватель стар­ших классов, также женатый на слепой жен­щине; они с женой поставили себе задачу усы­новить слепого ребёнка — это первый случай в Италии, когда государство сочло подобное усыновление возможным. Есть Анита, сооб­щившая в интервью, что испытывает силь­нейшее состояние потока, создавая скульп­туры из глины, занимаясь любовью и читая книги для слепых. Есть Дино, 85-летний ста­рик, слепой от рождения. Он женат, вырас­тил двоих детей и занимается починкой ста­рых стульев. Свою работу он описывает как непрерывное состояние потока: «При починке сломанных стульев я использую настоящий тростник, а не синтетическое волокно, как на фабрике. Это так здорово, когда берёшь стул и ощущаешь эластичное натяжение си­денья, — особенно когда удаётся добиться это­го с первого раза... Побывав у меня, стул бу­дет служить лет двадцать, не меньше». Таких примеров немало.

Ещё одна группа, которую изучали про­фессор Массимини и его команда, состояла из бездомных бродяг, «людей улицы», встречаю­щихся в европейских городах не реже, чем на Манхэттене. Обычно мы испытываем к ним жалость, но ещё недавно эти оборванцы, ко­торые как будто не способны приспособиться к «нормальной» жизни, считались психопата­ми или и того хуже. На самом деле, многие из них представляют собой несчастных, беспо­мощных людей, не сумевших оправиться по­сле обрушившихся на них катастроф. Однако среди них есть и те, кто удивительным об­разом находит в своих тяжёлых обстоятель­ствах условия для переживания потоковых состояний. Мы подробно процитируем одно особенно яркое интервью.

Рейаду 33 года, он родился в Египте, в на­стоящее время ночует в миланских парках, питается в благотворительных столовых, а если ему нужны наличные, моет посуду в ре­сторанах. Во время интервью ему зачитали описание состояния потока и спросили, слу­чалось ли ему пережить нечто подобное. Рей- ад ответил:

Да. Так выглядит моя жизнь с 1967 года по нынешний момент. После войны 1967 года я решил уехать из Египта и отправился ав­тостопом в Европу. Так начался мой путь к себе, который продол­жается по сей день. С тех пор я жи­ву, концентрируя мой разум внут­ри. У каждого есть, что в себе от­крыть. Когда я пошёл пешком в Европу, люди из моего города ре­шили, что я свихнулся. Но нет ни­чего важнее, чем познать себя... С 1967 года именно это и стало мо­ей целью. Мне пришлось побороть­ся. Прежде чем оказаться здесь, я прошёл через Ливан с его войной, через Сирию, Иорданию, Турцию, Югославию. Я сталкивался со все­возможными несчастьями, в гро­зу спал в придорожных канавах, попадал в аварии, друзья умира­ли у меня на руках, но моя сосре­доточенность не ослабевала... Это приключение, которое продолжа­ется уже двадцать лет и будет про­должаться всю мою оставшуюся жизнь...

Пережив всё это, я пришёл к вы­воду, что мир сам по себе не пред­ставляет особой ценности. Един­ственное, что теперь имеет для ме­ня значение, — это Бог. Наиболь­шей концентрации я достигаю, ко­гда молюсь с помощью чёток. Так мне удаётся успокоить чуства и из­бежать безумия. Я верю в судьбу и считаю, что бессмысленно тратить слишком много сил на борьбу... Во время своего путешествия я видел голод, войну, смерть и нищету. Че­рез молитву я начал слышать са­мого себя, я вернулся к своему цен­тру, достиг концентрации и понял, что мир не имеет значения. Че­ловек рождается для того, чтобы пройти испытание. Машины, те­левизоры, одежда — всё это вто­рично. Главное — это то, что мы рождаемся, чтобы славить Бога. У каждого своя судьба, и мы должны быть, как лев из пословицы. Лев, преследующий стаю газелей, мо­жет за один бросок ухватить толь­ко одну. Я пытаюсь жить имен­но так и не уподобляться запад­ным людям, которые вкалывают, как безумные, хотя не могут съесть больше, чем съедают... Если мне предстоит прожить ещё двадцать лет, я постараюсь наслаждаться каждым моментом, а не убивать­ся, чтобы урвать побольше... Если я живу, как свободный человек, не зависящий ни от кого, я могу позволить себе ходить медленно. Не имеет значения, если я ничего не заработал сегодня. Просто та­кова моя судьба. Завтра я, может быть, заработаю сто миллионов — или смертельно заболею. Как ска­зал Иисус Христос, что пользы че­ловеку, если он завоюет весь мир, но потеряет себя? Я решил снача­ла завоевать себя, и мне неважно, если я проиграю мир.

Я начал это путешествие, как пте­нец, вылупляющийся из яйца; с тех пор я иду к свободе. Каж­дый должен познать себя и жизнь во всех её формах. У меня был дом, была работа, но я предпочёл разделить жизнь бедняков, потому что для того, чтобы стать челове­ком, необходимо страдать. Мужчи­ной не становятся после женитьб или первого секса. Быть мужчи­ной — это значит чуствовать ответ­ственность, знать, когда надо гово­рить, что сказать и когда хранить молчание.

Рассказ Рейада был значительно длиннее, но все высказанные им мысли были полны глубокого смысла, которым наполнена его сегодняшняя жизнь. Подобно пророкам, две тысячи лет назад уходившим в пустыню в поисках просветления, этот странник поста­вил себе цель обрести контроль над своим сознанием, чтобы установить связь с Богом. Что заставило его отказаться от материаль­ных ценностей и устремиться за этой иллю­зорной идеей? Может быть, это были врож­дённые гормональные отклонения? Или пе­режитая в детстве психологическая травма?

Мы не будем пытаться найти ответ на эти во­просы, обычно задаваемые психологами, по­скольку наша цель заключается не в том, что­бы объяснить странности Рейада. Нельзя не признать, что ему удалось превратить жиз­ненные условия, которые большинство лю­дей сочло бы невыносимыми, в осмысленное и полное радости существование. В этом от­ношении он достиг гораздо больше, чем те, кто живёт в комфорте и роскоши.

Совладание со стрессом

«Ничто так хорошо не помогает сконцен­трироваться, как известие о том, что Вас по­весят через две недели», — заметил как-то Сэмюэл Джонсон. Описанные нами случаи доказывают справедливость его слов. Ката­строфа, препятствующая достижению основ­ной цели в жизни, может сокрушить лич­ность, заставляя её направить всю свою пси­хическую энергию на защиту оставшихся це­лей от дальнейших ударов судьбы. Но она мо­жет также и поставить новую, более ясную задачу — преодолеть несчастье. Если чело­век выбирает второй путь, качество его жиз­ни вовсе не обязательно пострадает в резуль­тате трагедии. Истории Лючио, Паоло и мно­гих других подобных им людей доказыва­ют, что событие, кажущееся катастрофой, мо­жет неожиданным образом обогатить жизнь пострадавших от него. Даже потеря такой важной способности, как зрение, не означа­ет, что внутренний мир человека станет бед­нее прежнего; часто случается обратное. Но от чего это зависит? Почему одно и то же со­бытие сокрушает одних людей, а другим уда­ётся обрести в нём основу для внутреннего порядка?

Психологи обычно ищут ответы на эти во­просы в рамках изучения стратегий совлада- ния со стрессом. Очевидно, что некоторые события вызывают более сильное психоло­гическое напряжение, чем другие: например, смерть супруга ввергает человека в стресс, на несколько порядков более сильный, чем по­лучение закладной на дом, что, в свою оче­редь, является более стрессовым событием, чем штраф за неправильную парковку. Оче­видно и то, что в одинаково тяжёлых обстоя­тельствах одни впадают в отчаяние, в то вре­мя как другим удаётся справиться с ситуаци­ей. Различие в реакциях на стрессовые собы­тия было названо «способностью к совлада- нию», или «стилем совладания».

Прежде чем пытаться разобраться с тем, что же обусловливает способность индивида справляться со стрессом, будет полезно вы­делить три различных источника ресурсов. Первый представляет собой доступную внеш­нюю поддержку, особенно сеть социальных контактов, окружающую человека. Известно, например, что тяжёлая болезнь может про­текать легче, если человек может положить­ся на любящую семью и хорошую страховку. Второй источник сил для борьбы со стрессом включает психологические ресурсы индиви­да, такие как ум, образование и личностные свойства. Переезд в другой город и необходи­мость устанавливать новые дружеские связи для интроверта, безусловно, станут большим стрессом, чем для экстраверта. Наконец, к третьему источнику ресурсов относятся стра­тегии, которые человек использует при борь­бе со стрессом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.12 сек.