Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление. Литературная деятельность Хемингуэя началась в 20-е годы ХХ века

Литературная деятельность Хемингуэя началась в 20-е годы ХХ века. Это было время разочарования, наступившего после мировой войны, крушения многих надежд, время "потерянного поколения", ставшего темой романов многих писателей.
Давая характеристику этого времени, Ю.Я. Лидский пишет: "После 1918 года картина мира чрезвычайно усложнилась. Важнейшие национальные проблемы приобрели характер международных. Большие вопросы и тенденции времени нашли отражение в идеологии, политике, этике и морали, во всех сторонах жизни человека. Новые условия вызвали появление многих, часто прямо противоположных, форм и направлений в искусстве. В рамках критического реализма "стиль эпохи" по-разному воплощался в творчестве выдающихся писателей, среди которых Хемингуэй занимает одно из самых видных мест" [13, c. 4].
Хемингуэй был прямым продолжателем реалистических и гуманистических традиций американского писателя Марка Твена. В книге "Зеленые холмы Африки" он писал: "All modern American literature comes from one book by Mark Twain called 'Huckleberry Finn'... But it's the best book we've had. There was nothing before. There has been nothing as good since" [39, part 1, ch. 1, p. 10].
Эстетика писателя нашла воплощение в его художественных произведениях. Не порывая с реалистической традицией, Хемингуэй создал оригинальный, новаторский стиль, великолепно соответствующий задачам, которые история поставила перед художником.
Хемингуэй прямо излагает основные принципы своего эстетического кредо в "Смерти после полудня", "Зеленых холмах Африки", некоторых интервью, выступлениях и письмах. Эстетические взгляды писателя, как и его творчество, не оставались неизменными, определяя эволюцию и его стиля, обусловленного сложностью времени. Хемингуэй разработал целую систему специфических приемов художественного отображения. Каждый из них был известен и раньше, но Хемингуэй применил их по-новому, добившись оригинального эффекта. Приемы эти - монтаж, архитектоника, обыгрывание пауз, перебивки диалога, смена ритмов и т.д. Так, объяснение поступков героев и рассказ о событиях Хемингуэй заменил показом, используя тончайшие средства для ассоциативного восприятия произведения. В числе этих художественных средств немаловажную роль играет в его творчестве пейзаж, выполняющий подобную ассоциативную роль.
"Техника Хемингуэя, - пишет Ю.Я. Лидский, - нередко напоминает технику кино с его расчетом на точку зрения человека в зале, смену планов и тому подобное. Заметим, кстати, что в современной американской литературе эта техника получила дальнейшее развитие, в частности, во многих произведениях Дж. Д. Сэлинджера. Конечно, ни синтез, ни "показ"не являются открытиями Хемингуэя. Но Хемингуэй превратил их в основное орудие и универсальное средство художественного отображения мира" [13, c. 10].
Добиваясь краткости и выразительности, Хемингуэй уже в самом начале своего творческого пути выработал прием, который он сам назвал "принципом айсберга": "Если писатель хорошо знает то, о чем он пишет, он может опустить многое из того, что знает, и, если он пишет правдиво, читатель почувствует все опущенное так же сильно, как если бы писатель сказал об этом Величавость движения айсберга в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды" [4, c. 285-286].
Это сообщает прозе Хемингуэя изумительную лаконичность. Писатель "опускает"огромный и абсолютно необходимый материал, но "опущенное"не пропадает, а сохраняется для читателя, который часто обнаруживает многозначительность в самом, казалось бы, простом эпизоде. Эта особенность хемингуэевского стиля и явилась в большой мере причиной того, что многие критики давно уже пытаются отыскать в творчестве писателя аллегоричность или даже вообще объявить его символистом (см. [7, c. 202-207]).
Начиная с 20-х годов произведения Хемингуэя постоянно остаются в центре внимания литературной критики. Зарубежная хемингиана насчитывает сотни работ, а число посвященных писателю исследований и статей на русском языке перевалило за сто. Подробная оценка мировой хемингианы и рассмотрение того, как отношение к творчеству писателя менялось с течением времени, содержится в статьях И. Финкельштейна [16, c. 146-168], [20, c. 174-190].
Среди работ, посвященных творчеству Хемингуэя, нужно отметить многочисленные работы И. Кашкина, получившие мировое признание и обобщенные в монографии. Довольно подробные очерки творчества писателя принадлежат перу М. Мендельсона [16, c. 119-194] и Я. Засурского [7, c. 207-228, 341-356]. Творчество Хемингуэя или его отдельные аспекты анализировались в статьях А. Платонова, Ю. Олеши, А. Эльяшевича, Р. Орловой, И. Финкельштейна и др.
Среди многочисленных зарубежных монографий, посвященных Хемингуэю, наибольший интерес представляют книги К. Бейкера, пытавшегося представить Хемингуэя символистом, и Ф. Янга.
В зарубежной хемингиане выделяются также работы Э. Хэллидея, резко раскритиковавшего концепцию К. Бейкера и подробно исследовавшего место иронии и вопрос о повествовательной перспективе в произведениях Хемингуэя и пришедшего к выводу о реалистической природе творчества Хемингуэя [34, p. 52-71], [37, p. 215-227]. Интересна статья X. Левина, конкретно проанализировавшего стиль писателя [42, p. 73-85], и некоторые другие.
Тенденция глубоко анализировать отдельные произведения Хемингуэя и весь его творческий путь с каждым годом все сильнее ощущается в работах исследователей. Все же некоторые частные и общие вопросы творчества писателя до сих пор не получили достаточного аналитического освещения. Есть критики, которые считают, что Хемингуэй достигал успеха в новеллистике буквально считанные разы. Отсутствует единодушие и в определении того места, которое занимает творчество писателя в современной мировой литературе [10, c. 5-10], а также в определении литературных влияний на стиль Хемингуэя.
С самого начала в творчестве Хемингуэя обнаруживают следы влияния сперва Шервуда Андерсона из штата Огайо, затем Гертруды Стайн. С 1923 года эта тема беспрестанно дебатируется в критических и литературоведческих работах не только за, рубежом, но и у нас. В 1966 году Д. Д. Андерсон писал:
"Строя на заложенном Шервудом Андерсоном фундаменте, возвращая язык литературы к его источникам в живой речи, Хемингуэй почти в одиночестве смёл накопившиеся за сто лет писательства высокопарные пассажи и запутанные конструкции" [25, p. 235]. Д. Т. Флэнеген посвятил целую статью исследованию вопроса о влиянии Андерсона на Хемингуэя, особенно отмечая сходство стилей обоих писателей [34, p. 507-520]. О том же пишет X. Е. Бейтс в работе "Рассказы Хемингуэя" (1942) [30, p. 7], Ч. Фентон в своей монографии (1922) [34, p. 120, 178]. Один из лучших зарубежных исследователей стиля Хемингуэя X. Левин отмечает влияние на него Гертруды Стайн [42, p. 81]. В 1924 году Э. Уилсон, отмечая оригинальность Хемингуэя, говорил в то же время о единой "школе" Стайн, Андерсона и Хемингуэя [50, p. 58]. Положение о влиянии Андерсона и Стайн на Хемингуэя вошло во многие популярные работы. О влиянии Андерсона на рассказы "У нас в Мичигане"и "Мой старик"пишет Карлос Бейкер [29, p. 11], а Ф. Янг вообще считает, что первой серьезной книгой Хемингуэя был сборник "В наше время"(1925) [55, p. 4].
Крупнейший советский знаток Хемингуэя И. Кашкин называет первые два рассказа Хемингуэя "опытами в духе Шервуда Андерсона и Гертруды Стайн" [13, с. 53]. Ю.Я. Лидский, признавая факт заимствования Хемингуэем некоторых приемов у Стайн (а также у Джойса и многих других), отмечает, что писатель "использовал их по-своему, чтобы получить определенный и при этом совершенно "хемингуэевский"эффект" [13, c. 17]. В основном верно писал о влияниях Я. H. Засурский: "...Хемингуэй -человек разума и высоких чувств - был чужд иррационализму и умозрительным построениям модернистских мэтров. Он стремился уяснить причины трагизма современной ему американской действительности, ему были присущи с самого начала творческого пути гуманистические устремления и искания. В этом смысле Хемингуэю был ближе Шервуд Андерсон и его пристальное внимание к тягостной судьбе простого человека, но творческая манера Хемингуэя уже и тогда была самобытной, очень далекой от стиля Шервуда Андерсона и других современных ему писателей" [7, c. 210].
О влиянии на Хемингуэя чаще всего говорят при рассмотрении того, как он использует тот или другой литературный прием.
Определенные разногласия имеются и при рассмотрении иных аспектов деятельности Хемингуэя.
Даже в лучших работах, посвященных творчеству Хемингуэя, например, не решены вопросы состава и композиции его новеллистических сборников, недостаточно разработана проблема литературных влияний, заметных в раннем творчестве писателя, и так далее. Перечень того, что еще не сделано хемингианой, можно было бы значительно расширить. Однако мы остановимся на определении места в его ранней новеллистике пейзажа, его функциональной роли, методов введения и подачи, связи с остальным текстом, описательных приемов. Некоторые из перечисленных вопросов частично были рассмотрены в книге Ю.Я. Лидского [13, c. 32, 59-67], отдельных статьях И. Кашкина, И. Шакировой, Б. Грибанова, А. Мурзы, Т. Денисовой.
Актуальность исследования обусловлена как упомянутой выше недостаточностью изучения этого аспекта в раннем творчестве Хемингуэя, так и противоречивостью трактовок роли пейзажа в его произведениях -от натуралистических, реалистических, романтических до символистских и знаковых.
Целью работы является определение функциональной роли пейзажа в ранних рассказах Хемингуэя, его основных характеристик, художественных приемов, применяемых в описании природы, эволюции пейзажа.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Природные и искусственные волновые резонаторы 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.