Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация опыта освоения образовательной области




Что осваивают дети

Исследуем природный мир, экспериментируем. Воспитатель учиты­вает предпочтения детей к познанию разнообразных объектов приро­ды, интересуется, о ком или о чем хотели бы узнать, внимательно относится к детским вопросам. Поддерживает проявления интереса дошкольников к природе, к наблюдению, экспериментированию, изу­чению материалов энциклопедий, журналов. Обращает внимание детей на интересные факты, особенности, изменения в природе. Сти­мулирует проявление детской любознательности, стремления глубже изучить явления природы, применяя освоенные способы познания.

Во время прогулок на участке детского сада (ближайшем парке, сквере) педагог предоставляет детям возможность внимательно пона­блюдать за состоянием природы, почувствовать запахи, прислушаться к звукам, голосам.

Поддерживает проявления инициативы, самостоятельности у стар­ших дошкольников, поощряет стремление принимать цель наблюде­ния от воспитателя, сверстников или ставить ее самостоятельно, эле­ментарно планировать ход наблюдения, использовать в наблюдении сенсорные и интеллектуальные способы познания (не только подойти, потрогать, но и сравнить, порассуждать, высказать версию, обсудить с другими детьми и т. д.), достигать результата. Взрослый создает усло­вия, при которых полученные результаты наблюдения необходимы детям для их практической, продуктивной деятельности (рисование, конструирование, ручной труд). Предлагает дошкольникам задания для самостоятельных наблюдений в природе, создает проблемные си­туации — познавательные и практические, в которых нужно «поло­мать голову», чтобы найти решение, тем самым развивая у детей ин­терес к самостоятельному изучению природы. Использует проблем­ные, поисковые вопросы, направляет детей на самостоятельный поиск экологической информации: спросить у родителей, понаблюдать, найти что-то интересное о ком-либо.

В уголке экспериментирования, на участке детского сада следует создавать условия для выявления детьми качеств и свойств воды, снега, льда, песка, почвы, камней, определения их зависимости от воздействия солнца, температуры, влажности воздуха, сезона.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности педа­гог побуждает детей самостоятельно принимать и ставить познаватель­ные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах на­блюдаемых явлений природы, замечать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений: метод проб и ошибок, опыты, эвристические рассуждения, сравнительные наблю­дения. Предлагает детям размышлять о полученных маленьких «от­крытиях»: свойствах и качествах объектов природы, причинах природ­ных явлений, изменений в природе.

Вовлекает детей в игры, рассматривание наглядного материала или поддерживает самостоятельные инициативы детей для сравнения объ­ектов и явлений природы по признакам сходства и различия. С по­мощью вопросов, в процессе обсуждений, в игровых ситуациях («Чем похожи», «Посели в свой домик», «Четвертый лишний», «Кто где живет и почему?») помогает детям объединять природные объекты в группы по особенностям внешнего вида, повадкам, приспособлению к среде. Предлагает детям объяснить свой выбор, ответить на вопрос «Почему?».

Использует наглядные модели, в которых отражаются признаки сходства представителей разных групп живого (рыбы, птицы, звери, насекомые, растения). Стимулирует детей к самостоятельному приду­мыванию простейших моделей по аналогии. Собственным примером побуждает дошкольников самостоятельно применять знания о приро­де при анализе новых ситуаций.

Воспитатель создает условия для развития у детей чувства единства с природой. Замечает признаки сходства человека с другими живыми существами в проявлениях жизни (питание, дыхание, рост, движение). Для этого педагог использует игровые ситуации, беседы: «Чем похожи и чем отличаются?», «Почему природа наш общий дом». В ходе об­суждения подводит детей и к выделению отличий человекам других живых объектов.

Для выделения и понимания детьми многообразия ценностей при­роды использует наблюдения и дидактические игры «Что подсказала человеку природа?», «Природа-помощник».

Заинтересовывает дошкольников составлением рассказов, историй о природе. Педагог сам интересуется детскими рассказами о наблю­даемых явлениях природы, детскими объяснениями, придуманными ими сказками, историями об окружающем, использует их для состав­ления книжек-самоделок, коллекций, выставок.

Заботимся о растениях и животных. Воспитатель поддерживает инициативу и самостоятельность детей в осуществлении посильного ухода за растениями и животными. В уголке природы предоставляет детям возможность для самостоятельного ухода за растениями: поли­вать, рыхлить почву, очищать листья от пыли, учитывая особенности растения, правильно размещать их по отношению к свету. Обращает внимание детей на то, что их помощь важна для создания благопри­ятных условий жизни животных и растений. Совместно с детьми ор­ганизует дежурство в уголке природы.

Привлекает детей к активному участию в сезонных видах труда. Вместе с воспитателем дошкольники подкармливают птиц осенью и зимой, собирают для них плоды, ягоды, семена трав; расчищают учас­ток от снега, освобождая место для игр; высаживают семена, лукови­цы, рассаду растений на клумбе, цветнике; прикрывают растения цвет­ника опавшей листвой, чтобы уберечь их от вымерзания. Взрослый вовлекает детей в деятельность по изготовлению кормушек, вместе с детьми постоянно подсыпает в них корм.

Любим природу, радуемся общению с ней. Воспитатель поощряет эмо­циональный отклик детей, проявление внимания, чуткости к природе ближайшего окружения. Создает проблемные ситуации («Что будет, если...», «Как нам быть с бедою этой?», «Как поступили дети?», «Мы дру­зья природе или враги?»), в процессе решения которых дети применяют знакомые правила поведения в природе, прогнозируют элементы собст­венных поступков при общении с природными объектами. Разделяет чувства и эмоции детей по поводу состояния растений и животных: со­чувствует, жалеет или восхищается красотой, радуется, что они здоровы.

Обсуждает с детьми происходящие изменения в природе, побуж­дает их высказываться о том, как чувствуют себя животные в разные сезоны, кому требуется помощь человека, в каком состоянии находят­ся растения в разные сезоны, как им можно помочь.

В процессе наблюдений на прогулках, экскурсиях педагог побуж­дает детей эмоционально откликаться на красоту окружающей приро­ды в разные сезоны. Поддерживает их стремление отражать свои впе­чатления от природы в речевой, продуктивной деятельности.

Предупреждает негативные поступки детей, обсуждая правила пове­дения в природе. В разговоре с детьми подводит их к пониманию того, что любовь к живому — это не стремление скорее взять себе, сорвать цветок, а созерцание красоты окружающего, ощущение запахов приро­ды, восприятие звуков, помощь живому. Поддерживает радость детей, удовольствие от общения с природой, от помощи живому существу, попавшему в беду. Акцентирует внимание детей на собственных чувст­вах («Что мы чувствуем, когда помогли?», «Что мы чувствуем, наблюдая красоту осеннего парка?»). Использует игры-этюды, имитационные игры, побуждает детей высказывать собственные впечатления.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

ü У ребенка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде, старается придерживаться их в своей деятельности.

ü Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг объектов, явлений природы не только ближайшего окруже­ния.

ü Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использова­нию способов познания, осуществления наблюдения, эксперимен­та без поддержки взрослого.

ü С удовольствием, по собственной инициативе, общается с живыми существами, наблюдает за проявлениями их жизни.

ü Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится приме­нять имеющиеся представления в собственной деятельности.

ü Достаточно качественно с незначительной помощью взрослого осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому.

ü Отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рас­сказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

Положительное отношение детей к природе проявляется по-разному.

Для «любознательных» детей характерно активное изучение при­родного мира, увлеченность рассматриванием энциклопедий, экспе­риментированием, выдвижением предположений о причинах природ­ных явлений, рассуждениями о природе, которые отличаются полно­той и развернутостью.

Детей «эстетически воспринимающих мир», отличает отзывчивость на красоту природы, им нравится рассматривать картины, фотографии с изображением природных объектов, рисовать. Они знают много сти­хов и сказок о природе.

Для детей-«практиков» характерно активное включение в трудовую деятельность в природе, их привлекает сам процесс ухода, возмож­ность использовать разные материалы и инструменты. Такие дети с удовольствием и качественно ухаживают за растениями и животными.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.