Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические процессы. 1 страница




План:

1.Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание).

2.Регулирующие психические процессы (воля, эмоции и чувства).

С точки зрения теории интегральной индивидуальности /В.С.Мерлина/ мы будем рассматривать все изучаемые нами индивидуальные свойства как большую иерархическую саморегулируемую систему, названную в науке интегральной индивидуальностью. В соответствии с иерархическим принципом мы будем рассматривать связи и взаимоотношения химических, соматических, нейродинамических, психодинамических, личностных и социально-психологических свойств индивидуальности.

Мы начали рассматривать свойства психодинамического уровня. К нему относятся первичные свойства индивида — темперамент и вторичные свойства индивида - психические процессы. Психические процессы обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся познавательные и регулирующие процессы.

Познавательные процессы: первоначальная картина окружающего
мира складывается у человека благодаря функционированию психических
познавательных процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление.

Регулирующие процессы: эмоциональные и волевые процессы, играющие регулирующую роль психической деятельности. Индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы определяют динамику психической деятельности, играют существенную роль в динамике протекания познавательных процессов, в регуляции психических состояний, в формировании психических свойств, психических образований, социально-психологических явлений и процессов.

2. Сущность ощущений.

Мы приступаем к изучению познавательных процессов, простейшим из которых является ощущение. Процесс ощущения возникает:

- вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями;

- сам процесс этого воздействия назевается - раздражением;

- раздражение, в свою очередь вызывает еще один процесс – возбуждение,

- возбуждение по центростремительным или афферентным нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения.

Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость и многие другие качества, признаки и свойства окружающих предметов и явлений мы познаем благодаря ощущению.

Итак, ощущения - это отражение в сознании человека отдельных свойстрв и качеств из предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Ощущение - это процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Этот уровень обработки информации называется сенсорным». На нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущения.

Ощущения - только первичный материал психического образа, который формируется на уровне
восприятия.
Ощущения отражают основные внешние признаки предметов и явлений:

- цвет, форма, величина, звук, вкус, особенности поверхности;

- состояния внутренних органов: мышечные ощущения, боль и др.

Следовательно, ощущения представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.

Виды ощущений.

Существует множество классификаций ощущений по разным основаниям:

По характеру отражения различают:

1) дис тантные - слуховые, зрительные, обонятельные;

По контакту с раздражителем:

2) контактные - кинестетические, кожные, вкусовые, органические.

 

По расположению рецептора:

3) экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные.

Экстероцептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений

внешней среды; это вкусовые, слуховые, обонятельные, тактильные,

- зрительные ощущения позволяют человеку различать до 180 тонов цвета

и более 10 000 оттенков между ними;

 

- слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать речь других людей, контролировать многие виды работ, наслаждаться музыкой, вызываются действием на слуховой рецептор звуковой волны, различаются по высоте, силе и тембру;

 

- обонятельные ощущения помогают различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи; вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости носа и носоглотки;

 

- вкусовые ощущения определяют качественные особенности принимаемой пищи, разделяются на 4 группы: ощущения сладкого, кислого, горького а соленого. Разные участки языка по разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому - края языка, к горькому - область корня языка.

 

- тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек воспринимает качественные особенности предметов; - их гладкость, шероховатость, а также прикосновение _предмета к телу, место и размер раздражаемого участка;

- температурные ощущения – это ощущения тепла и холода.

Интероцептивные ощущения отражают состояния внутренних органов; это - болевые, органические ощущения:

 

- болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма; интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, может даже привести к возникновениюшокового состояния.

- органические ощущения - наименее осознаваемые ощущения, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы в других внутренних органов.

Проприоцептивные ощущения отражающие движение нашего тела и сигнализирующие о положении различных частей тела; это мышечно-двигательные ощущения, ощущения равновесия и ощущения ускорения.

- мышечно-двигательные ощущения дают человеку информацию о положении тела в пространстве, взаимном расположении всех частей тела, движений всего тела и его частей, сокращении, растяжении и расслаблении мышц;

- ощущения равновесия - обеспечивает вертикальное положение тела с помощью функциональной деятельности вестибулярного аппарата;

- ощущения ускорения отражает развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

 

3АКОНОМЕРНОСТИ ОЩУШЕНИЙ

Возможности наших органов чувств ограничены: мы можем разговаривать на расстоянии 5,10,20 метров, но если наш собеседник удаляется от нас на расстояние 5 км, разговор без применения специальных средств усиления звука станет невозможным. Почему это происходит и от чего это зависит впервые заинтересовало Г.Т.Фехнера. Он предположил, что все стимулы по физической интенсивности можно разделить на те, которые ощущаются, и те которые не ощущаются. В 1860 г опубликовал труд под названием «Элементы психофизики», где он пытался найти ответ на эта вопросы.

Были выделены два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный или разностный.

Абсолютный порог чувствительности разделяют на нижний порог ощущений и верхний порог ощущений.

 

Нижний порог ощущений — та минимальная величина стимула /сила физического раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Все стимулы, которые больше /сильнее, громче, ярче/ этого порога, вызывают ощущения, уменьшив интенсивность раздражителя мы перестаем его ощущать.

Верхний порог ощущений - та минимальная величина раздражителя, сверх которой раздражение перестает ощущаться. Верхний порог иногда называют болевым порогом, потому, что при соответствующих величинах стимулов мы испытываем боль - резь в главах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке.

Абсолютный порог ощущений меняется с возрастом, на величину абсолютного порога может влиять характер деятельности человека /музыкант, художник/, его функциональное состояние / здоровье, настроение/,сила и длительность раздражения.

 

Другая характеристика чувствительности - чувствительность к различению, ее называют разностной. Если мы положим на руку груз весом ЮО граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек заметить не может. Для того, чтобы ощутить прибавку к весу необходимо добавить 3-5 граммов. Вот это минимальное различение между раздражителями, которое дает едва заметное различение ощущений и называется разностным порогом.

Разностный порог ощущений - величина физического различия между стимулами, при которой мы начинаем их различать. Разностный порог изучали французский физик П.Бугер, немецкий ученый Вебер, а позднее другой немецкий ученый Г.Фехнер.

Основной психофизический закон или закон Вебера-Фехнера - отражает характер зависимости силы ощущения от интенсивности воздействия на органы чувств.

восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями/ но - телефону мы можем не слышать всех звуков, но восприятие позволяет нам понять смысл/.

 

0сновные характеристики восприятия:

1/ имеет ярко выраженный характер;

2/ не сводится к совокупности отдельных ощущений, а обобщает их;

3/ во всех видах восприятия участвуют двигательные компоненты;

4. перцептивная система активно приспосабливается к изменившимся

условиям среды;

5/формируется прижизненно; требует обучения и практики;

6/ связано с личностными особенностями субъекта: мотивами, интересами - эмоциями, установками и др.

Физиологическая основа восприятия. Роль движений в восприятии.

Восприятие вызывается действующими одновременно комплексными раздражителями, осуществляется одновременно и согласованно деятельностью нескольких анализаторов и протекает при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

Физиологической основой восприятия являются процессы, происходящие в органах чувств, неверных волокнах и центральной нервной системе. Физиологический механизм восприятия выглядит следующим образом:

1/ под воздействием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в

органах чувств, возникает нервное возбуждение;

2/ возбуждение передается в нейроны-детекторы соответствующих мозговых

центров анализаторов;

3/ одновременное или последовательное возбуждение этих мозговых отделов приводит к образованию временных нервных связей между ними;

4/ временные нервные связи в интегративных зонах коры головного мозга интегрируются в сложные нервные процессы и завершают формирование образов явлений реального мира; поэтому интегративные зоны корн головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами.

Нейроны-детекторы - высокоспециализированные нервные клетки, способные избирательно реагировать на тот или иной раздражитель.

По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образа.

Роль движений в восприятии.

Исследования психофизиологов показывают что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира не являются результатом простого раздражения органов чувств и доведение до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты – ощупывание предмета, движение глаз, проговаривание и т. д.

Зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией; глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта (при рассматривании различных предметов можно зафиксировать многочисленные и очень сложные движения глаз) характер движений зависит от степени осведомленности об объекте, его сложности, значимости.

Слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращенияслухового анализатора к источнику звука; звуковые волны собираются наружной частью органа слуха – наружным ухом и через наружный слуховой проход попадают на барабанную перепонку и здесь - движения, колебания барабанной перепонки.

Осязание – определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов; чтобы опознать предмет при помощи осязания, мы должны его щупать.

 


 


Отличие восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимся через конкретные их свойства.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Избирательность зависит от индивидуальных особенностей человека, его состояния, пола, возраста, личностных особенностей, профессиональной принадлежности.

Предметность восприятия м категориальность восприятия способность человека воспринимать мир не виде набора ощкщений, а в форме отдельных друг от друга предметов – это предметность восприятия. Но каждый предмет, имеет устойчивое обозначение, закрепленное в языке и относится к определенному классу явлений, категорий - это категориальность.

Осмысленность восприятия показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл;(они могут быть вредными и полезными, желанными и нежеланными), благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использование.

Константность восприятия – постоянство восприятия свойств предметов окружающего мира, позволяющего узнавать предметы в различных условиях их предъявления.

Виды константности:

- константный вид величины предмета (независимо от расстояния);

- константный вид формы предмета (независимо от угла наклона);

- константный вид цвета предмета (независимо от освещения);

Константность обусловливается знанием физических свойств предметов и обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

Целостность восприятия выражается в том, что образы отображаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются.

Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта, от содержания психической жизни человека. В сказке Льюиса Кэрролла Алиса оказалась с вопящим свертком в руках, принимаемый ею за грудного младенца. Алисе очень не нравилась его наружность, но обнаружив, что это поросенок она решила, что он очень мил. Наиболее яркое проявление апперцепции это восприятие пения соловья ослом из басни И.А. Крылова:

…Осел, уставясь в землю лбом:

«Изрядно, – говорит, - сказать несложно,

Тебя без скуки слушать можно,

А жаль, что не знаком,

Ты с нашим петухом;

Ещеб ты боле навострился,

Когда бы у него немного поучился».

Сервантес дал яркое описание восприятий Дон Кихота, искаженных апперцепцией.

 

Иллюзии восприятия – неправильное или искаженное восприятие величины,

формы, и удаленности предметов.
Еще Лукреций Кар, римский философ, более двух тысяч лет назад

справедливо писал в своей дидактической поэме «О природе вещей»: «Наши глаза познавать не умеют природу предметов, а поэтому не навязывай им заблужденье рассудка»

Более двух сот лет назад об этом же говорил Кант: «Наши чувства не обманывают нас – не потому, что они всегда правильно судят, а поэтому, сто они вовсе не судят». Однако иллюзии довольно часто встречаются и объясняются они целостностью восприятия.

Например, женщины знают, что в платья с вертикальными линиями они кажутся выше и тоньше, а с горизонтальными - полнее.

Виды восприятия.

Различают следующие виды восприятия:

1/ По модальности ведущего анализатора: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое.

2/ Межмодальные виды восприятия: температурные, вестибулярные и др.

3/ По форме существования материи: восприятие времени, восприятие пространства, восприятие движения.

Восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие формы, объемности и величины предметов воспринимается при помощи зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

- монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, но в очень ограниченных пределах;

- бинокулярное зрение (с помощью двух глаз) позволяет воспринимать глубину и удаленность предметов. Известны два механизма приспособления глаз к рассматриванию предметов на разных расстояниях, связанные с изменением напряжения мышц глаза (аккомодация, конвергенция).

Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Её динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчленность и объективно существующую смену одних явлений другими и связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Повторное его восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 с. путем специальной тренировки в различии микроинтервалов времени.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют др. др. отдельные стимулы совершающегося во времени процесса (например, чередование звуков).

Восприятие ритма - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движения, прежде всего воспринимают его:

- характер (сгибание, рпазгибание);

- форму (прямолинейное);

- амплитуду (размах);

- направление;

- скорость;

- продолжительность;

- ускорение;

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др

Память - это способность живой системы фиксировать факт взаимо­действия со средой /внешней или внутренней/, сохранять результат это­го взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении.

Память по-гречески означает «мнемо», поэтому процессы памяти на­зываются мнемическими. Древние греки считали, что богиня памяти Мнемозина была матерью девяти муз науки и искусства. Эсхил, великий гречес­кий драматург /525—456 годы до нашей эры/, вложил в уста своего героя Прометея слова:

Послушайте, что смертным сделал я:

Число им изобрел

И буквы научил соединять -

Им память дал, мать муз - всего причину.

Итак память - универсальный познавательный психический процесс, состоящий в единстве процессов запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого

Существуют следующие процессы памяти:

Запоминание - запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения. Запомина­ние всегда избирательно, бывает произвольным и непроиз­вольным, опосредованным и непосредственным, механическим и логическим.

Сохранение - удержание в памяти полученных знаний, в течение относительно длительного периода времени. Сохранение бывает кратко­временным и долговременным.

Воспроизведение - актуализация закрепленного ранее содержания психики Забывание - процесс противоположный воспроизведению - невозможность воспроизведения ранее закрепленного в памяти, искажение выпадение информации из памяти.

Все эти мнемичеекие процессы имеют общие закономерности и инди­видуальные особенности.

Индивидуальные различия обнаруживаются:

- в различной скорости запоминания;

- в прочности сохранения;

- в легкости воспроизведения.

Функции памяти:

- образование прошлого индивидуального опыта;

- обеспечение всех уровней познания;

- регуляция поведения и деятельности;

- ориентация человека в пространстве, во времени, в социальной среде;

- обеспечение чувства единства, целостности личности.

Основные характеристики памяти:

- объем;

- быстрота;

- точность;

- длительность;

- готовность.

Объем - это важнейшая интегральная характеристика памяти в целом и

ее отдельных процессов, отражающая качественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации»

Быстрота - способность человека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации достигать определенной скорости ее обработки и использования.

Точность - характеристика памяти, которая показывает способность че­ловека в процессе запечатления, сохранения и воспроизведения информации качественно и продуктивно отражать ее основное содержание.

Длительность - важнейшая характеристика памяти человека в целом и ее

процессов, свидетельствующая о его способности удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.

Готовность - одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствующая о предрасположенности человека и его сознания всегда активно использовать всю запечатленную информацию.

Различают следующие виды памяти:

1. По времени удержания следов: кратковременная и долговременная.

2. По месту и роли в деятельности: постоянная и оперативная.

3. По использованию мнемических средств: непосредственная и опосре-

дованная.

4. По наличию мнемической задачи и волевых усилий: непреднамеренная

(непроизвольная), преднамеренная (произвольная).

5. По содержанию запоминаемого материала: двигательная /моторная/, эмо-

циональная, образная.

6. По степени осмысленности запоминаемого материала: логическая и

механическая.

Кратковременная память - эта запоминание и сохранение информации на короткий срок (20 сек.), после однократного и очень непродолжительного восприятия.

Долговременная память. Длительность удержания мнемических следов неограничен.

Оперативная память - сохранение материала после его запечатления на

время, необходимое для выполнения задачи (расписание поездов…).

Постоянная - генетическая, зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая.

Генетическая - информация хранится в генотипе, передается и воспроиз-

водится по наследству.

Зрительная - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая - запоминание и воспроизведение разнообразных звуков.

Произвольная - определяется сложной целенаправленной умственной де­ятельностью, подчиненной определенной мнемической задачи.

Непроизвольная - запоминание сопровождает другую деятельность и происходит без специальной установки.

Двигательная память - память на движения - запоминание и воспроизве-

дение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная - память на переживания.

Образная - память на образы.

Логическая - запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой инфор-

мации.

Механическая - запоминание информации в той форме, в которой она

воспринимается, часто используется прием заучивания, повторения.

 

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАМЯТИ.

Физиологической основой памяти являются следы бывших ранее нервных

процессов, сохраняющихся в коре больших полушарий головного мозга, в результате пластичности нервной системы. Любой, вызванный внешним раздражением нерв­ный процесс, будь то возбуждение или торможение, не проходит для нервной ткани бесследно, а оставляет в ней след, в виде определенных функциональных изменений, кото­рые облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также их повторное возникновение, при отсутствии вызвавшего их раздражителя.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЛОГИЧЕСКОГО И МЕХАНИЧЕСКОГО ЗАПОМИНАНИЯ.

Запоминание - процесс, обеспечивающий удержание информации в памяти, посредством запоминания осуществляется ввод информации в память, на основе включения вновь поступающих элементов в существующие системы ассоциативных связей.

Память тесно связана с мышлением, а поскольку способность к запоминанию ограничивается возможностями интеллекта, материал для запоминания следует организовать таким образом, чтобы легче его осмыслить, а значит лучше запомнить. В российской психологии результаты широкого изучения мыслительной переработки материала в процессе запоминания впервые представлены А. А. Смирновым в его работе «Процессы мышления при запоминании». Автор выделяет три вида мыслительных процессов при запоминании:

- смысловую группировку - это разбивка текста на части по смысловому признаку,

- смысловые опорные пункты - нечто краткое, сжатое, что служит заме­ной более широкого содержания и выступает в форме заголовков, вопросов, тезисов;

- процессы соотнесения - связь того, что запоминается, с чем-то ранее

известным; новый материал всегда прочно связан с уже известным ранее, поэтому, в результате сопоставления, мы начи­наем лучше понимать, то, что хотим запомнить; чем глубже поняты теории и закономерности, тем связи их с конкретными фактами лучше запоминаются. (Методика)

Человек будет без особого труда запоминать материал за короткий промежуток времени и без особого труда, если он будет знать законы памяти и методы рационального запоминания.

Основные закономерности логического запоминания:

- перевод запоминаемого материала на язык собственных мыслей улучшает запоминание: при воспроизведении осмысленных текстов слова и грам­матические конструкции, особенное ложные, заменяются более, легкими и привычными, но смысл при этом сохраняется, т.к. запоминаются не столько слова и предложения, сколько мысли, которыми они обознача­ются;

- использование прошлого опыта сокращает время запоминания; одну и ту же информацию не приходится усваивать вторично как новую, поэтому работа памяти сокращается за счет использования информации усвоенной в прошлом; поэтому учебная работа должна быть систематичной - не усво­енный предыдущий материал усложняет осмысление и работу памяти.

- объем памяти связан с числом повторении: часто повторяемый материал несет мало информации, за счет чего облегчается работа памяти и лучше запоминается: установка на время запоминания.

- установка на время запоминания - если установка запомнить до экзамена, та наша услужливая память избавится от этой информации;

- тишина и отсутствие лишних раздражителей в помещениях, где происходят занятия, способствуют лучшему запоминанию - работа мозга отвлекается на переработку посторонних раздражителей (ощущение, восприятие, внимание, мышление занимаются шумами вместо работы с информацией);

- важный момент при запоминании - это проявлений активности памяти пересказ текста своими словами даст лучшее запоминание, чем многократное его прочтение;

- забытое из только что прочитанного текста можно вспоминать, напрягая при этом свою память можно в течение 3 минут, если невозможно припомнить забытое в течение трех минут, следует заглянуть в текст; (соблюдение мин. времени для актуализации).

- промежуток между повторениями следует сделать строго определенными: через 15-20 мин., через 8-9 часов, через 24 часа; кроме этого полезно повторить за 15-20 мин до сна, а также утром на свежую голову;

- запоминать следует в соответствующем вашему объему памяти; постепенно повышая объем: слишком большой и очень малый - плохо сказываются на запоминании;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.