Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Острые аффективно-личностные реакции




Острыми аффективно-личностными реакциями обозначаются состояния "крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психическими травмами и кризисными ситуациями". Они также очень кратковременны (от нескольких минут до 1-2 дней). Потребность в естественном сне служит той границей, которая определяет максимальную продолжительность острой аффективной реакции.

Даже в самых выраженных случаях, когда подросток начинает плохо управлять своими поступками и не думает об их последствиях, речь идет не о психотическом уровне расстройств, а о незрелости психики, недостаточной социализации личности и невыработанности волевых задержек.

При сопоставлении острых психотических и непсихотических реакций выявлено следующее. Психотравмирующая ситуация как причина личностных аффективных реакций лишена той массивности, тяжести и драматизма, которые характерны для психотических реакций. Она, скорее субъективно, значима. Соотношение силы психогенных травм и выраженности особенностей личности подростков резко смещено в сторону последней (утрированное самолюбие, эгоцентризм, обидчивость, ранимость, заниженная самооценка, максимализм в оценках, требованиях, претенциозность и пр.). Большое значение в особенностях реагирования у таких подростков имеют последствия неправильного воспитания и запоздалая социализация личности в виде педагогической запущенности.

Выделяют четыре типа острых аффективных реакций в подростковом возрасте: агрессивные, аутоагрессивные, импунитивные и демонстративные.

Агрессивные реакции проявляются нападением на обидчика или "вымещением" злобы на случайных лицах. Суть реакции состоит в разрядке аффекта. Развиваются чаще у подростков с повышенной возбудимостью.

Аутоагрессивные реакции чаще, чем предыдущие, становятся предметом наблюдения психиатра. Проявляются нанесением самоповреждений или суицидальными попытками, покушениями на самоубийство. Все действия - лишь путь к разрядке аффекта. К подобной разрядке склонны чаще всего эпилептоидные подростки, но встречается она и при лабильной, и при циклоидной, и при конформной, и при неустойчивой акцентуациях. Суицидальные попытки при острых аутоагрессивных реакциях у подростков составляют особый вид суицидального поведения.

При импунитивных аффективных реакциях аффект разряжается не агрессией, а путем бегства из психотравмирующей ситуации. Проявляется, как правило, побегом из дома или из школы, интерната. Подобные побеги не готовятся заранее, совершаются обычно в одиночку. Импунитивные реакции чаще встречаются при лабильной, сензитивной и неустойчивой акцентуациях.

Демонстративные реакции - наиболее часто наблюдаемый тип острых аффективных реакций у подростков. В основе их лежит крайнее аффективное напряжение, вызванное обидой, перспектива оказаться в глазах окружающих униженным, отвергнутым. На фоне аффекта совершается ряд поступков и действий, направленных на то, чтобы обратить на себя внимание, пробудить сочувствие, жалость, избавиться от неприятностей. Это обычно выражается демонстративными попытками самоубийства, как правило, ярко расцвеченными и подготовленными (прием неядовитых лекарств с разбрасыванием оставшихся таблеток, оставление записок с душераздирающим содержанием и пр.). Такие реакции чаще всего развиваются у подростков с истерическими особенностями личности.

Подострые психогенные расстройства - реактивные состояния

В отличие от острых аффективно-шоковых реакций, подострые психогенные расстройства развиваются в ответ на более продолжительное травматизирование. При этом травма чаще всего носит характер фрустрирующей жизненной ситуации, жизненного события, которое субъективно кажется непреодолимым.

В силу того что такая ситуация возникает неожиданно, внезапно, она вначале воспринимается как острое психогенное воздействие, хотя по своей сути, как правило, оказывается продолжительной (смерть родителя, развод родителей, привлечение к уголовной ответственности).

В части случаев жизненные травмирующие события сочетаются с депривацией и психосоциальным стрессом (помещение в закрытое учреждение, резкое изменение условий жизни и резкое ухудшение финансовых возможностей в семье, исчезновение лиц, с которыми были тесные эмоциональные контакты). Возникновение реактивного состояния возможно только в том случае, если психогенная травма осознается, перерабатывается сознанием и становится доминирующим переживанием (появление так называемой патодинамической структуры, основное место в которой занимают аффективно насыщенные мысли о травмирующей ситуации).

В подростковом возрасте вновь, как и в младшем детском возрасте, включая второй возрастной криз (в 6-7 лет), нарастает частота вегетативных нарушений, причем сосудистый компонент выражен отчетливо (головокружение, обморочные состояния, головные боли, тахикардия, боли в сердце, преходящая гипертензия, сосудисто-вегетативные кризы). Это связано с самой сущностью пубертатной фазы созревания. Характерно также усиление моторной расторможенности (большое количество движений, угловатость, гримасничанье), что проявляется в психогенных реакциях тиками, гиперкинезами, нарастают случаи расстройств влечений, исчезает склонность к генерализации страхов, к энурезу, резко уменьшаются психогенный мутизм, заикание, психогенная рвота. В этом возрасте снижается темп успеваемости, резко нарастают нарушения поведения, соматопсихическая астения. Все это находит отражение в клинике психогенных расстройств, основной формой которых является подавленность, тоска и мысли о смерти. Усиление соматовегетативных проявлений определяет частоту депрессивно-ипохондрических состояний в подростковом возрасте.

Здесь следует повториться, что даже самая тяжелая травма в форме жизненной ситуации необязательно вызывает психогенные расстройства; большое, а иногда и решающее значение имеют особенности личности, характер "патологической почвы", возраст, особенности психического развития, повторность травматизирования.

В целом, подострые реактивные состояния обратимы, то есть могут проходить под влиянием лечения, а в легких случаях даже самостоятельно после прекращения действия психотравмы (К. Ясперс).

По тяжести клинических проявлений подострые реактивные состояния могут быть непсихотическими (оставаться на невротическом уровне) или достигать степени психоза. В детском и подростковом возрасте психотический характер реактивного состояния встречается редко, так что возникновение психоза заставляет заподозрить наличие другого, более тяжелого психического заболевания. В зависимости от ведущего психопатологического синдрома различают разные варианты подострых реактивных состояний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.