Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сочетание экспрессивных признаков некоторых психических процессов




Эмоции Голова Лицо Руки Корпус Ноги Комплексные реакции
Брови Глаза Рот
Радость Отклонена назад Приподнимание бровей, сглаживание поперечных складок на лбу Сужение глазных щелей, радиальные складки у наружного угла Углы приподняты Подвижны, хватание за бока и т.п. Отклонен назад Ступни развернуты Моторное возбуждение
Внимание непроизвольное Прямая или наклонена к объекту Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу Расширение глазных щелей; взгляд не фиксирован Приоткрыт
Внимание произвольное Прямая или наклонена вбок, иногда вперед Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними Сужение глазных щелей; взгляд фиксирован Поперечно растянут Иногда моделируют объект внимания Наклонен к объекту внимания или от него __ Заторможенность, неподвижность: части тела копируют объект внимания
Удивление Неподвижна Приподнимание бровей; поперечные складки на лбу Расширение глазных щелей, взор на объект Приоткрыт Неподвижны, иногда пассивно свисают Неподвижен или устремлен вперед Согнуты в коленях Гипотония мускулатуры
Безразличие Брови занимают горизонтальное положение Веки полуопущены; взгляд в сторону __ Опущены, вялые, малоподвижные «Сломан», «вдавлен» в бедра Ступни стоят произвольно: шарканье при ходьбе Гипотония мускулатуры; наличие «двигательных шумов»
Презрение Закинута назад Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови; поперечная складка на лбу Веки иногда опущены: глаза смотрят вниз Нижняя губа опущена __ Напряжен и «снят с бедер» Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты __
Печаль и горе Опущена; при сидении опирается на руку Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу Веки опущены, нижнее веко может быть поднято; взгляд пассивен Уголки опущены; центр нижней губы приподнят Малоподвижны; при сидении могут быть опорой для головы Расслаблен, ищет опоры, линия спины сломана: сутулость Расслаблены; ступни свернуты Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности
Гнев Прямая Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу Расширение глазных щелей; быстрые движения глазных яблок Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь Размахивают; кисти сжаты в кулак. Дрожание Наклонен вперед Топанье ногами Наличие разрушительной тенденции
Страх Опущена, иногда отвернута или откинута назад Сближение и приподнимание бровей и продольно-поперечная складка на лбу Расширение глазных щелей, напряжение нижнего века Закрыт или приоткрыт. Поперечно растянут при активных формах страха Прижаты к груди или закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. Дрожание Расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен; сутулость Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание; иногда стремление съежиться
Боль Неподвижна Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу Сужение глазных щелей Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята Отдергиваются от источника боли Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней боли (для успокоения) Отдергивание от источника боли. Иногда — угловатые позы со свернутыми носками Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения

Инструкция испытуемому: «Вам будут предъявлены несколько фотографий, где изображен человек в разных эмоциональных состояниях. Ваша задача заключается в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, оценить интенсивность проявления каждого из признаков. Если признак едва проявляется, то оценивайте его единицей, а если проявляется отчетливо — то двойкой».

Оценка фотографий:

1. Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную интенсивность проявления признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждой из предъявленных фотографий.

2. Построить гистограммы и профили эмоций. Для этого на ось абсцисс надо нанести названия опорных элементов и на ось ординат в одном случае количество выделенных признаков, а в другом — их интенсивность.

3. Анализируя результаты выполнения задания, необходимо сравнить профили эмоций по материалам фотографий и выделить наиболее и наименее информативные признаки. Сравните между собой профили полярных эмоций. Обратите внимание на то, что сходные эмоции имеют близкие профили. Сравните суммарную интенсивность и частоту проявления экспрессивных признаков всех опорных элементов у человека в разных эмоциональных состояниях — общую эмоциональность, чувствительность к эмоциогенным ситуациям. В выводах необходимо указать, что каждая эмоция имеет свой паттерн.

ПРИМЕР ОЦЕНКИ:

Номер фото и эмоциональное состояние сфотографированного человека Опорный элемент Выделенные для опорного элемента признаки Интенсивность проявления
название количество отдельного признака суммарно для опорного элемента
1. Гнев. 1.1.Выражение лица Брови сдвинуты к переносице            
Глаза расширены    
Рот напряжён и раскрыт    
Челюсть выдвинута вперёд    
1.2. Корпус Наклонен вперёд      

Пример 2.

Методика Н. П. Фетискина «Оценка эмоциональности - монотонности преподавателя»

Цель методики – освоить процедуру экспертной оценки мимических, пантомимических, вербальных и других характеристик человека в процессе его практической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.