Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край




 

Эффективным средством для решения проблемы проектирования культурно-познавательного тура является метод моделирования, который успешно применяется в различных областях науки, производства, техники, образования и так далее.

Под моделированием понимается теоретический метод научного познания, который характеризуется как воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов, называющийся моделью первого, находится в определенном объективном соответствии с познаваемым объектом, способен замещать его на определенных этапах познания и дает при его исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте [29, с. 107].

В науке нет единого определения понятия модели. Определение модели по В. А. Штоффу содержит четыре признака: модель – это мысленно представленная или материально реализуемая система; она отражает объект исследования; она способна замещать объект; ее изучение дает новую информацию об объекте. С точки зрения В. А. Сластенина, при моделировании прибегают к изучению и разработке вспомогательной искусственной или естественной системы: а) находящейся в некотором объективном соответствии с предметом познания; б) способной замещать его в определенных отношениях; в) дающей, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте [30, с. 178].

По мнению Л. М. Фридмана, моделью некоторого объекта А (оригинала) называется объект В, выбранный или построенный субъектом К, по крайней мере, для одной из следующих целей:

- замена А в некотором мысленном (воображаемом) или реальном действии (процессе), считая, что В более удобно для этого действия в данных условиях (модель замещения);

- создание представления об объекте А (реально существующем или воображаемом) с помощью объекта В (модель представления);

- истолкование объекта А в виде объекта В (модель- интерпретация) [31, с. 145].

В нашем исследовании под моделью мы будем понимать «самостоятельный объект, находящийся в определенном соответствии (но не тождественный) с познаваемым объектом, способный замещать последний в некоторых отношениях и дающий при исследовании определенную информацию, которая переносится по определенным правилам соответствия на моделируемый объект» [32, с. 210]. Использование модели позволяет нам сохранить представление об изучаемом предмете как о целостном явлении и облегчает проникновение в его сущность.

Модель процесса проектирования культурно-познавательного тура мы рассматриваем в качестве образца, примера, конструкции, которая выражает и отображает определенные концептуальные связи частей целого и тем самым служит основанием для организации процесса проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край.

Под моделью проектирования культурно-познавательного тура мы понимаем систему элементов, воспроизводящую стороны, связи, функции процесса проектирования культурно-познавательного тура в конкретном туристском регионе.

Для решения проблемы проектирования культурно-познавательного тура – создания модели – нами были выбраны следующие подходы: аксиологический (ценностный, определяющий параметры значимости туристско-рекреационных ресурсов региона), исторический (определяющий характер и методику разработки информационного сопровождения и наполнения программы туристского обслуживания), культурологический (определяющий ценности культурного потенциала региона и формы организации культурно-досуговой деятельности туристов), деятельностный (определяющий виды профессионально-ориентированной деятельности туристов, поскольку тур разрабатывается для студентов туристских специальностей Уральского государственного университета физической культуры).

Подход – направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Методологической основой проектирования культурно-познавательного тура являются системный, комплексный и интегрированный подход, которые выступают в данной модели как принципы технологического процесса. Принцип – в теоретической философии то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов.

Значение системного подхода для педагогических исследований показали Т. И. Ильина [33], Ю. А. Конаржевский [34], В. А. Сластенин [35] и другие.

Системный подход как общенаучный метод познания к изучению педагогических явлений означает, что необходимо учитывать все факторы, влияющие на изучение данных явлений, то есть рассматривать их в системе. Системный подход к формированию профессионально значимых коммуникативных умений у будущих работников сферы сервиса в рамках личностно ориентированной образовательной парадигмы позволяет нам выявить роль каждого из компонентов системы.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос – половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Деятельностный подход позволяет изучать коммуникативные процессы в логике целостного рассмотрения всех основных компонентов профессиональной деятельности (ее целей, мотивов, действий, анализа результатов), при этом в процессе проектирования культурно-познавательного тура разработчик осуществляет целеполагание профессиональной деятельности, организует общение в социокультурной и профессионально-деятельностной среде, самостоятельно анализирует ресурсный потенциал, оценивает результаты своих действий.

В процессе проектирования культурно-познавательного тура происходит формирование программы туристского обслуживания, что способствует формированию профессионально-практических навыков и умений будущих специалистов туриндустрии.

Формирование – сложный интегрированный процесс взаимодействия будущего работника туриндустрии с туристской средой, результатом которого становится некое новообразование. В нашем случае – туристский продукт (культурно-познавательный тур).

Понятие «формирование» не нашло в современной литературе единого толкования. В самом общем смысле «формирование – это «придание какой-либо формы, законченности» [36, с. 78]. В педагогической литературе понятие «формирование» употребляется в нескольких значениях. Формирование как «результат развития» понимается в том случае, когда речь идет о сформированности знаний и умений человека в соответствии с его возрастом; одно из значений формирования – «организаторская деятельность педагога в процессе воспитания, образования, обучения учащихся»; в большинстве случаев понятие «формирование» идентифицируют с понятием «развития» [37, с. 86].

В психологии процесс формирования неизбежно связывают с приобретением профессионально важных знаний, навыков, качеств.

Формирование – процесс целенаправленный: «формирование связано с такими изменениями в человеке, которые идут целенаправленно, достигая определенных пределов» [38].

В результате анализа имеющихся в литературе определений понятия «формирование» мы пришли к выводу, что, несмотря на отсутствие единогласия в определении, формирование программы тура всегда представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия разработчика с социокультурной средой, на который влияют различные факторы: геополитические, социально-экономические, экологические, собственная активность, профессионализм, компетентность и другое, в результате которого появляется некое качество, новообразование, которое становится достоянием туристского рынка региона.

Таким образом, в соответствии с социальным заказом государства и общества, выраженным в законе РФ «О туристской деятельности», на основе аксиологического, листорического, культурологического и деятельностного подходов нами разработана структурно-функциональная модель процесса проектирования культурно-познавательного тура, который призван обеспечить получение новых знаний об истории и культуре региона через вскрытие деятельностной природы передаваемых знаний, интеграцию исторического опыта, культурного наследия и усвоения исторический и культурных знаний и умений (рисунок 1.1).

 

 

 


Рисунок 1.1 – Модель проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край


В научной литературе существует несколько классификаций моделей. Основываясь на работах Л. М. Фридмана [39], В. А. Штоффа [40] и других, составим характеристику созданной нами модели процесса проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край:

- по способу реализации целей нашего исследования создаваемая нами модель отвечает созданию идеальной модели (вид – представление, подвид – описательная);

- ввиду того, что предметом нашего исследования является процесс разработки культурно-познавательного тура в Пермский край, то необходимо исследовать и его структуру, и его функции. Мы остановили свой выбор на структурно-функциональной модели, так как отношение структуры к функции имеет более однозначный характер, нежели функции к структуре.

Разработанная нами структурно-функцио­наль­ная модель проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край является образованием:

- целостным, так как результат действия многих факторов не равен их алгебраической сумме;

- открытым, так как влиянию среды подвержен каждый элемент модели: с од­ной стороны, модель сама испытывает влияние социокультурной и туристской среды, с другой – оказы­вает влияние на нее, организуя ее в соответствии с целью;

- искусственным, так как спроектирована исследователем;

- динамичным, так как представляет модель процесса.

Модель процесса проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край отражает взаимодействие структурных и функциональных компонентов.

Структурные компоненты предлагаемой модели раскрывают внутреннюю организацию процесса проектирования культурно-познавательного тура и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса. Функциональные компоненты представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, то есть способ организации работы, функции модели, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование турпродукта как системы.

Исходя из логики нашего исследования, в качестве первого структурного компонента мы выделяем целевой блок, включающий в себя определение цели и конкретных задач реализации процесса проектирования культурно-познавательного тура.

Ю. А. Конаржевский отмечает, что «цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения и является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности» [41, с. 98].

Цель осуществления процесса проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край определяется социальным заказом государства и общества, проводником которых является высшее учебное заведение и субъекты образовательного процесса – преподаватели и студенты и заключается в формировании туристского продукта в условиях квазипрофессиональной деятельности студента, выступающего в роли разработчика турпродукта.

Как известно, цель конкретизируется в задачах, содержание которых мы определили на основе культурологического, исторического, аксиологического и деятельностного подходов:

- формирование у туристов знаний об истории и культуре региона;

- формирование профессиональной направленности личности, определение личностной позиции по отношению к степени развитости туристких ресурсов региона;

- формирование потребности к самосовершенствованию и профессиональному росту, получению навыков анализа профессионально-значимой информации.

В соответствии с вышеназванными задачами мы определили содержательный компонент реализации процесса проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край.

Содержательно-технологический блок представлен туристско-рекреационными ресурсами и формами и средствами их изучения и освоения (таблица 1.2).

 

Таблица 1.2 – Содержательно-технологический блок

 

Содержательно-технологический блок
Туристско-рекреационные ресурсы; историко-культурное наследие региона Формы и средства
Культурно-исторические центры: Кунгур, Белая гора, Пермь, Очер, Чердынь, Ныроб, Соликамск, Усолье Путевая информация, презентации: «Чердынь», «Пермь», «Кунгур», «Соликамск», «Усолье», «Очер»
Историко-культурное наследие рода Строгановых: Усолье, Очер, Пермь, Соликамск Видеофильм: «Усолье Строгановых», презентация: «Династия Строгановых»
Религиозные центры: Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь (Белая гора), Воскресенский собор (Чердынь), Иоанно-Богословская церковь (Чердынь), Тихвинская церковь (Кунгур), Богоявленская церковь (Соликамск), Спасо-Преображенский собор (Пермь), часовня Параскевы Пятницы (Усолье), Никольская церковь (Ныроб) Презентация: Белая гора
Пермский звериный стиль, народные промыслы Видеофильм: «Поэма о камне», «Лавка мастеров» (Соликамск)
Романовы Презентация: «Ныробский узник»
Купечество Презентация: «Кунгур купеческий»
История Пермского края Краевой музей им.Мешкова (Пермь), Усадьба Голициных (Усолье), видеофильм: «Хребет России», Дом Воеводы (Соликамск), музей Нецветаева (Очер), Парк Пермского периода
Памятники природы: Кунгурская ледяная пещера (Кунгур) Экскурсии
Организация культурно-досуговой деятельности Анимационная программа: музейная анимация в интерьере, гостиничная анимация к 10-летию гостиницы «Северный Урал»

 

При построении организационно-технологического компонента мы исходили из интеграции разнообразных по содержанию методов и форм организации взаимодействия с поставщиками услуг и потребителями проектируемого туристского продукта, эффективное сочетание которых на определенном этапе реализуется при доминировании тех или иных форм при реализации процесса проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край (таблица 1.3).

 

Таблица 1.3 – Организационно-технологический блок

 

Организационно-технологический блок
Организация питания ТК «Сталагмит (Кунгур); кафе «Подгорное» (Белая гора); столовая «Людмила» (Очер); кафе «Кэт» (Полазна); кафе «Метелица» (Чердынь); кафе «Солнечный дворик» (Соликамск).
Организация размещения ТК «Сталагмит» (Кунгур); ООО «Гостиница «Северный Урал» (Чердынь).
Транспортное обслуживание ИП «Чистяков С. Г.» (Челябинск).
Обеспечение безопасности ООО «Первая Страховая компания».
Документационное обеспечение Приказы, финансовые документы, договор с поставщиками услуг, заверенные списки студентов, заявки на оказание услуг.
Работа с потребителями услуг Комплектование группы, работа на маршруте.
Работа с поставщиками услуг Заявки, финансовые документы.
Отчет по туру  

 

Результативный компонент (характеризуются сформированностью знаний по истории и культуре региона, навыков аналитической деятельности, выполнения функциональных обязанностей).

В качестве конкретной цели, однозначно определяющей результат, мы рассматриваем сформированное представление об историко-культурном наследии региона, туристской инфраструктуре как потенциале развития регионального туризма. В качестве основных параметров результата культурно-познавательного тура можно выделить: представление об исторической и культурной ценности региона, профессиональное самосовершенствование, мотивацию туристской деятельности, познавательный и функционально-процессуальный компоненты. При этом результативный компонент выступает, как личностное образование, представляющее собой единство статической подструктуры, характеризующей сформированность историко-культурных знаний с содержательной стороны, и динамической, отражающей процесс освоения историко-культурных знаний и при формировании ценностного отношения к туристским ресурсам региона.

Его определение является важным моментом в проектировании модели, поскольку он выступает по отношению к остальным компонентам в качестве заключительного этапа, в результате которого подводится итог осуществляемой деятельности. Кроме этого, результативный компонент служит определяющим фактором содержательной разработки ее компонентов, определения связей развития и порождения, четкого понимания терминальной точки проектируемой нами модели – результата, к которому мы стремимся.

Достижение конечного состояния, то есть результата (положительного полюса притяжения системы) связано с реализацией триады: цель – организация (в нашем случае – реализация модели проектирования культурно-познавательного тура) – функция (достижение результата, отвечающего проекту «потребного» будущего). В этой триаде понятие «организация» предполагает разработку модели системы, включающей структурогенез и становление ее нового целевого функционирования.

Разработанная модель проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край имеет структурную организацию, задается содержанием структурно-функционального инварианта разработанной системы и морфологически представлена в пяти подструктурах: целевой, методологической, содержательно-технологической, организационно-технологической, результативной (таблица 1.4).

 

Таблица 1.4 – Результативный блок

 

РЕЗУЛЬТАТ Реализация культурно-познавательного тура, формирование навыков организационно-управленческой, технологической (сервисной) деятельности

 

Структура результативного компонента представляет собой единство блоков знаний, формируемых в процессе участия в культурно-познавательном туре в Пермский край, предполагающее интеграцию теоретических, организационно-управленческих и технологических навыков, необходимых будущему специалисту для осуществления профессиональной деятельности в сфере туриндустрии, а также с целью реализации результатов проектирования. Степень развития данного компонента отражает теоретическую готовность будущих специалистов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях туристского региона.

Таким образом, в научной литературе существуют различные классификации моделей представления системных объектов. Чаще всего в качестве оснований для классификации берется вид языка, на котором модель формулируется. Естественный язык позволяет построить содержательные модели описательного, объяснительного, логико-семантического, структурно-функционального, причинно-следственного типа. Формальные модели (математические, компьютерные и так далее) воплощаются с помощью одного или нескольких формальных языков (математических теорий, языков программирования и так далее). Если в естественнонаучной среде модели систем нередко считают только математическими, то в гуманитарной сфере чаще используются содержательные модели. В нашем исследовании представлена модель структурно-содержательного типа.

 

Выводы по первой главе

Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию – и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющее животное существо ориентироваться в окружающей среде. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающей среды.

Культурно-познавательный туризм – туристское путешествие, проводимое с целью ознакомления с культурно-историческими, археологическими достопримечательностями, посещением музеев, театров, фестивалей, спортивных соревнований и других развлекательных мероприятий.

Культурно-исторические центры Пермского края – исторические места, а также специализированные учреждения (музеи, галереи) и объекты культовой архитектуры. Крупнейший музейный комплекс региона – Пермский областной краеведческий музей. Заметную роль на региональном туристском рынке играет Соликамский краеведческий музей, такие тематический музеи как музей политических репрессий «Пермь-36», музей истории реки Чусовой, музей карста и спелеологии в Кунгуре. Визитной карточкой является Кунгурская ледяная пещера. Главный паломнический центр – монастырский комплекс на Белой горе.

При проектировании культурно-познавательного тура в Пермский край был использован метод моделирования. Под моделированием понимается теоретический метод научного познания, который характеризуется как воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения.

Была создана модель проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край. Разработанная модель проектирования культурно-познавательного тура в Пермский край имеет структурную организацию, задается содержанием структурно-функционального инварианта разработанной системы и морфологически представлена в пяти подструктурах: целевой, методологической, содержательно-технологической, организационно-технологической, результативной.


Затекстовые ссылки

1 Словарь терминов по антикризисному управлению / Г. Б. Юн, Г. К. Таль, В. В. Григорьев– М.: Дело, 2003. – 448c.

2 Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма: учебное пособие / Н. И. Кабушкин. – Мн: [б.и.], 2001. – 644 с.

3 Dictionary of travel, tourism and hospitality / S. Medlic. – Oxford: Butterworth-Heinemann, 2003. – 283 p.

4 Смит, М. Туризм, культура, рекреация. – Будапешт, 2006. – 180 с.

5 Философия: учебник / под редакцией профессора О. А. Митрошенкова. – М.: Гарадарики, 2002. – 655 с.

6 Кирхнер, Ф. История философии с древнейшего до настоящего времени. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2005. – 225 с.

7 Там же.

8 История философии: учебник для ВУЗов / под редакцией В. В. Васильева, А. А. Кротова, Д. В. Бугая. – М.: Академический проект, 2005. – 680 с.

9 Там же.

10 Философия: учебник / под редакцией профессора О. А. Митрошенкова, 2002.

11 Словарь терминов по антикризисному управлению, 2003.

12 Александрова, А. Ю. Познавательный туризм: учебник / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 267 с.

13 Вавилова, Е. В. Основы познавательного туризма. – М.: Гардарики, 2007. – 304 с.

14 Там же.

15 Там же.

16 Александрова, А. Ю. Познавательный туризм, 2007.

17 Там же.

18 Там же.

19 Моськин, Р. В. Историко-культурное наследие как фактор возрождения сельской местности России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rgo.msk.ru/communissions/historical/2007.04.13.html

20 Там же.

21 Там же.

22 Третьякова, Т. Н. Историко-культурное наследие региона: учебное пособие. В 2 ч. / Т. Н. Третьякова, С. В. Федорова, М. С. Локтева. – Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2007. – Ч.1. – 392 с.

23 Третьякова, Т. Н. Историко-культурное наследие региона: учебное пособие. В 2 ч. / Т. Н. Третьякова, С. В. Федорова, М. С. Локтева. – Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2007. – Ч.2. – 496 с.

24 Третьякова, Т. Н. Краеведение в региональном туризме Часть 2: учебное пособие – Челябинск: ФГОУ ВПО УралГУФК, 2010. – 400 с.

25 Чагин, Г. Н. Города Перми Великой: Чердынь и Соликамск. – Пермь: Книжный мир, 2004. – 251 с.

26 Пермский край. Путеводитель / под редакцией О. Б. Андрияшкина. – Пермь: Агентство «Стиль-МГ», 2006. – 1360 с.

27 Официальный туристический сайт Пермского края [Электронный ресурс]: база данных содержит информацию об истории Пермского края, природных ресурсах, историко-культурному наследию. – Режим доступа: http//www.visitperm.ru/.

28 Энциклопедия Пермского края [Электронный ресурс]: база данных содержит информацию об истории края, известных людях, описание историко-культурных объектов. – Режим доступа: http://enc.permkultura.ru/.

29 Музеи России [Электронный ресурс]: Информация о музейных фондах. – Режим доступа: http://museum.ru/.

30 Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений, 1996.

31 Филосовский словарь / под редакцией И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 559 с.

32 Штофф, В. А. Моделирование и философия. – М.: Наука, 1966. – 301 с.

33 Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.: Знание, 1984. – 80 с.

34 Моделирование как метод научного познания: гносеологический анализ / Б. А. Глинский. – М.: Издательство Москва ун-та, 1995. – 248 с.

35 Ильина, Т. А. Структурно-системный подход к организации обучения. – М.: Знание, 1972. – Вып. I. – 34 с.; Вып. II. – 79 с.

36 Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса управления школой. – М.: Педагогика, 1986. – 143 с.

37 Сластенин, В. А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. – М.: МГПИ, 1980. – 183 с.

38 Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений, 1996.

39 Сластенин, В. А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования, 1980.

40 Там же.

41 Фридман, Л. М. Наглядность и моделирование в обучении, 1984.

42 Штофф, В. А. Моделирование и философия, 1966.

43 Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса управления школой, 1986.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 2761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.