Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как символическое выражение прошлых и будущих тайн развития человека 16 страница




Какой медик ни высмеет того, кто станет ему сегодня говорить о целительной силе Лурдского источника? С другой стороны, какой медик не сочтет для некоторых людей самым рациональным поехать в Висбаден или Карлсбад? Я знаю, что говорю нечто страшно еретическое; я не являюсь представителем ни жреческого принципа, ни медицины; однако, придет время, когда непредвзято будут судить о них обоих. И если бы сегодня существовала истинная медицина, то к тем вещам, которые предписывает врач, относилась бы и вера в целительную силу. Тогда он на том же основании посылал бы пациентов в Лурд, как он посылает их в Карлсбад. Назовите это как хотите — величайшим благочестием или грубейшим суеверием, — в конце концов, это одно и то же.

То, что лежит в основе понятого таким образом жреческого принципа, мы можем обозначить как недохождение до основ вещей, как принятие их такими, какими они предлагаются откуда-либо в мире, и удовлетворение тем, что дается таким образом. Символ того, с чем человек ничего не может поделать, собственный образ того, что человеку в истинном смысле даруется, взят из половой жизни. Тут человек является продуктивным. Однако то, что выражается в этой силе продуктивности, не имеет никакого отношения к человеческому искусству, к человеческому знанию и человеческим умениям. Тут исключено то, что выражается в трех столпах "королевского искусства". И если некоторые масоны для этого употребляют половые символы, то этим они хотят сказать: в этом проявляется человеческая природа — не такая, какой ее сделал человек, а такая, какой она была дана богами. Это находит выражение в Авеле, в охотнике и пастухе, который приносит в жертву животное, жертвенного агнца, то есть то, для производства чего он сам не сделал ничего, что возникло без его участия.

Что же приносит в жертву Каин? Он приносит в жертву то, что выработал он сам, что он получил как плоды земли, которую он обработал. Он жертвует то, для чего нужны были человеческое искусство, знание и мудрость; что надо было суметь обозреть, понять, сделать самому; что в духовном смысле основывается на свободе, самоопределении человека. Это человек должен купить себе через вину, убив сначала то, что даровано природой или божественными силами, — так, как Каин убил Авеля.

Дорога к свободе идет через вину. Все, что вносится в мир и в чем человек может быть деятельным, самое большее, своим участием; все, что даруется божественными силами, что находится тут без его неутомимой работы, — все это дано нам, прежде всего, в царствах природы, над которыми мы не имеем никакой власти, в тех царствах природы, чьи силы не поддаются человеческому сотрудничеству: в растительном, животном и человеческом царствах, — поскольку в этих царствах дело идет о физическом воспроизводстве. Вся сила продолжения рода в этих царствах нам дарована природой. В той мере, в которой мы употребляем живое, насколько мы берем, как свое местожительство, мир, построенный из живого, мы жертвуем данным нам жертвенным животным, как Авель жертвовал данным ему жертвенным животным.

Символом этих трех царств является крест. Нижняя балка символизирует растительное царство, средняя, поперечная балка — животное царство, а верхняя — человеческое царство.

Растение погружено своим корнем в почву и, расцветая, направляет вверх то, что человек имеет направленным вниз. То, что проявляется в цветке, является сексуальным, половым в растении. Направленная вниз часть, корень, — это погруженная в землю голова растения. Животное является полуповернутым растением и держит позвоночник горизонтально по отношению к земле. Человек же является полностью перевернутым растением, так что нижнее у него направлено вверх.

Это воззрение лежит в основе всех мистерий креста. И когда теософия показывает нам, как должен человек проходить в течение своего развития через растительное, животное и человеческое царства, то это то же самое, что Платон выражает в прекрасных словах: мировая душа пригвождена ко кресту мирового тела. — Человеческая душа является искрой мировой души, и человек, как физический человек, является одновременно растением, животным и физическим человеком. Расщепившись на отдельные искры человеческих душ, мировая душа некоторым образом была пригвождена к мировому кресту, к тому, что приходит к выражению в трех царствах — растительном, животном и человеческом. В этих царствах действуют силы, над которыми человек не властен. Если он хочет стать мастером, то он должен сделать своим собственнейшим новое царство, которое не выражено в кресте.

Когда я говорю об этом, то меня часто спрашивают: а где же минеральное царство? — Минеральное царство не символизировано в кресте. Ибо это то царство, в котором человек уже сегодня может проявить себя в светлой ясности, где он может применять к неорганическому, минеральному царству искусство веса и счета, геометрии и арифметики, в общем, все те вещи, которые относятся к неорганической природе.

Когда перед вами храм, то его воздвиг человек при помощи линейки, циркуля, треугольника, отвеса и ватерпаса и, наконец, посредством мыслей, которые неорганическая природа дала архитектору в геометрии и механике. И когда вы рассмотрите весь храм, то найдете, что этот храм в своей неживой части изошел из человеческой свободы и головной работы. Этого вы не можете, однако, сказать о растении или о животном, когда они подвергаются человеческой заботе.

Итак, вы видите, что до сегодняшнего дня все, что человек изготовляет, где он может быть мастером, является царством неживого. И все, что человек из неживого царства переводит в гармонию и порядок, является символом его королевского искусства на Земле. То, что он своим королевским искусством вносит в этот минеральный мир, сначала было излиянием и воплощением божественной мудрости. Вернитесь во времена древних халдеев, древних египтян, когда строили не просто на основе рассудка, но все пронизывали высокими ощущениями, — тогда овладение неорганической природой воспринимали как королевское искусство. И поэтому это овладение природой тогда называли "свободным каменщичеством". Может быть сначала это кажется фантазией, но это нечто большее.

Представьте себе тот момент нашего земного развития, когда еще ни один человек не приложил руку к оформлению неорганической природы, когда весь земной шар был предоставлен человеку таким, каким он произошел из природы. И что случилось затем? Посмотрите на строительство египетских пирамид, как кладется там камень на камень посредством человеческой работы. Человеческое мышление претворило в новые формы то, что было создано природой. Так преобразовала Землю человеческая мудрость. Это ощущали как собственную миссию свободного, строющего человека на Земле. С помощью разнообразнейших орудий, начиная с древнейших времен и до нашего времени, когда человеческая сила без механических посредников может действовать в отдаленнейших далях, люди своими силами вызвали постепенное преобразование минерального на основе человеческой мудрости.

Несколько позже появляется второй столп: столп красоты, искусства. Посредством искусства человеческий дух изливается в неживое вещество, благодаря чему опять-таки происходит одушевление находящегося в природе неживого. Попытайтесь себе представить, как постепенно мудрость в искусстве овладевает неживой природой, и тогда вы увидите, как отрезок за отрезком преобразуется человеком то, что существует без его участия. Вообразите себе момент, когда вся Земля будет превращена в исполненное мудрости и сияющее красотой произведение искусства, построенное человеческой рукой на основе человеческой мудрости! Это может показаться фантастическим; однако, это нечто большее. Ибо это миссия человеческого рода на Земле — преобразовать земной шар посредством искусства. Это выражено во втором столпе, в столпе красоты.

К этому в качестве третьего столпа вы можете добавить оформление человеческого рода в государственную и народную жизнь, и вы получите картину распространения человеческого духа внутри мира; также и здесь вы имеете его в царстве неживого.

Поэтому в средневековье, в XII веке, люди, обращая взор к древнейшей мудрости, говорили себе, что мудрость древних времен сохранилась в мраморных памятниках, мудрость же современности все еще покоится в человеческой груди. Затем посредством работы рук художника она выражается в произведении искусства. То, что ощущает художник, он отпечатывает в неоформленное вещество, высекает из мертвого камня. Тогда в мертвом камне хотя и не живет, но выявляется внутренняя душевность человека. Все в искусстве посвящено этой миссии. Безразлично, работа ли это скульптора над мрамором или распределение цвета, света и тени художником — это всегда овладение неживой, неорганической природой. И государственный деятель тоже формирует природу.... Вы всегда, когда это не касается растительной, животной или человеческой силы, имеете дело с человеческим духом.

Так мыслитель XII века обращал взор назад, к древней халдейской оккультной мудрости, к греческому искусству и красоте, к силе в государственной мысли римской империи. Это три великих столпа мировой истории: мудрость, красота, сила. Гете в своей "Сказке" изобразил их в трех королях: в золотом — оккультную мудрость; в серебряном — красоту, подобную греческой; в медном — силу, которая нашла свое историческое выражение в римских государственных мыслях, а затем перешла в организацию христианской церкви. А средневековье со своим хаосом, возникшим из-за переселения народов и со своими смешанными стилями выражено в бесформенности смешанного короля, который образован из золота, серебра и меди. В нем перемешано то, что было распределено в разных культурах древности. Только позже должны отдельные силы вновь развиться из хаоса к более высокой ступени.

Перевести эти отдельные силы на более высокую ступень, исходя из человеческих сил, ставят своей задачей те, кто в средневековье считал Святой Грааль своим великим символом. Святой Грааль должен был стать чем-то существенно новым, хотя в его символике с его образами переплетаются древнейшие, легендарные предания.

Что же такое Святой Грааль? Для того, кто правильно понимает эту легенду, — и это можно обосновать даже буквально, — он означает следующее.

До сих пор человек овладел только лишь неживым в природе. Преобразование живых сил, того, что растет и живет в растении, что проявляется в животном и человеческом размножении, лежит вне его власти. Эти таинственные силы природы человек должен оставлять нетронутыми. Тут он не может вмешиваться. В то, что возникает посредством этих сил, он не может прозревать полностью. Хотя художник и может создать Зевса чудесно прекрасным, однако он не может понять этого Зевса полностью. В будущем человек достигнет ступени, когда и это будет в его власти. Как истинно то, что человек достиг господства над неживой природой, владеет силами природы посредством ватерпаса и отвеса, владеет силами природы посредством того, что дает в его распоряжение геометрия и механика, так же истинно и то, что в будущем он, исходя из самого себя, будет владеть тем, что он сегодня имеет только как дар природы или божественных сил: он овладеет живым.

Когда Авель жертвовал в прошлом тем, что он принял из божественных рук, то в области живого он жертвовал только тем, что он получил от природы. Напротив, Каин принес в жертву то, что он посредством своей работы отвоевал у земли как плоды своего усердия.* Поэтому в то время (в средневековье) в масонстве выступило совершенно новое направление. Это то направление, которое символизируют образом Святого Грааля: сила самопожертвования. Я уже часто говорил: гармония внутри человека создается не проповедью гармонии, а ее основанием. Там, где пробуждаются действительные силы человеческой природы, уже не существует небратских отношений. В том, что выражается в символах масонства, большинство и меньшинство не имеют никакого значения. Тут не может быть споров, ибо дело касается только того, что человек либо может, либо не может. Никакое большинство не может решить, надо ли употреблять отвес или ватерпас; тут решает дело. В этом все люди братья, тут все находят общий язык. Не может быть споров, когда каждый идет по пути объективного, по пути, который состоит в достижении высших сил. Так, союз масонов без сомнения является союзом братства, в широчайшем смысле основанном на том, что в неживой природе является общим для всех людей.

Однако, уже не все силы присутствуют в неживой природе. Кое-что, некогда высшее тут, исчезло, так как в том цикле природы, в котором мы сейчас находимся, и который мы называем Землей, на переднем плане стоит материальное познание, а интуитивное познание утрачено. Я хочу указать только на одно обстоятельство: в архитектуре совершенно утрачена способность строить здания с действительно хорошей акустикой. Однако, раньше это искусство было известно людям. Тот, кто только внешне конструирует здание, никогда не сможет построить акустическое здание. Те, кто это знает, знают и следующее: как сила тяжести, свет и электричество завоеваны человеком в неживой природе, так и в будущем будут завоеваны те силы, над которыми мы сегодня совершенно не властны во внешней природе.

Хотя в наше время еще не достигнута возможность властвовать над внешней живой природой, хотя не достигнута та культурная эпоха, когда человек овладевает живыми, животворящими силами, однако уже сегодня существует предварительная школа для этого, открытая через то движение, которое называют ложей Святого Грааля. Однако придет время, и это будет вполне определенным моментом времени, когда люди, отказываясь от сегодняшней тенденции, увидят, что о внутренних душевных силах нельзя принимать решения на основе заключений большинства, что невозможно в обширной области любви, в отношении того, что ощущают, что чувствуют, решать что-либо посредством голосования. Та сила, которая во всех людях живет единообразно и в интеллектуальном проявляется в том большом единстве, о котором не может быть никаких споров, называется манасом. И когда люди продвинутся настолько, что достигнут согласия не только в области рассудка, но и в их ощущениях и чувствах, в их глубочайшей душевной жизни; когда они будут гармоничны в том, что является благородным и хорошим, найдут друг друга в любви в объективном, в общем, как сегодня они без споров соглашаются, что дважды два четыре, трижды три девять, — тогда наступит время, когда люди смогут овладеть и живым. Единство, объективное единство в ощущении и чувстве, действительно разлитая над людьми объективная жизнь в любви — это является предпосылкой для овладения живым.

Владение живым некогда имелось, — так говорят те, кто в XII веке основал движение Святого Грааля, — оно было у богов, которые создали космос, и сошли, чтобы дать людям зачатки тех божественных сил, которыми они сами обладали: так что сегодня человек является становящимся богом, так как внутри него находится нечто, что стремиться ввысь, туда, где некогда стояли боги. Сегодня господствующей силой является рассудок, интеллект; любовь (буддхи) будет ею в будущем, и в еще более далеких временах человек достигнет ступени атма.

Это общая сила (сила общности) которая дает человеку власть над тем, что символизировано в кресте,* выражена — постольку, поскольку она находится у богов — в символе, а именно в треугольнике, направленном вершиной вниз. А поскольку эта сила проявляется в человеческой природе, стремясь, подобно семени, к божественной силе, она символизирована в треугольнике, направленном вершиной вверх. Боги возвысились над человеком и удалились от него; однако, они оставили в нем треугольник, который будет в нем развиваться дальше. Этот треугольник является символом Святого Грааля.

В форме треугольника оккультист средневековья выражал символ Святого Грааля, образ пробуждения мастерства в области живого. Для этого не нужна общая церковь, которая окостенелой организацией охватывает земной шар; она может дать что-то отдельной душе, однако, для созвучия всех душ, в каждой отдельной душе должна быть пробуждена сила Грааля. Тому, кто хочет пробудить в себе эту силу Грааля, не будет никакой пользы, если он обратится к официальным церковным властям, не скажут ли они ему что-нибудь; напротив, он не должен много спрашивать, но из себя самого должен пробудить эту силу. Человек исходит из смутности и через сомнения поднимается к силе. Этот путь странствия души выражен в образе Парсифаля, который странствует к Святому Граалю. Это одно из многомерных, глубоких значений образа Парсифаля.

Что пользы для моего познания, если сколь угодно большая коллегия через свои административные органы возвестит истины математики? Если я хочу научиться понимать математику, то я сам должен заняться этим и усвоить понимание этого. Какая польза, если какая-либо коллегия имеет силу креста? Если я хочу применить силу креста, чтобы овладеть живым, то я должен сам ее для себя добыть. Этого мне не может сказать другой, это не может быть сообщено посредством слова; самое большее, он может показать мне символы, дать сияющий символ Грааля, однако, это невозможно сообщить в рассудочных формулах.

Первым исполнением этого средневекового оккультизма было то, что проявляется в разнообразнейших движениях Европы: стремление к индивидуальности в религии, высвобождение от окостеневшей, единообразной церковной организации. Вам, наверное, трудно уловить, что же из этого направления лежит в основе "Парсифаля" Вольфрама фон Эшенбаха. Все, что впервые проявилось в реформации, уже содержится в символе Святого Грааля. Кто может ощутить большое значение того, что выступает нам навстречу в этой символике, тот увидит большую глубокую культурную ценность такой символики. Великое в мире рождается не из громкого, бурного, шумного, а из интимного, тихого. Не гром орудий поведет вперед развитие человечества, а сила того, что интимно рождается в таких тайных обществах, сила того, что выражается в таких мирообъемлющих символах, к которым поднимается человечество.

Через бесчисленные источники вливалось с тех пор в сердца людей то, что в XII веке думали посвященные в мистерии Святого Грааля, вынужденные скрываться от мира под псевдонимами, однако, именно они были собственно подготовителями, закваской культуры последних четырех столетий.

Так живут в оккультных обществах хранители великих тайн и тех сил, которые постоянно действуют в развитии человечества. Я могу лишь указать на эти вещи; ибо сам предмет входит слишком глубоко в оккультные области.

Тот, кто действительно находит путь к таким мистериям, получает в качестве практического следствия свободный обзор того, что произойдет в мире (в будущем).

Медленно и постепенно входят в современный цикл развития человечества органические, живые силы. Придет время, когда сколь бы фантастическим это ни казалось сегодняшнему человеку, человек будет не только рисовать картины, не только создавать безжизненные скульптуры, но будет в состоянии творить то живое, которое сегодня он может лишь рисовать, формировать его образ посредством цвета и резца.

Что покажется менее фантастическим, так это то, что в социальной жизни уже сегодня начинаются первые признаки применения живых сил: тайна, которая окружает Грааль. Последним событием в социальной области, произошедшим благодаря старому масонству, была французская революция, в которой вместе с идеями равенства, свободы, братства в общественную жизнь в социальной сфере последовательно вошла основная идея древнего масонства. Знающие это, знают и то, что идеи, исходящие от Грааля, распространялись по бесчисленным каналам, и что они-то и были действующими силами во французской революции.

То, что сегодня называют социализмом, стоит перед нами, как неудавшаяся, невозможная попытка, как последняя, я бы сказал, отчаянная борьба внутри идущей к концу волны человечества. Социализм не может принести позитивного результата. То, чего хотят достичь с его помощью, может быть достигнуто только через живое действие; одного столпа силы недостаточно. Социализмом уже невозможно овладеть посредством неживых сил. Идеи французской революции — свобода, равенство, братство — были последними идеями, излившимися из неживого. Бесплодным, обреченным на смерть является все то, что еще остается в той колее. Ибо с существующим сегодня в мире великим злом, невероятным бедствием, которое с ужасающей силой проявляется в том, что называют социальным вопросом, невозможно совладать посредством неживого. Для этого необходимо королевское искусство; и это королевское искусство открывается в символе Святого Грааля.

Посредством этого королевского искусства человек должен получить в свои руки нечто подобное той силе, благодаря которой происходит рост растений, которую применяет маг, когда он заставляет растение, находящее перед ним, расти быстрее. Подобным же образом часть этой силы должна быть применена для социального блага. Эта сила, которую описывают те, кто знает кое-что о розенкрейцерских тайнах, как, например, Булвер в его романе о будущем "Вриль"*, сегодня находится в элементарном зачаточном состоянии. В масонстве будущего она станет собственно содержанием высших степеней. Королевское искусство в будущем станет социальным искусством.

И опять — я хотел бы подчеркнуть, из-за обширности, объемности идеи — я должен сказать нечто, что непосвященным покажется фантастическим. Вечным, непреходящим является то, что человек в нашей земной рунде напечатлевает существу в качестве исходящей из его души формы. Даже, когда сформированная материя внешне распадется, остается то, что королевское искусство сформировало с древнейших времен в пирамидах, храмах и церквах, непреходящим. То, что человеческий дух сформировал в веществе, остается в мире, как действующая сила. Это становится совершенно ясно тому, кто посвящается в эти вещи. Например, готический собор в Кельне может разрушиться; однако, то, что некогда атомы находились в этой форме, имеет далеко идущее значение. Сама эта форма является тем непреходящим, которое отныне так сотрудничает в развитии человечества, как живая сила, находящаяся в растении, работает в ходе развития природы! Художник, рисующий сегодня картину, вливающий кровь своей души в мертвое вещество, создает нечто, что в более или менее короткое время распылится на тысячи атомов. Однако то, что он нечто создал, что нечто влилось в материю из его души, то, что вообще нечто приняло форму, — это имеет непреходящую, пребывающую ценность в вечности.

И государства, и все другие общины людей возникают и исчезают перед нашими глазами. Однако то, что люди из своих душ построили как такие общины, — это вложенные людьми идеи с вечной ценностью, с вечным, продолжающим действовать значением. И когда этот человеческий род вновь появится на Земле в новой форме, тогда он увидит плоды этих элементов с вечной ценностью.

Кто сегодня поднимает взор к звездному небу, тот видит чудесную гармонию. Эта гармония сложилась, она не всегда существовала. Точно так же, как мы кладем камень на камень, когда строим собор, накладываем краску на краску, рисуя картины, формулируем закон за законом, организуя общества, так же и другие существа некогда работали над тем, что сегодня выступает нам навстречу как космос. Сегодня не сияли бы Луна и Солнце, не размножались бы никакие звери и растения, если бы все, что мы находим в космосе, не было бы обработано существами, если бы не существа, некогда работавшие над этим так же, как и мы сегодня работаем над преобразованием космоса. Как сегодня мы строим в космосе посредством мудрости, красоты, силы, так существа, не относящиеся к теперешнему человеческому царству, строили некогда в космосе.

Гармония всегда является результатом дисгармоний предшествовавших времен. Как камни обтесывались для греческого храма, видоизменяя при этом свои формы, и из беспорядочного многообразия возникло упорядоченное здание; как неразбериха красок на палитре осмысленно соединяется в картине, так и все материальное пребывало хаотично в иных соединениях, прежде чем творящий дух сформировал его в космос. На новой ступени повторяется то же самое, и даже в мельчайшем правильно действует только тот, кто охватывает взором величайшее. Все, что в мире действительно имело значение для прогресса человеческого рода, возникло посредством осмотрительности и проницательности, посредством посвящения в великие законы мирового плана. То, что создает день, преходяще. Непреходящим же является то, что вчленяется в день из познания вечных законов. Встраивать в день из познания вечных законов — означает заниматься работой свободного каменщика.

Итак, вы видите, что то, что мы находим в искусстве, науке и религии, в той мере, в какой это не является даром богов и не выражается в символе креста, происходит из свободного каменщичества. Из него вышло то, что действительно построено в мире. Поэтому масонство, в первую очередь, связано со всем тем, что создано в мире человеческой рукой, что создала культура из сырого, неживого вещества. Взгляните на то великое, что создали культурные эпохи, например, на поэзию Гомера. Что в ней содержится? — То, чему как великим, охватывающим мир идеям учили людей посвященные. Великие художники не изобретали своего материала, а придавали форму тому, что окружает все человечество. Разве Микеланджело мыслим без силы христианской мысли? Подобным же образом попытайтесь проследить возникновение всего, что имеет глубокое, действительно решающее значение для культуры, и повсюду вы придете к тому, что изошло из инициации, из посвящения.

В конце концов все должно пройти через школу. Последние четыре века тоже были школой человечества: школой богооставленности, в которой существуют только человеческие опыты, с определенной точки зрения только возвращение в хаос. Сегодня каждый делает попытки, опыты, без всякой связи с высшими мирами, за исключением тех, кто искал и нашел связь с духовными мирами. Сегодня почти каждый живет только для себя, не замечая ничего из действительного, всепронизывающего общего строительства. Это и вызвало ужасную неудовлетворенность во всех областях.

То, что нам нужно, — это возобновление рыцарства Грааля в современной форме. Тот, кто сможет приблизится к нему, познает благодаря этому действительные силы, которые сегодня в поступательном движении человечества еще остаются сокрытыми.

То, что сегодня многие люди берут древние символы и, не понимая их, вкладывают в них по недоразумению связанный с полом смысл, — это далеко отстоит от правильного понимания масонской мысли. Понимание надо искать в том, что именно приходит на смену чисто природной силе: овладеть, проработать живое так, как геометр владеет и прорабатывает неживое посредством линейки, циркуля, ватерпаса и т.д.; создавать живое так, как тот, кто строит храм, соединяя неживые камни. Это и есть великая мысль будущего масонства.

В масонстве имеется древнейший символ, так называемый "тау":

Этот знак "тау" играет в масонстве большую роль. Это, по-существу, есть не что иное, как крест без верхней балки. Минеральный мир отбрасывается, чтобы вообще прийти к кресту; человек уже владеет им. Если дать действовать растительному миру, то получают вверх направленный крест... То, что из Земли, из души распространяется как власть над Землей, является символом будущего масонства.

Кто слышал мою прошлую лекцию о масонстве, вспомнит, как я тогда рассказывал, что в масонской легенде о Хираме-Абифе говорится, что он в определенный момент применил знак "тау". Царица Савская захотела, чтобы он вновь созвал рабочих, строивших Храм. По знаку Соломона никогда не появляются люди, сотрудничающие в социальной общине. На знак же "тау", поднятый Хирамом-Абифом, появляются люди со всех сторон. Этот знак "тау" символизирует совершенно новую силу, которая основана на свободе и состоит в пробуждении совершенно новой природной силы.

Я еще раз хочу обратиться к замечанию, которым я закончил в прошлый раз.* Я вам рассказал, к чему ведет столь сильное овладение неживой природой. На одном примере и без особой фантазии можно представить себе, о чем идет речь: беспроволочный телеграф действует на больших расстояниях от места передачи. При желании можно привести в движение аппарат, вызвав воздействия на больших расстояниях, и таким образом достичь связи. Сила, подобная действующей в беспроволочном телеграфе, позже будет в распоряжении человека и без аппарата; это даст ему возможность производить сильные разрушения на больших расстояниях так, что не смогут найти источник этих разрушений. Достигнув апогея, это развитие опрокинет само себя.

То, что выражается посредством "тау", является движущей силой, которая может быть приведена в движение только силой бескорыстной любви. Станет возможным применять ее для приведения в движение машин, которые, однако, останутся стоять неподвижными, если их будут обслуживать эгоистичные люди.

Может быть, вам известно, что Кили сконструировал двигатель, работающий только в его присутствии.** Он делал это не для других людей, так как он в самом себе имел движущую силу, которая исходит из душевного и может привести в движение механическое. Движущая сила, которая может быть только моральной — вот идея будущего; это важнейшая сила, которая должна быть привита культуре, чтобы она не опрокинула сама себя. Механическое и моральное проникнут друг в друга, ибо в то время механическое без морального будет ничем. Сегодня мы стоим вплотную перед этой чертой. Не просто водой и паром, а спиритуальной силой, спиритуальной моралью будут приводиться в движение машины в будущем. Эта сила символизирована в знаке "тау" и была поэтически выражена посредством образа Святого Грааля. Подобно тому, как человек уже больше не предназначен только, чтобы использовать добровольные дары природы, а формирует и преобразует природу, как он стал строителем неживого, так он станет строителем живого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.