Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От редактора




 

В современной отечественной экономике активно развивается область хо­зяйствования, которую в обобщенной виде можно охарактеризовать как сферу сервисной деятельности. Специализированные фирмы и учреждения, форми­рующие в экономике развитых стран мира третичный сектор, ориентируются на создание благ, предоставление различных услуг населению, в том числе в области туризма и отдыха. Современная индустрия туризма представляет со­бой сложноорганизованную систему, включающую предприятия сферы досу­га и развлечений, транспортную инфраструктуру, государственные и обще­ственные организации, выполняющие управленческие и правовые функции по отношению к туристской деятельности. Индустрия туризма не может также функционировать без индустрии гостеприимства, культурно-исторических и природно-рекреационных ресурсов, материально-технической базы, произ­водства товаров для путешествий и отдыха. Основными субъектами туристской деятельности выступают разработчики туристского продукта (туроператоры и турагенты), менеджеры, работники гостиниц и пансионатов, организаторы досуга. Интенсивно развиваются отдельные отрасли в индустрии туризма, бла­годаря чему современный турист имеет не только широчайший выбор стран для поездки, но и не меньший выбор отелей, различных туристических про­грамм. Нынешний этап развития мировой индустрии туризма характеризуется диффсренцированностью профессиональной деятельности, что предъявляет высокие требования к уровню и качеству подготовки специалистов в сфере туризма.

В нашей стране существует немало учебных заведений, в которых готовят будущих организаторов туристических поездок, правоведов, экономистов и других специалистов в области туризма. Образовательные традиции подготов­ки специалистов для сферы туризма, умеющих работать в условиях современ­ного уровня открытости межкультурных коммуникаций, рыночной экономи­ки и предпринимательства, находятся в стадии становления. За последние годы в этой сфере профессионального образования произошел определенный «про­рыв». Особенно заметен прогресс в разработке учебных и методических посо­бий, описывающих отдельные аспекты организации туристской деятельнос­ти, гостеприимства и сервиса. Вместе с тем в настоящее время профессио­нальное образование в сфере туризма продолжает испытывать немалые трудности. В отечественных вузах нередко используются учебники по гостепри­имству и туризму, написанные зарубежными авторами. Это, безусловно, по­ложительный момент, так как будущие российские специалисты из первых рук узнают о состоянии дел в мировой практике туристского бизнеса и гостеприимства. Однако в зарубежных работах, естественно, не учитывается специфика отечественной экономики и культурпо-досуговой практики. И хотя в имеющихся пособиях отечественных авторов частично восполняется этот недостаток, в целом приходиться признать, что отечественная наука о туризме пребывает в стадии становления. Особенно «не везет» учебным пособиям по проблемам социально-культурного сервиса в туризме – они, по существу, отсутствуют в практике подготовки соответствующих специалистов. Отдельные издания по этой тематике не меняют состояния дел в общероссийских масштабах. Даже поверхностный анализ учебной литературы показывает, что творим, о сложившихся комплексах отечественных наук о туризме и сфере сервиса пока преждевременно. Даже предлагаемые названия этих наук – «туристика», равно как и «сервисология», – не встречают однозначной поддер­жки.

Эта неопределенность науки о туризме (а точнее, целого комплекса наук) в настоящее время преодолевается самой практикой развития отечественного бизнеса. Конечно же, отправиться в путешествие интереснее, чем писать или читать о нем. И, казалось бы, так ли уж важна эта «специализированная» ли­тература, на нехватку которой мы сейчас сетуем? Но ведь наука о туризме находится в прямой связи с туризмом практическим, когда «окуляры» с диоп­триями сменяются на солнцезащитные очки, а учебная книга – на толковый путеводитель. От состояния науки о туризме непосредственно зависит разви­тие системы профессионального образования, т.е. подготовка тех специалис­тов, которые отвечают за качество отдыха людей. Вместе с тем эта наука не­справедливо принижается, что можно объяснить тем, что работа организато­ров туризма – режиссеров и сценаристов нашего отдыха – воспринимается как сугубо «технологическая», требующая в первую очередь навыки управлен­ца, экономиста. Но разве вызвал бы интерес у туриста фильм о Китае, если бы он превратился в скучный отчет о политике и экономике страны и в нем не было бы сказано ни слова о памятниках архитектуры, литературе, национальных обычаях, т.е. о том, что прежде всего привлекает туриста? В настоящее время наряду с экономической природой все более отчетливо обнаруживает себя социокультурная сущность туризма: туризм осознается как одна из функцио­нальных сфер культуры, элемент и средство культуры, фактор влияния на культуру. Социально-культурная природа туризма обнаруживает себя в том, что туризм рассматривается как социокультурная деятельность, способствую­щая развитию всех аспектов, связанных с культурой. Туризм воздействует на человека, формируя в нем навыки и умения общения, потребления культур­ных ценностей. Его можно рассматривать как одну из форм культурологичес­кого образования, так как он способствует изучению культур, традиций раз­ных народов и взаимопониманию между ними.

Отечественный комплекс наук о туризме нацеливается на изучение разви­тия индустрии туризма и сервиса в условиях массовых коммуникаций и гло­бальных взаимодействий. Он включает в себя анализ туристской практики в разных странах, исследует состояние мирового туристского рынка и спроса на рекреационные услуги в разных регионах мира, в том числе и в России. Разви­тие рыночных отношений в нашей стране позволило сформироваться широ­кому кругу предпринимателей, деятельность которых связана с организацией путешествий и социокультурного обслуживания населения. В этих видах бизне­са многое зависит от умения работать с клиентами, от широкого кругозора, знаний гуманитарного, психологического, художественного плана, от культу­ры обслуживания в целом. К тому же в условиях усиления конкуренции в мире бизнеса повышаются требования к имиджу фирмы и репутации бизнесмена, к корпоративной культуре и профессиональному этикету. Игнорирование этих аспектов предпринимательской активности оборачивается крахом фирмы, ма­териальными и моральными потерями. Еще одна важная особенность совре­менного российского предпринимательства в сфере туризма состоит в том, что его представители постоянно находятся в сфере межкультурных коммуни­каций. Для успеха их профессиональной деятельности важно понимание дело­вых культур разных стран, учет национальной психологии, традиций, обыча­ев партнеров и клиентов из разных регионов мира.

Указанные выше потребности развития отечественного бизнеса в органи­зации туризма и образовательной практики подготовки высококвалифициро­ванных специалистов подвигли авторов на создание предлагаемого вам слова­ря. В словаре представлена развернутая система терминов, связанных с про­фессиональной деятельностью в области индустрии туризма. Словарь содержит основные понятия, характеризующие структуру, формы существования и важ­нейшие социально-экономические, технологические, психологические осо­бенности развития сферы туризма и гостеприимства. В словаре описаны конк­ретные направления, типы, разновидности туризма и сервисной деятельнос­ти в процессе путешествий. Он включает в себя понятия не только из сферы экономики, права, менеджмента, маркетинга, социальной статистики, но и из целого комплекса гуманитарных, социальных дисциплин, среди которых важную роль выполняют понятия культурологического, антропологического, психологического, художественного плана. В словаре также можно найти клю­чевые статьи по таким специализациям, как «гостеприимство», «социокуль­турный сервис», «выставочная деятельность», «музееведение», «имиджмей-керство» и др., а также сведения из биографии путешественников, ученых, которые внесли вклад в различные области знаний из сферы туризма, менед­жмента и т.д.

Данный словарь является попыткой авторов обобщить и систематизиро­вать накопленный опыт реализации профессионально-образовательных про­грамм, ориентированных на подготовку специалистов по туризму, гостеприим­ству и сервису, в отечественных и зарубежных учебных заведениях. Особенность словаря в том, что он отражает современное состояние специальной термино­логии в области туризма, гостеприимства и сервиса, которая неизбежно, как и любой язык, быстро изменяется. Появляются новые термины, происходит пере­осмысление старых. Возникают разногласия в толковании понятий — своеобраз­ный спор консерваторов и новаторов. В словаре нашли отражение имеющиеся на настоящий момент разночтения в толковании понятий и терминологичес­кой лексики, которые являются характерным показателем динамических про­цессов, происходящих в области теоретических исследований, в сфере туриз­ма и сервиса.

Впервые тезаурус словаря сформирован не по отдельной науке, а по ком­плексу научных дисциплин, на которых базируется профессиональная подготовка специалистов по туризму, гостеприимству и сервису. Словарь является практически первым изданием подобного рода, появившимся на волне поис­ка современных подходов к формированию новых образовательных стандар­тов в области туризма, гостеприимства и сервиса.

Авторы будут благодарны всем отзывам на свою работу, надеясь, что они станут подспорьем в дальнейшем совершенствовании данного словаря.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.