Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Т. В. Пелымская , Н. Д. Шматко 5 страница




Конечное -философская категория, характеризующая всякий определенный, ограниченный объект (вещь, процесс, явление, состояние, свойство и т. д.). Определенность К. придает его граница. Она может быть пространственной, временной, количественной и качественной. Граница и отделяет конечный объект от других и связывает его с ними. Наиболее глубокое представление о К. дается знанием присущей ему меры, которая предполагает возможность выхода за нее, т. е. отрицания данного К., перехода или превращения его в другое.

Рассмотрение процесса изменения К., в ходе которого совершается постоянный выход за его границу, ведет к идее бесконечного Связь К. с бесконечным носит двоякий характер: во-первых, всякий конечный объект связан с бесконечным многообразием др. конечных объектов «вне себя» (экстенсивная бесконечность); во-вторых, он содержит бесконечное в себе как выражение всеобщих, инвариантных характеристик (интенсивная бесконечность).

 

Конкуренция (позднелат.: concurrentia < concurrere – сталкиваться) 1) соперничать, бороться за достижение наилучших результатов на каком-л. поприще; 2) эк.: борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наибольшей прибыли.

Коннотация - дополнительное, сопутствующее значение какого-либо понятия или языкового выражения, определенным образом связанное с основным значением и влияющее на него.

Консенсус - согласие, согласованное мнение по какому-либо вопросу.

Конституция - система традиций и законов, устанавливающая принципы организации и деятельности органов власти и управления, суда, свободы и обязанности граждан. Большинство конституций записаны; другие записаны частично, а некоторые являются неписаными, например, в Великобритании.

 

Конт Огюст (1798-1857) - французский философ, основатель позитивизма и социологии. Разработал теорию "трех стадий", которые проходит в своем развитии каждая наука - теологическую, метафизическую, позитивную (собственно, научную). Эти три стадии отождествлял с развитием общества. Социология как позитивная (т.е. положительная) наука должна установить подлинные принципы общественного устройства, что раз и навсегда избавит, по его мнению, человечество от разного рода потрясений (политических, экономических и т.д.). Считал, что исследовать общество необходимо методами естественных наук: посредством наблюдения, эксперимента и сравнительно-исторического анализа.

Континуум - непрерывность, неразрывность, нерасчлененность явлений, процессов, функций. Континуальность означает процессы, непрерывно протекающие в условиях пространства и времени. Дискретность означает акт прерывания течения процессов, в ходе которых они переходят на новую качественную ступень, продолжая процесс непрерывного развития.

Конфессия – вероисповедание. Конфессиональное воспитание - воспитание, реализующееся посредством религиозной традиции.

Конфликт - форма развития противоречий, выражающаяся в непосредственном противоборстве сторон.

Конфликтное взаимодействие - взаимодействие между людьми, при котором участники конфликтной ситуации реализуют свои антагонистические позиций.

Конформизм (лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, авторитет, традиции и т.п.)

Конфронтация - открытое (скрытое) неприятие позиций противоположных сторон по причинам объективно-субъективного характера, усугубляющее позитивное разрешение ситуации.

Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.) - древнекитайский философ и педагог, основоположник конфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. В центре его философских и этических построений находились проблемы человека, его умственного и духовного облика, его места и роли в мире и обществе. Идеи Конфуция сыграли огромную роль в последующей истории и культуре Китая, а сам он стал объектом почти религиозного поклонения.

Концепт (от лат. conceptus - схватывание) - смысл. Концепт формируется речью, а не языком, он субъективен по своей природе (в отличие, например, от понятия) и отражает акт индивидуального постижения или схватывания смысла высказывания.

Концептуализм (от лат. conceptus - понятие) - философское учение, которое, не приписывая общим понятиям самостоятельной онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они воспроизводят объединяемые в человеческом уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схоластический реализм, концептуализм, в отличие от номинализма, утверждал, что в единичных предметах существует нечто общее, на основе чего возникает, концепт, выраженный словом.

Концепция прагматизма - направление в философии, исходящее из того, что интеллектуальные и нравственные качества личности заложены в ее уникальной природе и их проявление связано, прежде всего, с индивидуальным опытом человека.

Концепция, концептуализация - первая теоретическая форма, обеспечивающая теоретическую организацию материала; схема связи понятий

Конъюнкция (лат. conjungere - объединять) - логическая операция, образующая сложное высказывание из двух высказываний, объединенных с помощью логического союза "и".

Коперник Николай (1473-1543) - польский астроном и мыслитель. В основном труде Коперника "О вращениях небесных сфер" возрождается, развивается и обосновывается в качестве научной истины античная идея гелиоцентризма. Его учение опровергло многовековую геоцентрическую традицию Аристотеля - Птолемея, нанесло удар по религиозно-теологическим представлениям о Вселенной и месте человека в ней, послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики (в трудах Галилея, Кеплера, Декарта, Ньютона).

Коррелят - дополнительный показатель, статистически связанный с изучаемым процессом или явлением.

Коррелятивный - соотносительный, свидетельствующий о наличии статистической корреляционной связи.

Корреляция (лат.) - термин, применяемый в различных областях науки и техники для обозначения взаимозависимости, взаимного соответствия, соотношения понятий, предметов, функций и т.д. Корреляция - статическая мера связи двух или более признаков; коэффициент линейной корреляции характеризует знак и величину этой связи; чем выше величина коэффициента линейной корреляции, тем больше сходство сопоставляемых рядов данных.

Корреспондентская теория (концепция) истины – основная трактовка понятия истины, считающаяся классической. Согласно ей высказывание считается истинным, если положение дел, существование которых утверждается, имеет место в мире.

Корреспонденция -теория соответствия

Космология - наука о происхождении, развитии и устройстве Вселенной как единого целого. Термин используется для обозначения области знаний, где сочетаются астрономия, астрофизика, физика элементарных частиц и математика.

Космополит - человек, считающий весь мир своим отечеством; отвергающий свою принадлежность к какой бы то ни было национальности.

Космоцентризм – парадигма, согласно которойцентром, фундаментальным основанием мировоззренческой, научной, философской интуиции являетсяупорядоченный космос.

Кофигуративная культура - тип культуры, в которой и дети и взрослые учатся у сверстников, более широко - у современников. Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом вид кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

Коэффициент интеллектуальности (IQ) - количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.

Креативность (от лат. сreatio - создание, сотворение) - свойство индивида в виде способности создавать новые понятия и формировать новые навыки на основе разного использования данной информации;способность, отражающее глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

 

Креационизм (лат.: creation, creationis – созидание)религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; креационизм характерен для теистических религий (иудаизма, христианства и ислама).

Крестьяне-общинники - известны под названием черносошных, платили государственную ренту, выполняли различные повинности, но не были зависимы от господина.

Кризис - резкий, крутой перелом в течение какого-либо процесса, меняющий его форму, направление, механизм реализации.

Критика – способ духовной деятельности, основная задача которого состоит в том, чтобы дать целостную оценку явления, раскрыть его противоречия.

Критический период (мед.) - единственный отрезок времени в жизненном цикле организма, когда определенное внешнее воздействие способно вызвать наиболее сильный эффект.

Критическое мышление - мышление, направленное на выявление недостатков в суждениях других людей. Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Кропоткин Петр Алексеевич (1842 - 1921 гг.) - русский философ, теоретик анархизма, ученый, литератор. Социальный идеал Кропоткина - безгосударственный (анархический) коммунизм, устанавливаемый сразу после социальной революции. Кропоткин не видит какой-либо положительной роли государства в развитии общества, считает всякую власть, даже свободно избранную злом. Общество, по Кропоткину, - это организм, представляющий собой федерацию свободных производственных общин (коммун), где личность, руководствуясь правилами солидарности, получает все возможности для развития.

Ксенофан (ок. 570 - 478 гг. до н.э.) - древнегреческий поэт, странствующий философ, основатель Элейской школы. Прославился высказываниями о том, что люди выдумали богов по своему образу и подобию, что они переносят на них собственные черты и недостатки. Так, у эфиопов боги черны и курносы, а у фракиян - рыжеволосы и голубоглазы. По мнению самого Ксенофана, существует только один бог, и он един с природой.

Культура – (от лат. cultura- возделывание, воспитание, образование, развитие), специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных форм и учреждений,, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Культура общества - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми на протяжении веков, достигнутый человечеством уровень исторического развития, степень цивилизованности общества, интеллектуального, духовного развития, гуманистического мировоззрения.

Культура патриархальная (приходская) - тип политической культуры, который характеризуется полным отсутствием у населения интереса к политике, слепым подчинением власти, слиянием политических ориентаций с религиозными и социальными.

 

Культура подданническая - тип политической культуры, характеризующийся слабым индивидуальным участием в политической жизни, признанием особого авторитета власти, почтительным или отрицательным отношением к ней.

 

Культура политическая - совокупность исторически сложившихся, относительно устоявшихся и типичных для какой-либо общности или индивидов ориентаций и моделей поведения в отношении политической системы, а так же типичных моделей функционирования институтов, составляющих эту систему.

Культура, ориентированная на достоинство - тип культуры, в которой ведущей ценностью является ценность личности человека, независимо от того, можно ли что-либо получить от этой личности для выполнения того или иного дела или нет. Культура достоинства требует новой парадигмы образования - образования, ориентированного на воспитание чувства собственного достоинства человека, чувства свободы, профессиональной и общеобразовательной (общекультурной) компетентности.

Культурология -учение о культуре

Кумулятивное знание (от лат. cumulo - собираю, накапливаю) - общее, совместно накопленное знание; социальный запас знания.

Кумуляция (лат.: cumulatio – увеличение, скопление) мед .: накопление в организме некоторых медленно выводящихся или разрушающихся лекарственных средств и вследствие этого усиление действия лекарства, приводящее иногда к серьезным осложнениям.

Кун Тома Самюэл (1922 - 1995) - американский историк науки и философ, один из лидеров исторического направления в философии науки. Широкую известность получила его концепция исторической динамики научного знания, разработанная в книге: "Структура научных революций". История науки представлена в ней как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами. Основой для формирования и функционирования таких сообществ является принятие их членами определенной модели научной деятельности. Безраздельное господство некоторой модели (парадигмы, или "дисциплинарной матрицы") есть период "нормальной науки", который заканчивается, когда парадигма "взрывается" изнутри под давлением проблем, неразрешимых в ее рамках. Наступает кризис, или революцтонный период, когда создаются новые парадигмы.

 

Курбский Андрей Михайлович (ок.1528-1583) - русский мыслитель, писатель, переводчик. В переписке с Иваном Грозным нашли отражение его

политические и историософские взгляды. Борец с католицизмом и протестантизмом, в конце своего творчества обратился в уже существующей в недрах русской культуры традиции аристотелизма..

 

Кьеркегор (Киркегор, Кирхегардт) Серен (1813-1855) - датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. С точки зрения Кьеркегора, философия должна быть экзистенциальной (от слова "экзистенция" - существование), т.е. носить глубоко личностный характер. Отсюда его стремление отвергнуть "научный способ философствования" как безличный. Рассматривая человека как "экзистенцию", Кьеркегор вводит такие понятия как "страх", "отчаяние", "решимость" и т.д., впоследствии развитые экзистенциалистами.

Лабильный - нестойкий, неустойчивый, изменчивый.

Лавров Петр Лаврович (1823 - 1900 гг.) - русский философ и социолог, публицист, теоретик народничества. Ядром социально-политической доктрины Лаврова были две взаимосвязанные идеи: 1) о социалистической природе русской крестьянской общины; 2) об особой роли интеллигенции в русском освободительном движении. Главной движущей силой истории, по Лаврову, являются "критически мыслящие личности", передовая интеллигенция.

Ламеттри Жюльен Офре де (1709-1751 гг.) - французский философ-материалист, врач. Основные работы: "Человек-машина" (1747), "Система Эпикура" (1750). Учение Ламетри исходит из физики Декарта и сенсуализма Локка. Формы материи - неорганическое, растительное, животное царства (к последнему относится и человек), между которыми, по Ламетри, нет качественных отличий. Способность мышления понимал как сравнение и комбинирование представлений, возникших на основе ощущений и памяти.

Латентное свойство - скрытое, внешне не проявляющееся, психическое свойство, которое нельзя измерить непосредственно при тестировании, но можно выявить в результате анализа структуры связей между измеряемыми параметрами поведения.

Леви-Строс Клод (1908-) - французский философ, этнограф, антрополог, представитель структурализма. Изучая соотношение биологического и социального в поведении человека, Леви-Строс признает главным наличие формальных структур во взаимоотношениях между людьми, влияние на поведение человека символических форм, традиций и ритуалов.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед и общественный деятель. Лейбниц является своего рода завершителем философии 17 в. и предшественником немецкой классической философии. Он критически переработал основные идеи предшествующих философов и синтезировал все рациональное в предыдущей философии с новейшими научными знаниями на основе предложенной им методологии, важнейшими требованиями которой были универсальность и строгость философских рассуждений. Одним из его главных философских произведений является "Монадология" (1714), в которой с позиций объективного идеализма развивается учение о монадах как субстанциях бытия.

Ленинизм учение В. И. Ленина последователя и продолжателя идей К. Маркса и Ф. Энгельса, лидера Коммунистической партии (большевиков) и первого главы Советского государства в России (1917 – 1924). В своем учении В. И. Ленин попытался развить идеи своих предшественников, приводя их в соответствие с новыми политическими и социально-экономическими условиями. Основной задачей, которую ставил перед собой В. И. Ленин, стало практическое воплощение в жизнь идей К. Маркса и Ф. Энгельса о роли революции в историческом процессе и диктатуре пролетариата как высшей формы политического устройства.

 

Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор, ученый и философ. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.

 

Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979), выдающийся отечественный психолог. Разрабатывая в 20-х г.г. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс "вращивания", интериоризации внешних форм орудийно-опосредованных действий во внутренние психические процессы ("Развитие памяти", 1931). Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в отечественной и мировой психологии. На основе предложенной Л. схемы структуры деятельности (деятельность - действие - операция - психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив - цель - условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и "чувственной ткани" в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка его базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований).

Леонтьев Константин Николаевич (1831 - 1891 гг.) - русский мыслитель, писатель, публицист. Свою философскую доктрину Леонтьев называл "методом действительной жизни" и полагал, что философские идеи должны соответствовать религиозным представлением о мире, обыденному здравому смыслу, требованиям непредвзятой науки, а также художественному видению мира. Культурно-исторические взгляды Леонтьева, сложившиеся под влиянием Данилевского, характеризуются выделением трех стадий циклического развития - первичной "простоты", "цветущей сложности" и вторичного "упрощения" и "смешения", что служит у Леонтьева дополнительным обоснованием идеала "красочной и многообразной" российской действительности, противопоставленной западному "всесмешению".

Лессинг Готхольд Эфрам (1729-1781 гг.) - немецкий философ, один из представителей немецкого Просвещения, публицист, драматург, критик и теоретик искусства. Историю человечества рассматривал как процесс постоянного совершенствования и восхождения от низших ступеней к высшим. Лессинг защищал право свободного исследования религиозных вопросов, доказывая возможность примирить философию и учение церкви, проповедовал веротерпимость, равенство людей независимо от вероисповедания и сословного происхождения.

Либерализм – идейно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя и свобод в экономической, политической и других сферах.

 

Либидо - сексуальная энергия, которая, согласно теории З. Фрейда, лежит в основе развития личности.

Линеарный - подобный линии, однонаправленный.

Литература (лат.: lit(t)eratura – букв., написанное), произведения письменности, имеющие общественное значение. Чаще под Л. понимают произведения художественной Л. В этом значении Л. – явление искусства, эстетически выражающее общественное сознание и, в свою очередь, формирующее его. Художественная Л. как вид искусства возникает на почве устно-поэтического народного творчества, она хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, Л. выражает мировоззрение, идеалы определенных социальных групп и даже целых исторических эпох. Л. представляет собой формирующуюся на протяжении тысячелетий сложнейшую динамическую систему литературных родов (эпос, лирика, драма), жанров, мотивов, сюжетов, образов, стиховых и прозаических форм, изобразительных средств языка, приемов композиции.

Лицей Аристотеля, или перипатетическая школа (Ликей - название учебно-просветительского учреждения (гимнасии), расположенного около храма Аполлона Ликейского) - философская школа Аристотеля, основанная в 335 г. до н.э. Во времена Аристотеля Ликей соединял в себе функции своего рода академии наук (систематическая разработка всех областей знания на основе метода Аристотеля) с функциями высшей школы афинской молодежи. Перипатетическая школа существовала около тысячи лет (до 529 г.) и была крупнейшим центром античной науки.

Личностное знание (по М.Полани) - неявное, имплицитное знание, в котором отражается не только познаваемая действительность, но и сама познающая личность, ее заинтересованное (а не безразличное) отношение к знанию. Личностное знание - это не только совокупность каких-либо утверждений, но и переживание индивида. Неявное знание не артикулировано в языке и воплощено в телесных навыках, схемах восприятия, практическом мастерстве. Оно не допускает полной экспликации и изложения в учебниках, а передается "из рук в руки", в общении и личных контактах исследователей.

Личность - конкретный человек, представитель определенного общества, общности, коллектива, занимающийся каким-либо видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и имеющий свои индивидуальные особенности.

Лобби - система контор и непосредственные агенты групп интересов, осуществляющие давление на государственную и исполнительную власть с целью принятия выгодных для этих групп решений.

 

Логика – наука о мышлении, учение о законах, формах и средствах рассуждений

Логос (греч. logos - слово, мысль, разум, закон) - термин первоначально обозначавший всеобщий закон, основу мира.

Локальный – местный, сосредоточенный в одном месте, присущий одному месту. Локализация - отнесение чего-либо к определенному месту, ограничение места действия, распространения к.-л. явления, процесса,

 

Локк Джон (1632-1704 гг.) - английский философ. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. В центре философии Локка - теория познания, развитая в традиции материализма Ф. Бэкона. Согласно Локку, не существует врожденных идей и принципов - ни теоретических, на практических (нравственных), включая идею бога, а все человеческое знание проистекает из опыта - внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии).

Локус (от латинского locus), мед - место; в психофизиологии - место расположения того или иного активного центра в коре или подкорковых структурах головного мозга.

 

Ломоносов Михаил Васильевич (1711 - 1765 гг.) - первый русский ученый - естествоиспытатель мирового значения, один из основоположников физической химии, историк, поэт и художник. Родился в семье крестьянина - помора. Выдав себя за дворянина, поступил в Славяно - греко - латинскую академию, в числе лучших учеников был отправлен в Германию. С 1745 г. - первый русский профессор (академик) Петербургской Академии наук. В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был основан первый в России Московский университет, ныне носящий его имя.

Лосев Алексей Федорович (1893 - 1988 гг.) - русский философ, крупный специалист по античной эстетике, переводчик философской и художественной литературы с древних языков. В философии Лосева развивается платоновско-гегелевская линия диалектического идеализма, традиция православия и русской философии, используется феноменологический метод Э.Гуссерля.

Любознательность мышления - чувствительность к проблемам в окружающем мире, способность к разработке гипотезы.

Лютер Мартин (1483-1546) - монах-августинец, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства), отвергавший идею о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между богом и человеком. Лютер объявил веру христианина единственным путем спасения, которое даруется непосредственно богом (тезис "об оправдании одной верой"), а задачу новой церкви видел в том, чтобы помочь верующему самостоятельно читать и постигать смысл Священного писания.

Мальтус Томас Роберт (1766-1834 гг.) - английский экономист. Мальтус сформулировал надысторический закон народонаселения, согласно которому рост народонаселения происходит в геометрической, а рост средств существования - лишь в арифметической прогрессии. Отсюда он выводил противоречия общественного развития. Мальтус связывает возможность преодоления этих противоречий с предупреждением роста населения (регламентация браков, регулирование рождаемости), а также с "естественным" регулированием численности последнего посредством голода, эпидемий, войн и т.д.

Майевтика (греч. – повивальное искусство)- искусство приема «духовных родов», позволяющее собеседнику открыть ту истину, которую он уже носит в себе. Именно эти искусством занимался Сократ, задавая своим собеседникам нужный вопрос в нужный момент.

 

Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, "пограничность" положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Маргинал – личность, находящаяся в состоянии маргинальности. Маргинальность - вызванный какими-либо обстоятельствами разрыв индивида со своей социальной группой без последующего вхождения в другую.

Маргинализация - резкое понижение социального статуса группы или индивида, выталкивание на общественное дно.

 

Маркс Карл (1818-1883) - немецкий мыслитель и общественный деятель; создатель диалектического и исторического материализма, научной политической экономии; основоположник марксизма (наряду с Ф. Энгельсом). Основой общественной жизни считал производство (экономику) и связанные с ним экономические отношения. Выдвинул положение о неизбежности гибели капитализма и перехода к коммунизму (с которого, по его мнению, начинается подлинная история человечества) в результате пролетарской революции. Стремился объединить рабочее движение разных стран, был организатором и руководителем 1-го Интернационала. Идеи Маркса оказали огромное влияние на социально-политическую мысль, а также на политическую историю многих стран. Среди его трудов выделяются: "Капитал", "Экономическо-философские рукописи", "Святое семейство" (совместно с Ф. Энгельсом), "Немецкая идеология" (совместно с Ф. Энгельсом), "Нищета философии", "Критика Готской программы" и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.