Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Восточнославянские племена в составе древнеРусской народности. Корчакской керамики. В других его частях развитие керамики шло иными путями





 


корчакской керамики. В других его частях развитие керамики шло иными путями. В это время на обшир­ной славянской территории намечается значительная культурная дифференциация. В этом, по-видимому, нужно видеть дифференциацию славян (склавенов Иордана) на отдельные племена.

На территории распространения пражско-корчак-ской керамики памятники типа Луки-Райковецкой занимают полосу от среднего Днепра на востоке до верховьев Буга на западе и не обнаруживают каких-либо заметных локальных различий (карта 10).

Одним из древних племенных образований славян­ства были дулебы. В период составления Повести вре­менных лет дулебов уже не существовало, летопись сообщает о них как о прежних жителях Волыни: «Ду­лебы живяху по Бугу, где ныне велыняне...» (ПВЛ, Т, с. 14). Другие источники X в. (Константин Багря­нородный, анонимный географ Баварский) среди вос­точнославянских племен не называют дулебов. «Ду­леба» Масуди (Гаркави А. Я., 1870, с. 136) скорее всего были подунайскими (чешскими) дулебами. По­следний раз дулебы на страницах русских летописей упоминаются под 907 г. в рассказе о походе Олега на Царьград. Однако, по-видимому, прав С. М. Середо-нин, отметивший, что летописец упоминает здесь ду­лебов только потому, что в походе на Царьград долж­ны были участвовать все известные ему племена (Середопии С. М., 1916, с. 134).

В русской летописи о дулебах говорится в связи с воспоминанием о тяжелом аварском иге. Дулебы под­верглись нападению со стороны авар при византий­ском императоре Ираклии (610—641). Следовательно, племя дулебов уже в начале VII в. несомненно суще­ствовало.

Некоторые исследователи полагают, что летопис­ный рассказ о насилиях авар (обров) относится не к волынским, а к паннонским дулебам (Kuczyn-ski S. Л/., 1958, s. 226, 227; Королюк В. Д., 1963, с. 24-31). Однако это не отрицает древности волыпских ду­лебов.

Имя дулебов восходит к праславянской поре (Гру­шевский М. С., 1911, с. 248). Этот этноним имеет за­падногерманское происхождение (Фасмер М., 1964, с. 551; Трубачев О. Н., 1974, с. 52, 53). Несомненно, что дулебы составляли какую-то часть раннесредне-вековой славянской группировки, характеризуемой пражско-корчакской керамикой. Наряду с ними в ее составе были и другие праславянские племена, назва­ния которых до нас не дошли. Западногерманское происхождение этнонима дулебы позволяет допус­тить, что это праславянское племя сложилось еще в римский период где-то по соседству с западногерман­ским населением (Седов В. В., 1979, с. 131—133). Средневековые письменные источники фиксируют ду­лебов на Волыни, в Чехии, на среднем Дунае между озером Балатон и рекой Мурсой и в Хорутании на верхней Драве (Niederle L., 1910, s. 369, 370). Раз­бросанность этнонимов отражает миграцию дулебов из одного региона в разных направлениях.

Принимая буквально сообщение летописи о том, что дулебы жили по Бугу, там, где в летописное время расселялись волыняне, некоторые исследователи по­лагали, что дулебами называлось то же самое восточ­нославянское племя, которое позже стало называться бужанами или волынянами. Они допускали, что на


Волыни происходила последовательная смена племен­ных названий: дулебы — бужане — волыняне (Бар­сов Н. Я., 1885, с. 101, 102; Андрияшев А. М., 1887, с. 7; Каретников С., 1905, с. 21, 22). Другие исследо­ватели считали, что более древнее племенное образо­вание восточных славян — дулебы — положило начало двум летописным племенам — волынянам и бужанам (Нидерле Л., 1956, с. 155, 156; Грушевсъкий М. С., 1904, с. 181; Середонин С. М., 1916, с. 135). Особня­ком стоит гипотеза А. А. Шахматова, согласно кото­рой на Волыни происходила не смена племенных наз­ваний, а переселение племен. Первым славянским племенем здесь были дулебы, которые ушли отсюда, и их место заняли бужане, в свою очередь впоследст­вии вытесненные волынянами (Шахматов А. А., 1919а, с. 25).

Археологические памятники дулебов нужно искать на Волыни среди древностей VII—VIII вв. Летопись сообщает, что дулебы жили по Бугу, но это вовсе не значит, что территория их расселения ограничива­лась исключительно бассейном этой реки. Ведь речь идет о расселении племени, которого уже не сущест­вовало в период русского летописания. Даже для племен, этнографически четко выделяемых по кур­ганным древностям XI—XII вв., летопись не дает от­четливых ареалов, а только указывает один из ориен­тиров.

Представляется очевидным, что памятниками ду­лебов являются поселения и могильники с керамикой типа Луки-Райковецкой и более ранние, характеризу­емые пражско-корчакской керамикой. Однако кера­мика пражско-корчакского типа не может служить племенным признаком дулебов. Она имеет широкое распространение и, как отмечалось выше, связывает­ся со склавенами Иордана. Дулебы же были какой-то частью склавепов-славян. Летописными дулебами, по всей вероятности, была та часть носителей культуры пражско-корчакского типа, которая расселилась на Волыни и в правобережной части Среднего Подне-провья. Специфически дулебской, нужно полагать, была культура типа Луки-Райковецкой, но только внутри ареала пражско-корчакской керамики. Носи­тели культуры типа Луки-Райко'вецкой на террито­рии прежнего распространения пражско-пеньковской керамики этнографически отличались от дулебов.

Таким образом, летописные дулебы — древнее пле­менное образование славян, не дожившее до времени сложения древнерусского государства. Культурное единство выделяемого дулебского региона подчерки­вается однородностью более поздних курганных ма­териалов.

На этой территории летопись локализует бужан (волынян), древлян, полян и отчасти дреговичей. Уже А. А. Спицын в работе, положившей начало ар­хеологическому изучению восточнославянских пле­мен, отметил, что курганы IX—XII вв. племен юго-западной группы (к этой группе он причислял древ­лян, волынян, полян и дреговичей) и по обряду по­гребения, и по вещевому инвентарю представляют полное единство (Спицын А. А., 1899в, с. 326, 327).

Однородность курганных древностей юго-западной группы восточного славянства подчеркивал и Е'.'И. Тимофеев (Тимофеев Е. И., 1%1а, с, 56). Дей­ствительно, различия, например, между древлянски-ми и волынянскими или между волынянскими и


 

 


ГЛАВА 4. ПЛЕМЕНА ЛЕСНОЙ ЗОНЫ ДНЕПРОВСКОГО ПРАВОБЕРЕЖЬЯ


 


дреговичскими курганными древностями ничуть не больше, даже меньше, чем между курганными ма­териалами смоленских кривичей и полочан, являв­шихся ветвью тех же кривичей.

Этнографические особенности одежды волынян, древлян, полян и дреговичей, бесспорно, общие. Для всех этих племен характерны простота и скромность одежды, отсутствие нагрудных привесок, шейных гривн, малочисленность браслетов и распространение однотипных украшений—перстнеобразных височных колец и перстней общеславянских типов. Только крушюзерненые металлические бусы в составе шей­ных ожерелий выделяют дреговичей среди прочих племен юго-западной группы.

Имеется один весьма характерный признак, наибо­лее ярко подчеркивающий этническую близость лето­писных племен юго-западной группы. Наряду с пер-стнеобразными височными кольцами обычного обще­славянского типа в курганах X—XII вв. летописных волынян, древлян, дреговичей и полян получили рас­пространение своеобразные височные кольца, назы­ваемые перстнеобразными полутораоборотными. Это сравнительно небольшие проволочные кольца, концы которых на пол-оборота и более заходят па кольцо, так что получается полутораоборотная спираль. Та­кие височные кольца не встречаются на территории расселения северных восточнославянских племен, не характерны они и для курганов вятичей и днепров­ского левобережья. Ареал их почти исключительно ограничен областью расселения племен юго-западной потви восточного славянства (Седов В. В., 19626, с. 197, 198).

Если каждое из восточнославянских племен лесной зоны —кривичи, словене новгородские, вятичи, ради­мичи, а также северяне—характеризуется своеобраз­ными височными кольцами как этнически определяю­щими украшениями, то на юго-западе восточносла­вянского ареала целая группа племен (волыняне, древляне, поляне и дреговичи) имела однотипные ви­сочные украшения.

Однообразие курганных древностей юго-западной группы восточнославянских племен X—XII вв. нахо­дит объяснение в единстве культуры этой территории в VIII—IX вв. Очевидно, древности волынян, древ­лян, полян и дреговичей X—XII вв. имеют в основе единую культуру типа Луки-Райковецкой.

Начало сложения отдельных славянских племен на исследуемой территории относится, по-видимому, к VIII—IX вв. Как показывает карта 10, поселения и могильники образуют здесь несколько более или ме­нее крупных гнезд, разделенных лесными и болоти­стыми пространствами. Выделяется несколько рай­онов концентрации памятников VIII—IX вв., из ко­торых для рассматриваемой здесь группы представ­ляют интерес четыре: 1) верховья Буга, Стыри и Го-рыни; 2) бассейны Тетерева и Ужа; 3) среднее тече­ние Припяти (в окрестностях Турова); 4) киевское поречье Днепра с Ирпенью и нижней Десной.

Если сопоставить эти районы с ареалами летопис­ных племен, как они обрисовываются по курганным материалам X—-ХПвв., то окажется, что они в общих чертах соответствуют племенным территориям. Так, первый район совпадает с областью волынян. Скоп­ление памятников в верховьях рек Уж и Тетерев со­ответствует местоположению древлян. Группа памят-


ников VI—IX вв., которые сосредоточены в той части Припятского Полесья, где был основан племенной центр дреговичей — Туров, видимо, связана с дрего­вичами. От других групп аналогичных памятников припятская группа отделена значительными болоти­стыми пространствами, которые и позднее, в XI— XII вв., были разделительной полосой между обла­стью дреговичей и древлянской землей. С полянами связывается четвертая группа памятников, располо­женная в Киевском Поднепровье.

Таким образом, нужно полагать, что уже в VIII— IX в;в. в результате гнездообразного расселения об­разовались отдельные территориальные группы сла­вян — носителей культуры типа Луки-Райковецкой. Территориальная изолированность этих групп со временем привела к их некоторому этнографическо­му обособлению. Этнонимы большинства племен юго-западной группы, названных в русских летописях, получены от названий местностей, где они обитали: «...разидошася по земле и прозвашася имены сво­ими, где седше на которомъ месте» (ПВЛ, I, с. И). Летопись отмечает только, что дулебы обитали там, где живут (в летописное время) волыняне. Это объяс­няется, видимо, тем, что к XI—XII вв. память о дуле­бах сохранилась лишь в области расселения волынян, точно так же, как название большой этнической группы восточных славян — кривичи — сохранилось только в Смоленской земле. В Полоцкой земле кри­вичи в летописное время назывались полочанами.

Таким образом, древляне, волыняне, поляне и дре­говичи в третьей четверти I тысячелетия н. э. состав­ляли одну племенную группу славянства — дулебов, поэтому в X—XII вв. они имели и одинаковые височ­ные кольца, и однотипные прочие украшения (табл. XXV; XXVIII).

Предположение, что древнее племенное образова­ние славян, занимавших Волынь и правобережную часть Среднего Поднепровья, называлось дулебами, находит подтверждение в топонимическом материа­ле. Топонимы, производные от племенного названия дулебы, распространены не только на территории ле­тописных волынян, но значительно шире. Они изве­стны в бассейне верхнего течения Буга и верховьях Днестра, на всем пространстве правобережной части Припятского бассейна, в бассейне Ужа и под Киевом. Нанесение этих топонимов па карту наглядно пока­зывает, что все они находятся в пределах ареала ке­рамики типа Луки-Райковецкой, там, где образова­лись волыняне, древляне, поляне и дреговичи (Се­дов В. 5., 19626, с. 202, рис. 3). Исключением можно считать д. Дулебно в б. Бобруйском уезде, д. Дулебы в б. Червенском уезде и реки Дулеба и Дулебка в бассейне нижней Свислочи. Но этот район Белорус­сии был заселен дреговичами — одним из юго-за­падных племен восточного славянства, почему при­сутствие здесь подобных названий вполне объяс­нимо.

В связи с решением вопроса о дулебах как о пле­менной группе VI—VII вв., из которой позднее обра­зовались волыняне, древляне, поляне и дреговичи, стоит вспомнить сведения, содержащиеся в сочине­нии арабского хрониста середины X в. Масуди. Он сообщает, что одно из славянских племен, называ­емое «валинана» (волыняне), в древности господст­вовало над другими племенами, но потом между пле-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.