Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. Восточнославянские племена в составе древнеРусской народности. Распространены жальники преимущественно в ареале сопок





 


Распространены жальники преимущественно в ареале сопок. Известны такие погребения и на вос­точном побережье Чудского озера, и в окрестностях Пскова и Изборска, отражая проникновение словен новгородских в эти земли (карта 32).

Отдельные изолированные жальники найдены и за пределами очерченной территории. Таковы жаль­ники в Витебской обл.— Каховка, Дубровка, Стволь-но, Путилковичи (Штыхов Г. £., 1971, с. 39, 47, 59, 85). Очевидно, это — тоже следы новгородского рас­селения. Однако в Ярославско-Костромском По­волжье и в Волго-Клязьмепском междуречье жаль­ники неизвестны. По-видимому, новгородское рас­селение в эти края осуществлялось прежде чем курганный обряд погребения был вытеснен жаль-ничными захоронениями.

На территории Новгородской земли отмечено боль­шое количество древних каменных крестов (карта 33). Большинство из них — намогильные, но извест­ны также памятные и так называемые поклонные кресты, ставившиеся на дорогах или вделанные и стены христианских церквей. Первый научный обзор этих памятников был сделан А. А. Сгшцыным (Спи-цын А. Л., 19036. с. 201-234).

К числу памятных относится Стерженский крест, поставленный на городище при впадении Волги в оз. Стерж, на пути из Новгорода во Владимирскую землю. Надпись на нем гласит: «6641(1133) месяца июля 11 день почах рыти реку сию яз Иваико Пав-ловиц и крест сь поставих» (Колосов В. И., 1890). Очевидно, крест поставлен в память о произведен­ных здесь работах по углублению русла. Другой крест — Эстляндский — находится не на древнерус­ской территории, в 75 км к северо-западу от Нар­вы, и имеет немецкую надпись конца XVI в.

Несомненно памятным является каменный крест, стоящий при входе на Изборское (Труворово) горо­дище и обычно называемый Труворовым (рис. 13). Как сообщают летописи, в 1303 г. это городище — детинец древнего города Изборска — было оставлено жителями. Город был перенесен на Жеравыо гору, более отвечающую условиям обороны того времени (Псковские летописи, с. 14). Очевидно, в XIV или XV в. изборяне поставили памятный крест при въезде на старое городище, связанное летописной ле­гендой с одним из братьев-варягов Трувором, приз­ванным на заре образования древнерусского госу­дарства. Крест выделяется большими размерами. Высота его наземной части превышает 2,2 м. Форма креста своеобразна: два боковых и верхний концы его слегка расширяются от центра к краям, а ниж­ний конец не имеет расширения, его стороны почти параллельны. Надпись на Труворовом кресте тради-ционпа: ЧРЬ, СЛА, ТСЪ, ХЪ, НИКА (Царь славы Иисус Христос Ника). В средокрестии высечен вось­миконечный крест на подножии.

Памятных каменных крестов известно очень не­много, хотя обычай ставить их бытовал в Новгород­ской и Псковской землях вплоть до XVII в. Так, в 1657 г. у северной стены Изборской крепости был поставлен каменный крест» память о сражении из-боряп с литовцами.

Храмовые кресты, вделанные в стены церквей, датируются в основном XIV—XVI вв., хотя обычай этот сохранялся и в XVII—XVIII вв. Он характерен


для новгородской и псковской архитектуры позднего времени. А. А. Спицын выделяет среди храмовых крестов три типа: с лопастными концами и прямым основанием; равноконечные лопастные с ободком; восьмиконечные.

Среди придорожных наибольший интерес пред­ставляют следующие: большой Нерльский крест с надписью церковного характера, поставленный близ Боголюбова на берегу Клязьмы, при впадении в нее Нерли (История культуры, 1951, с. 298, рис. 196); крест с надписью «Игнач крест», стоявший на доро­ге из Новгорода в Тверь; крест в самом начале вол­ховских порогов. Впрочем, придорожных крестов известно довольно много, они ставились на водных и на сухопутных путях, главных и второстепенных. Самую большую группу каменных крестов со­ставляют намогильные. В отличив от поклонных и памятных, они характеризуются меньшими размера­ми и относительной массивностью. Ставились они или непосредственно в землю у могилы, или на спе­циальных плитах с отверстием. По форме они часто повторяют памятные и поклонные, но имеются и оригинальные.

Вслед за А. А. Спицыным, небольшое исследова­ние этим памятникам посвятил И. А. Шляпкин (Шляпкин И. А., 1906), разделивший каменные четы­рехугольные кресты по форме на девять типов. К ним в настоящее время добавляется десятый — изборский тип крестов (Седов В. В., 1976а, с. 102-107).

Наиболее характерные формы намогильных ка­менных крестов Новгородско-Псковской земли пред­ставлены в табл. LVI: одни не имеют никаких надписей, на других высечены кресты разных форм, на третьих сделаны надписи, состоящие из тради-ционных монограмм, как и на Труворовом кресте, и лишь очень немногие содержат надписи с именами погребенных.

Так, на каменном кресте, стоявшем на месте ста­ринного кладбища в д. Войносолово, надпись гласит; «Хростъ раба б[о]жия Савы Тарасина кузнеца» (табл. LVI, 11). Крест был надгробием деревенского, кузнеца Саввы Тарасина, датируется XIV—XV вв. (Седов В. В., 1962а, с. 311-314).

Среди крестов, находящихся в с. Воймерицы б. Боровичском уезде (табл. LVI, 4, 5), один имеет надпись: «Мироуславоу и Лазоревы братья и мати Мирослава поставили хрестъ. Славоне делале» (Спи­цын А. А., 19036, с. 208). Он относится к XII в. В Изборске внутри деревянной часовни стоит крест, на котором, помимо обычных монограмм, высочена надпись: «Ле[та] 700 миро[м] поставлен кр[ес]т на рабе б[о]жии на Степане». Этот памятник в 1492 г. установлен миром-общиной над могилой, очевидно чем-то прославившегося изборянина Степана (Се­дов В. В., 1976а, с. 103-105).

Каменные кресты весьма распространены в обла­сти расселения словен новгородских. В Псковской земле они известны главным образом там, где встре­чаются и жальничные могилы. Датируются кресты временем от XII до XVI в., а намогильные ставились преимущественно в XIV—XVI вв.

Каменные намогильные кресты, изредка встреча мые на территории Витебской обл., главным обраао: в се северных районах (Штыхов Г. В., 1971, с. 31—89) скорее всего связаны с расселением, новгородских


 

 


ГЛАВА 7. ПЛЕМЕНА СЕВЕРА

 


 


 
 

Карта 33. Распространение каменных крестов в Новгород-

ской земле

Цифрами обозначены наиболее известные кресты / — Килпола; 2 — Войносолово; 3 — Рабитицы; 4 — Ольгин Крест; 5— Малая Руя; 6 — Гостицы; 7 —Гостиж Бор; 8 — Засторонье; 9 — Верхоляны; 10 — Изборск; 11 — Куланово; и—Петровское; 13 — Подмошье; 14 — Новгород; 15 —Оку-ловка; 16 — Воймерицы; 17 — Горусово; 18 — Конецкое; 19 — Загороды (Лопастицкий крест); 20 — Волгино-Верховье (Стержепский крест); 21 — Троица; 22 — Старица; 23 — Кур­ский Рядок-Тугаповичи

словен. В более южных районах древней Руси они единичны (Спицын Л. А., 19036, с. 204; ШтыховГ. В., 1971, с. 104, 106, 145, 178,209).

На верхней Волге в д. Иворово Старицкого р-на зафиксирован случай постановки каменного креста на кургане. Поскольку в основании этого кургана есть кольцевая обкладка из валунов, очевидно, он остав­лен: новгородскими переселенцами. Погребение в кур­гане с каменным крестом было совершено в саркофа­ге из белого камня (Комаров К. И., Елкина А. К., 1976, с. 226-238).


Картина развития погребальных древностей, нари­сованная здесь, касается главным образом основного региона словен новгородских, т. е. той части Новго­родской земли, которая была занята славянами еще в период сооружения сопок. Другие области словен­ской территории характеризуются заметным своеоб­разием, что в основном обусловлено относительно поздней славянизацией местного финиоязычного на­селения.

В XI в. словене новгородские активно осваивают Ижорское плато и нижние течения Луги и Плюссы, прежде занятые водью (Седов В. В., 19536, с. 190— 229). Культурное воздействие славян на водское на­селение выразилось в распространении среди води обряда сожжения мертвых и сооружения курганов. Уже в XI в. появляются немногочисленные водские курганные погребения. Они находятся рядом со сла­вянскими погребальными насыпями, а иногда и в од­них могильниках ними. В XII в. число славянских курганов в северо-западных районах Новгородской земли заметно увеличивается. В это время водские курганы сооружаются не только внутри словенской





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 518; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.